Система льгот малому предпринимательству
Преимущества и недостатки малого бизнеса
Читайте также:
Понятие малого предприятия.
Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
Малое предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законами признаки, конструирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых на предприятии за отчетный период.
Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает пятьдесят.
В Российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых работников не превышало ста человек.
В таблице 8.1 отражены основные критерии малого предприятия, установленные Декретом Кабинета министров РФ от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в России».
Таблица 8.1 – Критерии малого предприятия, установленные Декретом Кабинета министров РФ от 18 июля 1991 г. № 406
Отрасли
Количество работников, чел.
Общая система налогообложения и малый бизнес: мнимые сложности и явные преимущества
Налоговое законодательство предлагает владельцам малого бизнеса на выбор несколько систем налогообложения и отчетности. Начинающих предпринимателей привлекают условия специализированных режимов (упрощенного, единого налога, патентования), которые, собственно, и сориентированы на поддержку малых бизнес-формаций.
Общая система налогообложения (ОСН) пугает новичков сложными бухгалтерскими схемами начислений и объемной отчетностью. Постараемся разобраться, всегда ли удобна и выгодна «упрощенка», какие преимущества предполагает деятельность по ОСН и какова характеристика общей системы налогообложения в целом.
Содержание статьи:
Добро пожаловать на ОСН
Переход на общую систему налогообложения происходит автоматически, если фирма или индивидуальный предприниматель (ИП), не заявили при регистрации о своем желании «исповедовать» альтернативную систему. С выбором следует определиться своевременно, поскольку изменить налоговый статус предприятия можно будет только с начала следующего календарного года.
Традиционная (общая) система налогообложения предусматривает уплату всех налогов и взносов, декларируемых налоговым законодательством. Это, прежде всего:
Существуют другие виды сборов и налогов (в Федеральный и местный бюджеты), связанные с особенностями категорий бизнеса. Так же, как возможно и освобождение от некоторых платежей по решению уполномоченных структур.
Формат отчетности для малых предприятий и ИП, действующих на ОСН, сокращен по сравнению с объемами документации крупных организаций. Физлица, например, не обязаны использовать План счетов и вести по счетам двойную запись.
Об общей системе налогообложения для ИП рассказывает в видеоролике ниже.
Пресловутый НДС
Упрощенная и общая система налогообложения сильно различаются в вопросах отчетности. Первая освобождает предпринимателей от необходимости «заморачиваться» с непростыми расчетами и регулярной отчетностью по НДС. Для ИП или малых предприятий, работающих на конечного потребителя, такое понятие, как «налоговый кредит» (возмещение из бюджета НДС) мало волнует.
Как составляется уведомление об увольнении за прогул? Здесь приведен порядок действий.
Как рассчитать командировочные? В статье находится ответ.
Если же предприятие активно сотрудничает с другими юридическими лицами, осуществляет поставки продукции или услуг плательщикам НДС, то следует выбирать ОСН. Иначе фирма может лишиться выгодных контрагентов. Обязательную уплату НДС предусматривает ввоз товара в РФ – к сведению предпринимателей-импортеров.
От выручки или от прибыли?
Традиционная система рассматривает в качестве объекта налогообложения чистый доход (прибыль) – за вычетом затрат, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия или ИП. Грамотно рассчитать налогооблагаемый доход – значит корректно (с точки зрения проверяющих) и выгодно (с позиции бизнеса) представить деятельность фирмы.
Документально подтвержденный «нулевой» или убыточный баланс, освобождает предпринимателя от уплаты налога на прибыль. Убыток учитывается для снижения налога в будущих отчетных периодах.
Ограничения систем
«Упрощенка» регламентирует определенные требования в отношении ведения бизнеса. Спецрежимы ограничивают в частности:
Условия, вполне приемлемые для предпринимателей-физлиц, могут стать серьезным препятствием при общей системе налогообложения для ООО. Общий режим налогообложения не предполагает бизнес-ограничений в этом направлении.
Эта непростая отчетность на ОСН
Последние изменения в законодательстве позволяют применять упрощенную форму бухгалтерской отчетности всем субъектам малого бизнеса, независимо от режима налогообложения и вида деятельности. Поэтому для малых предприятий и ИП на ОСН объем сведений, предоставляемых в ИФНС и органы статистики, сопоставим с форматом отчетности у «упрощенцев».
Раз в год малые предприятия на всех системах налогообложения подают:
- Баланс (форма 1).
- Отчет о финансовых результатах (форма 2).
- Данные представляются в сокращенном виде (без расшифровки по статьям).
Налоговая отчетность при упрощенной системе налогообложения состоит из:
ДОСН требует составления следующих документов:
А также сведения (отчеты) о начислениях и перечислениях в социальные фонды.
Переход с «упрощенки» на ОСН
Переход к общей системе налогообложения может быть инициирован как самим предпринимателем, так и органами налогового контроля. Первая ситуация возникает, когда для успешного развития бизнеса становятся тесны рамки ограничений спецрежимов. Второй случай – результат выявления налоговой инспекцией несоответствий между фактической деятельностью фирмы (ИП) и критериями пребывания на УСН.
Для того чтобы корректно изменить формат налогообложения (вне зависимости от причины), следует предоставить в налоговую инспекцию по месту регистрации:
Субъекты предпринимательства переводятся на ОСН с начала (01.01) календарного года, следующего за отчетным. Переход от спецрежимов к ОСН влечет за собой операции по переводу бухгалтерской и налоговой отчетности на традиционные «рельсы». Это связано с регистрацией плательщика НДС, с определением стоимости основных средств и амортизационными начислениями, с переходными торговыми сделками и другими моментами «перестройки».
Об отчетности ОСНО предлагаем посмотреть комментарий специалиста.
Резюмируем, делаем выводы
Упрощенная система налогообложения наиболее выгодна для индивидуального предпринимательства (физических лиц) и малых предприятий (юридических лиц) – поставщиков товаров и услуг конечному потребителю.
ОСН – предпочтительная форма налогообложения для субъектов малого бизнеса:
Для кого-то важнее избежать проблем и сложностей с составлением отчетности. Кто-то ставит во главу угла экономические выгоды. В любом случае необходимо помнить: выбор системы налогообложения должен стать обдуманным и просчитанным действием. От этого напрямую зависит жизнеспособность и прогрессивность любого бизнеса.
Государственная система поддержки предпринимательства
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Основы и главные принципы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, ее структура и элементы, значение и ожидаемые результаты. Основные направления государственной поддержки. Формы и методы поддержки предпринимательства, существующие проблемы.
контрольная работа [19,4 K], добавлена 14.04.2011
Государственная политика в отношении малого предпринимательства на федеральном уровне. Оценка состояния малого бизнеса в Челябинской области, направления и формы государственной поддержки. Развитие инновационной деятельности на территории области.
дипломная работа [213,8 K], добавлена 25.02.2012
Основные направления усиления государственной поддержки малого предпринимательства, его нормативно-правовые основы. Изучение особенностей развития малого предпринимательства в России, выявление его проблем и перспектив развития на примере г. Казань.
дипломная работа [4,5 M], добавлена 16.08.2010
Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования. Правовое положение субъектов малого предпринимательства. Основные способы налоговой поддержки малого предпринимательства. Стимулирование малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.
дипломная работа [102,4 K], добавлена 16.08.2012
Пути создания малых предприятий. Теоретические основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и хозяйств агропромышленного комплекса: сущность, особенности, формы помощи. Развитие кооперации и интеграции по горизонтали и вертикали.
курсовая работа [43,0 K], добавлена 28.05.2015
Политика государственной поддержки предпринимательства. Организация деятельности государства по поддержке бизнеса. Экономические механизмы регулирования бизнеса. Проблемы развития субъектов малого предпринимательства, развитие механизма их поддержки.
курсовая работа [60,6 K], добавлена 20.07.2012
Правовые аспекты понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Исследование особенностей поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Анализ отдельных мер государственной поддержки бизнеса.
курсовая работа [41,1 K], добавлена 27.02.2014
Понятие, функции малого бизнеса. Преимущества и слабости малого бизнеса. Современное состояние малого предпринимательства. Задачи Федеральных программ поддержки малого предпринимательства. Программа развития малого бизнеса в Республике Татарстан.
курсовая работа [90,8 K], добавлена 28.12.2014
Понятие предпринимательства, виды, необходимость государственной поддержки. Нормативно-правовая база развития предпринимательства в России. Анализ региональной политики по поддержке бизнеса. Институциональные основы поддержки по развитию бизнеса.
курсовая работа [32,0 K], добавлена 10.01.2014
Направления и инфраструктура поддержки малого предпринимательства, возможности его развития в России. Программа развития малого предпринимательства как основной инструмент его поддержки на муниципальном уровне. Пример подготовки бизнес-плана фирмы.
дипломная работа [106,7 K], добавлена 28.10.2013
Содержание
3. Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ
Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства.
Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества.
Развитие предпринимательства началось, по существу, с появления Закона о кооперации (1987 г.), который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий.
Сегодня предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво.
На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринимательство нуждалось в серьезной государственной поддержке. Содействие ему должны оказывать как государственные органы власти, так и общественный организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства, торгово-промышленные палаты).
Государственную поддержку необходимо направлять не на административно - директивное регулирование, а на создание необходимой рыночной инфрастуктуры, системы государственной и общественной поддержки.
Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.
Поддержка предпринимательства является в первую очередь задачей регионов и городов. Получив большую самостоятельность, регионы вышли из-под опеки центральных органов, потому задачи социального, экономического и экологического развития территории в условиях формирующегося рынка полностью легли на администрацию региона и города.
В своей работе я хочу рассказать о видах мер по реализации поддержки предпринимательской деятельности .
Государство должно стимулировать создание новых малых предприятий путём повышения заинтересованности предпринимателей и населения в инвестировании, а также посредством выделения таких предприятий из крупных на началах демонополизации, разукрупнения и приватизации.
1. З адачи поддержки предпринимательской деятельности
По мнению некоторых специалистов, для решения задач для поддержки предпринимательства представляется настоятельной реализация комплекса мер, который мог бы включать, в частности, следующее:
Во-первых, - формирование первоначального капитала для развития малого бизнеса на основе льготного кредитования под гарантии государства.
Во-вторых, - продажу приватизируемого государственного имущества и производственных ресурсов под осуществление высокоэффективных проектов, обеспечивающих в краткосрочной перспективе не только организацию производства необходимой продукции (услуг), но и создание новых рабочих мест.
В-третьих, - развёртывание сети разнообразных инвестиционных и специальных фондов и банков для финансирования малых предприятий, способных аккумулировать средства из различных источников.
В-четвёртых, - организацию специальных структур по страхованию кредитов, выдаваемых малым предприятиям.
В-пятых, - всемерное поощрение государством развития (в том числе на совместной с частным капиталом основе) лизинговых фирм, сдающих в аренду малым предприятиям необходимое оборудование и технику.
В-шестых, - налаживание государственной и муниципальной информационной службы изучения конъюнктуры, спроса на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке.
Таким образом, создание государством благоприятных условий для функционирования малого бизнеса является еще одним способом повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционной ситуации в стране.
Кроме того, как известно, ослаблению финансовой напряженности на рынке инвестиций наверняка способствовала бы переориентация ссудных капиталов на осуществление эффективных инвестиционных проектов
В конечном счете, это будет способствовать созданию реальных предпосылок для устойчивого экономического роста.
Система государственно-коммерческих гарантий.
Специальным инструментом поощрения частных инвестиций (применяемых чаще всего к иностранным инвестициям) является система государственно-коммерческих гарантий. Сдвиги в государственной поддержке инвестиционного процесса с непосредственного финансирования на предоставление гарантий отвечают как интересам государства, так и частного сектора. При этом решаются следующие основные задачи:
- значительно возрастает эффективность использования государственной собственности при одновременном росте финансовых ресурсов, привлекаемых в поддерживаемые правительством инвестиционные проекты
- ресурсное обеспечение государственных гарантий без изменения формы собственности приносит предпринимательский доход, обеспечивая бюджетные отчисления в результате использования инвестиций
- возрастает ответственность предпринимателей за возврат вложенных средств.
В условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов и уровень инвестиций путем предоставления подобных гарантий, которые могут оказаться эффективным методом привлечения иностранного капитала, который обычно с осторожность относится к политическому климату в стране. Привлекательной стороной гарантий является плата, если она взимаемая с инвестора, и которая может стать существенным источником поступлений в бюджет. Однако при внешней легкости эти меры, гарантии по существу представляют собой «внебалансовые» обязательства правительства, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут превратиться в реальные притязания на бюджетные средства. Поэтому важно представлять, что и сколько может гарантировать государство и насколько реальны такие гарантии.
Для аккумулирования и постоянного увеличения средств, выделяемых не только из федерального бюджета, но и вносимых отечественными и иностранными инвесторами.
Предусматривается создание фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов на основе организации залоговой системы, отвечающей требованиям мирового уровней. За прошедшие годы создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства.
Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги. Можно утверждать, что многие проблемы развития малого бизнеса порождены недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры макроэкономической среды.
2. Проблемы предпринимательства
Государственная поддержка малого предпринимательства, несмотря на принятые соответствующие законы и правительственную программу, пока не оказывает эффективного влияния на развитие малых предприятий. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике.
К ним относятся:
- ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта)
- доминирование в экономике крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров
- чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства вследствие недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов малого предпринимательства к бегству в "теневую" экономику
- региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах
- неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе
- неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования
- дискриминация предпринимателей со стороны отдельных органов власти.
отсутствие инфрастуктуры малого бизнеса
перемещение мелкого и среднего капитала из производства в сферу преимущественно торгово-посреднических операций
недолговечность большинства малых предприятий, обусловленная не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства
вытеснение большинства малых предприятий на периферию технического прогресса
уход мелких предприятий в теневую экономику в целях уклонения от неразумного налогообложения и, в следствие, неспособности государства обеспечить безопасность от криминальных структур.
Поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономическогоДейственной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
3. Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
нормативно-правовое
финансово-кредитное
обеспечение безопасности
информационно-техническое
организационное
кадровое и консультационное обеспечение
внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения.
Должны быть сохранены установленные действующим законодательством налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Предстоит упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и предприятия.
Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20 процентов средств, поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, используется для осуществления региональных инвестиционных программ. Будет введен в действие механизм размещения среди субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов объемов заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг для федеральных государственных нужд.
4. Нормативная база поддержки предпринимательской деятельности
За последние годы было принято ряд законодательных и нормативных актов, направленных на проведение в жизнь мер по поддержке государством малого предпринимательства в России. В частности, одним из важнейших в этом направлении является Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. “0 государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства, которые конкретизируются в специальных правовых актах. Данный же закон устанавливает лишь основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Основными направлениями государственной поддержки являются следующие:
- создание льготных условий в области налогообложения и введение упрощенной отчетности
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства. включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Система поддержки малых предприятий базируется на специальных программах развития и поддержки малого предпринимательства (Федеральная программа, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные), которые соответственно разрабатывает Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4.1 Правовые основы и льготы налогообложения малых предприятий
В целом надо сказать, что действующее законодательство в области налогообложения распространяется на все предприятия, созданные в любой организационно-правовой форме. Однако для малых предприятий существует целый ряд льгот в области налогообложения.Законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых при выполнении работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех организаций и предприятий, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса).
Закон о налоге на прибыль от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (в редакции от 04.05.99) в ст. 6 регламентирует следующий порядок налогообложения малых предприятии (п. 4): в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, работающие в вышеуказанных приоритетных сферах, при условии, что выручка от этих видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). На третий и четвертый год работы данные предприятия уплачивают налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данной сферы деятельности составляет свыше 90% выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Но указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
Для малого бизнеса существенное значение имеет положение п. 5 ст. 6 Закона от 27 декабря 1991 г. в соответствии с которым у предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (если средства резервного и других фондов предприятия также полностью использованы на эти цели).
В систему налоговых льгот для малых предприятий входят также: освобождение от налога части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощенный порядок налогообложения и др.
Льготы для субъектов малого бизнеса области налогообложения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий на данный момент, но комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства обеспечивает и такие меры, как:
- введение ускоренной амортизации
- размещение (с июня 1995 г.) не менее 15 % государственных заказов на малых предприятиях
- кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.
Это осуществляется двумя путями: с одной стороны за счет компенсации соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств) фондов поддержки малого предпринимательства. С другой стороны, кредитные организации, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льготами, устанавливаемыми законодательством РФ и субъектов
- страхование малых предприятий на льготных условиях
- упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и бухгалтерской отчетности.
Кроме того, Законом РФ от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” установлены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
4.2 Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне
Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне может включать прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, предоставление льгот по местному налогообложению передачу малым предприятиям части государственного имущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора обеспечение на льготных условиях совместного с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР на льготных условиях участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий ограниченное регулирование ценообразования частичное обеспечение дефицитными сырьем и материалами предоставление выгодных региональных госзаказов упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, в том числе в сфере внешнеэкономических операций юридический и экономический льготный консалтинг содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики обеспечение правовых льгот Неналоговые меры государственной поддержки малого предпринимательства:
4.3 Государственные органы и организации ответственные за поддержку предпринимательства
- Министерство по антимонопольной политике и развитию предпринимательства и его территориальные органы
- департаменты (комитеты, комиссии и т.п.) по поддержке малого предпринимательства, которые входят в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ и в структуру органов местного самоуправления
- федеральный, региональные и местные фонды поддержки малого предпринимательства. Фонды осуществляют ряд функций, в том числе: поддержку инновационной деятельности малых предприятий, льготное кредитование, а также компенсируют кредитным организациям соответствующую разницу при предоставлении ими льготных кредитов субъектам малого предпринимательства - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его региональные отделения. Оно осуществляет обучение и консультирование предпринимателей, проводит экспертизы предпринимательских программ и проектов, осуществляет информационное обеспечение малого предпринимательства, оказывает помощь субъектам малого предпринимательства в подготовке и регистрации их учредительных документов, а также иные функции
Следует назвать также многочисленные негосударственные некоммерческие организации, союзы, ассоциации по поддержке малого предпринимательства, могущие оказать помощь в различных вопросах, с которыми сталкивается предприниматель.
Существующая правовая система России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни России.
Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:
стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки развитие конкурентной среды развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях - для более эффективного разделения труда «по вертикали»развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических - коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических - политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических)
Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки
Список литературы
2. Гражданский кодекс РФ
Упрощенная или общая система налогообложения субъектов малого предпринимательства: оцениваем преимущества и недостатки
Иллюстрация http://clip.dn.ua/
Несмотря на то, что с принятием Налогового Кодекса упрощенная система налогообложения не претерпела тех кардинальных изменений, которые были запланированы, многие предприниматели всерьез задумались над переходом на общую систему налогообложения. И причиной тому стали незначительные на первый взгляд новшества, введенные Налоговым Кодексом. Prostopravo решил выяснить, какая система налогообложения более выгодна для мелкого предпринимателя и заодно остановиться на некоторых наиболее значимых налоговых новеллах.
Физическое лицо – предприниматель, упрощенная система налогообложения
Преимуществом, как и прежде, является простота учета. Требования к упрощенцам. а также ставки фиксированного налога тоже остались прежними. Однако изменился порядок перечисления налога в бюджет.
Раньше предприниматель перечислял всю сумму налога на отдельный счет в отделении Государственного казначейства, которое, в свою очередь, распределяло средства между местным бюджетом, Пенсионным фондом и фондами социального страхования. Теперь же сам предприниматель должен перечислить единый налог в местный бюджет в части, предусмотренной Указом Президента «Об упрощенной системе налогообложения и отчетности субъектов малого предпринимательства» [1] (далее – Указ). В соответствии с Указом в местный бюджет перечисляется 43% единого налога.
Таким образом, если ставка фиксированного налога максимальная – 200 гривен, то перечислению в местный бюджет подлежит: 43% * 200 = 86 грн.
Предприниматель – упрощенец не освобождается от уплаты единого социального взноса, введенного с 1 января Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» [2]. Для физических лиц – предпринимателей Законом установлен размер единого социального взноса (далее – ЕСВ) в размере 34,7 % от суммы, которая определяется предпринимателем самостоятельно, однако не может быть меньше минимальной заработной платы и больше пятнадцатикратного размера прожиточного минимума для трудоспособного лица.
Таким образом, с 1 января по 31 марта минимальный ЕСВ будет составлять: 34,7 % * 941 грн. = 326 грн. 53 коп.
Если же предприниматель желает быть застрахованным также на случай временной потери трудоспособности, ЕСВ составит 36,6 % страховка также и от несчастного случая на производстве обойдется в 36, 21% а все виды социального страхования – 38,11%.
Итого минимальный размер ежемесячных отчислений для физического лица – предпринимателя составит: 86 грн.+ 326,53 грн. = 412, 53 грн.
Однако самым неприятным новшеством для этой категории, безусловно, является то, что затраты на приобретение товаров, оплату услуг, работ, а также других материальных и нематериальных активов у физического лица – предпринимателя, который оплачивает единый налог, не могут быть отнесены контрагентом на затраты при определении облагаемой налогом прибыли . Исключение составляют физические лица – предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере информатизации.
К сожалению, такое новшество уже привело к тому, что плательщики налога на прибыль на общих основаниях массово отказываются от сотрудничества с предпринимателями – упрощенцами, что, безусловно, нивелирует все преимущества этого способа налогообложения.
Физическое лицо – предприниматель, общая система налогообложения
Предприниматель – неупрощенец является плательщиком подоходного налога по ставкам, определенным в пункте 167.1 статьи 167 Налогового Кодекса Украины [3]. Что составляет 15% от базы налогообложения, если доходы не превышают десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного периода ( в этом году – 9410 грн.), и 17% - если доходы превысили этот размер.
Безусловным плюсом является то, что налогом облагается чистый доход, за вычетом документально подтвержденных затрат от предпринимательской деятельности физического лица.
Следует отметить, что к таким затратам относятся только те, которые непосредственно связанны с хозяйственной деятельностью предпринимателя. Не относится к затратам стоимость движимого или недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, если оно приобретено до государственной регистрации физического лица – предпринимателя, даже если оно используется им в хозяйственной деятельности.
В то же время, нехитрые подсчеты позволяют сделать вывод о том, что размер подоходного налога физического – лица предпринимателя будет ниже, чем размер максимального фиксированного налога, в том случае, если месячный чистый доход будет составлять менее 573 гривен.
Ставки ЕСВ для предпринимателя – неупрощенца такие же, как и для единщика. Однако базой для начисления ЕСВ в данном случае будет чистый, облагаемый налогом доход. При этом, минимальный размер отчислений установлен на том же уровне, что и для единщиков и сейчас составляет 326 грн. 53 коп.
Самым негативным моментом для этой системы налогообложения является необходимость оплачивать подоходный налог авансом ежеквартально.
Авансовые платежи рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно, но их совокупный размер не может составлять менее 100% годовой суммы налога, уплаченного за минувший год. Авансовые платежи перечисляются по 25% ежеквартально: до 15 марта, 15 мая, 15 августа и 15 ноября соответственно.
К минусам можно отнести также необходимость использования регистраторов расчетных операции (РРО) в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» [4].
Юридическое лицо, упрощенная система налогообложения
Небольшие компаний, со средней численностью штата до 50 человек и объемом годовой выручки до 1 млн. гривен по-прежнему может избрать один из двух вариантов единого налога:
Как и для физических лиц – упрощенцев изменился порядок перечисления налога в бюджет. Юридическое лицо – плательщик единого налога должно перечислить 20% суммы единого налога в Государственный бюджет Украины и 23% - в местный бюджет, что в сумме составляет те же 43% от общей суммы единого налога, что платят физические лица.
Юридические лица – единоналожники также не освобождаются от уплаты единого социального взноса. Размер ЕСВ зависит от класса производственного риска предприятия, который определяется с учетом вида экономической деятельности и составляет от 36,76% до 49,7 % от суммы начисленной заработной платы, а также суммы вознаграждения физическим лицам по гражданско-правовым договорам (часть 5 статьи 8 ЗУ от 08.07.2010г.).
Основной минус этого варианта налогообложения очевиден: базой налогообложения является весь объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), не уменьшенный на стоимость затрат производства. Поэтому такой способ налогообложения, при всей своей простоте, может быть выгоден лишь для очень ограниченного круга представителей малого бизнеса.
Кроме того, есть большая доля вероятности, что юридические лица таки будут лишены права выбора упрощенной системы налогообложения после того, как Налоговый кодекс будет дополнен соответствующим разделом. Напомним, что предыдущая редакция Налогового Кодекса, принятая парламентом и ветированная Президентом, не предусматривала упрощенной системы налогообложения для юридических лиц.
Однако есть и плюс: затраты на оплату продукции единоналожников – юридических лиц могут быть отнесены на расходы контрагентами – плательщиками налога на прибыль.
Юридическое лицо, общая система налогообложения
Если субъект малого предпринимательства – юридическое лицо избрало общую систему налогообложения, то кроме налога на прибыль он может являться также плательщиком таких налогов, как НДС, земельный налог, плата за пользование недрами, сбора за специальное использование воды, лесных ресурсов, сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.
Ставка налога на прибыль составляет:
Налогообложению подлежит чистая прибыль, уменьшенная на сумму затрат, однако некоторые из видов затрат не учитываются при определении размера облагаемой налогом прибыли или учитываются лишь частично.
Налоговая система региона
Читайте также:
Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).
К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ): налог на имущество организаций налог на игорный бизнес транспортный налог.
Социально-экономическое развитие регионов и страны в целом невозможно без проведения эффективной региональной финансовой политики. Региональная финансовая политика является частью социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях региональной финансовой системы и выполнению социально-экономических программ развития, ставящая своей целью достижение экономического благополучия данной территории
Актуальным является повышение качества планирования доходных источников и расходных направлений регионального бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективу с целью создания основы для эффективного использования финансовых средств, повышения инвестиционной привлекательности региона и как следствие для достижения целей региональной финансовой политики. Структура планируемых доходов и расходов бюджета должна отражать приоритеты социально-экономического развития региона и страны в целом.
Прогноз строится исходя из финансового состояния и исполнения бюджета в текущем году. При прогнозировании доходов региона основой являются налоговые поступления в региональный бюджет.
Действующее Российское законодательство позволяет представительным органам субъектов федерации, местного самоуправления вводить на своей территории региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (НК РФ). Кроме того, они имеют право устанавливать размеры процентных ставок по ним, а также в пределах, установленных НК РФ, предоставлять налоговые льготы, вносить изменения и дополнения в региональное законодательство, предоставлять отсрочки и рассрочки по уплате налогов в бюджет региона, предоставлять налоговые льготы.
Таким образом, осуществляя налоговую политику в пределах своих полномочий, региональные власти могут оказывать поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, осуществление которых позволяет решать проблемы социально-экономического и финансового развития субъекта федерации.
Проведение продуманной налоговой политики является одним из необходимых условий достижения экономического роста, так как непосредственно влияет на экономическую активность хозяйствующих субъектов. Стимулирование экономической активности должно привести, с одной стороны, к росту налоговых доходов бюджета, с другой – к увеличению объема негосударственных инвестиций, что позволит решить ряд социально-экономических задач, стоящих перед регионом.
В этой связи налоговая политика, проводимая региональными органами власти, местным самоуправлением, является одним из инструментов достижения устойчивого экономического роста.
Налоговое регулирование является важным фактором развития экономической активности предприятий и организаций.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!