Таможенные льготы и привилегии международном таможенном сотрудничестве
Международное таможенное право
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Понятие и содержание таможенного права, направления его регулирования в мире и в России. Общие положения о международных таможенных договорах и соглашениях, их подписание. Нововведения Таможенного кодекса Таможенного союза, их характер и значение.
реферат [31,9 K], добавлен 01.10.2013
Понятие источников, целей, задач и принципов международного таможенного права. Решения международных организаций по вопросам таможенного сотрудничества. Международный обычай и прецеденты международных отношений. Международные документы и акты (СНГ).
курсовая работа [28,5 K], добавлен 21.04.2009
Сотрудничество в рамках Таможенного союза с точки зрения международного и уголовного права. Причины появления международной преступности. Принципы сотрудничества правоохранительных органов Казахстана и других стран при расследовании преступлений.
дипломная работа [384,6 K], добавлен 19.04.2014
Понятие, сущность и основные особенности международного права, международное публичное и частное право, их соотношение. Источники, понятие, структура и реализация, субъекты и принципы, кодификация и прогрессивное развитие, отрасли международного права.
лекция [81,7 K], добавлен 21.05.2010
Особенности правового обеспечения таможенного дела. Источники таможенного права России как совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права, основные критерии их классификации.
контрольная работа [17,4 K], добавлен 23.12.2010
Таможенное право как комплексная отрасль Российского права, его предмет и соотношение с другими отраслями права. Правовое регулирование таможенного дела, источники таможенного права, международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству.
курсовая работа [36,7 K], добавлен 03.02.2011
Международное право как система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения.
реферат [18,6 K], добавлен 08.11.2011
Предмет, понятие и сущность таможенного права. Место таможенного права в системе правовых наук. Соотношение предмета таможенного права с предметом таможенного дела. Установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования.
реферат [33,8 K], добавлен 04.12.2010
Система международного права: общее понятие и сущностная характеристика. Виды источников международного права, их ключевые отличия от источников национального права. Международный договор и обычай как важнейшие источники межгосударственных отношений.
курсовая работа [37,9 K], добавлен 19.04.2013
Понятие и сущность международного права, его форма, источники, субъекты и объекты. Функции и юридическая обязательная сила. Основные этапы становления международного права, процесс и формы правотворчества, классификация норм, его цели и принципы.
курс лекций [40,7 K], добавлен 04.10.2010
Часть 1. Международное таможенное право
1.1 Понятие, содержание и система международного таможенного права
1.2 Источники международного таможенного права
1.3 Понятие субъекта и объекта международного таможенного права
Часть 2. Основные институты, термины, категории
Часть 3. Схематическое изображение материала
Заключение
Список литературы
Введение
Международное таможенное право - отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.
Международное таможенное право -- совокупность принципов и норм, координирующих и регулирующих таможенные отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений.
Всего существует три вида таможенных режимов: режим наибольшего благоприятствования, который заключается в предоставлении другому государству, его юридическим и физическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений при условии соблюдения прав и интересов других участников международных таможенных отношений национальный режим, который заключается в приравнивании предприятий и граждан одного государства к предприятиям и гражданам другого государства режим преференций, который предполагает предоставление другому государству, его физическим и юридическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений.
Объект - международное таможенное право.
Предмет - понятие, содержание, источники таможенного права.
Цель - изучить и проанализировать понятие, содержание, источники таможенного права.
Поставленные задачи:
- изучить понятие, содержание и систему международного таможенного права
- проанализировать источники международного таможенного права
- раскрыть понятие субъекта и объекта международного таможенного права.
Часть 1. Международное таможенное право
1.1 Понятие, содержание и система международного таможенного права
В настоящее время под таможней принимается государственное учреждение, осуществляющее таможенный контроль за перемещением через таможенную границу государства предметов, товаров, физических лиц, услуг и капиталов и взимание предусмотренных таможенными тарифами таможенных пошлин и таможенных сборов с этих товаров. В Российской Федерации таможни вместе с Государственным Таможенным Комитетом и региональными таможенными управлениями входят в единую систему таможенных органов. Таможни наделены правом запрещать перемещение через таможенную границу государства товаров, не удовлетворяющих условиям, предусмотренным национальным таможенным законодательством данной страны (например, товары, не снабженные соответствующей лицензией или запрещенные к ввозу или вывозу с данной таможенной территории, а также товары, не прошедшие таможенную очистку, и т.д.).
Международное право России важную роль в организации международного общения отводило таможенным союзам, цель которых состояла в решении труднейшей задачи: насколько возможно парализовать разъединяющее значение территориальных границ и слить договорные народы в одно экономическое общество. Эти идеи получили свое закрепление в многочисленных международных документах, предшествовавших выработке Устава Организации Объединенных Наций. Торгово-политические условия импорта товаров в пределах таможенной территории договаривающихся государств рассматриваются в качестве основных и важнейших оснований торговых договоров. [4, C. 114]
Развитие и становление в мировом сообществе все новых и новых сфер межгосударственного сотрудничества привело к расширению функций таможенных органов, созданию и диверсификации норм и принципов международного права, а это, в свою очередь, вызвало необходимость выработки четкого определения самого понятия международного таможенного права. Однако до сих пор государствами на договорной основе не выработано и не закреплено такое определение. Отсутствует оно и в специальной юридической литературе. В то же время мы видим, что нормы и принципы этого права получили в наше время широкое международно-правовое закрепление.
Международное таможенное право можно определить как обобщенные правила и обязательства государств мирового сообщества, нормы и принципы по регулированию отношений в организации таможенного контроля за перемещением через их таможенные границы предметов, товаров, физических лиц, услуг и капиталов по установлению и унификации таможенных тарифов, действующих на созданных государствами единых таможенных территориях в рамках таможенных союзов и таможенных зон по условиям взимания таможенных пошлин и таможенных сборов и установления уровня таможенных ставок по проведению совместных мероприятий по борьбе с контрабандой, укреплению экономической безопасности государств, претворению в жизнь принципа таможенного разоружения. Иными словами, это -- обобщенные правила и обязательства, установленные государствами на договорной основе, нормы и принципы, регулирующие их отношения в сфере межгосударственного таможенного сотрудничества.
Система международного таможенного права рассматривается в настоящей работе в качестве отрасли (подсистемы) общего международного публичного права. В свою очередь, эта отрасль может иметь свои подотрасли (свои подсистемы). Поскольку международное таможенное право находится в стадии становления, то вопрос о выделении этой системы представляет большую сложность и может быть рассмотрен чисто эмпирически, с учетом действующей практики установления межгосударственных и международных таможенных связей в мировом сообществе. [4, C. 117]
В зависимости от предмета регулирования можно пойти по пути выделения таких подотраслей, как право таможенного транзита, право таможенных льгот, процессуальное таможенное право и др. а также отдельных комплексов международно-правовых норм по регулированию таможенного режима промышленного сотрудничества, таможенного режима международных научно-технических связей государств, таможенного режима при передаче технологии и др. [4, C. 118]
1.2 Источники международного таможенного права
Понятие источников международного таможенного права. Источниками международного таможенного права являются формы закрепления (внешнего выражения) норм, созданных согласованными позициями его субъектов. Источники международного права едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов таможенных правоотношений. Следует отметить, что источниками международного таможенного права могут являться и процедуры или методы разработки международных норм. Основным источником обязательств в международном таможенном праве являются правовые акты, т.е. уже реализованные акты, ибо они порождают последствия международных таможенных отношений. Часто используются еще два источника: односторонние акты и резолюции международных организаций.
Отсюда юридическими источниками международного таможенного права являются: основные принципы современного международного таможенного права, международный обычай, международный договор, внутреннее законодательство государств (субъектов права), односторонние заявления государств, прецеденты международных отношений, прецедентное право Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, действующая практика в области международных таможенных отношений, решения международных организаций по вопросам таможенного партнерства и сотрудничества. [3, C. 94]
Следовательно, форма, в которой выражено правило, сообщающая ему качество правовой нормы, называется источником права в юридическом смысле.
Юридическими источниками международного таможенного права являются: международный договор, как общий, так и по специальным вопросам международных таможенных отношений международный обычай, признанный государствами в качестве правовой нормы общие принципы современного международного права, внутренний закон, прецеденты международных отношений, действующая практика в области международных таможенных отношений решения международных организаций по вопросам международного таможенного сотрудничества и взаимопомощи государств. [3, C. 96]
В качестве вспомогательного источника могут быть использованы решения международных судов и арбитражей, а также официальные доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.
Основные принципы современного международного таможенного права. Главная цель международного таможенного права -- обеспечение экономической безопасности и охрана суверенитета государств. Экономическая безопасность государств непосредственно связана с обеспечением мира, прекращением гонки вооружений на земле и недопущением ее в космосе, решительным оздоровлением всей международной обстановки, возвращением к политике разрядки.
Основными задачами международного таможенного права являются:
-- обеспечение международной экономической безопасности и неукоснительное соблюдение неотъемлемого суверенного права государств выбирать свою экономическую таможенную систему
-- свобода межгосударственного общения от произвола и незаконных эмбарго, бойкота, торговых, таможенных, кредитных и технологических блокад
-- обеспечение использования международных отношений в целях устранения эксплуатации менее развитых в экономическом отношении стран более развитыми в промышленном отношении государствами недопущение политического давления устранение неправомерных экономических отношений
-- содействие перестройки международных экономических отношений на началах уважения государственного и экономического суверенитета, равноправия и взаимной выгоды, создания благоприятных условий для развития сотрудничества между государствами в области таможенных связей и взаимопомощи. [3, C. 98]
Таким образом, отраслевые принципы, с учетом специфики предмета правового регулирования данной отрасли развивают и конкретизируют основные принципы современного и международного публичного права, лежащие в основе этой отрасли.
Этими специфическими отраслевыми принципами, регулирующими область международного таможенного сотрудничества государств, сложившихся в ходе практического осуществления их международных экономических и таможенных связей, являются:
-- принцип содействия становлению нового экономического порядка, основанного на подлинной справедливости, суверенном равенстве национальных экономик, взаимозависимости, общности интересов, взаимной и равной выгоде в таможенном сотрудничестве между всеми государствами независимо от их экономических и социальных систем
-- принцип запрещения прямых или косвенных действий, имеющих целью препятствовать осуществлению экономического суверенитета государств
-- принцип обеспечения постоянного и все возрастающего расширения и либерализации международной торговли, основывающейся на универсальном применении режима наиболее благоприятствуемой нации
-- принцип равноправного использования государствами преимуществ международного разделения труда, способствующего развитию широкого разностороннего торгового обмена товарными массами с соблюдением равноправия всех форм собственности на основе использования выгод от исторически сложившихся форм интернационализации хозяйственной жизни
-- принцип содействия экономическому росту развивающихся стран и преодоления имеющегося экономического разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами в целях укрепления экономического суверенитета развивающихся стран
-- принцип совершенствования организационного механизма международного таможенного сотрудничества в рамках организаций, конференций универсального, континентального, регионального и субрегионального масштаба как средства укрепления мира, повышения уровня благосостояния народов и их экономического суверенитета
-- принцип невзаимности. Этому принципу в практике международных отношений развивающихся стран придается большое значение. [6, C. 102]
Принципы международного таможенного права как наиболее важные и наиболее общие правила поведения участников международного общения оказывают определенное влияние на создание международных таможенных норм, являющихся наиболее конкретными правилами поведения государств в сфере международных таможенных отношений.
Тот или иной принцип способствует становлению более конкретных правил поведения. Эти общие и более конкретные, специфические правила, развивающие и детализирующие принципы международных таможенных отношений государств, и составляют систему норм международного таможенного права.
1.3 Понятие субъекта и объекта международного таможенного права
Субъектами международного таможенного права являются суверенные государства. В качестве таковых они обладают подлинным государственным и экономическим суверенитетом. Государственный суверенитет -- верховенство государства на своей территории экономический -- его полная независимость в международном общении в мирохозяйственных связях. Совокупность этих двух видов составляет основу его полного суверенитета. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, подчеркивается, что «каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету». [5, C. 9]
Как субъект международного таможенного права государство обладает международными правами и несет определенные обязанности, которые осуществляет в рамках и на основе норм и принципов современного международного права. Поэтому все государства в международной системе наделены одинаковыми правами и обязанностями независимо от присущих им различий политического, экономического, социального или иного характера. Однако следует иметь в виду, что вместе с тем принцип суверенного равенства государств не исключает их физических различий в части реального объема и содержания их прав и обязанностей как производных, индивидуальных, так и приобретенных или принятых на себя в соответствии с заключенными ими международными договорами. В международных экономических отношениях взаимодействуют все, кто выходит на мировой рынок: государства, международные организации, национальные компании и многонациональные корпорации. [3, C. 103]
Что касается международных таможенных правоотношений, то они имеют сложную материальную основу, поскольку в них аккумулируются таможенные отношения между государствами с рыночной и плановой экономикой, отношения между развивающимися странами и государствами с рыночной экономикой, отношения между развивающимися странами и государствами с плановой экономикой и, наконец, отношения только между развивающимися странами.
Необходимой предпосылкой возникновения таможенного правоотношения являются нормы международного таможенного права. Государства, будучи субъектами международного таможенного права, выступают в двух качествах как создатели норм международного таможенного права и как стороны, отношения между которыми регламентируются этими нормами.
Составными частями международного таможенного правоотношения являются: а) субъекты правоотношения б) права субъектов правоотношения в) обязанности субъектов правоотношения г) объект правоотношения, т.е. то, по поводу чего стороны заключили международное соглашение. [6, C. 109]
Таким образом, если говорить о субъектах международных таможенных правоотношений, то их круг, в отличие от субъектов международного таможенного права, значительно шире. Наряду с суверенными государствами субъектами международных таможенных правоотношений являются также международные организации, как межправительственные, так и неправительственные юридические и физические лица, как национальные, так и иностранные.
В современной системе государств международные экономические отношения являются лишь частью их общих международных отношений и охватывают различные формы их внешнеэкономических связей, обусловленные объективными процессами международного разделения труда. Если в обычном смысле под объектом международного права понимается «все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения, т.е. материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государств», то объектом правового регулирования международного таможенного права являются международные экономические отношения государств в современной всеобщей системе межгосударственных связей, направленные на уважение экономического и таможенного суверенитета их участников. [3, C. 112]
В основе правового регулирования международных экономических отношений лежат нормы и принципы международного публичного, международного экономического, международного торгового и международного частного права. Нормы и принципы международного таможенного права охватывают в основном всю совокупность форм и методов правового регулирования международных экономических отношений государств в современной всеобщей системе международных отношений. Следовательно, международное таможенное право является нормативной подсистемой международной системы. Оно имеет свой предмет регулирования, отличный от предмета регулирования внутригосударственного права.
Международное таможенное право не регулирует внутренние отношения в государствах, хотя во многих случаях оказывает на них определенное воздействие через национальное право государства. Это воздействие направлено главным образом на совершенствование форм и методов подсистемы экономического сотрудничества государств в международной системе при уважении экономического суверенитета государств.
Часть 2. Основные институты, термины, категории
Административное урегулирование таможенного правонарушения - процедура, установленная национальным законодательством, в соответствии с которой таможенная служба уполномочена урегулировать таможенное правонарушение либо посредством предписания по нему, либо на основе компромисса.
Источники международного права - те формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.
Источники права - форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы
Международное Таможенное Право - совокупность норм и принципов (обязательств и правил), установленных государствами и(или) международными организациями на договорной основе, регулирующих отношения в сфере международного сотрудничества по таможенным вопросам.
Субъекты международного права - это участники международных отношений, наделенные международными договорами и соглашениями правами и обязанностями, и несущие ответственность за неисполнение возложенных на них обязанностей.
Таможенная служба - государственная служба, ответственная за выполнение таможенного законодательства и взимание пошлин и налогов, а также применение иных законов и нормативных актов, касающихся импорта, экспорта, перемещения или хранения товаров.
Таможенное право -- комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной право-отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики. международное таможенное право
Таможенное правонарушение - любое нарушение или попытка нарушения таможенного законодательства.
Таможенные формальности - все операции, которые должны совершаться лицами, которых это касается, и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства.
Таможенный контроль - меры, применяемые таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Таможенный орган - административное подразделение таможенной службы, компетентное в совершении таможенных формальностей, а также здания, сооружения или другие территории, определенные для этой цели компетентными органами.
Таможенный союз - образование, формирующее таможенную территорию, заменяющую две или более территории и имеющее в завершающей стадии следующие характеристики:
- общий таможенный тариф и общее или гармонизированное таможенное законодательство для применения данного тарифа
- отсутствие любых таможенных пошлин и аналогичных сборов при торговле между странами, входящими в состав таможенного союза, теми товарами, которые были полностью произведены в указанных странах или в отношении которых были соблюдены все формальности, касающиеся импорта, и были собраны или обеспечены гарантией таможенные пошлины и аналогичные сборы и если в отношении них не был применен полный или частичный возврат таких пошлин и сборов.
- отсутствие ограничительных подзаконных актов о торговле внутри таможенного союза.
Таможня -- государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление. [7]
Часть 3. Схематическое изображение материала
Заключение
В настоящее время под таможней принимается государственное учреждение, осуществляющее таможенный контроль за перемещением через таможенную границу государства предметов, товаров, физических лиц, услуг и капиталов и взимание предусмотренных таможенными тарифами таможенных пошлин и таможенных сборов с этих товаров.
Международное таможенное право - обобщенные правила и обязательства, установленные государствами на договорной основе, нормы и принципы, регулирующие их отношения в сфере межгосударственного таможенного сотрудничества.
Источники международного таможенного права - формы закрепления (внешнего выражения) норм, созданных согласованными позициями его субъектов. Юридические источники международного таможенного права: международный договор, как общий, так и по специальным вопросам международных таможенных отношений международный обычай, признанный государствами в качестве правовой нормы общие принципы современного международного права, внутренний закон, прецеденты международных отношений, действующая практика в области международных таможенных отношений решения международных организаций по вопросам международного таможенного сотрудничества и взаимопомощи государств.
Субъектами международного таможенного права являются суверенные государства. В обычном смысле под объектом международного права понимается все то, по поводу чего субъекты международного права могут вступать в международные правоотношения объектом правового регулирования международного таможенного права являются международные экономические отношения государств в современной всеобщей системе межгосударственных связей, направленные на уважение экономического и таможенного суверенитета их участников.
Список литературы
Конституция РФ от 12 декабря 2003 г.
Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 г. №61-ФЗ.
Бекяшев К.А. Моисеев Е.Г. Международное таможенное право: учеб. 2-е изд. М. Проспект, 2009. 316 с.
Борисов К.Г. Международное таможенное право. М. Юристъ, 2007. 236 с.
Зверев О.Е. Храбсков В.Г. О таможенном кодексе Российской Федерации // Московский журнал международного права, 2004. № 1. С. 8-12.
Халипов С.В. Таможенное право: учеб. 4-е изд. М. Высшее образование, 2009. 344 с.
Чмель Г.Н. Малая таможенная энциклопедия. СПб. Питер, 2004. 483 с.
Сандровський К.К. (ру) Таможенное право Украине (2000)
Глава IX. Система таможенных привилегий и преференций в международном праве
В отличие от прошлых времен, когда некоторые таможенные льготы предоставлялись лишь на основании норм между народной вежливости, в настоящее время существует довольно разветвленная система льгот, прав и преимуществ, предоставляемых как тем или иным субъектам международного права и их официальным представителям, так и отдельным категориям физических и юридических лиц, товаров, предметов, транс портных средств и т.д. на основании соответствующих между народных договоров и обычных правовых норм.
Чаще всего речь идет о таможенных привилегиях, предоставляемых иностранным дипломатическим и консульским представительствам, специальным миссиям, постоянным представительствам государств при международных организациях и миссиям постоянных наблюдателей при них, делегациям государств на сессии и в органы международных меж правительственных организаций, делегациям на международные межправительственные конференции, а также некоторым другим, представляющим субъекты международного права, органам внешних сношений. Такими же привилегиями в области таможенных вопросов пользуются (при соблюдении предусмотренных международным правом условий) и члены дипломатического персонала вышеупомянутых органов внешних сношений, члены семей этих лиц.
Таможенные привилегии — это непременная составляящая всего комплекса особых прав, преимуществ и изъятии и сферы действия местной юрисдикции, которые образуют, вместе взятые, один из важных институтов международного личного права — дипломатические привилегии и иммунитеты. Таможенные привилегии лучше всего рассмотреть на примере ст. 36 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. На момент принятия Конвенции 1961 г. нор мы, касающиеся таможенных привилегий, в известной мере были новеллой в международном праве. Дело в том, что до этого, как уже упоминалось, иностранные представительства хотя и освобождались от уплаты таможенных пошлин за ввоз из-за границы предметов, предназначенных для нужд представительства, но делалось это не в порядке правовой обязанности государства пребывания, а лишь исходя из норм международной вежливости.
Правда, практика государств на этот счет была довольно устойчивой. Известно, например, что и в Западной Европе, и в Русском государстве еще в XVI —XVII вв. иностранные представительства (и временные, специальные миссии, и начинавшие уже кое-где создаваться постоянные посольства и миссии) вполне определенно рассматривались как подлежащие изъятию из обложения таможенными пошлинами и освобождаемые, как правило, от таможенного досмотра принадлежащих посольству грузов.
Именно поэтому так бурно реагировала, выражая свое возмущение, специальная миссия стольника П.И. Потемкина и дьяка С. Румянцева, направленная русским царем Алексеем Михайловичем к Людовику XIV в 1667 г. когда на французской границе, в Байонне, таможенные власти заставили их уплатить пошлину. Но на требование осмотреть багаж послы ответили категорическим отказом. И только в Париже король распорядился в виде исключения возместить расходы русской миссии.
И все же твердые гарантии в этом отношении дала только трансформация сложившейся здесь практики в обязательные для выполнения государствами договорные нормы международного права.
Принятая по результатам кодификации и прогрессивного развития норм международного права в этой области формулировка п. 1 ст. 36 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. гласит, что государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин предметы, предназначенные для официального пользования представительства.
Как видим, международный договор, устанавливая общий принцип освобождения иностранных посольств от таможенных формальностей, отсылает здесь к внутреннему праву государств при определении конкретного объема прав и обязанностей дипломатических представительств, пользующихся таможенными привилегиями.
Так, в Украине, являющейся участницей Венской конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, и в порядке выполнения вытекающих из нее обязательств. Таможенный кодексе содержит следующую основную в этой части норму: "Дипломатические представительства иностранных государств на территории Украины при условии соблюдения установленного порядка перемещения через таможенную границу Украины могут ввозить в Украину и вывозить с ее территории предназначенные для официального (служебного) пользования представительств предметы с освобождение ем от таможенного досмотра и всех видов платежей, за исключением сборов за хранение и таможенное оформление таких предметов вне мест расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов".
Кроме того, таможенные привилегии (в законодательстве Украины применяется в этих случаях термин "таможенные льготы") предоставляются, конечно, и членам дипломатического персонала (и приравненным к ним лицам, например, консульским должностным лицам) названных выше органов внешних сношений государства за рубежом. В качестве базового документа возьмем ту же Конвенцию 1961 г. Она устанавливает как свободу ввоза и освобождения от таможенных пошлин предметов, предназначенных для личного пользования дипломатического агента, включая предметы, предназначенные для его обзаведения, так и освобождение личного багажа дипломатического агента от таможенного досмотра (п. 1 "б" и п. 2 ст. 36).
Освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе личного багажа дипломатического агента должно предоставляться государством пребывания практически во всех случаях, если только речь идет о предметах, действительно пред назначенных для личного пользования дипломата и его семьи. С учетом этого принципа каждое государство своим законодательством определяет порядок пропуска багажа и отдельно следующих предметов, принадлежащих иностранным дипломатам и другим лицам, пользующимся таможенными привилегиями.
Таможенный кодекс Украины устанавливает следующие таможенные льготы для главы дипломатического представительства иностранного государства и членов дипломатического персонала представительства:
- они могут ввозить в Украину предметы, предназначенные для личного пользования, включая предметы первоначального обзаведения, и вывозить из Украины предметы личного пользования, включая приобретенные на территории Украины, с соблюдением порядка их перемещения через таможенную границу Украины и с освобождением от всех видов платежей, за исключением сборов за хранение и таможенное оформление предметов вне мест расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного
для них
— личный багаж главы диппредставительства иностранного государства, членов его дипломатического персонала, членов их семей, которые проживают вместе с ними, освобождается от таможенного досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз (вывоз) которых запрещен законодательством Украины или регулируется карантинными и иными специальными правилами. Такой досмотр должен осуществляться только в присутствии названных в этой статье лиц или их уполномоченных представителей. Прибегать к нему как крайней мере следует лишь при наличии действительно серьезных и обоснованных данных. Никакие субъективные оценки и произвольные действия таможенных властей при этом недопустимы. Отдельно следует рассматривать и оценивать вызываемые объективно складывающейся обстановкой случаи борьбы с терроризмом и поэтому вынужденно оправданные в таких случаях действия авиакомпаний большинства стран мира: электронное просвечивание (наряду с другим) багажа дипломатов ввиду необходимости обеспечения безопасности пассажиров и гражданской авиации в целом.
Убедительным примером значимости такой привилегии, как освобождение от таможенного досмотра, особой ее роли в общем ряду дипломатических привилегий и иммунитетов служит такой примечательный факт: это единственная привилегия, которая не предоставляется автоматически административно-техническому персоналу посольств и миссий. В остальном же, как известно, этот персонал согласно ст. 37 Конвенции 1961 г. может получить все дипломатические привилегии и иммунитеты, кроме освобождения от таможенного досмотра. Из предусмотренных ст. 36 Конвенции 1961 г. таможенных льгот члены административно-технического персонала могут пользоваться только беспошлинным ввозом предметов первоначального обзаведения.
На основе двусторонних соглашений, исходя принципа взаимности, что учитывает и таможенное законодательство Украины, на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала посольств и миссий могут быть распространены таможенные льготы, предоставляемые членам дипломатического персонала.
Вообще следует иметь в виду, что дипломатические привилегии и иммунитеты в настоящее время распространяются на довольно широкий круг лиц, объединяемых одним общим понятием: "лица, находящиеся под защитой международного права". Сейчас этот вопрос урегулирован в международном праве в конвенционном порядке. Ст. 1 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г.) дает следующее определение: "Лицо, пользующееся международной защитой, есть:
а) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, или глава правительства, или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие члены его семьи
б) любой представитель или должностное лицо государства, или любое должностное лицо, или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения такого преступления имеет паво в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи".
Неотъемлемым элементом такой защиты со стороны международного права являются, в частности, и рассматриваемые здесь таможенные привилегии. Они, в принципе, совпадают у перечисленных выше лиц, хотя по ряду других видов привилегий и иммунитетов до вступления в силу Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характе-ра 1975 г. существуют порой существенные различия в подходах о природе привилегий и иммунитетов и относительно объема предоставляемых льгот, преимуществ и изъятий.
Здесь, впрочем, не рассматривается вопрос о международной защите названных лиц и органов в целом, отмечается лишь то, что касается таможенных льгот, которыми пользуются по международному праву (причем в равной степени) и упомянутые представители государств, и международные должностные лица, находящиеся на международной гражданской службе в той или иной межправительственной международной организации и ответственные только перед ней.
Следует подчеркнуть, что и в первом, и во втором случаях речь идет о лицах, выступающих в сфере официальных отношений между государствами и международными организациями, т.е. в сфере внешних сношений. Именно поэтому таможенные привилегии предоставляются им только как часть всего комплекса дипломатических привилегий и иммунитетов, общепризнанных в международном праве и практике сначала в форме обычных, а сейчас уже и конвенционных норм (помимо уже называвшейся Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. это также Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.,
в которых нормы, касающиеся таможенных привилегий, по сути, ничем не отличаются друг от друга).
Таможенные привилегии не имеют самостоятельной ценности и значения, а составляют лишь частичку всего комплекса особых льгот, преимуществ и тогда, когда речь идет о привилегиях и иммунитетах, которыми пользуются сами международные организации, а не только названные выше международные должностные лица. В качестве примера можно сослаться на Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН 21 ноября 1947 г. В разд. 9 ст. ІІІ этой Конвенции говорится: "Специализированные учреждения, из активы, доходы и другая собственность:
в) освобождаются от таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе или вывозе специализированными учреждениями предметов для служебного пользования. Однако предполагается, что предметы ввозимые согласно таким изъятиям, не будут продаваться в стране, в которую они ввезены, иначе как на условиях, выработанных с правительством этой страны
с) освобождаются от таможенных сборов и импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе и вывозе собственных изданий".
Совершенно иной характер, на сей раз уже не в сфере официальных межгосударственных отношений, имеют таможенные льготы, предоставляемые каким-либо национальным организациям (фирмам, компаниям и т.п.), ведущим работы в области технического или гуманитарного сотрудничества на территории другого договаривающегося государства. Это касается, как правило, освобождения таких организаций и их специалистов от уплаты таможенных пошлин за ввозимые предметы, оборудование, материалы и др. в связи с выполнением обусловленных работ.
Подобного рода льготы, стимулирующие дальнейшее сотрудничество, имеют уже самостоятельное значение предоставляются они на основе специальных соглашений. Приме ром последних может служить Соглашение между Правительством Украины и Правительством США о гуманитарном и технико-экономическом сотрудничестве от 7 мая 1992 г. в соответствии с которым организация USAID (Агентство Соединенных Штатов по Промышленному Развитию), точнее: Региональная миссия USAID для Украины, Беларуси и Молдовы выступающая как координатор программ гуманитарной помощи Украине от имени США, своими письмами начальникам Украинских таможен дает подтверждение поступления в Украину грузов в рамках названного Соглашения и координирует их распределение. Суть льгот в том, что согласно п. "а" ст. 1 названного Соглашения ". товары, поставки и другое имущество, предоставляемое или используемое в связи с программами помощи США, могут импортироваться, экспортироваться или использоваться в Украине с освобождением от каких-либо тарифов, сборов пошлин, налогов на импорт и иных аналогичных сборов, накладываемых Украиной или какой-либо ее организацией".
От рассмотренных выше таможенных привилегий для иностранных официальных представительств и их персонала, а также таможенных льгот, предоставляемых по соглашениям некоторым иностранным организациям, действующим на территории государства-контрагента, следует отличать тарифные льготы (тарифные преференции). Последние предоставляются также в силу соответствующих принципов и норм международного права, инкорпорированных затем национальным правом, но сводятся они лишь к льготам в области таможенного обложения при ввозе определенных видов товаров или из определенных стран и при этом не предполагают освобождения от таможенного досмотра и других таможенных процедур.
Порядок предоставления тарифных преференций допускает при осуществлении торгово-политических отношений с иностранными государствами либо освобождение от оплаты
таможенной пошлины по действующему в стране таможенному тарифу, либо снижение ставок таможенных пошлин, либо установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров:
а) происходящих из государств, образующих между собой таможенный союз или зону свободной торговли
б) происходящих из развивающихся стран, пользующихся принятой в отношении них всеобщей системой преференций.
В гл. V уже говорилось о том, что таможенные союзы и зоны свободной торговли в своей завершающей стадии требу ют полного освобождения от взимания таможенных пошлин в обменах внутри созданной ими (договаривающимися государствами) единой таможенной территории. Правда, по условиям соглашений о свободной торговле (обычно — в протоколах к ним) могут предусматриваться исключения из ре жима беспошлинной торговли по определенным видам товаров или может быть обусловлена квота на беспошлинный ввоз определенного количества такого товара.
Обобщенная информация относительно применения положений соглашений о свободной торговле в рамках СНГ и стран Балтии содержится в инструктивном письме по этому поводу Государственной таможенной службы Украины № 11 /2 - 2782 от 20.03.98. В качестве примера приведем из названного документа фрагмент, касающийся соглашения с Российской Федерацией.
"В соответствии со статьей 1 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о свободной торговле (вступило в силу с 29.03.94) Договаривающиеся Стороны не будут применять таможенные пошлины, налоги и сборы, оказывающие эквивалентное влияние на экспорт и/или импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории другой Договаривающейся Стороны".
Товары, предназначенные для таможенной территории Украины и происходящие из Российской Федерации, не облагаются ввозной пошлиной и налогом на добавленную стоимость при условии:
1) подтверждения происхождения товаров путем предоставления сертификата формы СТ-1
2) соблюдения правила "непосредственной закупки ".
3) соблюдения правила "прямой отгрузки".
В соответствии с протоколом к Соглашению между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации свободной торговле от 24.06.93 (письмо ГТСУ от 06.11.97 № 11/3-11251) сахар белый (код по ТН ВЭД-1701 99100) исключен из режима свободной торговли.
Страна происхождения товаров определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения, утвержденными Решением Совета глав правительства Содружества Независимых Государств от 24.09.93-.
Содержание названного источника свидетельствует о том, что исключения из режима свободной торговли предусмотрены и в некоторых других подобного рода договорах. Так, Протоколом к Соглашению между Правительством Украины и Правительством Республики Узбекистан о свободной торговле от 29 декабря 1994 г. (вступил в силу 01.01.96) установлены перечни продукции, на которые распространяются количественные ограничения (квотирование, лицензирование) во взаимной торговле Украины с Республикой Узбекистан. Однако отмечается, что названный Протокол не ограничивает применения тарифных преференций в виде освобождения товаров от оплаты ввозной и вывозной пошлины во взаимной торговле Украины с Республикой Узбекистан.
Что касается порядка пропуска через таможенную границу Украины товаров, подпадающих под режим наибольшего благоприятствования или пользующихся национальным режимом, предусмотренных торгово-экономическими соглашениями Украины со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья (всего таких соглашений на 01.06.97 было 61), то Законом Украины от 3 апреля 1997 г. № 170/97-ВС установлено, что при ввозе на таможенную территорию Украины товаров и других предметов, происходящих из стран-контр-агентов Украины по таким соглашениям, применяются льготные ставки ввозной таможенной пошлины по Единому таможенному тарифу Украины. Это значит, что за сахар, например, льготная ставка пошлины составляет уже 10% стоимости. Во всех остальных, не охваченных такими соглашениями случаях, полная ставка пошлины по этой группе товаров составляет 20% цены товара.
Таможенными преференциями пользуются и в торговле с промышленно развитыми странами при ввозе на таможенную территорию последних товаров, происходящих или ввозимых из развивающихся государств. Такие преференции представляют собой особое изъятие из режима наибольшего благоприятствования обычно в виде скидок с таможенного тарифа на невзаимной основе и не распространяющихся на третьи страны.
Суть данного явления изложена в таком известном документе, как Принципы Женевской Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 1964 г. В Общем принципе 8 там, в частности, говорится: "Международная торговля должна быть взаимовыгодной и проводиться на основе режим наибольшего благоприятствования. В рамках этой торговли не должны предприниматься действия, наносящие ущерб торговым интересам других стран. Однако развитые страны должны предоставлять уступки всем развивающимся странам и распространять на них все те уступки, которые предоставляют друг другу при этом они не должны требовать взамен от развивающихся стран каких бы то ни было уступок".
Рекомендации ЮНКТАД на этот счет были восприняты развитыми государствами с целью создания благоприятных торгово-политических условий для экономического подъема развивающихся стран. Так, Союз ССР уже с 1 января следующего (1965) года отменил при ввозе на его территорию таможенные пошлины "на товары, ввозимые и происходящие из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки".
В настоящее время в рамках применения названных принципов, ЮНКТАДа разработана система так называемых обобщенных преференций. Поскольку эти принципы отходят от обычных правил международной торговли, уста нов ленных ГАТТ (прежде всего это касается режима наибольшего благоприятствования), потребовалось их одобрение со стороны ГАТТ посредством введения специальной оговорки, получившей название "положение о наделении прав способностью". Эта оговорка была впервые принята 25 июня
1971 г. и затем примерно через каждые 10 лет возобновлялась на основе директив, предложенных Комиссией ЕС и затем единогласно одобренных 19 декабря 1994 г. Советом Евросоюза, и сложилась названная выше система. Схема обобщенных преференций строится на использовании такого испытанного средства торговой политики, как тариф. Ее цель — предоставить развивающимся странам таможенный тариф, наделяющий их преимуществами по сравнению с развитыми странами, обеспечивая для экспортируемых ими товаров предпочтительный доступ на рынок Сообществ, а значит, увеличение доходов от экспорта. На первых порах только скидки с таможенных тарифов стран ввоза и позволяли рассчитывать развивающимся странам на подобные благоприятные перспективы. Но в дальнейшем предоставление преференций стало преследовать задачи более высокого порядка, а именно: обеспечение стабильного экономического и социального развития изначально бедных стран, постепенное и гармоничное их включение в мировую экономику. К тому же расширился круг стран, пользующихся такими преференциями. Теперь странами-бенефициариями стали Южно-Африканская Республика, страны, образовавшиеся после распада Советского Союза, а также Албания.
Новая схема, принятая в декабре 1994 г. Советом Европейского Союза, учитывает эти новые условия и тенденцию их развития. Документ, принятый Советом, ввел схему обобщенных тарифных преференций, рассчитанную на четырехлетний период (1995 — 1998) в отношении некоторых продуктов промышленного производства, происходящих из развивающихся стран. Тогда же, 19 декабря 1994 г. отдельным документом были предусмотрены обобщенные тарифные преференции в отношении продуктов сельскохозяйственного производства, происходящих из тех же стран.
В Приложении III к первому из упомянутых документов содержится список 145 стран-бенефициариев и некоторых еще не достигших независимости территорий, пользующихся теми же обобщенными тарифными преференциями. В этом общем списке и все 12 стран - участниц СНГ, или, как их официально именуют на Западе, "новых независимых государств".
Рассматриваемый префенциальный режим подчиняется строгим условиям, связанным с происхождением продукции это, с одной стороны, само определение происхождения продукции, а с другой — методы осуществления контроля за ее происхождением.
Определение происхождения продукции особенно важно в случае, когда в производстве данного изделия участвуют две или более страны. В такой ситуации страна, которая является последним звеном в экспорте товара, может воспользоваться системой обобщенных преференций только в том случае, если степень переработки продукции, произведенной в этой стране, достаточна для того, чтобы ей было присвоено происхождение.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!