Налоговые льготы образовательным учреждениям
Налоговые льготы образовательным учреждениям
При определении размера налогового обязательства образовательным учреждениям необходимо знать классификацию и признаки предоставляемых действующим законодательством льгот.
иные
законные – льгота 3
изъятия
где льгота 1 – необлагаемый минимум объекта налога, а также изъятие из обложения определенных элементов объекта налога
льгота 2 – понижение налоговой ставки
льгота 3 – вычет из налогового платежа за расчетный период иные законные изъятия – вычеты, не относящиеся к льготам (например, сумма НДС, уплаченного поставщикам).
Льготы могут иметь как объектный, так и субъектный признак (применение льготы определенной категорией плательщиков (например, плательщиками определенной организационно-правовой формы). Применение налоговых льгот направлено на сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Льготы классифицируются в зависимости от того, на изменение какого из структурных элементов налога направлена льгота.
Как было рассмотрено выше, Закон РФ «Об образовании» устанавливает особый режим налогообложения образовательных учреждений, который заключается в том, что налогообложению подлежит только доход, полученный от предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом, и нереинвестированный непосредственно в образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса. Доход, полученный от предпринимательской деятельности, реинвестированный в образовательный процесс, освобождается от уплаты всех видов налогов, в том числе и от платы за землю.
Необходимое и достаточное условие для пользования этой льготой – наличие у налогоплательщика лицензии, так как именно с этим закон связывает возникновение права на льготу. Нормы Закона РФ «Об образовании» действуют непосредственно, и подтверждения льготы, установленной в нем налоговым законодательством, не требуется.
Со вступлением в силу с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 5 августа 2000 г.
Налог на прибыль. Налоговый учет в образовательном учреждении зависит от того, какое оно – бюджетное или негосударственное.
Особенности ведения налогового учета бюджетными образовательными учреждениями (БОУ) установлены статьей 321.1 НК РФ. Эти учреждения ведут раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и иных источников.
Налоговой базой для БОУ является разница между доходами и расходами, связанными с ведением коммерческой деятельности. Доходы в виде целевого финансирования и расходы, производимые за счет этих средств, не учитываются при расчете налога на прибыль.
К доходам от коммерческой деятельности относятся доходы, которые поступают от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, работ, услуг, имущественных прав, также внереализационные доходы (без учета НДС, акцизов по поакцизным товарам).
В статье 47 Закона № 3266-1 установлены те виды деятельности, которые можно отнести к предпринимательской деятельности образовательного учреждения. Так, например, этот Закон не относит к доходам от предпринимательской деятельности средства, полученные от оказания платных образовательных услуг. Но в соответствии с нормами статьи 321.1 НК РФ они должны учитываться как доход, полученный БОУ от коммерческой деятельности, и включаться в налоговую базу по налогу на прибыль. Отметим, что в тексте НК РФ понятия «предпринимательская деятельность» и «коммерческая» употребляются как равнозначные.
Расходы должны отвечать общим требованиям, установленным главой 25 НК РФ. В отдельном порядке учитываются три вида затрат, которые могут относиться к расходам, учитываемым в смете БОУ – это расходы на коммунальные услуги, услуги связи и часть транспортных расходов. В налоговую базу они включаются в определенной пропорции, которая рассчитывается исходя из доли доходов от коммерческой деятельности в общей сумме доходов. При этом в общую сумму доходов при расчете пропорции включаются все коммерческие доходы и средства целевого финансирования. Внереализационные доходы в ней не учитываются, на что указывает пункт 3 статьи 321.1 НК РФ.
С 1 января 2006 г. к пропорционально распределяемым расходам относятся и расходы по всем видам ремонта основных средств. Если в смете бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи и на ремонт основных средств, приобретенных за счет бюджета, то они должны учитываться при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности. Это установлено статьями 1 и 8 Федерального закона от 06.06.2005 г. № 58-ФЗ.
В состав расходов относят также суммы амортизации, начисленные по основным средствам, приобретенным за счет коммерческой деятельности.
Бюджетные суммы могут быть недостаточными для погашения расходов, указанных в смете. На их финансирование учреждения направляют собственные средства. Вместе с тем источником погашения в этом случае могут быть только суммы, оставшиеся после уплаты налога на прибыль.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности в последующем, после уплаты налогов, отражаются в смете доходов и расходов, в соответствии с которой они финансируются. В бюджете эти средства учитываются как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Негосударственное образовательное учреждение (НОУ) исчисляет и уплачивает налог на прибыль в общем порядке на основании главы 25 Налогового кодекса.
При формировании налоговой базы в доходы НОУ не включается имущество, полученное в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), т.е. имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником этого целевого финансирования. В отношении НОУ такими средствами могут являться гранты.
Также при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (кроме поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Целевыми поступлениями для НОУ могут быть: пожертвования имущество, переходящее по завещанию в порядке наследования средства (имущество), которые получены на осуществление благотворительной деятельности используемые по целевому назначению поступления от собственников учреждения.
НОУ обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования и как целевые поступления. Если такой учет отсутствует, данные средства подлежат налогообложению с даты их получения в общем порядке.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают доходы в виде имущества, безвозмездно полученного образовательным учреждением на ведение уставной деятельности. Это положение действует в отношении тех учреждений, которые имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности (подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Кроме того, в доходы не включается имущество, которое безвозмездно передано от учредителя, вклад которого в уставном капитале НОУ превышает 50%. При этом такое имущество не признается доходом для целей налогообложения, если в течение одного года со дня его получения оно (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
Остальные доходы, полученные НОУ, а также произведенные расходы включаются в налоговую базу по налогу в общем порядке.
Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) – один из недавно возникших в мировой практике налогов и принципиально новый для России.
Деятельность по оказанию услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными учреждениями учебно-производственного или воспитательного процесса не облагается НДС. При этом, согласно подпункту 14 пункта 2 ст. 149 НК РФ, от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, связанные с проведением учебно-производственного процесса по направлениям основного и дополнительного образования, указанны в лицензии. Консультационные услуги и услуги по сдаче в аренду помещений облагаются НДС.
Указанные услуги некоммерческих образовательных учреждений освобождаются от обложения НДС независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание платных услуг.
В случаях, когда некоммерческое образовательное учреждение осуществляет несколько видов деятельности, как облагаемых налогом, так и освобождаемых от налогообложения, оно должно вести раздельный учет операций (п. 4 ст. 149 НК РФ). Это относится также к тем организациям, которые имеют обособленные или структурные подразделения, созданные для целей образовательного процесса.
Реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит обложению НДС. При этом не важно, куда направляется доход от реализации.
Услуги образовательных учреждений по сдаче и аренде имущества, в том числе недвижимого, также облагаются НДС. Исключением здесь является только сдача в аренду спортивных сооружений для спортивно-зрелищных мероприятий (подп. 13 п. 3. ст. 149 НК РФ).
Не подлежит обложению НДС реализация услуг образовательными организациями, которые имеют структурные подразделения культуры и искусства, например, дома и дворцы культуры, клубы, библиотеки и т.д. (абзац 5 подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Налогом на добавленную стоимость также не облагаются :
•услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ)
• услуги любых организаций по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях, студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ)
• реализация продуктов питания столовыми образовательных и медицинских организаций, финансируемых из бюджета (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ)
•реализация продуктов питания иными организациями в столовых образовательных и медицинских организаций, финансируемых из бюджета (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ)
Налог с продаж. С 1 января 2002 г. вступила в силу и глава 27 Налогового кодекса, установившая новые правила взимания налога с продаж.
Устанавливая налог, субъект РФ определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Объектом налогообложения по налогу с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (paбот, услуг) на территории субъекта РФ. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Реализация товаров (работ, услуг) юридическим лицам даже за наличный расчет не облагается налогом с продаж.
Исчерпывающий перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения), установлен статьей 350 НК РФ. Так, среди прочих не подлежат налогообложению операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):
•товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями
•учебной и научной книжной продукции
•услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях.
Понятие «товары (работы, услуги), связанные с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимые образовательными учреждениями» достаточно широкое и позволяет законно не платить налог с продаж в большинстве случаев реализации товаров населению.
Так, например, при наличии учебного магазина, официально оформленного как учебное структурное подразделение, при реализации любой продукции, по нашему мнению, обязанности по уплате налога не возникают. Тем более нет необходимости платить этот налог при реализации непосредственно образовательных услуг.
Налог на доходы физических лиц (ранее он назывался – подоходный налог) увеличен с 1 января 2001 года на 1% и составляет теперь 13% (ранее большинство граждан облагалось по ставке 12%, и лишь доходы высокооплачиваемых работников облагались по более высоким ставкам (20-30%). Теперь ставка зависит не от величины дохода, а от его вида. Установлено три вида доходов, которые определяют налоговую базу для каждой из ставок (13,30 и 35%).
Теперь среди стандартных вычетов предоставляются налогоплательщику вычеты в размере 400 руб. и 300 руб. в месяц на содержание ребенка (до совокупного дохода в 20 тыс. руб.).
Дополнительно введены так называемые социальные налоговые вычеты.
1. Благотворительный – в виде суммы доходов, перечисленных налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры образования и ряду других (не более 25% дохода).
2. Образовательный – на суммы, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, – в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком – родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, – в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
Таким образом, родителям учащихся образовательных учреждений могут быть предоставлены налоговые льготы. Такой налоговый вычет предоставляется лишь при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
3. Медицинский – предоставляются льготы по медицинским услугам и по стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом налогоплательщику, его супруге, детям и родителям – до 25 тыс. руб.
По-прежнему не облагаются налогом компенсационные выплаты (компенсация на книгоиздательскую продукцию и др.), расходы на повышение профессионального уровня, командировочные суммы, получаемые в виде грантов (по списку, утвержденному Правительством РФ), единовременной материальной помощи (до 2000 рублей), стипендии и ряд других.
В то же время ликвидирован ряд налоговых льгот, связанных со сферой образования. Теперь облагаются налогом следующие доходы учащихся дневной формы обучения высших, средних специальных, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, слушателей духовных учебных заведений, аспирантов, учебных ординаторов и интернов:
• получаемые в связи с учебно-производственным процессом
• за работы по уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов
• за работы в период каникул.
Стипендия по-прежнему не облагается налогом в соответствии с п. 11 ст. 217 НК РФ.
Налоговые агенты (т.е. образовательные учреждения в отношении своих работников) обязаны предоставлять сведения о доходах до 1 апреля на магнитных носителях (исключения делаются самими налоговыми органами).
Стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных на конкурсах и соревнованиях, которые проводились в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления, не облагается налогом в случае, если их стоимость не превышает 2000 руб.
Таким образом, до 2001 г. при проведении различных мероприятий в учебных заведениях можно было выдавать призы и не облагать их подоходным налогом в пределах суммы 12-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты. К таким мероприятиям относились, например, конкурс на лучшую группу, лучшего преподавателя и т.п. Теперь же помимо существенного снижения размера налогооблагаемого дохода, полученного по этим основаниям за налоговый период, Налоговым кодексом ограничен круг конкурсов и соревнований, в которых можно получить приз или подарок, со стоимости которого не будет взиматься налог на доходы физических лиц. Поэтому стоимость призов и подарков за участие в конкурсах и соревнованиях, не вошедших в указанный выше перечень, подпадает под налогообложение в полном размере.
Следует также иметь в виду и то, что учащиеся в командировку направлены быть не могут. Поэтому суммы возмещения расходов на проезд, проживание, суточные (командировочные расходы) составят доход учащихся и подлежат обложению подоходным налогом.
Единый социальный налог (ЕСН) консолидирует страховые взносы в федеральный бюджет – 20% и в государственные внебюджетные фонды: фонд социального страхования – 3,2% федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,8% территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0%.
От уплаты ЕСН освобождаются учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей. Данным учреждениям льготы по уплате налога предоставляется при условии, что единственным собственником их имущества являются общественные организации инвалидов. Этот факт подтверждается учредительными документами. В них приводятся данные о собственнике, а также указывается, что учреждение создано для достижения соответствующих социальных целей и оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Налог не уплачивается с сумм выплат и иных вознаграждений, которые не превышают в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо (п. 2 ст. 239 НК РФ).
Налог на имущество организаций. Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Сюда также включается имущество, которое передано во временное владение, пользование и распоряжение.
С 1 января 2006 г. все образовательные учреждения должны уплачивать налог на имущество организаций на общих основаниях. Вместе с тем субъекты Российской Федерации в своих законах могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования, в том числе и для образовательных учреждений. Такое право дает пункт 2 статьи 372 НК РФ.
Земельный налог. До 2005 г. учреждения образования были полностью освобождены от уплаты земельного налога, так как порядок его исчисления не регулировался нормами Налогового кодекса.
С 1 января 2005 года введена глава 31 «Земельный налог» НК РФ. Земельный налог является местным и устанавливается нормативными актами муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге – законами). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.
Глава 31 НК РФ не содержит льгот для образовательных учреждений. Поэтому повсеместно с 2006 года такие учреждения становятся плательщиками на землю, если он был введен в их регионе в 2005 г. Однако, представительские органы муниципальных образований могут установить своими правовыми актами льготы для образовательных учреждений.
Особенности налогообложения в Российской сфере образования
Сфера образования является наряду с медициной весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как финансовые операции являются самым уязвимым местом в жизни любого образовательного учреждения. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.
В первоначальных редакциях закона «Об образовании» образовательные учреждения освобождались от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности (в дальнейшем — п. 3 ст. 40 старого закона). Однако теперь образовательные учреждения стали одним из участников, правда, наиболее незащищенным, рыночных отношений, и все вопросы, связанные с налоговыми отношениями, решаются только в рамках Налогового кодекса РФ. Налоговое законодательство не снимает с образовательных учреждений обязанности по уплате налогов, оно только дает некоторые послабления.
Налог — общеобязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законом (впоследствии вывести это определение в презентации).
Система налогов обладает весьма разветвленной структурой, в которой представлено множество разнообразных видов и типов налогов.
Налоги: по уровням взимания — федеральные, региональные, местные
по объектам налогообложения — прямые (непосредственно с дохода) и косвенные (в виде надбавок)
Условно налоги, связанные с деятельностью образовательного учреждения, можно разделить на 4 группы.
1) налоги с заработной платы и иных выплат в пользу физических лиц (НДФЛ, единый социальный налог (с 2010 г. отменен и заменен страховыми взносами)
2) налоги, связанные с имуществом (на имущество, земельный налог, с владельцев автотранспорта)
3) налоги, связанные с предпринимательской деятельностью (НДС, налог с продаж, на рекламу, на пользование автодорогами, на прибыль предприятий и организаций)
4) местные налоги, зависящие от численности работников организаций (на содержание детских учреждений, милиции).
Объектами налогообложения в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах, являются:
* обороты (то есть перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг
* выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг
* прибыль, то есть разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период)
* объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства
* другое в соответствии с действующим налоговым законодательством (налог на рекламу, на содержание жилищного фонда, на милицию).
Каких-либо специфических объектов налогообложения, характерных именно для системы образования, не имеется.
Налоговые льготы:
1) скидки – налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Например, плательщик имеет право уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов в целях, поощряемых государством (образование, здравоохранение, благотворительность, культура и т.п.)
2) изъятие – выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения или определенных элементов, например, доход, полученный от благотворителя
3) налоговое освобождение – полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков
4) налоговые кредиты – льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Например, кредиты малым предприятиям.
Охарактеризуем отдельные виды налогов.
Налог на имущество . Согласно главе 30 Налогового кодекса РФ является налогом субъектов РФ. Налогоплательщиками считаются Российские организации и иностранные организации, действующие на территории РФ через постоянные представительства и(или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Объектом налогообложения для Российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств. Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (реки, болота, леса) и имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и /или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
Согласно Закону РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. налогом не облагается имущество бюджетных учреждений. Кроме того, тот же Закон дает право не облагать налогом имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры (вид льготы — налоговое освобождение). К таковым относится имущество, используемое для:
– дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов
– оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи
– центров, клубов и кружков в сфере образования
– предприятий и организаций, выпускающих или реализующих учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле, относящейся к указанной продукции, работам и услугам)
– курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения
– детских экскурсионно-туристических организаций
– других учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, однако законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Иными словами, они вправе принять решение, чтобы организации могли отчитываться (подавать налоговую декларацию) в течение всего налогового периода.
По закону налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %. Допускается установление и других налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Земельный налог — основная форма платы за пользование земельными ресурсами — это вид местного налога, действующего в России с 1991 г. Налогоплательщиками являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование. Размер земельного налога независимо от размеров хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Согласно закону РФ «О плате за землю» полностью освобождаются от уплаты налога учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, и детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования. Льготы, предоставленные статьей 12 закона «О плате за землю», относятся к образовательным организациям, имеющим организационно-правовую форму «учреждение».
Транспортный налог . Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств определяется Федеральным законом «О дорожных фондах». Законодательством каких-либо специальных льгот по налогу с владельцев транспортных средств для учреждений образования не предусмотрено. Налогоплательщики — лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357, 358 Налогового кодекса). Налоговой базой является количество лошадиных сил транспортного средства.
Изменение ставки налога или полное освобождение от него осуществляется законами субъектов РФ, так как он входит в группу региональных налогов. Налоговые ставки на легковые автомобили колеблются от 5 руб. с каждой л.с. (до 100 л.с. Или 73,55 кВт) до 30 руб. с каждой л.с. (свыше 250 л.с. Или 183,9 кВт), на автобусы до 200 л.с. - 10 руб. с каждой, свыше 200 л.с. - 20 руб. с каждой. (Ст. 361 Налогового кодекса РФ).
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог на товары и услуги, базой которого служит стоимость, добавленная на стадии производства и реализации товара. Он относится к федеральным налогам. В соответствии со статьей 149 не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) продажа:
* услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях
* продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям (только в случаях полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования)
* услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров, работ услуг как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
Налоговый период устанавливается как квартал (три месяца).
Налоговые ставки на товары устанавливаются согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации. На основные товары народного потребления (продукты питания, некоторых швейных и трикотажных изделий, предметов мебели, периодики и книг, а также медицинских товаров налог на добавленную стоимость составляет 10%, а на остальные товары — не более 18 %.
Применяя данную льготу, нужно помнить, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает освобождение от налога при реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми и при отпуске на сторону блюд собственного производства.
При осуществлении образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, например, при сдаче в аренду основных фондов и иного имущества, реализации товаров, работ, услуг при посреднических услугах, долевом участии в деятельности других учреждений, предприятий и организаций согласно налоговому законодательству налог на добавленную стоимость уплачивается в установленном порядке.
Налог на пользователей автомобильных дорог . Льготы по налогу для учреждений образования не предусмотрены. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между проданной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческой, сбытовой и торговой деятельности. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности и входит в группу региональных налогов.
Налог на прибыль. Налог на прибыль входит в группу федеральных налогов и сборов и уплачивается организациями (в том числе бюджетными) с валовой прибыли, уменьшенной или увеличенной на установленные регулирующие суммы.
Валовая прибыль — сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества органзиации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями устанавливается статьей 321 Налогового кодекса РФ.
Налоговая ставка устанавливается в размере 24 %. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом она не может быть ниже 13,5 %.
При определении налогооблагаемой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на уведение уставной деятельности.
Рассматривая налоговое законодательство применительно к системе образования, следует отметить следующее.
1) Отношение налоговой системы к сфере образования практически не отличается от отношения к иным организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот.
2) Одним из элементов формирования эффективного экономического механизма развития образования является стимулирование многоканального финансирования образовательных учреждений. Однако анализ действующей налоговой системы показывает, что она не стимулирует создание такой системы.
3) Налоговое законодательство не предусматривает существенных льгот для юридических лиц, оказывающих финансовую и иную материальную помощь учебным заведениям. Поэтому предприятия и иные юридические лица не заинтересованы в оказании такой помощи.
4) Привлечение дополнительных средств через расширение платного обучения также недостаточно стимулируется налоговым законодательством. Только с 2001 г. была введена льгота по данному налогу в части средств, израсходованных на обучение (в 2007 году эта цифра составляла до 25 тыс. рублей в год).
5) В системе образования налоговыми льготами должна стимулироваться в первую очередь образовательная деятельность. Но стимулируется одновременно и любая другая, в том числе не связанная с образованием деятельность, приносящая доходы. Разница заключается в налоге на добавленную стоимость: средства, полученные от оказания образовательных услуг, им не облагаются, а все прочие — облагаются.
26-06-2015 Понятие и особенности индикаторов валютного рынка Форекс
Индикаторы Форекс представляют собой инструмент, дающий возможность прогнозировать валютные курсы. Эти показатели рассчитываются осуществлением расчетных операций с объемом инвестирования и ценами.
26-06-2015 Мосгордума приняла изменения в закон города Москвы о торговом сборе
Московская городская дума приняла изменения в закон города Москвы о торговом сборе (Закон г. Москвы № 62 от 17.12.2014 «О торговом сборе»), который предусматривает расширение перечня.
Особенности исчисления НДС образовательными учреждениями
Специфика образовательной деятельности такова, что, как правило, часть операций, осуществляемых учебным заведением, является объектом обложения НДС,
другая же часть не признается объектом обложения налогом или освобождается от налогообложения. А это влечет за собой необходимость ведения раздельного учета по НДС.
Льготы по НДС, не зависящие от вида деятельности
Для начала рассмотрим норму, предусмотренную подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ . которая введена в действие с 1 января 2012 года. Согласно указанной норме, не признается объектом обложения НДС «выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ».
Таким образом, для применения «льготного» налогообложения в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ учреждение должно быть казенным или же одновременно должны соблюдаться следующие условия :
Причем в 2013 году образовательным учреждениям надо подать уточненные декларации по НДС за 2011 год , поскольку Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ действие рассматриваемой нормы распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Льготы для образовательных организаций
Пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрены операции, совершаемые образовательными учреждениями, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения). В частности, это реализация:
1) услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ)
2) продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных организаций, реализуемых ими в этих организациях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ)
3) услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ):
Однако консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений не освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Также НДС облагается реализация товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. При этом не имеет значения, направляется ли доход от этой реализации в данное учебное заведение или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Налоговый учет
Если образовательная организация, помимо операций, облагаемых НДС, проводит операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), надо организовать их раздельный учет . Таково требование пункта 4 статьи 149 и пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ . Раздельный учет ведется:
Раздельный учет «входного» НДС необходим из-за того, что «входной» налог по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для выполнения облагаемых операций, принимается к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). А по операциям, освобожденным от налогообложения, «входной» НДС нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Конкретной методики ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения, в Налоговом кодексе РФ нет. Поэтому образовательная организация может вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить облагаемые и освобожденные от НДС операции .
Например, учет облагаемых и освобожденных от налогообложения операций можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации . Также можно использовать данные аналитического учета (таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.
Выбранный порядок ведения раздельного учета облагаемых и освобожденных от налогообложения операций нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Не вести раздельный учет «входного» НДС можно только в одном случае: если за квартал доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, не превышает 5 процентов совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Тогда «входной» НДС, предъявленный поставщиками в этом квартале, можно принять к вычету (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Важно запомнить
В части налогового учета учреждение в обязательном порядке должно разработать учетную политику для целей налогообложения , закрепив в ней порядок ведения раздельного учета НДС и регистры, в которых фиксируются данные раздельного учета.
Для примера приведу некоторые цифры,чтобы было яснее я, буду приводить цифры в долларах,для простоты я взял доллар=25 рублей.Организация,где я трудился прежде чем стать инвалидом, она работала через инвалидскую контору и по моим подсчётам, она должна была платить, не совсем по честному, где-то около 60.000$ в месяц, а так она платила какие-то копейки. Конечно, есть способы нечестно уходить от налогов,но с довольно большой вероятностью вся схема может вскрыться и тогда капут конторе. Для примера, когда я работал в предыдущей организации к нам неожиданно нагрянула налоговая полиция, во-первых, она почти полностью парализовала всю работу где-то на неделю, мы потеряли большую часть оптовых клиентов, хорошо что основной доход у нас шёл от розницы, а потом после проверки наложили огромный штраф 260.000$.Конечно его можно было всяко уменьшить, но это уже была какая-то агония перед кончиной, причём штраф был сделан из старых косяков, когда контора только поднималась ,а платить в то время налоги было просто нереально.
К чему я подвожу, что это чрезвычайно выгодно, по личному опыту, но как я понимаю, существуют головняки:
1.Сильно обратит внимание налоговая, а чего это контора платила, платила и вдруг перестала.
2.Чтобы организовать такую ООИ нужно, как минимум 3 инвалида и чтоб обязательно двое из них пришли на регистрацию, третий может дать доверенность, например я могу дать доверенность на кого-нибудь человека и он обретёт, на время действия статус инвалида. И есть ещё такая вещь, как переосвидетельствование, то есть комиссия, которая выносит вердикт с выдачей справки являешься ли ты инвалидом и какой группы. Я уже два раза проходил это освидетельствование. Следующий срок апрель 2004г.Как я понимаю нужно, чтобы всё время лицо являлось инвалидом, а то по документам организация не может пользоваться льготами, а в этот период она не платила налоги это косяк.
3.Чтобы льготы работали в полной мере, нужно чтобы было трудоустроено 50%инвалидов,прошу не путать с учредителями. Чего-то у меня родилась такая мысль, там может быть трудоустроено два человека, а все остальные могут, например, работать по трудовым соглашениям. Или, например льготная контора заключает договор с обыкновенной организацией, в которой находятся трудоустроенные . а вся прибыль остается в льготной конторе, короче было бы чего-нибудь реальное, а выход наверняка найдется. По этому вопросу я думаю стоит проконсультироваться у юриста.
Законодательство предусматривает различные условия, выполнение которых дает право на получение льгот. Рассмотрим те их них, которые связаны с государственной политикой в области социальной защиты инвалидов:
1.Единственным собственником (участником, акционером) коммерческой организации должна являться общественная организация инвалидов (ООИ) определенного уровня - региональная либо общеРоссийская.
2.Численность инвалидов должна составлять определенную долю среди работников организации.
3. Инвалиды должны иметь определенную долю в фонде оплаты труда. У льготных компаний рассматриваемой категории имеются и свои проблемные стороны. Остановимся на них подробнее. Предположим, вы заинтересовались получением льгот. У вас есть два варианта: создать новую компанию, которая будет являться льготной, либо получить льготы для уже имеющейся у вас компании. В любом случае для получения большинства льгот единственным владельцем льготной компании должна стать общественная организация инвалидов. То есть, если, например вы хотите получить льготы для уже действующего общества с ограниченной ответственностью, участником которого являетесь вы, то вам придется уступить вашу долю в уставном капитале общества организации инвалидов. Со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, а именно организации инвалидов перейдут все, причем весьма обширные, полномочия высшего органа вашего общества, в том числе право назначать новых должностных лиц, вносить изменения в учредительные документы, принимать решения о совершении крупных сделок.
В настоящее время многие организации инвалидов прекрасно осознают всю ту выгоду, которую может получить коммерческая структура от налоговых льгот, поэтому некоторые организации инвалидов готовы за определенное вознаграждение входить в состав участников хозяйственных обществ. Они при этом ничем не рискуют, ибо, как известно, законы об ООО и АО практически полностью устраняют ответственность участников (акционеров) по обязательствам общества - рискуете вы в случае злоупотреблений со стороны нового номинального владельца вашей компании своими полномочиями (пока нам не известны случаи таких злоупотреблений).
Имеются ли способы уменьшить риск таких злоупотреблений? Следует иметь в виду, что организации инвалидов объективно сами заинтересованы в том, чтобы их клиенты спали спокойно. Ведь это должно способствовать привлечению более широкой клиентуры на их услуги. Поэтому организации инвалидов зачастую по собственной инициативе предлагают составлять те или иные документы, которые могли бы защитить бизнесменов от вмешательства в их деятельность.
На практике составляется, как правило, два документа: договор доверительного управления долей и договор уступки доли.
Согласно договору доверительного управления все полномочия по управлению долей организации инвалидов в хозяйственном обществе передаются определенному лицу, которое выбираете вы. Этим лицом может быть индивидуальный предприниматель (в том числе вы, если вы зарегистрированы в таком качестве) или любая коммерческая организация. Все права участника хозяйственного общества на время действия договора переходят от организации инвалидов (учредителя доверительного управления) к доверительному управляющему. Важно, что в отличие от доверенности договор доверительного управления не может быть прекращен учредителем доверительного управления в любое время. Прекращению договора должно предшествовать уведомление, сделанное за определенный срок до прекращения. Гражданский кодекс по умолчанию предусматривает, что уведомление должно быть сделано за три месяца до прекращения договора доверительного управления, однако сторонам никто не мешает установить более длительный срок, например один год.
Следует также отметить относительную стабильность льгот, установленных для этой категории налогоплательщиков. Представители властных структур различного уровня, включая президента, в последнее время настойчиво говорят о необходимости сокращения налоговых льгот и создания равных условий для всех налогоплательщиков. Однако, судя по всему, инвалиды являются такой социальной группой, интересы которой не так просто принести в жертву налоговому равноправию. Весьма показательным в данном отношении являются соответствующие положения второй части налогового кодекса, вступающего в силу с 1 января 2001 г. Главами 21 Налог на добавленную стоимость и 25 Единый социальный налог имевшиеся ранее льготы не только сохранены, но и расширены. Так теперь их смогут получить любые, в том числе региональные, общественные организации инвалидов. Ранее же льготы по соответствующим налогам предоставлялись лишь общеРоссийским организациям.
Договор уступки доли подписывается организацией инвалидов без проставления даты и данных лица, приобретающего долю. В любой момент вы можете вписать в договор угодные вам данные, избавившись от нежелательного владельца вашей компании.
Другим условием предоставления большинства льгот является трудоустройство в вашу компанию определенного числа инвалидов, как правило, не менее 50 процентов от среднесписочной численности работников. Выполнение этого условия связано с определенными хлопотами, однако зачастую игра стоит свеч. Скорее всего, вокруг вас найдется немало людей, которые за умеренное вознаграждение согласятся формально трудоустроится в вашу компанию. Кроме того, многие организации инвалидов с радостью выступят в качестве посредника между вами и своими членами-инвалидами.
При найме инвалидов следует иметь в виду, что инвалид может быть признан трудоспособным, ограниченно трудоспособным или нетрудоспособным, что отражается в заключении МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии). Во избежание конфликта с Рострудинспекцией и фискальными органами работодателю следует исключить найм нетрудоспособных инвалидов и проявлять особую внимательность при найме ограниченно трудоспособных, назначая их на соответствующие должности.
Принимая на работу инвалидов, позаботьтесь о заключении письменных трудовых договоров и обязательно примите на хранение трудовые книжки новых работников. В случае проверки это поможет вам доказать, что инвалиды действительно трудятся в вашей компании. Не забывайте также, что отсутствие на предприятии трудового договора и трудовой книжки работника может повлечь наложение административного взыскания со стороны Рострудинспекции.
Перечисленными выше обстоятельствами сложности, связанные с использованием льготных компаний для целей минимизации налогообложения, по нашему мнению ограничиваются. Таким образом, на сегодняшний день льготные компании являются одним из наиболее привлекательных инструментов снижения налогового бремени, в особенности для малого бизнеса, где занято небольшое число работников.
Вот нашла. по общественным организацим инвалидов.
В соответствии с п. 3 ст. 381 Налогового кодекса РФ от уплаты налога на имущество освобождаются:
- общеРоссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общеРоссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общеРоссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ Об общественных объединениях (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) граждане имеют право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!