Льготы по ндс для управляющих компаний
Уже более двух с половиной лет (1) в налоговом законодательстве существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, а именно, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ.
Вообще налоговая льгота по своему смыслу предполагает возможность для налогоплательщиков работать в более выгодных по сравнению с ранее существовавшими (до введения льготы) условиях и получения какой-либо налоговой экономии/снижения налоговой нагрузки. В настоящей статье попытается разобраться, в чем суть указанной выше льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ и какие преимущества может дать ее использование.
В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией услуг (коммунальных услуг ) получение какого-либо экономического эффекта от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ . заведомо невозможно.
Это обусловлено принципами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы:
- плата за коммунальные услуги начисляется жителям по утвержденным тарифам, изменять которые по своему усмотрению управляющая компания не имеет права
- расчеты с ресурсоснабжающими организациями управляющая компания производит по тем же самым тарифам, по которым она взимает плату с населения
- получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.
Если управляющая компания не применяет льготу, она:
- выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и уменьшает его на сумму НДС. предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной «0»
- полученные от населения доходы, «очищенные» от НДС. компания уменьшает на понесенные ей расходы по приобретению коммунальных ресурсов (также уже «очищенные» от НДС ), налоговая база по налогу на прибыль а равно и сам налог на прибыль, составляют «0».
При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от населения платежей и принятия к вычету НДС. предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит вся сумма выручки от населения признается доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за приобретенные коммунальные услуги, - расходами УК. Итого налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль равны «0».
Как видно, никакой экономии денежных средств управляющей компании с связи с введением льготы по НДС в отношении коммунальных услуг не происходит поэтому содержащуюся в подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ «льготу» вряд ли можно назвать льготой.
Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению услуг (по содержанию и ремонту общего имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется только в части взаимоотношений «УК - население». Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с жителей на содержание и ремонт (3). Стоимость же, по которой УК должна приобрести такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК вообще может оказывать услуги по содержанию и ремонту собственными силами, не прибегая к привлечению сторонних организаций. Как следствие, у управляющей организации может возникнуть прибыль от оказания таких услуг (в виде разницы между платежами от населения и расходами на привлечение подрядчиков/на выплату зарплаты своим работникам).
Вместе с тем, сразу необходимо отметить, что обязательным условием применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от обложения НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД) является привлечение для оказания таких услуг сторонних подрядчиков соответственно, при выполнении ремонтных работ силами самой УК льгота не применяется. Чем было обусловлено принятие законодателем именно такого решения, не понятно хотя на стадии рассмотрения законопроекта по ст. 149 НК РФ вопрос предоставления льготы вне зависимости от ресурсов, привлекаемых управляющими компаниями в целях оказания услуг по содержанию и ремонту (собственных или сторонних), поднимался.
Идем дальше. Руководствуясь буквальным толкованием подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ . можно сделать вывод о том, что применение льготы управляющими компаниями, приобретающими «ремонтные» услуги у сторонних подрядчиков по цене ниже, чем получаемые ими от граждан суммы платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, дает возможность УК получить экономию по НДС с суммы «наценки».
Однако на деле контролирующие органы предъявляют дополнительное условие для применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (4): по их мнению, не облагается НДС реализация управляющей компанией услуг по содержанию и ремонту только по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ/услуг у подрядных организаций, с суммы положительной разницы необходимо заплатить НДС. К сожалению, такая позиция Минфина и ФНС, сводящая «на нет» возможные экономические выгоды от применения льготы, поддерживается судебной практикой (см. к примеру, постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 г. № Ф09-2727/12 ).
И все же, несмотря на очевидную бессмысленность анализируемой льготы (в той трактовке, которая была ей дана правоприменительной практикой), она может дать экономию по НДС, но только при наличии в конкретном жилищно-коммунальном бизнесе совокупности следующих условий:
- управляющая компания привлекает для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества своих собственных, подконтрольных ей подрядчиков
- эти подрядные организации находятся на УСН
- часть маржинального дохода, получаемого в целом в бизнесе, перераспределяется в пользу подрядчиков - чем больше это перераспределение, тем больше налоговая экономия.
По сути льготой по НДС могут воспользоваться только те бизнесы, в которых разделение функций между самой управляющей компанией (выполняющей функцию по взаимодействию с населением и РСО) и ее подрядными организациями (непосредственно осуществляющими услуги по содержанию и ремонту) сложилось исторически слепое дробление бизнеса н а отдельные юридические лица с одной лишь целью получения налоговой экономии без наличия какой-либо деловой цели вряд ли может быть оставлено налоговыми органами без внимания.
Как видно, законодательная попытка облегчить налоговое бремя, лежащее на предпринимателях жилищно-коммунальной сферы, через введение льготы, которая лишь кажется льготой, но на самом деле таковой не является, не позволила высвободить ресурсы, которые могли бы быть направлены на улучшение качества оказания услуг, поэтому управляющим компаниям стоит обратить взор на имеющиеся у них внутренние ресурсы и сосредоточиться на увеличении эффективности их использования, не уповая на государство и предоставляемые им «льготы».
1. Данная льгота была введена в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и применяется с 01.01.2010 г.
2. Пунктом 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право выбора . пользоваться льготой или отказаться от ее применения. Отказ от льготы возможен по заявлению организации, поданному не позднее 1-ого числа налогового периода, с которого она намерена отказаться/приостановить использование льготы.
3. Оплата услуг УК по содержанию и ремонту общего имущества МКД производится по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли соответствующее решение об установлении размера платы самостоятельно (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
4. Например, письмо Минфина России от 23.12.2009 г. № 03-07-15/169.
Опубликовано 08 августа 2012 г.
Льготы по НДС для управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК
Льготы по НДС для управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК
С 1 января 2010 г. освобождается от обложения НДС реализация коммунальных услуг (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ) и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ).
При этом следует отметить, что применить льготу можно будет только при соблюдении двух условий:
На основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям и ТСЖ, организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.
От налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе, с учетом налога на добавленную стоимость, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Аналогичный порядок применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость установлен пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ по работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Обращаем особое внимание, что льготируются только работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемые подрядным способом. Если какие-либо работы производятся собственными силами налогоплательщика, то их реализация облагается НДС. Аналогичным образом, если налогоплательщик оказывает (выполняет) иные услуги (работы) для собственников помещений, они подлежат налогообложению в общем порядке.
От налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Управление ФНС России
по Удмуртской Республике
Льгота по НДС для управляющих организаций
В конце 2009 года был наконец‑то принят Федеральный закон от 28.11.2009 № 287‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй НК РФ» (опубликован в «Российской газете» 01.12.2009), который управляющие компании ждали с февраля (законопроект № 164297-5). Поправки предполагают введение налоговых льгот по НДС и вступают в силу с 01.01.2010. Это означает, что их нужно успеть изучить в текущем году и с учетом нововведений разработать принципы и способы организации учета. Мы попытаемся помочь нашим читателям в этом.
Сфера действия льгот
Новые льготы по НДС установлены для таких налогоплательщиков, как управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно‑строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее – налогоплательщики). На иные организации, например, предоставляющие коммунальные услуги и выполняющие ремонтные работы самостоятельно (при непосредственном управлении многоквартирным домом), а также компании, управляющие коммерческой недвижимостью, льготный порядок исчисления НДС не распространяется.
Согласно новому пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ такая операция, как реализация коммунальных услуг, предоставляемых названными выше налогоплательщиками, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Законодатели не разработали таких понятий, как «коммунальные услуги», «предоставление коммунальных услуг». На основании п. 1 ст. 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов. В частности, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг определено понятие коммунальных услуг. Это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом в качестве исполнителя коммунальных услуг рассматривается лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Как видим, для формулирования условий применения льготы по НДС законодатель воспользовался положениями из Правил предоставления коммунальных услуг . которые подвергаются критике из‑за трактовки оказания коммунальных услуг в целом. Сейчас фактически такая трактовка перекочевала в НК РФ: исполнитель коммунальных услуг реализует коммунальные услуги гражданам.
Заметим, что согласно Правилам предоставления коммунальных услуг исполнитель приобретает у РСО коммунальные ресурсы и, используя внутридомовые инженерные системы, предоставляет гражданам коммунальные услуги. Согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ предполагается, что налогоплательщики (управляющие организации, ТСЖ), предоставляющие коммунальные услуги, вправе применять льготу при условии приобретения у коммунальных предприятий коммунальных услуг . Таким образом, налицо перепродажа услуг, узаконенная теперь в Налоговом кодексе.
Добавим, что в первой редакции законопроекта № 164297-5 освобождалась от налогообложения реализация коммунальных услуг при условии приобретения их только у организаций коммунального комплекса. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210‑ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» под организацией коммунального комплекса понимается лицо, эксплуатирующее системы коммунальной инфраструктуры, используемые для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Добавление поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций позволяет охватить весь перечень возможных коммунальных услуг.
Формулировка нового пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ позволяет говорить об освобождении от обложения НДС реализации коммунальных услуг, которые в неизменном виде передаются от РСО потребителям.
Содержание и ремонт общего имущества
Следующий новый пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ посвящен освобождению от налогообложения реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) перечисленными выше налогоплательщиками, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Обращаем особое внимание, что льготируются только работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемые подрядным способом. Если какие‑либо работы производятся собственными силами налогоплательщика, то их реализация облагается НДС. Аналогичным образом, если налогоплательщик оказывает (выполняет) иные услуги (работы) для собственников помещений, они подлежат налогообложению в общем порядке. Так, реализация услуг и работ по ремонту частного внутриквартирного имущества, даже переданных на аутсорсинг, облагается НДС.
Новая норма требует, чтобы контрагенты налогоплательщика самостоятельно выполняли (оказывали) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества. Однако гражданское законодательство не запрещает подрядчику привлекать субподрядчиков, и заказчик не всегда может быть уверен, что весь объем работы выполнен исключительно силами подрядчика. Получается, что для целей применения льготы по НДС налогоплательщику придется включать в договор специальное условие об обязанности подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично ( п. 1 ст. 706 ГК РФ ). С услугами ситуация несколько иная: согласно ст. 780 ГК РФ по умолчанию исполнитель обязан оказать услуги лично и вправе привлечь третье лицо, только если такое его право предусмотрено договором. Соответственно, налогоплательщикам не следует указывать в контракте возможность привлечения субисполнителей.
Подробнее о ТСЖ
Согласно поправкам в гл. 21 НК РФ все сказанное выше одинаковым образом распространяется на управляющие организации и ТСЖ. Однако существующая правоприменительная практика отрицает наличие у товариществ обязанностей плательщика НДС. Напомним, что согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов. Пленум ВАС избрал именно такой способ выражения своей позиции, но не указал на отсутствие реализации работ, услуг в деятельности ТСЖ.
После введения дополнений в ст. 149 и 162 НК РФ становится понятно, что законодатель признает наличие реализации коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества товариществом своим членам. Причем такая реализация освобождается от налогообложения лишь при выполнении определенных условий. В частности, если какие‑либо работы выполняются силами штатных сотрудников ТСЖ, то исходя из пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ товарищество осуществляет налогооблагаемую реализацию. Вместе с тем Пленум ВАС указал, что ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами . выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ. То есть для арбитров не важно, своими или подрядными силами товарищество осуществляет свою уставную деятельность – содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. У ТСЖ в любом случае отсутствуют обязанности налогоплательщика.
Таким образом, для товариществ изменения Налогового кодекса, скорее, несут угрозу нарушения статуса-кво, который сложился благодаря арбитражной практике. Вопрос, представлять ли декларации по НДС с необлагаемыми оборотами, а также начислять ли налог на работы, выполняемые штатными сотрудниками, опять встал перед товариществами. В связи с этим, несмотря на реформу социального страхования, особую привлекательность для ТСЖ приобретает применение «упрощенного» спецрежима.
Перспективы, слабые места и упущенные возможности
Итак, комментируемые изменения в НК РФ нельзя признать однозначно положительными для субъектов управления многоквартирными домами. Многие формулировки вызывают новые вопросы и проблемы.
В целом управляющим организациям поправки на руку, поскольку дают возможность не отвлекать денежные средства на уплату НДС. Причем использование льготы выгодно только компаниям, которые не выполняют никаких работ самостоятельно, – так называемым дирекциям заказчика. Если управляющая организация имеет большой штат технических специалистов и выполняет работы своими силами (частично или полностью), применение льготы повлечет необходимость ведения раздельного учета НДС. Совмещение облагаемых и необлагаемых операций не только повышает трудоемкость ведения учета, но и в некоторых случаях не столь выгодно, как может показаться, в плане налоговой нагрузки (компания теряет часть налогового вычета по общехозяйственным расходам). В такой ситуации многие налогоплательщики видят выход в отказе от льгот либо в реструктуризации бизнеса.
Фактически новые льготы по НДС повышают ликвидность компаний, выполняющих, по сути, посреднические функции (хоть и по договорам поставки, подряда и оказания услуг)1. Поэтому не следует рассчитывать на снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг для потребителей, поскольку налоговая нагрузка непосредственных производителей коммунальных ресурсов и подрядных организаций осталась прежней. Заметим, что к рассмотрению законопроекта № 164297-5 во втором чтении были подготовлены поправки, предусматривающие освобождение от обложения НДС также и деятельности организаций коммунального комплекса плюс управляющих организаций и ТСЖ в целом, однако они были отклонены.
Также некоторые представители Федерального Собрания неоднократно указывали на необходимость введения в НК РФ легального перечня коммунальных услуг, чтобы избежать разночтений при толковании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ . Дело в том, что имеющиеся в действующем законодательстве понятия разнятся ( п. 4 ст. 154 ЖК РФ . п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210‑ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса », ОКУН . утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 08.06.1993 № 163 ). Тем не менее закон был принят практически в том виде, в котором он поступил от субъекта законодательной инициативы. А Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству предложила Совету Федерации провести мониторинг правоприменительной практики данного закона в целях устранения в дальнейшем правовых коллизий.
Кстати, представители законодательной власти отметили, что в долгосрочной перспективе после завершения финансового кризиса и основного этапа реформирования ЖКХ целесообразно вновь рассмотреть вопрос об обложении НДС коммунальных услуг и ремонтных работ.
_________________________________
1. Заметим, что законодатели видят принятый закон как дополнительный фактор искоренения практики заключения управляющими организациями посреднических договоров с потребителями и РСО.
Полную версию статьи (с примерами корреспонденции счетов) читайте в журнале «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», № 12, 2009.
Е. Ермолаева, редактор журнала «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение»
Льгота по НДС для жилищно-коммунальных компаний: в чем суть?
Уже более двух с половиной лет (1) в налоговом законодательстве существует льгота по НДС для компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами, а именно, в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ.
29) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями. при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций
30) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями. при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги)..
Вообще налоговая льгота по своему смыслу предполагает возможность для налогоплательщиков работать в более выгодных по сравнению с ранее существовавшими (до введения льготы) условиях и получения какой-либо налоговой экономии/снижения налоговой нагрузки. В настоящей статье попытается разобраться, в чем суть указанной выше льготы по НДС для управляющих компаний ЖКХ и какие преимущества может дать ее использование.
В отношении первой группы оказываемых управляющей компанией услуг (коммунальных услуг) получение какого-либо экономического эффекта от применения льготы, установленной подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, заведомо невозможно. Это обусловлено принципами, в соответствии с которыми осуществляется нормативное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы:
1) плата за коммунальные услуги начисляется жителям по утвержденным тарифам, изменять которые по своему усмотрению управляющая компания не имеет права
2) расчеты с ресурсоснабжающими организациями управляющая компания производит по тем же самым тарифам, по которым она взимает плату с населения
3) получение управляющей организацией какого-либо дохода от предоставления гражданам коммунальных услуг (в виде положительной разницы между суммами, начисленными гражданам, и суммами, подлежащими уплате РСО) законодательством не предусмотрено какую сумму управляющая компания начислила жителям за коммунальные ресурсы, такую же сумму она должна заплатить поставщикам этих самых ресурсов.
Единственное, что меняется в случае, если организация решает (2) применять льготу, - это налоговый учет операций по реализации коммунальных услуг.
Если управляющая компания не применяет льготу, она: 1) выделяет НДС из платежей, начисленных населению, и уменьшает его на сумму НДС, предъявленную ей ресурсоснабжающей организацией, налоговая база по НДС получается равной 0 2) полученные от населения доходы, очищенные от НДС, компания уменьшает на понесенные ей расходы по приобретению коммунальных ресурсов (также уже очищенные от НДС), налоговая база по налогу на прибыль, а равно и сам налог на прибыль, составляют 0.
При пользовании льготой выделения НДС из поступающих от населения платежей и принятия к вычету НДС, предъявленного ресурсоснабжающими организациями, не происходит вся сумма выручки от населения признается доходом управляющей компании, а суммы (включая НДС), уплаченные за приобретенные коммунальные услуги, - расходами УК. Итого налогооблагаемая прибыль и налог на прибыль равны 0.
Как видно, никакой экономии денежных средств управляющей компании с связи с введением льготы по НДС в отношении коммунальных услуг не происходит поэтому содержащуюся в подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ льготу вряд ли можно назвать льготой.
Что касается другого вида оказываемых управляющей компанией населению услуг (по содержанию и ремонту общего имущества в МКД), то нормативное регулирование цен на такие услуги осуществляется только в части взаимоотношений УК - население. Так, на уровне муниципалитета устанавливается тариф, взимаемый управляющей организацией с жителей на содержание и ремонт (3). Стоимость же, по которой УК должна приобрести такие услуги у подрядных организаций, ничем не установлена. УК вообще может оказывать услуги по содержанию и ремонту собственными силами, не прибегая к привлечению сторонних организаций. Как следствие, у управляющей организации может возникнуть прибыль от оказания таких услуг (в виде разницы между платежами от населения и расходами на привлечение подрядчиков/на выплату зарплаты своим работникам).
Вместе с тем, сразу необходимо отметить, что обязательным условием применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (освобождение от обложения НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД) является привлечение для оказания таких услуг сторонних подрядчиков соответственно, при выполнении ремонтных работ силами самой УК льгота не применяется. Чем было обусловлено принятие законодателем именно такого решения, не понятно хотя на стадии рассмотрения законопроекта по ст. 149 НК РФ вопрос предоставления льготы вне зависимости от ресурсов, привлекаемых управляющими компаниями в целях оказания услуг по содержанию и ремонту (собственных или сторонних), поднимался.
Идем дальше. Руководствуясь буквальным толкованием подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, можно сделать вывод о том, что применение льготы управляющими компаниями, приобретающими ремонтные услуги у сторонних подрядчиков по цене ниже, чем получаемые ими от граждан суммы платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, дает возможность УК получить экономию по НДС с суммы наценки.
Однако на деле контролирующие органы предъявляют дополнительное условие для применения льготы по подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ (4): по их мнению, не облагается НДС реализация управляющей компанией услуг по содержанию и ремонту только по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ/услуг у подрядных организаций, с суммы положительной разницы необходимо заплатить НДС. К сожалению, такая позиция Минфина и ФНС, сводящая на нет возможные экономические выгоды от применения льготы, поддерживается судебной практикой (см. к примеру, постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2012 г. № Ф09-2727/12).
И все же, несмотря на очевидную бессмысленность анализируемой льготы (в той трактовке, которая была ей дана правоприменительной практикой), она может дать экономию по НДС, но только при наличии в конкретном жилищно-коммунальном бизнесе совокупности следующих условий: 1) управляющая компания привлекает для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества своих собственных, подконтрольных ей подрядчиков 2) эти подрядные организации находятся на УСН 3) часть маржинального дохода, получаемого в целом в бизнесе, перераспределяется в пользу подрядчиков - чем больше это перераспределение, тем больше налоговая экономия. По сути льготой по НДС могут воспользоваться только те бизнесы, в которых разделение функций между самой управляющей компанией (выполняющей функцию по взаимодействию с населением и РСО) и ее подрядными организациями (непосредственно осуществляющими услуги по содержанию и ремонту) сложилось исторически слепое дробление бизнеса на отдельные юридические лица с одной лишь целью получения налоговой экономии без наличия какой-либо деловой цели вряд ли может быть оставлено налоговыми органами без внимания.
Как видно, законодательная попытка облегчить налоговое бремя, лежащее на предпринимателях жилищно-коммунальной сферы, через введение льготы, которая лишь кажется льготой, но на самом деле таковой не является, не позволила высвободить ресурсы, которые могли бы быть направлены на улучшение качества оказания услуг, поэтому управляющим компаниям стоит обратить взор на имеющиеся у них внутренние ресурсы и сосредоточиться на увеличении эффективности их использования, не уповая на государство и предоставляемые им льготы.
______________________
- Данная льгота была введена в НК РФ Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 287-ФЗ О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и применяется с 01.01.2010 г.
- Пунктом 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право выбора: пользоваться льготой или отказаться от ее применения. Отказ от льготы возможен по заявлению организации, поданному не позднее 1-ого числа налогового периода, с которого она намерена отказаться/приостановить использование льготы.
- Оплата услуг УК по содержанию и ремонту общего имущества МКД производится по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли соответствующее решение об установлении размера платы самостоятельно (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
- Например, письмо Минфина России от 23.12.2009 г. № 03-07-15/169.
Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Общие условия установления льгот
Льготы по НДС.
При осуществлении некоторых операций, являющихся объектом налогообложения по НДС, организации и предприниматели не обязаны исчислять и уплачивать налог. Такие операции отнесены к категории «льготных операций» и освобождены от обложения НДС. Их перечень является закрытым и установлен ст. 149 НК РФ.
Перечень льготных операций и особые условия предоставления льгот, изложены в п.п. 1 - 3 ст. 149 НК РФ. Помимо этого, ст. 149 НК РФ устанавливают также общие условия льготирования всех без исключения операций.
К таким общим условиям относятся:
А) Наличие лицензии.
Если предприятие осуществляет льготируемый вид деятельности, который по действующему законодательству подлежит лицензированию, то, чтобы воспользоваться льготой, необходимо получить соответствующую лицензию. В случае отсутствия лицензии, предприятие обязано исчислять и уплачивать в бюджет налог в общеустановленном порядке (п. 6 ст. 149 НК РФ).
Лицензии выдаются на определенный срок. Поэтому за период с даты окончания действия старой лицензии до даты получения новой лицензии налоговые органы начисляют НДС и привлекают налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Однако, по мнению судебных органов, для решения вопроса об использовании льготы необходимо выяснить, по чьей вине не переоформлена лицензия. В случае если налогоплательщик предпринял все необходимые меры для переоформления лицензии (заблаговременно подал заявление и все необходимые документы в лицензирующий орган), но по не зависящим он него причинам не смог ее получить, то право на пользование льготой он не утрачивает. При этом суды указывают, что получение права на льготу при добросовестности налогоплательщика не может быть поставлено в зависимость от действий государственных (в данном случае - лицензирующих) органов, деятельность которых строго регламентирована нормами законодательства. В случае, если длительное переоформление лицензии связано с неудовлетворительной деятельностью государственных органов, то налогоплательщик не может быть лишен права на предусмотренную законом льготу (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2007 N А05-10051/2006-19, ФАС Западносибирского округа от 06.07.2005 N Ф04-4282/2005(12795-А75-33), ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.2007 N А39-3943/2006). В то же время если налогоплательщик до окончания срока действия лицензии не обратился за ее переоформлением, то право на применение льготы по НДС он утрачивает после окончания срока действия лицензии (Постановление Апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 18.04.2006 N А50-48644/2005-А5).
Б) разделение всех операций на посреднические операции и операции с собственными товарами (работами, услугами).
Льготы по НДС распространяются только на предприятия, действующие в собственных интересах. Операции по договорам поручения, комиссии, агентским договорам облагаются налогом в общеустановленном порядке, т.е. без применения льготы. Данное условие предусмотрено п. 7 ст. 149 НК РФ.
Таким образом, посреднические услуги, даже если они связаны с реализацией льготируемых товаров (работ, услуг), облагаются налогом по ставке 18%. Исключения возможны, если они прямо оговорены НК.
В) необходимость ведения раздельного учета. Если предприятие одновременно осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, то оно обязано вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ). Необходимо раздельно учитывать суммы входного НДС по товарам, работам, услугам, которые используются в облагаемых и не облагаемых налогом операциях. «Входной» НДС при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых и не облагаемых налогом, учитывается по различным правилам (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Следует учесть, что гл. 21 НК РФ не устанавливает конкретный порядок ведения раздельного учета. Поэтому предприятие вправе самостоятельно определить методику ведения такого учета и закрепить его в своей учетной политике.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
2. Каталог льгот по НДС при реализации с/х продукции
Наша фирма, которая производит с/х продукцию, имеет в своем пользовании землю, с 1999 г. является плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога (учреждена в 1998-м).
Но льготами по уплате НДС не пользовалась, поскольку в 1998 году не вела хозяйственную деятельность и, соответственно, реализация с/х продукции была меньше 50%.В 2000 году НДС начисляли и уплачивали на общих основаниях и сдавали одну декларацию по НДС.
В связи с возобновлением льготы по уплате НДС для сельскохозяйственных производителей прошу разъяснить, как перейти на учет НДС в условиях льготы.
Поскольку вопрос предоставления льготы по налогу на добавленную стоимость для сельскохозяйственной продукции имеет довольно длинную и сложную историю, мы решили (для удобства пользователя) предложить Каталог льгот по налогу на добавленную стоимость для сельскохозяйственной продукции в ретроспективе (далее - Каталог), в табличной форме, а также разъяснение к порядку его применения.
Разъяснение к Каталогу льгот по налогу на добавленную стоимость для сельскохозяйственной продукции в ретроспективе
Декларация №1 (специальная или отдельная декларация по НДС) - налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по результатам операций по реализации молока, скота, птицы, шерсти, молочной продукции и мясопродуктов, произведенных в собственных перерабатывающих цехах.
Декларация №2 (специальная или отдельная декларация по НДС) - налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по результатам операций по реализации товаров, работ, услуг собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), изготовленную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья, кроме операций по продаже перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе.
Декларации №1 и №2 подаются по сокращенной форме в соответствии с порядком, установленным ст. 14 Указа Президента Украины от 07.08.98 г. №857/98 О некоторых изменениях в налогообложении.
Декларация №3 - налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по результатам операций по реализации продукции несобственного производства (т. е. приобретенной - в тексте Порядка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.02.99 г. №271, употребляется термин покупные товарно-материальные ценности), операций по реализации подакцизных товаров и молока и мяса в живом весе, реализующихся перерабатывающим предприятиям.
Декларация №3 подается по полной форме.
Кроме того, в Декларацию №3 включаются результаты операций по продаже молока и мяса в живом весе, реализующихся перерабатывающим предприятиям.
Обозначения деклараций №1, №2 и №3 приведены в соответствии с требованиями и разъяснениями ГНА Украины (письма №8837/7/16-1121 от 18.06.99 г. №19461/7/16-1121 от 24.12.99 г. №841/7/16-1121 от 16.06.2000 г.).
Следует помнить, что в случае проведения бартерных (товарообменных) расчетов за молоко и мясо в живом весе, проданные перерабатывающим предприятиям, так же как и при осуществлении других операций с применением указанной формы расчетов, нулевая ставка налога не применяется, налог на добавленную стоимость начисляется по ставке 20%.
Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители - плательщики налога на добавленную стоимость обязаны вести четыре отдельных налоговых учета по видам реализованной продукции.
Во исполнение Закона Украины О внесении изменений в Закон Украины О налоге на добавленную стоимость от 13.07.2000 г. №1874-III Кабинет Министров должен определить порядок аккумуляции и использования указанных денежных средств. К сожалению, он пока еще не определен. При этом в постановление Кабинета Министров Украины от 26.02.99 г. №271 (разработано во исполнение Указа Президента Украины от 02.12.98 г. №1328/98, утратившего силу, а значит, и постановление должно утратить силу) не внесены соответствующие изменения, поэтому четко не определено, как воспользоваться льготой.
По нашему мнению, все же необходимо следовать механизму, предусмотренному постановлением КМУ от 26.02.99 г. №271, поскольку он по сути соответствует нормам, установленным Законом Украины от 13.07.2000 г. №1874-ііі.
Методология учета
Бухгалтерский учет для продукции, товаров (работ, услуг) первой и второй категорий
Сельскохозяйственные товаропроизводители ведут бухгалтерский учет расчетов по налогу на добавленную стоимость на отдельных аналитических счетах к счету 68 Расчеты с бюджетом (641 Расчеты по налогам):
по налогу на добавленную стоимость с реализации молока, скота, птицы, шерсти, молочной продукции и мясопродуктов, произведенных в собственных перерабатывающих цехах
по налогу на добавленную стоимость с реализованной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме молока и мяса в живом весе, реализованных перерабатывающим предприятиям)
по налогу на добавленную стоимость с реализованных подакцизных товаров собственного производства и покупных товарно-материальных ценностей
по налогу на добавленную стоимость с реализации молока и мяса в живом весе, реализованным перерабатывающим предприятиям.
На основании налоговых накладных, выписанных сельскохозяйственными предприятиями в установленном порядке при реализации продукции, товаров (работ, услуг), суммы налога на добавленную стоимость относятся к кредиту счета 68 Расчеты с бюджетом (641 Расчеты по налогам) соответствующего аналитического счета в корреспонденции со счетом 46 Реализация (701 Доход от реализации готовой продукции, 702 Доход от реализации товаров, 703 Доход от реализации работ, услуг). Кроме случая реализации молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям, поскольку в этом случае применяется нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость с полученных товарно-материальных ценностей на основании налоговых накладных отображается по дебету счета 68 Расчеты с бюджетом (641 Расчеты по налогам) (соответствующий аналитический счет) и кредиту счета 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками (631 Расчеты с отечественными поставщиками) или 76 Расчеты с различными дебиторами и кредиторами (377 Расчеты с прочими дебиторами и 685 Расчеты с прочими кредиторами).
Остаток налоговых обязательств в соответствии с декларацией по налогу на добавленную стоимость с реализованной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства, т. е. разница между налогом на добавленную стоимость, полученным от покупателей, и налогом на добавленную стоимость, уплаченным поставщикам, перечисляется предприятием с текущего счета на отдельный счет. Этот платеж осуществляется банком в порядке очередности платежей в бюджет. В бухгалтерском учете эта операция отображается по дебету счета 55 Прочие счета в банках (313 Прочие счета в банке в национальной валюте) и кредиту счета 51 Расчетный счет (311 Текущие счета в национальной валюте) и одновременно дебетуется счет 68 Расчеты с бюджетом (641 Расчеты по налогам) и кредитуется счет 96 Целевое финансирование и целевые поступления (48 Целевое финансирование и целевые поступления), аналитический счет Суммы налога на добавленную стоимость, направленные на поддержку сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Остаток налогового кредита покрывается налоговыми обязательствами последующих налоговых периодов.
Использованные денежные средства с отдельного счета на приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения списываются с кредита счета 55 Прочие счета в банках (313 Прочие счета в банке в национальной валюте) в дебет счета 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками (631 Расчеты с отечественными поставщиками) или 76 Расчеты с различными дебиторами и кредиторами (377 Расчеты с прочими дебиторами и 685 Расчеты с прочими кредиторами). Одновременно дебетуется счет 96 Целевое финансирование и целевые поступления (48 Целевое финансирование и целевые поступления), аналитический счет Сумы налога на добавленную стоимость, направленные на поддержку сельскохозяйственного товаропроизводителя в корреспонденции со счетом 88 Фонды специального назначения (425 Прочий дополнительный капитал).
Бухгалтерский учет сумм дотаций, полученных от перерабатывающих предприятий
Сельскохозяйственные товаропроизводители на основании приемных квитанций перерабатывающих предприятий отображают положенные суммы дотаций по дебету счета 62 Расчеты с покупателями и заказчиками (361 Расчеты с отечественными покупателями 1 ) и кредиту счета 96 Целевое финансирование и целевые поступления (48 Целевое финансирование и целевые поступления). Одновременно эти суммы отображаются по дебету счета 96 (48 Целевое финансирование и целевые поступления) и кредиту счета 46 Реализация (718 Полученные гранты и субсидии). В случае поступления денежных средств дебетуется счет 51 (311 Текущие счета в национальной валюте ) и кредитуется счет 62 Расчеты с покупателями и заказчиками (361 Расчеты с отечественными покупателями).
Практические советы для предприятия в сложившейся ситуации
В вашем случае предприятие не воспользовалось льготой по налогу на добавленную стоимость, предоставленной:
- за период с 01.01.2000 г. по 26.05.2000 г. (п. 1 Указа Президента О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей от 2 декабря 1998 года №1328/98)
- за период с 27.07.2000 г. по 01.09.2000 г. (п. 11.29 ст. 29 Закона Украины О внесении изменений в Закон Украины О налоге на добавленную стоимость от 13.07.2000 г. №1874-ііі.
Дальнейшие действия предприятия:
1. Подать декларацию №2 (специальная или отдельная декларация по НДС) за август 2000 года с корректировками налоговых обязательств (строка 8) и налогового кредита (строка 16) за периоды, когда вы не воспользовались льготой.
В строке 8 Корректировки обязательств отобразить увеличение налоговых обязательств на сумму НДС с реализованных товаров, работ, услуг собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), изготовленную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья, кроме операций по продаже перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе.
В строке 16 Корректировки налогового кредита отобразить увеличение налогового кредита на сумму НДС, уплаченного поставщикам в связи с приобретением товарно-материальных ценностей для нужд производства такой продукции (реализации товаров, предоставления услуг).
Одновременно следует заполнить соответствующие графы Приложения 2 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
2. Подать декларацию №3 по налогу на добавленную стоимость за август 2000 года (по полной форме) с отображением в ней корректировок налоговых обязательств (строка 8) и налогового кредита (строка 16) за периоды, когда вы не воспользовались льготой.
В строке 8 Корректировки обязательств отобразить уменьшение налоговых обязательств на сумму НДС с реализованных товаров, работ, услуг собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), изготовленную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья, кроме операций по продаже перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе.
В строке 16 Корректировки налогового кредита отобразить уменьшение налогового кредита на сумму НДС, уплаченного поставщикам в связи с приобретением товарно-материальных ценностей для нужд производства такой продукции (реализации товаров, предоставления услуг).
Одновременно следует заполнить соответствующие графы Приложения 2 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
3. Открыть спецсчет в учреждении банка для зачисления сумм налога. Если по декларации №2 получится положительная разница между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом, то уплатить такую сумму на спецсчет.
4. В бухгалтерском учете открыть при необходимости аналитические счета к счету 68 Расчеты с бюджетом (641 Расчеты по налогам):
аналитический счет 6411 - По налогу на добавленную стоимость с реализации молока, скота, птицы, шерсти, молочной продукции и мясопродуктов, произведенных в собственных перерабатывающих цехах
аналитический счет 6412 - По налогу на добавленную стоимость с реализованной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме молока и мяса в живом весе, реализованных перерабатывающим предприятиям)
аналитический счет 6413 - По налогу на добавленную стоимость с реализованных подакцизных товаров собственного производства и покупных товарно-материальных ценностей
аналитический счет 6414 - По молоку и мясу в живом весе, реализованных перерабатывающим предприятиям
аналитический счет, по которому отображались расчеты с бюджетом по НДС, переименовать в аналитический счет 6413 По налогу на добавленную стоимость с реализованных подакцизных товаров собственного производства и покупных товарно-материальных ценностей.
В зависимости от того, какая по специальной декларации №2 получится разница между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом, делаем бухгалтерские проводки:
Д-т 6413 К-т 6412 - на сумму положительного значения или
Д-т 6412 К-т 6413 - на сумму отрицательного значения.
Степан РЕВИЧ,
Примечания:
1 Хотя Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета (нового) такая корреспонденция не предусмотрена, но, по нашему мнению, это будет единственно правильная корреспонденция, которая будет соответствовать как сути, так и механизму осуществляемой операции.
НДС: простые решения сложных задач
4. Налоговые льготы 4.1. Общие условия применения льгот
Льготы дают возможность организациям и индивидуальным предпринимателям платить налог в меньшем размере или не платить его совсем.
Статьей 149 НК РФ предусмотрен ряд льгот по НДС. Условно их можно разделить на три группы:
- льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг)
- льготы, предоставляемые определенным категориям организаций и индивидуальных предпринимателей
- льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций.
1. Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг).
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!