Налоговые льготы по налогу имущество организаций московская область
О налоге на имущество организаций в Московской области
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 19 ноября 2003 г. N 1/76-П
Настоящим Законом в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах устанавливается и вводится в действие налог на имущество организаций (далее - налог), определяются ставка налога, порядок и сроки уплаты налога на территории Московской области.
Налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента.
Статья 2. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей
1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные настоящей статьей.
2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Статья 3. Налоговые льготы
Налоговые льготы категориям налогоплательщиков предоставляются в соответствии с Законом Московской области "О льготном налогообложении в Московской области".
Статья 4. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Московской области
Признать утратившим силу Закон Московской области от 30.05.1995 N 14/95-ОЗ "О ставке налога на имущество предприятий".
Новые льготы по налогу на имущество организаций уже действуют
В соответствии с вступившим в силу с 1 января 2015 года пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Кроме того, пунктом 26 статьи 381 НК РФ предусматривается предоставление льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.
До внесения официальных изменений в приказ ФНС России от 24.11.2011 №ММВ-7-11/895«Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, начиная с 1 квартала 2015 года, налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по пунктам 25 и 26 статьи 381 Кодекса, по строке с кодом 160 соответствующего раздела 2 налоговой декларации по налогу на имущество организаций (по строке 130 раздела 2 налогового расчета по авансовому платежу) должен быть указан присвоенный налоговой льготе код:
- «2010257» в отношении движимого имущества
- «2010258» в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны.
Ставки налога на имущество организаций и льготы по этому налогу в Московской области в 2014 году
Российские организации в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость имущества
Ст. 1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 г. № 150/2003-ОЗ
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства (в т. ч. имеющие в собственности недвижимое имущество на территории России) в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость имущества
Расчет суммы высвободившихся средств по итогам налогового (отчетного) периода и отчет об их использовании
100%
Льгота предоставляется при условии, что высвобожденные средства направляются на социальную защиту инвалидов, обеспечение занятости инвалидов, сохранение и увеличение числа рабочих мест для них, а именно:
Расчет суммы высвободившихся средств по итогам налогового (отчетного) периода и отчет об их использовании
100%
Льгота предоставляется при условии, что высвобожденные средства направляются на социальную защиту инвалидов, обеспечение занятости инвалидов, сохранение и увеличение числа рабочих мест для них, а именно:
Расчет суммы высвободившихся средств по итогам налогового (отчетного) периода и отчет об их использовании
100%
Льгота предоставляется в отношении объектов инженерной, транспортной и инновационной инфраструктуры, если высвобожденные средства направляются:
Налог на имущество организаций
Уточнен перечень налогоплательщиков, имеющих право на льготу по налогу на имущество (п. 6, 7, 16 ст. 381 НКРФ)
Стало:
Имущество организаций ЖКХ, культуры, искусства, образования, физкультуры, спорта, здравоохранения, соцобеспечения, а также научных организаций, входящих в структуру РАН, подлежит налогообложению.
Льготы указанным организациям предоставляются в случае принятия соответствующих нормативных актов на уровне субъекта РФ.
Разъяснено в письме ФНС от 20.06.2005 № ГВ-6-21/499@, Минфина РФ от 24.05.2005 № 03-06-02-02/41
Было:
От налогообложения освобождались:
Введено ограничение по предоставлению льготы организациям, использующим труд инвалидов (п. 7 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 №64)
Стало:
Предусмотренная законом льгота по налогу на имущество предоставляется организациям, использующим труд инвалидов, в случае сдачи в аренду имущества, используемого в их деятельности, только если среднесписочная численность инвалидов в штате составляет более 50 человек
Было:
Организации, использующие труд инвалидов, имели право на льготу, в случае сдачи своего имущества в аренду, если среднесписочная численность инвалидов в штате составляла менее 50 человек
Дополнен список льготников по налогу на имущество в городе Москве (ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 №64)
Стало:
Освобождаются от налогообложения:
Было:
Льготы указанным организациям, за исключением организаций. осуществляющих на территории города Москвы серийное производство легковых автомобилей, предоставлялись на федеральном уровне
Льготы по налогу не предоставляются, если имущество, в отношении которого применяются льготы, сдается в аренду (ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 №64)
Стало:
Налоговые льготы не распространяются на имущество, сдаваемое в аренду.
Исключение составляет сдача в аренду имущества:
Было:
Указанного ограничения в старой редакции Закона не было
Бюджетные учреждения Московской области освобождаются от уплаты налога на имущество организаций только в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления и используемого ими для нужд культуры, искусства, образования, физкультуры, спорта, здравоохранения, соцобеспечения, осуществления управленческих функций и функций государственного надзора
Было:
Освобождение от уплаты налога на имущество организаций предоставлялось в отношении всего имущества, принадлежащего бюджетным учреждениям Московской области без ограничений
Таблица 16.3 Объекты налогообложения налогом на имущество организаций
РЕКЛАМА
Не признаются объектами налогообложения:
– земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы)
– имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению:
– по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации)
– для каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс
– в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации
– в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с гл. 30 НК.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами принято считать первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при определении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки отражаются в законах субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговые льготы по налогу на имущество организаций определены в ст. 381 НК.
Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Порядок и сроки уплаты налога. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают исчисленную сумму налога.
Налоговая отчетность. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
20. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Налог на имущество устанавливается главой 30 НК РФ. В действие на территории конкретного региона вводится законом субъекта РФ. В соответствии с главой 30 НК РФ плательщиками налога на имущество являются Российские предприятия и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество.
Налоговая база по налогу на имущество Российских предприятий определяется исходя из стоимости основных средств, признаваемых таковыми в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета).
Не признаются объектами налогообложения:
• земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы)
• имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия, признаваемого объектом налогообложения.
Статьей 381 НК РФ предусмотрены налоговые льготы для отдельных видов организаций. Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2,2 % от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от категорий предприятий или имущества, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. По решению субъектов РФ отчетные периоды могут не устанавливаться, налог в таком случае уплачивается ежегодно.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1 /4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Для иностранных организаций аванс по налогу исчисляется как 1 /4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Учет расчетов организаций с бюджетом по налогу на имущество предприятий ведется на балансовом счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» на отдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество».
ПРИМЕНЕНИЕ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО САНАТОРНО-КУРОРТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Согласно ст. 5 "а" Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость, в частности объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Данной льготой могут пользоваться также и организации, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной сфере и непроизводственных видов бытового обслуживания, в том числе оказывающие гостиничные услуги, осуществляющие деятельность в санаторно-курортной сфере. При этом из налоговой базы у этих категорий налогоплательщиков должны исключаться только объекты, непосредственно используемые по целевому назначению (п. 4 Методических рекомендаций для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, доведенных Письмом МНС РФ от 11 марта 2001 г. N ВТ-6-04/197, далее - Методические рекомендации).
Но вот тут-то и начинается самое сложное - определение тех объектов, которые используются организациями нецелевым образом. Рассмотрим эту проблему на примере санатория в форме учреждения.
Прежде всего следует сформулировать критерий, позволяющий разграничить целевое и нецелевое использование объектов, находящихся на балансе санатория. По мнению автора, таким критерием должно быть содержание санаторно-курортных услуг: все, что используется для их оказания, используется целевым образом, ибо служит той цели, для реализации которой и было создано данное учреждение.
В целях налогообложения содержание тех или иных видов деятельности и услуг определяется в соответствии с ОбщеРоссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКПД) (подп. 4 п. 2 Введения к ОКПД). Согласно ОКПД (коды 8514110, 8514120) под санаторно-курортными услугами понимаются "проживание, лечение и обслуживание (как входящие, так и не входящие в стоимость путевки)". Точно так же определяется содержание "санаторно-оздоровительных услуг" и в ОбщеРоссийском классификаторе услуг населению, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163 (коды 082100, 082200).
Тем не менее возникает вопрос: необходимо ли санаторию для оказания перечисленных услуг, например, следующее имущество:
* компьютерная система, обеспечивающая функционирование медицинского оборудования, поддержание необходимого режима и последовательности лечебных процедур, компьютер, обеспечивающий автоматизированный учет больных, ведение их историй болезней и т. п.
* транспорт, доставляющий продукты для приготовления пищи для больных или используемый для их экскурсионного обслуживания
* столы, посуда и приборы для питания больных, которым по медицинским показаниям назначается так называемый общий, то есть бездиетный, стол
* находящиеся, как правило, в административном корпусе помещения для работы главврача и его заместителя по медицинской части, кассира, принимающего плату за не входящие в стоимость путевки дополнительные медицинские услуги, и организатора культурно-массовых мероприятий, для показа кинофильмов и концертов и работы ремонтных служб, поддерживающих в исправном состоянии медицинские приборы, мебель, лифты и прочее оборудование санатория?
Согласно п. 4 Методических рекомендаций административные здания, автотранспорт, компьютеры, столовые (за исключением имущества столовых для лечебного питания) и другие объекты, не предназначенные для непосредственного обслуживания больных, подлежат обложению налогом на имущество в общеустановленном порядке. В соответствии с установленным в том же пункте критерием применения льготы по налогу на имущество это означает, что, по мнению МНС РФ, данное имущество используется санаторием заведомо нецелевым образом.
Таким образом, МНС РФ берет на себя функции Мин-здрава, смело и безоговорочно решая, какое имущество необходимо санаторию для непосредственного (к правомерности этого уточняющего термина мы еще вернемся) обслуживания больных.
Наиболее показателен здесь "сюжет" с лечебным питанием - не может быть болезней, при которых показан общий (недиетический) стол! Правда, можно предположить, что первоначальным автором этой идеи является все же не МНС, а Минфин, который в бланке санаторно-курортной путевки в строке "Оплаченные и оказанные услуги" указал: ". проживание, диетическое питание, курортное лечение, курортно-досуговое обслуживание" (Приказ Минфина РФ от 10 декабря 1999 г. N 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности"). Однако в ОКПД питание в составе санаторно-курортных услуг отдельно не выделено, а следовательно, оно может входить как в "лечение", так и в "обслуживание", в том числе не включаемое в стоимость путевки. При этом важно подчеркнуть, что законодательство о налоге на имущество не увязывает предоставления рассматриваемой льготы с использованием имущества для оказания услуг, оформленных бланком путевки установленной формы*.
* Согласно подп. 18 п. 3 ст. 149 НК не облагаются НДС услуги санаториев, оформленные путевками (курсовками), форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. Поэтому, чтобы услуги по питанию больных не облагались НДС, все они должны оформляться как диетическое питание.
Однако МНС берет на себя не только функции Минздрава, но и функции Прокуратуры. Дело в том, что согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из федерального закона. В свете этого утверждение о том, что административные здания санаториев, недиетические столовые, транспорт, компьютеры и т. п. должны облагаться налогом на имущество как не относящиеся к социально-культурной сфере, как не используемые по целевому назначению, равносильно обвинению в нарушении администрацией санатория указанного Федерального закона.
На роль лакмусовой бумажки, определяющей правомерность применения рассматриваемой льготы, МНС РФ выдвигает участие имущества в непосредственном обслуживании больных. При этом под участвующим в таком обслуживании имуществом МНС РФ, очевидно, понимает лишь имущество, непосредственно контактирующее с больными. Исходя из такого понимания некоторые налоговые органы уже требуют облагать налогом на имущество здания котельных, трансформаторных подстанций, водонапорных башен и т. п. строений, обслуживающих исключительно санаторий. Отметим, что Минфин РФ в этом отношении более мягок, включая в состав необлагаемого имущества санаториев - юридических лиц, в частности, котельные, прачечные, овощехранилища, склады, гаражи для спецмашин, объекты коммунального и бытового водоснабжения, объекты коммунального хозяйства, газо-, тепло- и электроснабжения для нужд этих учреждений, материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь, другое оборудование, находящееся на балансе указанных объектов и предназначенное для ремонта и технического обслуживания объектов здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства санаторно-курортных учреждений (Письмо Департамента налоговых реформ (ныне - Департамент налоговой политики) Минфина РФ от 21 февраля 1996 г. N 04-05-06/7).
Однако ни в Законе N 2030-1, ни в Инструкции Госналогслужбы РФ от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" такой критерий льготы, как участие в непосредственном обслуживании больных, не установлен.
При обращении к Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства легко убедиться, что в основу выделения в нем "объекта" сферы (отрасли) народного хозяйства положен субъектно-организационный, а не имущественный принцип: первичным "объектом" любой отрасли является организация или ее структурное подразделение, имеющие самостоятельный баланс, а не тот или иной вид имущества организации.
В соответствии с этим санаторий как льготируемый объект социально-культурной сферы представляет собой единый функционально-имущественный комплекс, предназначенный для оказания санаторно-курортных услуг как совокупности услуг по проживанию, лечению и обслуживанию (как входящих, так и не входящих в стоимость путевки).
Аналогичным образом - как единый имущественно-функциональный комплекс - понимается термин "объект социально-культурной сферы" и в законодательстве о других налогах, так как тот или иной порядок налогообложения, включая соответствующие льготы, распространяется на организации социально-культурной сферы как таковые, а не только на какую-то определенную часть их имущества (п. 1 "б" ст. 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 2.2 ст. 146 НК РФ).
Если санаторий не ведет никакой другой деятельности, кроме оказания санаторно-курортных услуг, то, по мнению автора, от налога на имущество должен освобождаться весь именуемый санаторием имущественный комплекс, обеспечивающий предоставление услуг по проживанию, лечению и обслуживанию. Правда, скорее всего, эту позицию надо быть готовыми отстаивать в суде.
Однако на практике ситуация, при которой санаторий занимается только своей основной деятельностью, встречается редко. И тогда у санатория на балансе действительно появляется имущество, не имеющее отношения к оказанию санаторно-курортных услуг и потому облагаемое налогом на имущество в общем порядке. Чаще всего это торговые точки (магазины, буфеты, киоски), точки дополнительного общественного питания (летние кафе и т. п.), находящиеся в них продукты и товары народного потребления и другое. В соответствии с требованиями п. 6 Инструкции N 33 должен быть обеспечен раздельный учет льготируемого и нельготируемого имущества (и износа по нему) на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета.
Одновременно для осуществления видов деятельности, не относящихся к оказанию санаторно-курортных услуг, используется и в принципе льготируемое имущество санатория. Если, например, указанные объекты торговли располагаются в зданиях санатория, то налогом на имущество должна облагаться часть стоимости здания, пропорциональная доле занимаемой этими объектами площади в общей площади здания.
Облагаться налогом на имущество должна и часть стоимости имущества "двойного назначения", используемого для оказания как санаторно-курортных, так и других услуг. Это могут быть, например, административные помещения с находящимся в них имуществом, в которых работает административный и технический персонал (например, заместитель главного врача по экономике, отдельные работники бухгалтерии, рабочие-ремонтники и т. п.), осуществляющий свои функции по отношению как к основному, так и к другим видам деятельности санатория транспорт, который доставляет продукты и для столовой, в которой питаются больные, и для торговых точек, и т. п.
В этих случаях стоимость имущества "двойного назначения", являющуюся объектом обложения налогом на имущество, рекомендуется определять в зависимости от характера имущества:
* если речь идет о стоимости здания, состоящего из помещений различного назначения, то она может быть разделена на льготируемую и нельготируемую части пропорционально занимаемой этими помещениями площади
* если речь идет о движимом имуществе, то его стоимость может быть разделена на льготируемую и нельготируемую части пропорционально времени использования данного имущества для соответствующих видов деятельности или полученной от них сумме выручки.
Аналогичным образом должна облагаться налогом на имущество стоимость "профильного" имущества санатория, используемого, как правило, для оказания санаторно-курортных услуг (лечебно-спальных корпусов, столовых и т. п.), в случае задействования его в целях оказания иных услуг, например проведения совещаний и семинаров. ("Бухгалтерское приложение")
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!