Ребенок под опекой выплаты
Компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.
Читайте также:
Под опекой и попечительством понимаются формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Причем опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Данные выплаты предусмотрены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье». На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье органами местного самоуправления выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг, а также выделяются средства на приобретение мебели (при передаче ребенка на воспитание на срок один год и более) исходя из установленных норм материального обеспечения по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Кроме того, выделяются денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.
Условия предоставления этих компенсационных выплат установлены Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Минобразования РФ от 19 августа 1999 г. № 199.
В соответствии с этим Положением данные компенсационные выплаты производятся на основании решения органа опеки и попечительства за период с момента возникновения права на их получение, т.е. со дня смерти, вступления в силу решения суда о лишении родительских прав родителей (родителя) и до достижения ребенком возраста 18 лет. Опекунам (попечителям) выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных норм по фактическим ценам данного региона. При выплате компенсаций не принимаются во внимание размеры выплачиваемых на детей алиментов, пенсий и пособий.
Причитающиеся в качестве компенсационных выплат денежные средства выплачиваются опекуну (попечителю) ежемесячно в полном размере не позднее 15 числа следующего месяца или пересылаются с их согласия по почте в этот же день.
3. Компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям. Условия, размер и порядок их предоставления регулируются Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г. № 1110 и постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1206.
Порядок предоставления академических отпусков утвержден приказом Министра общего и профессионального образования от 5 ноября 1998 г. № 2782.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами компенсационные выплаты предоставляются находящимся в академических отпусках:
- студентам образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования
- аспирантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантурах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях.
Вышеперечисленным гражданам эти компенсационные выплаты производятся ежемесячно в размере 50 рублей, а в местностях, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, их размер устанавливается с применением соответствующего районного коэффициента независимо от места фактического пребывания получателя в период академического отпуска.
Кроме того, как определено п. 5 порядка предоставления академических отпусков, образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования вправе производить дополнительные выплаты студентам, находящимся в этих отпусках, за счет собственных средств.
Финансовые условия предоставления академического отпуска студентам, обучающимся на платной договорной основе, устанавливаются условиями договора или дополнительного соглашения.
Поскольку эти выплаты осуществляются на период академического отпуска (продолжительность которого не может превышать 12 календарных месяцев), то они назначаются и выплачиваются со дня предоставления такого отпуска обучающимся, если обращение за компенсационными выплатами последовало не позднее 6 месяцев с этого дня, по день окончания данного отпуска.
Для получения этих выплат обучающийся по месту учебы подает заявление, к которому прилагает копию приказа о предоставлении ему академического отпуска по медицинским показаниям (по заключению клинико-экспертной комиссии учреждения здравоохранения).
В 10-дневный срок со дня поступления этих документов руководитель образовательного или научно-исследовательского учреждения независимо от организационно-правовой формы обязан принять соответствующее решение.
Выплата назначенных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты обучающимся стипендий.
Те выплаты, которые были назначены, но своевременно не получены, выдаются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ на каждый соответствующий период, если обращение за их получением последовало в течение 3 лет со дня предоставления академического отпуска.
В то же время предельный срок для обращения за назначенными выплатами не установлен, если компенсационные выплаты не были своевременно получены по вине образовательного или научно-исследовательского учреждения (п. 7 указанного Порядка).
4. Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Данные выплаты назначаются в соответствии с Указом Президента РФ от 17 марта 1994 г. № 551 «О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (с последующими изм.) и выплачиваются в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. № 549. Ежемесячные компенсационные выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, производятся в размере 120 рублей к пенсии, установленной указанным нетрудоспособным гражданам в период осуществления ухода за ними.
Их выплата производится с месяца предоставления необходимых документов органу, выплачивающему пенсию лицам, за которыми осуществляется уход. Продолжительность их выплаты зависит от времени наступления следующих обстоятельств, при которых они прекращаются:
1) смерть нетрудоспособного гражданина или лица, осуществляющего уход за ним
2) прекращение осуществления ухода, подтвержденное соответствующим заявлением нетрудоспособного гражданина либо его законного представителя
3) достижение ребенком-инвалидом возраста 18 лет, если ему до этого возраста не установлена инвалидность I группы
4) лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, родительских прав
5) назначение осуществляющему уход лицу пенсии (независимо от вида) или пособия по безработице
6) поступление лица, осуществляющего уход, либо нетрудоспособного гражданина на работу
7) истечение срока, на который была установлена 1 группа инвалидности
8) помещение нетрудоспособного гражданина на полное государственное содержание
9) перемена места жительства нетрудоспособным гражданином, влекущая изменение органа, выплачивающего ему пенсию (соответствующий орган по новому месту жительства вправе вновь затребовать у граждан документы, необходимые для назначения компенсационных выплат).
Выплата денежной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили перечисленные обстоятельства.
О наступлении обстоятельств, указанных в пунктах 5 и 6 приведенного перечня, граждане обязаны поставить в известность орган, назначивший рассматриваемые компенсационные выплаты.
Для назначения денежной компенсации в орган, осуществляющий выплату пенсии нетрудоспособному гражданину, требуется представить следующие документы :
а) паспорт лица, осуществляющего уход
б) трудовые книжки лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина
в) справку органа занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице
г) заявление нетрудоспособного гражданина (если он полностью дееспособен), подтверждающее осуществление за ним ухода
д) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала такого ухода
е) справку органа социальной защиты населения по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пенсии
ж) справку медико-социальной экспертизы (ранее - ВТЭК) об установлении I группы инвалидности, медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом и заключение лечебного учреждения о потребности в постоянном постороннем уходе (при отсутствии этих данных в пенсионном деле).
В том случае, если нетрудоспособный гражданин является полностью или частично недееспособным, заявление представляется от имени его законных представителей. Подобное заявление не требуется в отношении родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом.
Решение о назначении компенсационных выплат принимается не позднее 10 дней со дня приема указанных документов.
Назначенные, но не полученные своевременно компенсации выплачиваются за прошлое время не более чем за 3 года перед обращением за их получением. При наличии вины органа, выплачивающего такую компенсацию, причитающиеся денежные суммы выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
5. Компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Федеральным законом от 1 августа 1996 г. № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» указанные выплаты установлены в размере 3% в день от минимального размера оплаты труда из расчета на одного обучающегося в течение учебного года с учетом районных коэффициентов.
6. Компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства. Соответствующие ежемесячные компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются в размере 50 рублей на основании и в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г. № 1110 и постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1206.
7. Компенсационные выплаты супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей. Право супругов военнослужащих на указанное пособие, носящее по своей сути компенсационный характер, установлено ст. 10 Закона от 27 мая 1998 г. Его назначение и выплата производятся в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 231. Размер ежемесячной компенсационной выплаты составляет 100 рублей, а в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов.
8. Компенсации отдельным категориям инвалидов (на санаторно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, на транспортное обслуживание). Право отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов (инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территориях других государств, участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий, военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей) на получение указанных компенсаций установлено Федеральным законом «О ветеранах». Условия назначения, порядок выплаты и источники финансирования компенсаций определены Порядком назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежной компенсации расходов на санаторно-курортное лечение и Порядком назначения и выплаты отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части к ним, а также на транспортное обслуживание, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 701 (с последующими изм. и доп.).
Денежная компенсация на санаторно-курортное лечение выплачивается один раз в два года в размере, установленном субъектами РФ, но не менее четырехкратного минимального размера пенсий по старости. Размеры денежных компенсаций на эксплуатационные расходы и транспортное обслуживание устанавливаются субъектами исходя из предельного размера ежегодной денежной компенсации на транспортное обслуживание, выплачиваемой отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов за счет средств федерального бюджета (в настоящее время - не свыше 835 рублей в год).

Материально-бытовые льготы по системе социального обеспечения:
Действующим законодательством (Федеральным законом от 24.11.1995 г. «О ветеранах», Законом РФ от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Федеральным законом от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» и иными нормативно-правовыми актами) предусмотрены различные материально-бытовые льготы для участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, инвалидов и других категорий граждан.
Основные материально-бытовые льготы приведены в следующей таблице:
Пособие на детей, которые находятся под опекой или попечительством
В соответствии со статьей 16 Закона Украины «О государственной социальной помощи семьям с детьми» пособие на детей, которые находятся под опекой или попечительством, назначается лицу, признанному в установленном порядке опекуном или попечителем, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни родителей либо по другим причинам остались без родительского попечения.
Необходимые документы:
1) копия решения об установлении опеки или попечительства
2) копия свидетельства о рождении ребенка
3) справка с места жительства о составе семьи опекуна
4) справки о месячных размерах пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи за предыдущие 6 календарных месяцев.
Пособие на детей, которые находятся под опекой или попечительством назначается на 6 месяцев. На следующий период пособие назначается на основании заявления опекуна и справки о месячных размерах пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи за предыдущие 6 календарных месяцев.
Пособие выплачивается в размере, что равняется разнице между двумя установленными прожиточными минимумами на ребенка соответствующего возраста и среднемесячным размером получаемых на ребенка пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи за предыдущие 6 календарных месяцев.
Прожиточный минимум:
Период действия (2013 год)
Выплаты детям-инвалидам под опекой
Семьи, в которых воспитываются под опекой дети-инвалиды, имеют право на два вида соцвыплат. Это государственная социальная помощь детям-инвалидам и пособие на детей, находящихся под опекой. Размер второго представляет собой разницу суммы двух прожиточных минимумов на ребенка и размера имеющейся дополнительно пенсии, пособия, алиментов или стипендии. В этом списке раньше была и соцпомощь на детей-инвалидов. Теперь этот вид соцпомощи не будет отниматься от суммы двух прожиточных минимумов на ребенка, что позволит значительно увеличить суммы соцвыплат на детей-инвалидов под опекой. Семьи смогут получать и государственную помощь детям-инвалидам, и помощь на детей, над которым установлены опека или попечительство, в размере двух прожиточных минимумов без всяких отниманий.
Это стало возможным благодаря тому, что Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.08.2014 № 377 внесены изменения в Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми. В данное постановление изменения последний раз вносились в июне и касались отмены пособия по уходу за детьми до 3 лет и изменения в порядке назначения и размерах пособия при рождении ребенка .
На этот раз речь пойдет о детях-сиротах, которые находятся под опекой или попечительством. Последний раз об этой категории получателей соцпомощи упоминалось в Законе Украины № 371-VII от 02.07.2013, который вносил изменения в статью 18 Закона «О государственной помощи семьям с детьми» и обеспечивал размер выплат детям-инвалидам под опекой на уровне не менее 2 прожиточных минимумов. См. статью на Помогалка.Инфо - Социальная помощь детям-инвалидам под опекой .
Сейчас Кабинетом Министров снова разработаны и внесены изменения в Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми с тем, чтобы получение государственной социальной помощи на детей-инвалидов не лишало их возможности получать большие суммы пособия на детей, находящихся под опекой.
Ранее, чтобы определить размер госпомощи на детей-инвалидов под опекой, в расчет совокупного дохода семьи бралась и социальная помощь на детей-инвалидов. Теперь наличие этого вида соцпомощи не будет мешать получать больше семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды, пребывающие под опекой. Ведь это само собой разумеющееся, что детки-инвалиды нуждаются в куда больших затратах на лечение и реабилитацию, чем их здоровые сверстники.
В результате подобных изменений общие суммы выплат на детей-инвалидов, находящихся под опекой (оба пособия вместе), изменятся в сторону увеличения:
дети до 6 лет смогут получать - до 3302 грн. в месяц,
дети 6-18 лет – до 4115 грн. в месяц.
Обновлен и перечень документов для получения пособия на детей-инвалидов под опекой. Для назначения пособия детям, находящимся под опекой, на детей-инвалидов в орган соцзащиты нужно будет сдавать и медицинское заключение.
Закон города Москвы N 87 15 декабря 2004 года О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)
Настоящий Закон в соответствии с пунктом 5 статьи 150 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок и размер выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в городе Москве.

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Денежные средства на содержание подопечных детей
Статья 2. Правовое регулирование выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
Выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве", настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Статья 3. Основания для назначения и выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
Статья 4. Размер денежных средств на содержание подопечных детей
Глава 2. Порядок назначения и выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
Статья 5. Органы, осуществляющие назначение и выплату денежных средств на содержание подопечных детей
Статья 6. Обращение за назначением денежных средств на содержание подопечных детей
Денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), назначаются на основании заявления, которое опекун (попечитель) подает в орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного. К заявлению прилагаются следующие документы:
Статья 7. Порядок назначения денежных средств на содержание подопечных детей
Статья 8. Сроки выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
Статья 9. Порядок выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
Глава 3. Прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
Статья 10. Основания и порядок прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечных детей
Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм денежных средств на содержание подопечных детей
Глава 4. Ответственность за несоблюдение требований настоящего закона
Статья 12. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона
Должностные лица органов опеки и попечительства и управлений социальной защиты, по вине которых выплата денежных средств на содержание подопечных не была произведена своевременно, несут дисциплинарную ответственность в установленном порядке.
Статья 13. Право на возмещение убытков в связи с нарушением настоящего Закона
В случаях необоснованного отказа в назначении денежных средств на содержание подопечных, а также несвоевременной выплаты денежных средств опекунам (попечителям), возникшие у них убытки возмещаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 14. Хранение документов по назначению и выплате денежных средств на содержание подопечных детей
Документы, на основании которых назначается выплата денежных средств на содержание подопечных, хранятся в органах опеки и попечительства их копии и документы по выплате денежных средств на содержание подопечных хранятся в управлениях социальной защиты.
Статья 15. Финансирование расходов на выплату денежных средств на содержание подопечных детей
Финансирование расходов на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), является расходным обязательством города Москвы.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона
Ю.М. Лужков
Алексей Рудов,
Руководитель Проекта "К НОВОЙ СЕМЬЕ"
Права детей, находящихся под опекой (попечительством)
Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Перечень прав детей, находящихся под опекой (попечительством), дан в ст. 148 СК и включает в себя права как личного, так и имущественного характера. Подопечные дети имеют все те права, которыми СК наделяет несовершеннолетних детей. Поэтому в ст. 148 СК лишь конкретизируются положения гл. 11 Семейного кодекса о правах несовершеннолетних детей в связи с установлением над ними опеки (попечительства). Кроме того, специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: а) воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание б) обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства в) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты г) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством д) защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) е) обладание правами, предусмотренными ст. 55 и 57 СК (то есть право на общение с родителями и другими родственниками право выражать свое мнение).
Рассмотрим подробнее перечисленные права детей, находящихся под опекой (попечительством).
Право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны и совместное с ним проживание основано на закрепленном в СК праве ребенка жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК) и соответствует положениям гражданского законодательства о месте жительства несовершеннолетних детей, находящихся под опекой или попечительством (ст. 20 и п. 2 ст. 36 ГК). В частности, п. 2 ст. 20 ГК предусматривает, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - опекунов, а п. 2 ст. 36 ГК обязывает опекунов и попечителей несовершеннолетних проживать совместно со своими подопечными. Лишь в ряде случаев, когда опекун (попечитель) не имеет возможности в силу уважительных причин (болезнь, длительная командировка, необходимость ухода за больным родственником и т. п.) лично воспитывать ребенка, он имеет право на временное помещение подопечного ребенка в соответствующее воспитательное учреждение
Не вызывает сомнений, что предусмотренные законом цели опеки или попечительства могут быть достигнуты, как правило, при совместном проживании ребенка с его опекуном (попечителем), то есть в условиях их постоянного общения и контакта. В этой связи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляться по месту их временного пребывания в семье опекуна (попечителя) (п. 2 ст. 8 Закона О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) *. Причем последующее их снятие с регистрационного учета по месту пребывания возможно только с разрешения органа опеки и попечительства. Законом (п. 2 ст. 36 ГК) допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, но только с разрешения органа опеки и попечительства и при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
' * См. также: п. 28 Правил регистрации граждан РФ по месту жительства.
Право несовершеннолетнего подопечного на заботу со стороны опекуна (попечителя) совпадает с правом детей на заботу со стороны родителей и предполагает необходимость удовлетворения его жизненно важных потребностей (питание, уход, одежда, медицинская помощь, книги, игрушки, учебники и т. п.).
С совместным проживанием с опекуном (попечителем) в немалой степени связана и реализация права ребенка на обеспечение ему условий для содержания, воспитания, образования, а также физического, психического, духовного и нравственного развития (ст. 54, 63 СК). Естественно, что задачи воспитания ребенка не могут быть достигнуты без неукоснительного соблюдения принципа уважения его человеческого достоинства, исключающего пренебрежительное, жестокое и грубое обращение с детьми.
Предусмотренное ст. 148 СК право подопечного ребенка на обеспечение ему условий для содержания подкрепляется установленной ГК (п. 1 ст. 36) обязанностью опекунов (попечителей) заботиться о содержании своих подопечных. Для исполнения этой обязанности опекун (попечитель) вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства производить необходимые для содержания несовершеннолетнего подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (п. 3 ст. 37 ГК). Таким образом, распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего подопечного ребенка средствами, опекун (попечитель) обеспечивает ему необходимые условия для содержания. В свою очередь, государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, и тем самым создает необходимые условия для их содержания.
К источникам средств существования несовершеннолетних подопечных относятся: а) ежемесячные денежные средства, выплачиваемые государством на содержание опекаемых детей. Причем в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями и дополнениями) на детей, находящихся под опекой (попечительством), распространены нормы материального обеспечения и льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных учреждениях б) ежемесячные пособия, выплачиваемые в РФ гражданам, имеющим детей, согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (с последующими изменениями и дополнениями) * ,- в тех случаях, когда оснований для выплаты ежемесячных денежных средств на подопечного нет в) доходы от управления имуществом несовершеннолетних подопечных (проценты по вкладам в банках, дивиденды по акциям и т. п.) г) алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, причитающиеся детям, находящимся под опекой (попечительством).
' * СЗ РФ: 1995. № 21. Ст. 1929 № 48. Ст. 4566 1996. № 26. Ст. 3028 № 49. Ст. 5489 1997. № 1. Ст. З.
Факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей. При этом алименты на детей взыскиваются с родителей в общем порядке в соответствии со ст. 81-83 СК и выплачиваются опекуну или попечителю.
Законом о государственных пенсиях в РФ предусмотрено, что на детей, находящихся под опекой (попечительством), могут назначаться следующие виды пенсий: пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инвалидности социальная пенсия детям-инвалидам в возрасте до шестнадцати лет социальная пенсия инвалидам с детства социальная пенсия детям в возрасте до восемнадцати лет, потерявшим одного или обоих родителей * .
* См. также: Указание Министерства социальной защиты населения РФ от 23 июня 1995 г. № 1-6-У О пенсионном обеспечении детей, находящихся на полном государственном обеспечении // БНА РФ. 1995. № 10.
Государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в установленных законодательством случаях. Так, пособия выплачиваются детям лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований сотрудников милиции сотрудников налоговой полиции должностных лиц таможенного органа РФ прокуроров и следователей судей судебных приставов военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы лиц, погибших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, не входящих в круг их служебных обязанностей, а также иных категорий граждан в установленных законом случаях.
Пенсии и пособия, причитающиеся подопечным, получают согласно п. 2 ст. 60 СК их опекуны (попечители), как законные представители.
На детей, находящихся под опекой или попечительством, должны выплачиваться и иные государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей. В этой связи опекун имеет право на единовременное пособие при рождении ребенка и на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за принятым под опеку ребенком до достижения им возраста полутора лет. Для назначения и выплаты указанных пособий опекуном вместе с соответствующим заявлением представляется выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки *. Кроме того, опекун или попечитель вправе получать ежемесячное пособие на каждого взятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им шестнадцати лет, а на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не позднее, чем до достижения им восемнадцати лет. Причем данное пособие назначается и выплачивается независимо от получения на подопечного ребенка пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат. Исключением являются только денежные средства, специально выплачиваемые на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями и дополнениями). То есть ежемесячное пособие на ребенка опекуну (попечителю) не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается, если опекуны (попечители) получают денежные средства на содержание подопечного. Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается по месту службы опекуна (попечителя) или в органы социальной защиты населения по месту жительства опекуна (попечителя), с которым проживает ребенок. К заявлению обязательно прилагается выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства) ** .
* См. п. 19, 22, 25 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3628 1996. № 6. Ст. 568 № 39. Ст. 1092 1997. № 8. Ст. 950 № 36. Ст. 4174.
** См. п. 37-38, 47-50 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3628 1996. № 6. Ст. 568 № 39. Ст. 1092 1997. № 8. Ст. 950 № 36. Ст. 4174.
Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение ему условий для получения образования основано на требованиях ст. 28 Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции РФ и ст. 19 (п. 3-4) Закона об образовании об обязательности, бесплатности и общедоступности основного общего образования для каждого ребенка. Это право конкретизируется федеральным законодательством. В частности, п. 40 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 650 *. установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное обучение в государственных и муниципальных учреждениях начального профессионального образования на основе полного государственного обеспечения. В качестве дополнительной гарантии обеспечения права этих детей на получение образования введено правило, в соответствии с которым решение об исключении детей данной категории из общеобразовательных учреждений может приниматься только с согласия органов опеки и попечительства ** .
* СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 864.
** См. ч. 3 п. 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. № 1058 и от 15 января 1997 г. № 38 // СЗ РФ. 1994. № 19. Ст. 2221 № 38. Ст. 4430 1997. № 3 Ст. 395
Опекун (попечитель) должен обеспечить реализацию несовершеннолетним права на получение основного общего образования, соблюдая при этом требования п. 1 ст. 150 СК об обязательном учете мнения ребенка при выборе образовательного учреждения и формы обучения ребенка.
Отдельно в ст. 148 СК выделено право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением. Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании наследования его по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Сохранение за детьми, находящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение обусловлено положениями гражданского и жилищного законодательства (ст. 209, 288 ГК ст. 3 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ). Передача под опеку (попечительство) несовершеннолетнего ребенка не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.
Граждане - собственники жилых помещений владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, в том числе вправе продавать, дарить, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству. Однако несовершеннолетний подопечный ребенок не вправе самостоятельно распоряжаться жилым помещением. Необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении жилых помещений, собственниками которых являются дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 37 ГК).
Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права (п. 4 ст. 8 Закона О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого они выбыли, остались проживать другие члены семьи (п. 3 ст. 60 ЖК). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители) или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста четырнадцати лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при
необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста четырнадцати лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Финансирование расходов на оформление договора передачи в собственность жилого помещения, в котором проживают исключительно несовершеннолетние, осуществляется за счет средств местных бюджетов (п. 5 ст. 8 Закона О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ред. Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ).
В ситуации, когда дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеют закрепленного жилого помещения, то по окончании пребывания в соответствующем воспитательном учреждении, у опекунов или попечителей, они имеют право получить его в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК вне очереди. Закон О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 8), уточняя это правило, устанавливает, что органы исполнительной власти по месту жительства обязаны предоставить таким детям жилое помещение, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В целях обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников (п. 6 ст. 8 Закона О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!