Таможенные и тарифные льготы порядок их предоставления
Тарифные льготы и порядок их предоставления (курсовая работа, 107,3 K, добавлен 05.01.2014)
Уважаемый посетитель!
Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Подсказка. Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив". Если код (пятизначное число) неразборчив, попробуйте открыть данную страницу в разных браузерах (Internet Explorer, Firefox, Opera, Google Chrome).
Документы представлены в zip-архивах. Чтобы их просмотреть, необходимо иметь установленный на компьютере архиватор, например, WinZip или WinRAR или другой, распаковывающий zip-архивы.
Просим сообщить нам. если архив не скачался или не открылся. В письме укажите ссылку на данную страницу или сообщите название данного документа. Мы примем меры, чтобы устранить ошибку.
Порядок предоставления тарифных льгот и преференций
Таможенный кодекс ТС и Решения Комиссии ТС определяют категории товаров, которые освобождаются от взимания таможенных пошлин, а также льготы по уплате таможенных пошлин и порядок их предоставления.
Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются (статья 74 ТК ТС):
1) тарифные преференции
2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин)
3) льготы по уплате налогов
4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу в виде:
- возврата ранее уплаченной пошлины
- освобождения от уплаты пошлины
- снижения ставки пошлины
- установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
В соответствии с Таможенным кодексом ТС тарифные льготы могут предоставляться отдельным категориям иностранных лиц, работающим в органах внешних сношений зарубежных государств, функционирующих на территории ТС. К ним относятся работники дипломатических и консульских представительств, постоянных представительств при международных организациях, представители и члены делегаций иностранных государств. Двусторонними и многосторонними международными договорами определены таможенные льготы для ряда международных организаций, их представительств на территории ТС, персонала этих организаций, а также членов их семей (Решение Комиссии ТС от 27 11. 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»).
В Российской Федерации тарифные льготы предоставляются в отношении товаров:
- ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур
- вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Российская Федерация
- вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд
- ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды коммерческих организаций с иностранными инвестициями и иностранных организаций, а также вывозимых этими организациями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции.
От пошлины освобождаются:
а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров
б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие
в) товары, перемещаемые под таможенным контролем в рамках процедуры таможенного транзита и предназначенные для третьих стран
г) товары, подлежащие обращению в собственность государства
д) товары, ввозимые на таможенную территорию и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий и др.
Преференции – льготы, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами для отдельных товаров некоторых стран. При осуществлении торгово-политических отношений стран ТС с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу ТС в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся системой преференций Таможенного Союза.
Схема преференций включает три элемента:
1) перечень развивающихся стран-пользователей схемой преференций ТС
2) перечень наименее развитых стран-пользователей схемой преференций ТС
3) перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию ТС предоставляются тарифные преференции.
Списки стран, которым предоставляются тарифные преференции, и товаров, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждены Решением Комиссии таможенного союза № 130 от 27.11.2009. Порядок определения страны происхождения товара в целях применения тарифных преференций установлен в Таможенном кодексе ТС.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (статья 58 ТК ТС).
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или на дне этого моря
2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране
3) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране
4) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных
5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране
6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны
7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящего пункта
8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр
9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье
10) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта
11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1) - 10) настоящего пункта.
Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки.
Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров особо не оговариваются, товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
Не отвечают критериям достаточной переработки:
1) операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения или транспортировки
2) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) по разборке и сборке упаковки
3) простые сборочные операции и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара
4) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих
5) убой животных, разделка (сортировка) мяса
6) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами
7) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них)
8) операции по покраске или полировке
9) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса
10) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара
11) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов
12) затачивание, простой помол или простая резка
13) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий)
14) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке
15) разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара
16) комбинация двух или большего числа указанных операций.
Для определения страны происхождения товара используются следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
В случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:
1) для импортных материалов - по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или (при неизвестном происхождении импортных материалов) (РФ) по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции
2) для конечной продукции - по цене на условиях «франко-завод».
В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров.
Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (статья 59 ТК ТС).
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (статья 60 ТК ТС).
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (статья 61 ТК ТС).
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (статья 62 ТК ТС). Документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:
1) если ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов
2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами
3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную Комиссией таможенного союза
4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.
ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ
См. также в других словарях:
Таможенные льготы — преимущества, предоставляемые физическим или юридическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Таможенные льготы представляют собой исключения из общеприменимого таможенного режима. Таможенные … Финансовый словарь
таможенные льготы — офисы и другое таможенное оборудование Данный термин имеет два значения: а) таможенные преференции или льготы преимущества, предоставляемые физическим или юридическим лицам при импорте, экспорте или транзите товаров, ценностей, личных вещей, … Справочник технического переводчика
Таможенные Льготы — См. Льготы таможенные Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ — преимущества, предоставляемые юридическим и физическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Т. л. проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима. Предоставляются … Юридический словарь
ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ — преимущества в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным юридическим и физическим лицам. Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2 е изд. испр. М. ИНФРА М. … Экономический словарь
таможенные льготы — преимущества, предоставляемые юридическим и физическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Т. л. проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима. Предоставляются … Большой юридический словарь
ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ — преимущества в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным государствам, юридическим и физическим лицам. В Российской Федерации Т.л. представляют собой освобождение от таможенных платежей, за исключением … Энциклопедический словарь экономики и права
Таможенные льготы — преимущества, представляемые юридическим и физическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, др. предметов. Т.л. включают: освобождение от уплаты таможенных пошлин и сборов применение упрощенной процедуры пропуска … Пограничный словарь
Таможенные льготы — частичное или полное освобождение от уплаты таможенной пошлины на ввоз в страну предметов или товаров, обычно облагаемых пошлиной частичное или полное снятие ограничений на вывоз из страны определенных предметов или товаров … Лексикон туриста
таможенные льготы — преимущества в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным юридическим и физическим лицам … Словарь экономических терминов
Таможенные льготы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хрулев С. А.
Ижевск 2001.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Таможенные льготы 4
Глава 2. Тарифные льготы 9
Список используемой литературы 16
Введение
Таможенным кодексом, Законом «О таможенном тарифе», Законом РФ «О
налоге на добавленную стоимость», постановлениями Правительства РФ, а также
рядом ведомственных актов, принятых в их развитие, предусматривается
предоставление в определенных случаях таможенных льгот при перемещении
товаров через Российскую таможенную границу. При этом таможенные льготы
либо предоставляются отдельным категориям граждан и юридических лиц, либо
действуют в отношении конкретных видов товаров.
Глава 1. Таможенные льготы
Большая Российская юридическая энциклопедия определяет таможенные
льготы как#G0 преимущества, предоставляемые юридическим и #M12291
841501750физическим лицам#S при ввозе, вывозе или #M12291
841500578транзите товаров#S, ценностей, личных #M12291 841501421вещей#S,
других предметов. Несколько другое определение дается в учебной литературе.
Некоторые авторы характеризуют таможенные льготы как определенные
законодательством преимущества лицам, осуществляющим таможенные операции,
состоящие в освобождении в процессе перемещения ими товаров (ввоза и
вывоза) от таможенных платежей. Но последнее определение не совсем полное.
На самом деле освобождение от уплаты лишь #M12291 841500537таможенных
пошлин#S и сборов – это тарифные льготы. А понятие таможенные льготы
включает в себя еще и применение упрощенной процедуры пропуска через
таможенную границу товаров, личных вещей, либо полного неприменения таких
процедур, наделение #M12291 841500049правом#S на ввоз в страну либо вывоз
из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему
правилу запрещено. По юридической природе таможенные льготы делятся на
конвенционные, имеющими своей основой #M12291 841502251международный
договор#S, и односторонние, устанавливаемые #M12291 841501644государством#S
в одностороннем порядке.
Условно все таможенные льготы можно подразделить на льготы
представителям иностранных государств и их работникам и иным иностранным
лицам.
В главе 30 ТК РФ предусмотрены таможенные льготы #M12291
841500143представительствам#S иностранных государств и их #M12291
841501097работникам#S. В частности в ст. 202 ТК определены таможенные
льготы для #M12291 841502128дипломатических представительств#S иностранных
государств, которые при соблюдении установленного порядка через таможенную
границу России могут ввозить в нее и вывозить из РФ предназначенные для
официального #M12291 841500011пользования#S представительств товары с
освобождением от #M12291 841500536таможенных платежей#S, за исключением
платежей за #M12291 841501796хранение#S, #M12291 841500481таможенное#S
оформление товаров вне #M12291 841502481определенных#S для этого мест или
времени работы таможенных органов России.
Определяя объем этих льгот, Российское #M12291 841500481таможенное#S
#M12291 841500603законодательство#S исходит из норм и принципов #M12291
841502235международного публичного права#S, касающегося статуса
дипломатических консульских и #M12291 841502128дипломатических
представительств#S. Так, #M12293 0 1900372 1265885411 24888 77 3769290326
897703847 4294967294 658433188 13ст. 36 Венской конвенции о дипломатических
сношениях #Sот 18 апреля 1961 года гласит «1. Государство пребывания, в
соответствии с принятыми им #M12291 841501442законами#S и правилами,
разрешает ввозить и освобождает от всех #M12291 841500537таможенных
пошлин#S, #M12291 841502456налогов#S и связанных с этим сборов, за
исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода
услуги. ». Ст. 50 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля
1963 г. закрепляет следующее положение: «1. Государство пребывания в
соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и
освобождает от всех #M12291 841500537таможенных пошлин#S, налогов и
связанных с этим сборов за теми же, указанными выше, исключениями».
Отдельные положения Российского #M12291 841500481таможенного#S
законодательства (ст.203) устанавливают таможенные льготы для главы #M12291
841502128дипломатического представительства#S иностранного государства и
членов дипломатического персонала представительства, а также проживающих
вместе с ними членов их семей. Установлено следующее: они могут ввозить в
Россию товары, предназначенные для их личного использования, включая товары
для первоначального обзаведения, и вывозить из России товары,
предназначенные для личного пользования, с соблюдением установленного
порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и
с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за
хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и
вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.
Личный багаж главы дипломатического представительства иностранного
государства, членов дипломатического представительства, а также проживающих
вместе с ними членов их семей освобождается от таможенного досмотра, если
нет серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не
предназначенные для личного пользования, или товары, ввоз и вывоз которых
запрещен законодательством, международными договорами Российской Федерации
либо регулируется карантинными и иными специальными правилами. Такой
досмотр должен проводиться только в присутствии названных выше лиц или их
уполномоченных представителей.
В ст. 204 и 206 ТК регулируются таможенные льготы для сотрудников
административно-технического персонала дипломатического представительства
иностранного государства и предоставление таможенных льгот консульским
представительствам иностранных государств.
#M12291 841500481Таможенное#S законодательство РФ (ст.204 ТК)
предусматривает соответствующие таможенные льготы для сотрудников
административно-технического #M12291 841502622персонала дипломатических
представительств#S иностранных государств и членов их семей, проживающих
вместе с ними, если и те и другие не проживают постоянно на территории
России. Они могут ввозить в нее предназначенные для первоначального
обзаведения товары с освобождением от #M12291 841500536таможенных
платежей#S, за исключением платежей за хранение, #M12291
841500481таможенное#S оформление товаров вне определенных для этого мест
или вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.
Рассматриваемая статья также корреспондируется с #M12291
841502235международным публичным правом#S и, в частности, со ст. 1 Венской
конвенции 1961 года о дипломатических сношениях, которая гласит: "Членами
персонала представительства являются члены дипломатического персонала,
административно-технического и обслуживающего персонала представительства".
Ст. 37 указанной конвенции распространила на них рассматриваемые льготы.
На основе взаимности и специальных международно-правовых
договоренностей таможенные льготы, предоставляемые членам дипломатического
персонала представительства иностранного государства, могут
распространяться и на сотрудников административно-технического и
обслуживающего персонала. Это правило закреплено в ст. 205 ТК РФ, но оно не
распространяется на сотрудников административно-технического персонала и
членов их семей, постоянно живущих в России.
Ст. 206 ТК предоставляет таможенные льготы также #M12291
841500975консульским представительствам#S иностранных государств и членам
их персонала. На них по существу распространяется #M12291
841500544таможенный режим#S, предусмотренный ст.ст.203-205 ТК, ибо
установление дипломатических отношений, как правило, означает и
установление и консульских отношений, если не оговорено иное.
Глава 31 ТК РФ (ст.ст.208-211), именуемая "Таможенные льготы иным
иностранным лицам» предусматривает соответственно таможенные льготы для
иностранных дипломатических и консульских #M12291 841500260агентов#S,
представителей и членов делегаций иностранных государств и рассмотренных
выше всех категорий иностранных лиц, следующих транзитом через Россию. Они
могут ввозить и вывозить из Российской Федерации товары, предназначенные
для их личного пользования, с освобождением на основе взаимности от
таможенного досмотра, таможенных платежей, за исключением платежей за
хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или
вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.
Кроме того, таможенные льготы предоставляются (ст. 211 ТК) в отношении
#M12291 841502245международных межправительственных организаций#S,
представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих
организаций и представительств. Положения указанной статьи ТК также
базируются на международно-правовых #M12291 841502272документах#S. Так, на
основании ст.2 раздела 7 Конвенции о привилегиях и #M12291
841500710иммунитетах#S #M12291 841502487Организации Объединенных Наций#S от
13 февраля 1946 г. "Объединенные Нации, их активы, доходы и иная #M12291
841500378собственность#S освобождаются от #M12291 841500539таможенных
сборов#S, #M12291 841500726импортных#S и экспортных запрещений и
ограничений при ввозе и вывозе организацией предметов для служебного
пользования и собственных изданий". Аналогичные правила закреплены в
Конвенции о привилегиях и #M12291 841500710иммунитетах#S специализированных
#M12291 841501719учреждений#S ООН 1947 года.
Указанием ГТК от 3 августа 1995 года N 01-12 /964 "О таможенных льготах
для международных организаций и их представительств на территории
Российской #M12291 841501740Федерации#S" (дополнено указанием ГТК от 18
сентября 1995 г. N 01 - 12/1130) были систематизированы нормы,
предусматривающие предоставление указанных льгот.
Аккредитованным в России иностранным журналистам, сотрудникам
представительств зарубежных фирм и организаций таможенные льготы не
предоставляются.
Глава 2. Тарифные льготы
Следует различать понятия "таможенная льгота" и "тарифная льгота". Под
таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил,
установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному
оформлению, таможенному контролю и т. д.), в том числе и льгота по уплате
таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС,
акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением
товара через таможенную границу.
Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с
взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном
тарифе (отсюда и название - тарифная льгота).
Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.
Статья 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» содержит определение тарифной
льготы. Формулируя его, законодатель исходит из того, что тарифная льгота
является разновидностью налоговых льгот. В соответствии со ст. 19 Закона РФ
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации" таможенная пошлина
отнесена к числу федеральных налогов. Таким образом, тарифная льгота,
предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, -
конкретное проявление льготного налогообложения.
Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом "О
таможенном тарифе" и предоставляются они исключительно по решению
Правительства РФ. Это решение может быть оформлено принятием постановления
или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы
могут предоставляться по решению Президента РФ (в форме указа или
распоряжения).
Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме
случаев, предусмотренных в ст. 35 (освобождение от пошлины), 36
(предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот)
Закона «О таможенном тарифе». Запрет индивидуализации тарифных льгот
отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой
деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой
деятельности и их недискриминации.
Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой
политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке,
так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться
как в акте Российского таможенного законодательства (внутреннее право), так
и в международном договоре (международное право). В соответствии со ст. 38
указанного выше Закона норма международного договора (соглашения),
участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную
силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.
В Законе "О таможенном тарифе" закреплены основные виды тарифных льгот:
а) возврат ранее уплаченной пошлины
б) освобождение от уплаты пошлины
в) снижение ставки пошлины
г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Следует отметить, что список льгот, содержащихся в Законе РФ "О
таможенном тарифе", не является исчерпывающим. Например, в Таможенном
кодексе предусмотрена такая разновидность тарифных льгот, как отсрочка или
рассрочка уплаты таможенной пошлины. Эта льгота относится к формам
налогового кредита и характеризуется возвратностью и платностью. В
соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса за предоставление отсрочки или
рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком
РФ по предоставляемым этим банком кредитам.
Решение об отсрочке или рассрочке уплаты таможенной пошлины принимается
таможенным органом, производящим таможенное оформление.
Эта льгота не может применяться по отношению к лицам, предпринимавшим
попытку уклониться от уплаты таможенных платежей. Не предоставляется
отсрочка и рассрочка уплаты таможенной пошлины физическим лицам.
Максимальный срок отсрочки или рассрочки не может превышать двух месяцев со
дня принятия таможенной декларации.
Еще одна форма таможенно-тарифной льготы - применение единых ставок
таможенных платежей. Упрощенный, льготный порядок перемещения физическими
лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной
коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных
платежей или применение единых ставок таможенных платежей. Единые ставки
таможенных платежей при применении льготного порядка перемещения
применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их
налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров,
происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ (в последнем случае
применение таможенных платежей определяется международными договорами
Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами
Российского законодательства). Если таможенное законодательство
предусматривает использование единых ставок таможенных платежей, лицо не
вправе требовать применения общего порядка таможенно-тарифного
регулирования.
Статья 35 занимает особое место в правовом механизме Российской
таможенной политики - в ней перечислены предусмотренные законом тарифные
льготы в виде освобождения от пошлины.
Объектами освобождения от пошлины являются:
а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки
грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического
снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество,
необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в
пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с
ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств
б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо,
продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной
территории России для обеспечения деятельности Российских и арендованных
(зафрахтованных) Российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а
также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию России
в) товары, ввозимые на таможенную территорию России или вывозимые с
этой территории для официального или личного пользования представителями
иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный
вывоз таких предметов на основании международных соглашений или
законодательства Российской Федерации
г) валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемой
для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации
д) товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации
е) товары, ввозимые на таможенную территорию России и вывозимые с этой
территории в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий
аварий и катастроф, стихийных бедствий учебные пособия для бесплатных
учебных, дошкольных и лечебных учреждений
ж) товары, ввозимые на таможенную территорию России и (или) вывозимые с
этой территории в качестве безвозмездной помощи и (или) на
благотворительные цели по линии государств, правительств, международных
организаций, включая оказание технического содействия
з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита
через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран
и) товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации
физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной
коммерческой деятельности в соответствии с ТК.
Полный перечень дан в статье 35 Закона «О таможенном тарифе».
Законодательством регулируется порядок предоставления тарифных
преференций. В статье 36 урегулирован порядок предоставления тарифных
преференций по таможенному тарифу при осуществлении торговополитических
отношений Российской Федерации с иностранными государствами.
Под преференциями (от лат. praeferre - предпочитать) понимаются особые
(предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на
началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на
третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их
отдельных видов.
Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово-
экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта,
источники сырья и сферы приложения капитала. В рамках ЮНКТАД с 1971 года
начала складываться Общая система преференций, нацеленная на ускорение
экономического роста развивающихся стран.
Основной формой торговых преференций являются тарифные льготы. Наряду с
ними могут использоваться и другие формы - льготное кредитование и
страхование внешнеторговых операций, специальный валютный режим и льготный
валютный курс, привилегированные условия выдачи лицензий на ввоз товаров и
т. д. В Законе РФ "О таможенном тарифе" предусматривается установление
преференций в виде: 1) освобождения от оплаты таможенной пошлиной 2)
Законом "О таможенном тарифе" установлен порядок предоставления
тарифных льгот (то есть льгот по уплате таможенной пошлины) применительно к
Цель предоставления тарифных льгот, предусмотренных ст. 37, успешная
реализация торговой политики Российской Федерации.
Поскольку данный Закон был принят раньше Таможенного кодекса, в данной
норме не уточняется, о каких конкретно таможенных режимах идет речь.
Вышеприведенному определению соответствуют следующие таможенные режимы:
реимпорт, транзит, переработка на таможенной территории, переработка под
таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), переработка вне таможенной
территории, реэкспорт.
При осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее
таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде
возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в
исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:
ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и (или)
вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках
соответствующих таможенных режимов, установленных ТК
вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов
инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с
межправительственными соглашениями, участником которых является Россия
вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах
объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд,
определяемых в соответствии с законодательными актами
Экслюзивные материалы по теме
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в РФ……………………………….6
1.1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей……………………….…………………………………. 6
1.2. Основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции……………………………….15
Глава 2. Актуальные вопросы правового регулирования и применения тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей и меры по их совершенствованию……………………………………………………………..46
2.1. Международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей……………………………..46
2.2. Развитие тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях…………………………………………………. 66
Заключение……………………………………………………………………….77
Библиографический список……………………………………………………..80
Введение
В условиях развивающихся рыночных отношений государству необходимо уделять большое внимание регулированию внешнеторговой деятельности. Причины тому очевидны: благосостояние государства, в частности проживающих в нем граждан, всецело зависит не только от внутреннего состояния экономики, но и от степени развития и благополучия внешнеэкономических связей государства и занимаемого им в лучшем случае не последнего места на мировом рынке. В настоящее время увеличивается значимость развития партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности, непосредственно способствующие ее росту.
Правовое регулирование тех или иных отношений, возникающих и функционирующих в обществе, осуществляется в рамках политических приоритетов, вырабатываемых публичной властью. В области таможенного дела первостепенной задачей государства выступает развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена, расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Продуманные, обоснованные политические установки в большинстве случаев приводят к развитию экономически выгодного производства, процветанию государства, повышению благосостояния его граждан.
Наряду с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности, а также широким спектром таможенных процедур действенным инструментом государственного воздействия на отношения, складывающиеся в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются льготы. При этом данный институт, как никакой другой в таможенном праве, учитывает в большей степени частные интересы и востребован хозяйствующими субъектами в целях минимизации потерь при взаимоотношениях с таможенными органами. Различные льготы по уплате таможенных платежей повышают активность участников внешнеторговой деятельности и, таким образом, играют исключительно позитивную роль в решении данной задачи.
Все вышесказанное определяет актуальность избранной для исследования темы.
Объектом исследования являются таможенные правоотношения и их регламентация в законодательстве Российской Федерации.
Предметом исследования являются правила (процедуры), установленные таможенным законодательством, в том числе, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров, а также особенности взаимоотношений различных субъектов в данной сфере.
Цель настоящего исследования – рассмотреть и проанализировать теоретические и практические аспекты предоставления льгот и преференций различным субъектам в таможенном законодательстве РФ.
Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей.
2. Исследовать основные принципы и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференции.
3. Проанализировать международный опыт применения и предоставления тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей.
4. Изучить проблематику тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей в современных условиях.
Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. и др.), двусторонние соглашения между РФ и другими странами (Консульская конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан 1981 г. Консульская конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Лаосской Народно-Демократической Республикой 1982 г. и др.), Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и иные законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие особенности предоставления таможенных льгот и преференций.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных правоведов, исследующих общие вопросы таможенного права, проблематику предоставления правовых льгот и преференций различного рода, в том числе, таможенных.
Методология исследования. К основным методам исследования относятся следующие: системно-структурный, логический, исторический, сравнительно-правовой, диалектико-материологический, прогностический, гносеологический и др.
Структура исследования. Дипломная работа включает введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, библиографический список.
Глава 1. Правовое регулирование предоставления льгот по уплате таможенных платежей и таможенных преференций в РФ
1.1. Понятие, цели и функции льгот и преференции в РФ по уплате таможенных платежей
В процессе осуществления финансовой деятельности субъектам внешней торговли и физическим лицам, перемещающим товары через таможенную границу Российской Федерации, могут быть предоставлены определенные таможенные льготы. Такие преимущества являются разновидностью правовых льгот, а последние представляют собой юридические средства, с помощью которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов[1] .
В отличие от большинства правовых льгот, имеющих целью устранение неравенства отдельных категорий субъектов, что может быть обусловлено их материальным благосостоянием, дееспособностью, наличием иждивенцев и другими факторами, преимущества в таможенной сфере имеют определенную специфику. Представляется возможным отнести их к категории правовых стимулов, под которыми понимается «комплекс юридических средств, побуждающих субъекта к социально активному поведению для удовлетворения позитивного общественно значимого интереса»[2]. С помощью данного инструмента в одних случаях законодатель заинтересовывает субъекта внешней торговли в законопослушном поведении, в других - поощряет ввоз (вывоз) определенных категорий товаров, благоприятно влияющих на развитие экономики страны, в третьих - стремится к реализации принципов международного права, в том числе режима наибольшего благоприятствования, и т.д.
Причина введения льгот - заинтересованность государства в активизации внешнеэкономических связей, эффективное осуществление торговой политики, выполнение международных обязательств. В целом институт льгот есть «одна из составляющих финансовой политики государства, серьезный фактор, влияющий на экономическое состояние налогоплательщиков и формирование бюджета»[3]. Льготы при обложении товара в таможенной и налоговой сферах широко используются «для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией»[4] .
Таможенные льготы являются одним из институтов таможенного права. Законодательное определение данного понятия отсутствует. Большинство специалистов по таможенному и финансовому праву (например, А.Н. Козырин[5]. С.В. Халипов[6]. М.В. Миляков[7]. Е.В. Романова[8]. Т.Н. Трошкина[9]. И.В. Тимошенко[10] ) относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся правил, установленных таможенным законодательством, в частности, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)[11]. к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная пошлины, налог на добавленную стоимость (далее - НДС), акцизы и таможенные сборы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную территорию РФ. Следовательно, в систему льгот по уплате таможенных платежей входят льготы по уплате ввозной и вывозной пошлины (далее - НДС), акцизу и таможенным сборам, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам, форме предоставления, субъектам, юридическим основаниям предоставления, по моменту уплаты.
Именно поэтому не следует отождествлять таможенные льготы исключительно с тарифными льготами. Первые могут быть связаны с различными институтами отрасли таможенного законодательства. Так, в соответствии со ст. 386 Таможенного кодекса РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с Российским законодательством, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей. В свою очередь, тарифные льготы касаются только таможенного обложения и связаны с уплатой таможенных платежей.
Необходимо отметить, что Таможенный кодекс РФ, основополагающий акт таможенного законодательства, правовое регулирование вопросов, связанных с предоставлением таможенных льгот, осуществляет фрагментарно и непоследовательно, не закрепляя ни понятие таможенных льгот, ни общие условия и гарантии их использования. Отсутствие ясных законодательных дефиниций, непоследовательное использование в нормативно-правовых актах различных терминов, относящихся к одному правовому явлению, усложняют правоприменительные процессы, существенно снижают эффективность правового регулирования.
Например, в Таможенном кодексе употребляются такие формулировки, как «льготы по уплате таможенных пошлин, налогов» (п. 2 ст. 151 ТК РФ), «льготы по уплате таможенных платежей» (п. 2 ст. 131 ТК РФ), «тарифная преференция» (п. 2 ст. 29 ТК РФ), «полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов», «тарифные льготы» (подп. 3 п. 1 ст. 356 ТК РФ), «освобождение от уплаты таможенных сборов» (ст. 357.9 ТК РФ), «освобождение от определенных форм таможенного контроля» (ст. 386 ТК РФ) и другие, по своему смысловому содержанию относимые к понятию «таможенная льгота».
Закон РФ «О таможенном тарифе» лишь усложняет проблему, поскольку в нем использованы в качестве синонимов понятия «тарифная льгота» и «тарифная преференция», а также крайне неудачно определены эти понятия. Под тарифной льготой (тарифной преференцией), по мнению законодателя, следует понимать предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Таким образом, законодатель определение понятия «льгота» раскрывает через то же самое понятие, вступая в противоречие с законами формальной логики. Вызывает сомнения и тождественность понятий «тарифная льгота» и «тарифная преференция». В теории и практике таможенного права под тарифными преференциями принято понимать такие преимущества, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу.[12] Например, согласно п. 2 ст. 29 ТК РФ «правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики», что подтверждает обусловленность тарифных преференций страной происхождения товара.
В существующих доктринальных определениях понятие «таможенная льгота» связывается с некоторыми преимуществами, предоставляемыми субъектам в рамках таможенно-правовых отношений, но содержание данного термина иногда носит очень узкий характер. Рассмотрим некоторые точки зрения более подробно.
Традиционно в литературе льготы по уплате таможенной пошлины делят на две группы: тарифные льготы и тарифные преференции[13]. Так, С.В. Халипов понимает под ними «определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров»[14] и при этом ставит предоставление льготы в зависимость от «гражданства» товара. А.Н. Козырин подразумевает под преференцией «льготное налогообложение в связи со взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе»[15]. При этом оба автора отмечают предоставление преимущества исключительно в области уплаты таможенной пошлины, а не других таможенных платежей. Однако льготы могут касаться и уплаты участниками экспортно-импортных операций косвенных налогов (НДС и акцизов). Учитывая, что такие освобождения также являются специальными преимуществами для субъектов внешней торговли, они носят название налоговых льгот, тогда как льготы по обложению таможенной пошлиной именуются тарифными преференциями.
А.Д. Ершов отмечает, что финансовый смысл таможенных преференций состоит «в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабого в экономическом отношении торгового партнера и усилении протекционизма по отношению к другим участникам международной торговли»[16]. Тарифная льгота, иными словами, представляет собой льготу по ставкам таможенного тарифа.
Таким образом, большинство исследователей относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся любых правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!