Новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
10 Февраля 2012 Новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
С 1 января 2013 г. должен вступить в силу новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» («402-ФЗ»). Он призван заменить собой ранее применявшийся Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» («129-ФЗ»).
Обращает на себя внимание расширение сферы применения бухгалтерского учета: если 129-ФЗ безусловно освобождал от обязательного ведения бухгалтерского учета индивидуальных предпринимателей, адвокатов, занимающихся частной практикой, и даже - при определенных условиях - организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, то 402-ФЗ устанавливает в качестве общего правила обязательность ведения бухгалтерского учета в том числе и для указанных категорий (статья 2). Исключение 402-ФЗ делает для индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, на случай, когда такие лица ведут учет доходов /расходов в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (статья 6). Примечательно, что такое же исключение из всеобщей обязанности по ведению бухгалтерского учета в 402-ФЗ предусмотрено и для филиалов /представительств иностранных организаций в РФ.
Далее, если 129-ФЗ оставлял решение вопроса о выборе опции ведения бухгалтерского учета целиком на усмотрение руководителя организации (пункт 2 статьи 6), то 402-ФЗ содержит четкие директивы на этот счет (пункт 3 статьи 7):
«Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.»
При прочтении данной формулировки возникает справедливый вопрос, кем может быть «иное должностное лицо», которому руководитель экономического субъекта поручает ведение бухгалтерского учета. В частности, подпадает ли под определение «иного должностного лица» сам руководитель (возможность для руководителя назначить самого себя ответственным за ведение бухгалтерского учета). Системное прочтение данной нормы приводит к отрицательному ответу: право возлагать ведение бухгалтерского учета «на себя» четко установлено в последнем предложении цитируемой нормы - только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть, в остальных случаях руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или любое иное - кроме себя - должностное лицо.
Ряд изменений касается требований к оформлению первичных учетных документов. Так, 402-ФЗ не воспроизводит в качестве обязательных требований положения 129-ФЗ о том, что документы, оформляющие операции с денежными средствами, должны иметь две подписи (руководителя и главного бухгалтера), а также о том, что руководитель по согласованию с главным бухгалтером должен утвердить перечень лиц, имеющих право подписывать первичные учетные документы. Таким образом, можно сделать вывод, что указанные требования после вступления в силу 402-ФЗ более не будут обязательными. Более того, 402-ФЗ устанавливает, что первичные учетные документы вообще могут быть составлены в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Что же касается требований, предъявляемых к самой форме первичных учетных документов, 129-ФЗ исходил из того, что все первичные учетные документы должны быть составлены в соответствии с унифицированными формами (пункт 2 статьи 9) при наличии ряда обязательных реквизитов. 402-ФЗ, в свою очередь, оставляет лишь требование о наличии обязательных реквизитов, тогда как формы первичных учетных документов должны будут обязательно утверждаться руководителем организации (пункт 4 статьи 9) и, следовательно, не предполагается, что такие формы будут одинаковыми во всех организациях, ведущих бухгалтерский учет. На практике, тем не менее, такая свобода вряд ли будет иметь далеко идущие последствия, так как при утверждении форм первичных учетных документов руководители организаций, вероятно, предпочтут не проявлять креативность, а придерживаться уже «проверенных» существующих форм (например, из перечня ОКУД - ОК 011-931).
Закон 402-ФЗ устанавливает ряд особенностей бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации юридического лица. Так, в частности, положения 402-ФЗ однозначно требуют, что при ликвидации юридического лица его последняя бухгалтерская отчетность должна быть составлена ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо - в случае банкротства - арбитражным управляющим.
В свете того, что среди публичных компаний в России все большее распространение получают международные стандарты отчетности (МСФО), 402-ФЗ уделяет особое внимание вопросам разработки и утверждения новых федеральных (и отраслевых) стандартов отчетности. Очевидно, что данный шаг продиктован не в последнюю очередь необходимостью гармонизации МСФО и национальных стандартов, принимая во внимание, что в хозяйственной жизни страны участвуют не только публичные и частные компании, но и бюджетные организации, которые, в свою очередь, вряд ли когда-нибудь в обозримом будущем станут вести свою отчетность по правилам МСФО. Тем не менее, необходимость принятия новых федеральных стандартов пока только декларируется; впредь до их появления 402-ФЗ предусматривает дальнейшее применение существующих ПБУ.
_______
1Общероссийский классификатор управленческой документации (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 299).
Источник:
Комментариев пока нет!