Лекарственные льготы для диабетиков
Льготы для людей с сахарным диабетом первого и второго типа
Диабетики должны снабжаться нужными для жизни лекарствами бесплатно. Человеку, имеющему инвалидность даётся право рассчитывать на получение так называемого социального пакета. Можно, конечно, и отказаться от соцпакета полностью или частично, получая денежную компенсацию от государства, но обычно стоимость лекарств довольно высока по сравнению с этими выплатами.
Льготы для людей больных сахарным диабетом и имеющих инвалидность
Диабетики у которых оформлена инвалидность имеют право на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в пригородном транспорте и дополнительные лекарственные средства. Один раз в год выдается путевка в санаторий (по медицинским показаниям), также компенсируется стоимость проезда до места отдыха и обратно.
Инвалидность оформляется чаще всего людям, болеющим диабетом 1 типа. При этом они могут рассчитывать на получение лекарственных препаратов и средств для измерения сахара в крови. Возможно привлечение социальных работников для ухаживания за тяжелобольными людьми. Больным сахарным диабетом 2 типа, не зависящим от инсулина, выдаются тест-полоски в количестве 30 штук в месяц.
Детям и беременным женщинам больным диабетом предоставляются глюкометры со штрих-полосками. Любой диабетик имеет право на консультацию у специалистов или госпитализацию в медицинские учреждения. Несмотря на наличие или отсутствие инвалидности лицам больным диабетом 1 и 2 типа гарантированно выдается инсулин, сахаропонижающие препараты и шприцы для инъекций, причем бесплатно.
Льготы для детей с сахарным диабетом
Дети больные диабетом выделены в отдельную категорию. Им предоставляется путевка на отдых в санаторий 1 раз в году, оплата проезда к месту лечения и обратно, сопровождающему дается путевка на тех же условиях. При распределении путевок больным диабетом приоритет имеют дети, не достигшие 14-летнего возраста, а потом уже все остальные.
Все диабетики могут воспользоваться правом на бесплатные лекарства и соответствующее оборудование, даже не являясь человеком с ограниченными возможностями.
Перечень льгот для диабетиков намерены расширить в Псковской области
Опубликовано: 26 Янв 2012 | Автор: © WebDiabet.Ru
Комитет Псковского областного Собрания по труду и социальной политике накануне сессии регионального парламента 25 января рассмотрел законопроект о внесении изменений в закон области О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области . Как передаёт корреспондент Псковского агентства информации, в настоящее время граждане, страдающие сахарным диабетом . получают меры социальной поддержки только в лекарственном обеспечении, вносимые же поправки в закон предусматривают также право этих граждан на льготное обеспечение изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении - тест-полосками, инсулиновыми шприцами, шприцами типа Новопен , Пливапен 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.
Председатель комитета Виктор Антонов отметил, что история с льготами на изделия медицинского назначения давняя. В 2007 году был принят этот закон, очень скоро , через 4 года, в Собрание поступило представление прокуратуры области о том, что региональный закон необоснованно исключает право на обеспечение отдельных категорий граждан изделиями медицинского назначения, что предусматривается в федеральном законодательстве , - рассказал он. Рассматриваемые поправки к закону направлены на то, чтобы исправить это упущение.
Заместитель председателя Государственного комитета области по здравоохранению и фармации Ольга Котина отметила, что вносимые в закон изменения касаются группы больных сахарным диабетом . На сегодня на диспансерном учёте в области стоит 15,5 тыс. таких больных, при этом федеральные льготы получают 4 тыс. 207 человек. Всего на реализацию закона потребуется из областного бюджета выделить 55 млн рублей.
Члены комитета решили рекомендовать коллегам на сессии принять предложенный документ во втором чтении.
Лекарственная терапия
19 октября, 2013 admin
В связи с частыми случаями заболевания сахарным диабетом второго типа, стоит поговорить подробнее об этом недуге. Это достаточно серьезная болезнь, которая подразумевает невосприимчивость клеток человеческого организма к воздействию инсулина. Более того, в некоторых случаях поджелудочная железа, которая является единственным источником инсулина, перестает его вырабатывать.
На сегодняшний день терапия сахарного диабета значительно преуспела. Стандартное лечение принято начинать с монотерапии, то есть одного конкретного препарата. После того, как этот курс будет пройден, врач назначает комбинирование лечение. В том случае, если оно оказывается неэффективным, единственной возможностью остается инсулинотерапия. Современные умы трудятся над созданием максимально эффективных препаратов, которые позволят привести уровень глюкозы в крови в норму. Принимая лекарство, не забывайте периодически проходить осмотр и консультироваться со своим лечащим врачом.
Льготные лекарственные средства и медикаменты
Здравствуйте! У моей бабушки вторая группа инвалидности и сахарный диабет второго типа. Она получает бесплатно инсулин. Знакомый сказал, что он получает еще тест-полоски, ручку-глюкометр и иглы для нее. Бабушка говорит, что у нас в городе этого не добиться. Живем в Вологодской обл. г. Череповец. Подскажите, какие нормативные акты, постановления правительства регулируют обеспечение больных данными мед. средствами? Сам я найти ничего, кроме модельного закона не смог. Спасибо!
Сыроватский Сергей
Юрист, г. Ростов-на-Дону 12690
Порядок выдачи, обеспечение инсулином
Обеспечение инсулином больных сахарным диабетом инсулинозависимой формырегламентируется Федеральным Законом РФ о диабете, который регулирует отношения, возникающие с организацией и действием правовых гарантий на медицинское и социальное обслуживание. В этом правовом акте прописаны права больных сахарным диабетом и государственные обязательства по реализации этих прав на территории Российской Федерации.
Порядок выдачи инсулина нуждающимся больным, представленный в Федеральном Законе «О социальной помощи», распространяется на Россиян, а также граждан, постоянно проживающих в РФ (имеющих вид на жительство).
В статье 10 «Основные права лиц больных сахарным диабетом» Федерального Закона о диабете говорится о том, что лицам, с установленным в медицинском учреждении диагнозом эндокринного заболевания, гарантируется государственное право, подтвержденное Конституцией РФ, Федеральным законом и другими правовыми актами на охрану здоровья больного. Это понятие включает в себя доступность лечения диабета, включая право на бесплатное обеспечение инсулином, выдачу средств самостоятельного контроля уровня глюкозы, а также инсулиновых шприцев, лекарственных препаратов для лечения сопутствующих заболеваний и дезинфицирующих растворов.
Вам обязаны выписывать рецепты на бесплатные лекарства, если они входят в списко бесплатных лек-в, если группа инвалидности связана с заболеванием сахарный диабет и вы не отказались от соцпакета.
Льготы при сахарном диабете 2 типа
Кстати, глюкометры и составляющие к ним, по льготе, могут получить больные 1 и 2 типа, нуждающиеся в инсулине. Расходные материалы для глюкометров рассчитываются так, чтобы они могли обеспечить проведение анализа три раза за день.
Если больные диабетом 2 типа не нуждаются в инсулине, они должны получать тест-полоски. Их государство обеспечивает в количестве одной штуки в день. Кстати, среди льготников, не нуждающихся в инсулиновой поддержке, есть исключения. Слабовидящие могут рассчитывать на глюкометр и расходный материал на один раз в день к нему из бюджета страны.
Диабетики, имеющие инвалидность, получают бесплатные лекарственные препараты в порядке дополнительного лекарственного обеспечения, которое было предусмотрено Федеральным законом № 178 от 1999г. по утвержденному перечню Минздравом социального развития России.
Порядок выдачи инсулина пациентам, которые не входят в состав категории граждан учтенных в Федеральном регистре, регулируется Постановлением правительства от 30.07.1994 г. № 890 (редакция 14.02.2002г.)
Обеспечение инсулином больных диабетом
Выдача рецептов на необходимые лекарства инсулинозависимым диабетикам производится врачом-эндокринологом в лечебном учреждении по месту их регистрации или фактического проживания (это возможно в том случае, если больной написав заявление, прикрепился к выбранной поликлинике на основании права выбора лечебного заведения, которое предоставляется гражданину РФ государством 1-ин раз в год).
Порядок выдачи рецепта на бесплатные медикаменты производится по следующей схеме:
НДС: будьте здоровы,
Сергей ДРОБОТТЯ, редактор
Нормативная база
– Закон об НДС
Закон Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР
«О налоге на добавленную стоимость»
Всемирный день здоровья — это хороший повод вспомнить о том, как на законодательном уровне наше государство заботится о тех людях, которые, к большому сожалению, зависят от наличия лекарств в аптеках и от качества услуг системы здравоохранения. Речь пойдет о льготных нормах Закона об НДС . согласно которым освобождаются от налогообложения операции, связанные с поставкой:
- товаров специального назначения для инвалидов
- лекарственных средств и изделий медицинского назначения
- услуг по охране здоровья
- путевок на санаторно-курортное лечение детей.
Первые три группы предусматривают наличие специальных перечней, определенных КМУ. Остановимся на этих льготах подробнее.
Товары специального назначения для инвалидов
Согласно пп.5.1.4 ст.5 Закона об НДС от налогообложения освобождены операции по «поставке товаров специального назначения для инвалидов по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины, уполномоченному органу государственной исполнительной власти, в том числе легковых автомобилей для инвалидов, с их оплатой за счет денежных средств государственного или местных бюджетов, а также операции по их бесплатной передаче инвалидам в случаях, определенных законодательством». Такой перечень был утвержден более 11 лет назад постановлением КМУ от 01.09.97 г. № 982. В нем, кроме наименования товаров, разделенных на четыре большие группы, больше ничего нет.
Однако пп.5.1.4 предусматривает наличие как самого перечня товаров специального назначения, так и конкретного механизма его использования. Иными словами, для применения льготы по НДС одного перечня товаров специального назначения дляинвалидов мало. Надо еще учитывать, кто и кому эти товары поставляет.
Применить льготный порядок налогообложения в данной ситуации могут те плательщики НДС, которые:
- реализуют за деньги товары специального назначения для инвалидов уполномоченному органу государственной исполнительной власти (например, Фонду соцобеспечения инвалидов). Причем поставляться без НДС такие товары могут лишь в случае, если их финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. Если же финансирование будет производиться, к примеру, за счет благотворительных взносов или добровольных пожертвований, то льготы по НДС не будет (довольно странный подход, но так написано в Законе об НДС )
- бесплатно передают такие товары инвалидам. В то же время согласно ст.38 Закона Украины от 21.03.91 г. № 875-XII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» технические и другие средства (протезно-ортопедические изделия, ортопедическая обувь, средства передвижения, в том числе кресла-коляски с электроприводом, автомобили, индивидуальные устройства, протезы глаз, зубов, челюстей, очки, слуховые и голосообразующие аппараты, сурдотехнические средства, мобильные телефоны и факсы для письменного общения, эндопротезы, моче- и калоприемники и т.п.) могут предоставляться инвалидам и детям-инвалидам бесплатно или на льготных условиях при наличии соответствующего медицинского заключения .
Если с бесплатным предоставлением все понятно — применяется льгота по НДС, то как быть с налогообложением при приобретении товара инвалидом на льготных условиях, не совсем ясно. Например, если инвалид приобретает какой-то товар из Перечня всего за 30 процентов его стоимости, то получается, что он должен будет заплатить за него в том числе и НДС. Довольно фискально, не правда ли? Но снова же — это следует из Закона об НДС . в котором говорится о льготной бесплатной передаче товаров инвалидам.
Льготы, предусмотренные для операций с товарами специального назначения для инвалидов, не применяются при ввозе таких товаров в Украину. Также норма пп.5.1.4 ст.5 Закона об НДС не работает, если данные товары являются подакцизными (кроме легковых автомобилей для инвалидов). Об этом сказано в п.5.5 того же Закона.
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения
Согласно пп.5.1.7 ст.5 Закона об НДС от налогообложения освобождаются операции по «поставке (в том числе аптечными заведениями) зарегистрированных и допущенных к применению в Украине лекарственных средств и изделий медицинского назначения по перечню, ежегодно определяемому Кабинетом Министров Украины до 1 сентября года, предшествующего отчетному. Если в такой срок перечень не установлен, действует перечень прошлого года».
В соответствии с постановлением КМУ от 17.12.2003 г. № 1949 1 (с учетом всех внесенных в него изменений) перечнем лекарственных средств, операции по продаже которых освобождаются от обложения НДС, считается весь Государственный реестр лекарственных средств. Реестр ведет Министерство здравоохранения Украины, и именно на основании его приказов в Госреестр вносятся сведения о лекарственном средстве и о его регистрации (п.3, 4 Положения о Государственном реестре лекарственных средств, утвержденного постановлением КМУ от 31.03.2004 г. № 411). Если какое-либо средство не прошло государственную регистрацию, то ни о каком льготном порядке в обложении НДС не может быть и речи, да и вообще такие «лекарства» нельзя продавать.
Довольно часто можно услышать вопрос о возможности применения льготы по НДС к таким лекарственным средствам, как лекарственные травы и их сборы. Казалось бы, это не совсем лекарственные средства, ведь их не создают в лабораториях и не производят на фармацевтических предприятиях. Однако лекарственные травы — это все же лекарства. Попробуем это доказать.
Согласно Закону Украины от 04.04.96 г. № 123/96-ВР «О лекарственных средствах» лекарственные средства — это вещества или их смеси природного . синтетического либо биотехнологического происхождения . применяемые для предупреждения беременности, профилактики, диагностики и лечения заболеваний людей или изменения состояния и функций организма (ст.2). К лекарственным средствам относятся, в частности, действующие вещества (субстанции), готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты), гомеопатические средства и т.д.
Почти десять лет назад в своем письме от 22.09.99 г. № 5.12-902/А Министерство здравоохранения Украины разъяснило, что лекарственное сырье (травы, цветы, плоды, корни и др.) является одновременно как субстанцией, поскольку из него производятся различные лекарственные формы (настойки, экстракты, мази и т.д.), так и готовым лекарством 2. которое отпускается в соответствии с Порядком выписки рецептов и отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения аптеками, утвержденным приказом Минздрава Украины от 30.06.94 г. № 117. То есть из данногоразъяснения можно сделать вывод, что лекарственные растения по своим фармакологическим свойствам могут использоваться как для производства лекарственных средств, так и для реализации конечному потребителю в качестве самостоятельного лекарственного средства. А это означает, что продажа таких лекарственных трав должна осуществляться на льготных условиях 3.
Теперь перейдем к изделиям медицинского назначения. Их перечень непосредственно утвержден постановлением КМУ № 1949, и на сегодняшний день для операций по поставке товаров, которые соответствуют более чем 120 кодам УКТВЭД, действует льгота по НДС. Последний раз в этот перечень изменения вносились в мае прошлого года. Поэтому в 2009 году следует применять тот перечень, который действовал в 2008 году.
Общим для лекарств, внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, и для изделий медицинского назначения, включенных в утвержденный КМУ перечень, является то, что льгота по НДС действует в том числе и при их импорте в Украину (п.5.5 ст.5 Закона об НДС ). Но, в отличие от большинства льготных операций, при экспорте данных товаров их поставщик имеет право на применение нулевой ставки налога. Это следует из п.6.2 и 6.3 ст.6 Закона об НДС . согласно которым:
- при экспорте товаров и сопутствующих такому экспорту услуг применяется нулевая ставка НДС
- нулевая ставка налога не применяется, если экспортируемые товары (сопутствующие услуги) освобождаются от налогообложения согласно п.5.1 ( кроме подпунктов 5.1.2, 5.1.7 ).
Объем экспортных поставок фармацевтической продукции и изделий медицинского назначения следует отражать в строке 2.1 декларации по НДС, а не в строке 4 как операции по поставке товаров, освобожденных от налогообложения.
Применение нулевой ставки НДС при экспорте означает, что у экспортера лекарственных средств и изделий медицинского назначения есть законное право на налоговый кредит по «входному» налогу. Товары, работы и услуги, использованные для изготовления фармацевтической продукции и изделий медицинского назначения, отгруженных на экспорт, будут считаться приобретенными для их использования в налогооблагаемых операциях.
Это значит, что в состав налогового кредита можно включить ту долю «входного» НДС, которая соответствует доле их использования в экспортных операциях в течение отчетного периода (пп.7.4.3 ст.7 Закона об НДС ). Суммы НДС, начисленные (уплаченные) при приобретении товаров, работ и услуг, предназначенных для использования в освобожденных от налогообложения операциях (то есть для поставки фармацевтической продукции и изделий медицинского назначения на таможенной территории Украины), не включаются в состав налогового кредита на основании пп.7.4.2 ст.7 Закона об НДС 4. Подробнее об этом будет далее.
Услуги здравоохранения
Согласно пп.5.1.8 ст.5 Закона об НДС от налогообложения освобождаются операции по «поставке услуг по охране здоровья согласно перечню, установленному Кабинетом Министров Украины, заведениями здравоохранения, имеющими лицензию на поставку таких услуг, а также поставке услуг реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, имеющими лицензию на поставку таких услуг». Но, в отличие от постановлений КМУ от 01.09.97 г. № 982 и от 17.12.2003 г. № 1949, постановлением КМУ от 05.10.98 г. № 1602 был утвержден не льготный перечень, а перечень услуг по охране здоровья, операции по предоставлению которых не освобождаются от обложения НДС.
Он так и называется — Перечень услуг по охране здоровья (в том числе медико-санитарной помощи, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы), операции по предоставлению которых заведениями здравоохранения, имеющими специальное разрешение на предоставление таких услуг, не освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Иными словами, в данном случае действует принцип от противного: льготу можно применить к тем операциям, которых нет в перечне.
Для применения «здравоохранительной» льготы по НДС, кроме отсутствия запрета, необходимо, чтобы эти услуги предоставлялись заведениями здравоохранения только при наличии у них специального разрешения (лицензии) на предоставление соответствующих видов услуг. И неслучайно одним из самых обсуждаемых вопросов является возможность применения льготы по НДС при предоставлении стоматологических услуг частными стоматологическими кабинетами или даже целыми частными поликлиниками, которых в Украине сейчас немало.
Каким же должен быть порядок обложения НДС услуг, оказываемых такими субъектами? Во-первых, как мы выяснили, для льготного налогообложения наличие лицензии обязательно. Во-вторых, поскольку этот вид деятельности не указан в постановлении КМУ от 05.10.98 г. № 1602, значит, нет запрета и на льготу по НДС. Остается третье: частный стоматологический кабинет или стоматологическая поликлиника должны являться заведением здравоохранения. И вот здесь возникают проблемы.
В соответствии с Основами законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.92 г. № 2801-XII заведениями здравоохранения считаются те предприятия, учреждения и организации, задачей которых является обеспечение разнообразных потребностей населения в отрасли здравоохранения путем оказания медико-санитарной помощи, включая широкий спектр профилактических и лечебных мероприятий или услуг медицинского характера, а также выполнение других функций на основе профессиональной деятельности медицинских работников. На первый взгляд стоматологический кабинет или поликлиника относятся к таким заведениям.
Однако существует Перечень заведений здравоохранения, который был утвержден приказом Минздрава Украины от 28.10.2002 г. № 385 и зарегистрирован в Минюсте Украины 12.11.2002 г. под № 892/7180. В нем сказано, что к такой категории заведений здравоохранения, как амбулаторно-поликлинические заведения, относятся, в частности, стоматологические и детские стоматологические поликлиники . но в скобках указано, что это областные, городские или районные поликлиники. Упоминания о частном стоматологическом кабинете или частной стоматологической поликлинике в этом Перечне нет.
Таким образом, если придерживаться прямой нормы Закона об НДС . то тот субъект предпринимательской деятельности, который не относится к заведениям здравоохранения, не имеет права на льготу по НДС 5.
Однако заинтересованным лицам стоит обратить внимание на довольно старое письмо ГНАУ от 26.11.99 г. № 17620/7/16-1220-5, в котором указано следующее. Поскольку действующим законодательством гарантированы равные права и возможности для деятельности предприятий, организаций, субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, то независимо от того, какую форму собственности имеет субъект предпринимательской деятельности, предоставляющий услуги (например, стоматологические . гинекологические и др.), при наличии у него соответствующей лицензии на предоставление услуг по здравоохранению, такие услуги освобождаются от обложения НДС . То есть в свое время ГНАУ не возражала против того, чтобы частные предприниматели также имели возможность пользоваться льготой согласно пп.5.1.8 ст.5 Закона об НДС . даже несмотря на то, что они не относятся к заведениям здравоохранения 6.
Ну и, конечно же, нельзя обойти вниманием проблему так называемого «улучшенного сервисного обслуживания». Согласно п.12 Перечня, утвержденного постановлением КМУ № 1602, «медицинское обслуживание граждан по их желанию в медицинских заведениях с улучшенным сервисным обслуживанием» является одним из исключений, то есть для такого «улучшенного обслуживания» льгота по НДС не применяется. Но какие конкретно услуги нужно понимать под этим термином, в постановлении КМУ не указано.
Разъяснения дало само Министерство здравоохранения. В своем письме от 12.03.99 г. № 10.03.68/252 оно отметило, что «данный термин применяется только к стационарным заведениям и отделениям заведений здравоохранения, в которых кроме медицинского и необходимого бытового оборудования, палаты для пребывания больных оснащены дополнительно телевизорами, телефонами, кондиционерами и другими бытовыми приборами, оборудованием, коврами и т.п. предназначенными для повышения комфортности пребывания, и оплату которых в части определения стоимости таких услуг, согласны уплачивать больные. Не может считаться улучшенным сервисным обслуживанием наличие медицинского оборудования любого уровня, наличие холодильника в палате и количество в ней больных. К улучшенному сервисному обслуживанию не относится также оборудование холлов и других общих помещений холодильниками, телевизорами, мягкой мебелью, коврами и т.п. как в амбулаторных, так и в стационарных заведениях и отделениях заведений здравоохранения».
Путевки на санаторно-курортное лечение детей
Согласно пп.5.1.9 ст.5 Закона об НДС от налогообложения освобождаются операции по «поставке путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых на территории Украины физических лиц в возрасте до 18 лет». Сразу же отметим, что указанная норма применяется независимо от того, является такое физическое лицо в возрасте до 18 лет гражданином Украины или иностранным гражданином. То есть иностранный гражданин в возрасте до 18 лет имеет полное право воспользоваться «Украинской» льготой — санаторно-курортную путевку ему обязаны продать без начисления НДС.
По мнению представителей органов ГНС, для того чтобы можно было контролировать правильность применения данной льготы, бланк путевки на санаторно-курортное лечение должен иметь соответствующую отметку, по которой можно определить, что эта путевка детская или предназначена для физического лица в возрасте до 18 лет. Только в этом случае поставщики услуг могут применять льготный режим налогообложения.
Пользуешься льготой по НДС? Забудь о налоговом кредите или признай «условную» поставку
Льгота по НДС — это, конечно, неплохо. Поставщик не начисляет налоговые обязательства и, соответственно, покупатель приобретает товары илиуслуги без этого налога. Но не стоит забывать и об обратной стороне медали, а именно об отсутствии права на налоговый кредит по «входному» НДС у такого поставщика.
При применении всех четырех вышеуказанных льгот Закон об НДС не разрешает включать суммы «входного» НДС в состав налогового кредита налогоплательщика (пп.7.4.2, 7.4.3 ст.7). Суммы «входного» НДС могут быть отнесены им к составу валовых расходов или же могут увеличить балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов7.
Правда, не исключено, что право на налоговый кредит все же будет. Например, если на момент приобретения товаров или услуг налогоплательщик еще не знает, как он будет их использовать — в облагаемых НДС операциях или нет. И в случае если приобретенные товары или услуги начинают использоваться в освобожденных от налогообложения операциях, налогоплательщику придется признать так называемую «условную» поставку, то есть он обязан будет самостоятельно доначислить сумму налоговых обязательств, исходя из обычной цены, но не ниже цены приобретения (последний абзац пп.7.4.1 ст.7).
Применение льготного порядка налогообложения приводит к использованию такой дополнительной формы налоговой отчетности, как отчет «О суммах льгот в налогообложении юридических лиц и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности» (№ 1-ПП). Его форма и порядок заполнения были утверждены совместным приказом ГНАУ и Госкомстата Украины от 23.07.2004 г. № 419/453. Этим же приказом была утверждена и Инструкция о порядке заполнения данной формы, а также Правила учета налога на добавленную стоимость для усовершенствования исчисления стоимостной величины влияния льгот по этому налогу на формирование доходной части Государственного бюджета Украины.
Эта форма отчетности является обязательной для заполнения всеми налогоплательщиками (юридическими лицами, их обособленными подразделениями, физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, зарегистрированными плательщиками НДС), которые пользуются льготами по налогообложению. Представляется отчет по форме № 1-ПП в органы ГНС по месту регистрации в срок, определенный для представления квартальной налоговой отчетности, то есть в течение 40 дней по окончании квартала.
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: Законом об НДС предусмотрены существенные льготы для нашей системы здравоохранения. Жаль только, что сама система работает настолько плохо, что даже льготы по налогам ее не спасают…
1 Опубликовано: Бухгалтерия. — 2006. — № 5. — С.19—21 (прим. ред.).
2 Аналогичное мнение высказал и Фармакологический комитет Минздрава Украины в своем письме от 12.04.98 г. № 795/А (прим. авт.).
3 То, что операции по поставке лекарственных средств, в том числе лекарственного сырья (травы, цветы, корни, плоды и т.д.), которые включены в Государственный реестр лекарственных средств, освобождаются от обложения НДС, недавно еще раз подтвердила ГНАУ (см. письмо от 29.09.2008 г.
№ 19689/7/16-1517-01, опубликованное на с.41) (прим. ред.).
4 Об особенностях применения пп.7.4.2 ст.7 Закона об НДС при реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения см. Бондарева Е. «Аптечный» НДС и его распределение // Бухгалтерия. — 2006. — № 15. — C.46—50 Жежера М. НДС при реализации медпродукции: болеть просто некогда! // Бухгалтерия. — 2008. — № 23. — C.54—57 (прим. ред.).
5 Именно такой вывод сделан в консультации ГНАУ, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины» (1999, № 21, с.12). Также см. консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины» за 2006 г. (№ 12, с.37) (прим. авт.).
6 Аналогичное мнение изложено и в письме ГНАУ от 17.05.2000 г. № 6705/7/16-1220-25 (прим. ред.).
7 Это предусмотрено пп.5.3.3 ст.5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР) (прим. ред.).
Социальное обслуживание инвалидов
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Нелишне бывает напомнить и успокоить, что такие услуги оказываются только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда оказание таких услуг необходимо, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).
Действующим законодательством предусмотрен перечень социальных услуг, предоставление которых осуществляется бесплатно. Такие услуги в формах, перечисленных ниже, предоставляются:
- инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для нашей области)
- инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.
На условиях неполной оплаты услуги из базового перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ, оказываются:
- инвалидам, получающим пенсию (в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона)
- инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона)
- инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Если инвалид живет в семье, где средний доход на члена семьи на 150 процентов превышает прожиточный минимум, установленный для данного региона. Оплата также производится, если инвалиду были оказаны услуги, не входящие в базовый перечень. Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения области.
Предоставление социальных услуг может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.
К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
- организация питания, включая доставку продуктов на дом
- помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости
- содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения
- содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг
- содействие в организации ритуальных услуг
- другие надомные социальные услуги.
Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Такое обслуживание предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющим медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.
Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, направленной на достижение такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах- интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в таком учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме- интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.
В качестве особого вида услуг для инвалидов в целях оказания им неотложной помощи разового характера проводится так называемое срочное социальное обслуживание. Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
- разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости
- разовое оказание материальной помощи
- содействие в получении временного жилого помещения
- организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц
- организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров
- иные срочные социальные услуги.
Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.
В комплекс мер, связанных с социальным обслуживанием населения включается также нормы права, распространяющиеся не только на инвалидов, но на всех граждан. В частности, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, являющимися инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население. Инвалиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.
Льготы - льготами, уважение - уважением, а необходимость контроля оказывается необходимой даже в этой области. Несмотря на то, что нас с детства учат уважительному отношению к людям, оказавшимся в тяжелых жизненных условиях, и на требования закона об особых к требованиям к людям, на которых возлагается защита и реализация прав и интересов инвалидов, предусмотрена наравне с этим и система органов, осуществляющих контроль за исполнением разного рода нормативными актами, направленных на социальную поддержку инвалидов (Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 32, а также Федеральный Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ст. ст. 37, 38). Так, контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг на уровне области и государства в целом в сфере социального обслуживания осуществляется органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции, а также министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, государственными предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими в своем подчинении учреждения социального обслуживания. Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг на уровне города, района осуществляется муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования, а также органами управления социальным обслуживанием Российской Федерации и органами управления социальным обслуживанием области.
Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг частными организациями в сфере социального обслуживания осуществляется государственными, муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции.
При выявлении случаев нарушения прав инвалидов в сфере социального обслуживания, предусмотренных законами, государственных стандартов качества социального обслуживания органы социальной защиты населения, выдавшие учреждениям социального обслуживания лицензию на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания, вправе приостанавливать ее действие. Вопрос об окончательном прекращении такой деятельности решается учредителями или собственниками учреждений социального обслуживания либо в судебном порядке.
Возможно, организация общественного контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты интересов граждан пожилого возраста и инвалидов.
Вообще, контроль за своевременной реализацией прав и интересов инвалидов осуществляют органы прокуратуры и суда.
Надзор за исполнением законодательных актов, предоставляющих дополнительные права и льготы инвалидам, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Органы прокуратуры представляют собой средство быстрого реагирования на различного рода нарушения и своевременное устранение каких-либо нарушений. Однако они не имеют возможности принудительного исполнения принятых ими решений, за исключением случаев, когда нарушение прав инвалидов связанно одновременно с нарушением уголовного и административного законодательства. Тем не менее, в силу Указа Президента "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" органы прокуратуры вправе обращаться к Президенту с требованием о применении мер взыскания, вплоть до освобождения от должности, к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения федеральных законов, указов Президента и других нормативных актов.
Такой возможностью обладает только судебные органы. Действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав инвалидов, могут быть обжалованы в суд. Обращение суд в этом случае оформляется в виде жалобы, возмещение расходов, связанных с неисполнением законов, может производиться судом непосредственно при рассмотрении этой жалобы. Кроме того, в случае обнаружение в ходе судебного разбирательства, что действия должностного лица подпадают под условия, предусмотренные другими законодательными актами, судья может принять решения о возможности привлечения его к уголовной или административной ответственности, а также указать лицу, обратившемуся за защитой своих прав на привлечения допустившего нарушение лица к гражданско-правой ответственности.
Действующее в настоящий момент законодательство не представляет застывшей собой структуры. Как на уровне федерации, так и на уровне нашей области разрабатываются целевые программы, направленные на защиту инвалидов (как категории граждан, в настоящий момент особо нуждающихся в социальной поддержке государства). Оказание поддержки инвалидам будет производиться не только в виде целевых денежных выплат и адресного предоставления каких-либо льгот имущественного характера, но и создание для инвалидов социальной инфраструктуры, удобной для проживания (оборудование жилых домов средствами, удобными для перемещения инвалидов, т.е. специальными подъездными дорожками, подъемниками создание реабилитационных комплексов, оборудованных специальными спортивными тренажерами, бассейнами адаптация средств индивидуального, городского и междугороднего общественного пассажирского общественного транспорта, связи и информатики расширение производства вспомогательных технических средств и бытового оборудования). Обеспечение в современных условиях занятости инвалидов должно осуществляться путем создания большего количества рабочих мест, специально оборудованных для осуществления трудовой деятельности инвалидом, увеличение доли квотирования рабочих мест на предприятии, предназначенных для приема на работу инвалидов. Дальнейшее совершенствование будет происходить и в системе социальной защиты.
В заключение можно добавить, что в настоящее время в рамках комитета социальной защиты идет подготовка законопроекта, направленного на закрепление основ социальной защиты населения Пермской области. В этом законопроекте будут закреплены, в том числе, нормы, направленные на защиту и поддержку инвалидов, постоянно проживающих на территории Пермской области. А пока на территории Пермской области действует годовая социальная программа, в которой предусматриваются меры, направленные на поддержку одиноких, малообеспеченных и неработающих инвалидов. Подробнее об условиях и порядке предоставления помощи в порядке реализации этой программы можно узнать в отделе социальной защиты вашего района.
Льготы инвалидам в сфере образования
Инвалиды 1 и 2 группы при поступлении в среднее профессиональное и высшее профессиональное государственное или муниципальное образовательное учреждение имеют право на внеконкурсное зачисление в случае успешной сдачи вступительных экзаменов, если такое обучение не противопоказано медицинским заключением. Гражданам из числа инвалидов, обучающимся в среднем или высшем профессиональном государственном или муниципальном учебном заведении, в обязательном порядке должна начисляться стипендия. Нуждаемость таких лиц в дополнительной поддержке должна также учитываться профсоюзным комитетом студентов при выделении материальной и иной помощи лицам из числа студентов.
Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов (статья 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся из числа инвалидов бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают им возможность пользования услугами сурдопереводчиков.
Льготы при компенсации расходов на санаторно-курортное обслуживание инвалидов
Бесплатное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха осуществляется органами социальной защиты в отношении неработающих инвалидов (Инструкция о порядке учета, хранения и выдачи санаторно-курортных путевок и путевок в дома отдыха в органах социального обеспечения). Путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются в соответствии с заключением лечебного учреждения.
Отдельно принято решение о бесплатном предоставлении гражданам, впервые признанным инвалидами I группы и имеющие соответствующие медицинские показания, путевки на санаторно-курортное лечение, которыми они обеспечиваются не реже одного раза в течение первых трех лет после установления инвалидности, кроме того, у них есть право приобрести билет на проезд к месту лечения и обратно с 50-процентной скидкой. Этим правом пользуются лица, признанные инвалидами I группы после вступления в силу Указа президента РФ от 2 октября 1992 года. С 1 января 1997 года предоставление санаторно-курортного лечения инвалидам будет производиться по следующим правилам. Инвалиды будут пользоваться правом на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалидам I группы предоставляется также право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица. Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения. Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.
Льготы при приобретении лекарств
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" льготы при обеспечении лекарственными препаратами по рецептам врачей имеют инвалиды 1 группы и неработающие инвалиды 2 группы. Настоящая льгота предоставляется бесплатно. Бесплатно инвалиду может быть также предоставлено право приобрести перевязочные средства и отдельные изделия медицинского назначения, но лишь при наличии заключения бюро МСЭ на необходимость пользования этими средствами.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!