Информационный бюллетень Декабрь 2011-Январь 2012
Информационный бюллетень Декабрь 2011-Январь 2012
Информационный Бюллетень
Обзор изменений законодательства
Декабрь 2011 - Январь 2012
№1/2012
Антимонопольное законодательство
6 и 7 января 2012 года вступили в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», составляющие «третий антимонопольный пакет».
Основные изменения направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнение критериев монопольно высокой цены, а также на уточнение порядка осуществления государственного контроля за экономической концентрацией и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Расширяются понятия «хозяйствующий субъект», «признаки ограничения конкуренции» и закрепляется понятие «лицо, являющееся объектом экономической концентрации» (лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал). Закон исключает из перечня действий, подпадающих под координацию экономической деятельности, действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках "вертикальных" соглашений.
Сокращен перечень признаков, по которым определяется группа лиц, а также перечень признаков картеля. Одновременно с этим расширен перечень действий, означающих злоупотребление доминирующим положением. Конкретизированы признаки, при которых действия хозяйствующих субъектов признаются согласованными и запрещенными. Снимается запрет на согласованные действия конкурентов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает 20%, а доля каждого – 8 %.
Уголовная ответственность сохраняется только за картельный сговор, а за согласованные действия и "вертикальные" соглашения - исключается. Административная ответственность компаний за нарушение антимонопольного законодательства дифференцируется. При этом за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию, установлен не «оборотный», как раньше, а фиксированный штраф. Также, нормы КоАП дополнены обстоятельствами, смягчающими и отягчающими административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Повышены пороговые значения суммарной стоимости активов (с 3 до 7 млрд.) и суммарной выручки (с 6 до 10 млрд.) коммерческих организаций, при которых требуется получение предварительного согласия ФАС. Вводится требование предварительного согласия ФАС на приобретение более 50% голосующих акций (долей), иных прав в иностранных компаниях.
Введена норма о сделках и иных действиях, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией, в отношении активов, акций, долей организаций (в т.ч. иностранных), осуществляющих поставки товаров на территорию России в сумме более чем 1 млрд. рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки (действия).
Расширены полномочия ФАС при установлении факта нарушения или потенциального нарушения антимонопольного законодательства. В частности, ФАС имеет право выдачи обязательного предписания о совершении действий по устранению нарушений; предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое заявление может привести к нарушению антимонопольного законодательства; и предупреждения хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Вводится реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Уточняется ряд норм процессуального характера, определяющих порядок производства по делу об административном правонарушении в данной сфере.
Залог. Ипотека
Принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N405-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество". Закон вступает в силу 7 марта 2011 года. Изменения затронули ряд положений об обращении взыскания на предмет залога и его реализации, правила об ипотеке некоторых видов недвижимости и регистрации ипотеки.
Исключено требование о нотариальном удостоверении отдельного согласия залогодателя на внесудебный порядок обращения взыскания: в случае если залогодателем является физическое лицо или если внесудебный порядок согласовывается в отношении предмета ипотеки, достаточно наличия условия о таком порядке в самом договоре. Для обращения в принудительном порядке взыскания на основании исполнительной надписи нотариуса, необходимо нотариальное удостоверение договора залога, а в случае возникновения ипотеки в силу закона – нотариальное удостоверение договора, являющегося основанием для такого возникновения. Предусмотрены преимущества для таких нотариально удостоверенных договоров: сведения о возможности внесудебного обращения взыскания должны вноситься в ЕГРП; сокращенные сроки государственной регистрации ипотеки. Кроме того, установлено, что при государственной регистрации ипотеки на основании нотариально удостоверенного договора, ответственность за правовую экспертизу документов и законность сделки, несет нотариус.
Касательно внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество установлено, что при согласовании возможности внесудебного порядка не требуется обязательно указывать способ реализации. В первую очередь, данное изменение важно для соглашений в отношении залога недвижимости, т.к. до вступления в силу указанного Закона, условие о способе реализации является существенным условием соглашения залогодателя и залогодержателя о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенную недвижимость.
В отношении способов реализации предмета залога – недвижимого имущества, Законом исключен такой способ как приобретение заложенного имущества залогодержателем для третьих лиц (этот способ может применяться до вступления в силу Закона), таким образом, с тем, чтобы продать предмет залога третьему лицу, залогодержатель должен будет сначала оформить предмет ипотеки в свою собственность, если им применяется способ оставления заложенного имущества за собой. Между тем, теперь будет возможно предусмотреть несколько способов реализации и использовать их по усмотрению залогодержателя.
Законом уделяется особое внимание оформлению соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество. В частности предусмотрено, что стороны могут согласовать условия о внесудебном порядке только путем его включения в соответствующий договор залога (договор ипотеки). Если же залог возникает в силу закона, стороны могут согласовать внесудебный порядок путем заключения договора залога, при этом его положения могут быть включены в договор, который влечет возникновение права залога в силу закона.
Помимо этого, Закон предоставляет сторонам возможность согласовать способ и порядок реализации заложенного имущества при обращении взыскания на него по решению суда. Такое соглашение должно быть включено в договор залога (ипотеки), либо в отдельном соглашении, когда залог (ипотека) возникает в силу закона, но с соблюдением правил о государственной регистрации. Законом также уточнены и введены новые случаи, когда обращение взыскания на предмет залога возможно только в судебном порядке или не допускается.
Немаловажным является дополнение в Закон об «Обществах с ограниченной ответственности»: обращение взыскания на долю (часть доли) участника общества теперь допускается во внесудебном порядке на основании договора залога, который содержит условие о возможном обращении взыскания во внесудебном порядке.
Бухгалтерский учет
Опубликован Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N402-ФЗ "О бухгалтерском учете», который вступает в силу с 1 января 2013 г.
Целью Закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета соответствующего нынешним реалиям.
Закон предусматривает следующие объекты бухгалтерского учета: факты хозяйственной жизни общества (сделки, события, операции, способные оказать влияние на финансовое положение компании), активы, обязательства, источники финансирования, доходы, расходы, иные объекты. Ранее, объектами бухгалтерского учета признавалось только имущество, обязательства и операции организации.
Законом возлагается обязанность вести бухгалтерский учет на всех субъектов экономической деятельности (в т.ч использующих упрощенную систему), но за исключением: индивидуальных предпринимателей; лиц, занимающихся частной практикой;филиалов, представительств или иных структурных подразделений, созданных в соответствии с законодательством иностранного государства.
Предусмотрено, что организации вправе самостоятельно разрабатывать формы первичных документов и учетных регистров, при условии соблюдения требований к их обязательным реквизитам, установленным в Законе. Таким образом, отменяется необходимость применения унифицированных форм первичной учетной документации. Особого внимания заслуживает тот факт, что теперь первичные учетные документы, могут быть составлены в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Устанавливается, что руководитель организации вправе самостоятельно вести бухгалтерский учет лишь в тех случаях, когда организация является субъектом малого и среднего предпринимательства. Предусмотрены специальные квалификационные требования к бухгалтерам в открытых акционерных обществах, страховых компаниях, инвестиционных и пенсионных фондах.
Закон устанавливает особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица, в частности определяет отчетный год ликвидируемого (реорганизуемого) лица, порядок и сроки составления бухгалтерской отчетности.
Судебная система. Суды по интеллектуальным правам
Вступил в силу Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. N4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам". Закон предусматривает образование нового специализированного арбитражного суда не позднее 1 февраля 2013 г. – Суда по интеллектуальным правам.
Суд по интеллектуальным правам, рассматривает в пределах своей компетенции дела по спорам, связанные с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций: об оспаривании нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе, патентные права, права на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) и т.д. Суд также рассматривает дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем).
Решение о начале деятельности Суда по интеллектуальным правам принимает Пленум ВАС РФ и официально извещает об этом. Законом отдельно отмечается, что дела, отнесенные к компетенции Суда, но находящиеся на день начала деятельности Суда в производстве судов общей юрисдикции, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции.
Судебная практика. Уменьшение неустойки
Опубликовано Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2011 г. N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Указывается, в частности, что условия договора о неприменении или ограничении применения статьи 333 ГК, а также установление в договоре предела размера неустойки не являются препятствием для рассмотрения судом вопроса о снижении неустойки. Обязательным условием для снижения судами размера неустойки является соответствующеезаявление. Заявление ответчика о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть сделано исключительно при рассмотрении судом дела по первой инстанции. Такое заявление само по себе не может расцениваться как согласие ответчика с наличием долга перед истцом, либо фактом нарушения обязательства.
Также указывается, что положения ст. 333 ГК РФ с учетом разъяснений ВАС РФ применяются в случаях, когда неустойка определена законом. Кроме того отмечается, что списание по требованию кредитора неустойки со счета должника не лишает должника права ставить вопрос о применении к списанной неустойке положений ст. 333 ГК РФ, например, путем предъявления самостоятельного требования о возврате излишне уплаченного. Право кредитора требовать уплаты законной неустойки, не препятствует сторонам уменьшить ее размер при заключении мирового соглашения.
Положения ст. 333 ГК РФ с учетом разъяснений ВАС РФ, применяются также и к мерам ответственности за неисполнение договора, обеспеченного задатком. При взыскании двойной суммы задатка со стороны, ответственной за неисполнение договора, суд вправе по заявлению ответчика снизить размер половины указанной суммы, в соответствии с положениями статьи 333 ГК РФ.
Судебная практика. Аренда
Опубликовано Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 73 от 17 ноября 2011 г. "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", которым разъяснены вопросы применения судами ГК РФ в отношении заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества на новый срок (продления договора аренды), реализации преимущественного права арендатора, особенности исполнения обязательств по уплате арендных платежей и земельного налога и распределения бремени содержания имущества в случае его последующего выкупа.
* * *
Настоящий обзор не является консультацией и/или иной формой правовой помощи адвоката клиенту и составлен исключительно для целей информирования получателя о некоторых актуальных изменениях законодательства РФ и развитии правоприменительной практики. Использование содержащихся в настоящем обзоре сведений применительно к конкретным ситуациям может потребовать разъяснений с учетом соответствующих целей и обстоятельств. За дополнительной информацией просьба обращаться по телефону +7 (495) 933 75 67 или по электронной почте office@agp.ru
119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, д. 13, стр. 3, этаж 3.
Тел.: +7 (495) 933-75-67, 691-98-13, 697-48-31, 697-63-94.
Факс: +7 (495) 697-92-26. E-mail: office@agp.ru.
Internhttp://www.agp.ru
Комментариев пока нет!