Две льготы на жкх
Для льгот на услуги ЖКХ – новые нормативы
13 Ноябрь 2014, admin1
Для обеспечения социальных гарантий, социальной справедливости, а также приведения существующих норм потребления жилищно-коммунальных услуг к их реальному объему потребления, правительство разработало и утвердило новые нормы для начисления льгот на жилищно-коммунальные услуги (Постановление Кабинета министров Украины от 06 августа 2014 года, № 409 «Про установление государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания»). Новые нормативы действуют с 1 октября 2014 года.
Жители Мелитопольского района при расчете льгот теперь будут учитывать установленные нормы потребления холодной воды и централизованного водоотведения (канализации) на уровне 4 м3 холодной воды и 4 м3 стоков на 1 человека в месяц. В каждом коммунальном предприятии установлены свои нормативы, по которым начисляется потребленная вода и стоки абонентам, у которых не установлены счетчики.
В случаях, когда норма коммунального предприятия больше, при определении объема воды и стоков, на которые распространяются льготы, будут применяться социальные нормативы. Например, коммунальное предприятие начислило 5м3 холодной воды льготнику, у которого не установлен счетчик холодной воды. Тогда льгота будет начислена только на 4 м3 воды. А разницу в 1м3 льготник должен оплатить без учета льгот.
Поэтому потребителям экономически выгодно установить счетчики. При отсутствии у инвалидов войны счетчиков на воду и стоки, специально для инвалидов войны и членов их семей, на которых распространяются льготы, коммунальными предприятиями будет начисляться плата за воду и стоки по социальным стандартам, независимо от нормы установленной коммунальным предприятием. Т.е. сохраняются 100% льготы для инвалидов войны.
Напоминаем, что в случае, когда у льготника установлены счетчики на воду, необходимо ежемесячно фиксировать показания счетчика, и ежемесячно их оплачивать. Для расчета льгот показания счетчика распределяются пропорционально количеству проживающих, льготы начисляются на часть, полученную после такого распределения, по фактическому расходу воды (стоков), но не больше социальных нормативов, т.е.
Неизменной осталась льготная площадь жилья при расчете квартирной платы и отопления – 21 м2 на каждого, кто имеет право на льготу и дополнительно 10,5 м2 на семью. При начислении льгот на отопление для ветеранов войны, чьи семьи состоят только из нетрудоспособных лиц, учитывается двойная норма отопительной площади, т.е. 42 м2 на каждого, кто имеет право на льготу и дополнительно 21 м2 на семью, но не более общей площади жилья льготника.
В случае, когда для отопления жилья используется природный газ, установлена льготная норма расхода природного газа из расчета 7 м3 газа на 1 м2 площади жилья (ранее норма составляла 11 м3 газа на 1 м2 площади жилья). При использовании электроэнергии для индивидуального отопления на 1 м2 площади теперь предоставляется 65 кВт/часов в месяц в отопительный период (ранее предоставлялось по 28 кВт/часов на 1 м2 отапливаемой площади в месяц).
Кроме того, в зависимости от вида жилья, в расчетах будет использоваться новый корригирующий коэффициент. Для жителей Запорожской области норматив природного газа или электроэнергии для отопления в индивидуальных жилых домах будет умножаться на 0,97, а для жителей многоквартирных домов на 0,468. Введение корригирующего коэффициента связано с географическими, и, соответственно, погодными и тепловыми особенностями разных областей Украины, а также с тем, что жителям многоквартирных домов необходимо меньше тепловой энергии для обогрева своих квартир, в отличии от жителей одноэтажных индивидуальных домов. В Мелитопольском районе в соответствии с распоряжением председателя Мелитопольской райгосадминистрации для домов и квартир, которые имеют индивидуальное отопление, началом отопительного сезона считается 1.10.2014 г.
Для льготников, пользующихся природным газом для приготовления пищи льготная норма теперь составляет 9 м3 газа на 1 человека в месяц (ранее - 18,3 м3 газа на 1 человека в месяц). А для тех, у кого кроме газовой плиты есть еще и газовый водонагреватель, льготная норма теперь 18 м3 газа на 1 человека в месяц (ранее- 23,6 м3 газа на 1 человека в месяц).
Изменения также коснулись нормативов на электричество. Увеличилась льготная норма при оплате за потребленное электричество и теперь в районах, в которых отсутствует централизованная подача горячей воды, она составляет:
1) в домах, оборудованных электроплитами – 150 кВт/часов в месяц на семью из 1 человека и дополнительно 30 кВт/часов на каждого другого члена семьи, имеющего право на льготы, но не более 270 кВт /часов в месяц
2) в домах, не оборудованных электроплитами и газовыми водонагревательными приборами, - 120 кВт/часов в месяц на семью из 1 человека и дополнительно 30 кВт/часов на каждого другого члена семьи, имеющего право на льготы, но не более 240 кВт /часов в месяц
3) в домах, не оборудованных электроплитами, но с наличием газовых водонагревательных приборов (т.е. те, для которых льгота на природный газ для приготовления пищи ранее была 23,6 м3 в месяц, а теперь с 1 октября составляет 18 м3 в месяц на человека) - 90 кВт/часов в месяц на семью из 1 человека и дополнительно 30 кВт/часов на каждого последующего члена семьи, имеющего право на льготы, но не более 210 кВт /часов в месяц
4) для сельских пенсионеров из числа сельских педагогов, работников культуры, библиотекарей, специалистов по защите растений, которым предусмотрено бесплатное льготное освещение, норма осталась прежней – 30 кВт/часов в месяц на человека.
Для тех, кто пользуется услугой коммунальных предприятий по вывозу бытовых отходов (мусора), утвержден единый льготный норматив на этот вид услуг - 0,4167 м3 на 1 человека в месяц.
С. УЗУНОВА, начальник отдела персонифицированного учета льготных категорий населения управления социальной защиты населения Мелитопольской райгосадминистрации
Поделиться в соц. сетях
Дотации, субсидии и льготы в ЖКХ
Дебет-Кредит продолжает печатать материалы, необходимые в работе бухгалтерам ЖКХ. В ДК №21 мы собрали в единую таблицу все льготы по уплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные законодательством Украины различным категориям граждан. Сегодня предлагаем статью, посвященную учету и налогообложению дотаций и субсидий, а также возмещению льгот в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Вопросы учета и налогообложения дотаций и субсидий малообеспеченным категориям граждан и возмещения льгот отдельным категориям граждан в жилищно-коммунальном хозяйстве неизменно актуальны и, к сожалению, методологически не определены.
В первую очередь отметим, что дотации, субсидии и возмещение льгот предоставляются из бюджета жилищно-коммунальным предприятиям (ЖКП), которые предоставляют услуги по обслуживанию жилья. При этом субсидии и льготы получают отдельные граждане в составе тарифа на оплату жилищно-коммунальных услуг путем перечисления денежных средств соответствующим жилищным и коммунальным предприятиям, а дотации - ЖКП на покрытие их убытков, поскольку это предприятия с государственным регулированием цен. В настоящий момент тарифы на услуги большинства из них не покрывают 100% расходов.
Предлагаем следующее определение рассматриваемых терминов:
Дотация - денежные средства, предоставляемые без возврата из государственного бюджета для компенсации превышения расходов над доходами предприятий, организаций.
Субсидия - вид пособия, преимущественно денежного, которое предоставляется кому-либо государством или учреждением.
Обложение дотаций и субсидий налогом на прибыль
Дотации, субсидии малообеспеченным гражданам и возмещение льгот отдельным категориям граждан являются доходами жилищно-коммунальных предприятий и включаются в валовой доход (пп. 11.3.5 п. 11.3 ст. 11 Закона Украины О налогообложении прибыли предприятий (далее - Закон о прибыли), письмо ГНАУ от 12.08.99 г. №4741/6/15-1216).
В соответствии с указанным подпунктом Закона о прибыли, датой увеличения валового дохода в случае продажи товаров (работ, услуг) с оплатой за счет бюджетных средств является дата поступления таких средств на счет налогоплательщика или дата получения соответствующей компенсации в любом другом виде, включая уменьшение задолженности такого налогоплательщика по его обязательствам перед таким бюджетом. Хотя дотации не являются в полном смысле доходом от продажи, однако это поступление бюджетных средств для компенсации превышения расходов жилищно-коммунальных предприятий над доходами от продажи их услуг, поэтому дотации подпадают под действие вышеупомянутого пункта Закона.
То есть дотации, субсидии и возмещение льгот включаются в валовой доход после их получения жилищно-коммунальным предприятием.
Обложение дотаций и субсидий НДС
В соответствии с подпунктом 3.2.7 пункта 3.2 статьи 3 Закона Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР О налоге на добавленную стоимость (далее - Закон о НДС), не являются объектом обложения НДС операции по выплатам субсидий и дотаций физическим лицам за счет бюджета.
Как указывалось, жилищно-коммунальные предприятия получают из бюджета дотации на покрытие разницы между расходами на производство услуг и доходами от их продажи населению по установленным тарифам. В соответствии с письмом ГНАУ от 29.11.2000 г. №6579/6/16-1220-26, такая бюджетная дотация подпадает под действие подпункта 3.2.7 статьи 3 Закона о НДС и не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Субсидии государство предоставляет малоимущим категориям граждан, т. е. физическим лицам, на оплату жилищно-коммунальных услуг. Это осуществляется путем перечисления средств из бюджета соответствующим жилищно-коммунальным предприятиям. Несмотря на вышеупомянутый пункт 3.2.7 Закона о НДС, налоговые органы требуют уплаты НДС с субсидий, мотивируя это тем, что они назначаются исходя из тарифа на жилищно-коммунальные услуги, который якобы утверждается с учетом НДС. В соответствии с толкованием ГНАУ (письма от 09.12.98 г. от 29.11.2000 г.), субсидии являются объектом обложения НДС, поэтому в статье мы рассмотрим бухгалтерские проводки по учету субсидий с отражением налоговых обязательств по НДС.
В соответствии с законодательством Украины, некоторым категориям граждан (ветеранам войн, военнослужащим, судьям, следователям прокуратуры, гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, и т. п.) предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. В уже упоминавшемся письме ГНАУ от 29.11.2000 г. предоставление таких льгот названо дотациями отдельным категориям населения в абзацах 3, 11 и льготами в абзаце 10. Эти бюджетные выплаты включаются в объект обложения НДС, как и субсидии, поскольку предоставляются в составе тарифа.
Согласно пункту 11.11 статьи 11 Закона о НДС, некоторые подотрасли жилищно-коммунального хозяйства имеют льготу по НДС, которую несколько раз уже изменяли. Законом Украины от 11.07.2001 г. №2649 в этот подпункт внесены изменения, действующие поныне, а именно: ЖЕКи, ЖКП по тепло- и газоснабжению, а также те, стоимость услуг которых включается в состав квартирной платы (обслуживание лифтов, вывоз и утилизация мусора, противопожарные мероприятия и т. п.), - при предоставлении услуг физическим лицам и бюджетным организациям рассчитывают НДС по кассовому способу. Он заключается в том, что налоговое обязательство по НДС определяется по дате получения средств, а налоговый кредит - по дате оплаты счетов поставщиков или предоставления других видов компенсации стоимости их услуг. К сожалению, в Законе забыли о предприятиях водоснабжения и водоотведения, и до сих пор льготы для них по НДС не возобновлены.
Что касается поступления субсидий и возмещения льгот, то налоговое обязательство по этим платежам возникает при их поступлении, поскольку, в соответствии с подпунктом 7.3.5 пункта 7.3 статьи 7 Закона о НДС, датой возникновения налоговых обязательств по НДС при продаже услуг с оплатой за счет бюджетных средств является дата поступления таких средств из бюджета.
Ведение учета на предприятиях ЖКХ
В последнее время в прессе появляются публикации по отдельным вопросам учета в ЖКХ, но предлагаемые в них бухгалтерские проводки, как правило, невозможны или нецелесообразны в связи именно с методологической неопределенностью этих вопросов. В частности:
1. В Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом МФУ от 30.11.99 г. №291, допущена ошибка: расчеты с квартиросъемщиками предложено вести на счете 685 Расчеты с другими кредиторами. То есть должники ЖКП - дебиторы превратились в кредиторов. Несмотря на неоднократные предложения МФУ исправить ошибку, этого пока не сделано. Поэтому некоторые авторы используют этот счет в бухгалтерских проводках, что, разумеется, неверно.
Сегодня большинство ЖКП ведут учет расчетов с квартиросъемщиками на отдельном субсчете счета 36 Расчеты с покупателями и заказчиками (что целесообразно с точки зрения возможности и необходимости начисления резерва сомнительных долгов на эту задолженность), а некоторые - на субсчете счета 37 Расчеты с различными дебиторами (по аналогии с принятой методологией учета до ввода нового Плана счетов).
2. Большинство авторов не учитывает льготу по НДС (описанную выше) и вместо проводки
Д-т 703 К-т 643
делает проводку
Д-т 703 К-т 641.
3. Некоторые предлагают начислять субсидии по кредиту счета 718 Полученные гранты и субсидии. Это справедливо для дотаций, но субсидии предоставляются в составе тарифа на оплату жилищно-коммунальных услуг и являются доходом от основной деятельности ЖКП, поэтому считаем, что такой подход не соответствует сути деятельности ЖКП. Ведь и доход от аренды жилищные организации учитывают на счете 703, а не 713, как другие предприятия, поскольку предоставление в аренду нежилых помещений является основной деятельностью жилищных организаций.
4. Неправильно рассматриваются и вопросы начисления амортизации жилых домов (предлагается, в частности, отражение ее по дебету счета 23, хотя амортизационные отчисления не включаются в состав расходов жилищных организаций), но это тема отдельной статьи.
5. Следует также выяснить вопрос признания бюджетного целевого финансирования доходом в бухгалтерском учете.
Доходы жилищно-коммунальных предприятий от реализации услуг учитываются на счете 703 Доход от реализации работ и услуг. В бухгалтерском учете доход признается в соответствии с принципом начисления.
Однако целевое финансирование, согласно пункту 16 П(С)БУ 15 Доход, не признается доходом до тех пор, пока нет подтверждения того, что оно будет получено и предприятие выполнит условия относительно такого финансирования.
Дотации, субсидии и возмещение льгот из бюджета являются целевым финансированием и учитываются на счете 48 Целевое финансирование и целевые поступления. Обычно жилищно-коммунальные предприятия получают бюджетное финансирование со значительным опозданием и, в соответствии с вышеупомянутым пунктом стандарта 15, должны зачислять его в доход в бухгалтерском учете (кредит счета 703) в момент получения.
Как же отражать субсидии и возмещение льгот в момент их начисления? Минфин считает (мнение, высказываемое на семинарах для бухгалтеров), что по начислению этих платежей бухгалтерские проводки можно не делать, отражая бюджетную задолженность только в аналитическом учете, а в момент получения средств из бюджета - делать проводки по их получению и в то же время начислению долга бюджету на ту же сумму:
Д-т 311 К-т 48
Д-т 48 К-т 703.
Часть ЖКП ведет учет именно так. Но многие жилищно-коммунальные предприятия хотят иметь намного более полную и достоверную картину относительно синтетического учета, поэтому раньше мы предлагали следующий вариант ведения учета (также устно признанный Минфином допустимым): в момент начисления долга бюджета по субсидиям и возмещения льгот по дебету счета 48 кредитовать счет 69 Доходы будущих периодов.
Д-т 48 К-т 69,
а после поступления соответствующих платежей из бюджета зачислять их в доход предприятия:
Д-т 311 К-т 48
Д-т 69 К-т 703.

Некоторые ЖКП ведут учет таким образом, но это может привести к осложнению при определении временных разниц по налогу на прибыль - при пересчете отсроченных налоговых активов по счету 69 имеется в виду, что на нем отражены средства уже полученные и зачисленные в доход в налоговом учете, а в бухгалтерском еще не зачисленные. В нашем же случае получается наоборот. Поэтому, хотя этот подход и соответствует требованиям стандарта 15, пока нет разъяснений Минфина, в предложенных далее проводках с примерами отражения субсидий и возмещения льгот будем отражать доход в бухгалтерском учете в момент начисления этих платежей, поскольку это не приводит к налоговым осложнениям и такая методология используется большинством ЖКП.
6. Существует еще один вопрос методологии начисления долга бюджета по субсидиям и льготам: если начисление делать по дебету счета 48, то возникнут осложнения при заполнении формы 3 годовой финансовой отчетности предприятий Отчет о движении денежных средств - при пересчете дебиторской задолженности по строке 80 этой формы не будет учтена задолженность бюджету. Поэтому считаем целесообразной методологию, принятую сегодня во многих ЖКП: начислять задолженность бюджета, как и задолженность других должников, по дебету отдельного субсчета счета 36, а в момент получения средств из бюджета отражать их как целевое финансирование.
Бухгалтерский и налоговый учет возмещения льгот отдельным категориям граждан
Приведенные в этом и дальнейших пунктах бухгалтерские проводки по учету субсидий, льгот и дотаций базируются на описанных методологических основах с использованием предложенных счетов.
Бухгалтерские проводки по учету возмещения льгот предложены в таблице 1.
Учет расчетов с квартиросъемщиками, как указывалось, можно вести на отдельном субсчете счета 37. Автор, по согласованию с Минфином, уже предлагал счет 378. Теперь считаем более целесообразным использование отдельного субсчета счета 36 Расчеты с покупателями. В пользу счета 36 говорит то, что по счету 37 не предусмотрено создание резерва сомнительных долгов.
Еще раз обращаем внимание на то, что валовой доход при получении средств из бюджета возникает по дате получения этих средств, а налоговое обязательство по НДС при расчетах с квартиросъемщиками и с бюджетом также возникает по дате получения средств.
Несмотря на пп. 3.2.7 Закона о НДС, налоговая требует уплаты НДС из субсидий, предоставляемых гражданам за счет бюджета. Мотивирует она это тем, что субсидии назначаются исходя из тарифа на жилищно-коммунальные услуги, который утверждается с учетом НДС.
только для жителей Москвы и МО Васина Т.Б.
юрист на сайте Сидоренко О.Б.
юрист на сайте Чередниченко В.А.
юрист на сайте Шук П.С.
юрист на сайте Тихонов Б.Л.
юрист на сайте Коршунов А.В.
юрист на сайте Погосова Е.А.
юрист на сайте Ермилов А.В.
юрист на сайте Левичев Д.А.
юрист на сайте ООО "Налоговый консультант"
юрист на сайте Лигостаева А.В.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!

Сейчас на сайте 83 юристa.
Какой у Вас вопрос?
Государственная налоговая администрация Украины
Письмо от 12.01.2011 г. № 365/6/17-0716
(Извлечение)
Налоговая социальная льгота с 01.01.2011 г.
Налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления плательщика налога о применении льготы и документов, подтверждающих такое право.
Перечень таких документов и порядок их представления определяет Кабинет Министров Украины.
Единственным исключением из общего правила являются государственные служащие, по которым применение налоговой социальной льготы к их заработной плате Кодексом предусмотрено уже при начислении их зарплаты и до завершения начисления таких доходов без подачи соответствующих заявлений, указанных в подпункте 169.2.2 этого пункта, но с представлением подтверждающих документов для установления размера льготы.
Таким образом, с 01.01.2011 г. всем (кроме государственных служащих) физическим лицам — плательщикам налога, имеющим основания и желающим воспользоваться правом на налоговую социальную льготу, то есть работающим с получением заработной платы, размер которой не превышает установленный пп.169.4.1 указанной статьи Кодекса, то есть не более размера месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривен, необходимо подать своему работодателю (только по одному месту получения заработной платы) заявление на получение налоговой социальной льготы .
Что касается формы заявления на налоговую социальную льготу, которое следует подать работодателю, то Кодексом не предусмотрено установление какой-либо единой формы для этого.
В то же время, п.2 постановления Кабинета Министров Украины 29.12.2010 г. № 1227 «Об утверждении Порядка представления документов для применения социальной льготы» определено, что плательщик налога подает заявление по установленной ГНС Украины форме.
При этом со вступлением в действие Кодекса приказ ГНА Украины от 30 сентября 2003 года № 461 «Об утверждении форм заявлений и уведомления по вопросам получения (применения) налоговой социальной льготы, а также порядка информирования плательщиков налога» утрачивает силу, поэтому применять установленное этим приказом заявление в 2011 году невозможно, поскольку его реквизиты не соответствуют нормам Кодекса.
В то же время, до установления ГНС Украины новой формы заявления, для обеспечения реализации плательщиками налога в 2011 году права на налоговую социальную льготу, считаем, что такое заявление может подаваться плательщиком налога в произвольной форме. При этом в качестве образца при оформлении такого заявления может приниматься форма заявления, установленная вышеуказанным приказом № 461.
Что касается вопроса о налоговых социальных льготах, которыми с 01.01.2011 года смогут пользоваться плательщики налога, содержащие 3 детей, один из которых является инвалидом, то сообщаем следующее.
Согласно ст.169 Кодекса плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы (с учетом норм абзаца первого подпункта 169.4.1 пункта 169.4 этой статьи), на сумму налоговой социальной льготы в размере, который равен 100 процентам суммы льготы, определенной подпунк¬том 169.1.1 этого пункта, — для плательщика налога, содержащего двух или более детей в возрасте до 18 лет, — из расчета на каждого такого ребенка.
На налоговую социальную льготу в размере, который равен 150 процентам суммы льготы, определенной подпунктом 169.1.1 этого пункта, имеют право плательщики налога, содержащие ребенка-инвалида, — из расчета на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет.
В соответствии с пп.169.3.1 п.169.3 ст.169 Кодекса в случае если плательщик налога имеет право на применение налоговой социальной льготы по двум и более основаниям, указанным в пункте 169.1 этой статьи, применяется одна налоговая социальная льгота по основанию, предусматривающему ее наибольший размер, при условии соблюдения процедур, определенных подпунктом 169.4.1 пункта 169.4 этой статьи, кроме случая, предусмотренного подпунктом «б» подпункта 169.1.3 пункта 169.1 этой статьи, налоговая социальная льгота по которому прибавляется к льготе, определенной подпунктом 169.1.2 этого пункта в случае, если лицо содержит двух и более детей, один (несколько) из которых является ребенком-инвалидом (детьми-инвалидами).
Следовательно, в приведенном примере оба родителя при соблюдении всех других требований ст.169 Кодекса, имеют право на применение двух льгот: отдельно на себя — по 100% на каждого, и на детей в возрасте до 18 лет — по 100% (на не являющихся инвалидами), и 150% (на каждого ребенка — инвалида).
При этом следует отметить, что согласно пп.169.4.1 п.169.4 ст.169 Кодекса налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает сумму, которая равна размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривен (в 2011 году — 1320 грн.).
Как исключение, предельный размер дохода, который дает право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случае и в размере, предусмотренных подпунктом 169.1.2 пункта 169.1 этой статьи, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом этого подпункта, и соответствующего количества детей.
И. о. первого заместителя Председателя С.ЛЕКАРЬ
КОММЕНТАРИЙ
В комментируемом письме следует обратить внимание на ряд вопросов, ныне являющихся чрезвычайно важными для налоговых агентов-работодателей 1 .
Первый вопрос связан с порядком подачи работником заявления работодателю о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы. В соответствии с пп.169.2.2 ст.169 НКУ 2 льгота может быть применена к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем такого заявления и соответствующих документов. Однако из положений Кодекса неясно, по какой форме должно подаваться заявление. По крайней мере никаких указаний в адрес ГНС Украины или МФУ по разработке формы заявления Кодекс не содержит. Из этого можно сделать вывод, что заявление может быть в произвольной форме. Однако п.2 Порядка № 1227 3 предусмотрена подача работником заявления по установленной ГНС Украины форме . хотя это требование НКУ не предусмотрено. Чтобы решить это противоречие, ГНАУ в комментируемом письме пояснила, что до установления новой формы заявления такое заявление может подаваться плательщиком налога в произвольной форме . а в качестве образца можно принять форму заявления, установленную приказом ГНАУ от 30.09.2003 г. № 461 «Об утверждении форм заявлений и уведомления по вопросам получения (применения) налоговой социальной льготы, а также порядка информирования плательщиков налога» 4 .
Второй вопрос заключается в том, должны ли подавать заявление абсолютно все работники, имеющие право на налоговую социальную льготу, в том числе и те, с которыми трудовые отношения были оформлены до 1 января 2004 года. Напомним, что в условиях действия Закона об ПДФЛ к заработной плате таких лиц льгота могла применяться без подачи заявления. Итак, ГНАУ считает, что с 01.01.2011 г. всем работникам . имеющим основания и желающим воспользоваться правом на налоговую социальную льготу, необходимо подать своему работодателю заявление. Исключения предусмотрены только для государственных служащих.
А третий вопрос заслуживает особого внимания. Он касается возможности отдельных работников воспользоваться несколькими налоговыми социальными льготами сразу . Заметим, что ответ налоговиков похож на «аттракцион невиданной щедрости», ведь вывод, сделанный в письме, мягко говоря, не соответствует положениям НКУ . Поясним это подробнее.
ГНАУ утверждает, что оба родителя . заработная плата которых не превышает 1320 грн. и которые содержат троих детей, один из которых является инвалидом, «имеют право на применение двух льгот . отдельно на себя – по 100% на каждого, и на детей в возрасте до 18 лет – по 100% (на не являющихся инвалидами), и 150% (на каждого ребенка – инвалида)». При этом идет речь о праве на две льготы, а далее перечисляются три льготы. Как это понять?
Формально такой вывод противоречит пп.169.3.1 ст.169 НКУ . который предусматривает возможность применения только одной льготы по основаниям, предусматриваю¬щим ее наибольший размер . если работник имеет право на применение льготы по двум и более основаниям. Исключения предусмотрены только для работников, которые одновременно имеют право на льготы, предусмотренные пп.«б» пп.169.1.3 и пп.169.1.2 ст.169. Первая льгота предусмотрена для лица, содержащего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а вторая – для лиц, содержащих двух и более детей в возрасте до 18 лет. Подпункт 169.3.1 ст.169 разрешает применять одновременно только эти две льготы. Однако ГНАУ считает, что в перечень этих льгот можно включить еще и льготу, предусмотренную в пп.169.1.1 ст.169 для всех физических лиц, получающих заработную плату в пределах 1320 грн. Но еще раз отметим, что в НКУ это не предусмотрено. А значит, к выводам налоговой по данному вопросу нужно относиться со следующей оговоркой.
В соответствии с п.52.2 ст.52 НКУ налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация. Ввиду того, что это письмо было направлено конкретному заявителю (о чем свидетельствует его номер № 365/ 6 /17-0716), использование этого письма другими налогоплательщиками может быть рискованным.
Что касается того, что налоговая подтверждает право обоих родителей . заработная плата которых не превышает 1320 грн. на применение льгот, предусмотренных в пп.«б» пп.169.1.3 и пп.169.1.2, то отметим следующее. Аналогичный по сути вывод ГНАУ делала и раньше, в период действия Закона об НДФЛ (см. письмо от 29.03.2007 г. № 1560/К/17-0715). Похоже, что ее подход к этому вопросу также не изменился. Ввиду того, что прямого запрета на применение одних и тех же льгот обоими родителями НКУ не содержит, возможно, стоит согласиться с мнением ГНАУ. При этом работодатель, не ущемляя интересы своих работников, должен помнить о своей ответственности как налогового агента за нарушения правил начисления налогов у источника выплаты (ст.127 НКУ ).
Инна ЖУРАВСКАЯ , редактор
1 См. также: Журавская И. НДФЛ и налоговая социальная льгота: есть изменения // Бухгалтерия. – 2011. – № 3-4. – С.63–65 (прим. ред.).
2 Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Опубликован: Бухгалтерия. – 2010. – № 50. – С.10–321 (прим. ред.).
3 Порядок представления документов для применения налоговой социальной льготы, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1227. Опубликован: Бухгалтерия. — 2011. — № 3-4. — С.29—31 (прим. ред.).
4 Опубликован: Бухгалтерия. – 2003. – № 46. – C.23 (прим. ред.).
льготы о многодетных
У нас такая ситуация. Я с одним ребенком прописана по одному адресу в одном городе, а остальные двое детей - с мужем по его адресу в др городе. Льготы берут у нас в соответствии с прописанными: то есть трем человекам по мужа прописке и за двух - по моей.
Теперь у нас исполком из-за изменений в законе требует отказываться от льгот по одному из адресов адресу, мотивируя тем, что многодетная семья должна проживать по одному адрес. Правомерно ли это? Насколько мы понимаем, в законе не требуется, чтобы льготы брались только по одному адресу (или прописаны все были по одному адресу), а требуется только, чтобы проживали все по одному адресу. Если так, то мы можем доказать, что проживаем по одному адресу справкой с ЖЭКа, подписанной соседями, а льготы получать по обоим адресам?
Присвоить VIP статус
Обратите внимание специалистов к своему вопросу, присвоив ему статусЧто такое льготы по оплате за потребленный природный газ?
Льготы по оплате услуг по газопопоставке – это право на уменьшение размера платы, гарантированное отдельным категориям граждан. При этом обязательства о возмещении части стоимости потребленного газа берет на себя государство – возмещение части стоимости газа осуществляется из бюджета Украины.
В соответствии с Правилами предоставления населению услуг по газопоставке, реализация права на льготную оплату за газ осуществляется путем подачи письменного заявления и документов, которые подтверждают право на льготы.
Льготы по оплате природного газа насчитываются со дня подачи потребителем заявления и подтверждающих документов.
В целях совершенствования учета лиц, которые имеют право на льготы, упорядочивание механизма предоставления льгот приведено в соответствие с постановлением Кабинета Министров Украины от 29 января 2003 г. №117. Также создан Единственный государственный регистр лиц, которые имеют право на льготы.
Усовершенствование порядка оплаты потребленного природного газа
С 1 мая 2015 года упрощается порядок предоставления субсидий населению (постановление КМУ от 28.02.2015 №106 «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий»).
Утверждена упрощенная форма бланков заявления о назначении жилищной субсидии и декларации о доходах и расходах лицам, которые обратились для предоставления жилищной субсидии.
Основные изменения, которые вносятся:
Назначение субсидии происходит на основании только двух документов – заявления и декларации (отменяется необходимость предоставления справок о доходах, в том числе и работающих лиц). При этом внедряются упрощенные формы завяления и декларации о доходах и расходах для лиц, которые обращаются для предоставления субсидий (форма на 1 листе).
Внедряется принцип назначения субсидий на основании задекларированных заявщиком данных. При этом проверка достоверности этих данных будет осуществляться органами социальной защиты уже после назначения субсидии путем направления запросов в соответствующие органы, инстанции и организации.
Отменяются все ограничения касательно имущественного состояния особей, которые обращаются для назначения субсидий (кроме осуществления одноразовой покупки, стоимость которой превышает суму более 50 тыс. гривен):
Внедряется предоставление субсидии на 12 месяцев, а не на 6 месяецв или на отопительный сезон как ранее.
Устанавливается автоматический принцип предоставления субсидии на новый период (отменяется необходимость повторного обращения в органы социальной защиты населения для назначения субсидии на новый период в случае отсутствия изменений).
Заявщик и лица, которые зарегистрированы (фактически проживают) в жилищном помещении/доме, дают свое согласие на обработку персональных данных о семье, доходах, расходах, которые необходимы для назначения жилищной субсидии.
В случае изменения обстоятельств, которые могут повлиять на предоставление жилищной субсидии (изменения в составе зарегистрированных в жилищном помещении/доме особей, изменения в списке получаемых жилищно-коммунальных услуг лиц, условий их предоставления, исполнителей жилищно-коммунальных услуг, о покупке товаров или оплате услуг), заявщик обязывается в месячный срок сообщить об изменениях органам социальной защиты населения.
Если предоставляются неполные или недостоверные ведомости о доходах и расходах зарегистрированных в жилищном помещении/доме лиц, в назначении субсидии может быть отказано или процесс ее предоставления будет приостановлен. В таком случае заявщик обязывается вернуть излишне выплаченную суму субсидии в двойном размере.
Кому назначается субсидия?
Субсидия – это безналичная помощь государства для малообеспеченных семей. Она назначается в случае обращения одного из членов семьи, на которого открыт личный счет по месту регистрации либо лицу, которое не зарегистрировано, но фактически проживает в жилищном помещении/доме на основании договора съема (аренды) жилья, и на которое открыто личные счета по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее – арендатор).
Куда обращаться для получения субсидий?
Процедура получения субсидий осуществляется в районных управлениях труда и социальной защиты.
Каждое домохозяйство одновременно со счетом оплаты энергоносителей в апреле и октябре 2015 года получает упрощенные формы заявления и декларации для обращения с целью предоставления субсидии.
Заявление и декларация заполняется особью, на которую открыт личнчый счет по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Заполненные заявление и декларация могут быть присланы по почте в управление по месту регистрации заявщика (арендаторы – по месту фактического проживания).
На досках объявлений подъездов жилищных домов размещается информация о почтовых адресах и контактных телефонах управлений.
Каково правовое регулирование предоставления абоненту субсидий? Кто осуществляет контроль за целевым использованием субсидий? На какой срок назначается субсидия?
Условия назначения и порядок предоставления гражданам ежемесячной адресной безналичной субсидии для возмещения расходов на оплату газоснабжения определены «Положением о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива» (далее - Положение), утвержденным Постановлением КМУ № 848 от 21 октября 1995 г.
В соответствии п. 3 Положения, назначение субсидий и контроль за их целевым использованием осуществляется Управлениями труда и социальной защиты населения районных, районных в гг. Киеве и Севастополе госадминистраций, структурными подразделениями по вопросам труда и социальной защиты населения исполнительных органов городских, районных в городах (в случае их создания) советов.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что субсидии назначаются при наличии разницы между размером платы за жилищно-коммунальные услуги, в т.ч. и за газ, и объемом определенного Кабинетом Министров Украины обязательного процента платежа. При этом норма владения или пользования общей площадью жилья и нормативы пользования коммунальными услугами устанавливаются исходя из 21 кв. метра на нанимателя и каждого зарегистрированного в жилом помещении (доме) и дополнительно 10,5 кв. метра на всех, здесь зарегистрированных. Пунктом 6 Положения указано, что субсидия назначается уполномоченному владельцу (совладельцу) жилья, нанимателю государственного и общественного жилищного фонда, члену жилищно-строительного (жилищного) кооператива, владельцу (совладельцу) жилого помещения, на которого открыт лицевой счет по месту регистрации. В соответствии с п. 14 Положения, субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается на шесть месяцев. Субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и природного газа (электроэнергии), используемых для индивидуального отопления, предоставляется на отопительный период, начиная с месяца обращения. В случае, когда оплата услуг по теплоснабжению осуществляется только в отопительный период, субсидия назначается на этот период, начиная с месяца обращения за ее назначением. Если объем расходования газа, воды, электрической и тепловой энергии измеряется средствами их учета, размер субсидии для возмещения их оплаты рассчитывается исходя из фактического потребления услуг, но не более установленных норм потребления. В случае, если по окончании срока получения субсидии указанные услуги использованы на сумму, меньшую суммы назначенной субсидии и обязательной части платы в пределах норм потребления, неиспользованные перечисленные средства возвращаются (перечисляются) организациями, предоставляющими услуги, на счет органов труда и социальной защиты населения или зачисляются этими организациями в счет финансирования, предназначенного другим получателям субсидий. В случае отсутствия газовых счетчиков, объем потребленного газа, субсидированного, определяется в соответствии с нормами потребления природного газа населением, утвержденных Постановлением КМУ № 619 от 8 июня 1996 г.Можно получить субсидию при наличии льгот по оплате за газ?
Наличие льгот по оплате за газ не является основанием для отказа в предоставлении субсидии. При расчете суммы субсидии учитывается стоимость коммунальных услуг с учетом льгот.
Как определяется размер субсидии?
Субсидия – это разница между размером оплаты жилищно-коммунальных услуг (в пределах социальных нормативов) и размером обязательного платежа.
Определение обязательного процента платежа семьи за жилищно-коммунальные услуги рассчитывается для каждой семьи в индивидуальном порядке и зависит исключительно от доходов семьи. Этот новый механизм внедрен с 1 октября 2014 года.
Кроме того, введены термины: социальная норма жилья и социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами, для которых государство будет предоставлять льготы, субсидии и компенсации. Социальные нормативы пользования жилищно-коммунальных услуг рассчитаны на основе анализа фактических объемов потребления природного газа, воды и электроэнергии, что позволяет государству обеспечивать социальную поддержку по оплате реальных объемов потребления этих услуг.
Шаг 1 . Определяется среднемесячный доход семьи на одного члена за предыдущий календарный год. Пример: доход семьи, которая состоит из 4 лиц (2 – трудоспособных – мама, папа и 2 несовершеннолетних ребенка), за 2014 год составляет 32160 грн, среднемесячный доход на одного члена семьи составляет: 32160 грн / 12 месяцев / 4 лица = 670 грн.
Шаг 2 . Рассчитывается обязательный процент платежа. Среднемесячный доход на одного члена семьи за предыдущий год (670 грн) поделить на размер прожиточного минимума на одного члена (в 2015 году – 1176 грн). Полученное число поделить на базовый коэффициент дохода для назначения субсидии (2), после чего умножить на базовую норму оплаты жилищно-коммунальных услуг (15%) (последние две величины являются постоянными и определены постановлением КМУ №1156 «О новом размере расходов на жилищно-коммунальные услуги, приобретения скрапленного газа, твердого и жидкого бытового топлива в случае предоставления жилищной субсидии»).
Пример (продолжение): 670 грн/ 1176 грн / 2* 15 = 4,27%
Шаг 3 . Определяется размер обязательного платежа путем умножения среднемесячного общего дохода семьи за 6 месяцев на обязательный процент платежа. 2680 грн * 4,27% = 114,5 грн, где 2680 грн – среднемесячный общий доход домашнего хозяйства (32160 / 12 месяцев).
Шаг 4 . РАЗМЕР СУБСИДИИ – это разница между размером оплаты жилищно-комунальных услуг (в пределах социальных нормативов) и размером обязательного платежа. Пример: для домашнего хозяйства, которое состоит из двух трудоспособных лиц и двух несовершеннолетних детей, среднемесячный общий доход составляет 2680 гривен на месяц
Как выполнить решение суда
28.07.14 | Как меньше платить налогов | Льготы участникам боевых действий,а так же судьям,прокурорам и чернобыльцам
В последнее время всё чаще правительство и депутаты озвучивают законопроекты и законы о присвоении статуса Участник Боевых Действий всем кто принимал и будет принимать участие в АТО на территории Юго-Востока Украины.Автоматически наделяя их льготами положенными по статусу.Конечно всё это ляжет на плечи остальных налогоплательщиков на плечах которых уже и так одновремённо находятся от 18.000.000 до 21.000.000 получателей льгот. Почему такая разница почти в 3.000.000 граждан?Да потому что количество получателей льгот в Украине определить точно невозможно. Часть льгот прописана в законодательстве, мы их определили и частично визуализировали. Часть предусмотрена подзаконными и даже ведомственными актами местных советов - их определить силами редакции в принципе не возможно.Минтруда ведет учет только льгот по социальному признаку, а по профессиональному - нет. Соответствующие данные о каждом человеке-получателе социальных льгот они забивают в ЕГАРЛ (Единый государственный автоматизированный реестр лиц, имеющих право на льготы). В реестре этом сегодня 13,2 миллиона получателей льгот, 26 миллионов удостоверений (потому что один человек зачастую имеет право одновременно на различные категории льгот). Одно удостоверение также дает право не на одну льготу, а на все льготы, предусмотренные для соответствующей категории лиц по закону.Сколько всего получателей льгот в Украине - определить нереально, если только не анкетировать всех (включая детей) Украинцев и не ввести их в ЕГАРЛ или подобную автоматизированную систему, которая учла бы все персональные накладки. Данные, которые озвучивают чиновники, оценочные и очень приблизительны.Ранее в 2013 году заявляли о 21 000 000 получателей льгот. а вот Минфин сообщал о 18 миллионах людей, которые получают 380 категорий льгот.
- Народные депутаты
один раз в год (в прямом и обратном направлениях)
- Народные депутаты после выхода на пенсии
- Ветераны военной службы (для лечения и отдыха, к новому месту службы)
- Участники боевых действий
- Инвалиды войны 1, 2 групп
- Лица, имеющие особые заслуги перед Родиной
- Лица, имеющие особые трудовые заслуги перед Родиной
- Чернобыльцы 1-2 категории
50% скидка 1 раз в год (бесплатно 1 раз в 2 года)
- Жертвы нацистских преследований
- Работники милиции
- Государственные служащие
- Член ЦИК
3. Выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов средней заработной платы
независимо от стажа работы
- Дети войны
- Чернобыльцы 1-4 категорий родителям детей, пострадавших от катастрофы
4. Первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и
огородничества
- Дети войны
- Чернобыльцы 1 - 4 категорий
- Участники боевых действий
- Инвалиды войны
- Участники войны
- Ветераны труда
- Жертвы нацистских преследований
- Работников гражданской защиты (право на бесплатное получение)
- Участники войны (50%)
- Лица, имеющие особые заслуги перед Родиной (100%)
- Работники милиции (50%)
- Работники прокуратуры (50%)
- Лица, имеющие особые трудовые заслуги перед Родиной (100%)
- Работники пожарной охраны (50%)
- Жертвы нацистских преследований (75%, инвалиды, организации узников - 100%)
- Жертвы политических репрессий (50%)
- Работники службы специальной связи и защиты информации (50%)
- Работники гражданской защиты (50%)
- Ветераны военной службы (50%)
- Многодетные семьи (50%)
- Медицинские и фармацевтические работники (бесплатно в сельской местности)
- Специалисты по защите растений (бесплатно в сельской местности)
- Инвалиды войны
- Участники войны
- Лица, имеющие особые заслуги перед Родиной
- Лица, имеющие особые трудовые заслуги перед Родиной
- Жертвы нацистских преследований
- Жертвы политических репрессий (50%)
- Ветераны военной службы
- Дети из многодетных семей
- Инвалиды
8. Бесплатное внеочередное зубопротезирование (за исключением зубопротезирования из драгоценных металлов)
- Участники боевых действий
- Лица, имеющие особые заслуги перед Родиной
- Судьи
- Ветераны труда (преимущественное право)
- Лица, имеющие особые трудовые заслуги перед Родиной
- Жертвы нацистских преследований
- Жертвы политических репрессий (без компенсации самостоятельного)
- Инвалиды (при наличии показаний)
11. Ежегодное медицинское обслуживание, диспансеризация с привлечением необходимых специалистов,
лечения в специализированных стационарах
- Чернобыльцы 1-4 категорий
- Участники боевых действий
- Инвалиды войны
- Участники войны
- Ветераны труда
- Жертвы нацистских преследований
- Дети из многодетных семей
12. Преимущественное право оставления на работе при высвобождении работников в связи с изменениями в
- Участники боевых действий
- Инвалиды войны
- Лица, имеющие особые заслуги перед Родиной
- Лица, имеющие особые трудовые заслуги перед Родиной
- Жертвы нацистских преследований
- Ветераны военной службы
- Дети войны
13. Компенсация при переводе на нижеоплачиваемую работу по состоянию здоровья
- Чернобыльцы 1-4 категорий
14. Выплата работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности до 4 месяцев подряд или до 5
- Чернобыльцы 1 категории
- Судьи
- Ветераны военной службы
- Инвалиды войны (бесплатное)
- Участники войны (оплата 20% от тарифов стоимости основных и 50% - дополнительных работ)
- Работники милиции
- Судьи
- Работники прокуратуры
- Медицинские и фармацевтические работники
- Ветераны труда
- Лица, имеющие особые трудовые заслуги перед Родиной (бесплатно, вместе с сигнализацией)
- Работники пожарной охраны
- Жертвы нацистских преследований (оплата 20% от тарифов стоимости основных и 50% - дополнительных работ)
- Жертвы политических репрессий
- Государственные служащие
- Работники государственной санитарно-эпидемиологической службы
- Работники службы гражданской защиты
- Многодетные семьи
- Судьи
18. Льготы по отпускам (у всех разные)
оплачиваемый отпуск в межсессионный период в 45 календарных дней с материальной помощью в размере
двойной месячной заработной платы
- Народные депутаты
оплачиваемый отпуск в 45 календарных дней с материальной помощью
- Член ЦИК
до 45 дней с обеспечением бесплатного проезда + дополнительный отпуск на 10 дней с сохранением денежного
- Работники службы специальной связи и защиты информации
использование в удобное время дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до двух недель в год
- Дети войны
- Участники боевых действий
- Инвалиды войны
- Участники войны
- Ветераны труда
- Жертвы нацистских преследований
- Ветераны военной службы
использование в удобное время, дополнительный отпуск с сохранением заработной платы 14 рабочих дней в год
- Чернобыльцы 1-2 категорий
дополнительный отпуск без сохранения заработной платы сроком до трех недель в год в удобное время
- Лица, имеющие особые заслуги перед Родиной
- Лица, имеющие особые трудовые заслуги перед Родиной
от платы за землю и земельного налога
- Ветераны труда
без уточнения
- Медицинские и фармацевтические работники
- Матери с детьми
19. Льготы по обучению
поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения с обязательным предоставлением
общежития на время обучения тем, кто не имеет жилья, и выплатой повышенной стипендии -
чернобыльцы 1-2 категорий
чернобыльцы 3-4 категорий (если проживают на территориях радиоактивного загрязнения не менее 1 года и
направлены на обучение согласно плану целевой подготовки или договорам с предприятиями)
освобождение от платы за обучение в высших учебных заведениях государственной и коммунальной формы
собственности всех уровней аккредитации
дети из многодетных семей
бесплатное обучение и переобучение новым профессиям по месту работы в учебных заведениях системы
государственной подготовки и переподготовки кадров, и в платных учебных заведениях
- Лица, имеющие особые заслуги перед Родиной
- Лица, имеющие особые трудовые заслуги перед Родиной
право на внеконкурсное поступление в высшие учебные заведения
- Участники боевых действий
20. Внеочередное обязательное обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях
- Судьи
- Работники пожарной охраны
21. Льготы по уплате налогов и пошлин всех видов
- Чернобыльцы 1-2 категорий (освобождения)
- Участники боевых действий
- Участники войны
- Лица, имеющие особые заслуги перед Родиной
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!