Льготы по налогу транспортные средства
Транспортный налог
Согласно ст. 130 ГК РФ, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной регистрации судов утверждены приказом Минтранса России от 26.09.01 г. N 144, а правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах - приказом Госкомрыболовства России от 31.01.01 г. N 30. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 г. N 145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации приказом МВД России от 26.11.96 г. N 624 утвержден Порядок регистрации транспортных средств.
Объектами налогообложения признаются:
автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу
самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Приведенный список транспортных средств, собственники которых уплачивают транспортный налог, с некоторыми дополнениями (гидроциклы и несамоходные (буксируемые) суда) объединил два перечня: объектов налога с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона О дорожных фондах в РСФСР) и частично объектов налога на имущество физических лиц (п. 2 ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц). Список объектов транспортного налога конкретизируется перечнем транспортных средств, не облагаемых налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ).
Представляется, что это объединение является необходимым следствием объединения ранее существовавших налогов, связанных с обладанием транспортными средствами, в один - транспортный налог.
Особую значимость здесь имеет то, что действующим законодательством в качестве объекта налогообложения предусмотрено только транспортное средство (все, что признано транспортным средством в соответствии с законодательством). Это является принципиальным отличием от ранее действовавшего налога на пользователей автодорог, согласно которого объектом налогообложения являлась выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Считаю, что такое изменение отражает, во-первых, единый подход к определению объекта налогообложения. Во-вторых, такой порядок исчисления налога является более удобным и простым, чем его исчисление исходя из выручки от реализации продукции, которая в зависимости от конкретных целей и обстоятельств может быть рассчитана по-разному. Наконец, это является более справедливым по отношению к налогоплательщикам.
Помимо сказанного, считаю, что при рассмотрении вопроса об объекте налогообложения необходимо обратить внимание на то, что список объектов транспортного налога, по крайней мере относительно водных и воздушных транспортных средств, не является закрытым.
По моему мнению, это означает, что он может пополняться нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регистрации транспортных средств. Это обстоятельство не может не вызывать опасение, поскольку данный порядок устанавливается в основном на уровне министерств и ведомств.
Согласно статьям 14, 357 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным. В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ объект является одним из элементов налогообложения, которые должны быть четко определены, иначе налог не считается установленным. При этом объект налогообложения должен быть четко определен в самом НК РФ. Региональные законодатели лишены возможности устанавливать или каким-либо образом корректировать объект налогообложения. Это следует из п. 3 ст. 12 НК РФ.
Таким образом, в главе 28 НК РФ должен быть исчерпывающе установлен перечень транспортных средств, облагаемых транспортным налогом. Отнесение этого вопроса на уровень регионального, а тем более ведомственного регулирования противоречит приведенным положениям НК РФ.
В этой связи хотелось бы еще раз обратить внимание на формулировки главы 28 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. При такой ситуации из сферы действия транспортного налога выпадают транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке.
По моему мнению, обозначенное положение требует конкретизации формулировки, исключающей ее двоякое толкование.
В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие:
назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами)
принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки)
принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).
4.НАЛОГОВАЯ БАЗА И НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД.
Налоговая база - это часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству и зависит от его вида (ст. 359 НК РФ). В связи с разнородностью объектов налогообложения Налоговый кодекс РФ предусматривает различный порядок определения налоговой базы по транспортному налогу (таблица 2). Например, в отношении водных несамоходных средств налоговая база - это валовая вместимость в тоннах, а в отношении транспортных средств, имеющих двигатель, - его мощность в лошадиных силах.
Таблица 1 Порядок определения налоговой базы по транспортному налогу
Нормативная база
– Закон № 427

Закон Украины от 11.12.91 г. № 1963-XII «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (в редакции Закона от 06.12.2006 г. № 427-V) 1
– Закон № 2181
Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»
– Порядок № 373
Порядок заполнения и представления Расчета суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов и Справки о суммах налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, которые уменьшают или увеличивают налоговые обязательства в результате исправления самостоятельно выявленной ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах, в орган государственной налоговой службы, утвержденный приказом ГНАУ от 17.09.2001 г. № 373, зарегистрированным в Минюсте Украины 05.10.2001 г. под № 862/6053 2
Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов (далее — налог с владельцев транспортных средств) является одним из «долгожителей» налоговой системы Украины. Порядок его исчисления и уплаты был определен еще в 1991 году первой редакцией Закона № 427 . При этом вступление в силу с 1 января 2007 года новой редакции этого Закона практически не повлияло на порядок составления и представления Расчета суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов (далее — Расчет).
Kто платит налог и представляет Расчет?
Налог с владельцев транспортных средств — один из немногих налогов, плательщиками которого являются как юридические, так и физические лица. Причем физические лица не обязательно должны быть гражданами Украины и субъектами предпринимательской деятельности (далее — предприниматели). Главное, чтобы они были владельцами транспортных средств или других самоходных машин и механизмов.
Согласно ст.1 Закона № 427 плательщиками налога с владельцев транспортных средств являются предприятия, учреждения и организации, а также граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства (далее — физические лица), которые имеют зарегистрированные в Украине в соответствии с действующим законодательством собственные транспортные средства . являющиеся объектами налогообложения. Но исходя из п.1 Порядка
№ 373 Расчет представляют только юридические лица. Физические лица, в том числе предприниматели, Расчет представлять не должны 3.

За какие транспортные средства уплачивается налог?
Согласно ст.2 Закона № 427 объектом налогообложения являются наземные и водные транспортные средства, но не все из них. В связи с этим нередко возникают вопросы о том, является транспортное средство объектом налогообложения или нет. Поэтому для более точного определения объекта налогообложения и размера налога в Законе № 427 используется Гармонизированная система описания и кодирования товаров.
Kак известно, на этой системе основана Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности (УKТ ВЭД), которая, собственно говоря, и применяется для определения объекта обложения налогом с владельцев транспортных средств.
Фактически данным налогом облагаются отдельные виды транспортных средств, которые согласно разделу XVII УKТ ВЭД отнесены к группе 87 (автомобили, тягачи, велосипеды и другие наземные транспортные средства, их части и устройства) и к группе 89 (плавучие средства морские или речные). В частности, из транспортных средств, отнесенных УKТ ВЭД к товарной группе 87, налогообложению подлежат:
- тракторы колесные (кроме гусеничных — код 8701 30)
- автомобили, предназначенные для перевозки не менее 10 лиц, включая водителя
- автомобили легковые, в том числе автомобили с электродвигателем
- автомобили грузовые, автомобили специального назначения (кроме пожарных и скорой помощи)
- мотоциклы (мопеды), велосипеды с двигателем (кроме имеющих объем цилиндра двигателя до 50 куб. см).
Из водного транспорта налогом облагаются яхты и суда парусные со вспомогательным двигателем или без него, кроме спортивных.
При определении объекта налогообложения необходимо обратить внимание на транспортные средства, которые не облагаются налогом с владельцев транспортных средств. Это, в частности, названные выше гусеничные тракторы, специальные автомобили пожарные и скорой помощи, мотоциклы (мопеды), велосипеды, имеющие объем цилиндра двигателя до 50 куб. см, парусные, спортивные яхты и суда.
Следует отметить, что Законом № 427 определены также разные принципы начисления налога для наземных и водных транспортных средств, что нашло свое отражение в ставках налога с владельцев транспортных средств.
Kак рассчитывается сумма налога?
При расчете налога нужно помнить об одной особенности Закона № 427 . новая редакция которого вступила в силу с 1 января 2007 года. Она состоит в том, что в настоящее время согласно ст.3 этого Закона отдельно определяются ставки налога для его уплаты при первой регистрации транспортных средств в Украине и в других случаях (регистрация, перерегистрация, технический осмотр). При этом для наземных транспортных средств годовая ставка налога установлена на каждые 100 куб. см объема цилиндров двигателя или на каждый 1 кВт мощности двигателя для автомобилей с электродвигателем.
Для большинства транспортных средств предусмотрены шкалы прогрессивных ставок налогообложения. При первой регистрации в Украине они дифференцируются в зависимости от срока использования транспортных средств до такой регистрации (новые, до 8 лет и более 8 лет). В основном, такие ставки налога для новых транспортных средств и использовавшихся до 8 лет, совпадают с минимальными ставками налога при его уплате в других случаях. Однако для первой регистрации в Украине большинства транспортных средств, использовавшихся свыше 8 лет, ставки налога увеличены в 20 и более раз.
В других случаях ставки налога дифференцируются в зависимости от объема цилиндров двигателя или длины морских транспортных средств. В частности, для легковых автомобилей (код 8703) определены шесть ставок налога (от 3 грн. до 40 грн. за каждые 100 куб. см), а для грузовых автомобилей — три ставки налога (от 15 грн. до 25 грн. за каждые 100 куб. см).
Исходя из установленных ставок налога его сумму, подлежащую уплате в бюджет в течение года, за наземные транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания можно определить по формуле:
Годовая сумма налога
Какие льготы по налогам отменены?
Сумма налога на транспорт увеличивается на каждую единицу превышения соответствующей нижней границы объема двигателя на 7 тенге
С 1 января 2014 года по налогу на транспортные средства отменена льгота для участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, лиц, награжденных орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лиц, проработавших (прослуживших) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденных орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалидов, героев Советского Союза и Социалистического Труда, лиц, удостоенных званий «Халык кахарманы», «казакстаннын Енбек Epи», награжденных орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетных матерей, удостоенных звания «Мать-героиня», награжденных подвесками «Алтын алка», «Кумiс алка», по легковым автомобилям с объемом двигателя свыше 4000 кубических сантиметров, регистрация (перерегистрация) которых в уполномоченном органе произведена после 31 декабря 2013 года.
Это пояснение дал и. о. заместителя руководителя налогового департамента по ЮКО Нургали Кудайбергенов .
Также исчисление транспортного налога для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров, произведенных (изготовленных или собранных) в Республике Казахстан после 31 декабря 2013 года или ввезенных на территорию Республики Казахстан после 31 декабря 2013 года, производится по следующим ставкам, установленным в месячных расчетных показателях (месячный расчетный показатель на 2014 год утвержден в сумме 1852 тенге).
Легковые автомобили с объемом двигателя (куб. см):
свыше 3000 до 3200 включительно - 35 МРП,
свыше 3200 до 3500 включительно - 46 МРП,
свыше 3500 до 4000 включительно - 66 МРП,
свыше 4000 до 5000 включительно - 130 МРП,
свыше 5000 - 200 МРП.
При этом сумма налога увеличивается на каждую единицу превышения соответствующей нижней границы объема двигателя на 7 тенге.
По налогу на имущество увеличена базовая стоимость одного квадратного метра жилища и дачной постройки по городам Астана и Алматы в два раза с 30,0 тыс.тенге до 60,0 тыс. тенге, по областным центрам – также в два раза с 18,0 тыс. тенге до 36,0 тыс. тенге.
Вместе с тем пересмотрена шкала ставок при определении налоговой базы налога на имущество физических лиц.
С 1 января 2016 года неиспользуемые земельные участки . выделенные под строительство различных объектов, включая земельные участки, выделенные под жилищное строительство, будут облагаться по повышенным ставкам в 10 раз . При этом порядок определения земельных участков, не используемых в соответствующих целях или используемых с нарушением законодательства РК, будет установлен правительством РК. Сведения по таким земельным участкам в налоговые органы будет представлять уполномоченный государственный орган в сфере управления земельными ресурсами.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по упрощенной декларации, будут отчитываться раз в полгода.
С 1 января 2014 года вступили в действие следующие изменения в рамках специальных налоговых режимов (СНР). Если ранее по патенту предельный доход для применения СНР на основе патента составлял 200-кратный размер минимальной заработной платы, то с 1 января 2014 года предельный доход составляет 300-кратный МЗП или 6,0 млн. тенге (МЗП на 01.01.2014 г составляет 19966 тенге). До введения этой нормы по упрощенной декларации предельный доход для применения СНР на основе упрощенной декларации составлял 10 млн. тенге для ИП и 25 млн. тенге для юридических лиц, тогда как с 1 января 2014 года предельный доход составляет для ИП 1400-кратный МЗП (27,9 млн. тенге), для юридических лиц 2800-кратный МЗП (55,9 млн. тенге).
Также планируется важное изменение касательно налогового периода, а именно: с 1 января 2014 года налоговым периодом по упрощенной декларации будет являться полугодие.
Правила таможенного оформления автомобилей
15.11.2006 г. № 1010 внесены изменения в Правила таможенного контроля и таможенного оформления транспортных средств, которые перемещаются гражданами через таможенную границу Украины, утвержденные приказом Гостаможслужбы Украины от 17.11.2005 г. № 1118 (далее – Правила).
Следует обратить внимание на то, что данные Правила распространяются на транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Украины гражданами, в том числе и частными предпринимателями, не являющимися субъектами внешнеэкономической деятельности, для постоянного пользования (в том числе в целях разукомплектации на запасные части) на таможенной территории Украины или в целях транзита, а также на временно вывозимые за пределы таможенной территории Украины.
Основные изменения коснулись порядка определения года изготовления транспортного средства, а также порядка выдачи удостоверения на транспортное средство.
Определение года изготовления транспортного средства
В соответствии с Правилами год изготовления транспортного средства определяется на основании данных его производителя, находящихся в идентификационном номере транспортного средства. Международной организацией стандартизации (ISO) с 1976 года введен международный стандарт – ISO 3779-1983, по которому определяется идентификационный номер транспортного средства, являющийся индивидуальным.
В случае определения года изготовления транспортного средства в идентификационном номере указывается или календарный, или модельный номер изготовления данного транспортного средства.
Стандартом ISO-3779-1983 для кодировки модельного года рекомендовано использовать 10-й символ в 17-значном идентификационном номере, а также символы, указанные в таблице 4.4 приложения 4 к Методике товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины, Фонда государственного имущества Украины от 24.11.2003 г. № 142/5/2092 (далее – Методика).
Календарный и модельный годы могут отличаться по последним 8 знакам идентификационного номера.
Большинство производителей транспортного средства указывают год изготовления 10-м символом в 17-значном идентификационном номере. Однако существуют производители, которые определяют год изготовления транспортного средства знаком, находящимся в другом месте идентификационного номера, а некоторые – год изготовления вообще не указывают.
Годом изготовления транспортного средства является календарная дата его изготовления, т. е. день, месяц, год.
Если в идентификационном номере нового транспортного средства не указывается календарная дата его изготовления, то датой изготовления считается дата, указанная в технических документах изготовителя транспортного средства.
Год изготовления транспортного средства, бывшего в употреблении, определяется с учетом календарной даты первой регистрации транспортного средства. Датой первой регистрации транспортного средства, бывшего в употреблении, является дата, указанная в специальной графе технического паспорта (свидетельства о регистрации), например паспорта немецкого образца, или дата выдачи технического паспорта (свидетельства о регистрации).
В случае отсутствия данных о дате первой регистрации, когда модельный или календарный год изготовления транспортного средства, указанный в идентификационном номере, совпадает с годом начала его эксплуатации, датой изготовления считается 1 января года, указанного в идентификационном номере транспортного средства.
При наличии обоснованных сомнений относительно года изготовления транспортного средства год изготовления устанавливается экспертом, имеющим свидетельство на право проведения экспертных исследований по соответствующей экспертной специальности.
Если указанный в идентификационном номере модельный год изготовления не совпадает с годом начала эксплуатации транспортного средства, который указан в регистрационном документе и превышает его, датой изготовления считается 1 июля года, указанного в регистрационных документах.
Если указанный в идентификационном номере календарный или модельный год изготовления не совпадает с годом начала эксплуатации транспортного средства, который указан в регистрационном документе и является меньшим, датой изготовления считается 1 января календарного года, указанного в идентификационном номере.
В случае невозможности определения года изготовления транспортного средства по идентификационному номеру годом изготовления считается год, указанный в регистрационных и технических документах на это транспортное средство.
При этом в случае отсутствия в регистрационных и технических документах на транспортное средство календарной даты изготовления этого же транспортного средства такой датой считается 1 января года, указанного в регистрационных и технических документах.
Датой начала пользования транспортным средством, которое ввозится на таможенную территорию Украины, считается дата первой регистрации транспортного средства, указанная в регистрационных документах, которые выданы полномочными государственными органами и дают право эксплуатации этих транспортных средств на постоянной основе. При отсутствии регистрационных документов первой регистрации транспортного средства, датой начала эксплуатации считается первый день первого месяца года, указанного в идентификационном номере, а при отсутствии и в идентификационном номере – 1 января года изготовления, указанного в регистрационных документах.
Удостоверение регистрации транспортного средства
Удостоверение регистрации транспортного средства (далее – Удостоверение) – это документ строгой отчетности, который выдается таможней собственнику транспортного средства (уполномоченному лицу) для регистрации этого транспортного средства на имя лица, указанного в этом документе, в соответствующих регистрационных органах в установленный законодательством срок.
Выдача Удостоверения производится таможенным органом, в зоне деятельности которого постоянно или временно проживает собственник транспортного средства.
Собственник транспортного средства (уполномоченное лицо) должен предъявить таможенному органу транспортное средство вместе с заявлением (форма заявления приведена ниже).
Основанием для оформления Удостоверения являются следующие документы:
оформленная таможенная декларация
второй экземпляр ТД-1, подтверждающий оплату таможенных и других обязательных платежей при таможенном оформлении транспортного средства (кроме случаев ввоза транспортного средства для постоянного пользования на таможенной территории Украины с предоставлением льгот по налогообложению)
подтверждающие право собственности на транспортное средство
подтверждающие право на льготное налогообложение
удостоверенная должностным лицом таможенного органа оформленная копия Акта проведения таможенного осмотра транспортного средства
иные документы (загранпаспорт, паспорта гражданина и т. д.).
Далее должностное лицо таможенного органа осуществляет таможенный осмотр транспортного средства, проверяет на соответствие идентификационного номера, номера кузова, шасси (рамы), двигателя, даты изготовления, цвета и даты начала эксплуатации транспортного средства данным, указанным в поданных документах.
При отсутствии замечаний должностное лицо таможенного органа в таможенной декларации делает соответствующую запись, заверяет ее подписью и личной номерной печатью.
Если таможенное оформление транспортного средства было произведено с предоставлением льгот по налогообложению, то проводится проверка обоснованности предоставления таких льгот.
Удостоверение выдается в двух экземплярах:
– первый экземпляр вместе с документами, подтверждающими право собственности на транспортное средство (право пользования им), регистрационными и техническими документами, таможенной декларацией, выдается собственнику транспортного средства для дальнейшей подачи их в подразделения МВД Украины, которые в соответствии с действующим законодательством Украины уполномочены осуществлять государственную регистрацию и снятие с учета транспортного средства
– второй экземпляр вместе с заявлением собственника транспортного средства (уполномоченного лица), заверенным должностным лицом таможенного органа, архивируется и хранится в таможенном органе.
Пример 1: 2004 Мазда3 2.0L $10000
Акцизный сбор: 1,5х1999 см. куб=2999 евро $4388 | Пошлина 25%: 10000=$2500
НДС 20%: Акц. сбор: $4388=$877 | Пошлина $2500=$500 | Стоим. авто$10000=$2000
Стоимость растаможки: 4388+2500+877+500+2000=10265
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.Г. Пансков. Книги Издательского Дома МЦФЭР, 2002
ГЛАВА III. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10. Налог на добавленную стоимость
Льготы по НДС, предоставляемые инвалидам
Особое внимание в законодательстве уделено социальной защите и адаптации инвалидов. Для организаций и предприятий, где работают инвалиды, создаются льготные налоговые условия, способствующие более успешной реализации производимой ими продукции. Освобождена от уплаты НДС реализация товаров, работ и услуг, произведенных общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Не облагается налогом и продукция, работы и услуги, реализуемые организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Льгота по НДС предоставлена также и тем учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов и которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Исключение в части льгот организациям, использующим труд инвалидов, сделано лишь для подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых и некоторых других товаров по перечню, утверждаемому Правительством по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов, а также для брокерских и иных посреднических услуг, оказываемых этими организациями. Указанные операции подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Реализация продукции, работ и услуг, производимых лечебно-производственными или трудовыми мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, также не облагается налогом на добавленную стоимость.
Реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в установленном порядке, также не облагается налогом.
Не включаются в облагаемый оборот операции по реализации промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, а также лома и отходов этих металлов для дальнейшей переработки и аффинирования. Не является объектом обложения также реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней, Банку России и банкам, реализация драгоценных камней в сырье для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт, а также специализированным внешнеэкономическим организациям, Банку России и банкам. Реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней специализированным внешнеэкономическим организациям, Банку России и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Банком России и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ, также не подлежит налогообложению.
Если осуществляется передача товаров, выполнение работ или оказание услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности (за исключением подакцизных товаров), то эти обороты не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Все виды финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме с 1 января 2001 г. подлежат освобождению от уплаты НДС.
Следует особо выделить льготы, касающиеся отдельных сфер деятельности.
ЛЬГОТЫ ПО НДС ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
К сожаленью, численность граждан РФ, получивших инвалидность, растет с каждым днем. Эти люди нуждаются в каждодневной поддержке и защите со стороны государства и общества.
Вопросы социальной поддержки и защиты инвалидов следует отнести к наиболее важным и трудно решаемым проблемам.
Вопрос о налоговых льготах является актуальным, в связи с тем что в России проводится политика сокращения количества налогов. Налоговая льгота представляет собой разновидность правовой льготы и поэтому отвечает всем ее признакам, это определенные преимущества в отношении одних налогоплательщиков перед другими в конкретных сферах. Налоговая льгота является дополнительным элементом налогообложения, одним из инструментов экономического и социального развития.
Социальная защита инвалидовВ течение последних 13 лет были приняты наиболее важные документы, которые и сегодня являются действенными правовыми механизмами социальной защиты инвалидов России.
Прежде всего это Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ О социальной защите инвалидов Российской Федерации (Закон 181-ФЗ), которым была определена государственная политика в этой области и установлена система инструментов социальной защиты инвалидов.
Согласно статье 2 Закона 181-ФЗ социальной защитой инвалидов признается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Важным отражением экономического аспекта социальной защиты инвалидов являются нормы, содержащиеся в части первой и второй Налогового кодекса (НК), а также в Законе РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 О налоге на имущество физических лиц, которые закрепляют такие инструменты экономической поддержки инвалидов, как налоговые льготы и иные преимущества.
В статье 17 НК определяются основные и дополнительные элементы юридического состава, без которых налоги и сборы не могут быть установлены. К дополнительным (факультативным) элементам прежде всего относятся налоговые льготы – законодатель указывает, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно п. 1 статьи 56 НК льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Обычно налоговые льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность в интересах государства, предприятий и предпринимателей малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в тяжелом финансовом положении по независящим от них причинам.
В соответствии со статьей 1 Закона 181-ФЗ инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно статье 33 Закона 181-ФЗ общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Государство оказывает общественным объединениям инвалидов содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.
Налоговые льготы, предоставляемые общественным организациям инвалидовНалоговые льготы в виде исключения из объекта обложения НДС некоторых операций предоставляются общественным организациям инвалидов.
Статья 149 НК устанавливает налоговые льготы по НДС, затрагивающие экономические интересы не только организаций, к которым относятся общественные объединения инвалидов, но и физических лиц, имеющих инвалидность и являющихся фактическими плательщиками налога.
В соответствии с пп. 1 п. 2 статьи 149 НК не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (передача, выполнение) для собственных нужд на территории РФ:Кроме того, в соответствии с пп. 3 п. 2 статьи 149 НК освобождается от НДС оказание услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.
Содержание рассмотренных норм прямо указывает на то, что предоставленная инвалидам льгота не только выводит из-под объекта обложения операции, которые имеют социальную направленность, и тем самым уменьшает налоговую базу налогоплательщика-организации и стимулирует их производство, но также способствует снижению экономического давления на инвалида-покупателя, так как в результате установленной льготы в цену реализованных организацией товаров и услуг не включается НДС.
Наряду с этим пп. 2 п. 3 статьи 149 НК устанавливается льгота, которая предоставляется непосредственно общественным объединениям инвалидов. Таким образом, из объекта обложения НДС исключаются операции по реализации, в том числе передачи, выполнению и оказанию для собственных нужд товаров, работ, услуг общественными организациями инвалидов и организациями, созданными общественными организациями инвалидов.
Особенности предоставления льготы по НДСПри реализации общественными объединениями инвалидов своего права на льготу по НДС должны учитываться некоторые особенности.
Во-первых, если организация, созданная общественной организацией инвалидов, осуществляет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, то в учетной политике для целей налогообложения она должна предусмотреть раздельный учет таких операций.
Во-вторых, согласно п. 5 статьи 149 НК налогоплательщику предоставляется право отказаться от льгот в виде освобождения от обложения НДС, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения от НДС или приостановить его использование. Это объясняется тем, что освобождение от НДС во многих случаях бывает невыгодным для налогоплательщиков (например, невозможность принять к вычету входной НДС).
В соответствии со статьей 171 НК под налоговыми вычетами понимается та сумма, на которую налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
НДС = (1НБ 18% 2НБ 10% 3НБ 0%) - НВ, где НДС - сумма налога, подлежащая к уплате1НБ, 2НБ, 3НБ - налоговые базы, к которым применяются соответствующие ставки
НВ - налоговые вычеты.В-третьих, если среди 50% инвалидов, которых обязана трудоустроить у себя организация, имеющая право на льготу, какое-то их число окажется нетрудоспособными, то в этом случае налоговые органы могут попытаться уменьшить количество инвалидов в организации и тем самым поставить под сомнение право организации на льготу.
Льготы по НДС для предприятий инвалидов могут сделать постоянными
Обеспечить реализацию прав предприятий, учреждений и организаций общественных организаций инвалидов на льготное налогообложение планирует депутат от ВО «Батькивщина» Валерий Сушкевич.
Проектом № 3623 предлагается внести изменения в Налоговый кодекс (ст. 189) и установить, что б азой налогообложения для товаров / услуг . которые передаются / получаются в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, доверительного управления, поставщиком которых являются предприятия и организации общественных организаций инвалидов . которые основаны общественными организациями инвалидов и являются их собственностью, в которых количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет в течение предыдущего отчетного периода не менее 50 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25 % сумм общих расходов на оплату труда, относящихся к составу издержек производства, и имеющих разрешение на право пользования льготами по налогообложению в соответствии с Законом «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», является торговая наценка, установленная покупателем таких товаров .
Кроме того, планируется предоставить предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов, которые основаны общественными организациями инвалидов и являются их собственностью, отвечающих вышеуказанным критериям по численности и суммах на оплату труда, право на налогообложение НДС по нулевой ставке без применения какого-либо срока реализации такого права. В связи с чем, предлагается подпункт 195.1.2 пункта 195.1 ст.195 Налогового Кодекса Украины дополнить новыми абзацами.
Исключаются п.8 подраздела 2 раздела XX «Переходные положения» НК, который содержит норму относительно льгот по НДС, предоставляемых предприятиям, организациям инвалидам временно, на срок до 1 января 2015 г.
Документ. Льготы по НДС для инвалидов
Льготы по НДС для инвалидов
Перечень используемых документов
1. Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.97 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями.
2. Закон N 208 - Закон Украины от 24.03.98 г. N 208/98-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость".
3. Закон N 550 - Закон Украины от 26.09.97 г. N 550/97-ВР "О внесении изменений в Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость".
4. Закон N 698 - Закон Украины от 05.12.97 г. N 698/97-ВР "О внесении изменений в статью 5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость".
5. Указ N 857 - Указ Президента Украины от 07.08.98 г. N 857/98 "О некоторых изменениях в налогообложении", с изменениями и дополнениями.
6. Постановление N 151 - постановление Кабинета Министров Украины от 16.02.98 г. N 151 "О реализации подпункта 5.2.1 статьи 5 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость".
7. Постановление N 768 - постановление Кабинета Министров Украины от 02.06.98 г. N 768 "О порядке отнесения товаров (работ, услуг) к собственному производству предприятий, основанных Украинским обществом глухих, операции по продаже которых исчисляются по нулевой ставке".
8. Постановление N 831 - постановление Кабинета Министров Украины от 05.08.97 г. N 831 "О порядке отнесения товаров (работ, услуг) к собственному производству предприятий, основанных всеУкраинскими общественными организациями инвалидов".
9. Постановление N 1138 - постановление Кабинета Министров Украины от 27.07.98 г. N 1138 "О реализации подпункта 5.2.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость".
10. Положение N 149 - Положение о Реестре плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом Государственной налоговой администрации Украины от 27.05.97 г. N 149, в редакции приказа Государственной налоговой администрации Украины от 25.01.99 г. N 43.
11. Порядок заполнения налоговой накладной - Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. N 165, с изменениями и дополнениями.
12. Порядок ведения книги учета приобретения - Порядок ведения книги учета приобретения товаров (работ, услуг), утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. N 165, с изменениями и дополнениями.
13. Порядок ведения книги учета продажи - Порядок ведения книги учета продажи товаров (работ, услуг), утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. N 165, с изменениями и дополнениями.
14. Порядок N 166 - Порядок заполнения и представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30.05.97 г. N 166, с изменениями и дополнениями.
15. Письмо N 4627 - письмо Государственной налоговой администрации Украины от 23.04.98 г. N 4627/10/16-1120-16 "О налоге на добавленную стоимость".
16. Письмо N 0610 - письмо Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Верховной Рады Украины от 25.03.99 г. N 0610/190 "Об отдельных вопросах применения налогового законодательства".
Известна крайняя запутанность в определении и сложность при применении льгот по налогу на добавленную стоимость, предписанных как самим Законом о НДС, так и изданными в его исполнение нормативными актами. Известно также большое число изменений и дополнений, внесенных Верховной Радой Украины в сам Закон, и Кабинетом Министров Украины в различные установленные им порядки применения льгот. Президент тоже не остался в стороне и Указом N 857 значительно подкорректировал некоторые "льготирующие" положения Закона о НДС.
В данной консультации речь пойдет о льготах для предприятий, созданных всеУкраинскими общественными организациями инвалидов, а именно об:
- освобождении от налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) согласно подпункту 5.2.1 Закона о НДС
- исчислении НДС по нулевой ставке относительно операций по продаже товаров (работ, услуг) согласно подпункту 6.2.8 Закона о НДС.
Подробнее названные льготы описаны в табл. 1.
Таблица 1
Льготы для предприятий, созданных всеУкраинскими общественными
организациями инвалидов
* Редакция подпункта 5.2.1 Закона о НДС после внесения изменений Законом N 550 отличалась от первоначальной редакции только словом "предыдущего".
Налоговый учет на предприятиях, подпадающих под действие подпункта 5.2.1 Закона о НДС
1. В разделе I в графе 10 налоговой накладной указываются объемы продажи товаров (работ, услуг) (пп. 12.9 Порядка заполнения налоговой накладной), в разделе VI в графе 10 делается пометка "Без НДС" с обязательной ссылкой на подпункт 5.2.1 Закона о НДС (п. 10 того же Порядка).
2. В книге учета приобретения стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных с НДС, указывается в графе 18 (пп. 11.18 Порядка ведения книги учета приобретения). Стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных без НДС, отражается в графе 20 (пп. 11.19 этого же Порядка).
В случае приобретения импортных товаров с НДС, если НДС уплачен при таможенном оформлении, заполняется графа 21 (пп. 11.20 Порядка ведения книги учета приобретения). Если сумма НДС по товарам уплачена путем выдачи налогового векселя органам таможенного контроля, стоимость приобретенных
импортных товаров отражается в графе 22 (пп. 11.21 указанного Порядка). В графе 23 книги учета приобретения указывается стоимость приобретенных импортных товаров без НДС, определенных пунктами 5.1 и 5.3 Закона о НДС, кроме подакцизных товаров (пп. 11.22 Порядка ведения книги учета приобретения).
Как для любого налогоплательщика, стоимость товаров (работ, услуг), не включаемая в состав валовых расходов, или основных фондов и нематериальных активов, не подлежащих амортизации, отражается в графах 24 и 25.
3. В книге учета продажи в графе 9 указывается стоимость товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения и проданных на таможенной территории Украины лицам, являющимся плательщиками налога, в графе 12 проданных лицам, не являющимся плательщиками налога, в графе 14 отправленных на экспорт.
4. В разделе I "Налоговые обязательства" по строке 4 налоговой декларации по НДС (далее - Налоговая декларация) указывается объем операций по продаже товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения (пп. 5.3.5 Порядка N 166). Причем налогоплательщик, заполняющий эту строку, к Налоговой декларации должен приложить справку произвольной формы, удостоверенную подписью бухгалтера и печатью с указанием вида операции и пункта Закона (в рассматриваемом случае - подпункта 5.2.1 Закона о НДС), в соответствии с которым такая операция освобождена от налогообложения.
Вразделе II "Налоговый кредит" налогоплательщик указывает стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, освобожденных от налогообложения: по строке 10"б" - для приобретенных на таможенной территории Украины товаров (работ, услуг) с НДС, по строке 11"б" - для таких же товаров (работ, услуг), приобретенных без НДС, по строкам 13"а" - 13"в" - для импортированных товаров (работ, услуг).
Налоговый учет на предприятиях, подпадающих под действие подпункта 6.2.8 Закона о НДС
1. При выписке налоговой накладной указанные предприятия заполняют раздел 1 графы 8 или 9, отражая объемы продажи по нулевой ставке соответственно на таможенной территории Украины или на экспорт (пп. 12.7-12.8 Порядка заполнения налоговой накладной). При этом в разделе VI в графах 8 или 9 проставляется цифра "0" (п. 11 того же Порядка).
2. В книге учета приобретения операции по приобретению товаров (работ, услуг) отражаются в общем порядке.
3. В книге учета продажи заполняются графы 8, 11, 14, где указывается объем продажи товаров (работ, слуг) на таможенной территории Украины соответственно лицам, являющимся плательщиками налога, и лицам, не являющимся плательщиками налога, а также на экспорт.
4. В разделе I "Налоговые обязательства" по строке 2 Налоговой декларации указываются объемы продажи товаров (работ, услуг), причем отдельно - на экспорт (пп. 5.3.3 Порядка N 166).
Вразделе II "Налоговый кредит" стоимость приобретенных с НДС и без НДС на таможенной территории Украины или ввезенных из-за ее пределов товаров (работ, услуг) отражается в обычном для налогоплательщиков порядке.
Некоторые существенные моменты
Обратим теперь внимание читателей на некоторые существенные моменты.
1. То, что предприятие, применяющее льготу, основано соответствующей всеУкраинской общественной организацией инвалидов, должно подтверждаться его уставом.
2. Согласно первоначальной редакции подпункта 5.2.1 Закона о НДС и существующей редакции подпункта 6.2.8 этого Закона соответственно освобождаются от налогообложения и облагаются налогом по нулевой ставке операции по продаже товаров (работ, услуг) собственного производства налогоплательщикам. Подчеркнем - льгота действительна только в случае продажи лицам, зарегистрированным в качестве плательщиков НДС, а не любым другим юридическим или физическим лицам. Следовательно, ее нельзя применять при продаже товаров (работ, услуг) собственного производства, например, населению.
3. Спорным является вопрос, с какого момента правомерно применять льготу - с даты вступления в силу соответствующей редакции подпункта Закона о НДС, устанавливающего льготу, либо с даты вступления в силу постановления Кабинета Министров Украины, регулирующего порядок применения льготы. Государственная налоговая администрация Украины считает (см. Письмо N 4627), что пользоваться льготой можно не ранее момента вступления в силу соответствующего постановления КМУ. Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности Верховной Рады Украины, напротив, уверен, что и в период, когда отсутствовало соответствующее постановление, но уже действовал Закон, вполне правомерно применение льготирующей законодательной нормы (см. Письмо N 0610).
4. Предприятиям, подпадающим под действие подпункта 5.2.1 Закона о НДС и осуществляющим одновременно операции по продаже товаров (работ, услуг), освобожденные от налогообложения и облагаемые налогом по ставке 20 %, необходимо помнить о существовании подпункта 7.4.3 Закона о НДС. Согласно этому подпункту в случае когда товары (работы, услуги), изготовленные и/или приобретенные, частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично нет, то в сумму налогового кредита включается та часть уплаченного (начисленного) налога при их изготовлении или приобретении, которая отвечает части использования таких товаров (работ, услуг) в налогооблагаемых операциях отчетного периода.
При составлении налоговой накладной, удостоверяющей продажу одному покупателю как налогооблагаемых товаров (работ, услуг), так и освобожденных от налогообложения, в соответствии с пунктом 9 Порядка заполнения налоговой накладной продавец составляет отдельные налоговые накладные, поскольку не допускается заполнение в одной накладной одновременно графы 1 и граф 7, 8 и 9.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!