Льготы железнодорожникам при выходе на пенсию
Железнодорожники могут выбрать себе пенсию
05 нояб. 2014 10:52 | №45 0 1129 0
4 ноября в Украине отмечают День железнодорожника. Работа на железной дороге требует повышенной ответственности, поэтому машинистам, проводникам, монтерам предоставляют льготы при выходе на пенсию. Причем, некоторые льготники могут выбрать - выйти на пенсию за выслугу лет или на льготную пенсию - по Спискам №№1, 2.
За выслугу лет: есть три условия
На пенсию за выслугу лет могут выйти рабочие локомотивных бригад и отдельные категории работников, которые осуществляют организацию перевозок и гарантируют безопасность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитене. При этом, согласно ст. 55 Закона Украины О пенсионном обеспечении, необходимо соблюдение трех условий.
1. Работа должна входить в Список профессий и должностей рабочих локомотивных бригад и отдельных категорий работников, имеющих право на пенсию за выслугу лет (Постановление Кабинета Министров Украины №583 от 12 октября 1992 года).
2. При выходе на пенсию надо иметь:
3. Необходимо уволиться с работы, дающей право на специальную пенсию.
При выполнении всех условий железнодорожники имеют право на досрочный выход на пенсию за выслугу лет независимо от возраста.
По вредности: рабочие места должны аттестовать
Некоторые работники железнодорожного транспорта имеют также право на льготную пенсию - по Спискам №1 и №2 производств, работ и профессий с особо тяжелыми и вредными условиями труда. Они утверждены Постановлением Кабинета Министров №36 от 16 января 2003 года.
По Списку №1 мужчины выйдут на пенсию в 50 лет, а женщины - в 45 лет. Им необходимо иметь 20 лет общего стажа и 10 лет - специального, а женщинам - 15 лет и 7 лет 6 месяцев, соответственно. При этом работники-мужчины, которые имеют больше половины стажа могут выйти на пенсию на 1 год раньше за каждый проработанный на вредном производстве год, а женщины - на 1 год 4 месяца.
По Списку №2 мужчины имеют право уйти на заслуженный отдых в 55 лет, женщины - в 50 лет.
Стаж мужчин должен составлять не менее 25 лет, из них 12 лет 6 мес. - на указанных работах. Для женщин эти цифры равны 20 и 10 годам, соответственно. При этом мужчины, имеющие не менее половины льготного стажа, выходят на пенсию на год раньше за каждые проработанные в таких условиях 2 года 6 мес. Женщины же при наличии не менее половины стажа по Списку №2 получают право на пенсию на год раньше за каждые 2 года, проработанные в тяжелых и вредных условиях.
Одним из необходимых условий назначения льготной пенсии является аттестация рабочих мест после 21 августа 1992 года. Согласно Закону О пенсионном обеспечении, именно с этой даты Кабинет Министров установил порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающий право на льготную пенсию.
Размер пенсии определяют по общим правилам
После предоставления необходимых документов железнодорожнику рассчитают пенсионные выплаты. Размеры пенсий за выслугу лет и по Списку № 1 и № 2 устанавливаются в соответствии со ст. 27 Закона Украины Об общеобязательном государственном пенсионном страховании. Их рассчитывают, как и пенсии по возрасту - в зависимости от страхового стажа и заработка, из которого были уплачены страховые взносы.
Случается, что размер пенсии не достигает минимального, установленного на уровне прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Тогда, согласно ст. 28 указанного выше Закона, пенсионерам доплачивают до минималки (на сегодняшний день минимальная пенсия по возрасту составляет 949 грн.).
Таким образом, пенсионные выплаты железнодорожникам назначают по двум Законам - О пенсионном обеспечении и Об общеобязательном государственном пенсионном страховании. И в том, и в другом случае для них предусмотрены определенные льготы. Какую пенсию предоставят льготнику, зачастую зависит от его специальности и профиля работы, а иногда и от выбора самого пенсионера.
Кстати, интересен п.3.5 Коллективного договора:
3.5. Увольнение по сокращению численности или штата допускается, если невозможно перевести Работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у Работодателя работу (как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации Работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую Работник может выполнять с учётом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать Работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Под данной местностью в настоящем Договоре понимается местность в пределах административно-территориальных границ населённого пункта, в котором расположено рабочее место Работника.
То есть если понимать его буквально, то ЛЮБОЙ ПЕРЕВОД должен происходить в рамках города, в котором располагается прежнее место работы, а если нового рабочего места там нет, то должно проводиться увольнение по СОКРАЩЕНИЮ ШТАТОВ.
Федоровская Н.Р.юрист на сайте Берестов С.Н.
юрист на сайте Семенов А.Ф.
юрист на сайте Лапина Т.Б.
юрист на сайте Ваганова Т.В.
юрист на сайте Ведюшкина Н.В.
юрист на сайте Парфенов В.Н.
юрист на сайте Шевченко О.П.
юрист на сайте Моисеев В.Н.
юрист на сайте Власов А.Н.
юрист на сайте Костикова Н.С.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!
Сейчас на сайте 21 юрист.
Какой у Вас вопрос?
Пенсия железнодорожникам
Определение права работников отрасли на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется согласно перечню профессий и должностей (далее Список), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272.
Список конкретизирован и расширительному толкованию не подлежит, поэтому периоды трудовой деятельности, осуществлявшей в профессиях и должностях, не предусмотренных в Списке, не дают право на включение их в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной трудовой пенсии.
Список распространяется не только на железнодорожников, работающих на магистральных железных дорогах Министерства путей сообщения Российской Федерации, но и на работников железнодорожного транспорта предприятий и организаций. Например, в Списке предусмотрены кочегары паровозов, машинисты и помощники машинистов паровозов, тепловозов, электровозов, составители поездов и некоторые другие профессии без дополнительных уточнений. Этим работникам пенсия в связи с особыми условиями труда назначается независимо от того, на какой железной дороге они работают, а так же независимо от того, работают они на магистральных железных дорогах, или в цехах железнодорожного транспорта предприятий и организаций.
Некоторые работники железных дорог имеют право на пенсионные льготы, если выполняют работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным или с особо интенсивным движением поездов. К ним относятся, например, бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, монтеры пути, ремонтники искусственных сооружений и другие. Дополнительный фактор интенсивности движения поездов в данном случае является основным условиям для назначения пенсии и должен быть обязательно отражен в справке, уточняющей особые условия труда. Некоторые должности напрямую зависят от того, к какому классу относится станция, на которой работает человек. Например, дежурные по железнодорожным станциям, по сортировочным горкам, диспетчеры маневровые железнодорожных станций, операторы сортировочных горок, осмотрщики вагонов, слесари по ремонту подвижного хозяйства и другие. Для зачета в льготный стаж период работы в выше указанных должностях необходимо знать, на каких станциях они работают, т.к железнодорожные станции подразделяются на: внеклассные, I,II,III, IV,и V классы, а льготами на пенсионное обеспечение пользуются работники работающие не на всех станциях. а на станциях относящихся к определенному классу. Поэтому в справке, подтверждающей льготный стаж, необходимо указывать данный фактор.
Литература:
1. Сайт ПФР - www.pfrf.ru
Железнодорожникам о пенсии…
В зависимости от характера выполняемых работ железнодорожники могут пользоваться пенсионными льготами по нескольким основаниям. Во-первых, это основания, предусмотренными подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации.В соответствии с ним трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижению возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Таким правом на железнодорожном транспорте пользуются бандажники, заливщики свинцовооловянистых сплавов. пробивальщики - продувальщики труб, слесари по ремонту подвижного состава, занятые на ремонте цистерн из- под этиловой жидкости или занятые на ремонте, заправке и смене клапанов цистерн (раздел ХХI Списка №1 Транспорт, подраздел 1).
Второе основание установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 27:мужчины имеют право выйти на пенсию с 55 лет, женщины - с 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет. Под действием этого подпункта подпадают аппаратчики приготовления химических растворов, кочегары паровозов в депо, промывальщики котлов паровозов и некоторых других работники (раздел XXVIII Списка № 2, раздел 1).
Ну и, наконец, третье основание записано в подпункте 5 пункта 1 статьи 27, где непосредственно упомянуты железнодорожники. Условия назначения пенсии здесь такие же, как и в подпункте 2 пункта 1 статьи 27, однако распространяются они на более широкий круг лиц. Подборный перечень работников, предусмотренных данными подпунктом, содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом Д статьи 12 Закона РСФСР (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 г. № 272,однако действует и в настоящее время).
Списком от 24.04.1992 г. предусмотрены следующие профессии, должности: дежурные по железнодорожным станциям, диспетчеры поездные, кондукторы грузовых поездов, кочегары паровозов, машинисты и помощники машинистов паровозов, тепловозов, электровозов, механики рефрижераторных поездов, осмотрщики вагонов, слесари по ремонту подвижного состава, составителей) поездов и другие.
Следует отметить, что отдельные категории работников, названные в этом Списке, имеют право на пенсионные льготы независимо от отрасли экономики и ведомственной подчиненности предприятия, в котором они заняты. Например, кочегары паровозов, тепловозов, электровозов, составители поездов и некоторые другие профессии пользуются правом на досрочную пенсию как на магистральных железных дорогах, так и в цехах железнодорожного транспорта предприятий и организаций.
Для рабочих отдельных профессий предусмотрены дополнительные условия, при соблюдении которых они будут пользоваться правом на досрочную пенсию. Так, электромеханики, электромонтеры контактной сети могут претендовать на пенсионные льготы, если они заняты обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог. То есть право на досрочную пенсию представляется им при занятости на конкретных работах (обслуживание контактной сети) и выполнении этих работ на магистральных железных дорогах.
Такие профессии, как осмотрщики вагонов, осмотрщики - ремонтники вагонов, слесари по ремонту подвижного состава получают право на досрочную пенсию, если заняты на пунктах технического ( технического и коммерческого обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог). Монтерам пути пенсия в связи с особыми условиями труда назначается, если они заняты ремонтом и содержанием искусственных сооружений на магистральных железных дорогах и на участках с интенсивным движением поездов. По данным профессиям необходимо подтвердить занятость на определенных работах (ремонт и содержание искусственных сооружений), в определенных структурных подразделениях или участках (пункт технического обслуживания вагонов, участки с интенсивным движением поездов), классность станции и отнесение дороги к магистральной.
Магистральные железные дороги - это комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, входящих в систему железных дорог Российской Федерации. Особо интенсивное движение поездов- это размеры движения пассажирских и грузовых поездов(в сумме) по графику на двухпунктных участках более 100 пар и на однопутном участке- более 48 пар в сутки. Интенсивное движение- соответственно более 50 пар в сутки.
Железнодорожные станции в зависимости от объема выполняемых работ разделяются на классы: внеклассные,I,II,III,IV и V классов. Классность станции определяется по специальным показателям с учетом интенсивности движения поездов.
Стаж на соответствующих видах работ до регистрации работника в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) подтверждается трудовой книжкой. Вместе с тем если Списком для досрочного назначения пенсий предусмотрены дополнительные условия (занятость на магистральных железнодорожных дорогах, на участках с интенсивным (особо интенсивным) движением поездов, на станциях определенной классности и т.д. ), то в этом случае необходимо представить уточняющую справку. Она выдается предприятием со ссылкой на соответствующие документы. подтверждающие документы, подтверждающие предусмотренные списком условия(графики движения поездов, приказы начальника отделения железной дороги об отнесении станции к определенной классности, закрепление работника за определенным участком магистральной железной дороги и т.д. ).
Периоды работы, протекавшие после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Такие сведения (с указанием особого характера работы) персонального на каждого работника ежегодно предоставляются страхователем (работодателем) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Количество показов: 2242
Дата изменения: 07.06.2013 16:56:40
Новые авторы
Управление пенсионного фонда РФ в ТУНКИНСКОМ районе – филиал ОПФР (гу) по республике бурятия
Досрочная трудовая пенсия железнодорожникам
В соответствии с подпунктом 5, пунктом 1, статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в РФ” от 01.01.2001г № 000 трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55, женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Работникам железнодорожного транспорта и метрополитена, учитывая особый характер их труда, пенсия по старости может назначаться досрочно и в соответствии с подпунктами 1 и 2, пункта 1 вышеуказанной статьи по перечню профессий и должностей, предусмотренных в первую очередь в Списках N 1 и N 2, а согласно пп. 5, п. 1, ст. 27 по Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 272.
По Списку N 1 пенсия назначается мужчинам по достижении 50 лет при наличии страхового стажа 20 лет, из которых не менее 10 лет должно приходиться на работы, дающие право на эту пенсию, женщинам - по достижении 45 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет, из которых не менее 7 лет и 6 месяцев должно приходиться на указанные работы.
По Списку N 2 пенсия назначается мужчинам по достижении 55 лет при наличии страхового стажа работы не менее 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев должно приходиться на работы, дающие право на эту пенсию, женщинам - по достижении 50 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет, из которых не менее 10 лет должно приходиться на указанные работы.
В тех случаях, когда работник (в том числе железнодорожного транспорта и метрополитена) по каким-либо причинам не выработал стажа на соответствующих видах работ, дающего право на пенсию по Спискам N 1 и N 2, но имеет его не менее половины требуемого, законодательством предусмотрена возможность уменьшения возраста выхода на пенсию пропорционально специальному стажу. Так, гражданам, проработавшим на работах, предусмотренных Списком N 1, не менее половины установленного срока (мужчины - не менее 5 и женщины - не менее 3 лет и 9 месяцев), трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждый полный год такой работы. Гражданам, проработавшим на работах, предусмотренных Списком N 2, не менее половины установленного срока (мужчины - не менее 6 лет и 3 месяцев и женщины - не менее 5 лет), трудовая пенсия по старости назначается: мужчинам - с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев, а женщинам - за каждые два года работы, дающей право на пенсию по Списку N 2. Следует иметь в виду, что данная льгота не распространяется на работников, которые пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи.
Рассмотрим подробнее вопросы о том, кому и при каких условиях предоставляются эти льготы.
Подпунктом 5 определены две категории лиц, которым установлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:
- работники железнодорожного транспорта и метрополитена
- водители грузовых автомобилей.
Для каждой из этих категорий предусмотрены собственные критерии оценки занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Для водителей грузовых автомобилей следует подтвердить личное участие на вывозке угля, сланца, руды, породы на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах, поэтому сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке работника, может быть недостаточно для подтверждения занятости на указанных работах.
Так, правом на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости пользуются рабочие локомотивных бригад и работники отдельных категорий, которые непосредственно участвуют в организации перевозок и обеспечивают безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене. Мужчинам пенсия назначается по достижении 55, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет на работах, дающих право на пенсию в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи. К ним относятся работники службы пути, службы движения и перевозок, локомотивного и вагонного хозяйства, службы энергетики. При этом не имеет значения, какие перевозки они осуществляют: грузовые или пассажирские.
Круг работников железнодорожного транспорта и метрополитена, которым предоставляется досрочное пенсионное обеспечение. содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. д ст. 12 Закона РСФСР О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 272. Данный Список применяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 537.
При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении таких работников следует иметь в виду, что указанный Список распространяется не только на работников магистральных железных дорог системы Министерства путей сообщения РФ (далее - МПС России), но и на работников железнодорожного транспорта предприятий и организаций. Например, в Списке от 01.01.01 г. предусмотрены кочегары поездов, машинисты тепловозов и некоторые другие профессии без дополнительных уточнений. Этим работникам пенсия в связи с особыми условиями труда назначается независимо от того, на какой железной дороге они заняты.
Факт занятости на соответствующих видах работ может служить основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости только в том случае, если такая работа выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, что в каждом конкретном случае подтверждается необходимыми документами.
Работникам железнодорожного транспорта и метрополитена, которые не заняты непосредственно перевозками, трудовая пенсии по старости может назначаться в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи согласно перечню профессий и должностей, предусмотренных в соответствующих разделах Списков N 1 и N 2 (см. комментарий к подп. 1 и 2 п. 1 настоящей статьи).
Основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи является наличие страхового стажа и стажа работы, предусмотренной соответственно Списками N 1 и N 2, определенного абзацами первыми указанных подпунктов. Для лиц, которые выработали не менее половины требуемого стажа на соответствующих видах работ, предусмотрена возможность уменьшения возраста выхода на трудовую пенсию по старости пропорционально имеющемуся стажу на таких работах. Такой порядок досрочного назначения трудовой пенсии по старости для работников, которым назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи, не предусмотрен.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 239 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи, засчитывается время выполнявшейся до 1 января 1992 г. работы, предусмотренной Списками N 1 и N 2 от 1956 г. наравне с работами, предусмотренными Списками N 1 и N 2.
При этом следует иметь в виду, что в список N 2 от 1956 г. включены работы, которые в настоящее время дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи. Поэтому если до 1 января 1992 г. работники железнодорожного транспорта и метрополитена выработали не менее половины стажа работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списком N 2 от 1956 г. то вопрос о назначении трудовой пенсии по старости таким работникам может быть рассмотрен в соответствии с подп. 2 п. 1 комментируемой статьи.
Круг работников железнодорожного транспорта и метрополитена, которые имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, определен Списком от 01.01.01 г. Этот Список распространяется на работников как федерального железнодорожного транспорта системы МПС России, так и промышленного железнодорожного транспорта организаций, имеющих подъездные пути, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Перечень ранее применявшихся наименований профессий и должностей работников железнодорожного транспорта и метрополитена, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, определен разъяснением Минтруда России от 01.01.01 г. N 5в О порядке применения Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом д статьи 12 Закона РСФСР О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным Постановлением Минтруда России от 01.01.01 г. N 21и.
Постановлением Минтруда России от 1 апреля 2003 г. N 15 Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком от 01.01.01 г. тем же профессиям, которые предусмотрены Списком N 2 от 1956 г. и которые при пересмотре соответствующих выпусков ЕТКС были унифицированы в профессии, включенные в Список от 01.01.01 г. Периоды работы в профессиях, по которым установлено тождество, могут засчитываться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 комментируемой статьи на основании выписок из соответствующих выпусков ЕТКС или постановлений Госкомтруда СССР, подтверждающих унификацию профессий.
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, являющихся специфичными для железнодорожного транспорта и метрополитена, помещены в ЕТКС (вып. 56, раздел Железнодорожный транспорт и метрополитен), утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82.
Должностные обязанности работников железнодорожного транспорта также предусмотрены квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих, определенными указанием МПС России от 01.01.01 г. N А-914-у.
Итак, основным критерием определения занятости работников локомотивных бригад, работников железнодорожного транспорта и метрополитена на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является их занятость в профессиях (должностях), предусмотренных Списком от 01.01.01 г.
В этот Список включены работники, которые непосредственно осуществляют организацию перевозок и обеспечивают безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Метрополитен - вид рельсового транспорта. Линии метрополитена обычно прокладываются под землей (в тоннелях), а при необходимости - по поверхности и на эстакадах. Метрополитен включает не только непосредственно железную дорогу, но и здания, сооружения, станции, депо с ремонтной службой и др.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является частью единой транспортной системы страны и состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления. организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Списком от 01.01.01 г. ряд профессий и должностей предусмотрены без дополнительных условий, поэтому для работников, занятых в таких профессиях и должностях, не имеет значения, на каких железных дорогах они заняты: магистральных или железнодорожных путях организаций. Например, это относится к кочегарам паровозов, машинистам и помощникам машинистов автомотрис и мотовозов, машинистам и помощникам машинистов паровозов, машинистам и помощникам машинистов электровозов, машинистам и помощникам машинистов дизель-поездов, машинистам и помощникам машинистов электропоездов (секция).
Работникам перечисленных профессий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости дает их работа в составе локомотивных бригад железнодорожного транспорта или метрополитена либо непосредственное участие в организации перевозок и безопасности движения на железных дорогах.
Как указывалось выше, Список от 01.01.01 г. распространяется и на работников железнодорожного транспорта предприятий и организаций. Например, в этом Списке предусмотрены кочегары поездов, машинисты тепловозов и некоторые другие профессии без дополнительных уточнений. Этим работникам пенсия в связи с особыми условиями труда назначается независимо от того, на какой железной дороге они заняты.
Вместе с тем некоторые работники будут иметь право на досрочную трудовую пенсию по старости, если выполняют работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным или с особо интенсивным движением поездов. К ним относятся, например, бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, монтеры пути, ремонтники искусственных сооружений. Магистральные железные дороги - это комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, входящих в систему МПС России. Особо интенсивное движение - это размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутном участке - более 48 пар в сутки. Интенсивное движение - соответственно, более 50 пар в сутки.
Интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, ежегодно утверждаемым МПС России. График является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог, основой организации движения поездов и объединяет деятельность всех подразделений, выражая заданный объем эксплуатационной работы железных дорог.
Списком от 01.01.01 г. предусмотрены работники, занятые на определенных железнодорожных станциях. Такие условия применяются к дежурным по сортировочным горкам, занятым на станциях внеклассных и I класса, диспетчерам маневровых железнодорожных станций внеклассных и I класса, операторам сортировочных горок, занятым на станциях внеклассных и I класса.
Железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении работников железнодорожных станций (дежурных по станциям, по сортировочным горкам, диспетчеров маневровых, операторов сортировочных горок, осмотрщиков вагонов, слесарей по ремонту подвижного хозяйства) необходимо знать, на каких станциях они работают. Станции подразделяются на внеклассные, I - V классов. Объем выполняемых работ оценивается в баллах по показателям, установленным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.01.01 г. N 495/26-192 (указание МПС России от 8 января 1987 г. N 10пр-4).
К внеклассным относятся станции, имеющие 100 баллов и более, к I классу - свыше 40 до 100 баллов, ко II - свыше 18 до 40 баллов, к III - свыше 8 до 18 баллов, к IV - свыше 1,5 до 8 баллов, к V - менее 1,5 балла.
Объем выполняемых работ на станциях, а также размеры движения поездов на железных дорогах содержатся в Правилах технической эксплуатации железных дорог, утверждаемых МПС России. С учетом этих показателей определяется интенсивность движения поездов на конкретной железной дороге, классифицируется конкретная станция, что закрепляется приказом по предприятию.
Отдельным категориям работников железнодорожного транспорта право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется при условии выполнения конкретных работ. Это касается следующих работников, предусмотренных Списком от 01.01.01 г. дежурных по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятых приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением.
Дежурные по железнодорожным станциям - это сменный помощник начальника станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими передвижениями подвижного состава по главным и приемоотправочным путям станций (а где нет маневрового диспетчера - и по остальным путям).
Разграничение районов управления и круг обязанностей каждого дежурного по станции указываются в техническо-распорядительном акте станции.
Критерием определения занятости дежурных по железнодорожным станциям на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является не только документально подтвержденная работа на станциях внеклассных и I класса, но и выполнение предусмотренных Списком от 01.01.01 г. работ на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением.
При этом то обстоятельство, что указанные работники могут управлять передвижениями подвижного состава по маневровым путям, не лишает их права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку Списком от 01.01.01 г. предусмотрены диспетчеры маневровые железнодорожных станций внеклассных и I класса.
Правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются члены локомотивных бригад. Что понимается под этими бригадами? Локомотивная бригада представляет собой группу работников, назначаемых на обслуживание поездных или маневровых локомотивов, а также мотор-вагонных поездов. Работниками локомотивных бригад являются машинист и помощник машиниста, а на паровозе - и кочегар паровоза.
Под локомотивами понимаются все виды железнодорожных тяговых средств. В зависимости от вида источников энергии они делятся на тепловые и электрические. Тепловые локомотивы - паровозы, паротурбовозы, тепловозы, мотовозы - имеют собственные силовые установки для выработки энергии (на паровозе - это паровая машина, на паротурбовозе - паровая турбина, на тепловозе и мотовозе - двигатель внутреннего сгорания, на газотурбовозе - газовая турбина). Функции локомотивов выполняют также моторные вагоны, входящие в состав дизель-поезда (в отличие от локомотивов они имеют места для пассажиров и багажа).
Поясним также, что представляет собой дизель-поезд. Это состав, в который входят два или несколько моторных вагонов с тяговыми дизельными двигателями, располагающимися на концах поезда, и несколько прицепных вагонов. Управление при этом осуществляется с одного поста. Дизель-поезда обеспечивают пригородное сообщение на неэлектрифицированных участках железных дорог. К дизель-поездам относится также автомотриса - самодвижущийся железнодорожный вагон с силовой установкой, предназначенный для перевозки пассажиров, грузов или вагонов.
Ранее в состав локомотивных бригад, обслуживающих многосекционные тепловозы, входили дизелисты. В настоящее время такой профессии на железнодорожном транспорте нет. Функции бывшего дизелиста выполняет помощник машиниста тепловоза, который пользуется правом на пенсионные льготы, поэтому период работы в профессии дизелиста тепловоза засчитывается в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости.
Размести свой сайт на хостинге AGAVA! Удобно и Просто!
Состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими локомотивов и мотор-вагонных поездов федерального железнодорожного транспорта устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от типа локомотивов и мотор-вагонных поездов, а также от местных условий на основе систем обслуживания, утвержденных МПС России.
Машинисты-наставники локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизель-поездов, мотор-вагонных (электро) секций пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение так же, как и машинисты-инструкторы локомотивных бригад.
Для перевозки людей, грузов и инструмента, используемого для технического осмотра путей, на железной дороге используется дрезина - транспортная машина, передвигающаяся по рельсам. В отличие от машинистов мотовоза, который является локомотивом, водители дрезин правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются.
В системе железнодорожного транспорта имеются экипировочные бригады, в состав которых могут входить машинисты тепловозов, паровозов, электровозов, дизель-поездов, электропоездов (секций) и других локомотивов. Этим работникам досрочное пенсионное обеспечение не установлено, поскольку они не перевозят грузы и пассажиров. Экипировочные бригады выполняют работы на экипировочных пунктах по подготовке локомотивов к перевозке грузов и пассажиров (заправка топливом, смазкой, водой, песком, проверка приборов безопасности и др.). В состав таких бригад включаются, как правило, машинисты локомотивов и их помощники, которые по каким-либо причинам не могут работать в составе локомотивных бригад.
На метрополитене (как и на железнодорожном транспорте) кроме непосредственно перевозок выполняются маневровые работы на станциях оборота. Такие работы производятся машинистами электровозов (их помощниками) и занимают незначительную часть их рабочего времени. Основное рабочее время у них затрачивается на перевозку пассажиров. Выполнение маневровых работ на метрополитене не лишает их права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В Списке от 01.01.01 г. предусмотрены машинисты крана (крановщики), занятые на паровых кранах на железнодорожном ходу. Машинист крана и крановщик - это разные наименования одной профессии, поэтому и крановщики, и машинисты паровых (в том числе паропутевых) кранов в равной степени могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение. При замене парового котла на дизельный двигатель характер работы и условия труда машинистов крана существенно не изменились, но при этом ликвидировалась запыленность, изменился температурный режим и т. д. поэтому машинистам дизельных и дизель-электрических кранов пенсия по старости назначается на общих основаниях.
Кочегары, работающие на паровых (паропутевых) кранах на железнодорожном ходу, пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости.
Диспетчеры поездные, кондукторы грузовых поездов, машинисты-инструкторы локомотивных бригад, регулировщики скорости движения поездов, старшие поездные диспетчеры метрополитена, составители поездов выполняют работы, непосредственно связанные с организацией перевозок и обеспечением безопасности движения. Поэтому достаточным подтверждением их занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может служить запись в трудовой книжке о работе в соответствующей профессии (должности) на железнодорожном транспорте или метрополитене.
Например, диспетчеры поездные отвечают за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку, т. е. непосредственно и постоянно руководят движением поездов.
Поездные диспетчеры работают и на предприятиях железнодорожного транспорта, и на предприятиях метрополитенов. При этом старшие поездные диспетчеры приобретают право на указанную пенсию, только если заняты на метрополитене.
Порядок действий поездных диспетчеров по выполнению операций, связанных с отправлением поезда, устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790. Поездные диспетчеры могут быть участковыми, узловыми, кустовыми, диспетчерами отделений дорог. Все они имеют право на пенсионные льготы, так как непосредственно и постоянно руководят движением поездов. В связи с внедрением на железнодорожном транспорте селекторной связи, с помощью которой диспетчер имеет возможность давать необходимые указания всем станциям, расположенным на участке, оборудованном этой связью, появилась должность диспетчер селекторной связи. Учитывая, что характер работы и условия труда диспетчеров селекторной связи (в том числе селекторных диспетчеров, диспетчеров-селектористов) не отличаются от характера работы и условий труда поездных диспетчеров, им также пенсия может назначаться раньше общеустановленного возраста.
Всем остальным диспетчерам (диспетчерам локомотивного депо, диспетчерам по регулированию вагонного парка, диспетчерам локомотивным, дорожным и др.), кроме диспетчеров маневровых железнодорожных станций внеклассных и I класса, трудовая пенсия по старости назначается на общих основаниях.
На железной дороге имеются рефрижераторные поезда с холодильными установками. Рефрижераторный поезд - это поезд, сформированный из рефрижераторных вагонов. Механики таких поездов (секций) пользуются правом на досрочную трудовую пенсию по старости.
Механики рефрижераторных поездов (секций) в составе бригад проводят их техническое обслуживание, которое представляет собой комплекс работ, направленных на подготовку вагонов к перевозкам скоропортящихся грузов, поддержание требуемых температурных и вентиляционных режимов в грузовых помещениях вагонов в процессе перевозки, а также обеспечение безопасности движения поездов, пожарной безопасности и охраны труда.
Механикам рефрижераторных поездов (секций) в специальный стаж для назначения льготной пенсии включаются периоды их работы в 1гг. в качестве начальников рефрижераторных поездов (секций) при обслуживании таких поездов меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами обслуживания рефрижераторных поездов (секций), и при наличии подтверждающих документов о доплате за совмещение профессий (названное разъяснение Минтруда России от 01.01.01 г. N 5в).
Для механиков рефрижераторных поездов (секций) запись в трудовой книжке о выполняемой работе может быть достаточным документальным подтверждением критерия занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В Списке от 01.01.01 г. предусмотрены ремонтники искусственных сооружений. К ним относятся бетонщики, землекопы, каменщики, мостовщики, плотники, слесари мостовые, тоннельные рабочие, штукатуры. Всем этим рабочим трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если они заняты ремонтом и содержанием искусственных сооружений на магистральных железных дорогах и на участках с интенсивным движением поездов.
Правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются осмотрщики-ремонтники вагонов, а также осмотрщики вагонов всех наименований (осмотрщики-пролазчики, осмотрщики-автоматчики, осмотрщики по сохранности вагонного и контейнерного парка), занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, I и II классов магистральных железных дорог.
Списком от 01.01.01 г. предусмотрены:
бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов
монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Для таких работников следует документально подтвердить занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов. Особо интенсивное движение поездов: размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутных - более 48 пар в сутки.
Критерием определения их занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является документально подтвержденное выполнение работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. При этом не имеет значения, какой ремонт выполняют указанные работники: капитальный, средний, подъемочный.
Железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов. Железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения). Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном или разных уровнях, а для прохода пешеходов - пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.
В соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного транспорта, утвержденной МПС России 1 июля 2000 г. N ЦП-774, в задачу текущего содержания пути входят систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями.
Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Под ним понимается изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению.
Основным структурным подразделением путевого хозяйства, осуществляющим текущее содержание пути, является дистанция пути. Протяженность дистанции пути и ее структурное деление устанавливались МПС России в зависимости от эксплуатационных условий.
Дистанции пути должны иметь чертежи и описания всех имеющихся на дистанциях сооружений и устройств путевого хозяйства, железнодорожных подъездных путей, где обращаются локомотивы железной дороги, и др.
Списком от 01.01.01 г. предусмотрены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, I и II классов магистральных железных дорог. К ним приравнены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, I и II классов магистральных железных дорог.
Пункты технического обслуживания вагонов формируются на станциях формирования и расформирования поездов, а в пути следования - на станциях, предусмотренных графиком движения, и предназначены для осмотра, технического обслуживания каждого вагона поезда, а при выявлении неисправностей - ремонта вагонов.
Перечни станций, на которых размещаются пункты технического обслуживания, устанавливаются начальником железной дороги. Порядок технического обслуживания излагается в технологическом процессе работы пункта технического обслуживания.
Пункты коммерческого осмотра поездов и вагонов выявляют и устраняют коммерческие неисправности, угрожающие безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. Их организуют на станциях формирования поездов, смены поездных локомотивов, локомотивных бригад и передачи вагонов с дороги на дорогу, а также на других станциях.
Перечень станций, на которых организуют пункты коммерческого обслуживания, утверждает начальник железной дороги.
Допускается организация совмещенного коммерческого и технического осмотра с привлечением к коммерческому осмотру прошедших обучение работников пункта технического обслуживания вагонов.
Работа пункта коммерческого обслуживания организуется на основании технологического процесса, разрабатываемого начальником станции в соответствии с типовым технологическим процессом работы пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов, с учетом технического оснащения и местных условий работы станции.
Технологический процесс работы пункта коммерческого осмотра утверждает начальник отделения дороги по согласованию с руководителями служб, работники которых участвуют в коммерческом осмотре.
Технологический процесс работы пункта коммерческого осмотра должен предусматривать качественный осмотр всех груженых вагонов в коммерческом отношении и порожних вагонов на предмет наличия остатков грузов, своевременное устранение выявленных неисправностей в установленное технологическим процессом работы станции время.
В системе железнодорожного транспорта имеются депо, ремонтные заводы и другие организации, работники которых не участвуют непосредственно в организации перевозок. Работникам этих организаций, если они заняты на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, трудовая пенсия по старости может назначаться досрочно по Спискам N 1 и N 2 от 1991 г. или Спискам N 1 и N 2 от 1956 г.
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
10 февраля 2012
Право на назначение досрочной трудовой пенсии у работников железнодорожного транспорта в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» наступает: -у мужчин, достигших возраста 55 лет, имеющих не менее 12 лет 6 месяцев стажа на соответствующих видах работ и не менее 25 лет страхового стажа -у женщин, достигших возраста 50 лет, имеющих не менее 10 лет стажа на соответствующих видах работ и не менее 20 лет страхового стажа.
Определение права на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется согласно перечню профессий и должностей (далее Список), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272. Список конкретизирован и расширительному толкованию не подлежит, поэтому периоды трудовой деятельности, осуществлявшей в профессиях и должностях, не предусмотренных в Списке, не дают право на включение их в стаж на соответствующих видах работ для назначения досрочной трудовой пенсии.
Список распространяется не только на железнодорожников, работающих на магистральных железных дорогах Министерства путей сообщения Российской Федерации, но и на работников железнодорожного транспорта предприятий и организаций. Например, в Списке предусмотрены кочегары паровозов, машинисты и помощники машинистов паровозов, тепловозов, электровозов, составители поездов и некоторые другие профессии без дополнительных уточнений. Этим работникам пенсия в связи с особыми условиями труда назначается независимо от того, на какой железной дороге они работают, а так же независимо от того, работают они на магистральных железных дорогах, или в цехах железнодорожного транспорта предприятий и организаций.
Некоторые работники железных дорог имеют право на пенсионные льготы, если выполняют работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным или с особо интенсивным движением поездов. К ним относятся, например, бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, монтеры пути, ремонтники искусственных сооружений и другие.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!