Натуральные льготы что это
Монетизация. Версия 2.0. Бюджетникам могут отменить натуральные льготы
В правительстве в последнее время обсуждаются планы по реализации предвыборных обещаний президента Путина. В их число входило и повышение зарплаты бюджетникам. Министр финансов РФ недавно предложил в рамках этого повышения отменить для них натуральные льготы, что сильно перекликается с монетизацией льгот, проведенной в 2005 году. Активно обсуждаться она стала, кстати, за год до того - тоже сразу после выборов. “Солидарность” вспомнила, как проходила монетизация семь лет назад, и узнала, как живут теперь льготники в некоторых регионах.
ОСВЕЖИМ ПАМЯТЬ
Сама система льгот сформировалась у нас в стране в советское время. Что неудивительно: это вообще характерно для государственной экономики, которая подразумевает систему социальных гарантий. Примерно до 1980-х годов льготы распространялись на относительно небольшое количество граждан, “имеющих особые заслуги перед страной”. Впрочем, во многих случаях можно было обходиться без кавычек. Просто считалось, что большинством льгот пользуются номенклатурные работники, не очень-то любимые простыми советскими смертными. (Соответственно, “борьба с привилегиями” в начале 1990-х принесла много очков в копилку Бориса Ельцина.)
В 1980-е, когда экономика страны начала рушиться, и в 1990-е, когда рухнула практически вся “социалка”, количество льгот было резко расширено. Однако многие из них так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны. Чтобы хоть как-то решить проблему, и была задумана монетизация льгот.
Система в прежнем ее виде не устраивала чиновников и многих граждан по следующим причинам. Во-первых, считали разработчики нового законопроекта, система льгот способствует коррупции и хищению бюджетных средств. Яркий пример - сфера лекарственного обеспечения, где были налажены каналы получения госсредств за бесплатный отпуск лекарств льготникам. При этом реальный отпуск лекарств осуществлялся на гораздо меньшие суммы (в том числе за счет отказа обслуживать льготников).
Во-вторых, завышенную стоимость пассажирских перевозок в регионах часто оправдывали именно необходимостью обеспечения льготного проезда большому количеству граждан. На самом же деле разговорами об этом зачастую прикрывали коррупционные схемы в сфере тарифного регулирования перевозок.
Да и вообще, прикинули в правительстве, льготы в сфере проезда приводят к деградации муниципального транспорта. Народ у нас на халяву падок, и все больше людей стремилось получить льготу, не имея на то формального права. В результате больше половины поездок не оплачивалось, а карманы коррупционеров все больше расширялись. В иных же случаях данные о реально оказанных услугах льготникам просто не предоставлялись. В ход шли, соответственно, данные завышенные, что позволяло выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний.
Кроме того, на льготниках родное РЖД в те времена теряло около 6 млрд рублей в год. Сегодня мы уже знаем, что РЖД монетизации оказалось недостаточно: компания целиком “скинула” пригородные перевозки на дочерние организации, которые требуют дотаций из региональных бюджетов. В результате количество рейсов и посадочных мест сокращается, но это уже немного другая история.
Вернемся к нашей теме. Система льгот была признана несправедливой по отношению к тем, кто этими льготами не пользуется. Например, жители деревень городского транспорта в глаза не видели - не то что бесплатного проезда. Монетизация, решили чиновники, устранит несправедливость неравномерного доступа к льготам, а люди получат возможность потратить деньги по своему усмотрению. Свои проблемы были выявлены и в системе ЖКХ: органы власти постоянно перекладывали друг на друга оплату услуг за льготников, в результате не платил никто. По цепочке эта проблема передавалась к энергетическим компаниям, а значит, и к естественным монополиям. В общем, план монетизации мог лоббироваться довольно крупными игроками Российской экономики, такими как РЖД, “Газпром”, РАО “ЕЭС”.
Итак, наличие льгот, по мнению авторов закона об их монетизации, сдерживало проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий. Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках, считали они, будет затруднено до тех пор, пока остается неясным, кто будет оплачивать льготы. Привлечение же частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и в естественные монополии затруднено, так как инвесторы не могут быть уверены в полной оплате услуг всеми потребителями. Если коротко, основная идея монетизации льгот формулируется так: дайте народу денег вместо привилегий, он будет платить за то, что ему действительно нужно, и будет всем счастье.
“ДВЕ” МОНЕТИЗАЦИИ
Для увеличения количества счастья на душу населения было решено разделить монетизацию на “федеральную” и “региональную”.
Федеральная монетизация касается только “федеральных льготников”. Это инвалиды, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны и некоторые другие - всего на 2005 год 14 млн человек. Здесь процесс касается трех видов льгот: на проезд на городском транспорте и пригородных электричках, на лекарства и на санаторно-курортное лечение. На замену льгот денежными компенсациями в федеральном бюджете 2005 года было заложено 171,8 млрд рублей.
В отношении “региональных льготников” (к ним относятся ветераны труда, пенсионеры и другие - всего на тот момент 20 - 30 млн человек) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы. Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам. Принцип разделения льготников на федеральных и региональных подразумевал и разделение финансовой ответственности: кто выдает гражданам право на льготы, тот их и оплачивает из своего бюджета.
Умными задним числом быть, конечно, легко, но спустя семь лет мы с вами знаем: проблемы транспорта и ЖКХ никуда не делись, естественные монополии все так же неповоротливы (о конкуренции в их сферах по-прежнему не может быть и речи), а чиновники как брали взятки, так и берут. То есть глобальных проблем монетизация льгот не решила. Но, может быть, легче стало хотя бы самим льготникам?
ОПАСЕНИЯ И ПРОТЕСТЫ
Закон о монетизации льгот вызвал в обществе опасения еще при его обсуждении в 2004 году. Надо полагать, что основной мотив внутреннего протеста отдельно взятого гражданина был чисто психологическим: “У меня отбирают”. Но были, конечно, и вполне прагматичные соображения. Которые, заметим, в ряде регионов полностью себя оправдали. Дело в том, что абсолютное большинство субъектов федерации и так дотационные, а “льготная реформа” фактически возложила на них обязанность финансировать получение льгот их жителями. Как говорилось выше, за регионами осталось право сохранить натуральные местные льготы. Однако монетизация позволяла избавиться от существенной части затрат - хотя бы на те же компенсации транспортным компаниям. На выплатах же денег напрямую льготникам можно было сэкономить хотя бы за счет непроведения их индексации.
Первыми против монетизации льгот активно выступили участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. 29 июля 2004 года они устроили в Москве митинг протеста. А уже со 2 августа акции протеста проходили практически по всей стране. Их движущей силой были пенсионеры, но участие в митингах принимали не они одни. Многие политические силы пытались “оседлать волну”. Но, несмотря на усилия коммунистов, либералов и других оппозиционных сил, протесты так и остались децентрализоваными. Основным требованием была отмена закона о монетизации льгот.
Яркими примерами первых результатов монетизации служат ситуации в Москве и Санкт-Петербурге. Столичный мэр Юрий Лужков сумел вовремя изыскать средства на финансирование льгот из городского бюджета. Нельзя сказать, что в Москве царили тишь да гладь, но митингующие, как и сейчас, имели привычку съезжаться туда из других городов. А вот питерская администрация денег на монетизацию у себя в бюджете не нашла. И наибольшие по масштабу акции протеста прошли именно там. Была даже, как минимум, одна человеческая жертва: протестующие перекрыли Невский и Московский проспекты, и машина сбила пенсионера.
Правительство ожидаемо попыталось скинуть ответственность за неудачную реформу на региональные власти, а президент Путин в начале 2005 года предложил провести индексацию пенсий не с 1 апреля, а уже с 1 марта, и как минимум на двести рублей. И дал поручение повысить денежное довольствие военнослужащим. То есть общество необходимо было как-то задобрить.
Реверанс в сторону военнослужащих был сделан неслучайно, поскольку они оказались довольно многочисленной группой граждан РФ, пострадавших от реформы. Компенсации были рассчитаны таким образом, что военные, проживавшие далеко от места службы, понесли сильные финансовые потери. Тем более заметные на фоне относительно небольших зарплат. По данным опроса, проведенного “Интерфаксом” в начале 2005 года, 80% военнослужащих выразили недовольство монетизацией льгот.
Хотя военным запрещены забастовки и митинги, недовольство нашло себе внешнее выражение, пусть и кратковременное. 19 февраля 2005 года военные попытались организовать оппозиционное Всеармейское офицерское собрание. Но перед началом собрания в арендованном ими помещении Российской академии госслужбы был отключен свет, и офицеров оттеснил от здания ОМОН. В результате собравшиеся переместились на улицу, использовав в качестве трибуны сугроб, а лозунги существенно радикализовались.
Военные потребовали резко повысить финансирование Вооруженных сил и объявили о начале формирования “офицерско-казачьего ополчения”, что могло быть расценено властями как создание незаконных вооруженных формирований. Сами военные, конечно, не считали свои действия мятежом. По их мнению, они действовали в полном соответствии с заявлением верховного главнокомандующего Владимира Путина о необходимости усиления государства, а целью ополчения якобы должна была стать “защита Российского ядерного оружия от Соединенных Штатов”. Собравшиеся считали, что США планируют в течение ближайших месяцев захватить контроль над Российскими ядерными арсеналами. В общем, язык до Киева, а протест - до маразма.
А правительство тем временем занялось стабилизацией обстановки. В течение 2005 года совместно с региональными властями (читай: приказывая им) оно приняло ряд мер по борьбе со вспыхнувшей социальной напряженностью. В ряде регионов денежные компенсации были повышены до устраивавшего пенсионеров уровня, и протесты постепенно утихли.
Подводя какие-то итоги, можно сделать вывод о том, что при монетизации льгот не были должным образом оценены масштабность и сложность задачи. Многие чиновники и целые регионы оказались попросту не готовы к монетизации, не имели возможности детально продумать свои действия заранее. К примеру, льготы перестали действовать в начале января 2005 года, а компенсации стали поступать только в конце того же месяца. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.
Следует учесть и тот факт, что денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам - потребителям дорогостоящих лекарств - нет. Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала.
Помимо прочего, монетизация не предусматривала компенсаций пенсионерам. Решения о выделении им льгот были целиком оставлены на усмотрение региональных властей. Здесь стоит сделать акцент на том, что ни один документ “из центра” не обязывает региональные власти предоставлять пенсионерам льготы. Если, конечно, не считать льготой саму пенсию. Так что неудивительно, что пенсионеры и стали основной движущей силой протестов.
Возвращаясь же к “побочным” целям монетизации, можно сказать, что многие автотранспортные предприятия наконец увидели живые деньги, которые позволили им выжить в условиях жесткой конкуренции и отсутствия наличных средств и хотя бы обновить автопарки. Другой вопрос (хотя и условный) - что для малоимущих граждан лучше: ехать на новом автобусе без копейки в кармане или на старом, но с мелочью на хлеб.
Кроме того, монетизация создает, по идее, угрозу для ряда чиновничьих “кормушек”, о чем говорилось выше. Поэтому часть госаппарата не была заинтересована в ее проведении. На результатах это не могло не сказаться. Но коррупция в данном случае - дело десятое. Проблема в том, что регионы получили стимул экономить на льготах.
Так, пишет “Российская газета” в августе 2012 года, в последнее время ветераны труда, желающие официально получить это звание, сталкиваются с определенными трудностями. Нередко, чтобы доказать чиновникам свое право называться ветераном, приходится даже обращаться в суд.
Звание “Ветеран труда” появилось еще в СССР. Им отмечали работников разных отраслей за добросовестный долгий труд. На многих предприятиях, в организациях и учреждениях действовали локальные акты, в соответствии с которыми работникам присваивали звание “Ветеран труда”. Позднее, с принятием в 1995 году ФЗ “О ветеранах”, звание “Ветеран труда” стало общеРоссийским. Присваивалось оно гражданам РФ, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или РФ, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим необходимый трудовой стаж - для мужчин, достигших 60 лет, стаж не менее 25 лет, для женщин при достижении 55 лет - не менее 20 лет.
В льготы входила 50-процентная компенсация расходов на услуги ЖКХ, а также на городской и междугородный транспорт в пределах региона. Отметим: до принятия закона о монетизации ветераны труда получали свое звание от федеральной власти. После - от региональной, что и побудило субъекты РФ экономить на предоставлении льгот. “Льготный пакет” для ветеранов труда также стал формироваться самими же регионами. Труженики тыла и жертвы политических репрессий тоже перешли в заботливые руки областных администраций. К слову, бывший председатель Волгоградского облсовпрофа Вячеслав Кобозев отпраздновал недавно 60-летний юбилей и получил звание ветерана труда. По его словам, все, что дает ему соответствующая корочка в Волгоградской области, - это 100 с лишним рублей компенсации проезда на городском транспорте.
Здесь нужно оговориться, что нельзя априори делать из местных властей монстров, сосущих кровь льготников. Даже при условии стопроцентной честности, порядочности и моральной устойчивости каждого чиновника - от губернатора до столоначальника - бюджеты регионов весьма ограниченны. Так что появились, к примеру, регионы, которые отменили льготы для ветеранов труда. Кроме того, в разных субъектах РФ стали по-разному оценивать ведомственные знаки отличия в труде. Например, в Томске учитывают и такую категорию лиц, как рационализаторы и изобретатели. В ряде субъектов перечень сократили, кое-где ввели в него свои региональные награды.
Конечно, справедливо было бы “вернуть” региональных льготников в федеральный центр. Но их сейчас в стране примерно 15 млн человек. И это, видимо, сдерживает решение вопроса. Ну, а пока многие регионы с трудом финансируют положенные ветеранам льготы.
В некоторых регионах, кстати, звание “Ветеран труда” присваивают и тем гражданам, у которых вообще нет никаких наград. Просто за стаж: 45 лет у мужчин и 40 у женщин.
Однако, к примеру, жительница Московской области, пенсионерка Зинаида Котюк не может получить звание ветерана труда. Говорит, что этому мешают перерывы в ее стаже, хотя свои 40 лет она честно отработала на разных работах, включая космодром “Байконур”. (Помимо прочего, для получения звания нужно прожить в регионе определенное количество лет.) С монетизацией она потеряла право на льготный проезд в пригородных электричках. Раньше она могла хотя бы ограниченное количество раз в месяц проехаться к родственникам, тоже проживающим в Подмосковье, или в Москву. Впрочем, в свои 70 с лишним лет она еще неплохо зарабатывает в московском метрополитене, поэтому беспокоится больше не за себя, а за менее удачливых пенсионеров.
- Среди моих друзей есть люди, получающие пенсию всего в две с лишним тысячи рублей! - возмущается Зинаида Николаевна. - Чтобы поехать к родственникам, которые живут на другом направлении Московской железной дороги, они рассчитывают, сколько дней им для этого нужно поголодать! Хотя цена вопроса, казалось бы, всего около 200 рублей за билеты в оба конца. “Ветерана труда” получить практически невозможно, хотя куда я только не обращалась. А насчет электричек. Нас ведь контролеры просто вышвыривают за безбилетный проезд, кости переломать можно. Зато крепких ребят и гастарбайтеров не трогают, боятся. Не можете дать “ветерана” - так повысьте, наконец, пенсии, столько лет уже обещают!
Не лучше обстоят дела и у карельских пенсионеров. Член правления Карельского республиканского отделения Союза пенсионеров России “Северные колокола” Людмила Тряпицына негативно оценивает монетизацию льгот на местном уровне.
- С компенсациями затрат на услуги ЖКХ творится что-то непонятное, - говорит она. - То вернут половину, то не вернут. А цены растут каждый месяц. Улучшения от этой реформы я не почувствовала. “Сняли” с нас бесплатный телефон, льготный проезд, льготную стоимость зубопротезирования - вот что нам эта монетизация дала. Телефон не компенсировали ни капельки. Имеем право купить льготный проездной, но только на троллейбус: муниципальных автобусов в Петрозаводске не осталось, только коммерческие. Правда, у ветеранов войны все хорошо получилось (их льготы оплачивает Москва. - П.О.). Им всего хорошо добавили, они очень довольны. Дети же войны остались заброшенными, нам не присваивают этот статус. А так мы были бы приравнены к ее участникам. В ежемесячных единовременных денежных выплатах предусмотрена только компенсация по медицинскому обслуживанию и санаториям. Затраты компенсируются только на те лекарства, которые есть в специальном списке - по диабету, например. У меня диабета нет, и все лекарства я покупаю за свой счет. Трачу на них около 2500 рублей, а ЕДВ - 1100 рублей. До реформы дела у нас обстояли намного лучше.
Впрочем, не везде все так плохо. Власти Ростовской области, кажется, более-менее справляются с обеспечением льготников. По крайней мере, об этом можно судить по разговору с представителями областной Федерации профсоюзов.
- Все льготники получают положенные им по федеральным и региональным законам льготы в полном объеме, - говорит старший консультант отдела социально-трудовых отношений ФПРО Валентин Бобринев. - Включая компенсацию за траты на услуги ЖКХ. Пенсионерам с малым доходом выплачиваются субсидии. В регионе принят свой закон о ветеранах труда. Он почти ничем не отличается от федерального. Только по нашему закону звание ветерана труда присваивается тем, кто отработал 45 лет в Ростовской области. В льготы им входит бесплатный проезд на всех видах транспорта, включая водный, пригородные автобусы и электрички. По услугам ЖКХ им возмещается 50% стоимости. Все это в области выполняется неукоснительно, плюс ЕДВ постоянно индексируется в соответствии с инфляцией. Труженики тыла и многодетные семьи тоже получают свои льготы. Когда проводилась монетизация, люди сами решали для себя: хотят ли они получать бесплатные лекарства, или им нужнее денежная компенсация. Так что сильных волнений у нас не было. Некоторые просто решили, что смогут получать и лекарства, и денежки. Но когда в местной прессе вышло несколько разъяснительных статей, все успокоилось. Никто не жалуется. А обычные пенсионеры, кстати, платят за проезд в городском транспорте только 50%.
* * *
Что ж, можно считать, что монетизация проходила в стране с переменным успехом: где-то лучше, где-то хуже. Между тем, негативный опыт правительству придется учитывать очень скоро. В Минфине вынашивается мысль об отмене натуральных льгот всем бюджетникам. “Мы повышали денежное довольствие военнослужащих и в этот момент провели существенную реорганизацию системы оплаты труда и отмену натуральных льгот. Думаю, что такой же процесс нам надо провести в рамках общего повышения оплаты труда работников бюджетной сферы”, - доложил в июле министр финансов Антон Силуанов на совещании по реализации задач, поставленных в предвыборных статьях Владимира Путина.

А поскольку 49% населения привыкло к тому, что “Путин сказал - Путин сделал”, надо понимать, что бюджетники отмены натуральных льгот не избегут. Впрочем, сам президент на этот раз более осторожен в своих планах. Наверняка он помнит, как в 2005 году его рейтинг за считанные недели сократился практически вдвое. “Мы уже проходили опыт монетизации, и нужно, чтобы не получилось так, что отмена льгот съест все повышения. У нас повышение должно быть реальным”, - ответил он Силуанову на июльском совещании. То есть сам признает, что монетизация была проведена неудачно. Остается только надеяться, что в новом раунде реформы будут учтены прежние ошибки.
“А”-СПРАВКА
В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства - 1400 руб. второй группы - 1000 руб. и третьей - 800 руб. чернобыльцам - 1700 руб. донорам - 500 руб. героям Великой Отечественной войны - 3500 руб. участникам войны - 1500 руб. блокадникам - 1100 руб. инвалидам войны - 2000 руб.
С 1 апреля 2012 года для инвалидов бюджетом предусмотрены выплаты, соответственно, в 2684, 1917 и 1534 руб. Чернобыльцы получают 1917 руб. инвалиды и участники войны - по 3834 руб. блокадники - 2109 руб. герои войны - 43 213 руб. Правда, это касается одиноких людей. Чем больше у героя членов семьи, тем меньше он получает. Герой войны с семью домочадцами получит 6459 руб. в месяц. По данным ПФР, общее количество федеральных льготников - 18 млн.
Льготы: вместо натуральных суррогатные?
Протест жителей Приаралья по поводу отмены экологических льгот в начале этого года завершился обсуждением в Правительстве Республики Казахстан проекта закона "О внесении изменений в закон РК "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье".
Начиная с 1992 года жители районов, отнесенных к экологически бедственным, имели натуральные льготы.
В виде бесплатного проезда на транспорте, протезирования зубов, льготного приобретения лекарств, льгот на коммунальные услуги, получения ссуды на строительство.
В апреле 1999 года правительство пересмотрело свою заботу о приаральцах и семипалатинцах, и, если уж быть точными, не отменило все имеющиеся льготы, а заменило их - на более рациональный вид помощи.
Все льготы были упакованы в ежемесячное специальное государственное пособие. Экономисты посчитали, что таким образом легче контролировать использование бюджетных средств, делая их прозрачными. Каждый берет свои денежки и использует на то, что для него важнее в первую очередь.
За четыре года работы нового положения из бюджета страны на адресную помощь были выделены приличные средства: 4057,3 миллиона тенге.
Помимо этого люди получали единовременные денежные компенсации, социальные пособия по инвалидности.
Однако как показало время, деньги не "закрывали" всех проблем, с которыми приходится сталкиваться жителям небезопасных, бедственных районов.
Государственная социальная помощь не влияла на увеличение биологического разнообразия флоры и фауны, снабжение населения качественной питьевой водой, восстановление пастбищ и пахотных земель, являющихся основными факторами по формированию условий нормальной жизни населения.
Поэтому, начиная с 2002 года, в правительство стали обращаться заинтересованные ведомства, агентства, министерства, акимы Актюбинской Карагандинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей о принятии дополнительных мер по Приаральскому региону.
Нужна была комплексная программа спасения всего живого на мертвой земле. Кроме того, местные власти с болью говорили о том, что международные гранты, выделяемые Приаралью, используются неэффективно.
Нет системной работы по изучению экологии, состоянию водных ресурсов, здоровья населения. В августе 2003 года распоряжением премьер-министра РК была создана межведомственная рабочая группа, которая должна была в который раз изучить ключевые проблемы Приаралья и предложить пути их решения.
Так родилась программа поправок в закон "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологических бедствия в Приаралье".
Эксперты ожидали, что предложенный документ спасения региона будет носить комплексный характер, предусмотрит мероприятия, которые значительно улучшат экологию окружающей среды, здоровья населения и будут способствовать повышению экономической активности людей. Однако поторопились…
Что обнаружила высокая комиссия?
Ничего нового, все то же самое, что обнаруживали ранее тысячи других комиссий ранга помельче. Вот недавно японские ученые, изучавшие регион с 2001 года, обнародовали свои результаты.
В Казалинском районе была выявлена бактериологически загрязненная питьевая вода. Половина детей страдают анемией. В пыли присутствуют вредные химические вещества. В регионе высокий процент почечных заболеваний.
По данным же межведомственной комиссии в Приаралье тесно переплелись такие проблемы как: дефицит водных ресурсов, засоление почв, загрязнение вод пестицидами, гербицидами и другими опасными веществами неудовлетворительное снабжение населения качественной питьевой водой, деградация пастбищ и пахотных земель, гибель тугайных и саксауловых лесов, сокращение биологического разнообразия.
И еще в связи с тем, что озеро Арал продолжает высыхать, жизненный уровень населения остается очень низким, зато высок уровень заболеваемости по отдельным болезням, особенно туберкулезу и гепатиту.
И вот теперь принято решение о внесении изменений в закон, который отменил льготы людям, живущим в этих адских условиях.
Однако то, что предлагает новая программа, вряд ли можно назвать большим благом.
Никто не собирается возвращаться к предоставлению натуральных льгот отдельным категориям граждан. В силе остаются государственные пособия. Но действующим законодательством разрешено местным исполнительным органам (у которых никогда нет лишней копеечки) самими устанавливать дополнительные меры по социальной защите и назначению льгот пенсионерам и инвалидам, проживающим в зоне экологического бедствия ( на оплату проезда и коммунальные услуги, на протезирование зубов, и строительство жилья).
Какую работу возьмет на себя государство? Может быть… строительство районной больницы в Байганинском районе, где старая больница находится в аварийном состоянии? Может быть… строительство трех туберкулезных диспансеров, в которых остро нуждается кызылординская область?
Двух родильных домов, которые нужны там же? В районах Приаралья срочно нужно возводить четыре туберкулезных больницы, один родильный дом, центральную районную больницу и 13 школ. В отдаленных сельских населенных пунктах остро стоит вопрос с электроснабжением, телефонизацией и телерадиостанцией.
Поправки в закон жизнь не поправят
Прогнозы последствий принятия законопроекта? Мнение экспертов: он может вызвать активное недовольство у лиц, которые сами относятся к пострадавшим вследствие экологического бедствия в Приаралье. Плюс у правозащитных организаций, как республиканских, так и у зарубежных.
Именно ими уменьшение социальной защиты будет расцениваться как неумелое планирование и нечестное исполнение республиканского бюджета. Передав заботу о людях на местный уровень и предложив настоящим документом местным властям оплатить по возможности проезд пенсионеров и инвалидов, как считают эксперты, "особого сбережения в результате данной отмены бюджет не получит и не сможет на них что-то кардинально изменить в системе экологии Приаралья".
Кроме того, эксперты считают, что наилучшим решением парламента было бы, если бы в этом законопроекте приняли нормы, которые свидетельствовали о том, что государство не только провозглашает спасение региона, но и намечает конкретные действия по комплексному улучшению состояния экологии, улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки.
Так же эксперты, как независимые объективные оценщики ситуации, предлагают обратить внимание парламента на то, что местная вода в Приаралье заражена.
Это значит, что в ближайшее время потребуется кому-то заняться привозом в регион чистой воды. Поэтому следует предусмотреть отдельные льготы по налогам тем фирмам, которые займутся доставкой воды и экологически чистых продуктов питания в данные районы.
Гримасы коэффициентов
Что же в конечном итоге будут иметь люди в качестве социальной защиты, проживая в неблагополучных районах? Вышедшие на пенсию до 1998 года имеют право на пенсию с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях по зонам: в зоне экологической катастрофы - 1.5 в зоне экологического кризиса - 1,3.
На пенсию мужчины уходят в 55 лет, при общем стаже работы в указанных зонах 25 лет. Женщины - по достижении 30 лет при общем стаже работы в указанных зонах 20 лет. Населению, проживающему в зоне экологического бедствия, установлена дополнительная оплата труда в виде коэффициентов за проживание на небезопасной территории: в зоне экологической катастрофы - 1,5, в зоне кризиса - 1,3, в зоне экологического предкризисного состояния 1,2.
Эти коэффициенты начисляются к должностному окладу работников. Также остается в силе дополнительно оплачиваемый ежегодный отпуск по зонам: экологической катастрофы - 12 дней, в зоне кризиса - 9 дней, предкризисного состояния - 7 календарных дней.
Коэффициентные блага можно перечислять долго. Они погоды не делают, потому что в конце проекта нового документа есть ключ к пониманию того, что ожидает приаральцев в будущем.
Цитирую: "Дополнительных средств на реализацию законопроекта не потребуется".
А вы видели хорошую жизнь, замешанную не на деньгах.
Hint4.me - Вопросы и Ответы
Что лучше: монетизация льгот или льготы в натуральном выражении?
Так уж вышло, что словосочетание «монетизация льгот» сегодня понимается почти лишь только как событие 2005 года в России, когда льготы в своей натуральной форме были частично заменены денежными выплатами. Однако подобный подход – это все же частность, а главное снова осталось за кадром.
Но в первую очередь постараемся взглянуть на льготы как категорию, начиная с истории их становления еще при СССР. Исторически льготы предназначались немногочисленной категории тех, кто тем или иным способом их заслужил. Однако категория стала быстро менять смысл и вскоре превратилась еще и в форму помощи нуждающимся.
С 1980 по 1990 годы все вообще изменилось окончательно: основной функцией льгот СССР стала функция поддержки граждан на фоне инфляции и финансовых трудностей, с которыми столкнулся бюджет.
Когда льготы стали окончательно переходить в сферу самых разных злоупотреблений и финансовых нарушений – это вопрос, ответ на который однозначно вряд ли кто знает.
И все же, какие преимущества имеют натуральные льготы и какие минусы могут быть им противопоставлены? Специально не станем давать ответы на этот вопрос в виде таблицы, которая не позволила бы максимально полно разобраться в каждом пункте.
Для государства натуральные льготы, предоставляемые населению, в первую очередь позволяют поддерживать в людях веру, что «страна обо мне заботится». Это важно для любого государства с точки зрения стабильности: люди как бы могут почувствовать на себе заботу страны.
Зато с остальными пунктами хуже. К примеру, бесплатный проезд в общественном транспорте, уже превратившийся в повсеместно искаженную картину: на каждого льготника государство выделяет одинаковую сумму денег, однако кто-то не пользуется подобным преимуществом ни разу (к примеру, пенсионеры сельской местности), а кто-то пользуется преимуществами «за себя и того парня». Кроме того, сумма компенсаций, выплачиваемая транспортным компаниям, не так уж и прямо зависит от количества реально перевозимых льготников: все расчеты можно сделать лишь условно и в среднем, после чего доходы и убытки таких предприятий распределяются вопреки принципу справедливости.
Противники монетизации льгот также часто заявляют: при получении на руки денежной суммы вместо натуральной льготы, люди в итоге вынуждены тратить больше, чем получили. И приводится аргумент, что жителям мегаполисов требуется больше средств на компенсацию, чем жителям глубинки. Но и здесь не все так безапелляционно: начинает реализовывать принцип «чем выше уровень жизни, тем больше льгот положено», а он несправедлив.
Есть и такой аргумент в пользу натуральной формы госпомощи: за деньги не всегда можно купить, к примеру, требуемое лекарство, может оказаться не так просто его достать, а может и цена быть выше предусмотренной. Но на практике льготные категории товаров всегда стоят государству дороже, чем на условиях рыночной цены (коррупция делает свое дело), а потребитель и продавец лишены права конкурентного выбора.
В защиту натуральной формы льгот используют и тот аргумент, что в бюджете просто не будет средств на монетизацию. А вот это уже 100% неправды: для бюджета вообще нет разницы, в какой форме будут выданы такие дотации и субсидии, вопрос просто сводится к тому, кто выступит получателем денежных средств.
Поразительная на первый взгляд картина: монетизация льгот выглядит как правильный шаг, направленный в сторону социальной справедливости, рыночной конкуренции и ослабления коррупции, но при этом само словосочетание стало неким символом негативных реформ среди населения. Почему?
На самом деле такой штамп сегодня за монетизацией льгот «тянется» из-за не до конца продуманного и «коряво» организованного в 2005 году в России процесса. Да и сказался психологический страх населения: люди до сих пор воспринимают замену натуральной формы льгот денежной как попытку лишить их «синицы в руках».
У каждой точки зрения здесь могут найтись свои аргументы, но главное – это то, что необходимо четко и объективно для себя понять, что такое монетизация льгот при рассмотрении с разных сторон.
только для жителей Москвы и МО Семенов А.Ф.
юрист на сайте Некрасов В.Ю.
юрист на сайте Саломатова Т.В.
юрист на сайте Зекрина А.А.
юрист на сайте Гончарова М.В.
юрист на сайте Соболев Е.В.
юрист на сайте Пимонов В.А.
юрист на сайте Шандула А.А.
юрист на сайте Шумихина Т.Я.
юрист на сайте Беляев М.Ю.
юрист на сайте Балдина Н.В.
юрист на сайте Арестов К.П.
юрист на сайте Морозкина Т.А.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!
Сейчас на сайте 82 юристa.
Какой у Вас вопрос?
Уважаемая Майя Мурадиновна!
На Ваше обращение в интернет-приемную Министерства труда и социального развития КБР ( вх. № 31от 16.07.2012г.) по вопросу получаемой Вами суммы ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг сообщаем, что в базе данных министерства Вы являетесь получателем ЕДК как ветеран труда, общая площадь Вашей квартиры - 71.50 кв.м. отапливаемая - 65.90 кв.м. Согласно Закону КБР от 29.12.2004г. № 57-РЗ ветеранам труда предоставляется мера социальной поддержки по оплате в размере 50 процентов жилищно-коммунальных услуг в пределах нормативов потребления. В связи с тем, что в Вашей квартире зарегистрированы два человека, а льготник один, льгота распространяется на 21 кв.м. Общая сумма компенсации по ЖКУ с учетом повышения тарифов с 01.07.2012г. составляет 373 руб. 92 коп. из них.
Тех. обслуж. для домов 2 катег.(приват.):
21 кв.м. (норматив) х 4.03 руб. (тариф). 50% = 42.32 руб.

Центральное теплоснабжение:
21 кв.м. (норматив) х 15.05руб. (тариф) :50% = 158.03 руб.
Начисление субсидий на оплату жилья ветеранам труда
Добрый день. Вопрос про субсидии ветеранам труда. Как происходит начисление субсидий на оплату жилья ветеранам труда?
В квартире зарегистрированы мать, отец (оба ветераны труда) и сын (осужден и находится в заключении уже 3 года). Ветеран труда имеет льготу - 50-процентную скидку при оплате жилья. Отдел соц.обеспечения дает скидку как ветеранам труда. но не 50 % от суммы кварт.платы, а меньше. Рассчитывают размер льготы так: сумма кварт.платы делится на троих, на две части отца и матери как ветеранам труда дается скидка, на третью часть сына - нет. Почему? Ведь сын фактически не проживает с квартире. Все необходимые подтверждающие документы предоставлялись в отдел соц.обеспечения 2 раза. И оба раза соц.обес. рассчитывает размер скидки по выше изложенной схеме. Правомерны ли действия отдела соц.обеспечения?
Здравствуйте!
В соответствие со ст. 22 закона «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года,
определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД (ред. от 14.11.2012) «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», меры
социальной поддержки распространяются только лиц, обладающих статусом ветеранов, а также реабилитированных и пострадавших от репрессий.
В соответствие с п. 2 ст. 69 ЖК РФ, наниматель и члены его семьи несут солидарную ответственность по обязательствам об оплате коммунальных услуг. Следуя ст. 323 ГК РФ, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения от любого из них.
Таким образом, снабжающая организация вправе требовать с Вас оплату с учетом субсидии и оплату за сына.
В то же время, согласно ст. 71 ЖК РФ, временное отсутствие кого-либо из проживающих совместно с нанимателем членов его семьи (Вашего сына) или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма. Вы можете позже с него взыскать задолженность по квартплате в его доле. Ваш сын не выселен, зарегистрирован, а значит он временно отсутствующий член семьи.
Самарский закон предоставляет субсидию только совместно с ветераном проживающим нетрудоспособным членам семьи, находящимся на его полном содержании или получающим от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, предоставляется ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 12-процентном размере от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям Самарской области. Другим членам семьи субсидия не предоставляется. Они несут свои обязанности по оплате коммунальных услуг самостоятельно пока зарегистрированы по квартире.
Геннадий Константинович Круглов
Похожие вопросы в области Пенсии и социальная защита
1 ответ. Москва Просмотрен 475 раз. Задан 2011-08-31 08:50:49 +0400 в тематике "Пенсии и социальная защита"1 ответ. Москва Просмотрен 1401 раз. Задан 2011-12-02 10:40:18 +0400 в тематике "Гражданско-процессуальное право" Какие льготы предоставляются ветеранам труда? - Какие льготы предоставляются ветеранам труда. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 706 раз. Задан 2011-08-25 08:01:20 +0400 в тематике "Пенсии и социальная защита" Льготы ветеранам труда в 2012г - Льготы ветеранам труда в 2012г. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 603 раза. Задан 2012-06-23 12:16:23 +0400 в тематике "Пенсии и социальная защита" В центре расчетов субсидий жку ответили, что субсидия будет доначислена через 6 мес после предоставления квитанций жку? - В центре расчетов субсидий жку ответили, что субсидия будет доначислена через 6 мес после предоставления квитанций жку. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 53 раза. Задан 2012-01-02 13:36:19 +0400 в тематике "Другие вопросы" Есть вопрос. Почему в Челябинской области ветеранам труда не выплачивают 50% на ЖКХ? - Есть вопрос. Почему в Челябинской области ветеранам труда не выплачивают 50% на ЖКХ. далее1 ответ. Москва Просмотрен 86 раз. Задан 2011-12-25 10:58:11 +0400 в тематике "Другие вопросы"
1 ответ. Москва Просмотрен 147 раз. Задан 2011-12-09 12:34:06 +0400 в тематике "Пенсии и социальная защита" Как начисляется налог на дарение недвижимости? - Как начисляется налог на дарение недвижимости. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 222 раза. Задан 2011-04-08 10:34:34 +0400 в тематике "Налоги и сборы" Перерасчет квартплаты в связи со льготами ветеранам труда - Перерасчет квартплаты в связи со льготами ветеранам труда. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 846 раз. Задан 2012-07-03 13:38:32 +0400 в тематике "Пенсии и социальная защита" Льгота ветеранам труда 190 руб. по оплате телефона предоставляется в виде доплаты к пенсии или как? - Льгота ветеранам труда 190 руб. по оплате телефона предоставляется в виде доплаты к пенсии или как. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 186 раз. Задан 2011-02-23 10:46:32 +0300 в тематике "Пенсии и социальная защита"
Источники:
Следующие статьи:
- Льготы по налогам для пенсионеров ветеранов труда
- Региональные льготы ветеранам труда Санкт Петербурге
Комментариев пока нет!