Совет Федерации одобрил закон о порядке заключения договоров юрлицами, подконтрольными государству
Совет Федерации одобрил закон о порядке заключения договоров юрлицами, подконтрольными государству
13 июля Совет Федерации одобрил проект Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон). Закон вводит для многих юридических лиц требование об обязательном опубликовании информации о планируемых договорах.Действие Закона распространяется на три уровня организаций. Первый уровень – госкорпорации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, субъекты естественных монополий, ресурсоснабжающие организации (предоставляющие электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение и др.) и организации с государственным участием более 50 процентов. Второй уровень –зависимые и дочерние общества названных организаций, если доля участия в них субъектов первого уровня превышает 50 процентов их уставного капитала. Третий уровень – дочерние и зависимые общества организаций второго уровня, если доля участия в них организаций второго уровня превышает 50 процентов их уставного капитала.
Порядок определения совокупной доли участия государства в уставном капитале хозяйственных обществ, а также доли участия обществ второго уровня в уставном капитале обществ третьего уровня должен утвердить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (пока такой орган не назначен).
Закон обязывает организации всех трех уровней освещать информацию о своих закупках в сети Интернет, на официальном сайте для публикации сведений о закупках zakupki.gov.ru(далее – официальный сайт), на котором в настоящее время размещаются данные о закупках для государственных и муниципальных нужд.
Заказчики будут обязаны размещать на официальном сайте ряд документов.
Первый документ – положение о закупке. Оно регулирует закупочную деятельность организации и утверждается высшими органами управления данной организации в зависимости от вида организационно-правовой формы. Положение включает в себя информацию о том, каким образом организация намерена осуществлять закупки. Это могут быть торги в форме конкурса или аукциона. Возможны иные способы закупок, но в таком случае заказчик обязан подробно сформулировать в положении порядок их проведения. Однако требования к документации, которую заказчик обязан публиковать при осуществлении отдельных закупок, позволяют сделать вывод, что закон ориентирует заказчиков на осуществление закупок именно в форме конкурсов или аукционов.
Второй документ – годовой план закупки товаров (работ, услуг). В плане указывается, какие товары (работы, услуги) и в каком количестве будут закупаться организацией в календарном году. Порядок оформления плана и размещения его на официальном сайте должен быть утвержден Правительством РФ. Для некоторых видов продукции (лекарственные средства, инновационная и высокотехнологичная продукция) предусмотрено опубликование долгосрочных планов закупки на 5 – 7 лет.
После опубликования положения о закупках и годового плана организации-заказчики обязаны размещать на официальном сайте информацию о каждой закупке: извещение, документацию о закупке, проект договора. Закон установил, какие сведения должны включаться в извещение, а какие – в документацию. Положения Закона, регулирующие информацию о закупке, повторяют положения Закона о поставках для государственных нужд [1], однако прописаны не так подробно, поэтому организации могут более свободно осуществлять собственные закупки по сравнению с участниками госзаказа.
Помимо сведений о планируемых договорах заказчик обязан ежемесячно размещать данные о количестве и общей стоимости заключенных договоров.
Если заказчик не размещает необходимую информацию, участники закупки, которые соответствуют требованиям положения о закупке, вправе обжаловать действия заказчика в арбитражный суд. Кроме того, в предусмотренных законом случаях такие действия можно обжаловать в антимонопольный орган.
Если же участник закупки уклоняется от заключения договора либо договор расторгается судом из-за существенного нарушения условий участником, по заявлению заказчика такого участника закупки вносят в реестр недобросовестных поставщиков. Этот реестр будет вестись параллельно с реестром недобросовестных поставщиков, предусмотренным Законом о поставках для государственных нужд.
Стоит отметить, что действующее законодательство уже содержит требования к порядку заключения и условиям договоров для некоторых перечисленных в Законе заказчиков. Указанные требования в основном касаются реализации тех товаров и услуг, которые организации производят и (или) предоставляют остальным участникам рынка. Так, для естественных монополий государство устанавливает правила реализации производимых товаров и услуг, а для ресурсоснабжающих организаций ФСТ России регулирует соответствующие тарифы.
Комментариев пока нет!