Порядок применения льготы налогу имущество
11 Июня 2015 Порядок ведения бухучета не влияет на применение льготы по налогу на имущество
Письмо ФНС от 29 мая 2015 г. N БС-19-11/111
Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос АО о порядке применения пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения для Российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378. 378.1 и 378.2 Кодекса.
На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.
Согласно вступившим в силу с 1 января 2015 года положениям Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 366-ФЗ) в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 Кодекса с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно положениям Федерального закона N 366-ФЗ с 1 января 2015 года вступил в силу пункт 25 статьи 381 Кодекса, в соответствии с которым в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, предусмотрена льгота по налогу в виде освобождения от уплаты налога, за исключением уплаты налога в отношении объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.
Исходя из вышеизложенного возможность применения пункта 25 статьи 381 Кодекса не ставится в зависимость от порядка ведения бухгалтерского учета передаваемого (приобретаемого) объекта движимого имущества передающей (продающей) организацией.
Таким образом, движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, приобретенное лизинговой компанией у организации-производителя, признаваемой в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимой с лизинговой компанией, с 1 января 2015 года подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.
Статья: Порядок применения льготы по налогу на имущество (Гурьяков Л.) ("Финансовая газета", 2001, n 15)
"Финансовая газета", N 15, 2001
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2000 N 5-П "По делу о проверке конституционности пп."к" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой ЗАО "Конфетти" и гражданки И.В. Савченко" отмечено, что федеральный законодатель, устанавливая федеральные налоги и сборы, определяет как их систему, так и все элементы налоговых обязательств, в том числе объекты налогообложения. При этом объекты налогообложения могут быть установлены не только путем непосредственного их перечисления в законе, но и посредством налоговых льгот. Конституционный суд в своих постановлениях неоднократно обращался к проблеме определения объекта налогообложения, в том числе посредством установления налоговых льгот. В данном постановлении указано, что расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения.
Все сказанное в полной мере может быть применено к льготам, установленным по уплате налога на имущество. В частности, в соответствии с п."а" ст.5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Объект жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы - категория не юридическая. Как правило, под объектами названных сфер подразумевается соответствующее имущество. При этом в целях применения данной льготы не определено, какое имущество относится к объектам жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, а какое к таким объектам не относится. Если перечень такого имущества отсутствует в нормативно - правовом акте, устанавливающем льготу, то должно существовать какое-либо иное правовое основание для соответствующей классификации имущества.
Для классификации объектов принято использовать Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" 1-75-018. Указанный Классификатор утвержден 1 января 1976 г. Государственным комитетом СССР по статистике, Государственным плановым комитетом СССР, Государственным комитетом СССР по стандартам. Однако данный Классификатор не является нормативно - правовым актом, тем не менее он служит единственным основанием классификации имущества.
Включение тех или иных объектов в состав имущества, на стоимость которого уменьшается балансовая (нормативная) стоимость имущества предприятия, может решаться в настоящее время по-разному. Имущество юридических лиц, как показывает складывающаяся правоприменительная практика, является предметом споров при использовании указанной льготы. В частности, такие споры возникают в отношении имущества юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере гостиничного хозяйства.
Имущество таких юридических лиц - типичный пример того, что неопределенность норм закона при установлении налоговой льготы может привести к его произвольному применению.
Гостиничное хозяйство (код ОКОНХ 90220) является в соответствии с вышеназванным Классификатором группой, которая включается в отрасль народного хозяйства с кодом 90000 "Жилищно - коммунальное хозяйство". К гостиничному хозяйству согласно приведенному Классификатору относятся гостиницы, за исключением туристских гостиниц, дома колхозника, общежития для приезжих. В соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.1997 N 490, гостиницей является имущественный комплекс, предназначенный для предоставления соответствующих услуг. Таким образом, гостиница как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, в соответствии с Классификатором относится к отрасли народного хозяйства с кодом 90000 "Жилищно - коммунальное хозяйство".
Гостиницу как имущественный комплекс и объект прав следует отличать от гостиницы - юридического лица независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, оказывающего гостиничные услуги. Код ОКОНХ является характеристикой отрасли народного хозяйства, в сфере которой лицо осуществляет свою деятельность, является признаком того, что деятельность лица осуществляется в определенной сфере и присваивается лицу в зависимости от этой деятельности, а имуществу такой код присвоен быть не может. Объединение понятий гостиницы как имущественного комплекса и как юридического лица, оказывающего гостиничные услуги, неизбежно ведет к тому, что четко провести границу между имуществом льготируемым и нельготируемым не представляется возможным.
Гостиница как имущественный комплекс относится к объектам гражданских прав. Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) определен ряд объектов гражданских прав. Имущественный комплекс, обладающий статусом объекта гражданских прав, называется в ГК РФ предприятием. Кодексом закреплен правовой статус предприятия. Гостиница, когда речь идет об имущественном комплексе, является по своему статусу предприятием в смысле ст.132 ГК РФ.
Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации гостиница как имущественный комплекс состоит из здания, части здания, оборудования и иного имущества. В соответствии с п.2 ст.132 ГК РФ в состав имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права.
Таким образом, основываясь на определении предприятия, данном ГК РФ, и в соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" льгота согласно п."а" ст.5 Закона N 2030-1 должна предоставляться на стоимость всего имущества, составляющего имущественный комплекс гостиницы.
В основе обособления имущества и выделения его в единый имущественный комплекс гостиницы лежит принцип использования имущества для деятельности предприятия (гостиницы), как это указано в ст.132 ГК РФ. Следовательно, имущество гостиницы - юридического лица, используемое для обеспечения деятельности гостиницы, как правило, является имуществом, которое входит в состав гостиницы - имущественного комплекса.
При этом гостиница как имущественный комплекс может принадлежать на каком-либо законном основании юридическому лицу, оказывающему гостиничные услуги, одновременно с имуществом, не входящим в имущественный комплекс гостиницы и используемым для осуществления иного вида деятельности в сфере народного хозяйства, которой соответствует иной код ОКОНХ.
Кроме того, в соответствии с п.2 ст.132 ГК РФ предприятие (как имущественный комплекс) в целом или его часть могут быть объектом купли - продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.
Следовательно, часть имущества гостиницы, составляющего имущественный комплекс, может принадлежать на каком-либо законном основании одному юридическому лицу, а другая часть имущества - другому лицу. При этом и та, и другая части являются элементами имущественного комплекса, относящегося к объектам жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы. Таким образом, на стоимость каждой части в отдельности должна предоставляться льгота в соответствии с п."а" ст.5 Закона N 2030-1 каждому из этих юридических лиц. Такой вывод, на наш взгляд, следует из определения гостиницы как имущественного комплекса, данного гражданским законодательством.
Для определения имущества, на стоимость которого предоставляется льгота в соответствии с п."а" ст.5 Закона N 2030-1, следует обратить особое внимание на Письмо Минфина России от 05.01.1999 N 04-05-06/138 (далее - Письмо). В ответ на частное обращение Минфином России даны разъяснения по вопросу, какое имущество юридических лиц, получившее лицензию на осуществление деятельности в сфере гостиничных услуг, относится к льготируемому имуществу. В целом данные разъяснения можно оценивать как позицию по применению льготы.
В Письме дается перечень объектов, которые согласно указанной позиции следует относить к льготируемому имуществу, и перечень объектов, которые к такому имуществу не относятся. Эти перечни основываются на том, что имущество либо относится, либо не относится к объектам жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы согласно ОКОНХ. При этом позиция Минфина России ориентируется строго на Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства" и не подтверждена ссылками на какой-либо нормативно - правовой акт. В частности, не относятся к льготируемому имуществу административные здания и помещения, рестораны, столовые, а также другое имущество предприятий гостиничного комплекса.
Необходимо отметить, что в Письме речь идет о гостиничном комплексе, но не определено, что подразумевается под гостиничным комплексом. В данных разъяснениях используется определение комплекса, которое, так же как и приведенный перечень, нормативным актом не закреплено. Вероятно, под гостиничным комплексом в Письме понимается имущество, которое входит в имущественный комплекс гостиницы.
Как указано в Письме, налогообложению подлежит иное имущество предприятий гостиничного комплекса, которое не относится к объектам жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы. Следовательно, приведенные перечни имущества юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере гостиничных услуг, подлежащего налогообложению и освобожденного от налогообложения, не являются исчерпывающими.
Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" не дает исчерпывающего перечня объектов и не может классифицировать имущество, используемое в народном хозяйстве. Таким образом, придерживаясь Классификатора при определении льготируемого имущества, степень влияния субъективного усмотрения конкретного исполнителя по рассматриваемому вопросу значительно увеличивается. Согласно основанному на Классификаторе разделению объектов часть имущества гостиницы как имущественного комплекса может относиться к объектам жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, притом что другая часть имущества к таким объектам может не относиться.
Согласно Письму в целях правильного применения льготы предприятие обязано обеспечить раздельный учет льготируемого имущества. Для его обеспечения стоимость здания, состоящего из помещений различного назначения (коммуникаций и другого оборудования), может быть разделена с учетом занимаемой этими помещениями площади. Из общей стоимости имущества следует исключать стоимость оборудования, коммуникаций пропорционально доле площади, занимаемой льготируемыми помещениями. Указанная льгота предоставляется при наличии раздельного учета в каждом отчетном периоде.
Такой подход является правомерным, если речь идет об имуществе юридического лица, осуществляющего свою деятельность в разных отраслях народного хозяйства, и не является правомерным в случае, если это имущество в целом составляет единый имущественный комплекс.
Данное в Письме определение того, какое имущество используется для оказания гостиничных услуг и является льготируемым имуществом, не подкреплено каким-либо нормативным актом. Разделение имущества гостиничного комплекса, основанное на таком определении, противоречит понятию имущественного комплекса, данному гражданским законодательством, в частности понятию предприятия как объекта гражданских прав, установленному ГК РФ.
Предположение того, что гостиничный комплекс состоит из имущества, которое не используется для обеспечения деятельности гостиницы и, следовательно, не относится к объектам жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, может привести к произвольной классификации имущества и неизбежно ведет к произвольному применению норм, устанавливающих льготу.
Особенно это касается такого имущества, как административные здания и помещения, неразрывно связанные с деятельностью гостиницы - юридического лица и обеспечением деятельности гостиницы - имущественного комплекса. Данное имущество согласно Письму исключено из перечня льготируемого имущества, несмотря на то, что оно является составной частью имущественного комплекса гостиницы.
В рамках данного подхода при отсутствии нормативно - правового обоснования классификации имущества классификация, основанная на цели использования имущества, приобретает оригинальный смысл. В Письме отмечено, что в случае, если объекты жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы, находящиеся на балансе гостиницы, сдаются в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа для других целей, не связанных с указанными сферами, они подлежат налогообложению на общих основаниях. Однако предоставление имущества в аренду не означает, что объекты жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы, входящие в имущественный комплекс гостиницы, если они сдаются в аренду, перестают входить в состав данного имущественного комплекса.
В соответствии с рассмотренной выше точкой зрения, согласно которой режим имущественного комплекса распространяется на его составные части, имущество, входящее в имущественный комплекс гостиницы и сдаваемое в аренду, не может быть исключено из состава объектов жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы, если установлено, что имущественный комплекс в целом относится к указанным объектам. Заметим, что именно использование имущества для осуществления деятельности имущественного комплекса является критерием для отнесения имущества к имущественному комплексу.
Таким образом, рациональный смысл изложенного положения Письма заключается в том, что имущество юридического лица, не вошедшее в имущественный комплекс, подлежит налогообложению в установленном порядке.
Если лицо, осуществляющее гостиничные услуги, предоставляет иному лицу в аренду имущество, используемое для обеспечения деятельности гостиницы, и это имущество продолжает использоваться для обеспечения такой деятельности, то оно должно освобождаться, на наш взгляд, от налогообложения. Более того, это имущество в целях освобождения от налогообложения необязательно должно использоваться для обеспечения деятельности конкретного имущественного комплекса, который является объектом жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы. Главное, чтобы комплекс, для обеспечения деятельности которого такое имущество используется, был объектом соответствующей сферы и это имущество являлось его составной частью.
В то же время следует особенно отметить, что все перечисленные в Письме объекты, включенные как в тот, так и в другой перечень, могут быть элементами объекта, составляющего единый имущественный комплекс, которым является гостиница. Этот имущественный комплекс целиком относится к отрасли народного хозяйства с кодом 90000 "Жилищно - коммунальное хозяйство".
Прежде всего деление должно основываться на принадлежности имущества к имущественному комплексу, и произвольное деление имущества в целях налогообложения неправомерно.
В настоящее время практика разрешения во внесудебном порядке споров, возникающих при использовании налогоплательщиками льготы, установленной п."а" ст.5 Закона N 2030-1, только складывается. Характерным является спор, возникший в связи с тем, что стоимость имущества, исчисленная для целей налогообложения, уменьшалась налогоплательщиком на балансовую стоимость мебели, оборудования, инвентаря и иного имущества гостиницы, которые самостоятельно не являются объектами жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы. В качестве примера можно привести ситуацию, когда налоговыми органами было установлено, что здание гостиницы не находится на балансе налогоплательщика. На балансе налогоплательщика находятся только мебель, оборудование и инвентарь, необходимые для обслуживания гостиницы. Как отмечено выше, указанное имущество само по себе не относится к объектам жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы. Из этого следует, что указанное имущество не относится к имуществу, на балансовую (нормативную) стоимость которого должна уменьшаться стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения.
Налогоплательщик не отрицает, что здание гостиницы он арендует. По мнению налогоплательщика, льгота им заявлена только на принадлежащие и находящиеся на балансе налогоплательщика мебель, оборудование и инвентарь, которые используются для обеспечения деятельности гостиницы. Следовательно, по мнению налогоплательщика, мебель, оборудование и инвентарь, используемые для обеспечения деятельности гостиницы, относятся к имуществу, в пределах стоимости которого предоставляется льгота.
Налогоплательщик не ссылался на то, что здание гостиницы, мебель, оборудование и инвентарь гостиницы составляют единый имущественный комплекс гостиницы и, следовательно, указанное имущество относится к объектам жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы.
В ходе рассмотрения материалов налоговым органом принято во внимание, что мебель, оборудование и инвентарь используются для осуществления деятельности гостиницы.
Рассмотрев все обстоятельства дела, налоговыми органами было установлено, что налогоплательщик правомерно уменьшал стоимость имущества, исчисленную для целей налогообложения, на балансовую (нормативную) стоимость мебели, оборудования и инвентаря, используемого для осуществления деятельности гостиницы, в соответствии с п."а" ст.5 Закона N 2030-1. Разъяснения, данные в Письме, носят частный характер, следовательно, изложенная в нем позиция не носит нормативного (обязательного) характера. В связи с этим вопрос о правомерности использования указанной льготы, предоставляемой в соответствии с п."а" ст.5 Закона N 2030-1, может решаться иначе, чем это предполагается в указанном письме.
Руководствуясь позицией, изложенной в Письме, при определении имущества, на стоимость которого предоставляется льгота в соответствии с п."а" ст.5 Закона, следует принимать во внимание то, что перечень имущества, на стоимость которого предоставляется льгота, установлен фактически по произвольному усмотрению должностных лиц.
В практике разрешения во внесудебном порядке налоговых споров до настоящего времени не возникало споров, связанных с отнесением, например, административных зданий и помещений гостиниц к льготируемому имуществу.
Несмотря на то, что в соответствии с Письмом на стоимость административных зданий и помещений не предоставляется льгота, по нашему мнению, льгота все же может быть предоставлена на стоимость этого, а также какого-либо иного имущества при соблюдении следующих условий. Во-первых, имущество должно входить в единый имущественный комплекс и использоваться для обеспечения деятельности этого имущественного комплекса. Во-вторых, имущественный комплекс должен относиться к объектам, на стоимость которых предоставляется льгота. При соблюдении названных условий льгота может быть предоставлена, в частности, на стоимость административных зданий и помещений.
Подписано в печать Л.Гурьяков
11.04.2001 Инспектор налоговой службы
Порядок применения льгот по налогу на имущество государственных научных центров
В соответствии с пунктом 15 статьи 381 Налогового Кодекса Российской Федерации имущество государственных научных центров освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике установлено, что статус государственного научного центра может присваиваться Правительством Российской Федерации научной организации, научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание.
Порядок присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22.06.1993 № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации» (далее - Указ Президента РФ № 939).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Указа Президента РФ № 939 отнесение предприятий, учреждений и организаций науки к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике.
В силу указанных правовых актов государственным научным центром может быть не каждая организация, осуществляющая научную или научно-техническую деятельность, а только научная организация, которой этот статус присвоен в вышеназванном порядке Правительством Российской Федерации.
Одновременно необходимо учесть, что согласно пункту 14 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.1993 № 1347 «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации» ведение реестра государственных научных центров Российской Федерации организует уполномоченный Правительством Российской Федерации орган (в настоящее время Минобрнауки России).
Чиновники разъясняют порядок применения льготы по налогу на имущество организаций
Организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса взаимозависимыми п. 25 ст. 381 НК РФ .
Эта норма продолжает вызывать вопросы налогоплательщиков, на которые методично отвечают Минфин и ФНС России.
Начнем с более раннего письма Минфина, посвященного налогу на имущество организаций – от 6 февраля 2015 года № 03-05-05-01/5030. В нем разъяснено, что льгота по налогу на имущество, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса, может применяться, даже если имущество получено от муниципалитета. Обоснование – пункт 5 статьи 105.1 Налогового кодекса. Прямое и или косвенное участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в Российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми.
Другое письмо ФНС – от 13 марта 2015 года № ЗН-4-11/4037. В нем говорится, что объекты основных средств, изготовленные из материалов, приобретенных после 1 января 2013 года у взаимозависимого лица, не облагаются налогом на имущество организаций. Ведь производственные запасы, из которых изготовлено основное средство, не являются объектом налогообложения налогом на имущество на основании статьи 374 Налогового кодекса.
А. Соколова, эксперт электронного издания «Бератор», специальный корреспондент Бухгалтерия.ру www.berator.ru
Порядок налогообложения заработной платы на предприятиях Украины в 2004 году
Обычного гражданина при получении заработной платы, как правило, интересует конечный результат - сколько он получит на руки. Бухгалтера же наибольшее внимание уделяют как раз порядку ее расчета. В этом году расчет заработной платы, выдаваемой на руки работникам, существенно изменился. Это связано с принятыми изменениями в законодательстве, о которых и пойдет речь в данной публикации.
Прежде всего, следует отметить, что в соответствии с пп. 3.1.1 нового Закона № 889 объектом налогообложения резидента является его общий месячный налогооблагаемый доход (ОМОНД) . который по своей сути полностью соответствует понятию совокупного налогооблагаемого дохода Декрета о подоходном налоге. Полный перечень доходов, которые включаются в состав ОМОНД . приведен в п. 4.2 Закона № 889. Доходы в виде заработной платы, другие выплаты и вознаграждения, начисленные (выплаченные) плательщику налога в соответствии с условиями трудового или гражданско-правового договора, включены в этот перечень пп. 4.2.1. Кроме того, согласно п. 17.1. Закона № 889 лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет налога с доходов в виде заработной платы, по-прежнему является работодатель, выплачивающий доходы в интересах налогоплательщика. Теперь он будет являться налоговым агентом.
В Законе налоговый агент определен как
юридическое лицо (его филиал, отделение, другое отдельное подразделение) либо физическое лицо или нерезидент, его представительство, которые независимо от их организационно-правового статуса и способа налогообложения другими налогами обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог с доходов физических лиц в бюджет от имени и за счет плательщика налога, вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность в налоговые органы согласно закону, а также нести ответственность за нарушение норм этого Закона. Налоговым агентом - физическим лицом по выплатам заработной платы (другим выплатам и вознаграждениям) другим физическим лицам является субъект предпринимательской деятельности, использующий наемный труд таких физических лиц.
В свою очередь, доходы, которые не включаются в состав ОМОНД, указаны в п. 4.3 ст. 4 Закона № 889.
Порядок осуществления удержаний из зарплаты
Принципиальным изменением, внесенным Законом № 889, является то, что теперь перед обложением налогом доход (зарплата) уменьшается на сумму удержаний пенсионных взносов и взносов в фонды социального страхования.
П. 3.5 ст. 3 Закона № 889.
При начислении доходов в виде заработной платы объект налогообложения определяется как сумма такой заработной платы, уменьшенной на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины или взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, которые в соответствии с законом удерживаются за счет дохода наемного лица.
Многих налогоплательщиков смутил тот факт, что законодатели поставили между сбором в Пенсионный фонд и взносами в фонды социального страхования предлог или вместо и, тем самым предоставляя им выбор в очередности удержаний. Однако обращаем ваше внимание, что с 1 января 2004 г. введен в действие еще один закон - Закон № 1058, пришедший на смену Закону № 400. Согласно ему теперь уплачиваются взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которое в соответствии с преамбулой Закона № 1058 является одним из видов общеобязательного государственного социального страхования. Поэтому предлог или теряет свою актуальность, а схема начислений и удержаний из зарплаты по основным ставкам приобретает следующий вид:
ОМОНД = НЗ - (ПС + СВТ + ССБ + СНС), где:

НЗ - начисленная зарплата
ПС - взносы на общеобязательное пенсионное страхование
СВТ - сбор на социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением
ССБ - сбор на страхование на случай безработицы
СНС - сбор на страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекшего утрату трудоспособности.
Ставки взносов на указанные виды страхования на 2004 год не изменились и составляют:
Страховые взносы
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Организация учета расчетов с внебюджетными фондами. Страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение. Практика организации учета, налогообложения расчетов по единому социальному налогу на примере ОАО "Автоагрегат", автоматизация бухучета.
курсовая работа [78,6 K], добавлен 11.08.2011
Порядок исчисления единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд, способы его отражения в бухгалтерском учете предприятия. Изучение нововведений, касающихся страховых взносов в внебюджетные фонды, вступающих в силу с 1 января 2010 года.
реферат [31,3 K], добавлен 22.02.2014
Изучение особенностей организации бухгалтерского учета на предприятии. Краткая экономическая характеристика предприятия ОГУП "Волгоградавтодор" филиал Чернышковское ДРСУ. Изучение учета отчислений от оплаты труда страховых взносов во внебюджетные фонды.
отчет по практике [86,3 K], добавлен 01.06.2010
Цель работы – изучение теории и практики бухгалтерского учета и аудита, выявление проблемных вопросов и определение путей их решения. Целью исследования является изучение порядка ведения расчетов с покупателями и заказчиками на конкретном предприятии.
курсовая работа [36,2 K], добавлен 29.12.2008
Значение и сущность НДС. Роль НДС и методика исчисления. Порядок ведения бухгалтерского учета объектов налогообложения, а так же иных средств облагаемых НДС. Порядок бухгалтерского учета налоговых вычетов по НДС по отдельным хозяйственным операциям.
курсовая работа [47,1 K], добавлен 17.11.2008
Порядок расчёта страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: ПФ РФ, ФСС и ФОМС. Стандартные и профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ. Отражение страховых взносов в бухгалтерском учете. Механизм удержания налога на доходы физических лиц.
контрольная работа [41,0 K], добавлен 10.03.2011
Порядок исчисления единого социального налога. Расходы по Фонду социального страхования. Ставки ЕСН, порядок их применения. Страховые взносы в ПФР. "Льготники" по статье 239 НК РФ. Бухгалтерский баланс: отражение задолженности по ЕСН и пенсионным взносам.
курсовая работа [41,6 K], добавлен 19.02.2011
Налогоплательщики единого социального налога, объекты налогообложения и налоговая база. Суммы, не подлежащие налогообложению, и налоговые льготы. Ставки налога, применение регрессивной шкалы ставок. Изменения в законодательстве, особенности учета.
реферат [24,5 K], добавлен 05.01.2010
Экономическая сущность налога на доходы физических лиц. Порядок расчета и ставки. Формы регистров налогового учета агентов. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в ОАО "Курский хладокомбинат". Совершенствование налогового учета.
курсовая работа [90,0 K], добавлен 26.03.2015
Изучение предмета и задач бухгалтерского учета. Характеристика рекомендуемых правил ведения бухгалтерии. Исследование порядка и основных особенностей ведения регистров бухгалтерского учета. Анализ составления и хранения регистров в электронном виде.
курсовая работа [66,2 K], добавлен 30.11.2014
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
бухгалтерский учет страховой взнос налог
Страховые взносы - это налог, который является одним из наиболее значимых как для формирования доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. Достаточно сказать, что платежи по нему хоть и незначительно, но превышают поступления самого крупного налогового источника доходов консолидированного бюджета страны - НДС.
Страховые взносы представляют собой совокупность нескольких платежей. Прежде всего, это платеж в федеральный бюджет, предназначенный для финансирования базовой части трудовой пенсии. Кроме того, в состав страховых взносов входят платежи в ФСС России, а также в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Каждая сумма перечисляется отдельным платежным поручением по соответствующему коду бюджетной классификации.
Нормативные акты по бухгалтерскому учету не регламентируют, как отражать расчеты по страховым взносам. На практике применяются разные способы их отражения на счетах бухучета.
На практике страховые взносы начисляются:
- на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
Целью данной работы является теоретическое изучение учета страховых взносов и обретение практических навыков ведения бухгалтерского учета в организации.
Задачами курсовой работы являются раскрытие сущности страховых взносов, определение порядка исчисления налога, выявление ошибок при уплате налога и пути их решения, расчет налоговых обязательств.
Глава 1. Учет страховых взносов - одна из основных функций БУ
1.1 Нормативная база по страховым взносам
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, которые не облагаются налогу.
Как и по ЕСН, база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При этом принципиально новым является ограничение размера для облагаемой базы - в отношении каждого физического лица оно устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут. Никакой регрессивной шкалы, действующей на сегодняшний день, не предусмотрено. Величина 415 тыс. руб. подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ, но только с 1 января 2011 года.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Если их сравнить с необлагаемым ЕСН то, с 2010 года будут облагаться страховыми взносами:
- компенсация за неиспользованный отпуск
- материальная помощь, оказываемая членам семьи умершего работника
- сумма единовременной материальной помощи работникам при рождении ребенка, имеющая размер более 50 000 руб. выплаченная после первого года жизни этого ребенка.
Не будет облагаться страховыми взносами материальная помощь работодателей своим работникам в сумме 4 000 руб. (привели в соответствие с нормами по НДФЛ).
При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Пока эти нормы не приняты. Хотелось бы обратить внимание на то, что теперь не будет предусмотренного п. 3 ст. 236 НК РФ привычного деления на выплаты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и выплаты за счет прибыли.
Расчетным периодом по страховым взносам, как и по ЕСН, признается календарный год.
С 2011 года тарифы страховых взносов следующие:
- в ПФР - 26%
- в ФСС - 2,9%

- в ФФОМС - 2,1%
- в ТФОМС - 3%.
Итого - 34%.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Количество платежек при выплате зарплаты у «упрощенцев» явно увеличится.
Сумма, подлежащая уплате в ФСС, уменьшается на сумму произведенных расходов, на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.
Исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам производится ежемесячно нарастающим итогом: чтобы рассчитать сумму за июнь, надо рассчитать сумму за январь - июнь, затем из нее вычесть сумму, исчисленную за январь - май.
Как и сегодня, ежемесячный обязательный платеж нужно внести не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется этот платеж.
В отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, необходимо вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним. При построении и ведении данного учета с 01.01.2010 формы, утвержденные Приказом МНС РФ от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443, которые в настоящий момент используют многие налогоплательщики, применять будет нельзя, поскольку утрачивает силу гл. 24 НК РФ и все функции по администрированию страховых взносов переходят к ПФР и ФСС.
Отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
- в ПФР - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на ОМС в фонды обязательного медицинского страхования (до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом)
- в ФСС - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом).
Формы отчетности будут утверждены федеральным органом.
Страховые взносы года для индивидуальных предпринимателей. Для индивидуальных предпринимателей остается понятие стоимости страхового года, исходя, из которой они уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФОМС, но в новом значении. Взносы в ФСС предприниматели за себя не исчисляют и не уплачивают, но могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в ФСС.
В 2010 году индивидуальными предпринимателями применяются следующие тарифы страховых взносов: в ПФР - 20%, в ФФОМС - 1,1%, в ТФОМС - 2%. Исходя из действующего МРОТ в 2010 году индивидуальные предприниматели за себя будут платить: 12 003 руб. (МРОТ х (20% + 1,1% + 2%) х 12 = 4 330 руб. х 23,1% х 12).
Таким образом, с 2010 года индивидуальные предприниматели за себя уплачивают фиксированные платежи не только в Пенсионный фонд, но и в фонды медицинского страхования (федеральный и территориальный). Взносы в ФСС они по прежнему платят, если нанимают работников, никаких фиксированных взносов в ФСС нет.
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, индивидуальные предприниматели производят самостоятельно.
Органы контроля проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:
- камеральная проверка
- выездная проверка.
Целью этих проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Осуществлять выездные проверки плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС будут совместно на основании ежегодных планов выездных проверок.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
- организации
- индивидуальные предприниматели
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию, то есть индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам, уплачивает страховые взносы по двум основаниям - за физических лиц и за себя.
Закон № 212 ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а идущий в связке с ним Закон № 213 ФЗ вносит в большое количество законодательных актов изменения, обусловленные принятием Закона № 212 ФЗ. Мы остановимся на изменениях в тех нормативных документах, которые наиболее важны для бухгалтера:
1) федеральных законах:
- от 19.05.1995 № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
- от 01.04.1996 № 27 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27 ФЗ)
- от 24.07.1998 № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
- от 16.07.1999 № 165 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
- от 15.12.2001 № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
- от 29.12.2006 № 255 ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее - Закон № 255 ФЗ)
2) Налоговом кодексе
3) Кодексе об административных правонарушениях
4) Трудовом кодексе.
1.2 Льготы, применяемые при исчислении страховых взносов
Согласно п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются:
1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы
2) следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо:
- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов),
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25 %
- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками, имущества которых являются вышеуказанные общественные организации инвалидов.
Приведенные в подпункте 2 п. 1 ст. 239 НК РФ льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов.
Глава 2. Исчисление страховых взносов
2.1 Ошибки, допускаемые при исчислении страховых взносов
Общие вопросы исчисления налоговой базы, а также порядок внесения исправлений при обнаружении ошибок устанавливает ст. 54 НК РФ. В ней предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится в периоде совершения указанной ошибки (искажения).
Ошибки, допускаемые налогоплательщиками при исчислении страховых взносов, условно можно разделить на следующие категории:
- приводящие к недоплате налога
- приводящие к переплате налога
- не влияющие на уплату налога.
По своим последствиям самыми серьезными ошибками являются ошибки, которые привели к недоплате налога в бюджет. В этом случае большую роль играет момент обнаружения ошибки, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов начисляется пеня. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения и представить уточненную декларацию. Таким образом, при обнаружении ошибки, приводящей к недоплате налога, у налогоплательщика появляется обязанность по внесению изменений и представлению уточненной декларации. При обнаружении ошибки, приводящей к переплате налога, налогоплательщик вправе (но не обязан) внести изменения и сдать уточненную декларацию. Аналогичным образом налогоплательщик может поступить при обнаружении ошибок, не влияющих на уплату налога.
Рассмотрим часто встречающиеся ошибки при исчислении страховых взносов:
1. Организация не правильно применяла льготу по освобождению от уплаты налога с сумм выплат в пользу инвалидов.
2. Организация завысила вычет по обязательному пенсионному страхованию. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Если налоговый вычет по обязательному пенсионному страхованию завышается, то налоговая база по исчислению страховых взносов неправомерно занижается, что приводит к неполной уплате налога в бюджет.
3. В налоговую базу по исчислению страховых взносов включены суммы начисленных пособий по временной нетрудоспособности.
В данном случае произошло завышение налоговой базы по исчислению страховых взносов. Освобождение то уплаты налога сумм начисленных государственных пособий, в том числе и пособий по временной нетрудоспособности.
Это необходимо для того, чтобы сумма переплаты была отражена в лицевой карточке по учету налога в налоговом органе, и в дальнейшем ее можно было зачесть в счет будущих расчетов по налогу либо вернуть на расчетный счет.
4. В налоговую базу по страховым взносам, в части суммы уплаты налога в Фонд социального страхования, включены выплаты физическому лицу по договору гражданско-правового характера.
В налоговую базу в части суммы налога, подлежащей уплате Фонд социального страхования РФ, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, а также авторским договорам согласно п. 3 ст. 238 НК РФ.
5. Ежемесячные премии не включены в налоговую базу по страховым взносам на основании п. 3 ст. 236 НК РФ, так как расходы по выплате премии не отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Применение п. 3 ст. 236 НК РФ являются самым спорным моментом в настоящее время, так как организации ошибочно не начисляют страховые взносы на любые выплаты, которые не отнесены к расходам по налогу на прибыль. В рассматриваемом случае ежемесячные премии, выплачиваемые в пользу сотрудников, могут быть классифицированы налоговым Ораном как стимулирующие выплаты и таким образом включены в налоговую базу по страховым взносам на основании п. 1 ст. 237 НК РФ.
В данном случае не включение премии в налоговую базу приводит к занижению налога. Необходимо в обязательном порядке внести изменения и сдать уточненную декларацию, а так же доплатить налог и причитающиеся пене.
6. Организация не правильно применяла ставки по страховым взносам при превышении налоговой базы 280000 руб. на каждое физическое лицо.
В данном случае произошло завышение налога, а также возникла переплата по налогу. Для того чтобы воспользоваться переплатой, необходимо внести изменения и подать уточненную декларацию.
2.2 Учет внереализационных доходов и расходов страховщика
В состав внереализационных доходов и расходов страховой компании включаются такие доходы и расходы, которые в соответствии с НК РФ (глава 25) относятся на конечные финансовые результаты.
Источники:
Следующие статьи:
- Налоговые льготы ставропольский край
- Льготы пенсионерам по транспортному налогу в нижегородской области
Комментариев пока нет!