Льготы малому бизнесу в России
Инфо
Льготы для малого предпринимательства
Для субъектов малого предпринимательства законом декларируются государственная поддержка (создание программ поддержки, фондов) и различные льготы, но не конкретизируются. Конкретно они могут быть введены только законами субъектов РФ.
В настоящее время к льготам, предусмотренным для субъектов малого предпринимательства, можно отнести только возможность применения упрощенных процедур и форм отчетности.
Заметим, что до 1 января 2005 года субъектами малого предпринимательства могла применяться возможность применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, однако в настоящее время это отменено.
И еще раз - законами субъектов РФ могут быть введены дополнительные льготы и оказываться реальная поддержка малым предпринимателям.
Применение упрощенных процедур и форм отчетности
Федеральным законом предусматривается возможность применения упрощенных процедур и форм отчетности:
“Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения” (ст.5 закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”).
Упрощенная система налогообложения
До с 1 января 2003 года упрощенная система налогообложения могла применяться только субъектами малого предпринимательства, но с введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ упрощенная система может применяться и иными организациями.
Министерство финансов России рекомендует малым предприятиям с простым хозяйственным процессом производства, работающим в непроизводственной сфере, а также предприятиям, имеющим незначительное количество хозяйственных операций, занятым в производственной сфере, применение упрощенной системы.
Заметим, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании книги учета доходов и расходов, т.е.
Льгот по налогу на прибыль уже нет
Многие из предпринимателей знают, что малые предприятия, работающие в приоритетных сферах деятельности, освобождены от налога на прибыль в первые 2 года деятельности, а в последующие 2 года имеют льготы по этому налогу.
С 1 января 2002 года эта льгота отменена Федеральным законом от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах”, в ст.2 этого закона указывается:
“…предусмотренные пунктом 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 О налоге на прибыль предприятий и организаций льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены”.
Т.е. льготы по налогу на прибыль продолжают применяться теми малыми предприятиями, которым эта льгота уже предоставлена (до истечения срока действия льготы) и не может применяться новыми малыми предприятиями.
Процедура регистрации
Федеральный закон как бы обсуждает возможность упрощенной регистрации субъектов малого предпринимательства:
“Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации” (ст.4 закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”), - но действующим законодательством такой упрощенный порядок регистрации не предусмотрен.
Однако субъектами РФ могут быть установлены льготы и по данному вопросу - так, в Москве предусмотрен особый порядок регистрации малых предприятий, разрешающий осуществлять государственную регистрацию малых предприятий по домашнему адресу одного из учредителей.
Малое предприятие и малый бизнес
Понятие и признаки малого предприятия
На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ (далее - Закон № 209-ФЗ) субъектами малого предпринимательства являются:
коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий)
крестьянские (фермерские) хозяйства.
Указанные субъекты должны соответствовать всем критериям, указанным в п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Речь идет о трех критериях, касающихся:
состава учредителей (собственников, участников) и доли их участия в уставном капитале (пп. 1 п. 1 ст. 4)
средней численности работников (пп. 2 п. 1 ст. 4)
выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (пп. 3 п. 1 ст. 4).
Таким образом, под малым предприятием в соответствии с пунтом 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ считаются организации и ИП, одновременно отвчающие следующим условиям:
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. доля в уставном капитале которого государства, фонда (за исключением акционерных или закрытых паевых инвестиционных), иностранца, иностранной фирмы, либо юридического лица, не являющегося субьектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% от общей суммы уставного капитала. Ограничение не касается предприятий, внедряющих инновации, исключительные права на которые принадлежат хозяевам таких предприятий - бюджетным научным институтам, центрам, бюро и пр. бюджетным ВУЗам, учреждениям Академии наук РФ.
Средняя численность работников предприятия за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.
Выручка за предшествующий календарный год (без НДС ) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества, имевшего первоначальную стоимость свыше 10 тыс. рублей и нематериальных активов) не превышает 400 млн рублей.
Первый критерий применяется только в отношении организаций. В их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан. общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).
Если в составе участников общества есть одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, то доля их участия не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Эта норма применяется при условии, что исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат следующим учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:
бюджетным научным учреждениям
научным учреждениям, созданным государственными академиями наук
бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования
образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук.
Важно . в отношении участников общества - физических лиц или юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, ограничений по доле их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации Законом № 209-ФЗ не установлено.
Второй критерий . Средняя численность работников организации определяется за предшествующий календарный год. В организации малого бизнеса эта величина не должна превышать 100 человек включительно. Данный показатель определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе тех, кто работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (п. 6 ст. 4). Порядок расчета средней численности работников малого предприятия изложен в Приказе Росстата от 31.12.2009 № 335.
Третий критерий . Согласно пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) формируется без учета НДС. Выручка определяется за предшествующий календарный год по данным налогового учета. Для малых предприятий предельное значение этого показателя составляет 400 млн руб. Данное ограничение установлено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.
В показатель балансовой стоимости активов включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Указанные сведения определяются по данным бухучета за предшествующий календарный год (пп. 3 п. 1 и п. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Предельные значения этого показателя Правительством РФ не установлены. Поэтому данный критерий при определении статуса малого предприятия не применяется.
Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус, только если у него превышены предельные значения по второму и (или) третьему критериям в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Основанием является п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Статус субъекта малого предпринимательства:
можно приобрести, если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим
не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете
специально регистрировать нигде не надо.
Критерии микропредприятия и среднего предприятия
Налоговые льготы, предусмотренные для малых предприятий.
Малые предприятия составляют отдельную группу, которая пользуется особыми льготами при уплате налога на прибыль. Одна из льгот по налогу на прибыль предусмотрена только для тех из них, которые производят и одновременно перерабатывают сельско-хозяйственную продукцию, производят продовольственные товары, товары народного потребления, строительные материалы, медицинскую технику, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также строят объекты жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) .
Льгота заключается в том, что эти малые предприятия не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы, при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). В третий и четвертый год работы они уплачивают налог в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). При этом в общую сумму выручки не включается выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества, и доходы, имеющие особый порядок налогообложения (например, дивиденды по акциям, проценты по облигациям). Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, в том числе созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Другая льгота заключается в том, что при определении налогооблагаемой прибыли малого предприятия из нее исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии.
Малые предприятия могут иметь льготы при осуществлении некоторых видов деятельности, выпускающие отдельные товары, в общем порядке. Например, по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, на благотворительные взносы. Малые предприятия могут иметь также льготы по налогу на прибыль в общем порядке при наличии работающих в них инвалидов. Если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, то ставка налога на прибыль понижается на 50%.
При определении прав на указанные льготы в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники, включая работающих по совместительству, а также не состоящих в штате работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Малые предприятия могут иметь льготы по НДС, если они выпускают товары, освобожденные от него. Кроме того, они освобождаются от НДС по лизинговым сделкам в полном объеме.
Малые предприятия могут быть в числе тех, которые освобождены от уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, например, если более 70% общего объема реализации составляют работы по реконструкции и капитальному ремонту жилого фонда.
По остальным группам налогов и акцизов малые предприятия не имеют специальных льгот. К льготам, не связанным с налогообложением, относится право, которое имеют малые предприятия как субъекты малого предпринимательства, в отношении ускоренной амортизации основных производственных фондов.
Льготы предпринимателям
Для ускорения процессов развития малого бизнеса в нашей стране Правительство Российской Федерации утверждает разнообразные льготы предпринимателям . Прежде всего, была существенно упрощена процедура регистрации предприятий, благодаря чему частные предприниматели могут потратить намного меньше времени для того, чтобы работать в легальном бизнесе.
Второй крупной льготой для предпринимателей стало создание упрощенной системы налогообложения, что позволило многим компаниям избавиться от многочисленных отчетов и платить налоги по меньшей ставке.
Льготы предпринимателям могут выражаться в том, что в некоторых регионах частные предприятия, занимающиеся определенным видом бизнеса, могут быть освобождены от местных налогов. Таким образом, местные власти стараются стимулировать развитие малого бизнеса, например, в строительной или пищевой промышленности.
Сингапур предоставит малому бизнесу налоговые льготы
18 февраля министр финансов Тарман Шанмугаратнам обнародовал бюджет Сингапура на 2011-2012 финансовый год и объявил о налоговых льготах для населения и бизнеса на общую сумму в 13 млрд. сингапурских долларов (SGD).
Долгосрочной целью правительства является повышение прибыли на 30% в течение следующих 10 лет за счет роста экономики и оказания помощи бизнесу по инвестированию, не прекращая внедрять меры по расширению поддержки жителей Сингапура с низким и средним доходом.
Среди льгот, предоставленных малому и среднему бизнесу, наибольший интерес представляют следующие:
1) Налоговые льготы на корпоративный налог: с 2011 года компании смогут на выбор воспользоваться одной из следующих льгот:
2) Схема кредитования компаний, занимающихся производственной и инновационной деятельностью. По указанному направлению предусмотрено два варианта:
Компании имели возможность воспользоваться вычетом по расходам еще в 2010 году, а с этого года предусматривается расширение перечня расходов и увеличение размера вычета. Например, за период с 2011 по 2015 гг. компаниям будет предоставляться 400% вычет по каждому расходу, предусмотренному в перечне, - вместо 100% или 150% вычета. При этом общая сумма вычетов по каждому виду расходов не может превышать за 2011 и 2012 гг. 800 000 сингапурских долларов за 2013 - 2015 гг. - 1 200 000 сингапурских долларов.
Малые и средние предприятия вместо вычета могут воспользоваться денежными выплатами путем конвертации расходов. Предоставляется возможность конвертировать до 100 000 SGD от общей суммы расходов по всем их видам по ставке 30%. Это означает, что максимальная сумма к выплате составит 30 000 SGD в год. Указанная льгота будет действовать в течение 3 лет, то есть с 2011 по 2013 гг.
За 2011 и 2012 гг. компании могут конвертировать в наличные деньги сумму расходов, не превышающую 200 000 SGD, следовательно, общая сумма выплат может составить до 60 000 SGD (200 000 SGD х 30%), за 2013 г. максимальная сумма составит 30 000 SGD (100 000 SGD х 30%).
3) Налоговый кредит на иностранный доход
В Сингапуре действует широкая сеть соглашений об избежании двойного налогообложения с различными странами. Но даже при отсутствии соглашения можно исключить двойное налогообложение, воспользовавшись налоговым кредитом, предоставляемым в одностороннем порядке. Налоговый кредит на иностранный доход позволяет налоговым резидентам Сингапура поставить к зачету налог, уплаченный на территории другого государства по тому же виду налога.
С 2009 года кредит начали предоставлять на все виды доходов, полученных от иностранного источника и переведенных в Сингапур сингапурскими налоговыми резидентами. С 2012 года предлагается ввести объединенное кредитование иностранных налогов. Согласно новой системе кредит будет рассчитываться на общую сумму доходов, полученных из зарубежа, без разделения по странам и видам доходов.
Как указал министр финансов, Сингапур движется к получению статуса такой юрисдикции, которая станет лучшим выбором для мировых компаний в Азии. а также неким трамплином для азиатских предпринимателей, стремящихся к глобализации. Например, с 1 апреля 2011 года для банков, финансовых компаний и инвестиционных банков будут применяться нововведения в отношении режима освобождения от уплаты налога у источника. С 1 июля 2011 года будут упорядочены и расширены существующие морские льготы. Помимо этого будут представлены и новые налоговые льготы, такие, как освобождение от налога у источника по выплатам процентов по кредитам для строительства или покупки судов. Данные нововведения направлены на усиление поддержки международных морских операторов и поощрение роста услуг, связанных с сектором по обслуживанию судов в Сингапуре.
Все эти изменения в очередной раз доказывают, что азиатский регион вызывает интерес со стороны инвесторов, привлекая развитой рыночной экономикой, благоприятным инвестиционным климатом, стабильной валютой, большой концентрацией банков и других финансово-кредитных учреждений, а самое главное - либеральной системой налогообложения.
Источник: Сoncept consulting Ltd.
Малое и среднее предпринимательство:
правовое положение, субсидии, льготы
Опубликовано: 29.11.2013
Структура сборника
В настоящее время развитие сектора малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений совершенствования рыночной экономики. При этом государственная политика строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.
Федеральным законом от 23.07.2013 № 238-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Поправки убирают некоторые ограничения для признания организаций предприятиями малого и среднего бизнеса и вступают в силу с октября 2013 года.
Отметим некоторые положительные моменты отнесения организации к малым предприятиям:
Вопрос оказания государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса был и остается актуальным. В настоящее время, как на федеральном, так и на региональных уровнях принято множество программ, которые, в свою очередь, предусматривают предоставление различного рода субсидий коммерческим организациям.
Так, например, субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета г. Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.06.2012 № 254-ПП предоставляются субсидии в целях возмещения затрат:
В сборнике прописаны условия для получения субсидий, а также требования к компаниям, планирующим их получить. Кроме того, сборник содержит порядок отражения субсидий в бухгалтерском и налоговом учете.
«Расширен перечень юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства»
Вносимые с октября 2013 года изменения в Закон о развитии малого и среднего предпринимательства убирают некоторые ограничения для признания организаций предприятиями малого и среднего бизнеса (Федеральный закон от 23.07.2013 № 238-ФЗ).
К примеру, если сейчас статус малого/среднего предприятия не могут иметь организации, у которых более 25% уставного капитала принадлежит иностранным гражданам, то с октября 2013 года это больше не будет ограничением.
Также не будут учитываться при расчете 25%-ного ограничительного критерия:
Организации, созданные такими «правильными» учредителями, смогут использовать все льготы, предусмотренные для малого и среднего бизнеса. А также получат доступ к мерам господдержки, предусмотренным для него.
«Депутаты предлагают ограничить процентную ставку по кредитам для субъектов малого и среднего бизнеса»
В Госдуму внесен законопроект № 364791-6, предусматривающий ограничение процентной ставки по бюджетным кредитам, выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства на цели модернизации производства.
Предполагается, что данная ставка не должна превышать процентной ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 3 пункта. То есть, учитывая, что ставка рефинансирования составляет в настоящее время 8,25%, максимально возможная процентная ставка по целевым кредитам для субъектов малого и среднего бизнеса будет составлять 11,25% годовых.
Также законопроектом предусматривается введение такого вида поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как бюджетный кредит, порядок и основания предоставления которого должны содержаться в федеральных, региональных или муниципальных программах развития указанных субъектов. Бюджетный кредит является возмездным и предусматривает возврат полученной суммы и уплаты процентов за нее со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предполагается, что принятие законопроекта позволит снизить финансовую нагрузку на субъекты малого и среднего бизнеса при получении и погашении целевых кредитов на модернизацию производства, а также пополнить бюджеты соответствующих уровней.
«У заказчиков по Закону № 223-ФЗ может возникнуть обязанность по закупке части товаров у субъектов малого и среднего предпринимательства» (группа закладок «Меры поддержки государством субъектов малого и среднего предпринимательства» / «Государственная поддержка малого и среднего бизнеса»)
У компаний с госучастием, естественных монополий и иных заказчиков, которые осуществляют закупки на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, может появиться обязанность приобретать часть товаров (работ, услуг) у субъектов малого и среднего предпринимательства. Такое предложение содержится в разработанном Минэкономразвития России проекте постановления Правительства РФ.
В Проекте указан минимальный объем таких закупок. С каждым годом этот объем планируется постепенно увеличивать. В 2014 г. он составит 10 процентов совокупного годового объема договоров, заключенных заказчиками, в 2015 и 2016 гг. - 18 процентов, а с 2017 г. - 25 процентов.
Специальной ответственности за несоблюдение заказчиком рассматриваемой обязанности ни в Проекте, ни в действующем законодательстве не содержится. Однако если ФАС России обнаружит нарушение указанных требований, она может вынести предписание о его устранении. За неисполнение предписания на заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 до 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Если закон будет принят, то данные поправки несомненно пойдут на пользу малому и среднему бизнесу.
«Продлен срок, в течение которого малые и средние предприятия могут на приоритетных началах выкупить недвижимость, арендуемую у региональных и муниципальных властей»
Федеральным законом от 02.07.2013 № 144-ФЗ продлен срок (до 1 июля 2015 года), в течение которого малые и средние предприятия могут на приоритетных началах выкупить недвижимость, арендуемую у региональных и муниципальных властей. Кроме того, значительно упростились условия такого выкупа. В частности:
В налоговом законодательстве отсутствует понятие малых предприятий. Однако есть некоторые общие льготные условия для таких предприятий: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам.
Плюсы и минусы отдельных режимов налогообложения поможет оценить эта закладка
Субъекты малого и среднего бизнеса получат существенные льготы
Представители среднего и малого бизнеса, которые платят упрощенный налог и не заняты в сфере финансов и торговли, не будут оплачивать дополнительные страховые взносы для высоких зарплат. Президент Российской Федерации, Дмитрий Медведев, дал задание своему правительству разработать проект снижения страховых выплат предпринимателей с 34% до 30%. Предприниматели, которые задействованы в социальной и производственной сферах получат снижение с 26% до 20%. На подтверждение сего факта, недавно был обнародован документ «Основные направления налоговой политики России на 2012-й год и на плановый 2013-3 и 2014-й года».
Еще ранее, Алексей Кудрин отмечал, что выпадающие доходы бюджета уменьшатся на 155 млрд. рублей при введении 10-ти процентной ставки для предприятий. С 2013 года эта ставка в 10% будет иметь силу только на заработные платы, начиная с 567 тысяч рублей. Эксперты опасаются, что повышение взносов могут плохо сказаться на предприятиях, где уровень средней зарплаты выше. От таких нововведений могут пострадать и представители малого бизнеса.
Те предприниматели, которые платят налоги по упрощенной схеме, то тариф для них будет равняться 20-ти процентам. Максимальный размер выплат в грядущем году, по которому налоги будут взиматься не по основной ставке, а по ставке в 10%, составит порядка 512 тыс. рублей.
Вам срочно нужны деньги? Выгодная ипотека в банке Дельта кредит приятно вас удивит.
Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес очень чувствителен к изменениям условий налогообложения. Для смягчения налоговой нагрузки и предупреждения оттока инвестиций из этого сектора экономики принят ряд важных законодательных актов.
Налог в рассрочку
Федеральный закон РФ от 7 марта 2011 года № 23-ФЗ направлен на повышение эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на совершенствование налогообложения деятельности указанных субъектов, осуществляемой за счет предоставленных субсидий. Опираясь на основные положения закона О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, новый документ регламентирует особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, получаемых малыми и средними предприятиями и предпринимателями. Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с начала текущего года.
Субсидии и бюджетные инвестиции, получаемые субъектами малого и среднего предпринимательства, носят безвозмездный и безвозвратный характер. Однако зачастую они подпадают под излишнее налогообложение в силу того, что поступают и расходуются в разные налоговые периоды. В соответствии с НК РФ предприятия малого и среднего бизнеса в течение двух лет имеют право не уплачивать налог на прибыль с суммы государственной дотации при условии, что успеют израсходовать полученные деньги полностью. А образовавшийся остаток средств им приходится учитывать как доход при расчете налога на прибыль.
Теперь Закон дополнен пунктом, что такие средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма указанных полученных средств превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет государственных субсидий, то налогом на прибыль будет облагаться лишь разница между ними. Это нововведение позволит малому и среднему бизнесу не начислять и не уплачивать налог на доходы физических лиц, сельскохозяйственный налог и налог при упрощенной системе налогообложения в ситуациях, когда поступление дотации и ее расходование выпадает на разные налоговые периоды.
Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества, когда средства отображаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению этого имущества.
Пониженные страховые тарифы
В конце прошлого года был принят ряд новых законов, вносящих изменения и дополнения в Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года. Это федеральные законы № 272-ФЗ от 16 октября, № 339-ФЗ от 8 декабря и № 432-ФЗ от 28 декабря 2010 года, которыми установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий налогоплательщиков.
Первая категория - это субъекты малого бизнеса, соблюдающие ряд условий:
1. Применение упрощенной системы налогообложения. Внимание: для плательщиков единого налога на вмененный доход в 2011 году льгот не предусмотрено.
2. Основной вид деятельности субъекта малого предпринимательства должен быть включен в приведенный Законом перечень (пп.8 п.1 ст.58 Закона № 212-ФЗ). Всего перечень содержит 36 позиций (производство пищевых продуктов, машин и оборудования, швейное и текстильное производство, образование, строительство, здравоохранение, предоставление социальных услуг, деятельность спортивных объектов и т.д.)
3. Доля доходов от основного вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ на основании данных, отображаемых в Книге доходов и расходов по УСН.
Напомним, что совокупный размер страховых взносов в 2011-2012 годах для них составляет 26%, в том числе ПФР - 18%, ФСС РФ - 2,9%, ФФОМС - 3,1% (2011 год) и 5,1% (2012 год), ТФОМС - 2% (2011 год) и 0% (2012 год).
В соответствии с Законом подтверждение основного вида экономической деятельности для получения права на использование пониженных страховых тарифов осуществляется в порядке, установленном Минздравсоцразвития России, приказом № 54н от 30 января 2011 года которого внесены изменения в форму расчета по страховым взносам, вступающую в силу с отчетности за первый квартал текущего года.
Таким образом, документами для обоснования перед контролирующими органами права на получение пониженных страховых тарифов являются:
- уведомление о возможности применения УСН или Патент на право применения УСН
- информационное письмо об учете в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, где указан статистический код по ОКВЭД
- Книга учета доходов и расходов по УСН, в которой формулировка записи о полученных доходах позволяет однозначно относить данную операцию к основному или вспомогательному виду осуществляемой деятельности.
Следующая категория налогоплательщиков, имеющая право на льготные тарифы - это организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны) в соответствии с п.6 ч.1 ст.58 Федерального закона № 212-ФЗ. Их совокупный страховой тариф в текущем году составит 14% (ПФР - 8% (2% и 6%), ФСС РФ - 2%, ФФОМС - 2%, ТФОМС - 2%). Для применения льготных тарифов IT-компании должны иметь документ, подтверждающий государственную аккредитацию в области информационных технологий их доход от основной деятельности за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на пониженные тарифы, составляет не менее 90% общей суммы доходов средняя численность не менее 50 человек.

Заключительная категория льготников - это Российские организации и предприниматели, осуществляющие производство, выпуск в эфир и (или) издание средств массовой информации, за исключением рекламных и эротических информационных продуктов, в том числе в электронном виде в соответствии с п.7 ч.1 ст. 58 федерального закона № 212-ФЗ. Их совокупный тариф в текущем году составит 26%, как и у страхователей, применяющих упрощенную систему налогообложения, но в иной разбивке по фондам: ПФР - 20% (14% и 6%), ФСС РФ - 2,9%, ФФОМС - 1, 1%, ТФОМС - 2%. Такие страхователи могут утратить право на льготы, если будут исключены из реестра организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере СМИ, или изменят вид своей экономической деятельности.
Индивидуальные предприниматели имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов лишь в отношении выплат, осуществляемых ими в пользу наемных работников, поскольку установленные Законом льготные тарифы прописаны только для работодателей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2011 года № 238 определена стоимость страхового года на текущий год, которая рассчитывается исходя из тарифов стразовых взносов на обязательное страхование и минимального размера оплаты труда, установленного на 1 января 2011 года.
Так, годовой взнос в ПФР для индивидуального предпринимателя составит 13509 рублей 60 копеек, в ФФОМС - 1610 рублей 76 копеек, в ТФОМС - 1039 рублей 20 копеек. Общая налоговая нагрузка в этом году будет 16159 рублей 56 копеек. В зависимости от года рождения предпринимателя страховой взнос в ПФР начисляется полностью на страховую часть (для лиц 1966 года рождения и старше) или разделяется на 20% страховой и 6% накопительной части (для лиц 1967 года рождения и моложе).

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагает продлить льготные ставки по страховым взносам для малого бизнеса до 2020 года и рассмотреть вопрос распространения пониженных тарифов на более широкий круг секторов малого предпринимательства. В свою очередь президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что правительство обсуждает возможность изменения налоговых ставок для малого и среднего бизнеса. По ставкам для бизнеса, включая малый и средний бизнес, сейчас правительство работает. Здесь, конечно, требуются отдельные решения с учетом текущей экономической ситуации, но, тем не менее, отдельные и выделенные решения.
Новации по ЕНВД
Федеральным законом от 7 марта 2011 года № 25-ФЗ внесены изменения в ст. 346.29 части второй НК РФ: в отношении предпринимательской деятельности реализация товаров с использованием торговых автоматов установлена базовая доходность в размере 4500 рублей в месяц. Аналогичный размер базовой доходности применяется в отношении развозной и разносной розничной торговли. Изменения вступят в силу с 1 июля 2011 года.
В связи с этим ФНС России в письме от 23 марта 2011 года № КЕ-4-3/4541@ напоминает, что с третьего квартала этого года плательщики ЕНВД, осуществляющие реализацию товаров с использованием торговых автоматов, должны исчислять сумму налога в соответствии с новыми правилами. Отмечено, что применяемый ранее указанными налогоплательщиками физический показатель торговое место теперь не относится к данному виду предпринимательской деятельности.
В письме Минфина РФ от 11 февраля 2011 года № 03-11-09/6 даны рекомендации по применению коэффициента-дефлятора К1, необходимого для расчета налоговой базы по ЕНВД. В 2011 году следует применять коэффициент-дефлятор в размере, равном 1,372.
Поддержка МСБ: федеральный уровень
В рамках государственной поддержки малого и среднего бизнеса начинающий предприниматель может получить 300 тысяч рублей, предприятие малых форм - 750 тысяч рублей на собственные нужды, средний бизнес - от 1 миллиона до 2,5 миллионов рублей, поддержка в сфере ЖКХ - до 5 миллионов рублей, на участие в выставках - до 1 миллиона рублей, на создание инновационных продуктов - до 10 миллионов рублей. Для получения субсидии индивидуальный предприниматель обязан предоставить бизнес-план и способы освоения им потенциальных денежных средств. Субсидии не выдаются предпринимателям, занятым в сфере недвижимости, сдающим в прокат автомобили или бытовую технику. Если после выдачи субсидии обнаружится нецелевой порядок ее расходования, полученные от государства средства в полном размере до 300 тысяч рублей придется возвратить.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!