Классификация налоговых льгот Российской налоговой системе
Сущность и назначение налоговых льгот. Виды и классификация налоговых льгот.
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам.
Направлены на снижение налогового бремени, стимулирование налогоплательщиков и регулрования социально - экономического развития общества.
Налоговые льготы – это факультативный элемент налога полное или частичное освобождение от налогов юридических или физических лиц в соответствии с действующим законодательством. НК РФ характеризует льготы по налогам и сборам, как предоставляемые законодательством отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги, либо уплачивать их в меньшем размере.
Основанием для предоставления налоговых льгот могут быть:
- необходимость развития отдельных отраслей производства или регионов страны
- материальное или финансовое положение налогоплательщика
- особые заслуги граждан перед страной
- семейное, социальное положение граждан (пенсионеры)
- охрана окружающей страны.
Классификация льгот в зависимости от органов, которые предоставляют льготы:
1. Льготы предоставленные федеральной властью
2. Льготы региональных органов власти
3. Льготы местных органов самоуправления.
В зависимости от сферы применения:
1.Общие налоговые льготы - предоставляются всем налогоплательщикам
2. Специальные - для отдельных групп плательщиков.
В зависимости от того, на изменение какого элемента налога направлены:
1. Налоговая скидка - льготы в форме скидки направленной на сокращение налоговой базы. Налоговые скидки подразделяются на:
- лимитированные - размер скидки ограничен
- нелимитированные - разрешается уменьшить налоговую базу без ограничения
- стандартные - выражается в твердой сумме либо % от полученного дохода
- нестандартные - при предоставлении величина ставится в зависимость от суммы произведенных расходов.
2. Налоговое изъятие - представляет собой льготу направленную на выведение из-под обложения отдельных объектов налога.
3. Налоговые освобождения – льготы, которые направлены на уменьшение суммы налога за счет снижения ставки налога изменения срока уплаты налога возврата ранее уплаченного налога зачета ранее уплаченного налога.
Формы налоговых льгот, касающихся изменения срока:
• отсрочка - перенос срока уплаты налога от одного до 6 мес. с единовременной уплатой всей суммы задолженности в конце срока отсрочки
• рассрочка - поэтапная уплата суммы задолженности в срок от 1-6 месяцев.
Основания для отсрочки и рассрочки:
а) причинение плательщику ущерб в результате стихийного бедствия, технолог. катастрофы
б) задержка н/пл финансирования из бюджета или оплаты за выполненные работы
в) угроза банкротства н/пл-ка в случае единовременной уплаты налога
г) если имущественное положение физ. лица – н/пл-ка исключает возможность единовременной уплаты налога
д) если производство н/пл-ка носит сезонный хар-р
е) перемещение товаров через таможенную границу.
Отсрочка или рассрочка оформляется заявлением н/пл-ка налоговые органы с приложением оправдательных документов.
• налоговый кредит - изменение срока уплаты налога на срок от 3 мес. до 1 года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: см. пп. а), б), в) отсрочки и рассрочки. Он оформляется договором между н/пл-ом и фин. органом. Может быть предоставлен по 1 или нескольким налогам. Если кредит оформлен по основаниям а) или б), то %% не начисляются, а если по основанию в), то уплачиваются %% по ставке рефинансирования ЦБ.
• инвестиционный налоговый кредит – предоставляется на срок 1-5 лет. Его получателем может быть плательщик при наличии оснований: а) проведение налогоплательщиком НИОКР либо техническое перевооружение собственного произ-ва б) создание новых или совершения применяемых технологий в) выполнение налогоплательщиком важного заказа по социально-экономическому развитию региона.
Кредит оформляется договором между н/пл-ом и фин. органами. Проценты за пользование кредитом составляют 0,5-0,75 от ставки рефинансирования ЦБ. Если н/пл-к уплачивает %% не вовремя, то они выплачиваются по полной ставке рефинансирования ЦБ.
Все формы налоговых льгот имеют хар-ки кредита: срочность, обязательность, гарантия возврата, платность, целевая направленность.
Типология налоговых систем
Читайте также:
Организационная простота, прозрачность и эластичность системы налогообложения.
Налог должен быть настолько простым, чтобы быть понятным налогоплательщику, и настолько всеобъемлющим, чтобы свести к минимуму все лазейки для уклонения от его уплаты. Налог должен быть достаточно гибким, чтобы его можно было приспосабливать к изменяющимся экономическим условиям.
Налоговые системы стран мира складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По «набору» налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам такие системы существенно отличаются друг от друга.
Важнейшее значение для типизации налоговой системы государства имеет его национальное или административно-территориальное устройство. Именно форма государственного устройства во многом определяет правовое положение составных частей той или иной страны, а также разграничение полномочий центральных и местных органов власти в формировании бюджетов посредством налогообложения. По этому основанию выделяют системы налогов и сборов трех типов, а именно: федеративных, конфедеративных и унитарных государств. Системы налогов и сборов первого типа существую в Австралии, Бразилии, Германии, Испании. Канаде и США, так как все эти государства имеют федеративное устройство. Конфедеративные черты имеет система налогов и сборов Швейцарии. В Азербайджане, Великобритании, Китае, Италии, Франции, Швеции, Японии и в ряде других стран сложились системы налогов и сборов третьего типа.
Построение налоговых систем в федеративных и конфедеративных государствах в значительной степени обусловлено специфической формой их государственного устройства. В данном случае имеется в виду особенности строения государств, которые включают в себя относительно самостоятельные составные части (штаты, территории, кантоны, земли, республики), ибо, в конечном счете, вопрос государственного устройства сводится к порядку распределения государственной власти в центре и местах, в том числе полномочий, связанных с установлением и взиманием налогов и сборов.
В основе построения налоговых систем федеративных государств положен налоговый федерализм, представляющий собой систему принципов деятельности и разграничения компетенции органов центральной и региональной власти в сфере налоговых отношений. Подходы государств при разграничении налоговых полномочий отличаются в силу особенностей их формирование и правовых традиций. Один из подходов, который нашел применение в ФРГ, основывается на предоставлении обширных полномочий в вопросах налогообложения федеральным властям, причем земли ограничены в праве установления налогов, аналогичных федеральным. Однако при этом земли осуществляют взимание федеральных и местных налогов, средства от которых перераспределяются между федеральным и земельными бюджетами на основе принципа «выравнивания» их доходов. Второй подход, которого придерживаются в США, предполагает наделение штатов правом формирования собственных налоговых систем на основе своего законодательства. В частности подоходное налогообложение осуществляется одновременно на федеральном уровне и на уровне штатов.
В таком конфедеративном государстве, как Швейцария используется особый подход, который отличен от всех предыдущих. Он заключается в том, что кантоны, образующие конфедерацию и являющиеся суверенными территориями, сами определяют пределы компетенции центральных властей в вопросах установления и взимания налогов. Фактически в этом случае можно вести речь о делегировании кантонами центру части своих полномочий по налогообложению.
Наличие составных частей в устройстве федеративных и конфедеративных государств, приводит к необходимости формирования не только государственных и местных, но также и региональных бюджетов. А это в свою очередь, означает, что наряду с центральными и местными налогами в налоговых системах таких государств должны присутствовать региональные налоги. Вот почему налоговые системы федераций и конфедераций являются трехуровневыми.
Унитарные страны, а их в мире большинство, представляют собой цельные государственные образования, составляющие их административно-территориальные единицы суверенными правами, как правило, не наделены, поэтому полностью подчинены центральным органам власти, в том числе и в вопросах налогообложения. Налоговые системы таких государств, в большинстве своем двухуровневые и включают лишь центральные и местные налоги. В унитарных государствах, имеющих в своем составе автономные национальные образования (Азербайджан, Украина), налоговые системы могут включать дополнительный уровень налогообложения на соответствующей территории.
Классификация налоговых систем и существующие модели систем налогов и сборов
При создании своих налоговых систем государств могут закладывать в их основу различные параметры, например такие, как отношение совокупности налоговых изъятий к ВВП, общее количество и состав налогов, прогрессивность, пропорциональность или регрессивность налоговых ставок, приоритетность налогообложения определенных категорий налогоплательщиков или сфер хозяйственной деятельности, распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней и т. д. Исходя из данных показателей можно говорить о классификации налоговых систем.
Классификация налоговых систем – это обоснованное разнесение налоговых систем разных стран по определенным группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) их сравнения. Классификация налоговых систем представлена на рисунке 6.
1.3. Классификация налогов
По своей общей структуре, принципам построения и перечню налогов Российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой. Наиболее полное представление об отечественной налоговой системе может дать классификация налогов по различным признакам.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено деление налогов на три группы: федеральные, региональные и местные. Таким образом, в зависимости от уровня налогоплательщика налоги необходимо классифицировать по принадлежности к уровню власти (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Налоговая система РФ включает 13 видов налогов и сборов, в том числе восемь федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых для отдельных категорий налогоплательщиков уплата большинства налогов заменяется единым налогом. В настоящее время установлено четыре таких режима.
Федеральные налоги установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны.
Перечень региональных налогов также содержится в Кодексе, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов РФ и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта. Вводя в действие региональные налоги, законодательные органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, а также налоговые льготы. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Такой же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.
Следует отметить, что перечень региональных и местных налогов является исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта РФ и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это положение создаёт для налогоплательщиков уверенность в незыблемости налоговой системы страны.
В связи с происходящими процессами глобализации появилась и такая разновидность налогов, как межгосударственные налоги. В частно - сти, в странах-членах Европейского Союза действует единый налог на импортную (из третьих стран) продукцию сельскохозяйственного производства, средства от которого поступают в бюджет этого сообщества.
Возможно, аналогичные виды межгосударственных налогов появятся и в странах-членах СНГ и Союзного государства России и Беларуси, в частности для финансирования совместных межгосударственных программ. Исключительные особенности имеет Российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты, т.е. налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами (табл. 1.3).
Как видно из приведённых данных, преобладающее значение в Российской налоговой системе имеют налоги, уплачиваемые юридическими лицами. Из 13 видов налогов, установленных налоговой системой РФ, восемь налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трёх налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и два налога платят исключительно физические лица. Из четырёх видов налогов, действующих в системе специальных налоговых режимов, пока только один налог - единый налог при действии соглашения о разделе продукции - уплачивается исключительно юридическими лицами. Три остальных налога платят как физические лица - предприниматели без образования юридического лица, так и юридические лица.
Классифицируя Российскую систему налогов и сборов по субъекту уплаты, важно подчеркнуть ещё одно важное обстоятельство. Конкретные
Таблица 1.3
налогоплательщики - юридические лица уплачивают гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ. Это вызвано тем обстоятельством, что в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число организаций. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. При этом акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально являются юридические лица, фактически (а не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.
Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить, в основном, не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны - их доли в общей сумме налоговых поступлений. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в России преобладает доля налогов, взимаемых с юридических лиц. В структуре доходов консолидированного бюджета, несмотря на имеющуюся тенденцию роста, поступления налогов от физических лиц составляют не более 15%. Данный показатель значительно ниже, чем в других развитых странах, где налоги, уплачиваемые физическими лицами, обеспечивают 50 - 60% всех налоговых доходов бюджетов.
Большое значение для характеристики налоговой системы имеют установленные в стране методы распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами различных уровней. В мировой практике используются три подобных метода.
Закрепление налогов за бюджетом соответствующего уровня. В данном случае речь идёт не о праве соответствующих органов власти устанавливать тот или иной налог и его элементы, а о закреплении на постоянной основе поступлений данного налога в бюджет определённого уровня. В связи с этим их нередко называют закреплёнными налогами. Указанные налоги не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закреплённые налоги - это налоги, которые на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом и полностью зачисляются в данный бюджет. В Российской налоговой системе указанная форма используется в части местных налогов, которые целиком и полностью закреплены и поступают в местные бюджеты. Распределение налогов между бюджетами разных уровней регулируется исключительно налоговым законодательством, т. е. НК РФ.
Распределение доходов от поступления федеральных налогов между федеральным, региональными и местными бюджетами, а также доходов от региональных налогов - между региональными и местными бюджетами. Распределение доходов от поступления налогов между бюджетами разных уровней осуществляется, как правило, не налоговым, а бюджетным законодательством. В отдельных странах это происходит ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. В этом случае в ходе бюджетного планирования осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путём ежегодного утверждения в законе о бюджете доли доходов от каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах. В связи с этим указанные налоги называют регулирующими. Таким образом, регулирующие налоги - это те налоги, от доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования. В БК РФ, начиная с 2005 г. установлено распределение (путём установления соответствующих нормативов) доходов от ряда федеральных налогов между бюджетами субъектов РФ и федеральным бюджетом на постоянной основе. Также на постоянной основе закреплено распределение отдельных федеральных налогов между федеральными и местными бюджетами. В частности, доходы от поступления налога на доходы физических лиц распределены на постоянной основе между региональными и местными бюджетами по нормативам, соответственно, 70 и 30%. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов поступает на постоянной основе в федеральный бюджет в доле равной 20%, а в региональные бюджеты - 80%.
Законами же о бюджете устанавливаются краткосрочные, до трёх лет, нормативы распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней. В частности, после зачисления по установленной ставке налога на прибыль в бюджет субъекта РФ поступления по нему распределяются между региональными и местными бюджетами в пропорциях, устанавливаемых при утверждении соответствующего регионального бюджета. Второй метод межбюджетного регулирования является самым распространённым в Российской Федерации.
Совместное использование одной и той же налоговой базы федеральными, региональными и местными властями. Указанная форма в Российской налоговой системе не получила широкого распространения. К ней можно с некоторыми оговорками отнести распределение налога на прибыль организаций. В соответствии с НК РФ установлена отдельная ставка данного налога для платежей в федеральный бюджет в размере 2,0%, а также ставка по платежам в бюджеты регионов в размере 18,0% от налоговой базы. Как правило, указанная форма межбюджетного распределения налогов регулируется налоговым законодательством.
Характеристика налоговой системы с точки зрения её влияния на финансовое положение налогоплательщика и на экономику страны невозможна без классификации налогов по форме взимания, согласно которой налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в зависимости от уровня дохода или стоимости принадлежащей налогоплательщику собственности (имущества). Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. При прямом налогообложении усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Таким образом, прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством, например, налог на доходы физических лиц налог на прибыль организаций налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и др. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Косвенные налоги, в отличие от прямых, взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров (работ или услуг). Указанные налоги могут быть переложены налогоплательщиком на других лиц. Это возможно вследствие того, что данные налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также в тариф на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Таким образом, владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги). Примерами косвенного налогообложения могут служить НДС, акцизы и таможенные пошлины.
Косвенные налоги являются для государства наиболее простыми по форме их взимания, а для плательщика - сложными из-за невозможности уклонения от их уплаты. Для государства они привлекательны ещё и тем, что поступление этих налогов напрямую в казну не связано с финансово- хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения, поэтому фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций. Тем самым косвенное налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства, особенно в условиях высоких темпов инфляции. Кроме того, косвенные налоги являются менее болезненными для налогоплательщика и как бы незаметны для него.
Для понимания экономического содержания налогов и проведения анализа существующей в стране налоговой системы большое значение имеет и классификация налогов по объекту обложения.
Среди прямых налогов в Российской налоговой системе выделяются реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные и вменённые.
Реальньми налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. Поэтому их еще называют имущественными налогами. К ним относятся, в частности, земельный налог, налоги на имущество физических и юридических лиц, транспортный налог.
С реальными налогами тесно связаны ресурсные (рентные) платежи, взимание которых определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. Их введение и уплата, как правило, связаны с образованием и получением ренты. К ним следует отнести налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог, водный налог.
В отличие же от реальных налогов при взимании личных налогов учитываются финансовое положение налогоплательщика, его платёжеспособность. К этой категории относятся налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.
Отличительной особенностью налогов, включённых в группу вменённых, является то, что объектом обложения здесь выступает доход, определяемый государством. Указанный доход не зависит от фактических финансовых показателей деятельности налогоплательщика и определяется его потенциальными возможностями, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества. Поэтому данный вид налогов можно назвать одной из разновидностей реальных налогов. Формой такого налога, например, может служить единый налог на вменённый доход. К этой категории налогов относится также и действующий в Российской Федерации налог на игорный бизнес. При его взимании объектом обложения является не фактический, а условно рассчитанный доход, получаемый налогоплательщиком с каждого игрового поля.
Косвенные налоги в свою очередь подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины.
Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы представляют собой обложение отдельных видов товаров, сырья, готовой продукции. Они могут устанавливаться и по группам товаров. Примером данного акциза являются действующие практически во всех странах мира, в том числе и в России, акцизы на алкоголь и табак.
Универсальными акцизами облагаются, как правило, обороты организаций (объёмы реализации, продаж и.т.д.), например, НДС, который применяется в мировой налоговой системе с конца 1960-х - начала 1970-х гг. а в Российской Федерации - с 1992 г. В некоторых странах вместо НДС применяется налог с продаж.
Государственная фискальная монополия - это полная или частичная монополия государства на доходы от производства и продажи отдельных видов товаров, к которым, как правило, относятся спиртные напитки, соль, табачные изделия, спички, пиво. В налоговой практике государственная фискальная монополия используется не всеми странами отсутствует она и в Российской налоговой системе.
Таможенная пошлина - это косвенные налоги (взносы, платежи), взимаемые таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или его вывозе с этой территории и являющиеся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. В Российской Федерации таможенная пошлина необоснованно выведена из налоговой системы и, таким образом, не является налогом. В связи с этим ставки и некоторые другие элементы таможенной пошлины устанавливаются не законом, как это присуще налоговым платежам, а Правительством РФ. Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на импортные товары. Экспорт товаров, как правило, обложению таможенными пошлинами не подлежит. В отличие от других стран в России установлены и экспортные пошлины.
По способу обложения налоги Российской налоговой системы классифицируются по трём группам в зависимости от способов взимания налогового оклада (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Способы взимания налогового оклада
Взимание налога у источника осуществляется в тех случаях, когда обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет возложена на налогового агента, т.е. на орган, который выплачивает доход. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Говоря иначе, налогоплательщик в этом случае получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного налоговым агентом. Данный способ применяется в основном при обложении налогом доходов лиц наёмного труда, а также других фиксированных доходов. В частности, в Российской налоговой системе он характерен для НДФЛ, когда бухгалтерия исчисляет и удерживает данный налог с доходов работников данного предприятия, выполняющих работу по различным видам трудового договора. Этот способ применяется также при обложении налогом на прибыль доходов, полученных иностранными организациями от источников в Российской Федерации. Налог, изъятый налоговым агентом у источника, поступает сразу в бюджет.
В отличие от предыдущего способа взимание налога no декларации представляет собой изъятие части дохода налогоплательщика после его получения. Как видно из названия, указанный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы декларации - официального заявления налогоплательщика о своих налоговых обязательствах за определённый период времени. На основе декларации налоговый орган проверяет правильность расчёта налога налогоплательщиком. Декларация фактически является отчётом налогоплательщика, цель которого зафиксировать исчисленную им самостоятельно сумму налога. При подаче декларации налогоплательщик не должен ждать получения от налогового органа извещения об уплате налога, а обязан уплатить налог самостоятельно, в установленный законом срок. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников. Взимание налога по декларации является наиболее распространённым способом определения налогового оклада, так как он заложен в подавляющем большинстве налогов.
Российское налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также по большинству налогов, уплачиваемых юридическими лицами: НДС, налог на прибыль и др. В данном случае имеют место нефиксированные доходы. При получении налогоплательщиком доходов из множества источников исчисление налога по декларации производится в случае установления по данному налогу прогрессивной шкалы налогообложения. Подобный способ применялся в Российской налоговой системе в отношении налога на доходы физических лиц до отмены прогрессивной шкалы ставок налогообложения.
Способ по кадастру применяется в отношении налогов, имеющих немобильный объект обложения и, соответственно, не меняющуюся налоговую базу. В основе его применения лежит составленный соответствующими государственными органами кадастр подобных объектов. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объём двигателя и т. д. Этот метод применяется, как правило, при обложении земельным и транспортным налогами, уплачиваемыми физическими лицами, а также налогом на имущество физических лиц. На основе кадастра и установленной налоговой ставки налоговым органом исчисляется сумма налога и выписывается уведомление налогоплательщику. Поэтому данный метод еще называют по уведомлению. В этом случае налогоплательщик уплачивает налог по уведомлению налогового органа, в котором указываются вид налога, размер платежа и срок уплаты налога.
В Российской налоговой системе данная классификация налогов не всегда привязана к конкретному налогу. Один и тот же налог может взиматься разными способами в зависимости от категории налогоплательщика, а также от других факторов. В частности, как отмечалось выше, НДФЛ взимается способом у источника с доходов работников предприятии. Однако при уплате НДФЛ физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, используется способ уплаты по декларации.
Налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций при уплате налога на прибыль организаций абсолютным большинством налогоплательщиков. В то же время при налогообложении доходов, полученных иностранными организациями от источников в Российской Федерации, налог на прибыль удерживается у источника получения дохода. По способу у источника облагаются также отдельные виды доходов по НПО (акциям и другим ценным бумагам) вне зависимости от категории налогоплательщиков. Способом по кадастру производится обложение транспортным налогом физических лиц. Юридические лица уплачивают данный налог способом по декларации.
Характеризуя классификацию налогов по источнику обложения, следует, прежде всего, подчеркнуть, что она относится исключительно к налогам, уплачиваемым юридическими лицами, поскольку источник уплаты налога у физических лиц может быть только один - доход (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Все источники обложения подразделяются на четыре вида, при этом большинство налогов уплачивается до распределения организацией балансовой прибыли, т.е. за счёт увеличения издержек или снижения прибыли. Тем самым уменьшается облагаемая база по налогу на прибыль.
Вместе с тем, с точки зрения влияния на размер снижения налогооблагаемой прибыли, их роль невелика. Решающее значение для финансового положения налогоплательщика играют налоги, уплачиваемые за счёт выручки от реализации и остаточной прибыли, поскольку из этих источников уплачиваются наиболее значимые налоги, такие как НДС, акцизы, налог на прибыль.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как налоги Российской Федерации классифицируются по принадлежности к уровню власти?
2. Какие особенности имеет Российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты?
3. Какие налоги являются важнейшими с позиций формирования доходов бюджетов в Российской Федерации и в развитых зарубежных странах?
4. Назовите методы распределения налогов и налоговых доходов между бюджетами разных уровней.
5. Какова сущность закреплённых налогов? Чем они отличаются от регулирующих?
6. Назовите факторы, за счёт которых было обеспечено снижение общей налоговой нагрузки при принятии НК РФ.
7. Какие основные теории налогообложения вы знаете? Охарактеризуйте их кратко.
8. Чем налог отличается от других видов платежей?
9. Назовите и охарактеризуйте элементы налогообложения.
10. Перечислите виды налоговых ставок и дайте им характеристику.
11. Какие существуют методы исчисления налога?
12. Какие способы исчисления и уплаты налога применяются в практике налогообложения?
13. Перечислите источники уплаты налога.
14. Назовите наиболее часто применяемые формы налоговых льгот. В каких целях они предоставляются?
15. Дайте характеристику классификации налогов по методу взимания.
17. Назовите отличительные черты взимания налогов у источника, по декларации, по кадастру.
18. Какова классификация налогов в Российской Федерации, уплачиваемых юридическими лицами, по источнику обложения?
Аннотация
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов существенную роль в практике бюджетного планирования и исполнения бюджетов начинают играть не только элементы бюджетирования, ориентированного на результат, но и инструменты повышения эффективности « налоговых расходов» доходов бюджета, не полученных в результате реализации различных мер налогового регулирования (как правило в результате предоставления налоговых льгот ). В статье описываются подходы, которые следует применять при идентификации льгот . а также выдвигаются предложения по их классификации в целях облегчения последующей оценки эффективности . Выделяются такие основания классификации . как элемент налогообложения, с которым связана льгота уровень власти, принимающий решение о ее введении уровень власти, за счет которого будет профинансировано ее предоставление цели введения, а также субъект-бенефициар льготы . Дается краткая характеристика по каждому из выделенных видов льгот . а также описываются связанные с этим особенности оценки их эффективности .
Abstract 2013 year, VAK speciality - 08.00.00, author - BYKOV STEPAN SERGEEVICH
Датские археологи обнаружили керамический сосуд, на котором сохранился отпечаток пальца гончара. Артефакт, вероятно, был создан представителями культуры воронковидных кубков около 5500 лет назад.
Канадские ученые из Университета Лаваля создали подводный дрон, способный фукнционировать в условиях низких температур и избегать льда. Подробнее с разработкой можно ознакомиться на сайте университета.
Читать полностью
8. Налоговые льготы. Сущность и назначение налоговых льгот, их виды и классификация
По отдельным налогам (сборам) могут устанавливаться
льготы
– преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ).
По федеральным налогам льготы устанавливаются НК РФ (а до вступления в силу соответствующих глав Кодекса – законами РФ). Дополнительные налоговые льготы по федеральным налогам могут быть установлены региональным или местным законодательством лишь в отношении сумм, зачисляемых в региональный или местный бюджет, и только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.
По региональным и местным налогам льготы устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
В основу классификации налоговых льгот
положен принцип существа льготы.
Виды налоговых льгот:
• необлагаемый минимум объекта налога
• освобождение от налога
• уменьшение объекта налогообложения
• понижение ставки налога
• понижение налога
• отсрочка исчисления и уплаты налога
• освобождение, понижение, отсрочка уплаты установленных налоговым законодательством пени и штрафов, начисленных за нарушение налогового законодательства.
Налогоплательщик вправе отказаться от льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
В курсе Налоговая система России изучаются сущность налогов, сборов и других платежей обязательного характера, основные принципы построения налоговых систем, действующая налоговая система Российской Федерации, элементы налогообложения, организация налогового контроля, налоговая политика государства, реформы в сфере налогообложения, важнейшие категории и понятия, используемые в России и ведущих странах с развитой рыночной экономикой. Другими словами, предмет изучения — отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и других платежей обязательного характера.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством принципов, форм и методов их установления и ввода в действие система налоговых органов, форм и методов налогового контроля права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства. Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам. Исторически налоговая система появилась с возникновения первых государств Древнего мира, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание^ войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели. Сформулированные еще А.Смитом 4 основных принципа построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени. Это - принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика принцип экономичности, заключающийся в. минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
Система налогов, взимаемых в Федеральный Бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным Законом. Новая налоговая система Российской Федерации практически была создана в 1991г. когда в конце этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе: Об основах налоговой системы в Российской Федерации, О налоге на прибыль предприятий и организаций, О налоге на добавленную стоимость, Об акциях, О налогообложении доходов банков, О налоге на имущество предприятий, О государственной пошлине, О подоходном налоге с физический лиц.Вышеперечисленные законы о налогах вводились с 1 января 1992г. и явились основой создания единой налоговой системы в Российской Федерации. Несмотря на достаточно разработанную налогово-правовую базу, действующая система налогообложения Российской Федерации не является совершенной. В реальной действительности имеют место отступления от вышеуказанных принципов. Во-первых, отсутствие стабильности налогового законодательства, внесение в него частых серьезных изменений, существенно влияющих на условия предпринимательской деятельности. Во-вторых, в большинстве случаев действующие законы по налогам не являются законами прямого действия.
Налоговая система выполняет следующие основные функции: фискальную - обеспечение доходов государственного бюджета регулирующую - регулирование макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости: распределительную - перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц социальную — аккумулирование средств для осуществления социальных программ стимулирующую - микроэкономическое регулирование контрольную - обеспечивает воспроизводство налоговых отношений
2. Экономическое содержание налогов
Налоги необх звено эк отношений в общ-ве. Они явл-ся осн ист-ом доход части бюджетов и эф-ным инструментом гос рег-я соц-эк отношений. Способность гос-ва осущ-ть свои функции оперд-ся размером доходов, которыми оно располагает.
Осн источникики доходов гос-ва: - налоги- эмиссия ден ср-в- займы в форме гос облигаций- доходы от дея-ти гос предп-й- доходы от аренды гос имущ-ва
- приватизация (доходы от продажи гос имущ-ва)
объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога • субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог • источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог • ставка нало га — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой • налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога • срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока. • правила исчисления и порядок уплаты налога штрафы и другие санкции за неуплату налога.
По способу взимания различают налоги прямые и косвенные . Прямые налоги имеют в качестве объекта налогообложения доход (прибыль) юридических или физических лиц, имущество, природные ресурсы или другие факторы, способствующие получению дохода. Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец, имущества (дохода). К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение и т. п.Косвенные налоги включаются в цену товаров (работ, услуг). Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам), либо в процентах к добавленной стоимости (налог на добавленную стоимость) или выручке от продаж (налог с продаж). Через механизм цен косвенные налоги в конечном итоге перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. Функции налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Поэтому направление налоговой политики определяется соотношением ее главных функций: распределительная, контрольная. Осуществляя первую, государство пытается стимулировать с помощью налоговых льгот развитие наиболее важных отраслей. Это связано с тем, что распределительная функция обладает фискальными и регулирующими свойствами. Налоги - не только один из основных каналов формирования доходов бюджета, но одновременно и самостоятельный инструмент управления, который осуществляется с помощью налоговых льгот. К налоговым льготам относятся:
o необлагаемый минимум объекта налога,
o изъятие из обложения определенных элементов объекта налога,
o освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков,
o понижение налоговых ставок,
o вычет из налогового платежа за расчетный период,
o целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов),
o прочие налоговые льготы.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
3. Классификация налогов
Налоги - обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц. Налоги и налоговые ставки различны в разных странах и периодически изменяются.
англ. tax classification) - группировка налогов по видам. Обусловлена разл. основами классификации: способом взимания налогов, субъектом-налогоплательщиком характером применяемых ставок, налоговых льгот источником и объектом налогообложения органом, устанавливающим налоги порядком введения налога уровнем бюджета, в к-рый зачисляется налог целевой направленностью введения налога и пр. Налоги по методу установления или способу взимания подразделяют на прямые и косвенные. Налоги прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют: реальные прямые налоги, к-рыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог с владельцев трансп. средств, земельный налог и др.) личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактич. платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, подвергаемое налогообложению). Налоги косвенные (адвалорные налоги) взимаются через цену товара и вытекают из фактов хоз. жизни и оборотов, финанс. операций (акцизы, НДС, таможенная пошлина, налог с продаж, налог с оборота и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, к-рыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, к-рыми облагаются все товары, работы и услуги за некоторыми исключениями (НДС), фискальные монополии, нек-рыми облагаются товары и услуги гос. сектора (налог с оборота в СССР), а также таможенные пошлины. Др. критерием деления налогов на прямые и косвенные часто называют возможность переложения налогов на потребителей: окончательным плательщиком прямых налогов становится получатель дохода, тогда как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает конечный потребитель товара, на к-рого налог перекладывается путем надбавки к цене. По субъекту-налогоплательщику выделяют налоги: с физических лиц (налог на доходы, налог на имущество физических лиц и др.) с пр-тий и орг-ций - юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий и организаций и др.) смешанные налоги, уплачиваемые как фи-зич. лицами, так и пр-тиями и орг-циями (госпошлина, нек-рые таможенные пошлины, налог с владельцев трансп. средств). По органу, устанавливающему и конкретизирующему налоги, выделяют . федеральные (общегос.) налоги (размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы исчисления налогов, порядок зачисления сумм налогов в бюджеты разл. уровней определяются законодательством РФ и являются едиными на всей ее тер.) региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов г. Москва и Санкт-Петербург) -конкретные размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики, методы исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством РФ законодат. органами субъектов Федерации) местные налоги (механизм их исчисления и взимания вводятся муниципальными образованиями в соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации). По порядку введения налога различают . общеобязательные налоги - устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее тер. независимо от бюджета, в к-рый они поступают, по нек-рым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательством нижестоящих органов управления (все федеральные налоги, предусмотренные ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации», а также налог на имущество пр-тий, лесной доход, плата за воду, налог на имущество физич. лиц и др.) факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов гос. власти краев, областей и др. (сбор на нужды образовательных учр-ний, взимаемый с юридич. лиц, все местные налоги за исключением общеобязательных). По уровню бюджета . в к-рый зачисляется налоговый платеж, налоги делят на: закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд) и регулирующие или разноуровневые (поступают одновременно в бюджеты разл. уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству). По характеру использования налогового платежа выделяют: общие налоги (покрывают разл. расходы бюджета) и целевые (платеж идет по строго определенному назначению, напр. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы). По периодичности уплаты налога выделяют: регулярные (систематич. текущие) налоги - взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налога и разовые - связанные с каким-либо событием, не образующим системы (напр. таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения). Налоги дифференцируются по источнику налогообложения: издержки произ-ва (себестоимость), прибыль (доход). Правильность расчета налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). При классификации налогов по объектам налогообложения образуется пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хоз. операции, финанс. операции, обороты по реализации) и пр. охватывающие нек-рые налоги и разовые сборы. Существуют и др. основания для К.н. Налоги и налоговые ставки различны в разных странах и периодически изменяются.
4. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Налоговая политика - это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов. При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:
фискальная - формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов:
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!