Льготы по социальному обеспечению

3.Органы, осуществляющие управление социального обеспечения.
1. Понятие и общая характеристика источников права социального обеспечения
Источники права социального обеспечения различаются по своей юридической силе в зависимости от положения нормотворческого органа в механизме государства. По этому признаку акты законодательной власти имеют большую юридическую силу по сравнению с актами органов исполнительной власти. В связи с этим правильнее проводить классификацию актов не по нормотворческому органу, а по их правовым особенностям. По этому признаку все нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты, которыми устанавливаются определенные нормы права. К первой группе относятся:
· Конституция,
· Основы законодательства
· Законы.
Законы как нормативно-правовые акты обладают высшей юридической силой. Она состоит в том, что все остальные правовые акты (подзаконные) должны исходить из законов и не противоречить им.
Подзаконные нормативные акты как разновидность правовых актов издаются в соответствии с законами, на основе законов, во исполнение их, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования или установления первичных норм. Среди них ведущее место принадлежит указам Президента Украины, постановлениям Кабинета Министров Украины. Подзаконные акты исходят и от других органов государственной власти: государственных администраций и местных органов самоуправления. Министерства труда и социальной политики, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования Украины, других министерств и ведомств.
Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим право граждан на социальную защиту, является Конституция Украины. В Конституции записано, что основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения определяются исключительно законами Украины (ст. 92 Конституции Украины).
Нормативно-правовые акты, регулирующие социальное обеспечение, можно классифицировать по их действию во времени и пространстве. Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления его в силу и моментом прекращения его действия.
Законы Верховной Рады Украины общенормативного характера вступают в силу через десять дней со дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено самими законами, но не ранее дня их опубликования (ст.94 Конституции Украины), а указы Президента Украины и постановления Кабинета Министров — с момента их принятия, если иное не установлено законом.
По действию в пространстве нормативные акты изучаемой отрасли права делятся на общегосударственные, местные и локальные. Нормативные акты, определяющие условия и нормы обеспечения граждан пенсиями и большинством пособий, относятся к общегосударственному законодательству. Это обусловлено необходимостью централизованной регламентации материального обеспечения нетрудоспособных граждан. Централизованный характер правового регулирования обеспечивает для всех граждан Украины одинаковые возможности осуществления права на пенсию по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.
Нормативные акты местных органов самоуправления действуют на определенной территории области, города, района. Обычно в актах местного значения детализируются общегосударственные нормы по социальному обслуживанию и трудоустройству престарелых и инвалидов, предоставлению адресной социальной помощи малообеспеченным семьям, решаются другие социальные вопросы на региональном уровне.
Локальные нормы ограничены рамками определенного предприятия, учреждения, организации и включаются в коллективные договоры, соглашения или в уставы предприятий.
По общему правилу, нормативно-правовые акты. регулирующие социальное обеспечение, распространяются на всех граждан, находящихся на территории страны. Действие акта по лицам как бы совпадает с его действием в пространстве. Такие акты называют общими. При этом в круг лиц включаются как граждане Украины, так и граждане других государств, а также лица без гражданства.
2. Основные виды нормативных актов, регулирующие социальное обеспечение
Среди источников права социального обеспечения первое место занимает Конституция Украины, затем Основы законодательства Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании” и иные законы, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы и инструкции Министерства труда и социальной политики Украины, решения правления Пенсионного фонда и Фонда социального страхования Украины, других общегосударственных органов.
Вопросы социального обеспечения в Конституции Украины. Конституция Украины выделила основные характерные черты Украинского государства, отразившиеся в праве социального обеспечения (преамбула) определила экономику, политику, социальную направленность нового государства, обусловившие развитие права социального обеспечения (преамбула, ст. ст. 1, 3,13,15,17, 22, 24) очертила круг общественных отношений по социальной защите, составляющих предмет права социального обеспечения (ст. ст. 3, 8, 13,17, 22, 24, 46, 49, 51, 52, 92) закрепила правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. ст. 17, 24, 46, 49, 51, 52) сформулировала основные принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению (ст. ст. 8, 19, 22, 24, 46, 49, 51, 52, 55) установила основные формы и виды социального обеспечения в Украине (ст. ст. 17, 24, 46, 49, 51, 52, 92). Для текущего законодательства по социальному обеспечению основополагающее значение имеют все указанные нормы Конституции. Однако при определении предмета права социального обеспечения необходимо обязательно учитывать положения ст. 46 Конституции Украины закрепившей служебную роль социального обеспечения как гарантии права граждан на социальную защиту.
Основы законодательства Украины, о социальном обеспечении. Среди нормативных актов по социальному обеспечению важное место занимают Основы законодательства Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании” от 14 января 1998 г. где сформулированы основные принципы, формы и виды социального страхования работников и членов их семей. В более развернутом виде нормы государственного социального страхования представлены в Законах Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности” от 23 сентября 1999 г. “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” от 26 июня 1997г. “О сборе на обязательное социальное страхование” от 26 июня 1997г. где практически все нормы относятся к праву социального обеспечения. В них определены виды пенсий и пособий, источники финансирования, а также ответственность страхователей, страховщиков и лиц, предоставляющих социальные услуги.

Нормативные акты, регулирующие пенсионное обеспечение в Украине. В регулировании пенсионных отношений важная роль принадлежит Закону Украины “О пенсионном обеспечении”, принятом Верховной Радой Украины от 5 ноября 1991 г. Закон состоит из вводной части и пяти разделов.
“О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел” от 9 апреля 1992 г. “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы” от 19 декабря 1991 г.
Указы. Президента Украины. Указы составляют второй по важности вид нормативных актов. Они принимаются по вопросам, отнесенным к ведению Президента. К таковым относятся, например, один из первых указов Президента Украины “О социальной защите населения в условиях либерации цен” от 27 декабря 1991 г. которым впервые после принятия Закона Украины “О пенсионном обеспечении” от 5 ноября 1991 г. был увеличен размер государственных пенсий, назначенных до 1 января 1992 г. на 100 процентов.
Постановления Кабинета Министров Украины. К подзаконным актам, регулирующим пенсионные и другие отношения по социальному обеспечению, относятся многочисленные, принимаемые на основе и во исполнение законов и указов Президента Украины нормативные постановления либо распоряжения Кабинета Министров Украины. Одни из них принимаются по поручению Верховной Рады, Президента Украины, другие — без таких поручений, если разрешение данного вопроса не относится к исключительной компетенции Верховной Рады или Президента Украины.
Нормативные акты, разъяснения Министерства труда и социальной политики. Пенсионного фонда. Фонда социального страхования Украины. Подзаконные нормативные акты Министерства труда и социальной политики, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования Украины имеют важное значение для правильного понимания и единообразного применения законодательства по социальному обеспечению. Их можно разделить на две группы. К первой группе относятся приказы, разъяснения и инструкции, издаваемые Министерством в соответствии с предоставленным ему Верховной Радой Украины правом давать разъяснения по вопросам применения Закона Украины “О пенсионном обеспечении”. По своему содержанию такие разъяснения носят характер официального толкования норм пенсионного обеспечения, поскольку даются уполномоченным на то органом. Они являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, применяющих нормы пенсионного законодательства.
Ко второй группе относятся разъяснения управлен-ческо-методического характера и издаются Министерством в пределах своей компетенции в форме приказов и инструкций по вопросам деятельности подчиненных ему органов социальной защиты населения, входящих в систему Министерства.
В системе норм права социального обеспечения функционирует незначительное число различных видов локальных актов, принимаемых предприятиями и организациями в порядке стимулирования трудовой деятельности работников. Такие акты характерны для сельхоз-предприятий, творческих организаций и общественных объединений. Они предусмотрены ст. 9 Кодекса законов о труде Украины, в которой записано, что предприятия, учреждения и организации в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные, по сравнению с законодательством, трудовые и социально-бытовые льготы для своих работников.
3. Органы, осуществляющие управление социальным обеспечением.
3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению
Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное материальное благо . по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения (пенсия, пособие, медицинская помощь, протезирование и пр.).
В последние годы в литературе высказана и иная точка зрения. В частности, М.В.Лушникова и А.М.Лушников считают, что основным признаком социально-обеспечительных отношений является его особый предмет – социальные блага, которые объединяют как материальные, так и нематериальные блага. Нематериальные блага в комплексе с материальными социальными благами направлены на реализацию адаптационной (реабилитационно-интеграционной) функции права социального обеспечения, а равно защиту человеческого достоинства. Речь идет о восстановлении социального статуса лица. В первом случае нематериальные социальные блага выражаются в обеспечении условий для социальной реабилитации, адаптации человека, его интеграции в общество, обеспечивают право на защиту от социального отторжения. Во втором случае обеспечивается охранительное право лица на защиту человеческого достоинства. Авторы уточняют, что нематериальные социальные блага сопровождают социальное обслуживание (социальная реабилитация инвалидов, социальное обслуживание семей с детьми и др.). В их число они включают и социальные льготы (Лушникова М.В. Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М: Юстицинформ, 2008. С.498-502.) .
«Материальные социально-обеспечительные блага (пенсии, пособия и т.д.) призваны компенсировать, восстановить имущественную сферу жизнедеятельности лица, его материальное положение, нематериальные социально-обеспечительные блага – неимущественную социальную сферу, т.е. обеспечивают условия восстановления социального статуса лица» (Там же. С.502.).
Однако с такой позицией трудно согласиться. В соответствии со ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и др. Они принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну и другие личные неимущественные права закреплены в Конституции РФ и составляют основу правового статуса личности. Но для реализации этих прав необходимо создание таких условий, при которых право не нарушается и свободно осуществляется каждым. Этому способствуют конституционные гарантии, направленные на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, государственную поддержку малообеспеченных граждан и иные гарантии социальной защиты, в частности, право на социальное обеспечение (ст. 39) право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) право на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и т.д.
В материальных правоотношениях по социальному обеспечению создаются условия для свободного осуществления права каждого человека на жизнь, здоровье и достоинство личности, Но объектом этих правоотношений являются именно материальные блага. Очевидно, что в современных условиях преждевременно говорить о наличии в нашей стране адекватных условий для достойной жизни, поскольку ничто так не унижает человеческое достоинство как крайне низкие размеры трудовых пенсий, не достигающие величины прожиточного минимума пенсионера. Никакие социально-педагогические, социально-психологические и другие услуги, являющиеся по своей социально-экономической сути материальными благами, не могут этого компенсировать, а тем более восстановить социальный статус лица, пострадавшего от социального риска. Кроме того, социальный статус лица, т.е. его положение в обществе определяется материальными условиями его жизни, которые прямо зависят от наличия собственности и рода занятий (работа по найму, индивидуальная предпринимательская деятельность, государственная служба и т.п.).
В процедурных правоотношениях объектом выступают действия – решения государственных органов (учреждений или иных уполномоченных государством лиц) об установлении юридических фактов, о назначении конкретного вида социального обеспечения и т.п.
Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют отграничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.
Отличительные признаки пенсий достаточно подробно изучены отечественными специалистами.
Пенсия – это ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца в качестве основного источника средств существования с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов.
Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) пенсии за выслугу лет социальные пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
Понятия «трудовая пенсия» и «пенсия по государственному пенсионному обеспечению» сформулированы в Федеральных законах от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью частичного возмещения заработка, утраченного по уважительной причине (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице), другие – с целью социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие на погребение и др.)
Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно разделить на единовременные, ежемесячные и периодические.
Система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы были введены пособия по безработице малоимущим предоставляются социальные пособия и т.п.
Пособия можно определить как единовременные, ежемесячные или периодические выплаты, назначаемые в целях временной частичной компенсации утраченного заработка, либо в целях оказания социальной поддержки.
Источником финансирования компенсационных выплат являются средства бюджетов различных уровней.
Удовлетворение потребностей физических лиц, пострадавших в результате наступления социального риска, осуществляется не только с помощью назначения различных видов выплат, но и путем оказания услу г. Услуга – это полезное действие по удовлетворению потребностей населения в медицинской или социальной помощи бесплатно или на условиях частичной оплаты.
Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утвержденных государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам. Виды услуг могут быть самыми разными: 1) полезные действия (медицинская помощь, лекарственное обеспечение, протезирование, социальное обслуживание на дому и пр.) 2) натуральное содержание (детей – в детских дошкольных учреждениях, престарелых и инвалидов – в домах-интернатах, лиц, не имеющих места жительства,- в домах ночного пребывания и пр.).
Льготы также являются объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению. В научной и учебной литературе нет единого подхода к определению понятия льгот. Обобщение различных высказываний позволяет предложить следующую формулировку. Льгота – это предоставление дополнительных прав или освобождение субъектов социального обеспечения (физических лиц) от исполнения части обязанностей. В качестве примеров можно привести: бесплатный проезд на транспорте, снижение или освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг и др.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ действовавшая система льгот была реформирована. Преобразования состояли главным образом в перераспределении обязанностей по финансированию льгот между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В результате произошло разделение получателей льгот на «федеральных и региональных льготников», которое вызвало их резкое недовольство среди населения, а также критику со стороны специалистов.
Кроме того, прежние льготы были фактически разделены на две группы. В первую группу вошли льготы материального (например, по оплате жилья и коммунальных услуг) и организационного характера (например, преимущественные права на некоторые виды социальных услуг). Вторая группа льгот была заменена денежной компенсацией в виде ежемесячной денежной выплаты, которая далеко не эквивалентна их реальной стоимости.
В ряде нормативных правовых актов термин «льготы» заменен понятием «меры социальной поддержки», что отнюдь не одно и то же.
По мнению М.В.Филипповой, социальные льготы предоставляются в тех случаях, когда «реализация конституционного права на социальное обеспечение в полном объеме невозможна в силу объективных причин, связанных с личностными особенностями получателя…А это означает, что льгота может иметь только организационный характер, направленный на облегчение доступа к социальному благу, процедуры реализации права на социальное обеспечение» (Филиппова М.В. Право социального обеспечения России. Учебник. М: Юристъ, 2006. С.411-412.) .
Однако с такой позицией нельзя согласиться, поскольку законодательство устанавливает как организационные, так и материальные льготы (например, скидки для инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг).
6. Социальные гарантии, льготы и компенсации. Социальное страхование
Срок действия соглашения продлен до 31 декабря 2015 года (Соглашение о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения Российской Федерации на 2012 - 2014 годы от 26.11.2014). См. Справку
Срок действия соглашения продлен до 31 декабря 2015 года (Соглашение о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения Российской Федерации на 2012 - 2014 годы от 26.11.2014).
6. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, ЛЬГОТЫ И КОМПЕНСАЦИИ.
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
6.1. Работодатели в соответствии с действующим законодательством и коллективными договорами или локальными нормативно-правовыми актами предприятий предоставляют работникам следующие льготы и компенсации:
6.1.1. Гарантии и компенсации за утрату профессиональной трудоспособности при исполнении работником трудовых обязанностей и в случае его смерти.
6.1.2. Работодатели осуществляют возмещение вреда (сверх размеров, предусмотренных законодательством РФ) работникам в связи с их трудовым увечьями или профессиональными заболеваниями, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, а также семьям работников в связи с гибелью работников в результате несчастных случаев на производстве, связь с производственной деятельностью которых подтверждена материалами Актов специального расследования. Под возмещением вреда понимается компенсация в денежной форме потерпевшему работнику или его семье морального вреда, нравственных и физических страданий, связанных со смертью или стойкой (не менее 1 года) потерей трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве.
6.1.3. Порядок, правила, процедуры и сроки осуществления выплат с целью возмещения вреда при обстоятельствах, определенных в пункте 6.1.2. устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации предприятий, либо дополнительными (добровольными) страховыми программами, финансируемыми Работодателями.
6.1.4. Возмещение вреда по обязательствам, предусмотренным пунктом 6.1.2. производится одним из двух способов:
1) в организациях, где действуют дополнительные (добровольные) страховые программы от несчастных случаев, финансируемых Работодателями, страховой компанией выплачивается сумма в виде страхового возмещения
2) в организациях, где отсутствуют дополнительные (добровольные) страховые программы от несчастных случаев, Работодатели выплачивают возмещение из собственных средств.
Установлены следующие гарантированные минимальные суммы выплат потерпевшему работнику или членам семьи в случае его смерти:
- при смертельном исходе - два годовых заработка работника
- при установлении I степени инвалидности - 75% от заработка работника за два года
- при установлении II степени инвалидности - 50% от заработка работника за два года
- при установлении III степени инвалидности - 30% от заработка работника за два года
- при получении профессионального заболевания - 30% от заработка работника за два года
- полное возмещение расходов на погребение в случае смерти работника в результате несчастного случая, связанного с производством, а также смерти инвалида труда, наступившей вследствие трудового увечья, либо профессионального заболевания.
Годовой заработок для целей расчета выплат, предусмотренных данным пунктом, исчисляется исходя из расчетного среднего заработка за 365 календарных дней, определенного по методике, установленной законодательством РФ для целей расчета сумм оплаты отпусков в календарных днях.
6.1.5. В рамках дополнительных (добровольных) программ страхования от несчастных случаев, финансируемых Работодателями, в коллективных договорах, локальных нормативных актах предприятий могут устанавливаться более высокие уровни размеров возмещения вреда, чем определены в пункте 6.1.4. могут устанавливаться правила возмещения расходов на погребение, выплаты материальной помощи членам семьи в случае смерти работника от естественных причин (не связанных с несчастными случаями на производстве).
6.1.6. В случае, когда сумма страхового возмещения меньше размеров выплат, предусмотренных пунктом 6.1.4. Работодатель из собственных средств производит доплату до расчетной суммы сверх суммы страхового возмещения.
6.1.7. Если пострадавший находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, то выплаты по возмещению вреда не производятся.
6.1.8. Для выплаты компенсации вреда от работника (либо от его семьи/наследников) требуются следующие документы: заявление, копия акта по форме Н-1 о несчастном случае на производстве или копия акта о случае хронического профессионального заболевания, копия акта освидетельствования в ФГУ медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности.
6.1.9. В целях исполнения условий, определенных пунктами 6.1.3 - 6.1.9. под семьей работника понимаются: супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные, удочеренные) в возрасте до 18 лет (в случае обучения по дневной форме обучения - до 23 лет), родители, находящиеся на его (ее) иждивении.
6.2. Работодатели производят выплату пособия семье умершего работника в случае его смерти от общего заболевания или несчастного случая в быту одним из двух способов:
6.2.1. В организациях, где действуют дополнительные (добровольные) программы страхования жизни, финансируемые Работодателями, выплаты производит Страховая компания.
6.2.2. В организациях, где отсутствуют дополнительные (добровольные) программы страхования жизни, Работодатели выплачивают пособие из собственных средств, в соответствии с коллективным договором.
Работодатели обеспечивают:
6.3. Своевременное и в полном объеме перечисление средств во внебюджетные страховые фонды (социального страхования, медицинского, пенсионного) в размерах, предусмотренных законодательством.
6.4. Своевременное и достоверное оформление сведений о стаже и заработной плате работающих для представления их в региональные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечение сохранности архивных документов, дающих право работникам на получение пенсии.
6.5. Деятельность создаваемых комиссий по социальному страхованию, в которые входят представители работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации предприятия, а также гласность при расходовании средств социального страхования.
6.6. Выплату единовременного пособия при выходе работника на пенсию. Порядок выплаты и размер пособия закрепляются в коллективном договоре.
6.7. По возможности сохранение за ветеранами труда, прекратившими трудовые отношения с организацией после установления (назначения) им пенсии, ряда прав членов трудовых коллективов организаций, в которых они работали до установления (назначения) пенсии, в том числе права на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительских учреждений.
6.8. Выплату материальной помощи работнику при уходе в ежегодный основной отпуск, если это установлено в коллективном договоре.
6.9. Выделение финансовых средств для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых работников и членов их семей (детей до 16 лет) в соответствии с нормами, установленными в коллективном договоре.
6.10. Предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков в случаях:
- рождения ребенка
- собственной свадьбы
- свадьбы детей
- смерти супругов, членов семьи (дети, родители, родители супругов, родные братья и сестры).
Порядок, условия и продолжительность таких отпусков устанавливаются коллективным договором.
6.11. Принятие мер по своевременной подготовке и организации отдыха детей и подростков, по оказанию финансовой поддержки оздоровительным лагерям, по сохранению материальной базы детского отдыха, не допуская закрытия и перепрофилирования детских оздоровительных учреждений, находящихся на балансе организации.
6.12. Осуществление при непосредственном участии выборных органов первичных профсоюзных организаций учета работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установление очередности на получение жилой площади, а также установления порядка распределения жилищного фонда организации при его наличии.
6.13. Предоставление жилых помещений на условиях найма малообеспеченным работникам организаций и инвалидам, получившим увечье на производстве, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при условии, если это положение закреплено в коллективном договоре.
6.14. Предоставление работникам за счет аккумулирования средств организации заемных денежных средств для приобретения и строительства жилья, дорогостоящего имущества, либо внедрение совместных с кредитными организациями программ по предоставлению ипотеки работникам на льготных условиях.
6.15. Предоставление следующих социальных льгот работающим женщинам и другим лицам с семейными обязанностями:
6.15.1. Выплату женщине при рождении ребенка единовременного пособия, предусматриваемого коллективным договором или локальным нормативным актом организации в размере, сверх установленного законодательством
6.15.2. Предоставление женщинам, работающим в организации, одного рабочего дня в течение года с сохранением среднего заработка для прохождения медицинского осмотра (скрининга) у гинеколога и (или) маммолога с последующим представлением подтверждающего документа
6.15.3. Выплату работнику (матери, отцу), находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, ежемесячного пособия, предусматриваемого коллективным договором или локальным нормативным актом организации, в размере, сверх установленного законодательством
6.15.4. Предоставление неполного рабочего дня или неполной рабочей недели по просьбе работника в соответствии с действующим законодательством
6.15.5. В случае производственной необходимости организацию профессионального обучения (переобучения) и повышения квалификации женщинам, приступившим к работе после выхода из отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком.
На время повышения квалификации (переподготовки) без отрыва от производства женщинам производится доплата до среднего заработка других работников по получаемой специальности, если это предусмотрено в коллективном договоре
6.15.6. Предоставление ежегодного дополнительного однодневного оплачиваемого отпуска в День знаний (1 сентября) матерям, либо другим лицам, воспитывающим детей-школьников младших классов (1 - 4 класс), если это предусмотрено коллективным договором.
Главная Ответы на вопросы читателей 2 Социальное обеспечение гражданам Казахстана в РФ, льготы при получении РВП и ВНЖ. Перевод пенсии из РФ при переезде в другую страну
Жилищное обустройство при добровольном переселенииЯ, ДОЧЬ И ВНУК ЯВЛЯЕМСЯ ДОБРОВОЛЬНЫМИ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМИ ИЗ УЗБЕКИСТАНА. МОЖЕМ ЛИ МЫ ПОЛУЧИТЬ СЕРТИФИКАТ. Вся новость
Баллистическая экспертиза направлена на исследование принадлежности предмета к оружию и боеприпасам, определения метода производства. Вся новость
Регистрация браков граждан РФ за пределами страныЗдравствуйте! Где можно получить документ, подтверждающий, что законы. Вся новость
Социальное обеспечение гражданам Казахстана в РФ, льготы при получении РВП и ВНЖ. Перевод пенсии из РФ при переезде в другую страну
Социальное обеспечение гражданам Казахстана в РФ, льготы при получении РВП и ВНЖ
Здравствуйте! Моя мать гражданка республики Казахстан, инвалид 1 группы по зрению (пожизненно), кроме того у нее недавно был инсульт и нарушена координация движения, т.е. самостоятельно она передвигаться не может, а также не может обходиться без дорогостоящих лекарств, необходимых для ее жизнеобеспечения. При оформлении Разрешения на Временное проживание получили мед. полис ОМС. Недавно ей стало плохо и ее увезли в больницу, где она прошла курс лечения, но в больнице на ее инвалидность никто не обращает внимания и в большинстве случаев отказываются от лечения. Надежда только на милосердие врачей. Купить лекарства и оплатить лечение нет возможности, т.к. пенсию не получает. Нет Вида на Жительство. Обратились в поликлинику по поводу катаракты глаз, нам отказали, т.к. нет гражданства и на операцию отправить не могут. Кроме того при оформлении РВП прошла мед. комиссию за которую заплатили бешеные деньги, теперь чтобы подать документы на оформление Вида на Жительство опять нужна мед. комиссия. Где взять деньги? В связи с этим несколько вопросов: 1. Нужно ли подтверждать инвалидность? 2. Имеет ли моя мать право на бесплатное обслуживание в мед. учреждениях РФ. 3. Имеет ли она право на получения бесплатных лекарств необходимых для жизнедеятельности? 4. Может ли она и как это сделать, чтобы попасть на лечение Федеральные центры РФ. Допустим, в Санкт-Петербурге? 5. Существуют ли льготы при прохождении комиссии на РВП и Вид на жительство? 6. Имеет ли льготы на услуги ЖКХ? Спасибо! Склярова Людмила Васильевна
Боровичи, Новгородской области 1. Правила признания лица инвалидом (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95) определяют в соответствии с Федеральным законом О социальной защите инвалидов в Российской Федерации порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
2. Согласно п. 4 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186, (далее - Правила), иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в Российской Федерации, т. е. имеющие, соответственно, разрешение на временное проживание или вид на жительство, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ.
3. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи, и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой, назначаются непосредственно лечащим врачом, врачом общей практики (семейным врачом), фельдшером исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном в установленном порядке, и территориальными перечнями лекарственных препаратов.
При наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.
4. По данному вопросу следует обратиться непосредственно в орган управления здравоохранения по месту жительства или непосредственно в определенный Центр.
5. Иностранный гражданин одновременно с подачей заявления о выдаче вида на жительство представляет, в частности, сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции, а также документ, выданный полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, свидетельствующий о том, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Каких-либо льгот при представлении данных документов не предусмотрено.
6. На оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются субсидии в порядке, установленном статьей 159 Жилищного кодекса РФ.
Кроме того, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Так, инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Однако, по вопросу распространения действия данных норм в отношении иностранных граждан следует обратиться в уполномоченные органы.
Перевод пенсии из РФ при переезде в другую страну
Военный пенсионер, 65 лет. Хочу выехать на ПМЖ в Венгрию. Как быть с пенсией? Что нужно для перевода пенсии в другую страну? В какую сторону изменится размер пенсии? Тюрин Анатолий
Москва Выплата трудовых пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы территории РФ, регламентируется статьей 24 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Федеральным законом от 6 марта 2001г. № 21-ФЗ О выплате пенсии гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.
Законом предусмотрена авансированная выплата трудовой пенсии в рублях за шесть месяцев вперед, которая осуществляется перед отъездом гражданина для постоянного проживания за пределами РФ и по его желанию.
Выехавшие за пределы РФ граждане могут по своему выбору, получать трудовую пенсию на территории РФ в рублях по доверенности, путем зачисления на счет в банке или иной кредитной организации, а также пенсия может переводиться по месту проживания пенсионера за пределами территории РФ в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком РФ на день совершения этой операции. Волеизъявление гражданина может быть высказано в заявлении, представленном как в письменной форме, так и с 1 февраля 2011 года в форме электронного документа, направляемого по телекоммуникационным каналам связи, в том числе и в сети Интернет.
Перевод трудовой пенсии за пределы РФ к месту проживания гражданина производится независимо от даты их выезда из Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства.
Форма заявления о переводе трудовой пенсии за пределы РФ утверждена постановлением Правительства РФ от 8 июля 2002 г. № 510 Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Указанное заявление, документы, подтверждающие место постоянного проживания за пределами территории РФ, а также справка о дате выезда с территории РФ для постоянного проживания в другой стране или о переезде из одного государства в другое предоставляются в Пенсионный фонд РФ.
Документом, подтверждающим место постоянного жительства гражданина за пределами РФ, является справка, выданная дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ в стране проживания, а также компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. В том случае, если документ выдается компетентным органом иностранного государства на иностранном языке, то в России его необходимо оформить надлежащим образом - заверить посредством проставления апостиля, если со страной, выдавшей документ у России отсутствует договор о правовой помощи и осуществить заверенный нотариально перевод на русский язык. Так, все документы, выданные в США, должны быть заверены апостилем.
Справка о дате выезда с территории РФ для постоянного проживания в другой стране выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ.
После получения из территориального органа Пенсионного фонда РФ справки по пенсионному делу гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ, Пенсионный фонд РФ осуществляет перевод пенсии за пределы Российской Федерации.
Перевод пенсии производится, начиная с месяца, следующего за месяцем выезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в Российских рублях (с учетом выплаты пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом), с соблюдением норм пенсионного законодательства о порядке выплаты пенсий, не полученных пенсионером своевременно.
Размер пенсии, подлежащей переводу за пределы Российской Федерации, пересматривается Пенсионным фондом РФ при принятии федеральных законов, дающих право на более высокую пенсию, если такой пересмотр может быть произведен без дополнительного документального подтверждения гражданами юридических фактов, определяющих право на пересмотр размера пенсии, и если указанными федеральными законами не будет предусмотрено иное. Перерасчет, индексация, корректировка размера пенсии, подлежащей переводу за пределы РФ, производятся в общем порядке.
Источник: http://civitas.ru
Социальное обеспечение граждан РФ
Работа сделанна в 2007 году
Социальное обеспечение граждан РФ - Реферат, раздел Право, - 2007 год - Санкт-Петербургский Финансово-Экономический Колледж Филиал Федерального Госуд.
Санкт-Петербургский Финансово-экономический колледж филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия бюджета и казначейства Министерства Финансов РФ» Реферат по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Тема: «Социальное обеспечение граждан РФ» Выполнила: студентка группы 307 очной формы обучения Шаталова Елена Проверила: Часовникова А.В. Оценка Дата Подпись 2007 Содержание Введение…. 3 1) Сущность социального Законодательства… 4 2) Законодательство о социальной помощи….7 3) Понятие, предмет и виды права социального обеспечения…… 11 4) Принципы права социального обеспечения….12 5) Понятие и виды трудового стажа…13 6) Понятие и виды пенсий….15 7) Понятие и виды пособий… 17 Заключение… 19 Литература… 20 Введение Статья 39 Конституции РФ гласит: 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека.
Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества.
Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.) особые фонды, источники социального обеспечения особые способы предоставления средств к существованию закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.
Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты.
Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд и потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в законе.
Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании.Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.
Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, благодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан.Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества. Социальное обеспечение как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
С учетом изложенного социальное обеспечение принято определять как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Статья 22. Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение.
Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Не случайно, поэтому Статья 25: 1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. 2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.
Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. названной декларации связывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.
Важно отметить, что случаи, при наступлении которых каждому гарантируется социальное обеспечение, также не носят исчерпывающего характера.
Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.Законодательную базу социального обеспечения в Российской Федерации составляют следующие основные законы: Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах", Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также многие другие законы РФ. Законодательство в настоящее время регулирует предоставление гражданам пенсий по возрасту, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца и социальных пенсий, пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, шесть разновидностей пособий на детей, систему пособий и компенсационных выплат при наступлении различных юридических фактов (пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации и т.п и более ста видов льгот и услуг.
В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения: • всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.) • применение дифференцированного подхода в обеспечении различных социально - демографических групп и слоев населения использование комплексных мер по социальной защите населения стремление государства зафиксировать размер социальных выплат с учетом минимального потребительского бюджета демократизация, во многих случаях, условий назначения и получения социальных выплат предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!