Применение налоговых льгот Российской федерации
Практическое применение налоговых льгот в Российской Федерации
Министерство финансов России в предыдущем 2013 году установило курс на политику нормализации всех налоговых льгот и упразднения тех, что не приносят должного эффекта.
Колумнист Владимир Кашин заявил, что в экономике сейчас не существует четкого объяснения термина «налоговые льготы» и нет точной систематизации таких льгот. Владимир Кашин является доктором экономических наук, профессором РЭУ им. Плеханова и советником налоговой службы второго ранга.
В прошлом году были внесены поправки в НК РФ, которые должны улучшить финансовые и имущественные отношения. Также ожидается, что изменения налога на прибыль в 2013 году качественно скажутся на работе предприятий.
Всё вышеперечисленное указывает на постепенную инвентаризацию налоговых льгот.
2014-07-23 13:15:03
О применении налоговых льгот по НДПИ
19.12.06, 14:35 Печать
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации по вопросам, связанным с применением налоговых льгот по налогу на добычу полезных ископаемых в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" письмом от 7 ноября 2006 г. N 16542-КА/Д07 сообщает следующее.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
По вопросу о понятии "участок недр"
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. При этом на основании статьи 12 вышеуказанного Закона в лицензии на право пользования недрами отражаются пространственные границы (топографический план) участка недр, предоставляемого в пользование, что следует учитывать при администрировании НДПИ.
Определение степени выработанности необходимо производить по всему участку недр в целом, пространственные границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами, а не по отдельным объектам разработки - пластам, залежам, горизонтам или месторождениям соответствующего участка.
По вопросу применения прямого и косвенного методов определения количества добытого полезного ископаемого при добыче нефти
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье).
Что касается вопроса учета фактических потерь полезных ископаемых, то фактические потери учитываются только при прямом методе как разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. При косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Вместе с тем вышеуказанным Федеральным законом N 151-ФЗ предусмотрено, что налоговые льготы по НДПИ при добыче нефти на новых месторождениях и месторождениях с выработанностью 80 процентов и более предоставляются только при наличии прямого учета количества добытой нефти, т.е. по каждому участку недр, предоставленному налогоплательщику в пользование.
Таким образом, при подготовке нефти, поступающей с разных участков недр, на одном узле (установке) налогоплательщик не имеет права на использование льгот по НДПИ, предоставляемых по конкретным участкам недр.
Вместе с тем, согласно п. 5 статьи 338 Кодекса, в отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. Соответственно, Кодексом допускается возможность определения количества добытой нефти, подлежащей налогообложению по налоговой ставке 0 рублей, по всем участкам недр при наличии раздельного учета. В рассматриваемом случае в этих целях будет применяться прямой метод.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ возможно внесение изменений в учетную политику, уточняющих, в отношении каких участков недр и для каких целей (для применения налоговой ставки 0 рублей по какому-либо из оснований или понижающего коэффициента) применяется прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого.
О применении налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) 0% при добыче сверхвязкой нефти
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 342 Кодекса налоговая ставка 0% применяется при добыче сверхвязкой нефти из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях), при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.
Таким образом, Кодексом установлена необходимость определения показателя вязкости нефти в пластовых условиях, т.е. по конкретным пластам. В связи с этим при условии использования прямого учета количества добытой нефти налоговая ставка 0% по вышеуказанному основанию применяется по отношению к конкретным пластам нефти. Определение вязкости нефти по всем пластам участка недр Кодексом не предусмотрели.
О применении налоговой ставки по НДПИ 0% в части нормативных потерь
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении).
При этом нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 151-ФЗ) установлено, что в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а по вновь разрабатываемым месторождениям применяются нормативы потерь, установленные техническим проектом.
В этой связи законодательство не предусматривает перерасчет по НДПИ в случае утверждения нормативов потерь, имеющих отличие (в ту или иную сторону) от предыдущих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона он вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. При этом согласно пункту 2 данной статьи 3 положения подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса (с учетом внесенных изменений) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Таким образом, при отсутствии утвержденных нормативов потерь полезных ископаемых на очередной календарный год налогоплательщик имеет право на применение нормативов потерь, утвержденных ранее в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 921 "Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", только с 1 января 2007 года.
По вопросу использования данных государственного баланса запасов полезных ископаемых для расчета степени выработанности участка недр
Согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 1 указанного Федерального закона N 151-ФЗ степень выработанности запасов конкретного участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду.
В соответствии со статьей 341 Кодекса налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц.
Таким образом, налогоплательщик в течение календарного года применяет степень выработанности соответствующего участка недр, определенную им самостоятельно на основании утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на первый налоговый период этого календарного года. Так, в течение 2007 года налогоплательщик применяет данные государственного баланса запасов полезных ископаемых по нефти за 2005 год, в 2008 году - за 2006 год и т.д.
О журнале
Научный журнал Вестник Томского государственного университета. Экономика был выделен в самостоятельное периодическое издание из общенаучного журнала Вестник Томского государственного университета в 2007 г.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-29495 от 27 сентября 2007 г.), ему присвоен международный стандартный номер сериального издания: ISSN 2311-3227 (Online), ISSN 1998-8648 (Print) .
Вестник ТГУ. Экономика выходит ежеквартально и распространяется по подписке, его подписной индекс 44047 в объединённом каталоге Пресса России. Полнотекстовые версии вышедших номеров можно посмотреть в разделе "Архив".
Все статьи, поступающие в редакцию журнала, подлежат обязательному рецензированию. В настоящее время публикации в журнале осуществляются на некоммерческой основе. Ознакомиться с требованиями к оформлению материалов можно в разделе "Правила оформления".
Адрес редакции: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, ГОУ ВПО Томский государственный университет, экономический факультет.
Ответственный секретарь редакции журнала - канд. экон. наук Ирина Александровна Петиненко.
Расчет условий на право применения налоговых льгот, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения, и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов, освобождаются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника.
Для подтверждения права на применение налоговых льгот указанные организации заполняют соответствующие разделы таблицы на листе 09 декларации.
Кроме того организации, заполняющие раздел II этой таблицы, также должны заполнить раздел III Примечание к разделу II (код 200) на листе 10 декларации.
Налоговая льгота предоставляется, если показатель по строке 130 больше или равен 80%, по строке 160 - больше или равен 50%, по строке 190 - больше или равен 25%.
При определении показателей, отражаемых по строкам 170 и 180, учитывается фонд оплаты труда, определяемый в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
Анализ применения налоговых льгот и вычетов в РФ
Семь в одном! Вся радуга в банке. Баночка матового стекла с новомодным гаджетом. Расположите ее на окне или рядом с источником
557 руб
Подушка - релаксант. Наполнитель: синтепон с шариками. Упаковка: целлофан.
Стоит отметить, что с 1 января 2001 года действует новый порядок применения налоговых льгот. В соответствии с новым Налоговым Кодексом, налогоплательщик может вычесть из своего налогооблагаемого дохода суммы, фактически израсходованные на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, а также суммы, направленные на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации. Ипотека давно получила широкое распространение во многих странах. В 1998Pг с принятием Федерального закона N 102-ФЗ «Об ипотеке /залоге недвижимости/» банки начали предлагать эту услугу и в России. В связи с колоссальным подорожанием жилья в последние годы, для многих Россиян ипотека стала единственным шансом обзавестись собственной жилплощадью. Так что же нужно для того, чтобы взять ипотечный кредит? Начать стоит с выбора банка. В настоящее время кредитные учреждения предлагают различные ипотечные программы. Как правило, банки дают ипотечный кредит на срок от 5 до 2025 лет
Однако удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции или услуг по ее переработке и хранению в общем объеме выручки от реализации при этом вообще не учитывается. Таким образом, в большинстве субъектов РФ организации, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной и рыбной продукции, в той или иной форме могут воспользоваться предоставленным им правом и вообще не уплачивать налог на имущество или же уменьшать его, применяя имущественные налоговые вычеты. Однако из-за отсутствия в региональном законодательстве детально прописанных условий, необходимых для получения льгот, вполне возможно различное толкование соответствующих положений предприятиями и налоговыми органами. Поэтому большое значение имеет сложившаяся арбитражная практика по применению налоговых льгот. Тем более что вводимые в регионах льготы по налогу на имущество принципиально не отличаются от ранее предоставленных федеральным законодательством. В ряде случаев можно воспользоваться разъяснениями, содержащимися в Методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью применения налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, изложенных в Письме МНС России от 11 марта 2001 г. ВТ-6-04/197. Но использовать их нужно с учетом сложившейся арбитражной практики.
ПЕРШУТОВ Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 53 Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды В целях обеспечения единообразия судебной практики при оценке арбитражными судами доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщика Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона Об арбитражных судах в Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения. 1. Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности,P достоверны. Под налоговой выгодой для целей настоящего Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета
Необходимо отметить, что в целях получения достоверных результатов от проведения аудиторской проверки необходимо тщательно проанализировать: статус налогоплательщика возможность применения налоговых льгот и правильность их использования объект налогообложения формирование налоговой базы правомерность применения вычетов составление и своевременность сдачи деклараций, а также своевременность уплаты налога. Для того, чтобы проверить статус налогоплательщика аудитору следует проанализировать объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации. Если за три последовательных календарных месяца величина выручки от реализации (без учета НДС и налога с продаж) не превысила в совокупности 1 млн. руб. то организации имеют право на освобождение от обязанности плательщика НДС. Если результаты проверки показывают, что организация имеет основания получить такое освобождение, то это должно быть зафиксировано в письменном отчете аудитора. Необходимо, кроме того, проверить были ли у проверяемой организации следующие операции: - приобретение товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих в Российской Федерации на учете в налоговых органах - аренда федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества у органов государственной власти или органов местного самоуправления - реализация на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.
Такие удержания осуществляются вне зависимости от производства прочих удержаний. На пособия по социальному страхованию (при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком в период частично оплачиваемого отпуска и другим), а также на пособия по безработице взыскания могут налагаться только по решению суда, судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов или по решению суда о возмещении вреда, причиненного здоровью, и возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца. Согласно закону о муниципальной службе муниципальный служащий обязан ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего а отчетным представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Под начислением ЕСН следует понимать: - исчисления налога в федеральный бюджет, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного и медицинского страхования по разным налоговым ставкам - расчет налоговых вычетов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - применение налоговых льгот - учет расходов на цели социального страхования.
Они имеют серьезные различия по своей правовой природе, содержательному характеру, а также по процессуальным особенностям их разрешения. Данное обстоятельство предопределяет необходимость четкого разграничения (классификации) налоговых споров между собой. Анализ судебной практики позволяет разделить современные налоговые споры на три основные категорий споры по вопросам права - это такие споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным толкованием и (или) применением отдельных норм материального права (налогового, гражданского и иного законодательства) споры по вопросам факта — это такие споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика (например, касающихся содержания, сущности и параметров совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций, влияющих на исчисление налоговой базы различных объектов налогообложения касающихся достоверности представленных налогоплательщиком документов в обоснование своего права на применение налоговых льгот и т. д.)
Определение плательщиков специального налога и объектов налогообложения, облагаемого оборота, порядка и сроков уплаты, порядка применения налоговых льгот, а также ответственности плательщиков за правильность и своевременность уплаты специального налога, в соответствии с текстом указа, производится по правила, указанным Законом Российской Федерации О налоге на добавленную стоимость. Ставка специального налога устанавливается в размере 3 процентов от налогооблагаемой базы, определяемой в соответствии с указанным Законом. Две трети суммы поступлений от специального налога зачисляются в Федеральный бюджетный фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации, а одна треть - в аналогичные фонды субъектов Российской Федерации. Совету Министров - Правительству Российской Федерации установить конкретные направления расходования средств Федерального бюджетного фонда финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации в 1994 году Годом пойже, от 17 марта 1994 г.
НДС: Отказ от применения льгот
Как уже упоминалось ранее, согласно п. 2 ст. 56 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов . если не предусмотрено иное. При отказе от льгот по налогообложению стоит помнить основные условия, прописанные в НК РФ. Пунктом 5 ст. 149 НК РФ предусмотрена возможность отказа (приостановления) от применения льгот в отношении операций, освобождаемых от налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом должны быть выполнены следующие условия:
- Отказаться можно только от льгот, перечисленных в (от использования льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, отказаться нельзя).
- Отказ от льгот осуществляется на срок не менее 1 года. Период, в течение которого налогоплательщик не будет использовать льготу, не может быть менее одного года. Поэтому отказаться от льготы на меньший срок, например, на шесть месяцев, нельзя. В то же время налогоплательщик вправе отказаться от применения льготы на более продолжительный срок (например, на два года и т.п.).
- Отказ от льгот осуществляется в отношении всех контрагентов. Так, например, организация использует льготы в отношении операций (согласно пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) по реализации жилых домов, реализации жилых помещений и реализации долей в жилых домах и жилых помещениях. Если предприятие откажется от льгот по налогообложению, то данный отказ будет применен в отношении всех трех видов операций. Допустим, что предприятие, помимо этих операций, осуществляет передачу в рекламных целях товаров, расходы на приобретение единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ), которые также относятся к категории льготируемых. Иными словами, организация осуществляет два вида льготируемых операций. В этом случае организация имеет право отказаться от льгот как в отношении всех операций, так и в отношении отдельных видов операций, например, в отношении операций по передаче товаров в рекламных целях от льгот отказаться, но использовать их в отношении операций по реализации жилых помещений.
Таким образом, отказ от использования льготы распространяется на все без исключения сделки, осуществляемые налогоплательщиками в рамках льготируемого вида деятельности . Он не должен действовать в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
- Отказ (приостановление) осуществляется путем подачи заявления в налоговый орган по месту регистрации не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от льгот. Заявление об отказе должно быть подано до истечения 1-го числа первого месяца очередного квартала, начиная с которого налогоплательщик желает отказаться от льготы.
Требования к форме такого заявления законодателем не установлены, поэтому оно составляется в произвольной форме.
Вместе с тем в заявлении необходимо указать перечень операций, освобождаемых от налогообложения, в отношении которых налогоплательщик отказывается от применения льготы по НДС, налоговый период, начиная с которого налогоплательщик не намерен применять льготу, а также срок, в течение которого налогоплательщик не будет применять льготу.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!