Финансовые льготы для малых предприятий
Финансовый менеджмент в малых предприятиях
Читайте также:
Финансовый менеджмент в малых предприятиях имеет особенности в зависимости от масштабов, целей, форм и видов деятельности этих предприятий в соответствии с Федеральным законом О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации . Эти факторы оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т.п. Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на изменение спроса и предложения, оперативно удовлетворять потребности в товарах, продукции, работах, услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда в основном это обслуживание населения.
Предпринимательство в незначительных масштабах не требует больших накоплений не только из-за отсутствия необходимости в дорогостоящих производственных фондах, но и благодаря высокой оборачиваемости капитала.
Однако малые предприятия не способны выступать инициаторами создания наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство на выпуск новой продукции, товаров, услуг. Но это производство не становится массовым и серийным.
Важна государственная поддержка малого бизнеса, особенно в период его становления. Такая поддержка рассчитана на стимулирование деловой активности и расширение объемов деятельности и обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя. Государственные и местные органы власти имеют возможность вовлекать в предпринимательскую деятельность свободные земли и ресурсы, нежилой муниципальный фонд, воздействовать на инвестиционную политику малых предприятий главным образом через субсидии и налоговые льготы.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малых предприятий
• создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий
• установление упрошенного порядка регистрации, лицензирования деятельности малых предприятий, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности

• поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий.
Существуют фонды поддержки малого предпринимательства — некоммерческие организации, создаваемые в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства являются юридическими лицами.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, — многопрофильные, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.
Иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, не рассматриваются как малые предприятия. Предприятия, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставном капитале которых доля одного или нескольких иностранных юридических лиц превышает 25%, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. Предприятия, созданные по законодательству Российской Федерации и отвечающие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, учредителями которых являются физические лица — граждане иностранных государств, уже рассматриваются как малые предприятия.
Для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности. Эта система действует наряду с общепринятой системой налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
Применение упрощенной системы предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохранен действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, оформляют первичные документы бухгалтерской отчетности и ведут книгу учета доходов и расходов по упрощенной форме — без применения способа двойной записи, плана счетов и т.д.
Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих, включая работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают следующие организации:
• занятые производством подакцизной продукции
• созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий:
• кредитные организации
• страховые
• инвестиционные фонды
• профессиональные участники рынка ценных бумаг
• предприятия игорного и развлекательного бизнеса.
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки этих субъектов на налоговый учет. Годовая стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта РФ в зависимости от вида деятельности. Годовая стоимость патента выплачивается ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемых органом государственной власти субъекта РФ.
Законодательство по налогу на прибыль устанавливает определенные льготы для малых предприятий.
Субъекты малого предпринимательства могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства в первый год их работы могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. При прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента его регистрации суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения прибыли.
Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства могут компенсировать кредитным организациям полностью или частично доходы, недополученные ими при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом.
Для аккумулирования временно свободных денежных средств создаются общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.
Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. Фонды поддержки малого предпринимательства могут компенсировать страховым организациям полностью или частично доходы, недополученные ими при страховании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Государственная финансовая поддержка развития малых предприятий
Во время изучения данной темы необходимо обратить внимание на то, что малые предприятия ориентированы преимущественно на массового потребителя, наиболее зависимы от влияния конкуренции и склонны к банкротству. Такая тенденция должна учитываться государством.
В период становления малых предприятий, конечно, необходима государственная финансовая поддержка, рассчитанная на стимулирование деловой активности, расширения объемов производства.
Поддержка развития малого бизнеса со стороны государства осуществляется двумя путями: 1) финансовая помощь в формировании первоначального капитала для создания малых предприятий 2) обеспечение благоприятных условий для развития действующих малых предприятий.
Финансовую поддержку малого предпринимательства в Украине можно разделить на два основных направления: прямая и непрямая.
Прямая финансовая поддержка осуществляется через такие формы: предоставление субсидий, субвенций, формирования государственных фондов, создания специализированных финансовых учреждений.
Субсидии — это финансовая помощь государства за счет средств бюджета на финансирование капитальных расходов, которые необходимы для развития экономики государства, но не выгодны для предприятия.
Субвенции — финансовая помощь государства местным органам власти для финансирования конкретных объектов. Подлежит возвращению в случае ее нецелевого использования.
Финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, внебюджетных средств, в том числе средств полученных от приватизации государственного имущества и других источников финансирования, частных и иностранных инвестиций.
Объем ежегодных ассигнований на государственную поддержку малого предпринимательства определяется в расходной части Государственного бюджета Украины. Распорядителем этих средств является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Предусматривается, что органы государственной власти и местного самоуправления могут выделять для поддержки малого предпринимательства средства в размере не меньше 0,5 % годовых доходов соответствующих бюджетов.
Другое направление государственной финансовой поддержки развития предпринимательства имеет непрямой характер. Он постепенно вытесняет рычаги прямого административного влияния. К основным формам государственной финансовой поддержки предпринимательство принадлежит: налоговые скидки (или полное освобождение от налогов) налоговые льготы ускоренная амортизация скидки на научно-исследовательские работы скидки на расходы, связанные с подготовкой кадров для предпринимательской деятельности и др.
Отмеченные формы государственной поддержки в той или иной степени используются в Украине и зарекомендовали себя как эффективные и гибкие рычаги государственной помощи, которые имеют по большей части недискриминационный характер.
Доступным источником финансирования малого предприятия является предоставление правительством гарантий возвращения ссуд в случае неплатежеспособности малых предприятий. Это уменьшает риск для заимодателя и устраняет главное препятствие на пути предоставления ссуд малым предприятиям.
Но для функционирования такой системы финансирования необходима соответствующая банковская система с определенным капиталом. К сожалению, кредитных источников для малого предпринимательства в Украине практически нет. Главная причина этого — неудовлетворительное состояние экономики: спад производства, инфляция, нестабильность в регулировании финансовой и банковской деятельности.
Таким образом, банки в Украине не являются источником кредитования малых предприятий и удовлетворяют лишь незначительную часть действующих предприятий.
В то же время в Украине существует три потенциально доступных источника получения финансовых ресурсов для малого предпринимательства:
· Украинский фонд поддержки предпринимательства
· Украинский государственный фонд поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств
· Государственный инновационный фонд Украины.
Основными заданиями фонда поддержки предпринимательства являются:
1. Содействие реализации государственной политики развития предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов на возвратной и безвозвратной основе, финансирования целевых программ и проектов, частичной уплаты процентов за предоставленные предпринимателям кредиты учреждениями банков.
2. Сотрудничество с международными иностранными и Украинскими финансовыми учреждениями по вопросам развития предпринимательства.
3. Участие в реализации международных договоров в части финансового обеспечения развития предпринимательства в Украине.
Для реализации основных заданий фонда используются средства, предусмотренные Государственным бюджетом Украины на финансовую поддержку предпринимательства.
Учитывая незначительный размер средств, которые были в распоряжении фонда, он не стал действенным инструментом в политике финансовой государственной поддержки предпринимательства и развития конкуренции.
С целью активизации предпринимательской деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, в частности путем создания ними предприятий по заготовке, переработке, хранению, реализации сельскохозяйственной продукции, производству строительных материалов и развитию других рыночных структур агросервиса, распоряжением Кабинета Министров Украины был образован Украинский государственный фонд поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. Основная цель деятельности этого фонда — обеспечение реализации государственной политики поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, создание стабильных финансовых условий для становления и развития конкурентного частного крестьянского сектора экономики в Украине. Средства фонда пополняются ежегодно через Государственный бюджет и направляются на разработку проектов отведения земельных участков, возмещения части расходов, связанных с уплатой процентов за пользование займами банков и на другие потребности, предусмотренные уставом фонда.
Другим источником финансовой государственной поддержки малого предприятия является Государственный инновационный фонд Украины. Средства Госиннофонда формируются за счет бюджетных ассигнований, обязательных отчислений предприятий, а также добровольных взносов юридических и физических лиц.
Получение предприятием льготного займа на 1—1,5 года по инновационному проекту дает возможность предприятию обновить основные средства, провести технологическую переоснастку производства для выпуска наукоемкой продукции, для замены импортной продукции.
Важной формой государственной финансовой поддержки малого предпринимательства является льготное налогообложение. Сокращение налоговых льгот значительно ослабило деловую активность в сфере малого предпринимательства, повлекло значительное уменьшение количества новообразованных и действующих малых предприятий.
Общепризнанно, что основным регулятором экономики любого государства является налоговая система, которая может или стимулировать развитие производства и привлекать инвестиции, или сдерживать деловую активность.
Налоговая система сегодня неадекватна условиям переходной экономики и не обеспечивает эффективного решения проблем развития экономических реформ.
Внесенные в последнее время некоторые изменения к налоговой системе несколько ослабляют налоговое давление на товаропроизводителей, расширяют их возможности для увеличения внутренних накоплений и оплаты труда. Однако существенных сдвигов в формировании налоговой системы в направлении стимулирования предпринимательской деятельности еще нет. Анализ процесса рыночных превращений в Украине свидетельствует, что несовершенная система налогообложения и отсутствие целеустремленной последовательной финансовой поддержки предпринимательства — основные преграды на пути формирования рыночной среды государства, развития малого предпринимательства. Это вызывает необходимость разработки и реализации действенной политики государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.
С целью усовершенствования государственной финансовой поддержки предпринимательской деятельности необходимо предусмотреть такие мероприятия:
1. Усовершенствование кредитной политики, а именно организация государственных кредитных учреждений с целью льготного кредитования предпринимательской деятельности.
2. Усовершенствование налоговой политики, то есть создание благоприятного налогового климата для субъектов малого предпринимательства, в частности для тех, которые осуществляют деятельность в приоритетных направлениях.
3. Последующее совершенствование прямой финансовой поддержки со стороны государства, а именно: финансирование за счет бюджетных средств государственных, отраслевых и основных региональных программ поддержки малого предпринимательства привлечение средств местных бюджетов для финансирования региональных программ развития предпринимательства, целевых проектов обеспечение условий для создания и деятельности негосударственных фондов поддержки предпринимательства поощрение общественных объединений, финансовых организаций к предоставлению средств в поддержку развития малого предпринимательства по приоритетным направлениями и тому подобное.
Таким образом, налоговая система и финансово-кредитная политика должны быть направлены на стимулирование развития малого предпринимательства, реально помогать в создании новых фирм, открытии бизнеса гражданами-предпринимателями. Реальная финансовая помощь малому предпринимательству будет способствовать не только его становлению, то есть появлению новых субъектов ведения хозяйства, но и будет направлена также на обеспечение его финансовой самостоятельности, на создание благоприятных условий развития на национальном и мировом рынке.
Неэффективность в настоящее время действующей системы государственной финансовой поддержки развития малого предпринимательства заключается в том, что мероприятия в сфере государственной политики развития малого предпринимательства разрабатываются и утверждаются на уровне Кабинета Министров Украины и не имеют правовой и юридической силы, поскольку правовые принципы и гарантии предпринимательства, основные обязанности гражданина, в том числе и предпринимателя как физического лица определяются исключительно законами Украины.
Кроме того, неэффективность государственной поддержки развития малого предпринимательства предопределена несовершенством, незавершенностью организационного построения комплексной действенной системы, направленной, прежде всего на финансовое и ресурсное обеспечение развития малого предпринимательства. В отдельных случаях механизм функционирования системы государственной поддержки малого предпринимательства неадекватен реальному состоянию внутренней и внешней среды малого предпринимательства. Для устранения отмеченных недостатков необходимо, чтобы система государственной поддержки малого предпринимательства отвечала тем заданиям, которые должно решать государство, поднять ее на качественно новые концептуально-программные параметры и утверждаться на законодательном уровне.
Следует заметить, что субъектам малого предпринимательства предоставляется льготный кредит за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Для получения льготного кредита субъекты малого предпринимательства предоставляют специальной комиссии коммерческого банка, которому разрешено кредитование за счет средств ЕБРР, расчеты относительно использования кредита и размер прибыли от его использования.
Предоставленные расчеты должны отвечать таким требованиям:
1. Соблюдение оптимального соотношения между собственными и заимствованными средствами. Как правило, собственных средств малое предприятие должно иметь не меньше 30 % общей потребности в финансовых ресурсах.
2. Малое предприятие должно быть кредитоспособным.
С этой целью определяются соответствующие финансовые коэффициенты, которые характеризуют финансовое состояние малого предприятия.
3. Обеспеченность кредита.
4. Малое предприятие обязательно должно быть частным предприятием.
5. Наличие кредитного договора, заключенного между малым предприятием и коммерческим банком.
Коммерческий банк, которому разрешено осуществлять кредитование за счет средств Европейского банка реконструкции и развития проводит анализ хозяйственной деятельности малого предприятия, обращая внимание на кредитоспособность этого предприятия, поскольку коммерческий банк берет на себя риск невозвращения выданного кредита.
В соответствии с договоренностью с Европейским банком реконструкции и развития коммерческий банк, который предоставляет кредит субъекту малого предпринимательства, должен отвечать таким требованиям:
1. Коммерческий банк обязательно должен быть частным.
2. Иметь лицензию Национального банка Украины на проведение операций с иностранной валютой.
3. Четко придерживаться требований, которые предусмотрены соглашением, которое заключается между коммерческим банком и Национальным банком Украины предоставлять финансовые отчеты для проверки международным аудиторам.
4. Поддерживать соотношение между внесенным капиталом и активами коммерческого банка (4 % в начале получения кредита и 8 % на период возвращения кредита).
Причинами отказа в предоставлении кредита субъекту малого предпринимательства могут быть:
1) неудовлетворительное текущее финансовое состояние субъекта малого предпринимательства
2) неудовлетворительное управление малым предприятием
3) отсутствие надлежащего контроля за использованием кредитных ресурсов
4) непригодная технология и организация производства.
Полученный субъектом малого предпринимательства кредит должен быть целевым, а именно: использоваться на долгосрочное финансирование средств производства и оборотного капитала финансирование экспертных контрактов, импортных технологий кредитование аренды основных средств.
В то же время кредит не предоставляется на такие мероприятия: покрытие обязательств малого предприятия коммерческому банку финансирование жилищных программ инвестиции в ценные бумаги.
Минимальный размер кредита составляет 50 тыс. долларов, максимальный — 2,5 млн. долларов.
Срок возвращения кредита зависит от того, на какие мероприятия используется кредит. В частности, в случае использования кредита на финансирование экспортно-импортных поставок срок возвращения кредита установлен в пределах 6—12 месяцев при условии кредитования средств производства срок возвращения кредита — 5 лет.
Проценты за пользование кредитом устанавливаются на уровне маржи коммерческого банка, который предоставляет кредит.
Изучая вопрос зарубежного опыта относительно государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса, следует обратить внимание, что во многих государствах мира существуют специальные государственные органы управления и поддержки малого бизнеса. В частности, в США — Администрация малого бизнеса в Японии — Национальная администрация малого бизнеса в Канаде — Министерство по делам малого бизнеса в России — Государственный комитет Российской Федерации по поддержке развития малого предпринимательства.
Для осуществления государственной поддержки в отмеченных государствах действует специальное законодательство, которое регулирует комплекс вопросов поддержки малого предпринимательства.
В США, например, государственная поддержка развития малого предпринимательства реализуется, главным образом, в виде дотаций, прямых ссуд и гарантий (как правило, гарантий правительства), то есть гарантируется компенсация почти всей суммы долга в случае неплатежеспособности малого предприятия (до 90 % суммы кредита). Государственное гарантирование кредитов осуществляется при участии средств бюджета (в первую очередь в случае банкротства малого предприятия), а также средств частных финансовых учреждений.
Негосударственное гарантирование кредитов осуществляется по двум вариантам: первый — в гарантировании принимают участие частные финансовые учреждения, а гарантируют коммерческие банки или страховые компании. Во втором случае гарантия предоставляется обществом взаимного страхования.
В Германии цель государственной поддержки малого и среднего предпринимательства — повышение эффективности и конкурентоспособности этого сектора экономики.
Финансовая помощь малым и средним предприятиям предоставляется по таким направлениям:
· предоставление ссуд на расширение, реконструкцию, приобретение и создание предприятий
· финансирование участия в капитале больших предприятий
· долгосрочное инвестирование или сохранение рабочих мест
· поручительство перед кредитными обществами
· инвестиционная помощь в проведении энергосберегающих мероприятий
· стимулирование внедрения передовой технологии, повышения квалификации кадров, охраны окружающей среды
· субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Малые и средние компании финансируются в Германии тремя банками: «Кредитный банк возрождения», «Дойче-банк», «Берлинер индустрибанк». В Германии ограничиваются абсолютные размеры ссуд, которые предоставляются малым фирмам. Для мелких производителей их граница составляет — 600 тыс. марок в розничной торговле —700 тыс. марок в оптовой торговле — 900 тыс. марок в промышленности — 1 млн марок.
При этом государство гарантирует кредитному учреждению возвращение 80% предоставленной ссуды. Получение одного вида финансовой помощи не исключает получения других.
В России государственная поддержка малого предпринимательства направлена на обеспечение таких условий, в которых субъекты предпринимательской деятельности имеют возможность развернуть свою деятельность как полноправные участники рыночной экономики.
Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет общие положения относительно государственной поддержки и развития этого сектора экономики, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Для каждой из отмеченных стран характерны общие черты поддержки и развития малого предпринимательства, а именно:
1. Наличие специальных правовых актов, которые определяют цель государственной политики и регулируют комплекс вопросов государственной поддержки предпринимательской деятельности.
2. Развита система специализированных правительственных заведений и организаций с государственным или смешанным капиталом, которые обеспечивают координированное выполнение комплекса заданий относительно поддержки предпринимательства, в частности малого.
3. Разработка и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, консультационного, внешнеэкономического, кадрового содействия малому предпринимательству.
4. Ассигнование программ поддержки малого предпринимательства из бюджетов разных уровней, создание стимулирующих налоговых инструментов, использование разнообразных форм и методов финансирования, создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных инструментов, привлечение частных кредитов и инвестиций в сферу малого предпринимательства путем государственных гарантий, страхования и тому подобное.
5. Ориентация на непрямые формы поддержки малого предпринимательства, которые не тормозят влияние рыночных механизмов.
3.3 Финансовые льготы для малых предприятий
Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. Если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов ма-лого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими, то в течение первых четырех лет своей деятельности эти субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Общее законодательство по налогу на прибыль устанавливает следующие льготы для малых предприятий. В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, при условии, если выручка от этих видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции, работ, услуг. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый год работы, малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 % и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции, работ, услуг. Льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных и реорганизованных предприятий, их филиалов и структурных подразделений. При прекращении малым предприятием дея-тельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока начиная со дня его государственной регистрации, сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюд-жет.
Субъекты малого предпринимательства могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.
Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли.
Кредитование субъектов малого бизнеса осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпри-нимательства.
Фонды поддержки могут компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.
Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.
Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. Фонды поддержки малого предпринимательства могут компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.
Размер, порядок и условия компенсации устанавливается договором между страховой организации и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.
Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд.
Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции, товаров и услуг для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15 % от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные по-ставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осу-ществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно- импортных операциях, а также по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участию в международных поставках и ярмарках.
Размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической деятельности, устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответст-вующим государственным или муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства.
Анализ финансового состояния предприятия малого бизнеса
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Значение и задачи малого предприятия. Государственная поддержка малого бизнеса. Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности. Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре. Инновационная роль малого предпринимательства. Особенности менеджмента.
дипломная работа [49,8 K], добавлена 09.09.2008
Управление финансами малого предприятия как фактор успеха. Исследование роли, значения и задач малого бизнеса в экономике страны. Обзор истории развития малого бизнеса в России. Проведение финансового анализа деятельности малого предприятия ООО "Сфера".
курсовая работа [64,6 K], добавлена 01.03.2013
Понятие малого предпринимательства, его состояние и проблемы в России. Элементы финансового механизма развития малого бизнеса. Экономические показатели деятельности предприятия, анализ управления формированием прибыли. Программы финансового оздоровления.
дипломная работа [719,2 K], добавлена 22.12.2012
Суть, задачи, функции и объекты финансовой стратегии малого бизнеса. Особенности генеральной и оперативной стратегий. Этапы разработки финансового плана развития предприятия: оптимизация активов, распределение прибыли, создание инвестиционной политики.
реферат [156,0 K], добавлена 06.08.2014
Комплексный подход и пофакторный анализ финансовой привлекательности региона. Оценка финансового состояния отдельных малых предприятий (МП), климата бизнеса, относительной стабильности условий осуществления производственно-хозяйственной деятельности.
реферат [26,0 K], добавлена 25.02.2011
Сущность и критерии малого предпринимательства. Денежные фонды и резервы, принципы организации финансов и этапы жизненного цикла предприятия. Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Доходный потенциал местных бюджетов.
курсовая работа [31,4 K], добавлена 09.12.2010
Особенности субъектов малого предпринимательства. Нормативно-правовое регулирование поддержки развития малого бизнеса. Анализ показателей финансового состояния ООО "Бином". Оценка экономического эффекта при применении упрощенной системы налогообложения.
дипломная работа [1,6 M], добавлена 16.09.2014
Теоретические основы финансирования малого бизнеса, роль и значение малого бизнеса в реформируемой экономике. Развитие институциональной среды, формы государственной финансовой поддержки, появление новых форм финансирования малого бизнеса в России.
курсовая работа [103,0 K], добавлена 11.02.2010
Развитие малого предпринимательства в России и его современное значение. Критерии отнесения предприятий к малым. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса в РФ. Анализ различных режимов налогообложения, оценки эффективности их применения.
курсовая работа [55,7 K], добавлена 25.09.2014
Показатели развития малого бизнеса в РФ. Налогообложение малого бизнеса в России и в развитых странах, специальные налоговые режимы. Виды налогов и сборов, выплачиваемых малыми предприятиями. Оптимизация налоговых платежей предприятия малого бизнеса.
дипломная работа [129,7 K], добавлена 06.12.2009
Методичка по финансам
4) Важную роль в стимулировании процессов общественного развития призвана играть система финансовых льгот и санкций. Финансовые льготы расширяют возможности наиболее эффективного инвестирования денежных ресурсов в производство и тем самым создают благоприятные условия для его роста и совершенствования. К финансовым льготам относятся, например, разрешение на проведение ускоренной амортизации основных фондов, освобождение от налогообложения части прибыли предприятий, направляемой на научно-технические разработки, проведение природоохранных мероприятий и т.п. Санкции же усиливают материальную ответственность субъектов хозяйствования за конечные результаты деятельности, нарушение требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.
К сожалению, в существующей системе финансовых взаимосвязей как льготы, так и санкции пока что слабо используются в интересах достижения лучших результатов хозяйствования. По действующему налоговому законодательству перечень льгот неоправданно ограничен отсутствует их дифференциация по территории страны, учитывающая специфику отдельных регионов нет системы льгот, ориентирующей предприятия на приоритетные направления развития народного хозяйства.
Мало результативны и применяемые сегодня финансовые санкции. Главный их недостаток в том, что они не соразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно в части санкций за невыполнение договоров поставки продукции. Чтобы финансовые санкции стали реальными и эффективно действующими, необходимо усиление материальной ответственности за невыполнение принятых взаимных обязательств.
5. Финансовый рынок, его роль в распределении финансовых ресурсов.
Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их инвестирование и целенаправленное использование обеспечивается финансовым рынком.
Финансовый рынок – это особая форма организации движения денежных средств в народном хозяйстве. Финансовый рынок предназначен для мобилизации временно свободных денежных средств и эффективной организации их использования. Финансовый рынок способствует движению денежных средств от владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам). К субъектам финансового рынка также относятся эмитенты:
1) юридические лица, являющиеся субъектами хозяйствования и стремящиеся получить дополнительные финансовые ресурсы для инвестирования их в затраты по расширению производства
2) органы государственной власти, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов.
Посреднические функции между эмитентами и инвесторами выполняют специализированные торговые организации: дилерские и брокерские фирмы.
Финансовые рынки можно классифицировать по сфере распространения, по основной группе финансовых активов, по видам финансовых активов, по степени организованности.
По сфере распространения, т.е. по широте охвата, можно выделить международный и внутренний финансовые рынки. В свою очередь, как международный (т.е. мировой), так и внутренний рынок состоит из ряда региональных рынков, которые образуются финансовыми центрами (банками, биржами, финансовыми компаниями и т.д.) в отдельных регионах мира или данного государства.
Мировые финансовые рынки – это центры сосредоточения банков и других кредитно-финансовых институтов, совершающих международные валютные и кредитные операции, сделки с золотом, ценными бумагами и другими финансовыми активами.
Внутренний финансовый рынок – это финансовый рынок, функционирующий внутри данного государства.
Объектом финансового рынка являются финансовые активы. К ним относят: валютные ценности (иностранная валюта и ценные бумаги, выраженные в валюте) ценные бумаги (фондовые, коммерческие, выраженные в рублях) драгоценные металлы и драгоценные камни, деньги (рублевые банкноты, депозиты, вклады), кредитный капитал (кредит, заем), ценные бумаги, представляющие безусловное долговое обязательство страховых компаний и пенсионных фондов (страховое свидетельство, медицинский полис, пенсионный полис).
Поэтому по основной группе финансовых активов финансовый рынок подразделяется на валютный рынок, рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, рынок ценных бумаг, денежный рынок, кредитный рынок, страховой рынок.
Основным объектом купли-продажи на финансовых рынках является ценная бумага. Это документ, удостоверяющий имущественное право владельца бумаги при ее предъявлении. Она содержит предусмотренные законом реквизиты: номинальную цену, срок обращения на рынке, способ погашения, фискальный режим. По характеру обращения на рынке выделяют долговые и долевые ценные бумаги.
Долговая ценная бумага имеет твердую фиксированную процентную ставку с обязательством выплаты капитальной суммы долга на определенную дату в будущем. Примером долговой ценной бумаги является облигация.
Долевые ценные бумаги представляют долю их владельца в реальной собственности и удостоверяют право владельца на получение доли прибыли предприятия в виде дивидендов и на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия.
На основе классических видов ценных бумаг могут образовываться «гибридные» финансовые документы: казначейские обязательства, векселя, сберегательные сертификаты и др.
Все ценные бумаги могут быть предъявительскими и именными.
Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется на учетный, межбанковский и валютный рынки.
К учетному рынку относят тот рынок, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды ценных бумаг, главная характеристика которых - высокая ликвидность и мобильность.
Межбанковский рынок - часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в виде межбанковских депозитов на коротких сроках.
Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле. услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.
Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов. Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.
Финансовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также национальный и международный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и небиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, которые не котируются на бирже.
Финансовый рынок функционирует в форме рынка.
• ценных бумаг
- информационного
- коммерческих услуг
• ссудных капиталов
31. Количественное влияние финансов на общественное производство характеризуется:
• объемом изымаемых у экономических субъектов финансовых ресурсов
- методами исчисления налогов
• объемами финансовых ресурсов, направляемых на инвестиции в реальный сектор экономики
• финансовыми льготами экономическим субъектам
- методами предоставления средств
32. Качественное воздействие финансов на общественное производство характеризуется:
• использованием налоговых льгот
• использованием поощрительных фондов
- объемами мобилизуемых и распределяемых финансовых ресурсов
• пропорциями средств, используемых на накопление и потребление
- методами формирования бюджетов разного уровня
33. Инструментами государственного финансового регулирования воспроизводственных и отраслевых пропорций являются:
34. Инструментами государственного финансового регулирования территориальных пропорций являются:
• различные формы поддержки нижестоящих бюджетов
• формирование и использование внебюджетных фондов
- налоговые льготы и санкции
35. Инструментами государственного финансового регулирования социальных пропорций являются:
• налоговые льготы и санкции в отношении физических лиц
• трансфертные платежи населению
39. Совокупность целенаправленных мер государства в области использования финансов - это:
• финансовая политика
- финансовый механизм
- финансовые санкции
40. Финансовый механизм - это:
- виды финансовых отношений
- совокупность объектов финансового распределения
- деятельность финансового аппарата страны
• совокупность форм организации финансовых отношений, способов и методов формирования и использования финансовых ресурсов
• все финансовые отношения
- все денежные отношения
- только финансовые отношения субъектов хозяйствования с государством
Обеспечение финансовыми ресурсами
Государственные и местные финансы - это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.
Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.
Финансы предприятий - главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, системы страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.
Функционируя в сфере материального производства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов.
Однако нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого. В рыночной экономике с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.
Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование, которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, а также привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.
Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику.
Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориальным распределением ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства.
С помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает предприятия осуществлять варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности всего общества. Вместе с тем вмешательство государства в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство государства в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.

Формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!