Льготы по налогу прибыль организаций кратко
Льготы по налогу на прибыль
Файлы: 1 файл
Состав и назначение льгот по налогу на прибыль.docx (39.54 Кб) — Открыть , Скачать
Введение
Прибыль для Российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. В России налог действует с 1992 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций» (глава введена Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ).
Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В данной контрольной работе будет рассмотрены льготы по налогу на прибыль, то есть освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации.
Налог на прибыль.
Налог на прибыль относится к группе прямых налогов, взимаемых непосредственно из своего источника. Он наиболее справедлив по отношению к налогоплательщику, так как оставляет ему в свободное распоряжение заранее известную часть полученной прибыли. Налог на прибыль важен и для государственного бюджета как источник доходов, составляющий около 10 % всех поступлений. В этом аспекте регулирующая роль государства должна быть направлена на создание экономических условий для процветания бизнеса в республике, для роста рентабельности отечественных предприятий.
Плательщиками налога на прибыль являются организации.
Объектом обложения налогом на прибыль выступает валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.
Валовая прибыль, полученная налогоплательщиком в налоговом периоде, включает:
- --прибыль от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав
- --прибыль от внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) (пр ) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на сумму налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении по формуле:
Где в — выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав ндс — налог на добавленную стоимость А — акцизы зр — затраты на производство и реализацию.
Прибыль (убыток) от реализации основных средств и нематериальных активов (пр 0 ф) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации основных средств, нематериальных активов (в), уменьшенной на сумму:
налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов (о), а также затратами по реализации (3) по формуле:
Проф =в-ндс-0--3, (2)
В состав доходов от внереализационных операций, облагаемых налогом на прибыль, включаются:
- Дивиденды, полученные от источников за пределами РБ
- Доходы от операций по сдаче имущества в аренду (лизинг)
- Стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств
- Проценты, выплаченные банком или небанковской кредитно-финансовой организацией предприятию за пользование его денежными средствами
- Суммы неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций, полученных за нарушение условий договоров
- Поступления в счет возмещения организации причиненных убытков
- Суммы кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности и некоторые другие доходы.
- Вычитаемые из внереализационных доходов внереализационные расходы включают:
- Суммы неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров
- Суммы возмещения убытков, ущерба или вреда, если их виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них
- Убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности
- Потери от уценки производственных запасов и готовой продукции
- Расходы по сдаче в аренду (лизинг) имущества
- Другие расходы, не связанные с производством продукции, работ и услуг.
После расчета валовой прибыли по организации исчисляется та ее часть, которая подлежит обложению налогом на прибыль с учетом применения льгот.
Налоговые льготы, предоставляемые организациям по налогу на прибыль, существенно снижают размеры платежей в бюджет, чем способствуют использованию прибыли на цели развития и
совершенствования производства, увеличение оплаты труда персонала и доходов акционеров, решение социальных проблем коллектива и других внутренних задач.
Налоговые льготы выступают в трех формах:
1. В полном или частичном освобождении прибыли отдельных
организаций от налога на прибыль
2. В частичном уменьшении налогооблагаемой прибыли
3. В установлении пониженной ставки налога.
Весь комплекс льгот, предусмотренных законом, сгруппировав по экономическому содержанию, можно представить следующим образом.
Первая группа льгот — производственно-экономические льготы.
Имеют наибольшее значение для предприятий, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми связано вхождение организаций в рынок.
К данной группе относится освобождение от налогообложения прибыли:
- направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели в пределах 50 % фактически полученной валовой прибыли
- полученной от производства продуктов детского питания
- полученной от изготовления протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации и обслуживания инвалидов
- полученной организациями от реализации произведенной ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства.
Вторая группа льгот — благотворительные льготы, характерны тем, что они имеют ограниченный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков.
К ним можно отнести:
- Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них составляет более 50 процентов от списочной численности в сред-
нем за период, включая также лиц, не состоящих в штате организации (работающих по договорам). Не освобождается, однако, прибыль, полученная от торговой и посреднической деятельности
- Перечисление прибыли зарегистрированным на территории Беларуси бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта, финансируемым за счет средств бюджета. За счет спонсорской помощи могут также оплачиваться счета за приобретенные для указанных организаций товарно-материальные ценности (работы, услуги), имущественные права. Предел льготы составляет 5 процентов валовой прибыли.
Ставки налога на прибыль:
18 % — общая, стандартная ставка для организаций
12 % — по дивидендам, полученным от белорусских организаций.
Другие материалы по предмету Налоги
Калининград 1999
содержание
введение 3
1. экономическая сущность налога на прибыль 5
1.1. Общая характеристика налога на прибыль 5
1.2. Основные типовые признаки налога на прибыль 7
1.2.1. Плательщики налога 7
1.2.2. Налогооблагаемая база и порядок ее исчисления 8
1.2.3. Ставки налога на прибыль, порядок и сроки его уплаты 12
2. анализ льгот по уплате налога на прибыль предприятий и организаций 18
2.1. Общая характеристика льгот 18
2.2. Общие льготы для всех плательщиков налога на прибыль 20
2.3. Региональные льготы по налогу на прибыль 28
2.4. Краткий анализ основных льгот по налогу на прибыль 29
3. расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки предприятия на примере ООО Авангардстройматериалы 33
3.1. Понятие налоговой нагрузки 33
3.2. Краткая характеристика предприятия 35
3.3. Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки предприятия без учета льгот по налогу на прибыль 36
3.4. Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки с учетом льгот по налогу на прибыль 40
заключение 43
Список использованных источников 44
приложения Ошибка! Закладка не определена.
введение
В современных условиях для управления предприятием необходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.
Исторически сложилось так, что во все времена государство требовало от своих граждан определенные выплаты за ту или иную деятельность. В наше время все сильнее возрастает значимость эффективной налоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективность путем издания законодательных актов и контролирования таким образом деятельности хозяйствующих субъектов своей страны. При этом ему не всегда удается достичь желаемых результатов. Для предприятия же эффективность налоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращении налоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность.
В системе налогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.
Данная курсовая работа посвящена основным аспектам, связанным с налогом на прибыль. Акцент в ней будет сделан на льготирование исследуемого налога, так как этот вопрос видится одним из самых спорных.
Первая глава работы посвящена основным характеристикам налога на прибыль. В ней дается описание плательщиков налога, порядка его исчисления, ставок, порядка и сроков уплаты. Таким образом, эта часть носит как теоретический, так и частично методический характер.
Во второй главе сделан упор на льготы по налогу на прибыль. Здесь будет дана характеристика и описание льгот, их краткий анализ. Кроме того, в свете проекта Налогового кодекса будет рассмотрен вопрос исключения их из применения.
Практическая часть работы представлена в третей главе. В ней будет приведен расчет налога на прибыль с учетом и без учета льгот на примере ООО Авангардстройматериалы. Также эта часть работы посвящена вопросам налоговой нагрузки отдельных предприятий. Она будет рассчитана как для всех налогов в целом, так и отдельно для налога на прибыль на примере выше названного предприятия.
В работе приведен расчет пяти формул. Для наглядности используется один рисунок и девять таблиц.
1. экономическая сущность налога на прибыль
1.1. Общая характеристика налога на прибыль
Налог на прибыль в государственном строительстве всех стран имеет вечную историю. Каждый производитель на свой доход облагается по определенной ставке налогом за те услуги, которые предоставляет ему государство, создавая для предприятий необходимую инфраструктуру: защиту от посягательств, социальное обслуживание работающих, развитие образования, науки, культуры и т.п.
В ныне действующей в России налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из �
Реферат: Проблемы налогообложения прибыли предприятий и организаций в современных условиях
Тип: реферат Добавлен 13:46:41 11 июля 2005 Похожие работы
Министерство общего и профессионального
образования Российской федерации
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансов, денежного
курсовая работа
Проблемы налогообложение прибыли предприятий
3.4. Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки с учетом льгот по налогу на прибыль 40
В современных условиях для управления предприятием необходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.
Исторически сложилось так, что во все времена государство требовало от своих граждан определенные выплаты за ту или иную деятельность. В наше время все сильнее возрастает значимость эффективной налоговой системы для любой страны. Государство определяет эту эффективность путем издания законодательных актов и контролирования таким образом деятельности хозяйствующих субъектов своей страны. При этом ему не всегда удается достичь желаемых результатов. Для предприятия же эффективность налоговой системы заключается в одновременном следовании законам и сокращении налоговых выплат. Поэтому знание элементов налоговой системы и их функционирования является одним из значимых факторов организации успешной деятельности на предприятии и во многом определяет его эффективность.
В системе налогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большое значение как для государства, так как он является важной доходной статьей бюджета, так и для отдельных предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных. В последнее время возникает множество споров по поводу эффективности применения этого налога.
Данная курсовая работа посвящена основным аспектам, связанным с налогом на прибыль. Акцент в ней будет сделан на льготирование исследуемого налога, так как этот вопрос видится одним из самых спорных.
Первая глава работы посвящена основным характеристикам налога на прибыль. В ней дается описание плательщиков налога, порядка его исчисления, ставок, порядка и сроков уплаты. Таким образом, эта часть носит как теоретический, так и частично методический характер.
Во второй главе сделан упор на льготы по налогу на прибыль. Здесь будет дана характеристика и описание льгот, их краткий анализ. Кроме того, в свете проекта Налогового кодекса будет рассмотрен вопрос исключения их из применения.
Практическая часть работы представлена в третей главе. В ней будет приведен расчет налога на прибыль с учетом и без учета льгот на примере ООО «Авангардстройматериалы». Также эта часть работы посвящена вопросам налоговой нагрузки отдельных предприятий. Она будет рассчитана как для всех налогов в целом, так и отдельно для налога на прибыль на примере выше названного предприятия.
В работе приведен расчет пяти формул. Для наглядности используется один рисунок и девять таблиц.
Налог на прибыль в государственном строительстве всех стран имеет вечную историю. Каждый производитель на свой доход облагается по определенной ставке налогом за те услуги, которые предоставляет ему государство, создавая для предприятий необходимую инфраструктуру: защиту от посягательств, социальное обслуживание работающих, развитие образования, науки, культуры и т.п.
В ныне действующей в России налоговой системе налог на прибыль предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Если рассматривать структуру доходов бюджета Российской Федерации, то будет видно, что доля налога на прибыль уступает по
величине лишь доле налога на добавленную стоимость (см. рис. 1).
Рис. 1. Распределение между налогами по соответствующей доле доходов бюджета РФ в 1996 году
За прошедшие годы роль и значение налога на прибыль несколько менялись, но независимо от этого он продолжает быть одним из двух основных налогов. Так за период с 1994 по 1997г. прослеживается тенденция уменьшения доли налога на прибыль в доходах бюджета с 19,8 до 17,5% (см. табл.1). Кроме того, фактически поступающие суммы налога на прибыль в поквартальном разрезе первого и второго полугодий 1997г. были ниже определенных в плане на 30% и более.
Существенное влияние на поступление налога на прибыль в бюджет за указанный в табл.1 период оказывал кризис неплатежей и общий спад производства. И, если учесть, что за 1998 год прибыль предприятий в среднем по России сократилась на 40%, можно с уверенностью сказать, что поступления в бюджет налога на прибыль будут уменьшаться.
Таблица 1
Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ
Предусмотрены ли Налоговым кодексом РФ льготы по налогу на прибыль для организаций, производящих перечисления социально ориентированным некоммерческим организациям?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МосквЕ
ПИСЬМО
от 11 ноября 2011 г. N 16-15/109740@
Согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются Российские организации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях гл. 25 НК РФ для Российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с названной главой (п. 1 ст. 247 НК РФ).
При этом гл. 25 Налогового кодекса РФ не предусмотрено налоговых льгот для плательщиков налога на прибыль.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, одним из существенных условий признания расходов в целях налогообложения прибыли является связь понесенных расходов с деятельностью, направленной на получение доходов.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ отнесены взносы и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, но при условии, что уплата таких взносов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов или иных обязательных платежей.
Таким образом, расходы в виде перечисленных некоммерческим организациям пожертвований не учитываются у организаций-жертвователей для целей налогообложения прибыли.
Вместе с тем п. 6 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" (далее - Закон N 235-ФЗ) п. 1 ст. 264 НК РФ дополнен пп. 48.4, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Указанные расходы признаются для целей налогообложения при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.
В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Социальная реклама регулируется ст. 10 Закона о рекламе.
Подпунктом 32 п. 3 ст. 149 НК РФ определено, что операции, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и распространению социальной рекламы, не подлежат налогообложению при соблюдении одного из следующих требований к социальной рекламе:
- в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд
- в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино - и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7% площади кадра
- в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5% рекламной площади (пространства).
Приведенные выше требования к упоминаниям о спонсорах не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах и органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.
Закон N 235-ФЗ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете", 2011, 22 июля, N 159) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых ст. 3 Закона N 235-ФЗ установлен иной срок вступления их в силу (п. 1 ст. 3 Закона N 235-ФЗ).
Налоговым периодом по налогу на прибыль на основании п. 1 ст. 285 НК РФ признается календарный год. Следовательно, указанное изменение в п. 1 ст. 264 НК РФ вступает в силу с 1 января 2012 г.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
Проблемы налогообложения государственных (муниципальных) учреждений в переходный период
И. Гарнов . генеральный директор ООО «Камертон-АК»
Преобразование государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с требованиями Федерального закона № 83-ФЗ [1] в казенные, бюджетные и автономные, помимо целого ряда сложностей, связанных с переводом системы их бухгалтерского учета на новый план счетов, выявило определенные проблемы в организации их налогообложения, приносящей доход деятельности. Автором рассмотрены особенности обложения налогом на прибыль НДС и налогом на имущество бюджетных учреждений в переходный период.
Основные причины возникновения трудностей, по мнению автора, таковы:
В результате государственные (муниципальные) учреждения в 2011 году столкнулись с целым рядом проблем в бухгалтерском учете и налогообложении своей финансово-хозяйственной деятельности, что привело к возникновению значительных налоговых рисков, отдельные из которых будут проанализированы ниже.
Особенности налогообложения прибыли государственных (муниципальных) учреждений в переходный период
В силу Федерального закона № 83-ФЗ с 01.01.2011 перестала действовать ст. 321.1 НК РФ , регулирующая особенности налогообложения прибыли бюджетных учреждений.
Логика прекращения действия данной статьи состояла в том, что в соответствии с требованиями Федерального закона № 83-ФЗ созданные на базе государственных (муниципальных) учреждений бюджетные учреждения с 01.01.2011 утратили правовой статус получателей бюджетных средств, поэтому бюджетные субсидии, получаемые ими взамен прямого бюджетного финансирования, являются их доходами, которые согласно новой редакции пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ признаны целевыми поступлениями, не подлежащими обложению налогом на прибыль. Кроме того, лишенные статуса получателей бюджетных средств бюджетные учреждения на основании требований Федерального закона № 83-ФЗ приобрели самостоятельность в организации своей системы налогового учета, поэтому необходимость жесткого регламентирования отдельной нормой НК РФ порядка формирования их налоговой базы по завершении процедур реорганизации отпала.
Казенные же учреждения согласно требованиям Федерального закона № 83-ФЗ должны были потерять право распоряжаться поступлениями от осуществления ими приносящей доход деятельности, а всю выручку, полученную в рамках этой деятельности, после уплаты установленных налогов и сборов перечислять в доход соответствующего бюджета. Поэтому согласно введенному в п. 1 ст. 251 НК РФ с 01.01.2011 п. 33.1 выручка казенных учреждений в рамках осуществления ими приносящей доход деятельности также не признавалась их доходом в целях налогообложения прибыли.
В связи с тем что переходный период реформирования системы финансового обеспечения и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений затягивается до 01.07.2012, возникает необходимость регулирования их системы налогообложения в указанное время. Для решения этой задачи был принят Федеральный закон от 18.07.2011 № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» (далее – Федеральный закон № 239-ФЗ), который внес в НК РФ изменения, регламентирующие новый порядок налогообложения государственных (муниципальных) учреждений, в частности:
Вместе с тем замена в НК РФ на переходный период ст. 321.1 на ст. 331.1 не решила целый ряд проблем налогообложения прибыли государственных (муниципальных) учреждений.
Так, в связи с тем что требования ранее действовавшей ст. 321.1 НК РФ реализованы во веденной в НК РФ с 01.01.2011 ст. 331.1 лишь частично, пп. 2 п. 4 ст. 321.1 НК РФ . позволяющий учреждениям принимать для целей налогообложения прибыли расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансовое обеспечение данных расходов не предусмотрено выделенными учреждению бюджетными ассигнованиями, в 2011 году не действует, что не позволяет учреждениям в течение переходного периода ремонтировать «бюджетные» основные средства за счет поступлений от приносящей доход деятельности с уменьшением на эти расходы облагаемой базы по налогу на прибыль.
Не всегда корректны и разъяснения Минфина РФ по применению новых положений налогового законодательства, касающихся налогообложению прибыли государственных (муниципальных) учреждений в переходный период.
Например, в Письме Минфина РФ от 10.08.2011 № 03-03-06/4/97 после дословного цитирования пп. 2 п. 1 ст. 331.1 НК РФ . регламентирующего полное отнесение расходов учреждений на оплату коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной) и ремонт основных средств на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль, при условии отсутствия выделенных на эти цели бюджетных ассигнований и эксплуатации соответствующих основных средств в рамках приносящей доход деятельности, в резюмирующей части неожиданно делается вывод о пропорциональном распределении перечисленных выше расходов между источниками финансового обеспечения учреждения. С одной стороны, такой вывод кажется правильным, поскольку при отсутствии назначений бюджетных средств доля средств от приносящей доход деятельности учреждения равна 100%. Однако, учитывая, что эта доля согласно требованиям пп. 1 п. 1 ст. 331.1 НК РФ определяется исходя из соотношения общих объемов поступлений из «бюджетных» и «внебюджетных» источников (за исключением внереализационных доходов), а не только из бюджетных ассигнований по соответствующим статьям КОСГУ, пропорциональное распределение указанных расходов между источниками финансового обеспечения учреждений для целей налогообложения при отсутствии бюджетных назначений на оплату перечисленных выше услуг не только не соответствует требованиям ст. 331.1 НК РФ . но и приводит к необоснованному завышению налоговой базы по налогу на прибыль учреждений.
Особенности начисления государственными (муниципальными) учреждениями налога на добавленную стоимость в переходный период
Порядок начисления учреждениями НДС в рамках приносящей доход деятельности в переходный период практически не изменился.
Единственным моментом, на который следует обратить внимание, является исключение в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 239-ФЗ в пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ . из объекта обложения НДС работ и услуг бюджетных учреждений, выполняемых (оказываемых) в рамках государственного (муниципального) задания за счет бюджетных субсидий.
Данная новация касается не столько переходного периода реформирования государственных (муниципальных) учреждений, сколько их деятельности после его завершения (то есть после окончательного перехода на финансовое обеспечение в форме бюджетных субсидий), и вызвана тем обстоятельством, что услуги учреждений, оказываемые в рамках государственного (муниципального) задания, по сути, являются реализацией (хотя и оплачиваемой из соответствующих бюджетов). Обложение же сумм такой реализации НДС приведет к необходимости соответствующего увеличения расходов бюджетов на выделение бюджетных субсидий на фоне непропорционального роста доходов бюджета от увеличения поступлений от уплаты в него НДС.
Особенности начисления государственными (муниципальными) учреждениями налога на имущество в переходный период
В отличие от НДС и налога на прибыль налог на имущество организаций не является федеральным. Поэтому изменение порядка его взимания в связи с особенностями деятельности государственных (муниципальных) учреждений в переходный период является функцией региональных органов исполнительной власти. Причем, учитывая, что правовое регламентирование порядка налогообложения деятельности государственных (муниципальных) учреждений, как описано выше, осуществляется на федеральном уровне неоперативно и не всегда корректно, говорить о существенных победах в этом вопросе на региональном уровне не приходится.
В качестве примера можно привести изменения в порядке обложения учреждений налогом на имущество, внесенные с 01.01.2011 в Закон города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 64 ).
Так, положения ст. 4 Закона № 64 . регламентирующие льготы по налогу на имущество государственных (муниципальных) учреждений, с 01.01.2011 были приведены в соответствие с требованиями Федерального закона № 83-ФЗ путем замены в пп. 1 п. 1 ст. 4 Закона № 64 понятия «бюджетные учреждения, финансируемые из бюджета города Москвы» на «бюджетные и казенные учреждения города Москвы». При этом, несмотря на схожесть, понятие «бюджетные учреждения», действовавшее до 01.01.2011 и включавшее практически все виды государственных (муниципальных) учреждений, не идентично данному понятию после указанной даты (то есть относящемуся только к одной из трех разновидностей организационно-правовых форм государственных (муниципальных) учреждений.
В результате с 01.01.2011 до момента закрепления в уставе учреждения его нового правового статуса (бюджетное или казенное учреждение) применение указанной выше льготы по налогу на имущество формально не регламентировано действующими нормативными актами (старая льгота уже отменена, а новая не обоснована учредительными документами учреждения), что может привести к возникновению претензий к таким учреждениям со сторны налоговых органов города Москвы.
Учитывая, что стоимость имущества, переданного учреждениями города Москвы в оперативное управление, составляет значительные суммы, а также описанные выше проблемы регламентирования применения этими учреждениями льготы по налогу на имущество, следует признать, что необходимость дополнительного регламентирования данного вопроса региональным законодательством города Москвы достаточно актуальна.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что перечисленные выше проблемы налогообложения финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений в переходный период однозначно требуют нормативного регулирования процедур их решения Минфином и региональной исполнительной властью.
[1] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
[2] Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
Опубликовано 30 ноября 2011 г.
/ Налог на прибыль организаций и его эволюция
Опираясь на вышесказанное, можно заключить, что налог на прибыль не воспринимается как простой и доступный налог. Налогоплательщику необходимо затрачивать дополнительные средства и время для того, чтобы определить рыночные цены и на аналогичную продукцию (привлекать для этого специалистов). В принципе, основная эволюционная направленность законодательства РФ в отношении налогообложения прибыли в основном сходилось с подобными реформами зарубежных стран. Вместе с тем, очень серьезное отличие в проведении реформ по налогу на прибыль от опыта реформирования западных государств заключается в увеличении налоговой базы с помощью расширения списка, учитываемых объектов обложения, и сокращения льготирования и различных скидок. Используемые льготы не могут освобождать более чем на 50% прибыли, подлежащей обложению. Одной из особенностей применения льгот в РФ можно считать то, что представляясь в качестве федерального налога, в доле, которая зачисляется в бюджеты субъектов России, законодатели данных субъектов могут вводить свои льготы. Только, целесообразность в экономическом плане многих льгот, которые вводят субъекты, имеет достаточно сомнительный характер. Сами по себе, льготы являются весьма нестабильным элементом налоговой системы, они находятся в постоянном изменении, корректировке, отмене и т.п. Проблемы, которые возникают при применении льгот, заключаются не в льготах как таковых, а в нецелесообразном их использовании. Главным курсом воздействия налоговых льгот является прямое или косвенное уменьшение налоговых обязательств налогоплательщика.
Одними из самых важных представляются льготы на капиталовложение, их можно отнести по двум группам: отрасли, которые производят в сфере материального производства, освобождаются от налогообложения прибыли, направленная на капитальные вложения в целях развития, имеющейся в собственности производственной базы на финансирование строительства жилых помещений. Последняя льгота действует для всех предприятий. Так же данные льготы обладают ограничениями. Например, они могу предоставляться только в случае абсолютного применения организацией сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату. Ограничения в области применения этих льгот достаточно сильно усложняют подсчеты прибыли, подлежащей налогообложению. Если производится реализация или безвозмездная передача (в пределах двух лет с начала применения льготы) основных средств и объектов, в отношении которых применялись данные льготы при покупке, прибыль, подлежащая обложению, увеличивается на сумму, равную остаточной стоимости приобретенных основных средств в пределах сумм полученных льгот.
Постановка вопроса об отмене или сохранении данных льгот достаточно сложна. На сегодняшний день они не выполняют той функции, которую на них возложили, из-за размытой и неконкретной формулировки. Это в свою очередь дает возможность организации избегать налогообложения. Основную идею, которую закладывали в эти льготы – это стимулирование притока инвестиционных проектов в реальный сектор экономики. Но тот механизм, предусмотренный настоящим законодательством, обуславливает неэффективное использование организациями этих льгот.
Низкую эффективность в части возможностей положительного влияния налоговых льгот отмечают и отечественные ученые. В частности, профессор Г. Песчанских подчеркивает: «Истинный масштаб потерянных доходов вследствие налоговых льгот делает существование этих привилегий обременительным для бюджета. Расширение налоговых льгот серьезно сужает налоговую базу и несправедливо перемещает налоговую нагрузку на более эффективные предприятия, которые не пользуются налоговыми льготами и платят налоги. Кроме того, налоговые льготы искривляют условия конкуренции». [7]
2.3.2 Меры совершенствования налога на прибыль организаций
На сегодняшний день в России разработана относительно приемлемая система налогов, мероприятия, проводимые государством, направлены на совершенствование нормативных документов, создание стабильной налоговой базы и уменьшение количества возможностей для ухода от уплаты налогов. Те проблемы, которые относятся к применению налога на прибыль организаций, в настоящее время зарождает долю сомнения в компетентности главы 25 Налогового Кодекса РФ. Существует вероятность, что Налоговый Кодекс в относительно законченном варианте будет очень трудным для практического применения и сложным в восприятии объемного количества информации, что в свою очередь вызовет осложнения в отношениях, которые связаны с расчетом и уплатой налогов и сборов налогоплательщиком. Получается, что законодатели, как бы оглядываясь, устраняют собственные ошибки, забывая многие другие.
Относительно налога на прибыль организаций, считаю целесообразным произвести некоторые изменения в законодательстве о налогах и сборах.
Так, например, необходимо осуществить поправки в НК РФ, которые должны быть направлены на уменьшение количества возможностей минимизации налогообложения, появляющихся связи с переносом убытков купленных компаний. Из-за отсутствия рамок, крупные компании приобретают убыточное производство и убытки, которые оно приносит, направляет на уменьшение налогооблагаемой базы по прибыли. Так же целесообразно усовершенствовать механизм учета в целях налогообложения предприятий на освоение природных ресурсов.
Кроме того, считаю необходимым обратить внимание на то, что на сегодняшний день процесс исчисление налога на прибыль представляет собой очень сложную операцию, которая обусловлена серьезной бюрократической составляющей и трудностями в момент определения доходов и расходов организации. В качестве предложения по решению данной проблемы требуется создать, как можно более унифицированный и простой порядок по определению налогоплательщиком доходов и расходов.
В отношении администрирования налога на прибыль организаций требуется усовершенствовать порядок налогового учета дохода от реализованного имущества. Переход права собственности на объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. В связи с тем, что регистрация прав собственности может занимать достаточно продолжительное время, при приобретении таких объектов в целях налогообложения прибыли предусмотрена возможность начисления амортизации с момента введения основного средства в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию прав.
«Целесообразно законодательно закрепить порядок признания дохода от реализации такого имущества в налоговом учете на более раннюю из следующих дат: дата передачи по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества дата реализации недвижимого имущества».[8]
Рекомендуется произвести уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли. «В связи с этим необходимо внесения изменения в ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения, что безденежными долгами признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случаях: если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными».[9]
«Таким образом, основополагающие моменты исчисления налога на прибыль организаций содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации помимо этого отдельные нюансы исчисления данного налога содержатся в письмах, разъяснениях, инструкциях Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России, а также, в материалах судебной практики».[10] Прописанные в них рекомендации следует соблюдать во избежание ошибок при определении подлежащей взносу в бюджет суммы налога. Обширная нормативно-правовая база, регулирующая исчисление и уплату налога на прибыль организаций, постоянно совершенствуется, и основная роль в этом возложена на налоговое консультирование, как в общем, так и в рамках налога на прибыль в частности. Осуществляя свою профессиональную деятельность в рамках анализа и оценки формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций, консультант по налогам и сборам разрабатывает четкую стратегию своих действий, основанную на концептуальных основах налогового консультирования в этой области.
Заключение
В конце курсовой работы я бы хотел сконцентрировать внимание на ее ключевых моментах.
Функционирующий на сегодняшний день налоговый механизм в России сформировался к 1992 году. На этом его эволюция не остановилась, и уже в том же 1992 году и следующие годы он претерпевал различные изменения. По сегодняшний день проводятся реформы, направленные на корректировку налоговой системы Российской Федерации.
Нормативной базой по налогам и сборов в России служит ст. 57 Конституции РФ, части первая и вторая Налогового кодекса РФ, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, федеральные законы о налогах и сборах.
Первая глава курсовой работы обращена к исследованию теоретических основ по налогообложению прибыли в России, механизму его исчисления и уплаты. Относительного этого, можно сказать: налог на прибыль организаций представляется прямым, т.к. он уплачивается с окончательного финансового результата хозяйствующего субъекта. Поступления от налога на прибыль распределяются между федеральным и региональным бюджетами Российской Федерации в размере 2 и 18% соответственно. Это закреплено в Бюджетном кодексе и говорит нам о том, что в налоге присутствует регулирующая составляющая.
Налогоплательщиками по данному налогу являются организации и предприятия, которые являются юридическими лицами, независимо от их принадлежности к той или иной организационно-правовой форме.
Во второй части курсовой работы мы рассмотрели, как эволюционировал налог с течением времени. Его история происходит со времен Древней Руси, и уже с тех пор эволюционируя в виде прямого налога. Налог на прибыль постоянно претерпевал изменения и 2014 год не оказался исключением. С 1 января 2014 года были введены новые поправки, направленные на облегчение исчисления, уплаты и администрирования налога на прибыль.
Так же был проведен анализ динамики и структуры налога на прибыль организаций в доходах бюджета Российской Федерации. По нему мы можем сказать, что налог на прибыль составляет достаточную долю поступлений в консолидированном бюджете России, чтобы мы могли говорить о важности налога на прибыль для экономики нашего государства. Кроме того динамика поступлений от налога на прибыль организаций говорит нам о том, что изменения в законодательстве, проводимые в отношении этого налога имеют эффект. Так, изменения, произошедшие в течение 2009-2010 годов, положительно повлияли на поступления в бюджет от данного налога, а также поддержали предприятия в период кризиса.
Самый большой удельный вес налога на прибыль организаций в Консолидированном бюджете РФ за исследуемый период был зафиксирован в 2008 году и он составил 31.6%, что на 11,5% больше, чем в 2009 году и на 13.3%, чем в 2013 году.
В конце второй главы своей работы я рассмотрел проблематику и возможные пути совершенствования налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Главной проблемой, установленной мной, была определена проблема порядка формирования налоговой базы.
Очень часто, в сложившихся рыночных условиях хозяйствования, предприятиям приходится реализовывать свои товары не выше их себестоимости. Законодатель не ограничивает проведение этой операции. Но в бухгалтерском учете четко определено, как отражается выручка для определения финансового результата – в суммах, которые были фактически получены, тогда как в целях налогообложения выручку можно отражать разными способами. В такой ситуации возникает необходимость обратить особое внимание на определение рыночных цен. Нормативная база по налогообложению на сегодняшний день имеет плохо проработанную методологию по теме рыночных цен на товары, работы, услуги. Слабое место в порядке определения рыночных цен в целях налогообложения реализованной продукции по ценам, не превышающих себестоимость, представляется отсутствием нормативно-правового акта, четко определяющего методологию определения рыночной цены на продукцию, которую бы использовали и организации, и налоговые органы.
По итогам проведенной исследовательской работы по налогу на прибыль организаций, можно заключить определенные выводы:
не выделяя частностей, налоговая система Российской Федерации гармонирует с теоретическими аспектами и экономическими законами становления налоговой системы. Конечно, невозможно избежать обособленных противоречий, но их присутствие должно быть сведено к минимуму
рассматриваемый нами налог на прибыль организаций представляет собой один из важнейших налогов в налоговой системе России
целесообразно адаптировать опыт налогообложения прибыли зарубежных стран к налоговой системе России
считаю необходимым совершенствование порядка определения налоговой базы.
Список использованных источников:
Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14 июня 1990 года
Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года
Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 года
ФЗ «О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 16.05.2007 года
ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 28.12.2013 года
Приказ МНС РФ от 26.02.2002 № БГ-3-02/98 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25
Эффективность деятельности правоприменительных органов в сфере налогообложения: Информационно-аналитические подходы обеспечения экономической безопасности: Учебник. Под. ред. Г.В. Песчанских – М. Экономика, 2013
Выбор методики калькулирования себестоимости продукции в целях управления прибылью предприятия: Л.В. Попова, Т.А. Головина. Управленческий учет, 2011, № 6
Исследование теоретических аспектов оптимизации налогообложения: Экономические и гуманитарные науки, 2012, № 7
Совершенствование налогового учета в страховых компаниях Прилепов, А.С. – М. Финансы, 2010
Анализ и планирование налоговых поступлений: Учебное пособие. Под ред. А.Б. Паскачева, Ф.К. Садыгова, В.И. Мишина и др. - М. Изд-во экономико-правовой литературы, 2012
Лафферов эффект с последействием: В. Папава, Мировая экономика и международные отношения, 2001, №7
Налоговая политика России: проблемы и перспективы: Под ред. И.В. Горского. Финансы и статистика, 2012
Регрессионный анализ: Учебное пособие. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.- М. 2012
Изменения в налоге на прибыль: АМБ-экспресс, Апрель 03.04.14 – 09.04.14, № 14
Налог на прибыль и расходы на научные исследования с 2012 года: Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях, октябрь 2011, № 20
Экономическая сущность, принципы, функции налога на прибыль: эволюционный подход: Финансы и кредит, ноябрь 2013, № 44
Совершенствование налога на прибыль как условие привлечения дополнительных инвестиций в экономику региона: Журнал «Региональная экономика: теория и практика», Май 2008, № 14
Современная модель налогообложения прибыли в Российской Федерации: Е.Г. Дедкова. Финансовый учет, 2011
Отчетные данные ФНС России за 2008 – 2010 года
Части 1 и 2 Налогового Кодекса Российской Федерации по состоянию на 25 сентября 2013 года
Глава 25 Налогового Кодекса Российской Федерации по состоянию на 15 февраля 2008 года
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!