Инвалид рб это

по состоянию на 25 января 2005 года
Труд и отдых инвалидов
В соответствии со <<<ст. 2 и 9 Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224XII О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 14 июля 2000 г. № 418З>>> (далее – Закон) инвалидом признается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.
Конституция, Закон и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь определяют государственную политику Республики Беларусь в отношении инвалидов и имеют целью содействовать осуществлению мер по их социальной защите, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества. Это означает, что инвалиды в Республике Беларусь обладают всей полнотой политических, социальноэкономических и личных прав и свобод, закрепленных в Конституции.
Государство гарантирует инвалидам:
· бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях
· необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки, в том числе дошкольное воспитание детейинвалидов, воспитание и обучение детейинвалидов на дому, внешкольное воспитание детейинвалидов
· социальную помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты) обеспечение техническими средствами (креслаколяски, протезноортопедические изделия и т.д.)
· право на труд и другие права и гарантии.
В целях реализации творческих и производственных способностей инвалидов, с учетом индивидуальных программ, им обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, а также в специализированных организациях, цехах и участках. Кроме того, инвалиды могут заниматься предпринимательской и иной трудовой деятельностью.
В соответствии со ст. 9 Закона установление инвалидности и степени потери здоровья осуществляется медикореабилитационной экспертной комиссией (МРЭК).
Заключение МРЭК является официальным документом, удостоверяющим группу и причину инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации, которая определяет конкретные объемы, виды, сроки проведения реабилитационных мер и виды социальной помощи.
Рассмотрим некоторые особенности регулирования труда и отдыха инвалидов.
Можно ли отказать инвалиду в заключении трудового договора?
В каких случаях допустимо увольнение работающего инвалида по инициативе нанимателя по п. 2 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь?
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по службе, увольнение по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда по заключению МРЭК состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей либо угрожает здоровью и безопасности труда других лиц.
Это означает, что медицинское заключение МРЭК об установлении инвалидности может служить основанием для увольнения по инициативе нанимателя по п. 2 ст. 42 ТК (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы) при соблюдении следующих условий:
1)если в заключении МРЭК в обязательном порядке содержится ответ на вопрос: противопоказано ли работнику по состоянию его здоровья выполнение той работы, которую он выполнял до установления инвалидности, – т.е. когда отсутствует необходимая трудоспособность (причем утрата трудоспособности должна быть стойкой и длительной)
2)если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу, а также если у нанимателя отсутствует работа, которую по состоянию здоровья работник может выполнять.
Имеют ли инвалиды преимущественное право на оставление их на работе при сокращении численности или штата работников?
Исходя из нормы, предусмотренной ст. 45 ТК, при сокращении численности (штата) работников вопрос о преимущественном праве на оставление на работе инвалидов может рассматриваться как при равной производительности труда и квалификации, так и независимо от них.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 ТК при равной производительности труда и квалификации работников вопрос о преимущественном праве подлежит разрешению в тех случаях, когда при сокращении численности (штата) работников возникает потребность сделать выбор между работникоминвалидом и работником – не инвалидом, работающими по однородным профессиям, специальностям (должностям). В данном случае предпочтение в оставлении на работе отдается работникуинвалиду.
Несколько иначе следует рассматривать вопрос о преимущественном праве на оставление на работе, когда инвалиды заняты в организациях, цехах и на участках, специально предназначенных для использования труда инвалидов. Согласно ч. 3 ст. 45 ТК в этих случаях при сокращении численности (штата) инвалиды имеют преимущественное право на оставление на работе независимо от производительности труда и квалификации (если выбор делается между работником – не инвалидом и работникоминвалидом).
Если же при сокращении численности (штата) выбор делается только между работникамиинвалидами, то преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации работниковинвалидов окончательный выбор в оставлении на работе вправе делать наниматель с учетом уважительных обстоятельств, имеющихся у данных работников.
Можно ли установить инвалиду при приеме на работу испытание?
Согласно ч. 5 ст. 28 ТК инвалиды относятся к категории лиц, с которыми при заключении трудового договора установление предварительного испытания не допускается.
Разрешается ли привлекать инвалидов к сверхурочным работам либо к работам в ночное время?
Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни, работе в выходные дни допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена в соответствии с медицинским заключением (ч. 5 ст. 287 ТК).
Какова продолжительность рабочего времени инвалидов I и II групп? В каком размере должна производиться оплата их труда?
Частью 3 ст. 114 ТК для инвалидов I и II групп установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю. Основанием для установления сокращенного рабочего времени инвалидам является заключение МРЭК. Установление инвалидам I и II групп сокращенного рабочего времени (не более 35 часов в неделю) не влечет за собой изменения оплаты труда. Следовательно, оплата труда инвалидов I и II групп устанавливается в тех же размерах, что и для работающих с нормальной продолжительностью рабочего времени (40 часов в неделю), при условии, если в неделю отработаны все 35 часов.
Заключением МРЭК инвалиду II группы установлена продолжительность рабочего дня 4 часа. В каком размере должна производиться оплата его труда?
Согласно ст. 290 ТК оплата труда работников с неполным рабочим временем производится пропорционально отработанному времени (при повременной форме оплаты труда) или в зависимости от выработки (при сдельной форме оплаты труда).
Рабочее время продолжительностью 4 часа, установленное инвалиду II группы по заключению МРЭК, является неполным рабочим временем. Следовательно, оплата труда в данном случае должна производиться за фактически отработанное время исходя из часовой тарифной ставки, которая определяется путем деления установленной месячной тарифной ставки (оклада) на среднемесячный фонд рабочего времени при 35часовой рабочей неделе.
Согласно заключению МРЭК инвалиду III группы установлен рабочий день 5 часов. Обязан ли наниматель выполнять эту рекомендацию МРЭК? Необходимо ли для оформления сокращенного рабочего дня письменное заявление работника?
Основанием для установления инвалиду III группы неполного рабочего времени (неполного рабочего дня либо неполной рабочей недели) является заключение МРЭК об условиях и характере его труда.
В соответствии со <<<ст. 49 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435XII О здравоохранении>>> в редакции Закона Республики Беларусь от 11 января 2002 г. № 91З заключения МРЭК являются обязательными для нанимателей.
Следовательно, если в заключении МРЭК рекомендовано неполное рабочее время (неполный рабочий день либо неполная рабочая неделя с дополнительным выходным днем), то наниматель обязан выполнить это условие.
При установлении инвалиду III группы неполного рабочего времени оплата труда производится пропорционально отработанному времени, поскольку при неполном рабочем дне уменьшается норма продолжительности ежедневной работы, а при неполной рабочей неделе сокращается число рабочих дней в неделю.
Основанием для оформления неполного рабочего дня, равного 5 часам, в данном случае является заключение МРЭК. При этом письменного заявления работника не требуется. Наниматель обязан издать соответствующий приказ примерно следующего содержания:
УСТАНОВИТЬ:
ИВАНОВУ Ивану Ивановичу, экономисту отдела труда и заработной платы, с 02.12.2002 неполный рабочий день продолжительностью 5 часов (начало работы в _____________ окончание в ________).
Оплату труда производить пропорционально отработанному времени.
Основание: заключение МРЭК от ________ № ________.
Если инвалиду установлен сокращенный или неполный рабочий день либо неполная рабочая неделя, то какова продолжительность его трудового отпуска?
Согласно ст. 28 Закона и п. 8 ст. 156 ТК работникам, признанным инвалидами, предоставляется основной удлиненный отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. При этом не имеет значения, установлен работникуинвалиду сокращенный или неполный рабочий день либо неполная рабочая неделя.
Если инвалид III группы работает на условиях полного рабочего дня (40 часов в неделю) и его должность включена в Перечень работников с ненормированным рабочим днем, то имеет ли он право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, и к чему этот отпуск присоединяется: к 30 календарным дням или 21 календарному дню?
Если работникинвалид III группы работает на условиях полного рабочего времени (т.е. не менее 40 часов в неделю) и его должность включена в Перечень работников с ненормированным рабочим днем данной организации, то он имеет право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день.
Согласно <<<п. 10 Порядка предоставления и суммирования трудовых отпусков (далее – Порядок), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июля 2000 г. № 1154>>> (в редакции постановления Совета Министров от 5 января 2001 г. № 10), работникам, имеющим право на основной удлиненный отпуск и дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, последний присоединяется к основному минимальному отпуску продолжительностью 21 календарный день. Если полученная при этом продолжительность трудового отпуска превышает продолжительность основного удлиненного отпуска, то работнику предоставляется трудовой отпуск большей продолжительности, но в пределах 35 календарных дней.
Имеет ли право инвалид, работающий на условиях сокращенного рабочего дня, на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день?
Работникаминвалидам, выполняющим работу на условиях сокращенного рабочего времени, дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день не предоставляется, поскольку указанные работники работают в нормированном режиме рабочего времени. Продолжительность их рабочей недели составляет не более 35 часов.
Продолжительность рабочего времени работников с ненормированным рабочим днем не может быть менее 40 часов в неделю (ст. 112 ТК). Кроме того, в отдельные рабочие дни в силу производственной необходимости они обязаны выполнять свои трудовые обязанности по распоряжению нанимателя (или своей инициативе) после окончания рабочего дня.
Какова продолжительность трудового отпуска инвалида, работающего на работах с вредными условиями труда? Как в таком случае производить суммирование трудового отпуска?
В соответствии с п. 8 ст. 156 ТК работающим инвалидам предоставляется основной удлиненный отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Общая продолжительность трудового отпуска работающего инвалида зависит еще и от того, имеет ли он право на другие дополнительные отпуска. Например, за продолжительный стаж работы либо за работу с вредными условиями труда.
В том случае, если работающий инвалид имеет право на дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда, то согласно п. 8 Порядка такой отпуск должен присоединяться к основному удлиненному отпуску (например, 30 календарных дней основного удлиненного отпуска + 7 календарных дней за вредные условия труда = 37 календарных дней).
Как правильно суммировать трудовой отпуск инвалиду, имеющему право на дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы?
Если работающий инвалид имеет право на дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы, то суммирование трудового отпуска должно производиться в соответствии с п. 9 Порядка (например, 30 календарных дней основного удлиненного отпуска + 3 календарных дня за продолжительный стаж работы = 33 календарных дня).
Может ли наниматель отказать инвалиду в предоставлении социального отпуска без сохранения заработной платы?
Пунктом 2 ч. 1 ст. 189 ТК предусмотрено, что инвалиды, работающие на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда инвалидов, а также в учебнопроизводственных организациях обществ глухих, имеют право на получение социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней. Указанный отпуск предназначен для оздоровления (а также лечения), и наниматель обязан его предоставлять по просьбе работника в каждом календарном году полностью или по частям, вместе с основным трудовым отпуском или раздельно от него в удобное для работника время.
Директору организации по заключению МРЭК была установлена II группа инвалидности. В заключении об условиях и характере труда разрешено работать по специальности 4 часа в день.
Имеет ли право такой работник продолжать работать в качестве руководителя организации?
Руководитель является единоличным исполнительным органом организации, осуществляет руководство ею, входит в число уполномоченных должностных лиц нанимателя, представляет интересы нанимателя, руководит (управляет) работниками организации (абз. 7 ст. 1 ТК и ч. 1 ст. 252 ТК). Эти должностные обязанности руководителя организации не могут быть надлежаще выполнены на условиях неполного рабочего дня продолжительностью 4 часа. Поэтому если директору организации по заключению МРЭК установлен 4часовой рабочий день, то наниматель обязан его перевести (с его согласия) на работу по специальности на условиях неполного рабочего дня (4 часа).
В случае отказа работника от такого перевода трудовой договор с ним расторгается по п. 2 ст. 42 ТК.
Инвалиду III группы установлен неполный рабочий день продолжительностью 7 часов. Является ли это изменением существенных условий труда, и необходимо ли предупреждать работника за 1 месяц?
Изменение существенных условий труда допускается в соответствии с ч. 1 ст. 32 ТК только в связи с производственными, организационными или экономическими причинами. К ним, в частности, относятся: введение новых форм организации труда установка нового оборудования установление или отмена неполного рабочего времени и др.
Обоснование изменения существенных условий труда является обязанностью нанимателя и излагается в соответствующем документе – приказе.
Основанием для установления неполного рабочего времени (неполного рабочего дня либо неполной рабочей недели) инвалиду является заключение МРЭК, а не производственные, организационные или экономические причины, которые повлекли за собой изменение существенных условий труда работника данной организации.
Учитывая, что установление работающему инвалиду на основании заключения МРЭК неполного рабочего времени не является изменением существенных условий труда, предупреждать его об этом за один месяц не требуется.
Раздел 3. Пенсии по инвалидности
РАЗДЕЛ III
ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
Статья 27. Условия назначения пенсий
Пенсии по инвалидности назначаются независимо от причины инвалидности при наличии следующего стажа работы ко времени наступления инвалидности или обращения за пенсией:
Возраст Стаж работы (в годах) До достижения 23 лет 1 От 23 лет до достижения 26 лет 2 От 26 лет до достижения 31 года 3 От 31 года до достижения 36 лет 5 От 36 лет до достижения 41 года 7 От 41 года до достижения 46 лет 9 От 46 лет до достижения 51 года 11 От 51 года до достижения 56 лет 13 От 56 лет до достижения 61 года 14 От 61 года и старше 15
Лицам, ставшим инвалидами до достижения 20 лет в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности (часть первая статьи 51 настоящего Закона) или после ее прекращения, пенсии назначаются независимо от наличия стажа работы, установленного частью первой настоящей статьи.
Статья 28. Группы инвалидности
В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалиды подразделяются на три группы.
Причины и группы инвалидности, а также время наступления инвалидности устанавливаются медико-реабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК), действующими на основании Положения о них, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 29. Исключена.
Статья 30. Исключена.
Статья 31. Размеры пенсий
Пенсии по инвалидности назначаются в следующих размерах:
инвалидам І группы – 75 процентов, инвалидам ІІ группы – 65 процентов, инвалидам ІІІ группы – 40 процентов среднемесячного заработка (статья 56).
Если у инвалидов І, ІІ групп имеется стаж работы, необходимый для назначения пенсии по возрасту, в том числе за работу с особыми условиями труда, то пенсия по инвалидности может быть назначена в размере пенсии по возрасту при соответствующем стаже работы.
Минимальные размеры пенсий устанавливаются: по І и ІІ группам инвалидности – 100 процентов, по ІІІ группе инвалидности – 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 23).
Статья 32. Пенсии при неполном стаже работы
Инвалидам І, ІІ групп, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы (статья 27 настоящего Закона), назначается пенсия по инвалидности при неполном стаже работы в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу, но не ниже следующих размеров: инвалидам І группы – 100 процентов, инвалидам ІІ группы – 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – не менее 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
Статья 33. Надбавка к пенсии
К пенсии по инвалидности устанавливается надбавка на уход:
При наличии права на надбавку на уход по различным основаниям, предусмотренным в настоящей статье, надбавка начисляется по одному из указанных оснований.
Статья 34. Период, на который назначается пенсия
Пенсия назначается на время инвалидности, установленной МРЭК.
Срок переосвидетельствования инвалидов устанавливается в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. При этом обязательное переосвидетельствование инвалидов – мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет не производится.
О Социальной Защите Инвалидов в Республике Беларусь
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:
инвалид – лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными.
Статья 2. Законодательство о социальной защите инвалидов
Законодательство о социальной защите инвалидов основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь, иных нормативных правовых.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, являющихся.
Статья 4. Государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов
Каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства.
Государственная.
Статья 5. Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов
Для координации государственной политики в отношении проблем инвалидности и выработки согласованных действий, направленных на обеспечение выполнения положений настоящего Закона, Советом.
Статья 6. Защита прав, свобод и законных интересов инвалидов
Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Защита прав, свобод и законных интересов инвалидов в Республике Беларусь гарантируется государством и обеспечивается.
Статья 7. Ответственность за нарушение законодательства о социальной защите инвалидов
За нарушение законодательства о социальной защите инвалидов виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
ГЛАВА 2
ПРИЗНАНИЕ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ.
Статья 8. Признание лица инвалидом
Признание лица инвалидом осуществляется медико-реабилитационной экспертной комиссией. Положение о медико-реабилитационных экспертных комиссиях, а также порядок и критерии определения группы и.
Статья 9. Реабилитация инвалидов
Реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов, выдаваемых медико-реабилитационными экспертными комиссиями.
Статья 10. Медицинское обслуживание инвалидов
Медицинское обслуживание инвалидов осуществляется в порядке, установленном законодательством о здравоохранении.
ГЛАВА 3
Статья 11. Средство межличностного общения инвалидов с нарушением слуха
Для общения инвалидов с нарушением слуха используется жестовый язык. Жестовый язык признается государством в качестве средства межличностного общения.
Статья 12. Государственная поддержка жестового языка
Государственная поддержка жестового языка предусматривает:
сохранение и развитие жестового языка
включение изучения жестового языка в учебные планы учреждений образования.
Статья 13. Информационное обеспечение
Государство обеспечивает право инвалидов с нарушением слуха на получение информации через электронные средства массовой информации посредством трансляции телепередач с субтитрами или перевода.
Статья 14. Право на получение образования
Инвалидам в соответствии с законодательными актами гарантируется право на получение основного, дополнительного и специального образования с учетом их состояния здоровья и познавательных.
Статья 15. Специальные условия для получения образования инвалидами
Инвалидам с особенностями психофизического развития при получении основного, дополнительного и специального образования создаются специальные условия для получения образования с учетом.
Статья 16. Организация образовательного процесса для инвалидов
Учреждения образования, организации, реализующие основные, дополнительные и специальные образовательные программы, иные организации, индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с.
Статья 17. Обучение и воспитание инвалидов с нарушением слуха
Для инвалидов с нарушением слуха обучение и воспитание организуются на белорусском или русском (в устной, письменной, дактильной формах) и жестовом языках с использованием звукоусиливающей.
Статья 18. Обучение и воспитание инвалидов с нарушениями зрения
Обучение и воспитание инвалидов с нарушениями зрения осуществляются с использованием тифлотехнических средств и специального оборудования.
Обучение и воспитание незрячих осуществляются.
Статья 19. Реализация инвалидами права на труд
В целях реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалидов им обеспечивается право работать у нанимателей с обычными.
Статья 20. Трудоустройство инвалидов
Трудоустройство инвалидов осуществляется в порядке, установленном законодательством, в том числе путем бронирования рабочих мест и создания специализированных рабочих мест для трудоустройства.
Статья 21. Труд в надомных условиях и предпринимательская деятельность инвалидов
Местные исполнительные и распорядительные органы создают необходимые условия для организации труда в надомных условиях и предпринимательской деятельности инвалидов путем предоставления нежилых.
Статья 22. Условия труда и отдыха инвалидов
Работающим инвалидам нанимателем создаются необходимые условия труда и отдыха в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Условия труда, в том числе оплата.
Статья 23. Возмещение вреда, причиненного здоровью работника вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания
Работнику, получившему инвалидность вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, вред, причиненный здоровью, возмещается в соответствии с законодательством.
Статья 24. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и производственной инфраструктуры
Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации обеспечивают инвалидам необходимые условия для свободного доступа к.
Статья 25. Учет потребностей инвалидов при проектировании и строительстве объектов социальной инфраструктуры
Проектирование и застройка населенных пунктов, формирование жилых районов, разработка проектных решений, строительство и реконструкция зданий, сооружений, включая аэропорты, железнодорожные.
Статья 26. Приспособление действующих объектов социальной инфраструктуры для использования инвалидами
Действующие объекты социальной инфраструктуры должны быть приспособлены для доступа и использования инвалидами в порядке и на условиях, определяемых соответствующими республиканскими органами.
Статья 27. Приспособление жилых помещений для доступа и пользования инвалидами
Жилые помещения, занимаемые инвалидами или семьями, имеющими в своем составе инвалида, должны быть приспособлены для доступа и пользования инвалидами.
Приспособление указанных жилых.
Статья 28. Приспособление транспортных средств и маршрутов для пользования инвалидами
Соответствующие республиканские органы государственного управления разрабатывают основные принципы и дополнительные требования по реализации программ изготовления и переоборудования.
Статья 29. Обеспечение инвалидам доступа и пользования организациями культуры и физкультурно-спортивными сооружениями
Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны обеспечивать инвалидам необходимые условия для свободного доступа и пользования организациями культуры и физкультурно-спортивными.
Статья 30. Обеспечение инвалидов средствами электросвязи
Министерство связи и информатизации Республики Беларусь обеспечивает необходимые условия для внедрения специальных средств электросвязи для обслуживания инвалидов и специальных телефонных.
Статья 31. Социальная поддержка инвалидов
Инвалидам гарантирована социальная поддержка со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, государственная адресная социальная помощь), обеспечения техническими средствами.
Статья 32. Жилищно-бытовое обслуживание инвалидов
При распределении жилых помещений местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации учитывают потребности инвалидов в выделении им жилых помещений вблизи места их работы.
Статья 33. Оказание социальных услуг инвалидам
Инвалидам предоставляются социальные услуги в порядке и на условиях, установленных законодательством о социальном обслуживании.
Государство способствует развитию сети организаций.
Статья 34. Источники финансирования социальной поддержки инвалидов
Социальная поддержка инвалидам предоставляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Статья 35. Создание общественных объединений инвалидов
В целях защиты своих прав, свобод и законных интересов, оказания взаимной поддержки и услуг инвалиды и их законные представители имеют право в порядке, установленном законодательством.
Статья 36. Участие общественных объединений инвалидов и общественных объединений законных представителей инвалидов в разработке и реализации принятых решений по проблемам инвалидов
Общественные объединения инвалидов и общественные объединения законных представителей инвалидов (далее – общественные объединения инвалидов) в соответствии со своими уставами принимают участие.
Статья 37. Льготы по налогообложению общественных объединений инвалидов
Общественным объединениям инвалидов и организациям, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений, устанавливаются льготы по налогообложению в соответствии с.
Статья 38. Государство и общественные объединения инвалидов
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений инвалидов и создает условия для выполнения ими уставных задач, оказывает им поддержку и помощь.
Статья 39. Создание условий для экономической деятельности общественных объединений инвалидов
Материально-техническое обеспечение общественных объединений инвалидов, организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений, осуществляется в порядке.
Статья 40. Распределение жилых помещений, построенных за счет средств общественных объединений инвалидов
Жилые помещения, построенные общественными объединениями инвалидов за счет собственных средств, распределяются по решению общественных объединений инвалидов в соответствии с жилищным.
Статья 41. Международные связи общественных объединений инвалидов
Общественные объединения инвалидов в соответствии с их уставами могут вступать в международные (неправительственные) объединения, поддерживать прямые международные связи и контакты.
Реферат - Инвалиды в Республике Беларусь
Введение 3
Проблемы инвалидов в Республике Беларусь 4
Заключение 13
Список использованных источников 14
В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, есть необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском.
Инвалид в Беларуси сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое.
Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.
Республика Беларусь является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоления — важное условие социальной политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего Российского общества.
Инвалиды в Республике Беларусь обладают всей полнотой политических, социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Беларусь и иных актах законодательства. Каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства.
Проблемы инвалидов в Республике Беларусь
Термин "инвалид" восходит к латинскому корню (volid – "действенный, полноценный, могущий") и в буквальном переводе может означать "непригодный", "неполноценный". В Российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия "инвалид", относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.
Инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.
На сегодняшний день в Беларуси проживает 480 тысяч инвалидов, из них около 30 тысяч составляют дети. Более 106 тысяч инвалидов являются членами Белорусского общества инвалидов. Инвалиды являются одной из наиболее уязвимых социальных групп. Правительство Республики Беларусь рассматривает инвалидов как одну из приоритетных групп населения в плане социального обеспечения и социальной помощи, однако недостаток статистических данных о положении инвалидов не позволяет в полной мере оценить позитивные результаты осуществления государственной политики и законодательных мер в отношении инвалидов, а также учесть специфические потребности и нужды инвалидов.
В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалиды подразделяются на три группы. Группы инвалидности устанавливаются в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, нуждаемости в постоянном уходе и возможности занятия трудовой деятельностью в соответствии с Инструкцией по определению группы инвалидности, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 12.08.2002 № 61.
Основанием для установления I группы инвалидности является зависимость от постоянной нерегулируемой помощи других лиц вследствие резко выраженного ограничения жизнедеятельности, обусловленного заболеваниями, последствиями травм, тяжелыми комбинированными анатомическими дефектами и приводящего к социальной недостаточности. Инвалиды I группы либо вообще не могут трудиться, либо некоторые виды труда возможны при обеспечении их средствами компенсации анатомических дефектов или нарушения функций организма, создании специальных условий труда на производстве или на дому.
Основанием для установления II группы инвалидности является значительно выраженное ограничение жизнедеятельности, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, комбинированными анатомическими дефектами и приводящее к социальной недостаточности. Трудовая деятельность невозможна или отдельные ее виды могут быть доступны только в специально созданных условиях.
Основанием для установления III группы инвалидности является умеренное ограничение жизнедеятельности, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, выраженными анатомическими дефектами и приводящее к социальной недостаточности.
При установлении группы инвалидности МРЭК одновременно определяет причину инвалидности. Порядок определения причины инвалидности установлен Инструкцией по определению причины инвалидности, утвержденной постановлением № 61. Данная Инструкция содержит перечень причин инвалидности. В целях пенсионного обеспечения (с учетом правовых последствий) они могут быть объединены в следующие группы:
а) общее заболевание (в т.ч. увечье, не связанное с работой, инвалидность с детства), трудовое увечье или профессиональное заболевание
б) военная травма (в т.ч. заболевание, непосредственно связанное со спецификой несения военной службы)
в) заболевание, полученное в период военной службы (не связанное с выполнением обязанностей военной службы)
г) заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст.27 Закона № 1596-ХII пенсии по инвалидности назначаются независимо от причины инвалидности при наличии следующего стажа работы ко времени наступления инвалидности или обращения за пенсией:
Инвалиды войны
Статус инвалида войны в Украине определяет Закон Украины №3551-ХII от 22 октября 1993 года «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». Инвалиды войны вместе с участниками боевых действий и участниками войны относятся к ветеранам войны.
Инвалиды Великой Отечественной войны
К инвалидам войны в Украине в первую очередь относят лиц из числа:
- военнослужащих действующей армии и флота,
в период Великой Отечественной войны.
Боевые действия после войны, ядерные испытания и аварии
К инвалидам войны принадлежат также инвалиды из числа:
- военнослужащих,
- лиц вольнонаемного состава,
- сотрудников органов внутренних дел,
- сотрудников служб безопасности и внешней разведки,
которые стали инвалидами в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при:
- защите Родины, выполнении других обязанностей военной службы, связанных с пребыванием на фронте в послевоенный период ,
- ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных аварий, ядерных испытаний, с участием в военных учениях с применением ядерного оружия, другим поражениям ядерными материалами.
Военные раны и раны при разминировании
К инвалидам войны относятся лица, которые стали инвалидами в результате ранений или другого вреда здоровью, полученных в районах боевых действий в период ВОВ, а также от взрывчатых материалов, боеприпасов и военного вооружения в послевоенных период, а также во время выполнения работ по разминированию боеприпасов времен ВОВ, независимо от времени их выполнения. Гражданские лица – инвалиды войны К инвалидам войны относят лиц, которые стали инвалидами в результате военных действий ВОВ или стали инвалидами по тем же причинам в несовершеннолетнем возрасте в военные и послевоенные годы.
Ранения в истребительных батальонах 1941-1954 годов
К инвалидам войны относятся военнослужащие, лица вольнонаемного состава, а также бывшие бойцы истребительных батальонов, взводов и отрядов по ликвидации диверсионно-террористических групп и других незаконных формирований на территории бывшего Союза ССР в период 1941-1954 годов и стали инвалидами в результате ранения, контузии или увечья, полученных во время выполнения служебных обязанностей.
Ранения при боевых действиях в других государствах
Инвалидами войны являются участники боевых действий на территории других государств, которые стали инвалидами в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с пребыванием в этих государствах.
Инвалидность от заболевания во время или после войны
К инвалидам войны относятся лица, которые брали непосредственное участие в боевых действиях во время ВОВ и войны с Японией, а также лиц, которые в несовершеннолетнем возрасте вступили в армию или флот во время военных призывов 1941-1945 годов и стали инвалидами в результате общего заболевания или заболевания, полученного во время прохождения военной службы или службы в органах внутренних дел, государственной безопасности, других военных формированиях.
Заболевания при ликвидации Чернобыльской катастрофы
К ветеранам войны причисляют лиц, привлеченных в состав Гражданской обороны, которые стали инвалидами в результате заболеваний, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльськой катастрофы.
Источник: Закон Украины №3551-ХII от 22 октября 1993 года «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»
Какие льготы имеют инвалиды войны?
12 марта 2012 г. | Администратор
Согласно статье 13 Закона Украины &ldquoО статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты &rdquo от 22.10.1993 г. № 3551 инвалидам войны и приравненным к ним лицам (статья 7) предоставляются следующие льготы:
1) безвозмездное получение лекарства, лечебных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения по рецептам врачей
2) внеочередное безвозмездное зубопротезирование (за исключением протезирования зубов из драгоценных металлов), безвозмездное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями
3) безвозмездное внеочередное обеспечение санаторно-курортным лечением с компенсацией стоимости проезда в санаторно-курортное учреждение и обратно, или получение вместо путевки денежной компенсации. Порядок предоставления путевок, а также размер и порядок выплати компенсаций, определяются Кабинетом Министров Украины. Инвалиды войны обеспечиваются путевками в соответствующих органах социальной защиты населения, здравоохранения, Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, специально уполномоченным центральным органом исполнительной по охране государственной границы Украины и в других органах по месту пребывания на учете или по месту работы.
4) 100-процентная скидка оплаты за пользование жильем (квартирная плата) в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством (21 кв. метр общей площади жилья на каждое лицо, которое постоянно проживает в жилом помещении (дома) и имеет право на скидку платы, и дополнительно 10,5 кв. метра на семью)
5) 100-процентная скидка оплаты за пользование коммунальными услугами (газом, электроэнергией и другими услугами), а также сжиженным баллонным газом для бытовых потребностей в пределах средних норм потребления. Площадь жилья, на которую предоставляется скидка, при расчетах оплаты за отопление составляет 21 кв. метр отопительной площади на каждое лицо, которое постоянно проживает в жилом помещении (доме) и имеет право на скидку платы, и дополнительно 10,5 кв. метров на семью. Для семей, которые состоят лишь из нетрудоспособных лиц, предоставляется 100-процентная скидка за пользование газом для отопления жилья на двойной размер нормативной отопительной площади (42 кв. метры на каждое лицо, которое имеет право на скидку платы, и 21 кв. метр на семью)

6) 100-процентная скидка стоимости топлива, в том числе жидкого, в пределах норм, установленных для продажи населению, для лиц, проживающих в домах, которые не имеют центрального отопления
7) безвозмездный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного соединения и автобусами пригородных и междугородных маршрутов, в том числе внутрирайонных, внутри и межобластных маршрутов независимо от расстояния и местожительства. Это право также распространяется и на лицо, которое сопровождает инвалида I группы
8) внеочередной безвозмездный капитальный ремонт собственных жилых домов и квартир и первоочередной текущий ремонт жилых домов и квартир в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины
9) внеочередное обслуживание амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также внеочередная госпитализация. Ликвидация госпиталей для инвалидов Великой Отечественной войны осуществляется лишь по согласованию с Кабинетом Министров Украины
10) внеочередное безвозмездное установление квартирных телефонов и внеочередное пользование всеми услугами связи. Абонементная плата за пользование квартирным телефоном устанавливается в размере 50 процентов от утвержденных тарифов, а для инвалидов Великой Отечественной войны и войны с Японией со 100-процентной скидкой от утвержденных тарифов
11) пользование при выходе на пенсию (независимо от времени выхода на пенсию) или при изменении места работы, теми поликлиниками и госпиталями, к которым инвалиды войны были прикреплены по месту предшествующей работы
12) право на ежегодное медицинское обследование и диспансеризацию с привлечением необходимых специалистов
13) внеочередное трудоустройство по специальности в соответствии с подготовкой и заключением медико-социальной экспертизы. Труд инвалидов войны регулируется соответствующими нормами законодательства Украины о труде и социальной защите инвалидов
14) преобладающее право на сохранение работы при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда, а также на трудоустройство в случае ликвидации предприятий, учреждений, организаций
15) выплату помощи по временной нетрудоспособности работающим инвалидам войны в размере 100-процентной средней заработной платы независимо от их стажа работы
16) выплату работающим инвалидам помощи по временной нетрудоспособности до 4 месяцев подряд или до 5 месяцев на протяжении календарного года, а также помощи по государственному социальному страхованию за весь период пребывания в санатории с учетом проезда туда и обратно в случае, если для лечения не хватает ежегодного и дополнительного отпусков
17) использования очередного ежегодного отпуска в удобное для инвалидов войны время, а также получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до двух недель за год
18) внеочередное обеспечение жильем лиц, которые требуют улучшения жилищных условий, в том числе за счет жилой площади, которая передается министерствами, другими центральными органами государственной исполнительной власти, предприятиями и организациями в распоряжения местных Советов и государственных администраций. Лица, указанные в этой статье, обеспечиваются жилой площадью на протяжении двух лет со дня взятия их на квартирный учет, а инвалиды І группы, причисленные к участникам боевых действий на территории других стран - на протяжении года. Органы государственной исполнительной власти, исполнительные комитеты местных Советов обязаны предоставлять помощь инвалидам войны в строительстве индивидуальных жилых домов. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, садоводства и городничества отводятся указанным лицам в первоочередном порядке
19) получения займа на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт жилых домов и подворных сооружений, присоединение их к инженерным сетям и коммуникациям, а также займа на строительство или приобретение дачных домов и благоустройство садовых участков с погашением этого займа на протяжении 10 лет начиная из пятого года после окончания строительства. Указанные займы предоставляются в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины
20) первоочередное право на вступление в жилищно-строительные (жилые) кооперативы, кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей, стоянок для транспортных средств и их техническое обслуживание, в садоводческие общества, а также право на приобретение материалов для индивидуального строительства и изготовление садовых домиков. Гаражи и стоянки для транспортных средств инвалидов войны, которые имеют медицинские показания на обеспечение транспортом, должны сооружаться вблизи их домов.
21) инвалидам I и II групп предоставляется право безвозмездного проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом, а лицам, которые сопровождают инвалидов I группы (не более одного сопровождающего), - 50-процентная скидка стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) указанными видами транспорта. Инвалидам III группы предоставляется право безвозмездного проезда один раз на два года (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом независимо от наличия железнодорожного сообщения или проезда один раз в год (туда и обратно) указанными видами транспорта с 50-процентной скидкой стоимости проезда. Инвалидам войны и лицам, которые сопровождают в поездках инвалидов І группы (не более одного сопровождающего), предоставляется право пользования междугородным транспортом указанных видов в период с 1 октября по 15 мая с 50-процентной скидкой стоимости проезда без ограничения количества поездок.
22) внеочередное безвозмездное обеспечение автомобилем (при наличии медицинских показаний для обеспечения автомобилем) на срок эксплуатации до 10 лет (с последующей заменой на новый автомобиль), выплату компенсации на бензин (топливо), ремонт, техническое обслуживание автомобилей или на транспортное обслуживание в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины
23) освобождения от уплаты налогов, сборов и таможенных пошлин всех видов, а также земельного налога
24) освобождение от арендной платы за нежилые помещения, которые арендуются инвалидами войны под гаражи для специальных средств передвижения (автомобилей, мотоколясок, велоколясок и т.п.) и безвозмездное предоставление для этих средств гаражей-стоянок независимо от их формы собственности
25) внеочередное устройство в учреждения социальной защиты населения, а также обслуживание службами социальной защиты населения на дому. В случае невозможности осуществление такого обслуживания учреждениями социальной защиты населения, инвалидам войны возмещаются затраты, связанные с уходом за ними, в порядке и размерах, установленных действующим законодательством
26) внеочередное обслуживание предприятиями, учреждениями, организациями службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, междугородного транспорта
27) право на внеочередное обеспечение продовольственными товарами улучшенного ассортимента и промышленными товарами повышенного спроса в соответствии с перечнем и нормами, которые устанавливаются Правительством Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. Для продажи этих товаров создаются специализированные салоны-магазины, секции, отделы и прочие виды льготного торгового обслуживания.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!