Комментарий к Федеральному Закону «Об Основах Государственного Регулирования Торговой Деятельности» от 18 декабря 2009 г.
01 Января 2010 Комментарий к Федеральному Закону «Об Основах Государственного Регулирования Торговой Деятельности» от 18 декабря 2009 г.
Принятие закона
18 декабря 2009 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Закон «об основах государственного регулирования торговой деятельности». Данный закон по замыслу авторов был принят с целью упорядочения на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле.
Сам проект вышеназванного закона прошел долгий путь согласований и утверждений в различных органах власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Как правило, администрации субъектов участвовали в разработке путем направления поправок и замечаний. Однако некоторые субъекты Российской Федерации даже обращались в адрес Правительства с просьбой об ускорении процедуры принятия закона.
Идея о необходимости принятия подобного закона возникла достаточно давно. Еще в ноябре 2006 года Минэкономразвития выступило с инициативой заложить законодательные основы, которые позволят государству непосредственным образом влиять на процессы организации и осуществлении торговой деятельности. В течение года разрабатывалась концепция закона о торговле, которая была внесена на рассмотрение в Правительство РФ в ноябре 2007 года. Впоследствии к работе над законопроектом подключились Минсельхоз, Федеральная Антимонопольная Служба и другие ведомства.
Затем в результате реорганизации некоторых министерств 5 июня 2008 года было учреждено Министерство промышленности и торговли, которое принялось дорабатывать законопроект. В результате смены курирующего органа было принято решение серьезно переработать изначальный вариант закона. Однако сложность и неоднозначность предмета регулирования породили множество разногласий среди чиновников. Даже когда законопроект был внесен на рассмотрение в Правительство, еще отсутствовало единое понимание необходимости введения изложенных в законопроекте мер.
Одновременно с разработкой правительственного законопроекта предпринимались попытки урегулировать торговую деятельность иными путями. Группой депутатов Государственной Думы РФ была начата разработка альтернативного законопроекта о государственном регулировании торговли. Особенностью депутатского варианта было жесткое ценовое регулирования, которое изначально не принималось Правительством. Впоследствии, от альтернативного законопроекта отказались сами депутаты, однако наработки было решено использовать при рассмотрении правительственного варианта.
Окончательные поправки в законопроект вносились во время второго чтения в Государственной Думе. Были изменены сроки, ограничивающие отсрочку по оплате товара, внесены положения о ценовом регулировании. До конца декабря 2009 года закон был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом.
Общие положения
Прежде чем рассматривать основные положения принятого закона, необходимо определить какую сферу общественных отношений он регулирует. Статья 1 закрепляет, что в сферу действия закона входит торговая деятельность, за исключением некоторых видов торговли, которые уже регулируются другими нормативными актами. Действие закона не распространяется на внешнеторговую деятельность, торговлю на товарных биржах, торговлю на розничных рынках, деятельность по купле-продаже ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов. Некоторые положения закона распространяются только на торговлю продовольственными товарами.
Органы государственной власти, как федерального, так и уровня субъектов наделяются полномочиями в сфере регулирования торговой деятельности в соответствии с ФЗ.
Правительство РФ получает общие полномочиями, перечисленными в статье 5 закона, к которым относятся, в том числе полномочия по утверждению методики расчета объема реализованных товаров и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности торговыми площадями. К новым полномочиям Правительства РФ относятся и другие полномочия, не указанные в ст. 5, но закрепленные в других статьях закона. Например, полномочия в сфере ценового регулирования - п. 5. ст.8. Правительство получает право устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые товары, если их рост превысит 30% в течение тридцати календарных дней. Отдельные виды продовольствия могут быть отнесены к социально значимым видам в порядке, определяемом Правительством.
Министерство промышленности и торговли в соответствии с принятым законом о торговле осуществляет полномочия по разработке форм торгового реестра.
Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают нормативы обеспеченности населения торговыми площадями.
Органы местного самоуправления утверждают схемы расположения стационарных торговых объектов.
Ограничения в торговле
Наибольшее количество споров и разногласий со стороны торговых организаций вызвали статьи 9 и 14 закона. Обе статьи относятся исключительно к торговле продовольственными товарами, исчерпывающий перечень которых установлен законом. Статья 9 устанавливает ограничения в сфере торговых отношений, а именно на практику выплаты различных премий, вознаграждений за продвижение товара и иных выплат. Законодатель увидел в подобной практике одно из самых значительных препятствий для развития торговой деятельности в России. Представители некоторых региональных властей больше всего ратовали за скорейшую отмену всех премий. Принятый закон о торговле прямо запрещает включать в цену договора иные виды выплат, кроме премии за объем поставляемых товаров. Однако даже размер указанной премии также ограничивается законом и не может превышать 10 % от цены договора. На практике премии и вознаграждения применялись в виде скидок с цены поставляемых товаров. Теперь поставщики получат право отказывать в предоставлении скидок, поскольку они запрещены законом.
Статья 9 налагает также ограничения на отсрочку оплаты поставленных товаров. Теперь, если условие об отсрочке оплаты закреплено в договоре поставки, продолжительность отсрочки не может превышать установленных законом пределов:
1. Продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров.
2. Продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней, подлежат оплате в срок не позднее чем тридцать уже календарных дней.
3. Продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок пять календарных дней.
Закон запрещает также включать в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом определенных действий об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.
Другой статьей, вызвавшей большое число возражений, является статья 14 закона. Эта статья введена по требованию ФАС и носит антимонопольный характер. Положения указанной статьи запрещают торговым организациям приобретать новые торговые площади, если доля этой организации во всех реализованных за предыдущий финансовый год товаров превышает 25 процентов. Запрет применяется на двух уровнях одновременно - на региональном и на местном. Методика расчета доли должна быть разработана Правительством РФ. Данная норма может породить сложности у торговых организаций, если они планируют приобрести или сдать в эксплуатацию новые торговые помещения после вступления закона в силу. Запрет не распространяется на организации потребительской кооперации.
Закон о торговле вводит единый порядок размещения нестационарных торговых объектов, которые могут функционировать исключительно в соответствии с утвержденной органом местного самоуправления схеме. По мнению авторов закона, торговые объекты должны размещаться не в самых людных местах, а там где в них возникает необходимость. Контроль за правильностью размещения торговых объектов возложен на органы местного самоуправления. Установленное правило может породить множество проблем для торговых организаций, поскольку необходимые методики для разработки схем отсутствуют. На практике может возникнуть ситуация, когда торговая организация готовится сдать в эксплуатацию очередной торговый объект в центре города, а представители органа местного самоуправления сочтут что торговых объектов уже слишком много. Таким образом, торговая организация может потерять право использовать объект по назначению.
Ограничения для органов власти
Отдельная группа положений закона касается антимонопольных требований к органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. Эти положения главным образом ограничивают полномочия местных и региональных органов власти в сфере регулирования торговой деятельности. Статья 15 Закона содержит общую формулировку, запрещающую принимать акты и осуществлять действия, которые могут привести к установлению на товарном рынке правил, отличающихся от аналогичных правил, установленных нормативными правовыми актами федерального уровня. А также, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе:
1. Возлагать на хозяйствующий субъект обязанность по участию в повторной или дополнительной проверке качества и безопасности товаров, если такая проверка предусмотрена региональной или муниципальной системой качества товаров.
2. Понуждать хозяйствующих субъектов к участию в прохождении контрольных и разрешительных процедур, установленных региональными или местными нормативными правовыми актами в дополнение к федеральным.
3. Устанавливать цены в сфере торговой деятельности.
4. Устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров, введение ограничений продажи отдельных видов товаров, понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
Закон о торговле вступает в силу с 1 февраля 2010 года. Изначально планировалось, что он вступит в силу 1 января 2010 г. В течение 180 дней с даты вступления закона в силу все договоры поставки должны быть приведены в соответствие положениям нового закона. В отношении муниципальных районов и городских округов ограничение, предусмотренное статьей 14 закона, применяется с 1 июля 2010 года.
Заключение
При анализе положений закона можно определить круг лиц, чьи права существенно расширились в связи с принятием закона о торговле. Именно поставщики и производители продовольственных товаров получили эффективные инструменты для защиты собственных интересов. Органы государственной и местной власти существенно расширили свои полномочия по контролю благодаря принятому закону. Что касается торговых организаций, то их права были существенно ограничены путем введения прямых запретов.
Многие эксперты отмечают, что документу не хватает системности. Некоторые эксперты считают, что закон разрабатывался людьми, далекими от современных тенденций развития торговли. Для системного и эффективного регулирования такого сложного предмета как торговля нужен более совершенный законодательный инструмент, нежели простой закон, состоящий из 22 статей. Например, Торговый кодекс позволил бы в полной мере урегулировать торговые отношения. Однако на практике была сделана попытка решить стоящие перед обществом проблемы принятием закона, способного решить только узкий круг тактических задач. В связи с вышеизложенным, складывается впечатление, что действительные цели принятия закона не соответствуют заявленным в законе. Меры, введенные законом, не могут быть достаточными для достижения заявленных в статье 1 целей, и направлены на предоставление отдельным участникам торговых отношений дополнительных привилегий.
Комментариев пока нет!