Льготы одиноким матерям по трудовому кодексу
Гарантии и льготы, предоставляемые одиноким матерям
Законодательство четко не определяет, кого считать одинокой матерью.
Вопрос о том, какими специфическими правами обладают одинокие матери, часто обсуждается и на интернет-сайтах, и на телевидении. Однако в большинстве источников не указаны критерии отнесения женщин к одиноким матерям. Термины одинокая мать или мать-одиночка упоминаются в некоторых нормативных актах, однако кого именно можно считать таковыми, законодатель не определил. А ведь именно от этого зависит право женщины претендовать на льготы.
Устранить неопределенность в 2010 году попытался Верховный Суд РФ. В Обзоре судебной практики [1] высшая судебная инстанция разъяснила, кого можно считать одинокой матерью. Отметив, что в современных федеральных законах действительно нет официального определения этого понятия, ВС РФ обратился к уже не действующим нормативным актам. Ранее одинокой матерью признавалась не состоящая в браке женщина при соблюдении одного из следующих условий:
Отметим, что при вступлении одинокой матери в брак за ней сохранялось право на получение установленных выплат.
Кроме того, к перечисленным категориям приравнивались женщины, которые усыновили ребенка, будучи не замужем. Формально они не являлись одинокими матерями, однако могли получать такие же денежные выплаты. Это правило распространялось и на вдов, имеющих детей и не получающих на них пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию.
Еще раз подчеркнем, что приведенные критерии были сформулированы в прежнем законодательстве, а сейчас ни в одном законе их исчерпывающего перечня нет. Несмотря на это, Верховный Суд РФ фактически допустил применение этих критериев к современным условиям. Он счел, что данные критерии в полной мере отражают статус матерей, которые являются единственными родителями (усыновителями), то есть единственными лицами, наделенными родительскими правами и несущими соответствующие обязанности по воспитанию детей.
Учитывая это разъяснение и действующее законодательство, мы можем сделать вывод, что к одиноким матерям сегодня относят женщин в следующих случаях. Во-первых, одинокими матерями могут считаться женщины, которые не состоят в браке, если при этом соблюдено одно из следующих условий:
Во-вторых, одинокой матерью может признаваться и женщина, состоящая в браке. По Российскому законодательству при рождении ребенка в браке отцом по умолчанию записывается супруг матери. Однако при наличии оснований такая запись может быть оспорена в судебном порядке. В таком случае мать ребенка юридически может быть признана одинокой матерью независимо от того, остается она в браке или расторгла его.
Отметим, что во всех случаях, когда в отношении ребенка установлено отцовство (добровольно или в судебном порядке), женщина одинокой матерью не признается. При этом не имеет значения, находилась (находится) она в браке или нет. Статус матери-одиночки не может быть присвоен женщине и тогда, когда отец ребенка лишен родительских прав на основании решения суда. Напомним, что в этом случае он лишается всех прав в отношении ребенка, однако сохраняет обязанность по его содержанию (уплате алиментов). Если отец ребенка умер, то мать также не может быть признана одинокой.
Таким образом, для подтверждения статуса одинокой матери в большинстве случаев имеет значение не социальное положение женщины или ее материальное благополучие, а строго формальное основание - установлен ли официально отец ребенка. Однако важно обращать внимание на то, каким образом сформулировано положение того или иного закона, предоставляющее льготу женщине, которая самостоятельно воспитывает ребенка. Например, в некоторых случаях законодатель использует термин одинокая мать, и тогда применяются описанные выше критерии. Но нередко в законе указано, что определенное право принадлежит, например, матери, воспитывающей ребенка без супруга. В этом случае имеет значение, замужем ли мать.
Денежные пособия и социальные льготы
Одинокие матери имеют право на выплаты, которые полагаются каждой женщине в связи с беременностью и рождением ребенка. Напомним, что такие выплаты производятся на двух уровнях: федеральном и региональном (уровень субъекта РФ).
Федеральные пособия выплачиваются всем без исключения матерям на территории России. При их расчете учитывается районный коэффициент (в районах и местностях, где такие коэффициенты установлены). Основные виды, размеры, порядок и сроки предоставления федеральных пособий установлены Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей [4] .
К федеральным пособиям относятся:
Что касается пособий, выплачиваемых за счет средств бюджета субъекта РФ, то они устанавливаются региональным законодательством. Такое законодательство может предусматривать еще и пособия, которые не предназначены специально для одиноких матерей, а рассчитаны, например, на малоимущие семьи. Поскольку семьи одиноких матерей нередко относятся к указанной категории, они могут претендовать на получение таких пособий. В частности, это возможно, если доход в семье одинокой матери не превышает величину прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, где она проживает. Подробную информацию об этих пособиях женщина может получить, обратившись в органы социальной защиты по месту жительства.
Кроме того, региональное и местное законодательство может предусматривать социальные гарантии для одиноких матерей. Например, им может предоставляться пятидесятипроцентное освобождение от оплаты за содержание детей в детских садах. Однако на такие льготы, как правило, могут рассчитывать лишь те одинокие матери, которые находятся в сложном материальном положении (например, если доход женщины ниже регионального прожиточного минимума, она имеет инвалидность и т.д.). Для подтверждения этого статуса необходимо собрать пакет документов, установленный региональным или местным законодательством: свидетельство о рождении ребенка, справки о доходах, медицинские документы и другие [5] .
Налоговые вычеты
Налоговый кодекс РФ [6] дает родителям право на получение налогового вычета. В частности, на каждого ребенка налогоплательщикам, на обеспечении которых он находится, предоставляется налоговый вычет в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода (до тех пор, пока годовой доход налогоплательщика не превысит 280 тыс. руб.). Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого ребенка - учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. При этом единственному родителю указанный налоговый вычет в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставляется в двойном размере (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Обращаем внимание, что здесь законодатель использует термин единственный родитель, а не одинокая мать. Считается, что в семье присутствует лишь единственный родитель, в случаях, если ребенка воспитывает одно из следующих лиц:
Таким образом, одинокая мать, а также женщина, отец ребенка которой умер (признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим), имеет право на получение налогового вычета в размере 2000 руб. Однако если она вступит в брак, то уже со следующего месяца сможет претендовать на вычет лишь в одинарном размере - 1 000 рублей [7] .
Основные гарантии трудовых прав
Трудовой кодекс РФ [8] устанавливает специфические гарантии регулирования труда одиноких матерей и женщин, воспитывающих ребенка без супруга. Для них могут быть предусмотрены особый режим труда и отдыха и дополнительные отпуска. Кроме того, в Трудовом кодексе РФ закреплены особые условия прекращения трудовых отношений с одинокой матерью.
Рассмотрим наиболее значимые гарантии подробнее.
К определенным видам работ матери, без супруга воспитывающие ребенка в возрасте до пяти лет, могут привлекаться только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не противопоказана им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Это правило касается следующих случаев:
Трудовой кодекс РФ закрепляет право одиноких матерей на дополнительный отпуск в том случае, если это предусмотрено коллективным трудовым договором. Под дополнительным отпуском подразумевается ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы, который предоставляется в удобное для женщины время. Продолжительность такого отпуска может составлять до 14 календарных дней. Использовать его можно полностью или по частям. Перенести такой отпуск на следующий рабочий год нельзя (ст. 263 ТК РФ).
Отметим, что некоторые важные льготы, установленные Трудовым кодексом РФ, распространяются на любых родителей, воспитывающих ребенка до 14 лет. Это касается, например, установления неполного рабочего дня или неполной рабочей недели по просьбе таких родителей (ст. 93 ТК РФ). Безусловно, одинокие матери также могут воспользоваться этими правами.
Основания увольнения одинокой матери
Случаи, в которых одинокая мать может быть уволена, заслуживают отдельного рассмотрения. Так, согласно ст. 261 ТК РФ инициируемое работодателем расторжение трудового договора с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), по общему правилу не допускается.
Исключение составляют случаи, перечисленные в п. п. 1, 5 - 8, 10, 11 ч. 1 ст. 81 либо п. 2 ст. 336 ТК РФ. Из этих положений следует, что одинокая мать, воспитывающая ребенка указанного возраста, может быть уволена только при ликвидации организации (прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем) или в случаях, если она:
Резюмируя изложенное, можно отметить, что современное законодательство не всегда предусматривает специальные льготы именно для одиноких матерей. Нередко положения закона ориентированы на родителей вообще либо на матерей, воспитывающих ребенка без второго супруга. Кроме того, следует обращать внимание и на права, предоставляемые малоимущим семьям, поскольку они также могут быть реализованы одинокими матерями, находящимися в сложном материальном положении. Например, малоимущие граждане вправе состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 49, 52 Жилищного кодекса РФ [9] ).
[1] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г. утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010.
[2] Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ Об актах гражданского состояния.
[3] Форма справки о рождении, подтверждающей, что сведения об отце внесены со слов матери (форма N 25), утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
[4] Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей.
[5] См. например, Постановление главы Можайского муниципального района МО от 22.05.2009 N 664-П Об увеличении родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, финансируемых из бюджета Можайского муниципального района, Постановление главы Раменского района МО от 14.01.2002 N 84 О плате за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
[6] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
[7] Подробнее об этом см. в Письме ФНС России от 17.09.2009 N ШС-22-3/721 О предоставлении стандартного налогового вычета.
[8] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
[9] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.
Трудовые льготы, предоставляемые одинокой матери
Не нашли ответ? Задайте бесплатно врачу консультанту онлайн
В Трудовом кодексе предусмотрены гарантии для одиноких мам в случае расторжения трудового договора, инициатором которого выступает работодатель.
С такой категорией работников как одинокие матери исключается расторжение трудового договора по таким основаниям :
- смена собственника имущества предприятия
- несоответствие занимаемой должности по причине недостаточной квалификации работника
- сокращение штата работников
- прекращение допуска к государственной тайне, если занимаемая должность этого требует
- необоснованное решение руководителя, его заместителя либо главного бухгалтера, которое повлекло нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или какой-нибудь другой ущерб имуществу предприятия
Гарантии одиноким матерям предоставляются и в случае ликвидации предприятия. Указом Президента Российской Федерации от 05.06.1992 года №554 предусмотрено обязательное трудоустройство увольняемых одиноких матерей с ребенком-инвалидом до достижения им 18-летнего возраста, с детьми до четырнадцати лет, женщин с детьми до трех лет, а также беременных женщин в случае ликвидации организации, учреждения, предприятия.
Последующее трудоустройство ложится на плечи ее работодателя и осуществляется правопреемником.
В случае, когда в соответствии со ст.263 ТКРФ коллективный договор предусматривает гарантию ежегодного предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, по заявлению одинокой матери, занимающейся воспитанием ребенка в возрасте до 14 лет она должна получить таковой в любое удобное для нее время сроком до 14 календарных дней.
Дополнительный отпуск без сохранения з/п можно использовать отдельно (по частям или полностью) либо присоединять к ежегодному оплачиваемому отпуску. Однако не допускается перенесение дополнительного отпуска на последующий рабочий год.
Если работающая одинокая мать воспитывает ребенка-инвалида, то работодатель обязан предоставить ей ежемесячно четыре оплачиваемых дополнительных выходных дня.
PuzKarapuz . cпециальный корреспондент
Дата публикации: 29.01.2013 21:06
Одиноких матерей в Беларуси необоснованно лишали льгот
Трудовой кодекс гарантирует одиноким матерям ряд льгот, однако ввиду былого отсутствия понятия «одинокая мать» в трудовых отношениях они обеспечивались не всегда.
Производство по делу было возбуждено Конституционным Судом на основании обращения гражданки Геращенко В.М. в котором она указала, что Трудовой кодекс Республики Беларусь устанавливает гарантии для одиноких матерей при заключении и прекращении с ними трудового договора, однако не содержит определения понятия «одинокая мать», в связи с чем она, воспитывающая несовершеннолетних детей без какой-либо помощи со стороны их отца, необоснованно лишена гарантий по трудоустройству.
При рассмотрении дела Конституционный Суд исходил из следующих положений.
Согласно Конституции Республика Беларусь – социальное правовое государство (часть первая статьи 1) гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (часть первая статьи 41) брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (часть первая статьи 32).
В соответствии со статьей 268 Трудового кодекса (далее – ТК) запрещено отказывать в заключении трудового договора и снижать заработную плату одиноким матерям по мотивам, связанным с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет) не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов до восемнадцати лет), кроме установленных в ТК случаев. Однако в ТК и иных законодательных актах не определены критерии отнесения лиц к одиноким матерям в целях распространения на них гарантий при заключении и прекращении трудового договора.
Конституционный Суд пришел к выводу, что существенное значение для обеспечения реализации предусматриваемых ТК гарантий для одиноких матерей имеет ясное и четкое определение круга лиц, на которых эти гарантии распространяются.
В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, гарантирования защиты в трудовых отношениях конституционных прав граждан, имеющих семейные обязанности, Конституционный Суд признал необходимым устранение законодателем правовой неопределенности в Трудовом кодексе Республики Беларусь, вызванной отсутствием ясного и точного определения круга лиц, на которых распространяются предусматриваемые им гарантии при заключении и прекращении трудового договора для одиноких матерей, исходя из требований Конституции Республики Беларусь и с учетом основанных на них позиций Конституционного Суда Республики Беларусь, выраженных в принятом решении. Совету Министров Республики Беларусь предложено подготовить соответствующий проект закона о дополнении Трудового кодекса Республики Беларусь нормой, определяющей круг лиц, относящихся к одиноким матерям, и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Порядок предоставления льгот в оплате за техническое обслуживание жилого помещения
Порядок предоставления льгот в оплате за техническое обслуживание жилого помещения одиноко проживающим неработающим пенсионерам
В соответствии с п. 10 Инструкции о порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 24 мая 2004 года № 13, зарегистрированной в Национальном реестре правовых актов 11 июня 2004 г. №8/11101 (далее - Инструкция №13), неработающими пенсионерами при достижении женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет, инвалидами 1-й и 2-й групп, проживающими отдельно от трудоспособных членов семьи, независимо от размера занимаемых ими жилых помещений плата за техническое обслуживание начисляется по установленным ставкам. Однако, п. 55 данной Инструкции предусмотрено, что предоставление льгот производится с момента обращения потребителя жилищно-коммунальных услуг к поставщику услуг и предоставления документов, подтверждающих его право на льготы.
Стоит отметить, что приведенная выше льгота — не обязанность граждан реализовать предоставленную им законодательством возможность, а право, которое они могут использовать, а могут и не использовать. То есть расчет платы за техническое обслуживание с учетом льготы должен производиться жилищно-эксплуатационной организацией после того, как гражданами будет подано соответствующее заявление об использовании льготы. Именно граждане при желании реализовать свою льготу должны поставить жилищно-эксплуатационную организацию в известность о возникновении обстоятельств, дающих им право на оплату технического обслуживания в льготном порядке, в частности, о том, что им установлена соответствующая группа инвалидности, либо о том, что пенсионеры по возрасту прекратили работать, а также о других обстоятельствах.
Лишние метры: пенсионерам - льгота photo=2.jpg
На днях, по словам министра жилищно-коммунального хозяйства Александра Милькоты, будет скорректирован порядок оплаты за техническое обслуживание жилья или пользование им. Речь, как догадываетесь, о пресловутых лишних метрах.
Новый проект постановления правительства проходит последние согласования в Совете Министров. И надо сказать, общество его заждалось.
Напомню, что в мае нынешнего года был введен норматив оплаты за техническое обслуживание жилья - 20 метров на человека плюс 10 на семью - и государственные тарифы стали действительны только в рамках этого норматива. За так называемые излишки площади довольно многим пришлось платить по себестоимости. К примеру, гостариф технического обслуживания одного квадратного метра жилья - 8,49 рубля, себестоимость же - 55 рублей. Нововведение многих вывело из душевного равновесия. Пошел поток жалоб в государственные инстанции. И основными их авторами стали одинокие пенсионеры. Немало возмущенных писем было опубликовано и в нашей газете.
Несколько месяцев назад Конституционный суд признал постановление Совета Министров, вызвавшее столь негативный резонанс, несовершенным и поручил правительству подготовить изменения. Недавно министр жилищно-коммунального хозяйства держал ответ перед депутатами Палаты представителей и признал, что с оплатой сверхнормативных метров жилья по себестоимости был допущен перегиб.
В общей сложности по стране насчитывается 6 миллионов 720 тысяч квадратных метров излишков жилой площади у собственников и нанимателей. Только по официальным данным, двумя квартирами располагают 30 тысяч человек, 1,5 тысячи жителей страны имеют по 3 квартиры, насчитывается около 300 владельцев 4 квартир и 5 - пяти. И это не должно никого шокировать. Гражданин по закону имеет право приобретать жилья столько, на сколько хватит желания и денег. Другое дело, что государство не будет дотировать сверхнормативные метры.
По словам Александра Милькоты, с введением нового постановления по гостарифам будут оплачивать техническое обслуживание или пользование жильем независимо от его общей площади одинокопроживающие в двухкомнатных квартирах и неработающие пенсионеры. Гражданам, имеющим по закону право на дополнительную площадь, плюс к существующему нормативу позволено еще и содержание 29 квадратных метров оплачивать по государственным тарифам. Кроме того, новое постановление позволит местным органам власти решать, кого следует освободить от оплаты сверхнормативных квадратных метров в индивидуальном порядке. Ведь никакими законами и постановлениями невозможно предусмотреть все жизненные коллизии. К примеру, в Минжилкомхоз обратилась пенсионерка - хозяйка 3-комнатной квартиры из Осиповичского района с просьбой найти ей меньшее жилье. Но быстро сделать это практически невозможно.
В марте 2001 года в парламент будет внесен проект закона об изменениях и дополнениях в Жилищный кодекс, которым, по словам начальника юридического управления Минжилкомхоза Натальи Качан, ликвидировано еще одно противоречие в оплате жилья. Наниматели его станут платить за пользование государственной квартирой больше, чем собственники.
Дата публикации: 22.12.2000
Социальное обеспечение пожилых людей
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Понятие социальной технологии. Актуальность и значимость социального обслуживания пожилых людей. Социальные проблемы пожилых людей в современном Российском обществе. Характеристика технологий социального обслуживания, определение эффективности.
дипломная работа [125,0 K], добавлен 26.10.2010
Исследование основных проблем пожилых людей в современном обществе, особенности социального обслуживания. Диагностика социального обслуживания пожилых людей в ГУ отдела занятости и социальных программ Тайыншинского района СКО, пути его улучшения.
дипломная работа [120,5 K], добавлен 21.06.2013
Социальный статус человека в старости. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема. Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми. Социальное и пенсионное обеспечение пожилых людей. Формы и методы технологий социальной работы.
курсовая работа [64,9 K], добавлен 09.05.2012
Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей, их социально-психологические проблемы. Социальная поддержка пожилых людей в условиях Лунинецкого территориального центра социального обслуживания населения, диагностика их потребностей.
курсовая работа [56,5 K], добавлен 25.11.2013
Основы социального обслуживания одиноких пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения. Содержание деятельности специалиста по социальной работе и социальному обслуживанию одиноких пожилых людей (на примере города Сухой Лог).
дипломная работа [87,1 K], добавлен 07.08.2010
Пожилые люди как социальная общность. Основные направления досуга пожилых людей. Характеристика Комплексного центра социального обслуживания населения Красногвардейского района, практические рекомендации по улучшению досуговой деятельности пожилых людей.
курсовая работа [51,3 K], добавлен 13.02.2013
Пожилые люди как социальная общность. Направления досуга пожилых людей. Дом-интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей. Организация досуга и свободного времени пожилых людей. Характеристика Комплексного центра социального обслуживания.
курсовая работа [51,3 K], добавлен 27.03.2013
Организация социальной работы с пожилыми людьми в краевом государственном автономном учреждении "Приморский центр социального обслуживания населения". Результаты прикладного социологического исследования основных проблем жизнедеятельности пожилых людей.
дипломная работа [525,5 K], добавлен 01.11.2014
Пожилые люди как социальная общность. Дом-интернат как учреждение социального обслуживания пожилых людей. Понятие досуга и досуговой деятельности. Анализ практики организации досуга пожилых людей в МУ "Талицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов".
дипломная работа [2,4 M], добавлен 11.12.2009
Особенности социального положения пожилых людей, их социально-экономическое положение в современном обществе. Проблемы социальной работы с пожилыми людьми в настоящее время. Исследование социально-экономического положения пожилых в Агинском округе.
курсовая работа [48,3 K], добавлен 27.11.2012
В Беларуси пенсионеры имеют льготу по уплате транспортной госпошлины
В Беларуси пенсионеры имеют льготу по уплате транспортной госпошлины // Фото: posle50.com
С 1 января 2015 года для пенсионеров по возрасту к ставке госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (далее - госпошлина) предусматривается понижающий коэффициент 0,5.
Так, госпошлина уменьшается, если пенсионер по возрасту или инвалид I или II группы является собственником транспортного средства, в отношении которого уплачивается госпошлина, а также имеет медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую его годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, маломерными судами. Эти изменения закреплены в пункте 8 статьи 250 Налогового кодекса.
К категории «пенсионер по возрасту» для применения льготы по уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, установленной с 1 января 2015 года, необходимо относить:
- граждан, которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по возрасту и в пенсионном удостоверении которых указано, что пенсия им назначена по возрасту
- граждан, достигших возраста, установленного статьей 11 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» (мужчины - по достижении 60 лет, женщины - по достижении 55 лет), вне зависимости от вида назначенной им пенсии. Достижение указанного возраста будет подтверждаться документом, удостоверяющим личность гражданина.
Уважаемые читатели!
На сайте действует премодерация. Это значит, что ваш комментарий будет опубликован только после проверки его модератором. Ваше сообщение будет опубликовано, если оно не содержит:
Администрация сайта не несет ответственности за содержание комментариев. Мнение автора комментария может не совпадать с мнением редакции.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!