Правовые льготы и поощрения понятия признаки
/ Тема 21
Тема 21. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1. Правовые цели: понятие, признаки, виды
2. Правовые средства: понятие, признаки, виды
3. Средства-установления в праве: понятие и признаки
4. Средства-деяния в праве: понятие и признаки
5. Принципы взаимодействия правовых средств
6. Функции правовых средств
7. Диалектика целей и средств, в праве
8. Правовое регулирование и правовое воздействие
9. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
10. Способы правового регулирования
11. Типы правового регулирования
12. Правовые режимы: понятие, признаки, виды
13. Эффективность правового регулирования
14. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды
15. Правовые стимулы: понятие, признаки, виды
16. Правовые поощрения: понятие и признаки
17. Заслуга как основание для правового поощрения
18. Соотношение поощрений и наказаний в праве
19. Функции правовых поощрений
20. Виды правовых поощрений
21. Правовые льготы: понятие и признаки
22. Правовые привилегии
23. Правовые иммунитеты: понятие и виды
1. Правовые цели: понятие, признаки, виды
Правовая (юридическая) цель есть будущий результат, то, к чему стремятся субъекты правотворческой и правореализационной деятельности. Она представляет собой особую форму знания, направленного на юридическое преобразование действительности, изменение существующих общественных отношений. Указанным понятием охватывается как цель в праве (официальный ориентир, закрепленный на нормативном уровне), так и цель в юридической практике (ориентир конкретного субъекта правореализационной деятельности), так как в идеале они совпадают.
Цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они показывают значение и смысл самого существования юридических средств, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства.
Юридическая цель отличается от других целей следующими признаками.
Она устанавливается (закрепляется в юридических нормах) государством в лице его правотворческих органов.
Отражает наиболее общественно и государственно значимые интересы и потребности, удовлетворить которые законодатель находит возможным и необходимым при помощи юридических механизмов. В современных условиях в правовых ориентирах, наряду с государственными и корпоративными интересами, все более широкое отражение находят общесоциальные потребности.
Формально выражается в специфических правовых средствах, которые являются объективной формой ее существования и одновременно образуют алгоритм ее достижения.
Отличается общеобязательной нормативностью, выступает как образец, эталон, императивно заданный стандарт, к достижению которых должны стремиться все субъекты, реализующие право на практике. Объективируясь в праве, юридические цели «надстраиваются» над волей конкретных лиц, указывая направление поведения.
5) Единообразная практическая реализация правовых целей гарантирована государственной властью, в случае отклонения поведения субъектов права от приписываемого направления начинают работать меры государственного воздействия, призванные корректировать их активность, направляя ее к необходимым результатам (А.И. Эки-мов, К.В. Шундиков).
Юридические цели отличаются разнообразием конкретных признаков и свойств, что позволяет произвести их классификацию. Юридические цели подразделяются:
по степени распространенности — на общеправовые, специальные (отраслевые, подотраслевые, институтов, отдельных нормативных и правоприменительных актов и т.п.) и частные (первичных юридических средств и их комплексов — юридических норм, правовых режимов и т.д.)
по субъектам, ориентирами для которых они являются, — на государственные и негосударственные
— по времени наступления — на ближайшие и перспективные
по характеру результата, на достижение которого направлено воздействие, — на предметные и функциональные
по форме выражения в законодательстве и в сознании лиц — на цели-модели, цели-мотивы и цели-задачи.
Правовые цели могут быть также реальными и нереальными, истинными и ложными, прогрессивными и реакционными, гуманными и антигуманными, нравственными и безнравственными и т.п.
2. Правовые средства: понятие, признаки, виды
Правовые средства — это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
Общие признаки правовых средств:
выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом права)
отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений
сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т.е. функциональной стороны права)
приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования
5) обеспечиваются государством.
Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям. В зависимости от степени сложности их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания — субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п. то ко вторым — комбинированные, состоящие в свою очередь из простейших — договор, норма, институт, правовой режим и пр. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты) по предмету правового регулирования — на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др. по характеру — на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск) по значимости последствий — на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь) по времени действия — на постоянные (гражданство) и временные (премия) по виду правового регулирования — на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей) по информационно-психологической направленности — на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т.д.
3. Средства-установления в праве: понятие и признаки
Правовые средства имеют синтетический, своего рода «компромиссный» характер, ибо призваны связывать идеальное (цель) с реальным (результатом). Этимологически термин «средство» происходит от слова средний, серединный. Средство — связующее среднее звено между моделью и результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником, с неизбежностью включают как фрагменты идеального (средства-установления — субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т.д.), так и фрагменты реального (средства-деяния, направленные на использование инструментов, — прежде всего акты реализации прав и обязанностей).
Признаки средств-установлений (инструментов):
субстанциональность, которая призвана охарактеризовать само вещество, то, из чего оно состоит как реальный факт окружающей действительности (С.С. Алексеев)
информационный характер, означающий, что юридические инструменты — это прежде всего закрепленные в законодательстве сведения, выражающиеся в юридических фактах, субъективных правах, обязанностях, льготах, запретах, поощрениях, наказаниях и т.д.
статический характер, ориентирующий на то, что это предписания, а не деяния, что инструменты автоматически не действуют, их необходимо «взять в руки» и использовать
находятся преимущественно в сфере должного, ибо фиксируются прежде всего в законах, подзаконных актах, требующих определенного поведения
5) выступают в качестве моделей, которые только в процессе их использования могут привести к достижению поставленных целей.
Система установленных в законодательстве качественных юридических средств, адекватность и степень их использования выступают важнейшей характеристикой правовой культуры общества. Уровень данной культуры будет низок и в случае, если «ассортимент» юридических средств в праве конкретного государства будет недостаточным, а также если субъекты не будут уметь пользоваться уже установленными средствами для решения многочисленных задач.
4. Средства-деяния в праве: понятие и признаки
Признаки средств-деяний (технологии):
связаны с использованием инструментов (средств-установлений)
энергетический характер, означающий, что без активности, особой юридической силы невозможно как преодолеть препятствия, стоящие на пути удовлетворения интересов субъектов права, так и осуществить любую юридически полезную деятельность, направленную на достижение социально значимой цели и получение нужного эффекта
динамический характер, ориентирующий на соответствующую деятельность по использованию инструментов
находятся в сфере сущего, ибо проявляются в реально осуществляемом поведении лиц
выступают прежде всего в качестве актов реализации прав и обязанностей, которые, являясь самостоятельным элементом меха
низма правового регулирования, обозначают собой завершающий этап достижения целей и удовлетворения соответствующих интересов.
К средствам-деяниям относятся акты реализации прав и обязанностей как самостоятельный элемент механизма правового регулирования. Причем практически всю юридическую деятельность (правотворческую, правоприменительную, интерпретационную), если ее брать через призму актов реализации прав и обязанностей, можно отнести к юридической технологии (средствам-деяниям). В частности, правотворческий орган, принимая нормативные документы, делает это, реализуя свои соответствующие права и обязанности. Точно так же осуществляется и всякая иная юридическая деятельность, сердцевиной, стержнем которой опять же выступают акты реализации прав и обязанностей, результатом же являются совсем другие акты — правоприменительные и интерпретационные.
Если же мы попытаемся найти своего рода антоним, антипод понятию «правовое средство» (обозначающему правомерное явление), то им может быть лишь понятие «противоправное средство», которое опять же связано в большей мере с деянием, но уже правонарушающим по характеру.
Игнорирование в инструментальном подходе средств-деяний (технологии) и упор только на институциональную сторону понимания юридических средств не позволяет полноценно учитывать все те факторы, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Ведь результат невозможно получить только посредством субстанциональных явлений, которые автоматически не приводят к нужному эффекту. Требуются еще и деяния, усилия, активность, связанные с использованием представленных в законодательстве инструментов. Средства-установления и средства-деяния создают вместе необходимый и достаточный для достижения конкретной цели информационно-энергетический комплекс ресурсов.
Кроме всего прочего, не включение деяний в понятие «юридические средства» будет связано с неизбежно вытекающим отсюда «отсечением» от механизма правового регулирования ряда его общеизвестных элементов: юридических фактов (правомерных действий), актов применения права (прежде всего актов-действий), что тоже противоречит логике и не является оправданным.
5. Принципы взаимодействия правовых средств
Принципами взаимодействия средств-управлений и средств-деяний в процессе достижения целей могут выступать следующие:
достаточно полного выбора средств-установлений для осуществления тех или иных средств-деяний (если недостаточно легальных форм, субъекты могут подчас воспользоваться нелегальными, противозаконными для удовлетворения своих интересов)
обеспечения конкретных средств-деяний гарантирующими средствами-установлениями (поощрениями и наказаниями)
учета практики использования средств-установлений в соответствующих условиях, т.е. учета реально существующих средств-деяний
4) согласования их юридической силы
5) взаимодополнения инструментов (как информационных феноменов) и технологий (как энергетических феноменов)
6) экономии средств как первого, так и второго рода.
Достигая цели правового регулирования, правотворческим и правоприменительным субъектам важно не прибегать к крайностям:
к недооценке инструментов и переоценке технологии, что обязательно ведет к недостаткам, связанным с нормативной базой (правовому вакууму, пробельности, несовершенству средств-установлений как критериев поведения лиц и т.п.)
к переоценке инструментов и недооценке технологии, что с неизбежностью влечет за собой отрыв правовой формы от содержания — общественных отношений, и выражается в конечном счете в «мертвых» законах, «холостых» актах, заорганизованности, правовом идеализме (когда идеальное начало в средствах явно доминирует над реальным)
к одновременной недооценке и инструментов, и технологии, что выражается в юридическом нигилизме, в игнорировании как право
вой формы, так и содержания, в низкой правовой культуре, в различного рода правонарушениях
4) к одновременной переоценке и инструментов, и технологии, что связано с отрывом юридических образований от реальности и соответственно с не достижением целей правового регулирования.
Подобное соотношение инструментов и технологии выступает дополнительным аргументом того, что результат возможен только при должном взаимном участии данных правовых явлений. Все то, что не относится ни к установлениям, ни к деяниям — правосознание, законность, правопорядок и т.п. к юридическим средствам причислено быть не может.
6. Функции правовых средств
Важнейшая функция правовых средств — достижение ими целей правового регулирования. Она проявляется в том, что своей «работой» данные феномены обеспечивают беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, гарантируют их законное и справедливое удовлетворение, что отражает роль юридических инструментов и технологии в общей системе правовых факторов. Правовые средства создают общие, гарантированные государством и обществом возможности для усиления позитивных регулятивных факторов и одновременно для устранения препятствий (негативных факторов), стоящих на пути упорядочения социальных связей.
Функцией юридических средств выступает и то, что они вносят цивилизованность в существующие общественные отношения, предлагая вместо незаконных и стихийных правовые механизмы решения возникающих проблем, правовые способы устранения конфликтов,
правовую энергию в преодолении стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права препятствий. Юридические средства, таким образом, сигнализируют о степени цивилизованности данного конкретного общества, выступая показателем его правовых возможностей и уровня правового развития, свидетельствуют о востребованности правовой формы в упорядоченности социально-экономических и иных связей (содержания), о конкурентоспособности правовых факторов с факторами, с одной стороны, внеправовыми (моральными, политическими, организационными и т.п.), а с другой стороны, противоправными.
Юридические средства выполняют функцию универсального «строительного материала», из которого складывается система права, ибо они унифицируют все те явления, из которых состоит право — юридический факт, субъективное право, обязанность, поощрение, наказание, норма, институт, подотрасль, отрасль и т.п.
Определенное сочетание юридических средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и институтам права, выражает особый порядок организации конкретных общественных отношений, что позволяет более дифференцированно и гибко их урегулировать.
7. Диалектика целей и средств, в праве
Понятие «правовые средства» нельзя полноценно рассмотреть без анализа диалектики с такой его парной категорией, как «цель».
Цель, как известно, есть будущий результат, то, к чему стремится субъект. Она представляет собой особую форму знания, направленного на преобразование действительности, изменение существующих отношений.
Цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они показывают значение и смысл самого существования юридических средств, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства.
В правотворческом, правоприменительном и интерпретационном процессах важно учитывать диалектику взаимоотношений целей и средств. С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор средств для ее достижения, ибо цели требуют для себя соответствующих юридических средств, определяют их природу и направленность. Если тот или иной закон имеет цель развить какие-либо общественные отношения, содействовать становлению новых социально ценных связей, то, как правило, в тексте данного документа используются юридические средства стимулирующего вида (поощрения, льготы, дозволения и пр.). И наоборот, если акт принимается в целях охраны и защиты определенных отношений, то употребляются преимущественно юридические средства ограничивающего плана (запреты, приостановления, наказания и т.п.). Разумеется, кроме целей на выбор юридических средств при их установлении влияют также характер общественных отношений, природа отрасли права, возможные препятствия, негативно воздействующие на процесс получения социально значимых результатов.
С другой стороны, сама цель должна исходить из реально имеющихся юридических средств, необходимых для ее достижения.
Эффективный закон содержит разумные и научно обоснованные цели и средства для их достижения. И напротив, если законодатель неправильно определяет цели, допускает неточности в выборе средств, закон не даст ожидаемого результата, не будет максимально способствовать выполнению основных задач государства и общества.
8. Правовое регулирование и правовое воздействие
Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.
Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем.
Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.
Во-вторых, если правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда связано. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе — не обязательно. Отсюда, правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование — лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную (С.С. Алексеев, М.И. Байтин, A . M . Витченко, В.И. Гойман, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, М.Ф. Орзих, Ю.К. Толстой и др.).
Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (управленческой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства — правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.
Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Ведь действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)» (Л.И. Петражицкий). Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Роль права тут заключается в повышении юридической культуры, в привитии прогрессивных, цивилизованных правовых идей, принципов, аксиом.
Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (экономических, политических, нравственных и др.) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права. К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели формирование правом социально полезных образцов поведения социально-правовой контроль и т.п.
Разумеется, все вышеперечисленные формы правового воздействия пересекаются, взаимопереходящи, между ними нет и не может быть «китайской стены». Специально юридическое действие (правовое регулирование) включает в себя необходимую для своей реализации часть информационно-психологического воздействия, неизбежно сопровождается воспитательными и социальными процессами. Точно так же каждый иной вид правового воздействия в определенной доле присутствует в других видах, взаимообогащает их.
Вместе с тем это не дает достаточных оснований для полного понятийного уравнивания правового регулирования с правовым воздействием, для нивелирования всех рассмотренных выше форм, что предлагается в литературе (СЛ. Голунский, Е.А. Лукашева, А.С. Пшолкйн, Б.В. Шейндлин, Л.С. Явич и др.). Специфика каждой из форм действия права дает о себе знать в различных его проявлениях в социальной жизнедеятельности, требует соответствующих подходов и методологического инструментария к своему изучению, самостоятельного угла зрения. Отсюда следует, что, с одной стороны, нельзя полностью отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (их содержания не совпадают), а с другой — их нельзя противопоставлять, разводить. В самом общем виде их можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно и связано с выделением различных граней весьма сложного действия права.
9. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержательный признак). Механизм правового регулирования — система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей (формальный признак).
Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.
Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:
норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов)
юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт
правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов)
акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования)
охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).
10. Способы правового регулирования
Существует три способа правового регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированное™.
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание, как способ правового регулирования, ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение — разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.
6. Правовые поощрения: понятие, признаки, функции, виды
Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
Признаки правовых поощрений: 1)
заслуженность поведения, т. е. добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата, требующего поощрения 2)
добровольность, ибо в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий) 3)
юридическое одобрение добровольного заслуженного поступка в форме вознаграждения (для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками — мерой, зависимыми от степени заслуг) 4)
взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями) 5)
выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и т. и.
Заслуга (заслуженное поведение) характеризуется следующими чертами: 1)
она сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей 2)
это добросовестное отношение лица к своему долгу 3)
это правомерное поведение, не противоречащее юридическим нормам 4)
связана со "сверхисполнением" лицом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата ("сверхисполнение" означает поведение, воплощаю щееся в общественно полезном деянии, превосходящем по своим масштабам итоги обычных действий) 5)
является основанием поощрительных мер точно так же, как правонарушение выступает основанием мер наказания (более того, характер и степень заслуг определяют вид поощрения).
Для наиболее полного рассмотрения признаков правовых поощрений необходимо последнее понятие соотнести с понятием "правовое наказание".
Правовое наказание — это форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
Общие признаки поощрений и наказаний: 1)
они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц 2)
для них установлены определенные процедуры — формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания 3)
обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом 4)
выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязанностей) 5)
связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание 6)
для их наступления необходимо, кроме объективной стороны, еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противоположной "заслуге" (вине) и подлежащее наказанию.
Различил между поощрением и наказанием: 1)
если поощрение как заслуженная мера призвано подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то наказание - тоже своеобразная заслуженная мера, но выступающая как средство защиты общества от правонарушений 2)
если меры поощрения связаны с элементами взаимополезности общества и субъекта, то меры наказания — с элементами взаимовредности 3)
если поощрение одобряет, то наказание осуждает, что вызывает у лица соответственно положительные или отрицательные эмоции 4)
по-разному проявляется связь с благом, ценностями — если при поощрении субъекту предоставляется определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей
5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, поднимающие такое поведение выше нормы
6) при соотношении этих мер ведущую роль отводят поощрениям, которые, увеличивая число альтернатив поведения, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.
Правовые поощрения выполняют следующие функции:
1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц (например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство) 2)
мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает к "сверхисполнению" обязанностей и к совершенствованию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность (мотивация построена на основе привлекательных и заранее обещанных благоприятных последствий) 3)
коммуникативную, с помощью которой поощрительные меры выражают определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем самым особым способом связи между ними 4)
оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень его полезности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения 5)
гарантирующую, с помощью которой поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей) 6)
распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов 7)
воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.
Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их соответственно можно классифицировать по:
предмету правового регулирования — на административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы) и т. п.
их юридической природе — на материально-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации
сфере использования — на поощрения в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и т. п.
применяющим их субъектам — на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.)
форме связи с благом — на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком, медалями и орденами) и освобождающие от обременения (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания)
содержанию — на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности)
иерархии — на общефедеральные, региональные, локальные
уровню — на высшие (государственные награды) и обычные (занесение в Книгу Почета, на Доску Почета)
связи с конкретной профессиональной деятельностью — на профессиональные (присвоение почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", "Заслуженный деятель науки Российской Федерации") и общесоциальные (вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе) и т. п.
Понятие, признаки и функции правовых поощрений
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам.
Правовое поощрение — форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
Признаки правового поощрения:
1. Оно связано с заслуженным поведением, то есть с добросовестным правомерным поступком, связанным со сверхисполнением субъектом своих обязанностей. Поощрения устанавливаются за особый вклад, мужество и отвагу, перевыполнение требуемых стандартов, показателей (новаторство в труде, профессиональное мастерство и т.д.).
2. Поощрение сопряжено добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каждого от дельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага. Следовательно, поощрение в своем регулирующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий.
3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения. Поощрение — разновидность одобрения. Для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависимыми от степени заслуг.
4. Выгодность их как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы).
5. Поощрение — юридический стимул, причем, как правило, весьма действенный. Вместе с тем оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, премия не только побуждает человека к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении желаемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противозаконного поведения.
Функции правового поощрения:
Правовые поощрения выполняют контролирующую, мотивационную, коммуникативную, оценивающую, гарантирующую, распределительную, воспитательную функции. Осуществляя функцию социального контроля, поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, мягко «уводят» от правоотклоняющегося поведения и одновременно позитивно активизируют субъектов.
1) Мотивационная функция поощрения — побуждает к «сверхисполнению» обязанностей и к совершению социально ценных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность. Мотивация к достижению полезного результата построена на основе привлекательности и заранее обещанных благоприятных последствий.
2) Коммуникативная функция — поощрительные меры — содержит в себе определенную юридическую информацию, конкретные сведения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служит способом связи между ними.
3) С помощью оценивающей функции управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень полезности деятельности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения.
4) Гарантирующая функция — поощрения — создает благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивает реализацию других юридических средств, прежде всего обязанностей.
5) Распределительная функция состоит в том, что право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов.
6) Воспитательная функция — поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству. Тем самым поощрение способствует формированию правосознания и высокой правовой культуры граждан, нравственных качеств личности.
Виды правовых поощрений:
1. В зависимости от предмета правового регулирования:
-конституционные (ордена и медали как государственные награды),
-административные (досрочное присвоение специального звания),
-трудовые (награждение Почетной грамотой) и т.п.
2. В зависимости от характера:
-материальные (награждение именным оружием),
-процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации)
3. В зависимости от сферы использования: поощрения в сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и военной службы и т.д.
4. В зависимости от применяющих их субъекто:
-государственные (президентские, правительственные, министерские и т.п.),
-негосударственные (муниципальные и пр.)
5. В зависимости от содержания:
-финансово-экономические (выдача денежной премии),
-моральные (объявление благодарности),
-организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности)
6. В зависимости от иерархии:
-общефедеральные,
-региональные,
-локальные
7. В зависимости от формы связи с благом:
-предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком),
-освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания в органах внутренних дел).
Проблемные аспекты льгот:
1) Отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льют. Современная ситуация в России характеризуется постоянными изменениями, идет процесс передела собственности и власти, социального расслоения людей. Противоречивость и нестабильность нашей жизни и соответственно правовой системы не может не оказать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены, не согласованы.
2) Зачастую льготы используются как инструмент в политической борьбе в популистских целях, когда отдельные лидеры в период выборов пытаются расширить свою социальную базу, привлечь на свою сторону электорат.
3) Негативное влияние на существующую систему льгот оказывают и проблемы становления Российского федерализма: «парад суверенитетов», сепаратистские тенденции, региональные привилегии, несоблюдение принципа равноправия, закрепленного в ст. 5 Конституции РФ. Известно, что республики пока имеют более значительные льготы, нежели края и области.
В целях совершенствования, оптимизации института правовых льгот целесообразно осуществить следующие меры:
-Провести рода «инвентаризацию» закрепленных в нормативных актах льгот, подвергнуть их тщательному анализу и экспертизе для того, чтобы выявить как эффективные, так и дефектные льготы.
-Важно своевременно реагировать на происходящие в обществе перемены и наряду с установлением в законодательстве новых льгот в сфере приватизации, инвестиций и т.д. отменить необоснованные исключения, которые не оправдали себя на практике.
-Нуждается в корректировке пенсионное законодательство, которое пока не связывает предоставление льгот с фактическим состоянием условий труда на производстве. По оценкам печати, до 30% работников, имеющих право на пенсионные льготы, трудятся в нормальных (а не вредных) условиях.
- Необходимо систематизировать законодательство о льготах, инкорпорировать по тематическому принципу нормативные акты и опубликовать их для всеобщего сведения и контроля за соблюдением, включая льготы для высших должностных лиц. В этом деле есть уже определенные наработки.
- Важно обеспечить льготы материальными и юридическими гарантиями, ввести в действие механизм их реализации. Законодатель, устанавливая определенные льготы для конкретных субъектов, должен одновременно возлагать обязанности (активные и пассивные) на тех, кто призван обеспечивать претворение в жизнь данных преимуществ.
- Требуется дальнейшая дифференциация льгот, более глубокая их специализация. С другой же стороны, отдельные льготы нуждаются в унификации. В то же время надо видеть пределы и первого, и второго процессов, ибо излишние выделения и уравнивания, связанные со льготами, могут привести к социальной несправедливости.
-Каждая льгота должна быть адресной, обоснованной, правомерной, справедливой. Льготы — дорогостоящие меры. Поэтому за их установлением и реальным осуществлением должен быть надлежащий контроль. В современных условиях требуется все больше гласности в работе государственного аппарата (в силу его безграничного роста) и прозрачности процессов распределения благ, в том числе и посредством льгот.
Проблемные аспекты поощрений:
- Одно из важнейших условий эффективности наград — своевременная их выдача.
-Существует и проблема, связанная с формами установления поощрений в законодательстве. К сожалению, при изложении поощрительных норм в статьях нормативных актов достаточно часто используется бланкетный способ, когда конкретные меры (виды) поощрения не указываются в данном законе, где фиксируются модели заслуженного поведения, а закрепляются в иных нормативных актах.
Понятие, признаки и социальная сущность правовых льгот
Первоначально проблема правовых льгот изучалась на отраслевом уровне в сфере трудового, гражданского, финансового, административного права, права социального обеспечения и т.п. Исследование данного правового института предпринималось в рамках рассмотрения вопросов стимулирования труда, социального управления, охраны труда женщин и несовершеннолетних, правового регулирования некоторых видов сделок, совершенствования налогового законодательства и т.д.
Несмотря на это, многие авторы в большинстве случаев не рассматривали льготу как самостоятельную правовую категорию, отождествляя ее с такими сходными понятиями, как компенсации, гарантии, поощрения, привилегии, дозволения[1]. Вместе с тем, оценивая постановку проблемы правовых льгот в отраслевой юридической литературе, можно выделить следующие основные моменты.
Многие отраслевики рассматривают льготы как средство юридической дифференциации правового положения субъекта. Так, О.В. Смирнов, подчеркивая необходимость существования дифференцированного подхода к правовому регулированию трудовых правоотношений обосновывает важность установления льгот для определенных категорий работников, позволяющих учитывать специфику отраслей производства, профессиональные, половые, возрастные особенности рабочих и служащих, территориальное расположение предприятий[2]. Например, льготы для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как отмечает М.И. Бару, - позволяют учесть особенности условий труда и жизни в этих регионах. Они призваны, с одной стороны, компенсировать районные различия в затратах труда и стоимости жизни, а с другой - ограничить, а если это возможно, предотвратить или
устранить негативное воздействие природно-климатических факторов на здоровье человека х. С помощью льгот законодатель выделяет положение тех или иных категорий граждан в определенной области общественных отношений.
Многие ученые (В.И. Никитинский, Н.В. Гудимов, Е.А. Ровинский, Е.Г. Азарова, А.Г. Орлов, К.Э. Торган и др.) высказываются за то, что данное юридическое средство направлено на выравнивание положения определенных групп субъектов по сравнению с общим уровнем, создавая для них дополнительные возможности юридического характера. На наш взгляд, следует согласиться с подобной позицией. Действительно, льготы позволяют учитывать особенности фактического положения тех или иных категорий лиц, их специфические интересы и потребности, облегчая доступ к юридически обеспеченному благу. Это подтверждает и практика их использования. Так, например, с помощью подобных преимуществ в области трудовых отношений создаются равные права для женщин в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе в области социального обеспечения они позволяют уменьшить различия в уровне жизни многодетных семей, лиц пенсионного возраста, инвалидов. Не случайно анализ данного правового института очень часто проводился в рамках изучения проблем социального равенства. Здесь льгота рассматривалась как одно из средств достижения социальной однородности общества в условиях развитого социализма[3], обеспечения равного доступа к распределению материальных и нематериальных благ[4], дифференцированного подхода к нуждам различных социальных групп [5]. Льготы - это воплощение важнейшего принципа социальной справедливости, они позволяют претворить в жизнь диалектическое понимание равенства: для того чтобы уравнять неравных людей, право должно быть неравным .
В отраслевой юридической литературе не раз подчеркивалось, что льготы являются дополнительными мерами юридического характера, расширяющими права некоторых субъектов, улучшающими для них условия по сравнению с общим уровнем [6]. Действительно, с их помощью повышается материальное благосостояние определенных групп граждан (беженцев, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров и т.д.), создаются более благоприятные условия для удовлетворения их интересов и потребностей. Льготы, как замечает А.А. Абрамова применительно к проблемам социального обеспечения, - облегчают положение некоторых категорий лиц, которые в силу определенных обстоятельств не в силах полностью удовлетворять свои нужды, позволяя расширить возможности граждан, предоставив им особые права[7]. Дополняя круг прав и свобод индивида, льготы увеличивают объем его правосубъектности.
Вместе с тем, на отраслевом уровне нет единого подхода к определению юридической природы правовых льгот. Одна группа ученых исходит из того, что данное юридическое средство представляет собой дополнительные права (Е.Г. Азарова, А.И. ПроцевскиЙ, B.C. Андреев). В правовой науке, - пишет Е.Г. Азарова,- льготы рассматриваются как исключительно дополнительные права, дополнительные материальные блага, услуги и преимущества [8]. Другие ученые (А.А. Абрамова, В.К. Колосов, В.И. Курилов, Е.Г. Крылатых, В.И. Никитинский) признают, что льготы - эго не только дополнительные права, но и освобождения от установленных законом обязанностей, в совокупности представляющие исключения из единых требований нормативного характера[9]. Полемизируя с B.C. Андреевым, В.К. Колосов отмечает, что было бы неверно представлять льготы как исключительно дополнительные права. Они могут заключаться и в освобождении от установленных законом единых нормативных правил [10].
На наш взгляд, следует согласиться с подобной точкой зрения, так как рассмотрение правовых льгот как исключительно дополнительных прав было бы несколько односторонне и формально. Вполне естественно, что правовые преимуще
ства могут заключаться как в установлении особых, дополнительных прав (бесплатное предоставление медикаментов инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, первоочередное предоставление жилья военнослужащим и т.п.), так и в освобождении от некоторых установленных законом обязанностей (исключение определенных категорий хозяйств из числа субъектов по уплате сельскохозяйственного налога, налоговые освобождения для физических и юридических лиц и т.д.).
В отраслевой юридической литературе неоднократно подчеркивается важность установления льгот нормативными актами, принятыми государственными органами в пределах их компетенции, в порядке и по основаниям, определенным законом , во избежании корыстных усмотрений на правоприменительной стадии и эга- литарности на личностном уровне [11]. Подобная позиция авторов представляется верной по основаниям, приведенным ниже в настоящем исследовании.
Следующим моментом, на котором хотелось бы остановиться, является то, что анализ правовых льгот очень часто встречается при рассмотрении проблем правового стимулирования, в частности, научно-технического прогресса совершенствования финансовой деятельности государства[12], оптимизации Российского законодательства[13], повышения правовой активности личности[14], привлечения работников в некоторые отрасли хозяйства[15] и так далее. Многими учеными отмечается способ-
ность льгот, как разновидности правовых стимулов, побуждать к отдельным видам социально - полезной деятельности.
Расширяя возможности субъектов для более полного удовлетворения интересов и потребностей, правовые преимущества тем самым заинтересовывают их в следовании определенной общественно - полезной модели поведения, что в свою очередь способствует достижению поставленных государством правовых целей. Последние могут заключаться как в обеспечении выполнения договорных обязательств сторонами в гражданско-правовых отношениях (льготы для сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих поставку продукции для государственных нужд), гак и в поддержании развития отечественной промышленности (различного рода налоговые льготы и преференции для юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в важнейших отраслях хозяйства), в повышении профессионального уровня рабочих и служащих (льготы для лиц, совмещающих работу с обучением), в повышении обороноспособности страны (льготы для военнослужащих, субсидии, дотации, налоговые преференции для предприятий военно-промышленного комплекса) и тому подобное.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!