Какие гуманистические ценности оставили нам в наследство
Гуманистические ценности культуры Возрождения
Периодизация эпохи Возрождения. Антропоцентризм — главная идея Ренессанса. Петрарка и Боккаччо — основатели нового мировоззрения. Макиавелли и его произведение «Государь». Мор и Кампанелла — основатели утопического коммунизма. Открытия в естественнонаучной области. Пико делла Мирандола и Альберти — выразители мысли о достоинстве человека. Искусство Возрождения: живопись, скульптура, архитектура.
Возрождение (франц. Ренессанс итал. Риначименто) — это период, а также гуманистическое движение в истории европейской культуры, которое знаменует конец средневековья и начало современности. Ренессанс возник в Италии в XIV в. распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI в. К концу XVI — началу XVII в. заметен упадок Ренессанса, называемый маньеризмом.
В эпоху Возрождения на первое место поднимается человек, его индивидуальность. Душа воскресает в каждом человеке, и мир воспринимается ею светлее, красочнее и радостнее, чем в средневековье. Новая идея всколыхнула человечество. Духовную энергию, которая накапливалась на протяжении долгих средних веков, а дух сдерживал ее внутри человеческой оболочки, эпоха Возрождения освободила, раскрепостила и как бы вдохнула в произведения искусства, науки и философии. На пьедестал культуры поднялась индивидуальность. Ренессанс открыл человеческое «Я» и его величие. Бесконечный мир человек смог увидеть в себе как собственный внутренний мир. Антропоцентризм стал ведущей и главной идеей мировоззрения эпохи Возрождения.
Начало Возрождения в Италии связано с именами писателей Петрарки и Боккаччо, развивавшими традиции Данте в обогащении языка «дольче стиль нуово» («сладкого нового стиля») и народного — «вульгаре».
Светские настроения, наметившиеся в социальной психологии и морали, стали одной из характерных черт духовной атмосферы, в которой формировались гуманистические идеи. Рождение нового мировоззрения, ставшего идейным знамением ренессансной культуры, большинство исследователей связывают с именем Франческо Петрарки, бросившего смелый вызов схоластической науке. В творчестве Петрарки лежит начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии.
Идеи, которые отражены в «Декамероне» Дж. Боккаччо, — это прославление земных радостей, равенство людей независимо от их происхождения. В этом произведении также отражена мысль о том, что благороден человек не по своему социальному происхождению, а тем, какие поступки он совершает.
Одной из главных идей «Декамерона» является любовь к себе. Она приводила читателя к возвышению роли собственной личности. Показательна в этом отношении канцона, которую спела одна из героинь, когда были рассказаны новеллы первого дня: «Я от красы моей в таком очарованье». Канцона говорит о безграничной любви к самому себе. Речь идет о наслаждении богатствами: телесными, душевными, духовными, своей личности. В этой канцоне отразилась эпоха, она открыла человеческое «Я» как чудо из чудес.
Развитию литературы способствовало открытие книгопечатания (1450-е гг.). Это было великое изобретение, которое позволило многократно увеличить издание книг, в отличие от переписки их в скрипториях, а также вывести из-под монополии церкви новые тиражи.
Духовенство все больше стало терять свой авторитет и позиции. Критическое отношение к Библии нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469-1536) и других мыслителей внесло революционный вклад в развитие Реформации. «Похвала глупости» Эразма активно повлияла на изменение отношения к Церкви и существующим нравам в обществе. А в произведении «Оружие христианского воина» были сформулированы христианские нравственные принципы для проведения политики современного государя, являющегося, по его словам, «слугой народа». Смене мировоззрения опутствовали кровопролитные войны. Это привело к отпадению ряда европейских стран от католицизма, то есть к появлению различных форм протестантизма. Открыто против единовластия духовенства выступил в своей книге «Государь» Макиавелли (1469—1527). Он считал, что несмотря на то, что республика является самой прогрессивной формой правления, в сложившейся политической ситуации разъединения и раздоров в Европе она неприменима. Объединить народ в единое государство сможет только сильный государь. Он должен быть при этом наделен безраздельной властью, быть «сильным как лев и хитрым как лисица», применять все возможные средства для удержания власти в своих руках, ибо великая «цель оправдывает средства». «Кнутом и пряником» он должен завоевать любовь народа, заставить уважать себя за силу и власть. В своей книге Макиавелли призывал к тому, чтобы церковь занималась только духовными вопросами, воспитанием нравственности, а государственная власть полностью должна стать светской. Такие заявления Макиавелли были настолько еретическими, смелыми и дерзкими, что ему чудом удалось избежать костра инквизиции. Но слово, отражающее потребности бурно развивающейся действительности, было сказано, и за ним последовали исторические действия.
Ганс Гольбейн младший. Глупость, спускающаяся с кафедры. Серия рисунков «Похвала глупости».
Размышления о справедливо устроенном государстве в эпоху Возрождения повлекли за собой создание целого социального направления — утопического коммунизма. Его представителями стали Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568-1639).
В своем произведении «Утопия» (в переводе — место, которого нигде нет) Мор, а затем и Кампанелла в «Городе Солнца» обосновывают тезис социальной справедливости на христианских принципах морали. Все граждане их государств должны осязательно трудиться, иметь ограниченный рабочий день, не иметь частной собственности, пользоваться совместно производимыми благами, способствовать стиранию грани между «городом и деревней», содействовать общественному воспитанию детей и максимальному проявлению индивидуальных способностей. И Мор, и Кампанелла понимали, что высокого уровня прогресса общества можно добиться при активном содействии государства в развитии наук, техники и духовности. Эпоха Возрождения давала яркий пример этому.
Идея необходимости знания законов природы во второй половине XV в. глубоко внедряется в науки, теперь уже не только гуманитарные. Многие открытия в науке, сделанные в этот период, изменили жизнь человечества, способствовали межкультурной коммуникации. Географические открытия (в их числе и открытие Америки Колумбом в 1492 г.) создали предпосылки для колонизации Африки, Азии, Нового света и развития торговли с ними. Начало же XVI в. относится ко времени расцвета эпохи великих географических открытий, результатом которых стала карта мира, какой мы ее сегодня знаем. С этого времени коренным образом изменился характер контактов народов разных континентов мира.
Естествознание стало в XV в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира был признан опыт, научный эксперимент, что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку.
* Цит. По кн. Владимиров С. В. Волков В.А. Разум против догмы. М. 1982. С. 50.
На смену осторожному и мудрому Копернику пришли восторженные и пылкие пропагандисты его дела Джордано Бруно и Галилео Галилей. Отчасти благодаря им в 1582 г. была проведена календарная реформа, и поныне все мы живем по Григорианскому календарю, соответствующему расчетам Коперника.
Но только в начале 1960-х гг.в церковных кругах разгорелась дискуссия с требованием реформ. Несоответствие канонов католической церкви и реальной жизни было уже не устрашающим, а просто смешным. 14 июня 1966г. на II Ватиканском соборе Индекс запрещенных книг, в который входила и книга Коперника «Об обращении небесных сфер», был упразднен. Просуществовав более 400 лет, он сыграл свою отрицательную роль, тормозя прогресс науки и философской мысли так, как только мог.
Эпоха Возрождения в целом породила многих гениев, пассионариев, как назвал бы их Л. Н. Гумилев, — людей, в которых жила невероятная энергия таланта и жизни. Среди титанов, порожденных эпохой Возрождения, человечество свято хранит имена, которые дала Италия: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Валла, Фичино, Николая Кузанского), зодчих Брунеллески и Браманте, Франция подарила истории Рабле и Монтеня, Англия — Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира. Испания — Сервантеса, Польша - Коперника. Германия — Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях всех этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.
Культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, а мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм. Он проявляется и в учении о « достоинстве человека» Манетти (1396-1459), и в учении о «свободе воли» Лоренцо Валла (1407-1457), и во взглядах на человека как микрокосм Пико делла Мирандолы (1463-1494). Гуманистический антропоцентризм проявляется также и в философском учении Николая Кузанского и пантеизме Фичино и Джордано Бруно.
Альбрехт Дюрер.Большая голова Христа.
Рафаэль. Эскиз картины «Мадонна с младенцем».
Рафаэль. Гений с атрибутами Меркурия.
В росписи плафона и «Страшного Суда» на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело изображает космос человечества. На плафоне мы видим закономерно развивающуюся череду событий, пророков как вождей человечества. Микеланджело соединяет личностное и массовое, индивидуальное и всеобщее, характерное и идеальное. В «Страшном Суде», этой «Варфоломеевской ночи на том свете», мы слышим призывный голос труб и полет множества могучих тел.
Джотто. Явление девы Марии св.Бернару Трипших.
Художник Возрождения всегда очарован телесным, видимым миром не менее, чем люди античности, но оттенки его душевной жизни и той, которую он изображал, стали в эту эпоху разнообразнее и тоньше. Человек в произведениях художника может одновременно испытывать и печаль, и радость, подъем творческих сил и жажду покоя, он стремится к цельности и стал восприимчивее к богатству мира. Главное в человеке, его мыслях — сам человек. Развитие культуры Возрождения происходило на основе новых идей гуманизма, которые влились в нее и стали неотъемлемой ее частью.
Тициан. Любовь небесная и земная.
Новые принципы живописи были предопределены художником Джотто во Флоренции в самом начале XIV в. (треченто). Затем стремление к реалистичности в рисунке, цвете и композиции подхватили мастера следующего поколения (кватроченто) — Мазаччо, Боттичелли, Ф. Липпи, Перуджино, Беноццо Гоццоли, Фра Беато Анджелико, Мантенья, Пьеро дел-ла Франческа. Триумф этого движения ознаменовался в искусстве чинквеченто — Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Веронезе и Тинторетто.
Главная | О нас | Обратная связь
Гуманистические ценности. Нравственные ценности
Нравственные ценности, этика гуманизма составляют ядро гуманистического мировоззрения.
Пространство нравственных отношений исключительно обширно, оно обнимает все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений. Всегда и везде человек может и должен стремиться к тому, чтобы вести себя нравственно, хотя далеко не всегда мы абсолютно уверены в фактической благотворности нашего морального поступка или в том, что мы поступили наилучшим образом. Нередко мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями, неизбежно принося какие-то из них в жертву другим.
Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п.
В основе нравственного поступка лежат (1) естественные моральные чувства человека, уходящие своими корнями в мир общения высших животных (2) позитивные качества человека (3) благоприобретенные нормы и принципы морального поведения личности. Современный американский гуманист Пол Куртц в работе «Запретный плод. Этика гуманизма» предлагает следующий каталог общих моральных норм: честность, правдивость,обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, согласие на сексуальные отношения, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
Самой общей категорией для обозначения моральных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенно большую совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения. Одним из наиболее трудных вопросов этического разума является проблема природы добра, нравственного. В этой связи дебатируются вопросы о происхождении этического: дано ли оно людям свыше? присуще ли оно человеку естественно, априорно (от рождения)? порождается ли оно социумом или коренится в самой личности?
Кроме того, здесь ставится вопрос, существуют ли какие-то общие моральные принципы, которые выходят за индивидуальные, национальные и культурные рамки и присущи, в принципе, всем людям? Можем ли мы считать их статус объективным, т.е. независящим не только от человека, но и от общества и даже богов (как сказал бы Сократ)?
Этика гуманизма склонна утвердительно ответить на вопрос о существовании общих моральных принципов. Эти принципы частью опираются на биоэтические задатки людей. Они коренятся в его природе, как бы генетически закодированы. Вместе с тем, они оттачивались исторически на опыте многих и многих поколений людей. То и другое сообщает им статус незыблемых, самоочевидных и общепринятых. Свою основательность и истинность они доказали успешностью своего применения в невероятно многообразных жизненных обстоятельствах. Легко себе представить, что бесчисленные индивиды, племена и даже общества гибли, когда ошибались в выборе добра и зла. Можно даже утверждать, что человечество не вымерло в том числе и потому, что руководствовалось определенными нравственными нормами. Их эмпирическая основа настолько глубока, что позволяет говорить о трансформации в них историко-эмпирического базиса в онтологический, бытийственный. Другими словами, общие нравственные принципы спрессовались временем и опытом так, что стали казаться абсолютными, а для некоторых – данными свыше или сверхъестественными.
Но гуманистическая этика отдает себе отчет в том, что этические принципы все-таки историчны, они складываются в обществе, имеют социальное происхождение и бытование. Общие этические нормы – значит и общественные. хотя и одинаково понимаемые и оцениваемые превалирующим большинством людей, одинаковые для всех и для каждого.
Естественные предпосылки этического в человеке не менее важны для понимания генезиса и природы морали. Человек изначально этичен, от рождения заключает в себе огромный нравственный потенциал, своего рода матрицу необозримого множества нравственных задатков, склонностей, возможностей и т.п.
Главное для гуманизма – исходить из уже потенциально или актуально существующей человечности каждого человека. как наиболее перспективной и надежной точки отсчета, начала, в котором и с которого здесь и теперь начинается формирование, раскрытие, функционирование и развитие нравственного чувства и мышления, где начинается установление (конституирование) и обогащение мира нравственных ценностей и нравственного совершенствования человека.
Как бы велика ни была роль среды, природы, общества и иных внешних реальностей в жизни человека, именно он является самым главным, по сути, единственным носителем, субъектом и творцом нравственных реальностей в области той жизни, которую он может назвать своей. Сформировавшийся, ставший человек способен радикально изменять ценностные приоритеты. Как существо самостоятельное он способен непрестанно взращивать и творить добро. И быть в этом смысле активным, ведущим, целевым началом, по отношению к которому все остальное: общество, природа, небытие и неизвестность, – могут выступать в качестве условия, среды и средства.
Одной из важных форм практического доказательства актуального, а не генетического морального приоритета личности является ее нравственное совершенствование .
Если наше обычное нравственное поведение можно условно сравнить со скоростью, то нравственное восхождение – с ускорением, поскольку здесь речь идет не о количестве совершаемых нами добрых дел, а об их качестве, о прогрессе самого этического в человеке.
Существует масса этических учений, которые не только предписывают личности определенный перечень ценностей и норм поведения, но предлагают и свои принципы совершенствования. Среди них, например, этика любви, этика смирения (ненасилия), этика добродетелей, религиозные этики закона, богобоязненности, послушания, искупления и спасения и т.д. Все они предлагают совершенствование, соответственно, в страхе, любви, смирении, жертвенности, служении, молитве, аскезе (т.е. в самоограничении и воздержании) и т.д.
Гуманизм не предлагает этики, фиксируемой и сконцентрированной на какой-либо одной нравственной ценности, этическом принципе или позитивном качестве человека. Коротко говоря, этика гуманизма – это этика человечности. Но что такое человечность? Практически все люди, если не знают (не в состоянии четко сформулировать, что это такое), то могут в жизни чувствовать и различать человечность от бесчеловечности. Скорее всего, человечность – это сложное человеческое состояние и способность. В ней соединяются забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. В основе человечности лежат три краеугольных принципа: уважение, доброжелательность и совестливость. Венчает все это созвездие добродетелей, освещая их своим светом, – разум, который делает человечность мудрой и зрелой, зрячей и эффективной.
Но, защищая этику человечности, гуманизм стремится дополнить ее некоторого рода перспективизмом и динамикой.
Гуманистическая этика – это этика свободного и осмысленного морального самоопределения, самоактуализации, самореализации, совершенствования и прорыва к другим, лежащим вне личности реальностям – себе подобному, обществу и природе.
То, что здесь названо прорывом. составляет высшую точку, кульминацию нравственной жизни человека, его нравственных достижений. Поистине удивителен факт, что всякое личное успешное, творческое и плодотворное усилие человека неизбежно увенчано стремлением поделиться с другими, сообщить другим, дать другим, разделить с другими то, что открылось, что оказалось достигнутым этой личностью. Архимеда из ванной вытолкнула не вода, а та же сила, которая заставила его бежать по улице и кричать человеку и человечеству «Эврика!». Так был открыт и сообщен другим один из знаменитых физических законов.
Оказывается, что высшей точкой его творчества было сообщить, сделать достоянием человечества открытие, совершенное личным усилием.Личность превосходит себя, она способна на это. Это – одна из самых богатых и благородных форм счастья. А сама эта способность личности прорываться за собственные границы к новому, и далее – к людям и миру, называется трансцендированием (от лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы).
Этика гуманизма – это этика восхождения, этика гуманных достижений, этика человечного творчества и творческого совершенствования человечности человека. Это – этика добродетельного участия и приношения даров на алтарь человечества.
1. Является ли стремление к добру и способность совершить зло естественными или благоприобретенными?
2. Назовите основные моральные ценности.
3. Каково гуманистическое понимание природы нравственных норм?
4. Какие типы этик входят в этику гуманизма?
5. В чем специфика этики человечности?
6. Почему и как этика гуманизма связана с творчеством и совершенствованием?
Вопросы для размышления
1. Необходимо ли подключение к моральному чувству ресурсов разума?
2. Возможно ли этическое познание на базе научной методологии?
3. Почему в этике гуманизма первостепенная роль связана с методами этического познания и самовоспитания, а не с анализом и выбором той или иной системы ценностей?
4. Какова природа добра?
Лекция 18. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВО
Гуманистический манифест III,
преемник Гуманистического манифеста 1933 года
Г уманизм – это прогрессивная философия существования, которая, не прибегая к категории сверхъестественного, утверждает способность и долг человека вести нравственную жизнь личного совершенствования, направленную к высшему благу всего человечества. Гуманистическое мировоззрение–направляемое разумом, одушевляемое сочувствием и просвещённое опытом – подвигает нас к тому, чтобы жить радостной и полнокровной жизнью. Это мировоззрение складывалось веками и продолжает развиваться по сию пору, усилиями мыслящих людей, сознающих, что любые ценности и идеалы, как бы они ни были хорошо обоснованы, должны претерпевать изменения в соответствии с ростом нашего знания и понимания мира.
Данный документ является частью продолжающейся работы по выяснению в положительных терминах концептуальных черт гуманизма, – не чего-то, во что мы должны верить, а согласия относительно того, во что мы в действительности верим. Именно в этом смысле мы утверждаем следующее:
Познание мира достигается путём наблюдения, эксперимента и рационального анализа. Гуманисты считают, что наука является наилучшим способом такого познания, также как и решения встающих перед человеком проблем и развития полезных технологий. Мы также признаём ценность новых областей мысли, искусства и внутреннего опыта – каждая из которых подлежит критическому анализу разума.
Человеческие существа являются неразрывной частью природы, результатом ненаправленного эволюционного процесса. Мы принимаем нашу жизнь целиком и полностью, различая то, каковы вещи на самом деле, от того, какими мы бы хотели их видеть или какими их представляем. Мы приветствуем вызовы будущего, и захвачены неустрашимой страстью познания.
Моральные ценности вытекают из человеческих потребностей и интересов, удостоверенных опытом. Гуманисты основывают моральные ценности на благополучии человека, соответственно условиям его существования, интересам и заботам, и простирающемся до учёта глобальной экосистемы и за её пределы. Мы обязаны рассматривать каждую личность как имеющую неотъемлемую ценность и достоинство, способную совершать разумный выбор, основанный на свободе и связанной с нею ответственности.
Смысл индивидуальной жизни рождается в личном участии в служении человеческим идеалам. Мы стремимся к нашему максимально полному развитию, и одушевляем наше существование глубоким ощущением его осмысленности, испытывая восторг и благоговение перед радостями и красотой человеческого бытия, как и его вызовами и трагедиями, даже неизбежностью и окончательностью смерти. Гуманисты основываются на богатом наследстве человеческой культуры и гуманистическом мировоззрении, с тем, чтобы научить людей не отчаиваться в тяжёлые времена и не останавливаться на достигнутом во времена изобилия.
Человеческие существа по природе социальны и придают значение общению друг с другом. Гуманисты страстно стремятся к миру всеобщей взаимной заботы и участия, свободному от жестокости и её следствий, в котором наши несогласия разрешались бы совместными усилиями, без обращения к насилию. Дополнение принципа индивидуальности принципом взаимной зависимости обогащает нашу собственную жизнь, подвигает нас к служению жизни других людей, вселяет надежду на достижение всеобщего мира, справедливости и равных возможностей.
Труд на пользу общества служит росту личного благополучия каждого. Прогрессивные цивилизации всегда деятельно стремились освободить человечество от грубых забот по элементарному выживанию, уменьшать страдания, укреплять общество и развивать отношения между людьми всего мира. Мы пытаемся свести к минимуму неравенство положений и возможностей, поддерживаем принцип справедливого распределения природных ресурсов и плодов человеческой деятельности, с тем, чтобы как можно большее число людей могло наслаждаться достойной жизнью.
Гуманисты заботятся о благосостоянии всех людей, сознают их различия и уважают право на несходство человеческих взглядов. Мы трудимся над созданием такого порядка, в котором каждый в равной мере мог бы пользоваться всей полнотой человеческих прав и свобод в открытом, светском обществе, и утверждаем, что гражданский долг каждого человека – участвовать в демократическом процессе, а его планетарный долг – защищать природу, её разнообразие и красоту, всеми безопасными и надёжными способами.
Будучи вовлечёнными, таким образом, в поток жизни, мы возвышаемся до этого воззрения с сознательным убеждением в том, что человечество способно прогрессировать к своим высшим идеалам. Ответственность за наши собственные жизни и за мир, в котором мы живём, лежит на нас и только на нас одних.
Мы, подписавшие манифест «Гуманизм и его чаяния», свидетельствуем о своём общем согласии с его содержанием.
Гуманистический манифест III скрепили своими подписями многие видные общественные и культурные деятели, среди которых учёный-эволюционист и популяризатор науки Ричард Докинс, философ Энтони Флю, президент Международного гуманистического и этического союза Леви Фрагелл, основатель Института ненасилия им. Махатмы Ганди Арун Ганди, кинорежиссёр Оливер Стоун, писатель Курт Воннегут, 21 нобелевский лауреат в разных областях науки и многие другие.
17 марта 2016 Автор / Бегалинова Д. студентка 3 курса специальности «Социальная педагогика и самопознание» ПГПИ, г. Павлодар
Известно, что гуманизм, выраженный в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество прежде всего через нравственность, мораль и право. Ядро общечеловеческого содержания морали составляют идеи гуманизма. Они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, воплощаясь в нравственном сознании.
Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра – вокруг человека.
Часто люди говорят между собой о человечности, порой до конца не понимая, что подлинная человечность – это любовь к детям!
С момента возникновения педагогической профессии за учителем закрепилась гуманистическая воспитательная функция. Можно сказать, что гуманистическая направленность личности педагога заключается в единстве личностных и профессиональных качеств, в основе которых лежит способность реализовывать принцип гуманизма, детерминирующий его гуманистическое мировоззрение.
Известно, что первые выдающиеся педагоги-гуманисты появились в эпоху Возрождения (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский). Их идеи получили свое развитие во взглядах выдающегося чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского. Он говорил, что учителями должны быть люди честные, деятельные и трудолюбивые они должны быть живыми образами добродетелей и прививать их другим. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существования, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.
Л.Н. Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, находящее свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет любовь только к делу, – писал Л.Н. Толстой, – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочитал все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Новый путь в гуманизацию образования проложили учителя-новаторы, Ш.А. Амонашвили, Ю.Г. Волков, М.В. Иванов, С.Н. Лысенкова, В.А. Шаталов и др. Нет сомнения в том, что нельзя внедрить гуманизацию обучения и воспитания без реальных достижений этих и многих других педагогов-гуманистов нашего времени.
На мой взгляд, слово гуманность в большей степени означает готовность проявлять гуманизм, заботу, сочувствие, помогать другим людям, оказывать уважение. Т.е. это реальная деятельностная сторона, характеризующая личностные, духовно-нравственные качества человека, его культуру в целом.
Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. Великий Абай ясно и совершенно писал о том, что основа человечности – это любовь и справедливость. Они решают все. Поэтому там, где мало любви, там мало человечности и настоящей жизни. Хотите хорошо и счастливо жить – научитесь любить людей.
«Любовью Бога созданы народы,
И ты люби их, как себя.
Люби людей как братьев, как свободу,
Тогда и истина, и жизнь – все для тебя».
К.А. Яссауи также писал в своих трактатах о необходимости любить все человечество и каждого человека в отдельности, потому что только в этом направлении лежит путь человека к счастью.
Эти и многие другие великие мудрецы учили нас любить не самих себя, а любить все человечество, любить каждого человека, независимо от его национальности, цвета кожи и религиозных воззрений. Вот где лежит основа и начало настоящей человечности, настоящей гуманности и цивилизованности.
Каждый человек мечтает жить полнокровной и благополучной жизнью, стать интересной и неординарной личностью. А суть человеческой личности заключается в способности подняться своим сознанием до высот Человеколюбия. Без высоких чувств, без любви личность не способна развиваться, она не живет полноценной жизнью, а лишь существует. Ни чудеса техники, социального прогресса, науки и прочего не могут восполнить недостаток человечности и человеколюбия.
Способность человека любить людей есть труд над своим сознанием, над своим характером, труд, направленный на рост человечности в человеке. Трудно любить людей, если в нас мало человечности, мало сострадания и милосердия, мало доброжелательности и бескорыстия, мало терпимости и миролюбия.
Плоды человеколюбия проявляются в конкретных делах, когда человек бескорыстно идет на помощь близким и посторонним людям, когда он умеет сочувствовать горю других и умеет радоваться удаче посторонних ему людей, когда он уважителен и доброжелателен ко всем людям, когда в них он видит только своих братьев и сестер.
Человеколюбие это не только цель развития личности, это и инструмент, с помощью которого на земле будет построено гуманное и цивилизованное общество, где любовь скрепит воедино и науку, и экономику, и духовную культуру.
5.4. Гуманизм как система ценностей духовной культуры
Культура общества на определенном этапе развития есть совокупность ценностей – материальных и духовных. Наиболее ярким и целостным процессом формирования и функционирования системы ценностей выступает гуманизм (от лат. homo – человек, humanus – человеческий, человечный, humanitas – человеческая природа).
В философском словаре термин гуманизм определяется как мировоззрение антропоцентризма, перманентно (постоянно) подвергающегося осмыслению и рефлексии (самоанализу) в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой гуманизм – это гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времен феодализма. В Большой советской энциклопедии гуманизму дается определение как исторически изменяющейся системе воззрений, признающей ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающей благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. Таким образом, определений у гуманизма может быть немало. Основную мысль этого понятия можно сформулировать так: гуманизм – это направление в философии, науке и культуре, акцентирующее внимание на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее человека как «меру всех вещей».
И. Кант, чье интеллектуальное наследие, как указывалось выше, связывают с философским осмыслением проблемы ценностей, сформулировал три вопроса, определяющих человека в его отношении к миру: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
В современных условиях даже первый уровень мировоззренческого характера – знаниевый – приобрел аксиологическое значение. Другими словами, проблема ценности может быть отнесена к числу «вечных», неисчерпаемых проблем философии. С одной стороны, постоянно меняется содержательная наполненность самого понятия ценность: от поставленного Сократом «основного вопроса» аксиологии «Что есть благо?» до современного «Что представляют собой ценности науки?» - многовековая дистанция духовного опыта человечества. С другой стороны, ценностные ориентации и прямо и косвенно связаны с процессом становления личности, определением ее места в структуре социальных процессов.
ХХ век явился свидетельством серьезных, порой тупиковых противоречий мировой духовной культуры. XXI век во многом продолжает эту тенденцию. Речь идет о сложности периода формирования новой системы ценностей – ситуации, во многом трагической для общества, но особенно, ля личности. К. Ясперс стал в значительной степени провидцем, определяя в тридцатые годы ХХ века основные тенденции культурного процесса: «возникает угроза, что в искусстве исчезает не только дисциплинирующее, но и содержательное … образование в науке – опирающееся на смысл целого обучения в области знания и исследования в философии – передающаяся от лица к лицу традиция веры. Вместо этого сохраниться традиция технической рутины, умения и форм, усвоение точных методов…» /14, с. 366/.
В ХХ веке меняется соотношение основных пластов культуры, складывается принципиально новая система взаимодействия. Меняются функции культуры: мировоззренческая и аксиологическая функции подчинены утилитарно-прагматической направленности. Изменяется и система ценностей, определяющая характеристику субъекта культуры – и ее творца и ее потребителя. Это означает, что культура как регулятор социальных отношений и фактор развития духовного богатства личности заменяется технологией и социотехникой. Обращение к Н. Бердяеву -основа формирования собственной ценностной позиции: «человеческая душа не может выдержать той скорости, которой от нее требует современная цивилизация. Это требование имеет тенденцию превращать человека в машину… Техническая цивилизация по существу своему имперсоналистична. Она не хочет знать личности» /1, с. 149/. Это означает, что современная цивилизация не заинтересована в формировании тех духовных потребностей, которые делают молодого человека личностью.
Нельзя не обратить внимание на следующее.
Принцип гуманизма является универсальным лишь для западной цивилизации. Обычно его трактуют как идеал образования и поведения, как культурное высшее и нравственное развитие человеческих способностей. Гуманизм как онтологический и гносеологический принцип обозначает такой подход к бытию, согласно которому этические ценности, и ценности блага существуют только в рамках человеческой деятельности и не существуют независимо от этого, т.е. не являются абсолютными. Это антропоцентристское восприятие действительности тесно связано с такими ценностными установками, согласно которым деятельность человека не может выйти за пределы человека, порождена и обусловлена только человеческими потребностями. Эта онтологическая парадигма, зародившись в античности, с той или иной степенью выраженности фактически определяла все развитие западной цивилизации.
На Востоке бытие человека определяется бытием природы, и, соответственно, человеческая деятельность строится в согласованности со сверхцелями и сверхзадачами Космоса, Природы. Различия в мировоззренческих установках антропоцентризма и природоцентризма имели громадное значение для формирования ноосферы. Такие онтологические парадигмы определили возникновение качественно разных цивилизаций, векторы культурного развития которых привели, соответственно, и к разным результатам.
Восточная, природоцентристская парадигма мышления складывалась в соответствии с тем типом мышления, который К.-Г.Юнг назвал интровертивным. Для него характерны иррациональные способы познания мира, обращенность на внутренний мир, на самопознание, предметность. Тип мышления, который Юнг связал с Западом, называется экстравертивным и для него характерны рациональность, абстрактность, обращенность на внешний мир, оперативность - мир постигается путем деятельностного освоения. Поэтому и гуманистические системы ценностей у Запада и Востока были различны.
Гуманизм предлагает обществу программу самоорганизации на основе таких ценностей, как свобода и справедливость, законность и социальное согласие, терпимость к индивидуальным различиям в мышлении и образе жизни людей. Он учит диалогу и компромиссам, гражданскому миру и консолидации.
Однако Мишлен Тизон-Браун в своем «Завещании гуманиста» подчеркивает: слово «гуманизм» не должно вводить нас в заблуждение, так как гуманистических цивилизаций не существовало. В каждой эпохе были свои Столетние, Тридцатилетние, Семилетние войны, свои бойни, свои Наполеоны и Гитлеры. Гуманизм - это симпатия к человеку, разумная вера в него, забота о его свободе, достоинстве, счастье. Для гуманистов человек - это не разумное животное философов, не развращенное животное натуралистов, не социальное животное социологов. Человек для гуманистов - не абстрактное существо с некой априорно и догматически определенной природой он способен эволюционировать, хоть и в непредсказуемом направлении /7, с. 193/.
Гуманизм как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества, трансформируясь в новый способ своего выражения в XXI веке. И именно гуманизм сегодня считается самой передовой системой ценности, признаком цивилизованности того или иного народа, неким пропуском в семью иных «самых цивилизованных» государств и народов. Более того, многие идеологи, в том числе и в России, на основе «принципов гуманизма» вообще делят народы на «цивилизованные» и «нецивилизованные» («дикие»). А сами принципы гуманизма сегодня пропагандируются как самые передовые и прогрессивные, используются в качестве политического инструмента воздействия на другие государства и народы при решении разнообразных, в том числе экономических, социальных, политических вопросов в области международных отношений и в координации внутренней политики различных государств.
Но самое интересное, что главные защитники гуманистических «общечеловеческих ценностей» и непреклонные борцы за «права человека» во всем мире сами уже давно отказались от пропагандируемых ценностей.
Свидетельство тому - теория «золотого миллиарда», политика «двойных стандартов» (бомбежки Ирака, Югославии во имя «прав человека» и одновременная поддержка исламского терроризма в Косово, Пакистане, Афганистане и др.), идеология глобализации и многое другое. Наконец, после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне правительство США откровенно провозгласило древний принцип «око за око», заставив практически всех своих стратегических союзников и бывших врагов признать этот принцип главенствующим в мировой политике. Не имея на руках «правовых» документов, общего, официально подтвержденного международным сообществом мандата на проведение военной акции, США, основываясь на одних подозрениях и оперативной информации, развязали широкомасштабные военные действия в Азии, не собираясь при этом останавливаться перед откровенным и массовым убийством мирного населения якобы с целью уничтожения горстки террористов. А в самих США поднялась настоящая антиарабская истерия. Более того, согласно социологическим опросам немалое число американцев ныне готовы отказаться даже внутри страны от демократических свобод, лишь бы «раздавить гадину». Жажда «кровной мести» оказалась сильнее и важнее «демократии» и «прав человека».
Надо понять, что человечество стоит на распутье. И от нас самих зависит, по какому пути мы все пойдем - в «небытие» или к «цветущей сложности». И долгом любого государства, делом политической воли его руководителей является широкая и целеустремленная поддержка гуманизма - уникального феномена человеческой культуры, зародившегося более двух с половиной тысячелетий тому назад и совершающего сегодня самую мирную и благородную революцию в сознании и общественной жизни все новых и новых народов земного шара.
Источники:
Следующие консультации:
Комментариев пока нет!