Налоговый кодекс льготы по налогу имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ) Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ.
Налог на имущество физических лиц ( гл. 32 НК РФ)
Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ
1. Уточнен перечень имущества, признаваемого объектом
обложения налогом на имущество физлиц
С 1 января 2015 г. как и прежде, налогоплательщиками признаются физлица - собственники имущества, являющегося объектом обложения (ст. 400 НК РФ). К такому имуществу относятся жилые дома, (в том числе жилые строения, расположенные, например, на дачных участках (п. 2 ст. 401 НК РФ)), жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи и иные здания, строения, сооружения и помещения. Кроме того, с указанной даты в качестве объектов налогообложения выступают машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства (п. 1 ст. 401 НК РФ). При этом имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с п. 3 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения не признается.
С указанной даты Закон о налоге на имущество физлиц утратил силу, а в Налоговый кодекс РФ добавлена новая гл. 32 Налог на имущество физических лиц.
2. База по налогу на имущество физлиц определяется
исходя из кадастровой стоимости
С 1 января 2015 г. кардинально изменился порядок определения базы по налогу на имущество физлиц. Она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.
До 1 января 2020 г. законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ будет обязан установить единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта (абз. 3 п. 1 ст. 402 НК РФ). До этого момента для исчисления налога согласно п. 2 ст. 402 НК РФ используется инвентаризационная стоимость. Исключение составляют объекты (пп. 1 и 2 п. 1. п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости.
Если в соответствии с решением законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ применяется новый порядок, то налоговая база по объектам недвижимого имущества определяется как его кадастровая стоимость, указанная в госкадастре по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом (п. 1 ст. 403 НК РФ). Базой по налогу на имущество физлиц для объекта, который образован в течение календарного года, признается его кадастровая стоимость на дату постановки на государственный кадастровый учет (абз. 1 п. 2 ст. 403 НК РФ).
Порядок расчета налога на имущество физлиц в случае возникновения (прекращения) права собственности на объект в течение календарного года предусмотрен в п. 5 ст. 408 НК РФ. В указанных ситуациях при исчислении суммы налога применяется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности физлица, к 12 (количество месяцев налогового периода). При этом имеет значение, когда возникло (прекратилось) право собственности на объект: до 15-го числа месяца включительно или после.
Введен также порядок расчета налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта в случае, если она изменяется (п. 2 ст. 403 НК РФ). По общему правилу изменение кадастровой стоимости в течение календарного года не учитывается при расчете суммы налога к уплате. Исключение составляют два случая:
- исправлена техническая ошибка, допущенная Росреестром. Измененная кадастровая стоимость применяется начиная с периода, в котором такая ошибка была допущена (абз. 3 п. 2 ст. 403 НК РФ). Соответственно, налог за все периоды, в которых при исчислении суммы к уплате в бюджет использовалась ошибочная кадастровая стоимость объекта налогообложения, может быть пересчитан
- кадастровая стоимость изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Измененная величина учитывается при расчете налоговой базы начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 4 п. 2 ст. 403 НК РФ). Следовательно, при установлении комиссией или судом кадастровой стоимости в размере рыночной налог может быть пересчитан только за периоды начиная с периода подачи заявления об оспаривании.
Следует также отметить, что при определении налоговой базы применяются вычеты, установленные в п. п. 3 - 6 ст. 403 НК РФ. Например, при расчете базы в отношении квартиры ее кадастровая стоимость уменьшается на кадастровую стоимость 20 кв. м общей площади этого жилья, в отношении жилого дома - 50 кв. м общей площади, в отношении комнаты - 10 кв. м ее площади. При определении налоговой базы кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), уменьшается на 1 млн руб. Названные вычеты могут быть увеличены представительными органами муниципальных образований, а в городах федерального значения - законодательными (представительными) органами госвласти.
Кроме того, в течение четырех налоговых периодов с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов сумма налога к уплате будет рассчитываться по специальной формуле, указанной в п. 8 ст. 408 НК РФ. При этом такая формула не применяется при исчислении налога на имущество физлиц в отношении объектов, поименованных в п. 3 ст. 402 НК РФ, т.е. объектов (пп. 1 и 2 п. 1. п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости. К этим объектам относятся, например, торговые или административно-деловые центры и помещения в них либо объекты, которые образованы в результате раздела данных центров.
3. Установлены максимальные значения ставок налога
на имущество физлиц при определении базы исходя
из кадастровой стоимости имущества
В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество физлиц устанавливаются нормативными правовыми актами органов муниципальных образований (законами городов федерального значения). В отношении объектов, налоговая база по которым определяется исходя из их кадастровой стоимости, ставки не могут превышать значений, указанных в п. 2 ст. 406 НК РФ:
- 0,1 процента - для жилых домов и помещений, объектов незавершенного строительства (если проектируемое назначение объекта - жилой дом), единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы с одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, а также хозпостроек или строений площадью не более 50 кв м. на дачных (садовых, огороднических) участках и участках, предоставленных для ИЖС либо для ведения личного подсобного хозяйства. Нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) данная ставка может быть уменьшена до нуля или увеличена, но не более чем в 3 раза (п. 3 ст. 406 НК РФ)
- 2 процента - для недвижимости с кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. и объектов (пп. 1 и 2 п. 1. п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости (например, торговых или административных центров и помещений в них), а также объектов, образованных, в частности, в результате раздела недвижимости, поименованной в этом перечне
- 0,5 процентов - для всех прочих объектов налогообложения.
Согласно п. 5 ст. 406 НК РФ все названные ставки могут быть дифференцированы на местном уровне в зависимости от определенных оснований (например, кадастровой стоимости объекта, его вида или места нахождения).
Если представительные органы власти муниципальных образований (законодательные (представительные) органы городов федерального значения) не определили налоговые ставки для расчета налога исходя из кадастровой стоимости объекта, применяются установленные Налоговым кодексом РФ величины (пп. 1 п. 6 ст. 406 НК РФ).
Для объектов, в отношении которых налоговая база пока по-прежнему определяется как инвентаризационная стоимость, налоговые ставки не меняются по сравнению с предусмотренными Законом о налоге на имущество физлиц (п. 4 ст. 406 НК РФ, п. 1 ст. 3 Закона о налоге на имущество физлиц).
4. Скорректирован порядок предоставления льгот
по налогу на имущество физлиц
Перечень льготных категорий граждан не претерпел существенных изменений по сравнению с перечнем, который содержался в Законе о налоге на имущество физлиц (п. 1 ст. 407 НК РФ, ст. 4 Закона о налоге на имущество физлиц). В соответствии с п. 2 ст. 407 НК РФ размер льготы равен сумме налога, подлежащей уплате в бюджет в отношении объекта налогообложения, который находится в собственности лица и не используется в предпринимательской деятельности. По сути, речь идет об освобождении от уплаты налога.
Независимо от количества оснований льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика (п. п. 3 и 4 ст. 407 НК РФ). Кроме того, на местном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы, а также основания и порядок их применения (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 407 НК РФ льгота не предоставляется в отношении объектов, кадастровая стоимость которых более 300 млн руб. и объектов (пп. 1 и 2 п. 1. п. п. 7 и 10 ст. 378.2 НК РФ), налоговая база по которым в соответствии с законом субъекта РФ определяется исключительно на основании их кадастровой стоимости (например, торговых или административных центров и помещений в них), а также объектов, образованных, в частности, в результате раздела недвижимости, указанной в таком перечне.
Документы, подтверждающие право на льготу, и заявление на предоставление льготы налогоплательщик вправе подать в инспекцию по своему выбору (п. 6 ст. 407 НК РФ). Если физлицу уже предоставлялась льгота в соответствии с Законом о налоге на имущество физлиц, оно вправе не подавать документы и заявление повторно (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ). Кроме того, если физлицо, имеющее право на льготу, является собственником нескольких объектов налогообложения одного вида (например, двух квартир), это лицо до 1 ноября налогового периода, начиная с которого в отношении объектов применяется льгота, представляет заявление. В нем указывается объект, в отношении которого будет применяться льгота. При отсутствии такого заявления освобождение предоставляется в отношении объекта с максимальной суммой налога к уплате (п. 7 ст. 407 НК РФ).
5. Изменен срок уплаты физлицами налога на имущество
По действовавшим до 1 января 2015 г. правилам налог на имущество физических лиц перечислялся не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен (п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). С указанной даты срок уплаты этого налога изменился: его необходимо будет перечислять не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).
Аналогичный предельный срок установлен для уплаты физлицами транспортного и земельного налогов.
Выводы
С 1 января 2015 г.:
- база по налогу на имущество физлиц определяется как кадастровая стоимость объекта при условии, что законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ принял решение об установлении единой даты начала применения на территории субъекта РФ нового порядка исчисления налога (абз. 3 п. 1 ст. 402. п. 1 ст. 403 НК РФ)
- налог на имущество, право собственности на которое возникло (прекратилось) у физлица в течение календарного года, рассчитывается с учетом коэффициента, определенного исходя из количества полных месяцев нахождения имущества в собственности (п. 5 ст. 408 НК РФ)
- представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы городов федерального значения) устанавливают налоговые ставки для расчета налога исходя из кадастровой стоимости объекта. Их размер по общему правилу не должен превышать определенных в Налоговом кодексе РФ величин (п. п. 1 и 2 ст. 406 НК РФ)
- в качестве объектов обложения налогом на имущество физлиц выделены машино-место, объект незавершенного строительства и единый недвижимый комплекс (п. 1 ст. 401 НК РФ)
- независимо от количества оснований льгота по налогу на имущество физлиц предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика (п. п. 3 и 4 ст. 407 НК РФ)
- при расчете базы по налогу на имущество физлиц в отношении квартиры, комнаты, жилого дома и единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), применяются вычеты (п. п. 3 - 6 ст. 403 НК РФ)
- физлица должны уплачивать налог на имущество не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ)
- кадастровая стоимость, измененная вследствие исправления технической ошибки, которая была допущена Росреестром, в целях исчисления налога на имущество физлиц применяется начиная с периода, когда была допущена указанная ошибка (абз. 3 п. 2 ст. 403 НК РФ)
- кадастровая стоимость, измененная на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или на основании решения суда, учитывается при расчете налога на имущество физлиц начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр (абз. 4 п. 2 ст. 403 НК РФ).
КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года <КонсультантПлюс>
СОВЕТ САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. ВОЛОГДЫ
РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 1999 г. N 261
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТАВОК ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
(в ред. решений Вологодской городской Думы
от 23.11.2000 N 218. от 17.10.2002 N 519 ,
от 19.06.2003 N 646. от 19.06.2003 N 647 ,
от 24.06.2004 N 81. от 28.10.2004 N 147 ,
от 24.11.2005 N 335. от 29.05.2009 N 52 ,
от 31.05.2010 N 358. от 29.10.2012 N 1344 ,
от 31.10.2013 N 1857 )
На основании части первой Налогового кодекса Российской Федерации, статей 3. 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 О налогах на имущество физических лиц, статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, статьи 31 Устава муниципального образования Город Вологда Вологодская городская Дума решила:
(преамбула в ред. решения Вологодской городской Думы от 29.10.2012 N 1344)
1. Установить ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объектов налогообложения в следующих размерах:
Предоставляется льгота по налогу на имущество физических лиц
Правомерно ли начислен налог на имущество на супругу индивидуального предпринимателя в данной ситуации:
Уважаемая Елена.
Ст. 346.11 НК РФ
3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Если в документах на право собственности числится именно сам ИП, а не супруга, то начисление неправомерно.
Главная
Текущий 33 номер
Номера 2009 года:
Январь 2009 № 1
Январь 2009 № 2
Январь 2009 № 3
Февраль 2009 № 4
Февраль 2009 № 5

Февраль 2009 № 6
Февраль 2009 № 7
Март 2009 № 8
Март 2009 № 9
Март 2009 № 10
Март 2009 № 11
Апрель 2009 № 12
Апрель 2009 № 13
Апрель 2009 № 14
Апрель 2009 № 15
Апрель 2009 № 16
Май 2009 № 17
Май 2009 № 18
Май 2009 № 19
Май 2009 № 20
Июнь 2009 № 21
Июнь 2009 № 22
Июнь 2009 № 23
Июнь 2009 № 24
Июль 2009 № 25
Июль 2009 № 26
Июль 2009 № 27
Июль 2009 № 28
Июль 2009 № 29
Август 2009 № 30
Август 2009 № 31
Август 2009 № 32
Август 2009 № 33
Сентябрь 2009 № 34
Сентябрь 2009 № 35
Сентябрь 2009 № 36
Сентябрь 2009 № 37
Октябрь 2009 № 38
Октябрь 2009 № 39
Октябрь 2009 № 40
Октябрь 2009 № 41
Октябрь 2009 № 42
Ноябрь 2009 № 43
О налоговых вычетах и льготах по налогу на имущество физлиц
28.01.15, 06:32 Печать
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации о применении налоговых преференций по налогу на имущество физических лиц письмом от 11 декабря 2014 г. N 03-05-06-01/63806 сообщает следующее.
В связи с принятием Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" предусматривается включение в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) новой главы 32 "Налог на имущество физических лиц".
Целью введения нового налога на имущество физических лиц является не повышение налоговой нагрузки на граждан, а переход к более справедливому налогообложению.
В связи с этим Налоговым кодексом предусмотрены обязательные на всей территории Российской Федерации меры социальной защиты населения.
Так, статьей 403 Налогового кодекса предусмотрены налоговые вычеты, которые применяются в отношении всех объектов жилого назначения. Например, в отношении квартиры применяется налоговый вычет в размере 20 квадратных метров общей площади квартиры.
В целях обеспечения равенства и справедливости налогообложения такой налоговый вычет будет применяться в целом к объекту недвижимого имущества вне зависимости от количества собственников этого имущества (или проживающих в нем лиц).
Установленные статьей 403 Налогового кодекса размеры налоговых вычетов являются минимальными и могут быть увеличены представительными органами муниципальных образований.
Кроме того, статьей 407 Налогового кодекса определены категории лиц, имеющих право на налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц, и порядок их применения.
Дополнительные налоговые льготы также могут быть предоставлены представительными органами муниципальных образований.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Контролеры хотят видеть расчет налоговой льготы для операций по ставке 7 % НДС
Специалисты ГФСУ в категории 101.30 Общедоступного информационно-справочного ресурса сообщили: суммы НДС, не уплаченные плательщиками в бюджет в связи с налогообложением операций поставки лекарств и медизделий по ставке НДС 7%, являются налоговой льготой. Ведь, поясняют налоговики, такая ставка ниже основной - 20-процентной.
Аргументируют свою позицию нормой п. 30.9 Налогового кодекса Украины, где указано, что налоговая льгота предоставляется путем установления сниженной ставки налога и сбора.
Алгоритм расчета суммы льготы фискалы представляют следующий:
СП = (V пост. - V прид.) х (размер основной ставки налога - размер сниженной ставки налога), где:
V пост. - объемы операций поставки лекарственных средств и медицинских изделий на таможенной территории Украины, облагаемых по ставке 7 %, - из р. І Податкові зобов&rsquoязання налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость
V прид. - объемы операций по приобретению товаров/услуг, использованных в операциях поставки лекарственных средств и медицинских изделий (в т.ч. использованных для изготовления таких средств и изделий), облагаемых по ставке 7 %.
Информация по данным Общедоступного информационно-справочного ресурса: http://zir.minrd.gov.ua
Тема: Налог на добавленную стоимость: льготы, предусмотренные статьей 149 НК РФ
Налог на добавленную стоимость: льготы, предусмотренные статьей 149 НК РФ
Медицинские услуги
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) не облагается НДС реализациямедицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно - эпидемиологических услуг.
Сразу уточним, что с 1 января 2006 года Законом 119-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ внесена поправка в отношении врачей, занимающихся частной медицинской практикой. Теперь врачи, занимающиеся частной практикой (то есть индивидуальные предприниматели) в плане оказания медицинских услуг стали самостоятельной категорией налогоплательщиков, такой же, как медицинские организации и медицинские учреждения.
К медицинским услугам относятся:
услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию
услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации
услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями
услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению
услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного
услуги патолого-анатомические
услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.
Если организация занимается медицинской деятельностью, которая требует обязательного лицензирования, то льгота может быть предоставлена только при наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности (пункт 6 статьи 149 НК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» лицензирование медицинской деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Рассмотрим подробнее медицинские услуги, реализация которых не подлежат налогообложению по НДС.
В первую очередь, как уже было отмечено выше, это деятельность в рамках обязательного медицинского страхования. Финансирование расходов осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, а также за счет средств бюджетов.
Перечень услуг, предоставляемых медицинскими организациями и учреждениями по обязательному медицинскому страхованию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 года №1194 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью». (Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.11.2004 №690)
Гражданам России в рамках Программы бесплатно предоставляются:
а) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах
б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому
в) стационарная помощь:
при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям
при патологии беременности, родах и абортах

при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций, утвержденных Минздравом РФ и Федеральным фондом ОМС 28.08.2001 года №2510/9257-01, 31-59/40-1, при оказании помощи в больницах, дневных стационарах и службой скорой медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемых в установленном порядке. (документ не применяется) Фактически утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.11.2004 №690,
К медицинским услугам относятся услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень таких услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации 20 февраля 2001 года №132 «Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (далее Перечень №132) и включает в себя:
услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы
услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы
услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы
услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях
услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
Например, медицинское учреждение заключает договоры на платное обслуживание с физическими лицами. Сможет ли оно воспользоваться льготой по НДС?
По мнению автора, при наличии лицензий и при условии того, что оказываемые услуги соответствуют перечисленным в Перечне №132, платные медицинские услуги освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
По тем же основаниям, операции по реализации медицинских услуг, перечисленных в указанном Постановлении Правительства Российской Федерации, оказываемые врачами, занимающимися частной медицинской практикой, имеющими лицензию на оказание данных услуг, налогом на добавленную стоимость облагать не следует.
Порядок применения льготы по НДС в отношении услуг по выполнению пластических операций и протезированию зубов разъяснен в Письме МНС Российской Федерации от 8 февраля 2002 года №03-1-09/18/291-Д504 «О налоге на добавленную стоимость».
По мнению налоговых органов стоматология ортопедическая осуществляется в рамках первичной (доврачебной) медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно-курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи. В связи с этим услуги по протезированию зубов стоматологическими подразделениями медицинских организаций, осуществляющих эти услуги в рамках первичной (доврачебной) медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно-курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи, при наличии соответствующей лицензии, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Услуги по выполнению пластических операций косметологическими подразделениями медицинских организаций, осуществляющих эти услуги в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно-курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи, НДС также не облагаются. Исключение составляют косметические услуги, относящиеся на основании ОбщеРоссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 года №163 к косметологическим (код 081501).
Из всего сказанного выше налогоплательщики должны знать, поскольку вы претендуете на льготные операции, вы должны иметь все документы, подтверждающие, что вы имеете право использовать льготный режим. Причем налоговые органы могут потребовать предоставления такой документации в рамках камеральной проверки в течение 3-х месяцев со дня подачи декларации.
Обращаем внимание, что от НДС освобождаются услуги, оказываемые именно населению. Если организация оказывает медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению для юридических лиц, то налог необходимо начислить.
Не подлежат налогообложению услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями.
Напоминаем, что в соответствии с пунктом 5 статьи 168 НК РФ при реализации работ, услуг, операции по реализации которых в соответствии со статье 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
В связи с этим медицинские организации, оказывающие медицинские услуги, обязаны выписывать счета – фактуры в общеустановленном порядке.
Оказание услуг беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным медицинскими организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и врачами, занимающимися частной медицинской практикой освобождается от НДС при наличии лицензии на право осуществления видов медицинской деятельности указанных в этой лицензии. При этом медицинские услуги могут быть любые, даже те, которые не включены в перечень, утвержденный Постановление №132.
Остановимся на услуге, которая тоже попадает под действие льготы - оказание услуг скорой медицинской помощи населению.
Пример.
Медицинское учреждение (не станция скорой помощи) имеет на своем балансе автомобили и оказывает платные услуги скорой медицинской помощи. Для этого оно заключает договоры с организациями на оказание скорой медицинской помощи. Кроме того, данное учреждение оказывает услуги скорой медицинской помощи и непосредственно населению, заключая договоры с гражданами. Может ли оно воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость?
Заметим, что, прежде всего, медицинское учреждение на данный вид услуг должно иметь лицензию. Кроме того, льгота по НДС предоставляется только в том случае, если услуги скорой помощи оказываются непосредственно населению. Следовательно, если договор заключен с организацией, то НДС начислять необходимо.
Услуги по дежурству у постели больного могут быть оказаны медицинскими организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, и медицинскими работниками, занимающимися частной медицинской практикой. При наличии соответствующей лицензии реализация этих услуг тоже освобождается от налога на добавленную стоимость.
Необходима лицензия и при оказании физическим и юридическим лицам патолого-анатомических услуг.
Основанием для применения льготы в отношении ветеринарных и санитарно - эпидемиологических услуг являются:
наличие лицензии
договор на оказание ветеринарных или санитарно-эпидемиологических услуг с указанием источника финансирования
письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. В случае, если средства для оплаты ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих услуг за счет соответствующих бюджетов.
Если санитарно-эпидемиологическая станция оказывает услуги по дезинфекции в организации и оплата услуг производится в соответствии с договором, то в таком случае начислять НДС на стоимость услуг необходимо.
Не освобождаются от налога ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, выполняемые за счет бюджетных средств на возвратной основе.
К медицинским организациям относятся медицинские пункты (подразделения), состоящие на балансе немедицинских организаций, при наличии у организации соответствующего кода ОКОНХ, а также ОбщеРоссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенного с 1 января 2003 года на основании Постановления Госстандарта Российской Федерации от 6 ноября 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», лицензии на осуществление медицинской деятельности и при условии ведения раздельного учета таких услуг.
Налоговый кодекс не устанавливает каких-либо ограничений при применении рассматриваемой льготы в зависимости от форм оплаты за оказанные услуги. Освобождение от НДС предоставляется в том числе, если услуги оплачены по безналичному расчету организациями за своих работников.
В качестве субъектов, которые могут воспользоваться рассматриваемой льготой, НК РФ называет медицинские организации и (или) учреждения, а также врачей, занимающихся частной медицинской практикой.
Иногда медицинские учреждения оказывают населению такую услугу, как выписка амбулаторных карт (историй болезни) за плату, причем не облагают ее налогом на добавленную стоимость, считая медицинской услугой. Данная позиция ошибочна - такая услуга является объектом обложения НДС по ставке 18%. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 149 части второй НК РФ от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказанные населению независимо от формы и источника оплаты медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
На выписку истории болезни (медицинской карты) этот порядок не распространяется, так как оказываемая услуга, не включена в утвержденный перечень.
Совет таким организациям - не создавайте себе проблем, включите в себестоимость предоставляемых медицинских услуг плату за ведение истории болезни, и вопрос по объекту налогообложения будет снят.
Из всего сказанного выше, налогоплательщики должны усвоить следующее: если Вы претендуете на льготный режим, то должны иметь все документы, подтверждающие, что Вы имеете право его использовать.
Теряется ли право на льготу, если заканчивается срок лицензии, а организация не успела продлить ее действие? Если в сроке действия лицензии произошел «перерыв», то налоговые органы вправе обложить Ваши операции налогом на добавленную стоимость, так как изначально известно, что льгота дается только при наличии лицензии. Если вы уложились в сроки, и лицензирующий орган выдаст документ о том, что Ваша предыдущая лицензия считается условно продленной, то право на использование льготного режима будет за вами сохранено.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rosec.ru/
Аналитика и судебная практика - Аналитика
Сокращенный текст доклада Тенькова С.А. на семинаре: «Налоговый Кодекс для юристов и руководителей: риски, решения»
Налоговый кодекс Украины (далее - НКУ) раздал предпринимателям такие подарки, от которых, как оказалось, невозможно отказаться. Льготы по НДС - среди таких подарков.
Общая концепция администрирования налогов предусматривает следующую классификацию хозяйственных операций, по которым НДС не уплачивается:
• Статья 197 - операции, освобожденные от налогообложения
• Статья 196. - Операции, не являющиеся объектом налогообложения
• Статья 195. - Операции, подлежащие налогообложению по нулевой ставке
Несмотря на внешнюю привлекательность, такая ситуация привлекает далеко не всех. Например, в приведенных случаях или вообще теряется право на выписку налоговых накладных для контрагента, который заинтересован в налоговом кредите, или же выписываются специальные налоговые накладные с надписью «без НДС» (п.201.3).
Так же, согласно п.198.4, если налогоплательщик приобретает (производит) товары/услуги и необоротные активы, предназначенные для их использования в операциях, не являющихся объектом налогообложения или освобождаемых от налогообложения, то суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением (изготовлением), не относятся к налоговому кредиту указанного плательщика.
Если в дальнейшем такие товары/услуги фактически используются в операциях, которые не являются объектом налогообложения или освобождаемых от налогообложения, то с целью налогообложения такие товары/услуги, основные фонды - считаются проданными по их обычной цене в налоговом периоде, на который приходится такое использование или перевод, но не ниже цены их приобретения (изготовления, строительства, сооружения), в том случае, если налогоплательщик воспользовался правом на налоговый кредит по этим товарам/услугами.
Список подобных проблем, возникающих в случае, когда НДС не платится можно продолжать дальше.
В этом контексте предпринимателей заинтересовал п.30.4. НКУ. Здесь предусмотрено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговые льготы, не использованные налогоплательщиком, не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, зачтены в счет будущих платежей по налогам и сборам или возмещены из бюджета.
Соответственно возникает вопрос, а что из вышеприведенного можно считать льготой?
Согласно п.30.1. налоговая льгота - предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождения налогоплательщика от обязанности начисления и уплаты налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных пунктом 30.2 настоящей статьи.
Согласно п. 30.9. налоговая льгота предоставляется путем:
а) налогового вычета (скидки), что уменьшает налогооблагаемую базу к начислению налога и сбора
б) уменьшение налогового обязательства после начисления налога и сбора
в) установление пониженной ставки налога и сбора
г) освобождение от уплаты налога и сбора.
Из вышеприведенного можно сделать вывод, что отнесение определенных хозяйственных операций к таким, которые не являются объектом налогообложения (ст.196), вряд ли можно отнести к налоговым льготам. В этом случае освобождать от налогообложения нет необходимости, так как отсутствует сам объект такого налогообложения, а следовательно отсутствует определяющий признак налоговой льготы. Именно поэтому в тексте НКУ такие операции отделены от операций, освобожденных от налогообложения (ст.197), т.е. от льготных операций.
Остается перечень хозяйственных операций, предусмотренный ст.195 - нулевая ставка НДС и ст.197 - операции, освобожденные от обложения НДС. Именно это и является перечнем льгот в смысле ст.30 НКУ.
Так можно или нет отказаться на основании п.30.4. НКУ от налоговой льготы и начать выписывать на соответствующие суммы налоговые накладные нуждающимся в налоговом кредите?
Позиция ГНАУ по этому вопросу изложена в письме от 04.03.11 № 6286/7/16-1517 «О налоге на добавленную стоимость».
ГНАУ считает, что отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов налогоплательщик вправе лишь тогда, когда освобождение предоставляется непосредственно налогоплательщику, а не отдельным операциям по поставке тех или иных товаров или предоставлении тех или иных услуг. От таких видов льгот, как установление пониженной ставки налога и сбора и освобождение от уплаты налога и сбора, налогоплательщики не вправе ни отказаться, ни остановить их использование на один или несколько отчетных периодов, поскольку эти льготы предоставляются не непосредственно плательщикам, а касаются отдельно перечисленных в статьях Кодекса операций.
Статья: Налоговый кодекс изменил порядок применения льготы по НДС (АКДИ Экономика и жизнь, 2001, N 8)
"АКДИ "Экономика и жизнь", N 8, 2001
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ИЗМЕНИЛ ПОРЯДОК
ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО НДС
Несмотря на то что часть вторая Налогового кодекса РФ действует уже полгода, у предприятий и организаций все равно возникают вопросы о порядке исчисления налогов, установленных частью второй НК РФ.
Налог на добавленную стоимость с 1 января 2001 г. исчисляется в соответствии с гл.21 "Налог на добавленную стоимость" части второй НК РФ. По сравнению с ранее действовавшим Законом РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в настоящее время действуют лишь отдельные положения этого Закона) гл.21 НК РФ в перечень и порядок применения конкретных налоговых льгот по НДС были внесены значительные изменения и дополнения.
В данной статье мы рассмотрим ситуацию, в которой оказалась организация розничной торговли, единственным учредителем которой является общественная организация инвалидов.
* * *
Уставный капитал ООО полностью состоит из вклада общественной организации инвалидов. Численность инвалидов - более 50%, фонд оплаты труда - более 25%. Основной вид деятельности ООО - розничная торговля. С 1997 г. предприятие пользовалось льготой по НДС на основании пп."х" п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.1991 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон о НДС). При сдаче деклараций в налоговую инспекцию за январь - апрель 2001 г. ООО пользовалось льготой на основании пп.2 п.3 ст.149 НК РФ. Однако при сдаче декларации за май 2001 г. инспекция не принимает льготу и указывает на необходимость произвести перерасчет по НДС с января 2001 г. ссылаясь на ст.26 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
В этой связи у организации возникли вопросы:
1. Может ли предприятие пользоваться льготой по НДС с 1 января 2001 г. Является ли необходимым условием для получения льготы факт производства реализуемых товаров?
2. Если необходимо будет произвести перерасчет, то за счет каких источников должен быть начислен НДС? Возможно ли принять к вычету суммы НДС, предъявленные предприятию и уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг)?
* * *
Прежде всего, необходимо сказать, что до 1 января 2001 г. в соответствии с пп."х" п.1 ст.5 Закона о НДС от налога на добавленную стоимость освобождались товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50% общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общеРоссийских общественных организаций инвалидов. То есть льготой на основании пп."х" п.1 ст.5 Закона о НДС могли воспользоваться не только организации (указанные в этом пункте), занимающиеся непосредственно производством и реализацией изготовленных товаров, но также и организации, занимающиеся перепродажей ранее закупленных товаров.
Таким образом, до 1 января 2001 г. организация, осуществляющая розничную торговлю, совершенно обоснованно пользовалась льготой по НДС (при соблюдении условий, указанных в пп."х" п.1 ст.5 Закона о НДС).
Согласно пп.2 п.3 ст.149 НК РФ с 1 января 2001 г. не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов (Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 884)), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Таким образом, начиная с 1 января 2001 г. льготу могут применять только предприятия, которые самостоятельно производят и реализуют продукцию собственного производства (за исключением товаров, поименованных в пп.2 п.3 ст.149 НК РФ). То есть факт производства реализуемых товаров является необходимым условием для получения льготы.
Поскольку предприятие осуществляет розничную торговлю и, соответственно, товары не производит, то после 1 января 2001 г. обороты по реализации товаров подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (см. также п.21 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447).
Статья 26 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" к изложенной в вопросе ситуации не относится. В этой статье указывается, что до 1 января 2002 г. от обложения НДС будут освобождены операции по реализации товаров (работ, услуг) организациями, использующими труд инвалидов (независимо от того, кто является учредителем). Но при этом указанные организации должны самостоятельно производить и реализовывать товары, среднесписочная численность инвалидов среди их работников должна составлять не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%. Причем перечень таких организаций должен быть утвержден Правительством РФ.
На данный момент такого перечня еще нет. Поэтому до утверждения Правительством РФ соответствующего перечня организаций возможность применения указанной льготы по НДС исключается.
Учитывая вышеизложенное, организация должна произвести перерасчеты с бюджетом по НДС начиная с 1 января 2001 г.
При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (п.6 ст.168 НК РФ).
Поскольку организация в продажную цену НДС не включала и не получала его с покупателей, а в настоящее время взыскать НДС с покупателей уже не представляется возможным, налог, исчисленный с выручки от реализации товаров, организации придется покрывать за счет собственных источников.
В зависимости от вида реализуемого товара НДС может исчисляться по ставке 10% - по продовольственным товарам и товарам для детей - либо 20% (пп.1, 2 п.2 и п.3 ст.164 НК РФ).
При этом обращаем внимание, что исчисление НДС по разным ставкам возможно только при наличии раздельного учета реализации товаров, облагаемых по ставкам 10 и 20% (п.1 ст.166 НК РФ).
Если же на предприятии раздельный учет по видам реализуемых товаров по каким-либо причинам не ведется, то исчисление НДС производится исходя из ставки 20%, так как ставка НДС 10% применяется только при реализации товаров, указанных в пп.1 и 2 п.2 ст.164 НК РФ.
В связи с тем что реализуемые в розницу товары подлежат обложению НДС, предприятие имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную с реализации на суммы налога, предъявленные предприятию и уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, а также по товарам, приобретенным для перепродажи (п.1 п.2 ст.171 НК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что вычеты производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (п.1 ст.172 НК РФ).
Поскольку предприятие не исчисляло НДС с выручки, можно предположить, что суммы "входного" НДС относились на издержки обращения (пп.1 п.2 ст.170 НК РФ). Поэтому предприятию необходимо сделать исправительные записи: сторнировать НДС с издержек обращения и отнести его первоначально на счет 19, а затем при соблюдении всех условий, необходимых для вычета, - на расчеты с бюджетом (Дебет 68 Кредит 19).
Таким образом, по итогам каждого налогового периода предприятию придется заплатить в бюджет только разницу между общей суммой НДС, исчисленной с выручки, и суммой налоговых вычетов (суммой НДС, уплаченной поставщикам) (ст.173 НК РФ).
После внесения изменений в бухгалтерскую отчетность предприятию необходимо будет внести изменения и в налоговые декларации, представленные в налоговый орган. При этом обращаем внимание, что в данной ситуации изменения будут вноситься не только в декларации по НДС, но и в декларации по другим налогам (например, по налогу на прибыль).
В налоговой декларации по НДС за тот отчетный период, в котором были внесены изменения в бухгалтерский учет, предприятию необходимо будет заполнить приложения А и Б (лист 05) формы N 1 (см. разд.II Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов - Приложение 3 к Приказу МНС России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407). В приложении А будет показываться заниженная налоговая база и соответствующая сумма НДС по каждому месяцу (январю, февралю и т.д.), а в приложении Б также помесячно следует указать суммы НДС, подлежащие вычету из налоговой базы в соответствии со ст.ст.171 и 172 НК РФ.
На основании сведений, содержащихся в указанных приложениях, вносятся необходимые дополнения и изменения в налоговые декларации за тот отчетный период, в которых обнаружены ошибки (неполнота отражения сведений), повлекшие занижение (завышение) налога (абз.27 разд.II вышеназванной Инструкции). Из этой формулировки можно предположить, что изменения в декларации должны вноситься налоговым органом, поскольку налогоплательщик в налоговой декларации за отчетный период уже отразил и суммы корректировок, и период, к которому они относятся.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!