Виды социальных льгот выплат

Человеческий фактор как элемент организации производства
Основные показатели оценки социального развития предприятия перечислены ниже.
1. Показатели условий труда и охраны здоровья:
- уровень травматизма
УТ = ЧТ/СЧР, (1.2)
где УТ – уровень травматизма
ЧТ – число травм
СЧР – среднесписочная численность работающих.
- уровень профессиональных заболеваний
СЧРиД – среднесписочная численность работников и их детей.
- уровень образования
УО = ИО/СЧР, (1.14)
где УО – уровень образования
ИО – число имеющих образование.
- уровень профессиональной подготовки
УПП = ЧПК/СЧР, (1.15)
где УПП – уровень профессиональной подготовки
ЧПК – число повышающих квалификацию.
Значения показателей, формулы для расчета которых были приведены выше дают всестороннюю оценку социального развития предприятия. Руководству предприятия необходимо следить за этими показателями и вовремя принимать соответствующие решения, стремиться их улучшить. Ведь забота сотрудниках предприятия – это необходимо условие мотивации персонала и залог стабильного и эффективного функционирования любого хозяйствующего субъекта.
Анализ системы социальных льгот и выплат
Развитие рыночных отношений и расширение самостоятельности трудовых коллективов повышают значимость социальных льгот и выплат, доля которых постоянно растет в объеме совокупного дохода работника. Если раньше при трудоустройстве люди прежде всего обращали внимание на размер заработной платы, то теперь обязательно учитывают и то, какие виды социальной помощи может предоставить предприятие. Эти льготы и выплаты перестают носить временный характер. Они становятся важным и необходимым условием поддержания стабильности и повышения жизненного уровня работников и членов их семей. Этот вид дохода, так же, как и заработная плата и дивиденды, непосредственно зависит от результатов работы каждого работника и предприятия в целом, ибо его источником, как правило, является полученная от хозяйственной деятельности прибыль. Следовательно, как участники системы социальных льгот и выплат работники заинтересованы в конечных результатах работы предприятия.
Развитая система социальных льгот и выплат должна способствовать:
- привлечению квалифицированных специалистов
- сохранению групп квалифицированных специалистов в течение необходимого срока
- поддержанию конкурентоспособности компании на рынке труда за счет предложения сотрудникам более выгодных форм поощрения, чем в других компаниях
- стимулированию производительного труда.
Социальные льготы могут быть монетарными (в денежном выражении) и немонетарными (социальные блага, некоторые виды благ из пакета компенсаций, различного рода поощрения и др.). Далее приведем перечень монетарных и немонетарных социальных льгот.
Немонетарные льготы:
- предоставление путевок в дома отдыха
- доставка к месту работы и домой
- организация питания
- скидки и льготы на покупку товаров предприятия
- бесплатное пользование спортивным инвентарем
- бесплатное пользование мобильными и сотовыми телефонами в нерабочее время
- организация культурного отдыха (походы в театр, экскурсии, посещение музеев и выставок).
К монетарным льготам можно отнести:
- оплата больничных листов
- материальная помощь
- доплата к пенсиям
- выплаты по случаю рождения ребенка
- оплата проезда к месту работы
- оплата транспортных расходов при проезде в санаторий
- оплата обедов
- дополнительные стипендии обучающимся в высших и средних специальных учебных заведениях./2, с.136/
Как видно из вышеперечисленного, способов социальной поддержки достаточно много и они разнообразны. В настоящее время большинство предприятий стараются привлечь специалистов различными социальными выплатами и льготами, поскольку уровень заработков относительно одинаков.
Оценка эффективности планирования социального развития предприятия
Планирование социального развития предприятия представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей и заданий (сроков, темпов, пропорций) с учетом стратегических интересов этого предприятия. Оно должно осуществляться административными и общественными структурами, а его реализация должна финансироваться за счет средств бюджета предприятия и специальных фондов на основании утвержденных программ и положений. Планирование социального развития предприятия имеет индикативный, рекомендательный характер.
Основными методами разработки плана социального развития предприятия являются:
- экспертный (основан на привлечении высококлассных специалистов-экспертов для систематизации и формирования общественного мнения)
- аналитический (включает системный, комплексный анализ отдельных составляющих элементов)
- нормативный (построен на разработке социальных нормативов)
- имитационного моделирования (исходит из имитационного моделирования возможных результатов)
- логического моделирования (включает систематизацию различных аналогий, разработку сценариев, построение дерева целей и дерева ресурсов)
Перейти на страницу номер:
Социальные льготы и выплаты как доходы населения
Развитие рыночных отношений и расширение самостоятельности трудовых коллективов повышают значимость социальных льгот и выплат . доля которых постоянно растет в объеме совокупного дохода работника.
Если раньше при трудоустройстве люди, прежде всего, обращали внимание на размер заработной платы, то теперь обязательно учитывают и то, какие виды социальной помощи может предоставить предприятие.
Эти льготы и выплаты перестают носить временный характер. Они становятся важным и необходимым условием стабильности и повышения жизненного уровня работников и членов их семей.
Такой вид дохода, как заработная плата и дивиденды . непосредственно зависит от результатов работы каждого работника и предприятия в целом, ибо его источником, как правило, является полученная от хозяйственной деятельности прибыль.
Следовательно, и через систему социальных льгот и выплат работники заинтересованы в росте конечных результатов предприятия. Поскольку роль и значение этого вида дохода работника возрастает, правомерно сделать вывод о повышении его стимулирующей роли в результативности труда и производства.
В России пока не отработана действенная организация социальных льгот и выплат . Поэтому в этом отношении более полезен анализ не зарождающейся отечественной системы, а опыта стран с рыночной экономикой, где эти вопросы решаются на должном уровне.
Например, в США при высоких темпах роста заработной платы и совокупных доходов работников, оплата труда росла значительно медленнее, чем доходы в целом именно вследствие увеличения доли социальных льгот и выплат. Они зависят от ряда факторов. Имеет значение размер фирмы, ее отраслевая принадлежность, финансово-экономического положение, влияние профсоюза и т.п. Социальные выплаты дифференцированы по категориям персонала. Набор льгот и выплат довольно широкий: от оплаты отпусков, праздничных дней, временной нетрудоспособности, медицинского и пенсионного страхования до оплаты времени на отдых и обед (в ряде случаев), по уходу за больными, а также некоторых медицинских услуг.
В условиях сокращения государственных расходов на социальные цели наблюдается смещение акцента соответствующих программ на уровень предприятий. Вместе с тем в условиях быстрого роста издержек на рабочую силу предприниматели и управляющие вынуждены экономить расходы на социальные льготы и выплаты . чтобы удерживать конкурентоспособность фирм.
Поиски таких форм, которые бы позволяли предприятиям сохранять издержки на рабочую силу на оптимальном уровне, позволили найти новые разновидности социальных программ, в виде планов гибких социальных льгот и выплат .
Они учитывают происходящие изменения в составе как работников, так и предпринимателей. Например, за 20 лет в США существенно увеличилась доля женщин, занятых в производстве. Если в 1968 г. они составляли 37% рабочей силы, то в 1988 г. - уже 45%. В отдельных отраслях, и особенно в непроизводственной сфере, их доля значительно выше, чем доля мужчин. Это влияет на изменение структуры социальных льгот и выплат в том плане, что одни виды социальной помощи и льготы, характерные именно для женщин (например, связанные с воспитанием детей, уходом за больными, престарелыми родителями и т. д.), расширяются, другие - сужаются.
На каждого работника администрация предприятия заводит специальный счет и резервирует определенную сумму денег для оплаты установленного объема социальных льгот.
Кроме того, сами работники из своей заработной платы могут на этот же счет по договоренности с администрацией перечислять определенные взносы, что расширяет возможности получения дополнительных видов социальной помощи. Заметим, что подобные взносы не облагаются налогом.
Работнику предоставляется право выбирать по своему усмотрению из так называемого меню возможностей (в пределах установленной суммы) именно те льготы и выплаты, которые его интересуют в данный момент.
Зарубежный опыт социальных выплат . и прежде всего механизм гибкого перераспределения средств на заработную плату и социальные льготы, целесообразно использовать и в наших условиях, особенно в обстановке роста инфляции, которая ежемесячно в значительной мере обесценивает наличные деньги работников.
Тема: Социальные выплаты на предприятии
Заведующий кафедрой
_____________Саламашкин В.А.
«_____»________________2004г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Социальные выплаты на предприятии Елабужский зональный узел электрической связи.
Автор дипломной работы _______________ ДягилеваТ.Л.
(подпись)
Группа 4319-в
Специальность 061100 « Менеджмент»
Руководитель,
Ст. пр., _______________МихееваС.А.
(подпись)
Рецензент,
Начальник
ЗУЭС ________________Исламов Р.К.
(подпись)
Набережные Челны 2004 г.
Содержание
Введение
I. Теоретическое обоснование необходимости социальных выплат на предприятии
1.1. Опыт социальных выплат на предприятиях зарубежных стран.
1.2. Социальные программы Российских предприятий.
1.3. Управление системой льгот.
1.4. Мотивационные и финансовые аспекты.
II. Управление системой социальных выплат на предприятии Елабужского Зонального узла электрической связи
3.Анализ системы социальных выплат на предприятии.
Общая характеристика льгот по системе социального обеспечения. Круг лиц, на которых они распространяются. Дополнительные льготы.
Законодательство о социальном обеспечении предусматривает широкий спектр
льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей. К их числу относятся:
· бесплатный или льготный проезд на городском транспорте транспорте
пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и
водном, междугородном автомобильном транспорте
· льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива
· бесплатная установка телефона
· налоговые льготы
· льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство
· первоочередное бесплатное предоставление жилья
· льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение
· льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению
лекарственными препаратами
· обеспечение транспортными средствами
· льготы по протезированию и т.д.
Реформа социального обеспечения предполагает сузить число льгот и круг лиц,
имеющих на них право. Такие меры объясняются необходимостью повышения гарантии
их обеспечения.
В соответствии с Указом Президента РФ " О мерах по социальной поддержке
многодетных семей" от 5 мая 1992 г. № 431 установлен целый ряд льгот для многодетных
семей: бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет, а для детей старше 6 лет - со
скидкой 50% их стоимости бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ на
всех видах городского транспорта бесплатный проезд к месту временного размещения и
постоянного жительства (семьи с тремя детьми и более до 18 лет) снижение не менее чем
на 30% платы за пользование коммунальными услугами, топливом получение
беспроцентной ссуды на индивидуальное ( кооперативное) жилищное строительство,
приобретение садовых домиков бесплатное обеспечение школьной формой либо
Федерации" от 24 ноября 1995 г. закрепил следующие льготы: а). остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты
ГЛАВА 14
ЖИЛИЩНЫЕ ЛЬГОТЫ
Для определенных категорий граждан законодательством предусмотрен довольно широкий перечень жилищных льгот. В этот перечень входят: льготы по предоставлению жилых помещений, по оплате жилья и коммунальных услуг, льготы по кредитованию приобретения (строительства) жилья, льготы, предоставляемые при вступлении в жилищностроительные (жилищные) кооперативы и при получении земельных участков для индивидуального жилищного строительства и др.
Следует иметь в виду, что отдельные жилищные льготы, в частности, по предоставлению жилья', распространяются только на жилые помещения, расположенные в домах государственного и муниципального жилищного фонда, а льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг действуют в пределах социальной нормы площади жилья.
Рассмотрим наиболее распространенные жилищные льготы и круг лиц, которым они предоставляются.
Льготы по предоставлению жилья
Порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяются в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилья.
Для отдельных категорий граждан предусмотрено внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения.
Предоставление жилья вне очереди
Вне очереди жилой площадью по установленным нормам обеспечиваются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находившиеся под опекой или попечительством. Жилье предоставляется им по окончании пребывания в детском учреждении, у родственников, опекунов, попечителей, где они находились на воспитании, или по завершении обучения в учебном заведении либо окончании срока службы в Вооруженных Силах.
Под жильем в данном случае понимается изолированное жилое помещение, на пользование которым заключается договор жилищного найма. Выделять таким гражданам комнаты, квартиры в домах ведомственного жилищного фонда запрещается. Место в общежитии (комната в семейном общежитии) - временная мера обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая не лишает их права на внеочередное получение благоустроенного изолированного жилого помещения.
Данный порядок предоставления жилья применяется в том случае, если жилая площадь, откуда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выбыли в детское учреждение к родственникам, опекунам или попечителям, не может быть возвращена им.
Жилая площадь предоставляется вне очереди также гражданам, чье жилище стало непригодным для проживания в результате стихийного бедствия.
Федеральным законодательством могут быть установлены и другие случаи внеочередного предоставления жилья.
Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусматривает, что граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и освободившие свое жилье в связи с помещением их в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением в том случае, если они откажутся от услуг стационарного учреждения социального обслуживания, а вернуть ранее занимаемое ими жилье невозможно.
Что касается детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, и являющихся сиротами или лишенных попечения родителей, то по достижении 18 лет они подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди. Жилье должно быть предоставлено органами местного самоуправления по месту нахождения учреждений социального обслуживания либо по месту прежнего жительства детей-инвалидов (по их выбору), но в том случае, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. С этой целью для граждан пожилого возраста и инвалидов создается муниципальный жилищный фонд социального использования, который включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные дома, предназначенные для постоянного или временного проживания и социального обслуживания указанных граждан.
Данный жилищный фонд является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета. Архитектура, планировка и оборудование специализированных домов и жилых помещений в них должны соответствовать возрастным и физиологическим особенностям граждан пожилого возрасти и инвалидов.
Граждане, утратившие право пользования жилым помещением вследствие незаконного осуждения, обеспечиваются жильем вне очереди, если возвратить ранее занимаемое ими жилое помещение невозможно (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта жилое помещение более не существует либо оно существенно уменьшено в размере жилое помещение в установленном законом порядке предоставлено другому гражданину и т. п.). Равноценное благоустроенное жилое помещение в том же населенном пункте (с учетом действующих норм жилой площади и состава семьи) должно быть предоставлено гражданину местной администрацией, администрацией предприятия (организации) не позднее трех месяцев со дня обращения.
Внеочередной порядок предоставления жилья предусмотрен законодательством для отдельных категорий государственных служащих. Так, не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий местная администрация обязана предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома. При этом учитывается право судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета (с последующей компенсацией из федерального бюджета) либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным жилищным законодательством, или проживающий в коммунальной квартире.
Ушедший (уволенный) в отставку судья, со стажем работы в этой должности не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и пожелавший переехать на постоянное жительство в другую местность, обеспечивается местной администрацией благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры или дома во внеочередном порядке.
Ему предоставляется возможность внеочередного вступления в члены ЖСК, оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве. При этом за судьей, находящимся в отставке, сохраняется право на пользование предоставленной ему дополнительной жилой площадью до предоставления судьям жилой площади они имеют право на компенсацию понесенных расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений. В случае освобождения занимаемой судьями в домах государственного и муниципального жилищного фонда жилой площади она предоставляется другим судьям либо работникам аппаратов судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Льготы для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы
При предоставлении жилья гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, учитывается, к какой категории "чернобыльцев" относится гражданин, претендующий на получение жилья в льготном порядке.
Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы или работ по ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС, граждане, занятые на работах в зоне отчуждения, имеют право на одноразовое бесплатное обеспечение (независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте) благоустроенной жилой площадью, а также дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты. Жилье должно быть предоставлено в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания данных граждан в коммунальных квартирах.
Участникам ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС в зоне отчуждения предоставлено право на первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенным жильем (независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте) при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах.
Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны.отселения, имеют право на внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилыми помещениями в домах, принадлежащих колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиями, или на внеочередное приобретение квартир в домах государственного или общественного жилищного фонда, а также внеочередное вступление в ЖК или ЖСК по новому месту жительства при условии сдачи жилой площади по прежнему месту жительства. Нетрудоспособные граждане, переселяющиеся на жилую площадь близких родственников (родителей, детей, внуков, родных братьев, сестер) в качестве члена семьи для совместного проживания, имеют право на первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений, если в результате переселения возникает необходимость в улучшении жилищных условий.
Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируется (в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства) внеочередное обеспечение жильем, при условии получения ими права выхода на пенсию на льготных основаниях, связанных с проживанием в данной зоне (с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы), а также при условии сдачи жилой площади по прежнему месту жительства. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение данной льготы.
Следует иметь в виду, что гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанная льгота не пг)едоставляется.
Предоставление жилья в первую очередь
В первую очередь жилые помещения предоставляются следующим категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий:- инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненным к ним в установленном порядке лицам
- Героям Советского Союза, Героям Социалистического труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней
- лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утвержденном в установленном порядке
- лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР
- инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих
- семьям лиц, погибших при выполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина СССР по спасанию человеческих жизней, по охране государственной собственности и правопорядка либо погибших на производстве в результате несчастного случая
- рабочим и служащим, длительное время добросовестно проработавшим в сфере производства
- матерями, которым присвоено звание "Мать-героиня", многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям
- семьям при рождении близнецов
- учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений
- спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.
Данный перечень не является исчерпывающим, законодательством может быть предоставлено право первоочередного получения жилого помещения и другим категориям граждан. К ним относятся работники прокуратуры, таможенных органов, сотрудники милиции, некоторые категории ветеранов и др.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять назначенным на должность прокурором и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде, в первоочередном порядке, но не позднее шести месяцев (независимо от срока их проживания в данном населенном пункте). Кроме того, прокуроры и следователи прокуратуры имеют право на дополнительную жилую площадь, а также на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья (до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания). При этом занимаемые прокурорами и следователями в домах государственного и муниципального жилищного фонда жилые помещения (в случае их освобождения) предоставляются другим прокурорам и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Лицам, принятым на службу в милицию, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным нормам предоставляется местной администрацией, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Сотрудникам милиции на транспорте жилье предоставляется в первоочередном порядке соответствующими транспортными министерствами и предприятиями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации. В случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности за семьей погибшего сохраняется право на получение жилой площади на тех основаниях, которые имелись при постановке на учет. Жилье предоставляется не позднее одного года со дня гибели сотрудника милиции. В таком же порядке получает жилье семья погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника налоговой полиции.
Лицам, назначенным на должность в таможенных органах Российской федерации, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным нормам представляется органами местного самоуправления в первоочередном порядке (не позднее одного года с момента назначения). При этом таможенные органы могут иметь служебный жилой фонд.
Льготы для военнослужащих
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ним членам семьи жилье предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы по нормам и в порядке, предусмотренным жилищным законодательством. Жилье предоставляется за счет государственного, муниципального, ведомственного жилищного фонда, переданного в пользование Министерству Российской Федерации, в войсках которых военнослужащие-контрактники проходят военную службу.
На первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) указанным военнослужащим предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Указанные военнослужащие не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков данным военнослужащим предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В период прохождения военной службы военнослужащие-контрактники, обеспеченные жилым помещением, имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм жилой площади, очередности льгот, установленных жилищным законодательством и Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих".
По желанию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, им предоставляется право на вступление в ЖСК или ЖК либо на получение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Указанные военнослужащие и члены их семей прописываются (по их просьбе) по адресам воинских частей. До получения жилой площади им предоставляются пригодные для временного проживания жилые помещения или общежития. Если такое жилье отсутствует, воинские части обязаны арендовать его для обеспечения военнослужащих и членов их семей или по желанию военнослужащих выплачивать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений. Размеры выплат составляют сумму, оговоренную договором найма (поднайма) жилья. Органы местного самоуправления обязаны оказывать воинским частям содействие в предоставлении в наем (поднаем) жилья, пригодного для временного проживания военнослужащих и членов их семей.
При переводе к новому месту военной службы в другую местность военнослужащим-контрактникам, имеющим в собственности квартиры или индивидуальные жилые дома либо состоящим членами ЖСК, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется жилье по месту жительства до поступления на военную службу, предоставляются (совместно с проживающими с ними членами их семей) на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития.
Жилье в домах государственного, муниципального, ведомственного жилищного фонда, в котором прописаны и проживают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, закрепляется в постоянное пользование за Министерством обороны Российской Федерации, другими Министерствами и ведомствами Российской Федерации, в войсках которых военнослужащие проходят военную службу. При освобождении указанные жилые помещения заселяются также военнослужащими и их семьями.
Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (при общей продолжительности военной службы 10 лет и более), и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жильем по установленным нормам не позднее, чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Следует иметь в виду, что при получении постоянной жилой площади указанные граждане и члены их семей должны представить документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства.
При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местнрго самоуправленйя"могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размере, определяемом Правительством Российской Федерации.
За три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащие-контрактники по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решения органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячных срок.
Командиры воинских частей, офицеры в воинском звании полковника (капитан первого ранга) и выше имеют право на предоставление сверх установленной нормы дополнительной жилой площади или дополнительной комнаты размером не менее 10 кв. м Такое же право сохраняется за военнослужащими-преподавателями военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях, научными работниками, имеющими ученые степени или звания. Право на дополнительную жилую площадь или дополнительную комнату сохраняется за указанными военнослужащими и после увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
За военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, направленными для прохождения военной службы за границу, в районы Крайнего Севера и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, занимаемое ими жилье в домах государственного, муниципального, ведомственного жилищного фонда бронируется на все время их пребывания за границей или в указанных районах, местностях. При этом военнослужащим, за которыми бронируются жилые помещения, на новом месте военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития.
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Данные военнослужащие и курсанты не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Органы местного самоуправления обязаны в первоочередном порядке предоставлять право вступления в ЖСК либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов военнослужащим, проходящим военную, службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляется 10 лет и более, а также проходящим военную службу за границей, в районах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими или экономическими условиями.
В случае гибели военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, или их смерти вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученного в период прохождения военной службы, в том числе и после увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, члены их семей сохраняют в течение не менее года право на льготы, которыми они пользовались. Кроме того, в случае прекращения трудовых отношений с соответствующими предприятиями (организациями), семьи военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилья.
Что касается военнослужащих внутренних войск, проходящих военную службу по контракту, то в соответствии с Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 06.02.97 №27-ФЗ жилая площадь в виде отдельной квартиры или жилого дома предоставляется им органами местного самоуправления, а также соответствующими федеральными органами исполнительной власти, государственными предприятиями, учреждениями и организациями, объекты которых охраняются внутренними войсками, по установленным нормам и в порядке, определенным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих.
Строительство жилья для военнослужащих внутренних войск осуществляется за счет средств федерального бюджета. В органах управления внутренними войсками могут быть созданы соответствующие структурные подразделения с финансированием их за счет средств федерального бюджета.
Предприятия, учреждения и организации федеральных органов исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в интересах которых внутренние войска выполняют возложенные на них задачи, выделяют за счет своих средств необходимую жилую площадь и казарменно-жилищный фонд, а также обеспечивают жильем военнослужащих внутренних войск, проходящих военную службу по контракту, прибывающих в воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов и в специальные моторизованные воинские части для замещения вакантных должностей.
В случае гибели (смерти) военнослужащего внутренних войск, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, за семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение жилой площади на основаниях, которые существовали при постановке указанного военнослужащего на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом жилая площадь предоставляется семье .погибшего (умершего) военнослужащего внутренних войск не позднее одного года со дня его гибели (смерти).
На военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей распространяются иные льготы по обеспечению жилой площадью, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Льготы для реабилитированных лиц
Право на первоочередное получение жилья имеют реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Это право распространяется также на членов семей и родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Проживающие в сельской местности имеют право на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.
Жилищные льготы предоставляются независимо от наличия инвалидности или получения пенсии реабилитированными лицами.
Указанные лица принимаются на учет для обеспечения жилой площадью органами местного самоуправления по согласованию с комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого помещения. Реабилитированные лица представляют данные документы непосредственно при получении жилых помещений.
Реабилитированным лицам возвращаются в натуре жилые дома при условии, что эти жилые дома необходимы им с членами их семей для постоянного проживания. При этом реабилитированные лица должны освободить занимаемые жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда. Лицам и членам их семей, проживающим в настоящее время в жилых домах, ранее принадлежавших реабилитированным лицам, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления предоставляют равноценную жилую площадь либо оказывают помощь в строительстве жилья. Из возвращаемых домов не могут быть выселены лица до предоставления им другого жилого помещения. Вместо возврата в натуре жилого дома реабилитированным лицам (с их согласия) в первоочередном порядке может быть предоставлена благоустроенная жилая площадь либо оказана помощь в строительстве жилья, или возмещена стоимость жилого дома.
Льготы для ветеранов
Льготы по предоставлению жилья распространяются на определенные категории ветеранов, войны и труда. Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Инвалиды войны имеют право на следующие льготы:- получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков
- первоочередное получение местных строительных материалов для жилищного строительства, отпуск древесины на корню для строительства жилых домов на условиях, определяемых органами местного самоуправления
- первоочередное (внеочередное для инвалидов войны I группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий
- безвозмездное предоставление жилых помещений инвалидам войны в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений
- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
Участникам Великой Отечественной войны из числа:
а) военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившихся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР
б) военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов. государственной безопасности, проходивших в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии
в) лиц вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавших в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившихся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии
г) сотрудников разведки, контрразведки, выполнявших в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств
д) работников предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенных в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявших задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работников учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспондентов центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоров Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированных в период Великой Отечественной войны в действующую армию
е) военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавших участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лиц, принимавших участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года
ж) лиц, принимавших участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств,
предоставляются следующие льготы:- получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства
- первоочередное ^бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного, и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий
- безвозмездное предоставление жилых помещений участникам Великой Отечественной войны в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений.
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах
- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года
- военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов
- военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий.

- получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) тартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство са^довых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства вз соответстнии с законодательством Российской Федерации
- первоочередное беэдсплатное гредоставление жилых помещений в домах государственного ви муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилимщных условий
- преимущество при вступлении в жилищные, жилищностроительные, гаражные кооператива и садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие: объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
- право на полученШие от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство самых участков в соответствии с законодательством Российской" Федерация
- преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие' объединения граждан
- право на бесплатнкое получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, дл" жилищного строительства, ведения садово-огородного или о^ермерског" хозяйства.
- получение от крейяитных орвнизаций разовых льготных кредитов на приобретение (строиптельство) юартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство саЖовых участков
- преимущество пр"Пи вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческиЗДе объедишния граждан, бесплатное получение земельных участков в 1 размерах, тределяемых законодательством, для жилищного строительстпгва.
- получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства в соответствии с законодательством
- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан
- первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий
- бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного или фермерского хозяйства
- безвозмездное предоставление жилых помещений семьям погибших (умерших) в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений.
Льготы для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность
Гражданам, переселяющимся для работы в сельскую местность, предоставлен ряд льгот, в том числе жилищных.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!