Льготы пожилым людям инвалидам
Механизмы защиты пожилых людей и инвалидов
Читайте также:
Изменение социального статуса человека, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических механизмов, форм и методов социальной политики по отношению к пожилым людям и инвалидам. В организации социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.
Изменение социального статуса человека в старости и инвалидности, как показывает практика, прежде всего, негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды. С переходом в категорию нетрудоспособных лиц, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения. С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди и инвалиды уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше - внутреннему состоянию, меняется временная перспектива. В сознании таких людей ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся личные жизненные перспективы, время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные - прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее.
Но возраст или болезнь - приносят с собой и изменение привычных жизненных стандартов и тяжелые душевные переживания, люди оказываются на обочине жизни.
Вторая особенность определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, человек пожилого возраста или инвалид всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем - отсюда запасливость, бережливость, осторожность. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности. Во-вторых, бег времени замедляется и становится более плавным. В целом, невостребованность лиц пожилого возраста и инвалидов входит в противоречие с общественной сущностью человека. Значит, надо ее подкрепить, в том числе социально. В частности, реализацией социальной политики средствами социальной работы, в доступных ей сферах, чтобы по возможности смягчить ситуацию.
В современном мире постоянно возрастает доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. Так, в России, ежегодно общая численность пенсионеров, в том числе по старости, увеличивается на 600-700 тыс. чел. Ожидается, что к 2015 году среди неработающих будут преобладать люди старше 60 лет.
По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 лет – к старшему, а от 90 лет и старше – к долгожителям. Эта классификация учитывает нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей.
Применительно к данным категориям лиц в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка этих граждан через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты.
Важное значение для создания пожилым людям достойных условий жизни имеют конституционные нормы и гарантии, условно включающие три вида: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи нормы, регулирующие положение особых групп пожилых людей (ветеранов, инвалидов, различных категорий пожилых людей в зависимости от возраста).
Составной частью политики формирования доходов пожилого населения являются законодательно закрепленные льготы, неразрывно связанные с пенсиями, пособиями и социальным обслуживанием. Сегодня в нашей стране существует более 1000 социальных льгот, среди которых около 200 категорий их получателей. По данным вопросам действует на федеральном уровне более 50 нормативных правовых актов.
В соответствии с федеральным законодательством определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров (Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан, ст.16):
· на дому, включая социально-медицинское
· полустационарное в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального обслуживания
· стационарное в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других, независимо от их наименования)
· срочное в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке
· социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.
Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов строится на основе законодательных актов: Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, федеральных законов («Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Так, в соответствии с ПостановлениемМинистерства труда и социального развития РФ от 08.07.1997 г. № 36 «Об утверждении примерного положения о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» разработаны основные направления деятельности данных центров. Центры социального обслуживания граждан могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др. В задачи центра входит выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера анализ социально-бытового обслуживания населения привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.
Анализ основных механизмов деятельности центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу с пожилыми людьми и инвалидами, получила наибольшее распространение и признание, является наиболее типичной. Однако она еще не охватывает многие категории лиц пожилого возраста и инвалидов, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым условиям. Центры социального обслуживания населения становятся эффективными нестационарными формами социальной поддержки пожилых людей и других категорий населения РФ.
Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы. К числу основных надомных услуг, гарантированных государством, относятся: организация питания и доставка продуктов на дом помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг и др.) помощь в оформлении документов, в т.ч. для установления оценки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения. Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.
Социальное обслуживание на дому производится бесплатно, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, обязанных содержать их по закону, но проживающие отдельно, а также проживающих в семьях, подушевой доход которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.
Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим бывшим работникам. Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством.

Социальная поддержка пожилых людей осуществляется через отделения срочной социальной помощи. Формы оказания такой помощи самые разнообразные: от распределения талонов на горячее питание, теплой одежды и обуви до ремонта бытовой техники и обеспечения топливом.
На региональном и муниципальном уровне постепенно реализуется новый подход к созданию комплекса учреждений, удовлетворяющих потребности пожилых людей в социальных услугах. Среди основных тенденций развития современных социальных служб – сочетание специализированности с комплексностью, сравнительно меньшее развитие стационарных учреждений по сравнению с открытыми (полустационарными и нестационарными), тяготение к соединению возможностей специализированных учреждений с мощным социализирующим и поддерживающим влиянием семью.
Конвенция о правах инвалидов разрабатывалась ООН при активном участии организаций людей, имеющих инвалидность, была принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и вступила в действие 3 мая 2008 г. Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г. Сейчас продолжается работа по ее анализу, разработке плана первоочередных мероприятий, что является необходимым условием для ее ратификации. В связи с этим следует отметить, что Конвенция обобщила теорию и опыт применения законодательств различных стран в сфере защиты прав и свобод людей с инвалидностью. Особенно важно, что Конвенция представляет собой первый всеобъемлющий, обязательный для исполнения документ для стран — членов ООН после его соответствующего подписания и ратификации.
Следует отметить, что в рамках концепции равных прав и свобод Конвенция вводит общие для всех стран основные понятия, связанные с их реализацией людьми с инвалидностью. Система общих понятий, прежде всего, касается определения терминов «инвалидность» и «инвалид». Согласно преамбуле (п. «е»), «инвалидность — это эволюционирующее понятие инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими…». Соответственно, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (ст. 1 Конвенции). По существу, Конвенция недвусмысленно утверждает, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, являются причиной инвалидности, а то состояние развития общества, которое создает барьеры для реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. В свою очередь, из этих принципов следует, что при реализации статей Конвенции должны учитываться многие факторы развития различных стран, в том числе их традиции и ресурсные возможности. При этом все страны-участницы должны последовательно и неуклонно идти в общих направлениях, указанных в статьях Конвенции. По мнению экспертов, принятие данной Конвенции в странах-участницах будет способствовать восприятию людей с инвалидностью полноправными гражданами, а не некоей особой общественной группой. Государства, которые ратифицируют Конвенцию, возьмут на себя юридическое обязательство относиться к инвалидам как к субъектам права, обладающим всеми гражданскими правами.
Социальная политика по отношению к инвалидам включает два основных направления: во-первых, изменение общественного мнения к проблеме инвалидности, формирование среды жизнедеятельности, создания системы социального и рационального трудоустройства во-вторых, создание необходимых условий для адаптации к новым жизненным реалиям с учетом индивидуальных особенностей человека.
В соответствии с принятым Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.) предусматривается ряд специальных прав для инвалидов, без которых они не могут успешно интегрироваться в общество:
· право на медицинскую помощь и медицинскую реабилитацию (бесплатно или на льготных условиях)
· право на обеспечение беспрепятственного доступа к информации
· право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры
· право на обеспечение жилой площадью (с оборудованием специальными средствами и приспособлениями)
· право на образование инвалидов
· право на трудоустройство
· право на материальное обеспечение
· право на социально-бытовое обслуживание
· право на санитарно-курортное лечение
· право на транспортное обслуживание
· право на создание общественных объединений.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.
Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе. Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий) натурального обеспечения услуг и льгот стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.
Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения протезирование льготы инвалидам оказание помощи бездомным. Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.
Таким образом, реализуются основные принципы ООН в отношении пожилых людей и инвалидов, призванных «привнести жизнь в годы, добавленные к жизни»: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.
В целом, социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам имеет своей целью их физическое и, главное, социальное и психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной ситуации. Конкретные усилия, согласно социальной модели, должны быть направлены не только на помощь людям в борьбе с их недугами, но и на изменения в обществе: необходимо бороться с негативными установками, рутинными правилами, «ступенями и узкими дверьми» и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Кто поможет инвалиду, пожилому человеку?
Если пожилой человек, инвалид, окружен вниманием состоятельных, богатых родственников, то ему остается пожелать только здоровья на всю, предусмотренную его судьбой жизнь. Хорошо иметь богатых родственников. А если он не имеет таких родственников, и уже не может обеспечить свое существование умственным или физическим трудом самостоятельно, то ему остается надеяться на пенсию, на заслуженные им льготы, то есть на помощь государства. Жизнь показывает, что многим эта помощь недостаточна.
Несмотря на идущий уже много лет в стране процесс перестройки и реформирования, продолжается стремительное расслоение народа на собственников и неимущих. Многие из неимущих - это бедные люди, у которых нет средств на проживание по-человечески. У неимущих нет достаточных доходов для обеспечения нормальной жизни. Попытки государства как-то их существенно увеличить фактически ничего не дают, так как рост цен на продукты питания и другие товары, стремительных рост тарифов на транспортные и коммунальные услуги, на услуги электросвязи значительно опережает рост заработной платы и пенсии.
Кроме того, в последнее время, с помощью Государственной Думы в нашу жизнь внедряются порядки “исправления” ранее принятых законов, предусматривающих целую серию льгот, существенно помогающих бедным людям, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны и других войн, “чернобыльцам”, ветеранам подразделений особого риска и др.
Эти исправления направлены на ликвидацию очень многих льгот якобы для создания фонда помощи малоимущим и оказания ее по принципу “адресности”. О какой адресности может идти речь в государстве, где более половины населения живет за чертой бедности?
Определенную роль в оказании благотворительной помощи пенсионерам, инвалидам и одиноким пожилым людям оказывают общественные организации, не получающие от государства прямой финансовой поддержки, но платящие уменьшенные налоги.
Такой общественной организацией является Межрегиональная общественная организация инвалидов “ Союз инвалидов “Патриот” и, в частности, ее Тверское отделение ТООО ИВС “Патриот” (председатель Правления И.С. Рыбин, его заместитель по социальным вопросам О.Н. Турков).
Поздравление ветеранов
О деятельности этой общественной организации с огромной благодарностью отзываются многие ее члены. Им оказывается существенная материальная помощь и помощь в лечении болезней и приобретении лекарств. В этой организации ведется работа по поддержанию морального духа инвалидов, приобщению их к полезной общественной работе. “Патриотом” проводятся мероприятия по сплочению его членов, воскрешению любви к жизни. Был проведен ряд встреч, на которых отмечались дни рождения, юбилеи, награждения орденами и другие важные события в жизни членов организации. Среди ее членов есть инвалиды без обеих ног, без одной ноги, тяжело больные, прикованные к постели в течение длительного времени. “Патриот” сумел обеспечить и их присутствие на встречах. На этих вечерах-встречах люди забывали о своих болезнях, физических недостатках, общались друг с другом, делились впечатлениями о войне, о службе в Вооруженных Силах, с удовольствием слушали выступления профессиональных и самодеятельных артистов, сами делились своими талантами, читали свои стихи, исполняли любимые песни. Именинники получали памятные подарки. Трудно себе представить, что значили эти вечера-встречи для людей, обделенных судьбой и прикованных к своей квартире и зимой и летом.
Встеча перед Новым Годом
Свидетелями таких встреч были представители областной и городской администрации. Центра реабилитации военнослужащих, Управления социальной защиты населения Администрации области, Совета Тверского областного Союза ветеранов Вооруженных Сил и офицеров запаса. Тверским телевидением велись репортажи с места встречи инвалидов. А однажды телевидение показало процедуру вручения инвалидной коляски члену ТООО ИВС “Патриот” Семенову В.В. у которого несколько лет назад были ампутированы обе ноги. В этой процедуре принимал участие и Губернатор области Платов В.И..
ТООО ИВС “Патриот” оказывал и оказывает большую помощь (патронажную, медикаментозную, устройством на лечение в медицинские учреждения, консультациями врачей-специалистов на дому и другую) инвалиду Филатову С.В. одинокому участнику Великой Отечественной войны, прикованному к койке в своей квартире уже длительное время.
Подобная помощь оказывалась и многим другим членам организации. В частности, участнику Великой Отечественной войны инвалиду Козлову Е.Д. у которого ампутирована одна нога. “Патриот” также помог ему с приобретением инвалидной коляски и протезированием ноги. Теперь Евгений Дмитриевич может не только передвигаться в своей квартире, но и совершать прогулки на улице.
Многие инвалиды, члены ТООО ИВС “Патриот” вовлечены в общественную работу в самой Организации и в ее филиалах, которую они ведут с удовольствием и весьма полезно. “Патриот” делает много и другого добра для инвалидов, из-за чего он стал для инвалидов вторым домом.
Отмечу, что ТООО ИВС “Патриот” никогда не была обузой для администрации области и города. Инвалиды, члены “Патриота” с надеждой смотрят на будущее этой общественной организации, а, следовательно, и на свою судьбу.
В.В. Крымов
Copyright © МООИ Союз инвалидов ПАТРИОТ 1999
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ - раздел Социология, Основы СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальное Обслуживание И Обеспечение Пожилых Людей Включает В Себя Пенсии И.
Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения протезирование льготы инвалидам
оказание помощи бездомным.
Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.
В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи и т.д.).
Наиболее развитая сеть социального обслуживания в Челябинской, Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.
Рассмотрим содержание работы Центра социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов). В него, как правило, входит несколько отделений. В отделении дневного пребывания (рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.
Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реаби-литационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.
В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).
Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости разовое оказание материальной помощи содействие в получении временного жилья оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»:
оказание юридической помощи в пределах своей компетенции оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.
Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.
Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.
Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах. Решается эта задача по-разному.
В одних странах пенсионеры получают пенсию и заработную плату полностью независимо от ее величины и в любой отрасли народного хозяйства. В других странах широко распространены так называемые отложенные пенсии, т.е. увеличение пенсий на определенный процент в зависимости от числа трудовых лет после пенсионного возраста. Практиковалось и практикуется это и в нашей стране. Имеет перспективу и добровольное страхование по старости (право на дополнительную пенсию). К сожалению, в 90-е годы пенсионное обеспечение в России является крайне недостаточным. Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому же она нередко выплачивается не вовремя.
В ряде регионов страны значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти: увеличиваются дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам различным категориям престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей и т.д.
Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур.
Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, герон-тологами уже давно определены перспективные направления разработки и выпуска соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:
а) автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции по приготовлению пищи
б) системы подъемников для ухода за лежачими больными и оказания им санитарно-гигиенической помощи
в) специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом возрастной специфики престарелых и т.п. а также, ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций
г) системы поручней и опорных скоб для принятия старым человеком ванны
д) специальных подставок, облегчающих надевание обуви
е) пологих пандусов вместо порогов и т.п.
Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они реализуются крайне неудовлетворительно.
Одной из новых форм обслуживания одиноких старых людей, живущих в отдаленных и малонаселенных пунктах, является организация так называемых поездов милосердия. В их составе врачи различных специальностей, социальные работники. Они оказывают разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную и т.д. Надо отметить, что отдельные элементы такой помощи имели место и ранее: приезд в небольшие деревни специалистов-медиков, выездная торговля на селе и т.д.
Социальное обслуживание и обеспечение людей пожилого возраста предоставляет огромное поле деятельности для социального работника.
Имея знания и опыт, соответствующие душевные качества, они в значительной мере могут содействовать улучшению образа жизни
пожилых людей, обеспечению их независимости, достоинства, помочь им занять подобающее место в обществе. Арсенал таких возможностей у социономов достаточно широк. Главное —реализовать их.
только для жителей Москвы и МО Кузьминых С.В.
юрист на сайте Цехер Г.Я.
юрист на сайте Прохорова О.Ю.
юрист на сайте Спиридонов М.В.
юрист на сайте Окунькова Т.М.
юрист на сайте "СП-Групп"
юрист на сайте Максимович С.Л.
юрист на сайте Маслов Д.К.
юрист на сайте Чекалова Н.А.
юрист на сайте Титова Т.А.
юрист на сайте Исаева К.Ю.
юрист на сайте Волченков М.И.
юрист на сайте Стрикун Г.В.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!
Сейчас на сайте 94 юристa.
Какой у Вас вопрос?
Пакет новых льгот для пожилых людей
Министр социального обеспечения Моше Кахалон стал инициатором внедрения пакета льгот для пожилых людей, который будет реализован в рамках программ Института национального страхования.
В дополнение к целому ряду льгот для людей преклонного возраста, вступивших в действие в последние месяцы, законодательная межминистерская комиссия поддержала сегодня инициативу министра социального обеспечения Моше Кахалона.
В соответствии с предложением министра гражданам, достигшим 80-ти летнего возраста, для получения «пенсионного пособия для расходов и по уходу» будет предоставлено право пройти освидетельствование у врача- гериатра, а не только у медсестры службы общественного здоровья, как это было принято до сих пор.
Внесённая и принятая сегодня поправка министра Кахалона позволит значительному числу престарелых граждан пройти освидетельствование в рамках услуг больничной кассы, членами которой они являются, для получения выплаты «пособия по уходу». Пробное внедрение нового норматива временно будет реализовываться в отдельных, специально определённых для этого министерством, районах страны.
Новая поправка к закону, принятая 10.07.2011, является составной частью всеобъемлющей реформы социального обеспечения. Во главу реформы, последовательно проводимой министром М.Кахалоном с того самого момента, как он возглавил министерство, поставлен “императив” человеческого достоинства.
В течение ближайших недель начнет действовать ещё одно нововведение, призванное улучшить социальное обеспечение престарелых граждан: более чем вдвое увеличится выплата «на обогрев жилища» для пенсионеров, получающих пособие по обеспечению прожиточного минимума и проживающих в населённых пунктах, классифицируемых в нормативных актах, как особенно холодные. Выплата «на обогрев жилища» будет составлять 510 шек. вместо 210 шек.
В ближайшие планы министра М. Кахалона входит также предоставление престарелым гражданам, получающим дополнительно к пенсии пособие по обеспечению прожиточного минимума, права на получение дополнительных льгот и скидок, несмотря на изменения в нормативах, происходящих при коррекции пособия.
Сегодня, если при коррекции с уровнем цен пособие по старости увеличивается, пусть даже всего на несколько шекелей, это приводит к последующей автоматической отмене выплат дополнительного пособия по прожиточному минимуму.
Инициатива М.Кахалона заключается в том, чтобы пенсионеры, несмотря на эти незначительные увеличения пособия, продолжали получать скидки на арнону, на услуги больничной кассы, на проезд в общественном транспорте, на оплату электроэнергии и т.д. так же, как это было до внесения уточнений.
Уже действующие поправки и нормативы реформы соцобеспечения:
• Обязательное присутствие переводчика или сопровождающего лица при освидетельствовании престарелого человека с предрасположенностью к деменции.
• Министр соцобеспечения также стал инициатором введения ускоренного порядка принятия решения по предоставлению права на получение пособия по уходу без личного присутствия кандидата на пособие, только по изучению документов. Пожилые люди, нуждающиеся в постоянном уходе и находящиеся в тяжёлом состоянии, получат право на выплату пособия по уходу после рассмотрении медицинских заключений, без дополнительного обследования и проверочного посещения на дому.
• Одинокие слепые пенсионеры в возрасте свыше 85 лет получат дополнительные баллы при оценке необходимости в постороннем уходе.
• Для граждан, своевременно не обратившихся с прошением о получении пособия по старости, период, в течение которого они могут претендовать на ретроактивную выплату пособия увеличивается с одного года до трёх лет.
Министр социального обеспечения и социальных услуг М.Кахалон отметил: «Внесение поправки к закону «О пособиях по уходу», позволяющей пенсионерам старше 80 лет выбрать освидетельствование у врача- гериатра, является частью всеобъемлющей реформы социального обеспечения, которую я провожу как составляющую общей политики государства в сфере социальной защиты престарелых граждан и в частности тех, кто нуждается в постороннем уходе. Принятый сегодня законопроект, который будет реализован в ближайшие месяцы, и улучшения, внесенные в нормативы работы Института национального страхования. - это акт проявления гражданской ответственности за обеспечение достойного положения пожилых людей в нашей стране, их права на достойную старость и самостоятельное определение формы реализации своих социальных привилегий».
Генеральный директор Института национального страхования Эстер Доминисини заявила: « Эти шаги, предпринятые при непосредственном участии специалистов службы национального страхования, стали составной частью усилий Института национального страхования, направленных на улучшение услуг, предоставляемых гражданам, и полнейшего обеспечения их прав».
Уход за пожилыми людьми – пособие по уходу за престарелыми, пенсионерами и нетрудоспособными.
Больные и престарелые люди нуждаются в том, чтобы за ними ухаживали особым образом: более тщательно, с соблюдением определенных норм и правил. Человек старше 75 лет в современном обществе считается беспомощным, и ему нужна забота и чуткость со стороны окружающих. А знаете ли вы, что уход за нетрудоспособными гражданами оплачивается из государственной казны? Кто имеет право на получение выплат, и каковы условия их получения, об этом вы узнаете из данной статьи.
Регламентация по пособию по уходу
Выплаты по уходу за пенсионером регламентируются сразу несколькими документами. Во-первых, речь идет об Указе Президента РФ № 1455 «О компенсационных выплатах», а во-вторых – о Постановлении Правительства РФ № 343 «О ежемесячных компенсационных выплатах». Кроме того, в 2008 году Президент РФ принял Указ №774 «О дополнительных мерах социальной поддержки», в соответствии с которым, компенсации с 1 июля 2008 года были увеличены с 500 до 1200 рублей ежемесячно.
Кто получает деньги по уходу за пожилыми людьми?
Пособие по уходу за пенсионером или другим нетрудоспособным гражданином назначается трудоспособным неработающим лицам, которые осуществляют уход на дому за больными, инвалидами первой группы, ребенком-инвалидом до 18 лет, престарелыми гражданами, по медицинскому заключению нуждающимся в постоянном уходе, либо гражданами, которые достигли 80-летнего возраста. В документе ясно прописано, что на получение денег может рассчитывать именно трудоспособным гражданин, который не работает по любой причине, не получает при этом пособие по безработице и не имеет право на пенсию. Уход за нетрудоспособными людьми при этом может и не подразумевать наличие родственных отношений или факта совместного проживания. Деньги могут быть потрачены так, как посчитает нужным ухаживающий гражданин. Например, он может заплатить пособием за квартиру.
Многократные выплаты по уходу за престарелыми
Также стоит отметить, что выплаты неработающему гражданину могут назначаться в зависимости от того, за сколькими нетрудоспособными гражданами он ухаживает. Это значит, что если вы собрались ухаживать сразу за несколькими нетрудоспособными гражданами, то можете умножать ставку материальной компенсации на их количество. Если у вас на содержании 3 человека, то уход за пожилыми людьми будет оплачен государством в трехкратном размере: 1200*3=3600 рублей. Все вопросы, связанные с оформлением и установлением пособия по уходу за пенсионерами, престарелыми и нетрудоспособными гражданами, решаются в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ, где нетрудоспособный гражданин получает пенсию.
Необходимые документы по уходу за пенсионерами и нетрудоспособными
Чтобы оформить пособие по уходу за гражданином пожилого возраста, ухаживающему лицу необходимо собрать следующий пакет документов.
• Паспорт трудоспособного лица.
• Заявление ухаживающего человека, в котором прописана дата начала ухода за нетрудоспособным гражданином.
• Паспорт нетрудоспособного лица.
• Заявление нетрудоспособного лица о том, что он согласен на уход со стороны конкретного лица. Если речь идет о ребенке-инвалиде до 14 лет, либо о недееспособном гражданине, то заявление составляет и подписывает законный представитель.
• Трудовая книжка ухаживающего лица, в которой обозначено, что он не имеет работы.
• Справка из органов занятости, предоставляемая по месту жительства, которая указывает на отсутствие выплат пособия по безработице.
• Справка из Пенсионного Фонда по месту пребывания или места жительства ухаживающего лица, которая указывает на отсутствие назначения пенсионных выплат.
• Трудовая книжка нетрудоспособного лица.
• Справка, указывающая на инвалидность первой группы нетрудоспособного лица, которая может заменяться выпиской из акта освидетельствования, предоставленной в федеральном учреждении государственной медико-социальной экспертизы.
• Заключение медслужбы о том, что ребенок до 18 лет признается инвалидом.
• Заключение медицинского учреждения о том, что престарелый гражданин нуждается в постоянном уходе со стороны третьих лиц.
Если в пенсионном деле нетрудоспособного лица есть какие-либо из вышеуказанных документов, то их предоставлять не нужно. В отдельных случаях, чтобы оформить уход за пенсионером 80 лет могут потребоваться дополнительные документы. Орган пенсионного обеспечения дополнительно может инициировать проверку факта регулярного ухода за пенсионером со стороны трудоспособного гражданина. Более подробная информация по вопросу, касающемуся оплаты ухода за одинокими нетрудоспособными Российскими гражданами, доступна в Пенсионном Фонде РФ.
Отмечу, что основным документом, который регламентирует порядок предоставления компенсационных выплат и доплат за уход за пенсионерами, являются Правила осуществления компенсационных выплат трудоспособным неработающим лицам, утвержденные Правительством РФ постановлением № 343.
Назначение компенсационной выплаты
Компенсационные выплаты назначаются пенсионным органом. Решение о назначении или не назначении выплат принимается в течение десяти дней с момента подачи заявлений, подкрепленных пакетом необходимых документов. Деньги будут выплачиваться с месяца подачи заявления и документов, но не раньше, чем будет дано разрешение на назначение пособия. Если пакет документов, приложенный к заявлению, не полон, будут предоставлены разъяснения, в котором указываются те документы, которые необходимо приложить дополнительно. Данные документы предоставляются не позднее чем через три месяца после получения разъяснения. Если пенсионный орган отказывает в назначении пособия, то в течение пяти дней заявителям будет предоставлено соответствующее извещение, в котором обязательно должна быть указана причина отказа и возможный порядок обжалования отказного решения.
Прекращение выплат компенсаций по уходу за пенсионерами
Компенсационные выплаты будут прекращены при наступлении одной из следующих ситуаций.
• Смерть нетрудоспособного лица или ухаживающего гражданина. Допускается признание умершим или безвестно пропавшим в установленном порядке.
• Прекращение ухаживающей работы со стороны трудоспособного гражданина, подтвержденное законным представителем или самим нетрудоспособным гражданином путем предоставления заявления. Допускается составления акта от специалистов пенсионного органа.
• Назначение ухаживающему лицу пенсионных выплат, вне зависимости от их размера и вида.
• Назначение ухаживающему лицу пособия по безработице.
• Выполнение оплачиваемой работы со стороны нетрудоспособного гражданина или ухаживающего гражданина, если за работу начисляется стаж.
• Истечение срока установления первой группы инвалидности нетрудоспособному гражданину. Аналогично для категории «ребенок-инвалид».
• Достижение 18-летнего возраста ребенком-инвалидом, если впоследствии ему не была назначена первая группа инвалидности.
• Помещение пенсионера в муниципальное или государственное учреждение социального обслуживания стационарного типа.
• Лишение ухаживающего родителя родительских прав на ребенка-инвалида.

Если по определенным причинам наступил случай, в соответствии с которым компенсационные выплаты прекращаются, граждане должны известить об этом пенсионный орган в течение пяти дней. Ошибочно начисленные деньги пенсионный орган вернет в судебном порядке.
Публикации
Новые льготы для пожилых граждан
Министр социального обеспечения Моше Кахалон стал инициатором внедрения пакета льгот для пожилых людей, который будет реализован в рамках программ Института национального страхования.
В дополнение к целому ряду льгот для людей преклонного возраста, вступивших в действие в последние месяцы, законодательная межминистерская комиссия поддержала сегодня инициативу министра социального обеспечения Моше Кахалона. В соответствии с предложением министра гражданам, достигшим 80-ти летнего возраста, для получения "пенсионного пособия для расходов и по уходу" будет предоставлено право пройти освидетельствование у врача- гериатра, а не только у медсестры службы общественного здоровья, как это было принято до сих пор.
Внесённая и принятая сегодня поправка министра Кахалона позволит значительному числу престарелых граждан пройти освидетельствование в рамках услуг больничной кассы, членами которой они являются, для получения выплаты "пособия по уходу". Пробное внедрение нового норматива временно будет реализовываться в отдельных, специально определённых для этого министерством, районах страны.
Новая поправка к закону, принятая 10.07.2011, является составной частью всеобъемлющей реформы социального обеспечения. Во главу реформы, последовательно проводимой министром М.Кахалоном с того самого момента, как он возглавил министерство, поставлен “императив” человеческого достоинства.
В течение ближайших недель начнет действовать ещё одно нововведение, призванное улучшить социальное обеспечение престарелых граждан: более чем вдвое увеличится выплата "на обогрев жилища" для пенсионеров, получающих пособие по обеспечению прожиточного минимума и проживающих в населённых пунктах, классифицируемых в нормативных актах, как особенно холодные. Выплата "на обогрев жилища" будет составлять 510 шек. вместо 210 шек.
В ближайшие планы министра М. Кахалона входит также предоставление престарелым гражданам, получающим дополнительно к пенсии пособие по обеспечению прожиточного минимума, права на получение дополнительных льгот и скидок, несмотря на изменения в нормативах, происходящих при коррекции пособия. Сегодня, если при коррекции с уровнем цен пособие по старости увеличивается, пусть даже всего на несколько шекелей, это приводит к последующей автоматической отмене выплат дополнительного пособия по прожиточному минимуму. Инициатива М.Кахалона заключается в том, чтобы пенсионеры, несмотря на эти незначительные увеличения пособия, продолжали получать скидки на арнону, на услуги больничной кассы, на проезд в общественном транспорте, на оплату электроэнергии и т.д. так же, как это было до внесения уточнений.
Уже действующие поправки и нормативы реформы соцобеспечения:
Обязательное присутствие переводчика или сопровождающего лица при освидетельствовании престарелого человека с предрасположенностью к деменции.
Министр соцобеспечения также стал инициатором введения ускоренного порядка принятия решения по предоставлению права на получение пособия по уходу без личного присутствия кандидата на пособие, только по изучению документов. Пожилые люди, нуждающиеся в постоянном уходе и находящиеся в тяжёлом состоянии, получат право на выплату пособия по уходу после рассмотрении медицинских заключений, без дополнительного обследования и проверочного посещения на дому.
Одинокие слепые пенсионеры в возрасте свыше 85 лет получат дополнительные баллы при оценке необходимости в постороннем уходе.
Для граждан, своевременно не обратившихся с прошением о получении пособия по старости, период, в течение которого они могут претендовать на ретроактивную выплату пособия увеличивается с одного года до трёх лет.
Министр социального обеспечения и социальных услуг М.Кахалон отметил: "Внесение поправки к закону "О пособиях по уходу", позволяющей пенсионерам старше 80 лет выбрать освидетельствование у врача- гериатра, является частью всеобъемлющей реформы социального обеспечения, которую я провожу как составляющую общей политики государства в сфере социальной защиты престарелых граждан и в частности тех, кто нуждается в постороннем уходе. Принятый сегодня законопроект, который будет реализован в ближайшие месяцы, и улучшения, внесенные в нормативы работы Института национального страхования. - это акт проявления гражданской ответственности за обеспечение достойного положения пожилых людей в нашей стране, их права на достойную старость и самостоятельное определение формы реализации своих социальных привилегий".
Генеральный директор Института национального страхования Эстер Доминисини заявила: " Эти шаги, предпринятые при непосредственном участии специалистов службы национального страхования, стали составной частью усилий Института национального страхования, направленных на улучшение услуг, предоставляемых гражданам, и полнейшего обеспечения их прав."
Оформление опекунства над пожилым человеком
Бывает, что обстоятельства способствуют необходимости контролировать действия престарелого человека в связи с его несостоятельностью распоряжения собственным имуществом. В данной ситуации можно оформить опекунство над ним.
Требования к оформлению
Такую форму опекунства как попечительство (патронаж) можно оформить, если у будущего подопечного нет психических расстройств, но в связи с инвалидностью, болезнью или немощностью, ему крайне сложно ухаживать за собой и осуществлять разные бытовые действия.
Можно стать опекуном своих родителей, родных или чужого человека (в этом случае, чтобы ухаживать за ним понадобится заверить у нотариуса разрешение детей опекаемого).
Однако опекун не получит статут законного наследника и не вправе распоряжаться чужим имуществом, поскольку реализации ухода за старым человеком, иными словами опека является его добровольным желанием.
Оформление опекунства над своими престарелыми родителями также нуждается в исполнении ряда установленных компетентными органами процедур.
Правила оформления опекунства
Устанавливается опекунство решением уполномоченного органа принятым в месячный срок. Обе стороны получают копии решения и должны в течение 3 суток после положительного утверждения заявления о попечительстве составить опись имущества опекаемого.
Она оформляется в 2х экземплярах и при свидетелях, которые должны её подписать. Опись оградит от разных притязаний или возможного обвинения в недобросовестном отношении.
Социальные службы вправе контролировать осуществление опекунства и требовать ежемесячного отчёта по расходам средств.
В их компетенцию входит также решение вопроса про отстранение попечителя при ненадлежащем исполнении таковым своих обязанностей.
Перечень необходимых документов
Приобретение статуса патронажного попечителя потребует подготовки следующего пакета документов:
Оформление полного опекунства нуждается в сборе следующей документации:
Источники:
Следующие статьи:
- Льготы на электроэнергию для инвалидов
- Документы для оформления льготы на коммунальные услуги инвалидам
Комментариев пока нет!