Льготы пенсионного фонда по видам деятельности

Пенсионный фонд: льготы
Пенсионный фонд: льготы - понятие льготы можно трактовать с двух сторон.
С одной стороны, под льготами понимаются те преимущества, которые получает пенсионер в силу действующего законодательства и которые выражаются в виде компенсации части коммунальных расходов, стоимости лекарственных препаратов, платы за проезд и прочих подобных затрат. Такие компенсации называются социальными льготами. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации гражданам из числа ветеранов, инвалидов, бывших несовершеннолетних узников фашизма и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами осуществляются ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Граждане из числа получателей ЕДВ имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Кроме того, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов вследствие военной травмы устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 и от 1 августа 2005 года № 887.
С другой стороны, речь может идти о льготах, которые могут получить налогоплательщики, перечисляющие средства в Пенсионный фонд Российской федерации. В этом случае льгота может выражаться, например, в установлении льготного периода, за который предприниматель может не платить страховые взносы в связи с тем, что он не ведет в этот период никакой деятельности и не производит никаких выплат и иных вознаграждений гражданам (статья 14 Закона N 212-ФЗ О страховых взносах в пенсионный фонд Российской федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Предприниматели могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на время: прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения России.
- Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 03.12.2012) О трудовых пенсиях в Российской Федерации
- Федеральный закон от 18.07.2009 N 212-ФЗ О страховых взносах в пенсионный фонд Российской федерации, фонд социального страхования Российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363
- Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года № 887
- Сайт Пенсионного Фонда РФ – pfrf.ru
- Юридическая Россия. Федеральный правовой портал - law.edu.ru
Начиная с 1 января 2013 года вступили в силу изменения в Налоговый Кодекс Украины в части налогообложения компаний IT - отрасли, которые были приняты 5 июля 2012г. Законом № 5091 «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового Кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции».
Коротко напомним историю вопроса. IT - отрасль уже проходила этап изменений и реформ в 2011 году, когда услуги по разработке, поставке, тестированию программного обеспечения и другие подобные услуги не облагались налогом на добавленную стоимость. Жизнь этой нормы была недолгой - она просуществовала лишь первое полугодие 2011г. но и за это короткое время она заставила понервничать руководителей и бухгалтеров IТ - компаний: перераспределение НДС, отдельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС - это еще не полный перечень трудностей, с которыми они столкнулись на практике. А те компании, которые занимались исключительно предоставлением услуг программной индустрии, даже начали отказываться от статуса плательщика налога на добавленную стоимость и «сдавать» свои свидетельства плательщиков НДС. И теперь в 2013 году IT - отрасль вновь постигли изменения, что, к сожалению, свидетельствует о нестабильности налоговой системы в Украине.
В конечном принятом варианте Закона льготы предусматриваются только из двух видов налогов - налога на добавленную стоимость и налога на прибыль предприятий, а основные изменения заключаются в следующем:
1. Налог на добавленную стоимость - с 1 января 2013 по 1 января 2023 освобождается от обложения НДС операций по поставке программной продукции, к которой относятся для целей этой льготы только:
- Результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и / или учебной компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и / или онлайн - сервисов
- Криптографические средства защиты информации.
2. Налог на прибыль предприятий - ставка налога на прибыль предприятий для субъектов программной индустрии с 01 января 2013 по 1 января 2023 составляет 5%. Виды экономической деятельности, которые дают возможность применять льготы по налогу на прибыль, следующие:
- издание программного обеспечения
- компьютерное программирование и все виды деятельности по написанию, модификации, тестированию и обеспечению технической поддержкой, документирование программного обеспечения
- консультирование по вопросам информатизации
- деятельность по управлению компьютерным оборудованием
- создание и внедрение информационно-технических комплексов
- обработка данных, размещение информации на веб - узлах и связанная с ними деятельность.
К тому же предприятие, претендующее на получение статуса субъекта индустрии программной продукции, должно в течение предыдущих четырех последовательных отчетных (налоговых) кварталов совокупно одновременно отвечать таким критериям:
- удельный вес доходов субъекта от осуществления видов экономической деятельности, указанных выше, не менее 70 процентов доходов от всех видов экономической деятельности по реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг
- первоначальная стоимость основных средств и / или нематериальных активов предприятия превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года
- у субъекта отсутствует налоговый долг
- в отношении субъекта судом не приняты постановления о признании должника банкротом в соответствии с Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".
Отдельные нормы предусмотрены для новообразованных субъектов индустрии программной продукции.При условии соответствия критериям и предоставлении услуг, перечисленных выше, предприятие для получения статуса субъекта предпринимательской деятельности должно подать в орган государственной налоговой службы регистрационное заявление вместе с финансовой отчетностью и копиями определенных первичных документов.
Как это часто бывает, намерения законодателей были бы достаточно хороши для отрасли и бизнеса. Но Закон № 5091 имел сложный путь развития и в результате бизнес получил не совсем то, на что надеялся.
Как можно было ожидать, предпосылками Закона об особенностях налогообложения субъектов индустрии программной продукции должно быть желание государства поддержать Украинскую индустрию программной продукции в условиях, когда эта индустрия находится в стадии становления и активного развития. Поскольку в Украине сформировался очень мощный интеллектуальный потенциал и высокие темпы роста (в среднем до 40% в год) именно в сфере программной продукции.
Так, первый вариант особенностей налогообложения предусматривал также льготную ставку по налогу на доходы физических лиц (5%) с 01 января 2013 года. Хочется упомянуть и законопроект № 8267 "О государственной поддержке развития индустрии программной продукции", имевший целью внести изменения в Закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", установив льготный размер единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование для субъектов хозяйствования индустрии программной продукции. Но он так и не был принят, поскольку, по мнению Президента, «является не чем иным как нарушением конституционных принципов защиты государством всех субъектов права собственности и хозяйствования, их равенства перед законом», а также «приведет к существенному ограничению существующих по действующим законам возможностей соответствующих граждан в реализации принадлежащего им права на социальную защиту». Хотя, конечно, истинная причина его отклонения есть потери Пенсионного фонда Украины, а соответственно необходимость дотаций из Государственного бюджета Украины.
К сожалению, принятый вариант Закона № 5091, а также непринятие законопроекта № 8267 не отразили в себе главную идею данной новации - стимулирование индустрии программной продукции.
Налоговые льготы для IT - отрасли были реализованы в достаточно урезанном виде, а некоторые из них могут оказаться малодоступными. Не исключается и возможность конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами, например, при определении видов экономической деятельности. Размытость видов экономической деятельности является основой для манипуляций.
Кроме того, освобождение от налогообложения НДС и снижение ставки налога на прибыль, к сожалению, не будет иметь значительных позитивных изменений в уменьшении налогового бремени компаний IT-отрасли. Дело в том, что самый большой вид расходов таких компании является именно оплата труда IT-специалистов как весомого ресурса компании, а потому реальным позитивным сдвигам было бы уменьшение ставки налога на доходы физических лиц и ЕСВ.
Кроме того, принятие даже позитивных изменений с такой скоростью и необходимость бизнеса подстраиваться под новые нормы являются явлением неоднозначным. Оно свидетельствует о несоблюдении основных принципов стабильности и системности законодательства.
Дополнительными трудностями при использовании налоговых льгот является отдельный учет доходов и расходов при ведении деятельности в IT - отрасли, а также необходимость распределения входного НДС. Это требует соответствующего технического обеспечения от предприятия. Поэтому в данном вопросе не стоит спешить, а взвесить все «за» и «против», поскольку использование налоговой льготы имеет чрезвычайно серьезную ответственность - штрафные санкции в случае нарушения норм законодательства могут быть значительными - а плюсов в принятом законопроекте по сравнению с его предыдущей версией не так уж много.
Каталог статей
Создание негосударственных пенсионных фондов
Создание негосударственных пенсионных фондов (НПФ)
Мотивация создания НПФ
Руководство многих Украинских предприятий рассматривает возможность организации негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) для своих сотрудников. При этом НПО задумывается большинством руководителей не как элемент благотворительности, а главным образом - в качестве необходимого условия и инструмента успешного решения задач развития своего бизнеса. Особый интерес работодателей вызывает участие в корпоративном пенсионном фонде, выгодное как работникам, руководству, так и работодателям.
Однако если работник получит выгоду от введения НПО, главным образом, после выхода на пенсию, то работодатель - уже сегодня.
Внедрение НПО на предприятии позволит работодателю решить следующие вопросы:
Реализация социальных программ, формирование компенсационного пакета
Управление персоналом и оптимизация его численности
Финансирование программ развития производства
Налоговое планирование
Корпоративное управление
Имидж предприятия и руководства.
Активы негосударственного пенсионного фонда могут формироваться за счет взносов работодателя, взносов самих работников и инвестиционного дохода, полученного от деятельности, осуществляемой НПФ. Смысл создания корпоративного негосударственного пенсионного фонда заключается в том, что предприятия, осуществляющие взносы в такой фонд, не только не выводят эти средства из обращения, но и привлекают дополнительные. Эти средства, с учетом законодательных ограничений, будут размещаться в собственные инвестиционные проекты. При этом НПФ имеет статус неприбыльной организации, а предприятия-вкладчики и сами работники получат налоговые льготы с суммы средств, направляемых на негосударственное пенсионное обеспечение.
Создание НПФ
Создание негосударственного пенсионного фонда начинается с принятия решения собранием учредителей. Учредителями или работодателями - плательщиками корпоративного пенсионного фонда могут быть работодатели - юридические лица, которые проводят свою деятельность безубыточно не менее чем на протяжении одного финансового года, кроме случаев реорганизации юридического лица. Юридическое лицо может быть одновременно учредителем не более чем одного корпоративного или одного профессионального пенсионного фонда.
Пенсионный фонд действует на основании устава.
При создании корпоративного или профессионального пенсионного фонда устав утверждается учредителями и согласовывается с представителями трудовых коллективов соответствующих юридических лиц-работодателей в части пенсионной схемы, в которой оговариваются условия и порядок негосударственного пенсионного обеспечения участников фонда.
Устав пенсионного фонда должен содержать .
полное и сокращенное наименование, вид фонда (открытый, корпоративный или профессиональный), местонахождение (юридический адрес) совета фонда
сведения об учредителях фонда с указанием их местонахождения (юридического адреса) порядок внесения изменений в пенсионные схемы и их отмены
порядок утверждения и внесение изменений в инвестиционную декларацию фонда
порядок заключения пенсионных контрактов
права и обязанности фонда и порядок их реализации, права и обязанности учредителей, работодателей-плательщиков, вкладчиков и участников пенсионного фонда
порядок формирования повестки дня, созыв, проведение собрания учредителей (в том числе относительно проведения собрания путем опроса) и их компетенцию
полномочия совета пенсионного фонда, порядок его создания и функционирования, созыв его заседаний, квалификационные требования к его членам
условия получения статуса участника фонда
условия уплаты взносов в пенсионный фонд
порядок использования пенсионных активов фонда
виды разрешенных затрат, связанных с деятельностью пенсионного фонда
порядок организации персонифицированного учета участников негосударственного пенсионного фонда и отчетности, а также порядок получения участниками фонда выписок о состоянии их индивидуальных пенсионных счетов
порядок ликвидации и реорганизации пенсионного фонда
условия, по которым может быть проведен выбор и замена администратора, компании из управления активами, хранителя и порядок такой замены с указанием действий, направленных на защиту прав участников фонда
порядок опубликования информации о деятельности пенсионного фонда
порядок внесения изменений в устав пенсионного фонда
порядок выхода учредителей пенсионного фонда
другие положения, которые не противоречат законодательству.
Устав должен содержать пенсионные схемы.
Пенсионная схема должна отображать:
описание всех видов и условий осуществления пенсионных выплат
порядок определения размера пенсионных выплат
срок, на протяжении которого осуществляются пенсионные выплаты, и порядок их осуществления
порядок и сроки уплаты пенсионных взносов, в том числе возможность их изменения по условиям пенсионного контракта
условия и порядок участия в пенсионной схеме
права и обязанности вкладчика, участника фонда по данной пенсионной схеме
другие условия, которые не противоречат законодательству.
Пенсионный фонд имеет собственное наименование, в котором должны быть указаны вид фонда, слова "негосударственный пенсионный фонд" или "пенсионный фонд", и которое отличается от наименований любых других пенсионных фондов, созданных на территории Украины.
Устав пенсионного фонда и изменения в него регистрируются Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины в установленном ею порядке. Изменения в устав пенсионного фонда не могут ухудшать условия пенсионного обеспечения участников фонда.
Пенсионным фондам запрещается изменять их вид и наименование, указанные в уставе пенсионного фонда, после регистрации Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины.
Пенсионный фонд получает статус юридического лица и право на проведение деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению с момента его регистрации в Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины и получения соответствующего свидетельства.
Для регистрации пенсионного фонда его учредители подают в Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг Украины такие документы:
заявление о регистрации пенсионного фонда, составленное по форме, установленной Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины
решение о создании пенсионного фонда (протокол учредительного собрания при наличии нескольких учредителей или решения уполномоченного органа учредителя при наличии одного учредителя)
экземпляры оригиналов или нотариально заверенные копии учредительных документов
устав пенсионного фонда
сведения о должностных лицах учредителей и связанных лиц пенсионного фонда по форме, установленной Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины
сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности учредителей за последний до подачи документов финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенную аудитором. Учредители пенсионного фонда обязаны на протяжении трех месяцев со дня регистрации пенсионного фонда сформировать состав совета фонда.
Инвестиционная декларация пенсионного фонда подлежит обязательной регистрации в Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины на протяжении 60 календарных дней после формирования совета фонда.
Документ. Как предприятию возмещать расходы пенсионного фонда Украины по выплате льготных пенсий
Как предприятию возмещать расходы
пенсионного фонда Украины по выплате льготных пенсий
Вот уже более 4 месяцев в стране действует Закон Украины от 09.07.2003 г. №1058-IV “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” (далее - Закон № 1058). Он принес много новшеств в жизнь как субъектов хозяйствования, так и простых граждан. Изменения коснулись и механизма компенсации Пенсионному фонду затрат на выплату и доставку льготных пенсий.
Так, с 01.01.2004 г. предприятия, условия работы на которых аттестованы по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, начали возмещать Пенсионному фонду средства на выплату и доставку льготной пенсии в размере 20%, если стаж работы на этом предприятии учтен для определения права на такую льготную пенсию. До вступления в силу Закона № 1058 выплата и финансирование льготной пенсии лицам, получившим право на нее согласно Списку № 1, производились исключительно из средств Пенсионного фонда.
Что такое льготная пенсия, знает любой бухгалтер, а вот чем отличаются пенсионные льготы по спискам № 1 и № 2 и как работодатель финансирует льготную пенсию, знает не каждый.
Кратко можно сказать, что льготные условия выхода на пенсию состоят в том, что пенсионный возраст работника и соответственно его право на получение пенсии начинается несколько раньше, чем при общепринятых 60 годах у мужчин и 55 - у женщин.
На первый взгляд, рассматриваемый в статье вопрос может показаться узко специфическим, но все меняется и может так случиться, что вашим местом работы, дорогой читатель, станет предприятие, где условия работы аттестуются по спискам № 1, № 2 или на других условиях.
На сегодняшний день основным законом, регламентирующим пенсионное страхование в Украине, является Закон № 1058, согласно ст. 5 которого принятые ранее Закон Украины от 05.11.1991г. № 1788-XII “О пенсионном обеспечении” (далее - Закон № 1788) и Закон Украины от 26.06.1997 г. № 400/97-ВР “О сборе на общеобязательное государственное пенсионное страхование” (далее - Закон № 400) продолжают действовать в рамках, не противоречащих данному Закону. Так, в “Заключительных положениях” Закона № 1058 говорится о том, что право на получение льготной пенсии устанавливается согласно Закону № 1788.
Один из основных пунктов для определения этого права состоит в том, что работник должен иметь определенный стаж при занятости полный рабочий день, на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по списку № 1), и/или - на работах, с вредными и тяжелыми условиями труда (по списку № 2). Эти списки утверждены Постановлением КМУ от 16.01.2003 г. № 36 “Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях”. Список № 1 состоит из 24 основных разделов, а список №2 - из 34 разделов. Существуют также некоторые категории работ, не включенных в списки, определенный стаж работы на которых позволяет иметь льготную пенсию.
Обязательным условием для получения права на льготную пенсию для всех вышеперечисленных категорий работ является аттестация рабочих мест, которая проводится в соответствии с Постановлением КМУ от 01.08.1992 г. № 442 “О Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”.
Контроль за правильностью применения списков по льготному пенсионному обеспечению и качеством проведения аттестации рабочих мест на предприятиях и в организациях, подготовкой предложений относительно совершенствования данных списков возлагается на органы Государственной экспертизы условий труда.
Остановимся более подробно на ст.ст. 13,14 Закона № 1058, четко разъясняющих, какой стаж должен иметь работник при разных условиях вредности и тяжести работ для получения права на льготную пенсию. Кроме стажа, обязательными остаются условия занятости полный рабочий день на таких вредных работах и соответствующая аттестация рабочих мест. На получение права иметь пенсионные льготы при работе с вредными условиями труда не влияет последнее место работы данного лица, так как в расчет необходимого стажа для такой льготы берется именно стаж работы на вредных для здоровья производствах.
Так, право на пенсионную льготу, при обязательном соблюдении вышеуказанных условий, имеют работники:
1) согласно пункту “а” ст.13 Закона № 1788, по списку № 1:
- мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на отмеченных работах
- женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет и 6 месяцев на отмеченных работах”.
Если у работников стаж работы на особо вредных условиях больше половины необходимого, то есть более 5 лет - у мужчин и более 3 лет и 8 месяцев - у женщин, тогда пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 этого Закона, в следующем порядке:
- на 1 год за каждый полный год такой работы - мужчинам
- на 1 год и 4 месяца - женщинам
2) согласно пункту “б” ст.13 Закона № 1788, по списку № 2:
- мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на отмеченных, работах
- женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на отмеченных работах”.
Если у работников стаж работы на вредных условиях больше половины необходимого, то есть более 6 лет и 3 месяцев у мужчин и более 5 лет у женщин, то пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 12 этого Закона, в следующем порядке:
- на 1 год за каждые полные 2 года и 6 месяцев такой работы - мужчинам
- на 1 год за каждые полные 2 года - женщинам.
Пример. Одна женщина имеет стаж 4 года, а другая - 8 лет на работах по раскатке и сортировке бумаги (Список № 2). При общем стаже как первой, так и второй женщины 25 лет, на первую льгота не распространяется и она будет получать пенсию с 55 лет, а другая - отработавшая 8 лет, будет получать пенсию в 51 год.
Статья 13 включает также перечень некоторых категорий работников (пункты “в” - “з”), не включенных в списки № 1 и № 2, но также имеющих право на льготную пенсию:
- трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции
- женщины-представители некоторых с/х профессий
- работницы текстильного производства
- водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и большегрузных автомобилей, занятых в технологическом процессе тяжелых и вредных производств, и др.
Более подробно условия получения прав на льготную пенсию вышеуказанных работников (пункты “в” - “з” ст.13 Закона № 1788) приведены в этом Законе.
Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее достижения 55 лет - мужчинами и 50 лет - женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест.
Согласно ст. 14 Закона № 1788 право на льготную пенсию независимо от возраста имеют лица, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, и в металлургии - по списку работ и профессий, утверждаемому КМУ, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах: рабочие очистительного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горнодобывающих машин, сталевары, горновые, валяльщики горячего проката, обработчики поверхностных дефектов металла (огневым средством вручную) на горячих участках и некоторых других профессий - при условии, что они были заняты на этих работах не менее 20 лет. Такой же порядок пенсионного обеспечения распространяется и на работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) на шахтах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, которые реструктуризируются или находятся в стадии ликвидации, но не более 2 лет.
Если соблюдены вышеуказанные условия стажа, то работник получает пенсию независимо от его возраста. Если же стажа на подземных работах недостаточно для необходимого норматива по списку № 1, т.е. менее 10 лет - у мужчин и менее 7 лет 6 месяцев - у женщин, то общепринятый пенсионный возраст уменьшается на 1 год за каждый полный год подземных работ.
Все вышеизложенное дает представление о том, кто и при каких условиях имеет право на получение пенсии по возрасту на льготных условиях.
Расчет суммы пенсии по возрасту на льготных условиях, которую будет получать работник, производится в общепринятом порядке, согласно ст.27 и с учетом норм ст. 28 Закона № 1058.
Более подробно рассмотрим вопрос возмещения средств Пенсионному фонду на выплату и доставку льготной пенсии.
Источником финансового обеспечения данного вида пенсий являются средства Пенсионного фонда, Государственного бюджета Украины и денежные средства предприятий, стаж работ на которых учтен для определения права работника на льготную пенсию.
Согласно абзацу 6 ч. II “Заключительных положений” Закона № 1058 “предприятия и организации из средств, предназначенных на оплату труда, вносят в Пенсионный фонд плату, которая покрывает фактические расходы на выплату и доставку пенсий лицам, которые были заняты полный рабочий день на подземных работах, на работах по Списку № 1, кроме лиц, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников”, в таких размерах:
20% - 2004 год
30% - 2005 год
40% - 2006 год
50% - 2007 год
60% - 2008 год
70% - 2009 год
80% - 2010 год
90% - 2011 год
100% - 2012 год.
Это возмещение будет производиться из средств предприятий, аттестованных по Списку № 1, до достижения работником, имеющим такую льготу, общепринятого возраста выхода на пенсию.
“Выплата пенсий лицам, которые были непосредственно заняты полный рабочий день на подземных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников, по списку работ и профессий, утвержденному Кабинету Министров Украины, осуществляется до 1 января 2005 года за счет средств Пенсионного фонда, а с 1 января 2005 года - за счет средств Государственного бюджета Украины до достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 Закона № 1058” (абзац 7 ч.II “Заключительных положений” Закона № 1058).
Исходя из вышеизложенного, на сегодняшний день имеем такую картину возмещения предприятиями Пенсионному фонду льготной пенсии по Списку № 1:
1) Список № 1 поделен на две неравные части
2) в особую категорию, согласно ст. 14 Закона № 1788, выделены подземные и наземные горные работы и работы в металлургии. Но с этого года льготные пенсии работникам, занятым только на подземных горных работах и на строительстве шахт и рудников, финансирует Пенсионный фонд, все остальные производства из Списка № 1 подпадают под категорию таких, которые возмещают Пенсионному фонду в размере 20% средства на выплату и доставку льготной пенсии.
Что касается работников, имеющих право на льготную пенсию в соответствии с пунктами “б” - “з” ст. 13 Закона № 1788 (по Списку № 2 и некоторые другие категории работников), то им выплата пенсии осуществляется Пенсионным фондом, а предприятие, на котором работник заработал стаж на вредных для здоровья условиях труда, компенсирует Пенсионному фонду расходы на выплату и доставку этой пенсии в полном объеме, который составляет “100 процентов от объекта налогообложения” (абзац 2 п.1 ст.4 Закона № 400).
В этом случае объектом налогообложения, согласно абзацу 4 п.1 ст.2 Закона № 400, “для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 этого Закона (речь идет о работодателях), являются фактические расходы на выплату и доставку пенсий, назначенных в соответствии с пунктами “б” - “з” ст.13 Закона № 1788, пока пенсионный возраст работника не достигнет общепринятого.
То есть фактически финансовое обеспечение пенсий вышеуказанных категорий работников производится за счет средств предприятий и организаций, на которых работник заработал стаж, необходимый для получения льготной пенсии.
Такое возмещение средств Пенсионному фонду производится работодателем до момента достижения работником общепринятого возраста (60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин), после чего пенсионное обеспечение производится за счет средств Пенсионного фонда.
Данная норма Закона действительна до принятия отдельных законодательных актов по пенсионному обеспечению через профессиональные и корпоративные фонды, которые будут в дальнейшем регулировать пенсии на льготных условиях.
Представляет интерес механизм расчета бремени выплат, которые ложатся на предприятия, на которых работник заработал необходимый стаж для получения льготной пенсии.
Этот механизм расписан в пп.6.2 п.6 Инструкции от 19.12.2003 г. № 21-1 “О порядке расчета уплаты страховщиками и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины” (далее - Инструкция № 21-1). Суть его состоит в том, что в расчете для определения стажа, необходимого для получения права на льготную пенсию, учитывается весь стаж на последнем месте работы с вредными условиями. Если этого стажа недостаточно, то добавляется недостающая часть за период работы на предыдущем предприятии (при условии, что на этом предприятии работник также работал на вредном участке и имеется соответствующая аттестация) и так далее, пока не наберется необходимый стаж.
Компенсация Пенсионному фонду расходов на оплату и доставку таких льготных пенсий будет осуществляться теми предприятиями, стаж работ на которых учтен для определения права на льготную пенсию, пропорционально учтенному стажу, переведенному в месяцы.
Пример. Гражданину для получения права на пенсию на льготных условиях по Списку № 2 и по результатам аттестации рабочих мест необходимо иметь стаж таких работ 12 лет и 6 месяцев при общем стаже 25 лет. Фактически он имеет 20 лет стажа работы, который дает ему право на льготную пенсию, при общем стаже 35 лет. Представим это в виде таблицы:
Место и время работы (годы)
Предприятие 1, 1995-2004
Олимпиады. Как и с чем есть
В наше время при поступлении большую роль играют олимпиады. Многие студенты, поступающие по ЕГЭ очень негодуют из-за олимпиадников, которые занимают много мест в престижных ВУЗах. Только далеко не все знают, сколько бессонных ночей и нервов уходит на достижение этих результатов. Льготы дают только те олимпиады, которые включены в перечень олимпиад школьников, утвержденных Министерством образования и науки РФ.
Что же это за перечень? В начале каждого учебного года, примерно в ноябре, Министерство образования публикует приказ об утверждении перечня олимпиад школьников, которые будут давать льготы при поступлении в ВУЗы в текущем учебном году.
Льготы бывают первого порядка и второго.
Первого – зачисление без вступительных испытаний. Второго – 100 баллов за ЕГЭ или за вступительное испытание (если таковое имеется в ВУЗе) по профилю олимпиады.
Но, разумеется, и сами олимпиады делятся по своей ценности на три уровня. Первого уровня – самые ценные. Есть, конечно, ещё ВсеРоссийская олимпиада школьников, так называемый «Всеросс». Она стоит выше всех остальных, но об этом чуть позже.

Вернёмся к тому, как проводятся олимпиады из перечня. Обычно, они состоят из двух туров: первый, чаще всего заочный и несложный, в большинстве олимпиад успешное участие в нём даёт только право прохождения во второй тур, он же заключительный. Заключительный тур обязательно очный. Заключительные туры перечневых олимпиад проходят обычно в период с января по март. Очно. Вы приходите на пункт проведения этой олимпиады и пишете её там. Заочно. Решаете задания дома.
Когда все олимпиады проходят, Российский Совет олимпиад школьников (РСОШ) собирается ещё раз, происходит это в начале мая, оценивают уровень сложности каждой из олимпиад, включенной в перечень, количество участников и призеров/победителей, качество проведения. В результате они определяют уровни олимпиад и публикуют тот же перечень, что и осенью, но уже с уровнями для каждой из олимпиад в нём. Осенью же в перечне только список олимпиад, без уровней.
Остальные олимпиады по закону не могут давать льготы при поступлении в ВУЗы. То есть всем известные «Русский медвежонок», «Кенгуру» на деле ничего не дают кроме самоутверждения. Призовые места на городских и областных олимпиадах тоже.
Теперь о ВсеРоссийской олимпиаде школьников - она наиболее ценная из всех школьных олимпиад. Проходит она в четыре тура: школьный, муниципальный, региональный и федеральный (заключительный). Призеры заключительного тура получают не только льготы при поступлении в ВУЗы, но и денежное вознаграждение от государства: призеры - 30000 рублей, победители - 60000 рублей. Чтобы получить льготу при поступлении за олимпиаду, включенную в Перечень олимпиад, вы должны участвовать и побеждать в ней в 11 классе. Её диплом действует только один год, то есть и возможность использовать льготу есть только в год окончания школы. Если какая-либо олимпиада проводится и для младших классов, то для них успешное участие в заключительном туре обычно дает внеконкурсное прохождение в заключительный тур олимпиады на следующий учебный год. ВсеРоссийская олимпиада действует бессрочно. Вы можете получить призерство в девятом классе и поступить по ней после окончания школы. Но вопрос о бессрочности Всеросса обсуждается в данный момент в Министерстве образования.
С первого раза понять это всё очень непросто, и мы рекомендуем внимательно прочитать это как минимум дважды, чтобы у вас сложилось правильное представление обо всём этом процессе.
Итак, пример по прошедшему году:
2) вы видите в нём олимпиаду по подходящему для вас профилю (предмету), например по математике, пусть это будет олимпиада «Физтех», её номер 53
3) вы смотрите, в какие сроки проходит её первый тур, который, кстати, есть как заочный, так и очный (у вас несколько возможностей попасть на заключительный тур)
4) практически в то же время следует начинать готовиться к заключительному туру, а лучше делать это намного раньше, если вы вовремя увлеклись олимпиадами
5) подходит время участвовать в первом туре, вы внимательно ознакомились с правилами его проведения, возможно, заручились поддержкой репетитора и написали его
6) если вы выступили в нём успешно, и вас приглашают на заключительный тур, то для вас наступает период наиболее интенсивной подготовки
7) если вы живете не в городе проведения, то лучше заранее уточните дату и время тура и купите билеты на него
8) вы приезжаете на очный тур, пишете его, соблюдаете все правила проведения
9) спустя некоторое время на сайте олимпиады публикуют списки призеров и победителей, и вы, счастливые, находите себя там
12) В результате с дипломом этой олимпиады для поступления на экономический факультет ВШЭ вам необходимо только сдать ЕГЭ по русскому языку и математике на удовлетворительную оценку (чтобы получить аттестат)
Ещё несколько тонкостей об олимпиадах школьников. Чтобы использовать льготу второго порядка ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО сдать ЕГЭ по этому предмету на удовлетворительную оценку. Сейчас даже поговаривают, что для олимпиадников хотят ввести порог ЕГЭ, который они должны набрать для подтверждения знаний, но это может быть не всегда корректно, как, например, в случае с экономикой – ЕГЭ по такому предмету нет, а обществознание – совсем другой предмет. Чтобы использовать льготу первого порядка вам нужно либо сдать на удовлетворительную оценку все ЕГЭ, которые нужны для поступления на ваш факультет/направление, либо сдать на удовлетворительную оценку ЕГЭ по русскому языку и математике. Это зависит от ВУЗа, но мы рекомендуем вам всё-таки сдать ЕГЭ по всем необходимым. Хотя в ВШЭ, ФУ при Правительстве РФ и РАНХиГС при Президенте РФ в 2013 году достаточно было русского языка и математики. Были и другие ВУЗы, это просто пример. Что ещё очень важно, использовать льготу первого порядка (поступление без вступительных испытаний – БВИ) только в одном ВУЗе на одно направление и, используя эту льготу, вы должны будете сразу оставить оригинал аттестата. Льготу второго порядка вы можете использовать во всех пяти вузах на всех направлениях, куда подаете документы, и вы не обязаны будете предоставлять при этом оригинал аттестата. В скором времени мы начнём анонсировать олимпиады, давать советы по участию в некоторых из них, публиковать расписание в нашей группе Вконтакте
Льготы первого и второго порядка
Вопрос . При льготе первого порядка сдавать ЕГЭ по выбору не нужно, а необходимо ли сдавать ЕГЭ при льготе второго порядка по тому предмету, по которому учитывается 100 баллов в рамках этой льготы?
Ответ . Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ «Об утверждении уровней олимпиад школьников, включенных в Перечень олимпиад школьников на 2012/2013 учебный год» все олимпиады подразделяются на 3 уровня. В соответствии с этими уровнями в СПбГУ абитуриентам предоставляются льготы первого и второго порядка. Согласно п. 19 Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников» льгота первого порядка – быть зачисленным без вступительных испытаний на направление подготовки соответствующие профилю олимпиады. Льготы второго порядка – быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов по единому государственному экзамену по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады или к лицам, успешно прошедшим вступительные испытания профильной, творческой или иной направленности. Соответствие направлений подготовки и специальностей, на которые СПбГУ проводит прием в 2013 году, профилю олимпиады и порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников можно посмотреть здесь.
«Правила приема в Санкт-Петербургский государственный университет на основные образовательные программы высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры) в 2013 году» (далее – «Правила приема») указывают, что поступающий, обладающий льготой второго порядка, приравнивается к лицу, получившему максимальный балл по соответствующему предмету. Иначе говоря, Вам не нужно сдавать ЕГЭ по тому предмету, по которому предоставляется льгота второго порядка.
С текстом Правил приема вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке .
Стоит отметить, что воспользоваться льготой можно только один раз (пункт 2.10 Правил приема). В случае подачи заявления о приеме в другие вузы или на другие специальности такие лица будут участвовать в общем конкурсе в соответствии с Правилами приема. Таким образом, если Вы планируете подавать документы в разные вузы или на разные специальности в пределах вуза, то Вам необходим сертификат ЕГЭ по соответствующему предмету.
ОТЧЕТ О ЛЬГОТАХ: особенности составления новой формы
Всем нам давно известен отчет о суммах льгот в налогообложении (ф. № 1-ПП). Однако начиная с первого квартала 2011 года по результатам налоговых периодов 2011 года и впоследствии должен подаваться уже новый Отчет о суммах налоговых льгот. Рассмотрим в предлагаемой статье порядок заполнения и подачи нового Отчета.
Кто должен составлять и подавать Отчет?
Какими документами регламентировано составление Отчета? Новый Отчет о суммах налоговых льгот (далее - Отчет ) составляется по форме приложения к Порядку № 1233. этим же Порядком установлены особенности его заполнения. Кроме того, на сегодняшний день существует также проект Порядка определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины (далее — Проект порядка ), в котором содержатся некоторые важные моменты по заполнению Отчета (необходимость разработки такого документа следует из п. 9 Порядка № 1233 ). Однако, несмотря на то что на сегодняшний день это только проект . в статье мы будем обращаться к нему для решения спорных вопросов.
Кто подает отчет. Согласно п.п. 16.1.6 НКУ плательщик налогов обязан предоставлять контролирующим органам информацию, сведения о суммах средств, не уплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот (суммах полученных льгот), и направлении их использования (по условным налоговым льготам — льготам, предоставляемым при условии использования средств, высвобожденных у субъекта хозяйствования в результате предоставления льготы в определенном государством порядке).
А к категории плательщиков налогов отнесены физические, юридические лица и обособленные подразделения последних, являющиеся самостоятельными плательщиками отдельных налогов и сборов ( п. 15.1 НКУ ).
Из приведенного можно сделать вывод, что Отчет по форме приложения к Порядку № 1233 должны подавать все категории плательщиков налогов, включая обособленные подразделения.
Однако согласно п. 30.6 НКУ суммы налогов и сборов, не уплаченные субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, учитываются таким субъектом — плательщиком налогов в порядке, предусмотренном Кабмином, т. е. Порядком № 1233.
В соответствии с п. 1 Порядка № 1233 он является обязательным для выполнения субъектами хозяйствования . получающими налоговые льготы. Именно такой субъект ведет учет льгот и составляет Отчет ( п. 2 Порядка № 1233 ).
Понятие субъект хозяйствования НКУ не определяет, хотя активно использует. Как нам определиться с таким «субъектом»? Понятие « субъект хозяйствования» раскрыто в ст. 55 ХКУ. Это:
— юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность*
— физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в качестве предпринимателей.
* Обратите внимание: здесь понятие «хозяйственная деятельность» рассматривается в широком понимании согласно п. 1 ст. 3 ХКУ, а не представляет собой более узкое понятие из п.п. 14.1.36 НКУ, в котором идет речь только о деятельности, направленной на получение дохода.
Получается, Отчет должны составлять только юридические лица и физические лица — предприниматели, получающие налоговые льготы. А поскольку обособленные подразделения юридических лиц не относятся к категории субъектов хозяйствования, они не должны составлять и подавать Отчет.
Понятно, что в таком случае юридическое лицо должно составлять Отчет по результатам всей своей деятельности, включая деятельность обособленных подразделений.
Следующий аспект: Отчет составляют и подают не все плательщики (субъекты хозяйствования), а только те из них, которые не уплачивают налоги и сборы в бюджет в связи с получением налоговых льгот ( п. 1 Порядка № 1233 ). В случае если субъект хозяйствования льготами не пользуется, Отчет не подается ( п. 2 Порядка № 1233 ).
О каких льготах идет речь. Согласно п. 8 Порядка № 1233 налоговые льготы определяются по операциям по поставке товаров и/или услуг, которые являются объектами обложения НДС и в соответствии с НКУ или международными договорами Украины, ратифицированными ВРУ:
1) освобождены от налогообложения
2) облагаются налогом по нулевой ставке
3) к которым применены специальные режимы налогообложения в области сельского хозяйства.
Выходит, операции по поставке товаров (услуг), не являющихся объектом налогообложения, к льготным операциям не относятся . И субъект хозяйствования, осуществляющий операции по поставке товаров (услуг), которые не являются объектом налогообложения, не вносит их в Отчет (на это указано в п. 4 Проекта порядка. а также в консультации в ЕБНЗ).
Куда и когда подавать Отчет?
Куда подавать Отчет . Отчет подается субъектом хозяйствования за три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев по месту его регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода ( п. 3 Порядка № 1233 ). То есть Отчет составляется нарастающим итогом с начала налогового года.
Отчет подается субъектом хозяйствования по месту его регистрации . Что понимать под «местом регистрации »? Понятие «место регистрации» в НКУ не определено. Нет ни малейшего сомнения, что Отчет подается в органы ГНС, ведь он касается налоговых льгот. Да и в строке 5 Отчета указано, что он подается в органы ГНС. Но в какую именно ГНИ?
В органах ГНС плательщики налогов — юридические лица становятся на учет, а не регистрируются. Регистрируются только физические лица путем включения сведений о них в ГРФЛ ( п. 63.5 НКУ ). Однако физические лица должны дополнительно становиться на учет в налоговой в качестве предпринимателей.
Причем существует понятие основного и неосновного места учета в органах ГНС. Основное место учета для юридических лиц — орган ГНС по их местонахождению. Для физических лиц — орган ГНС по их местожительству ( п. 63.3 НКУ ). Неосновное место учета — орган ГНС по месту расположения (регистрации) подразделений юридических лиц, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения либо объектов, которые связаны с налогообложением или через которые осуществляется деятельность.
Вместе с тем как юридические лица, так и физические лица — предприниматели подлежат государственной регистрации. Местом осуществления госрегистрации для юридических лиц является их местонахождение, а для физических лиц — их местожительство ( ст. 5 Закона о госрегистрации ).
Если одновременно принимать во внимание понятия «место проведения госрегистрации» и «место учета». то получается, что Отчет нужно подавать в ГНС по основному месту учета юридических и физических лиц .
Сроки подачи Отчета. Согласно п. 2 Порядка № 1233 он подается в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода. Следовательно, последний день подачи Отчета за первый квартал 2011 года — 10 мая 2011 года .
А если такой день приходится на выходной или праздничный день, то переносится ли последний день срока на операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным? Согласно п. 49.20 НКУ такой перенос допускается относительно налоговой декларации.
Однако Отчет не является налоговой декларацией, поскольку на основании его не осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства, дохода в пользу физических лиц (см. п. 46.1 НКУ ).
Выходит, что перенести сроки для Отчета не получится. Если последний день срока придется на выходной или праздничный, Отчет нужно будет подать не позднее рабочего дня, предшествующего такому выходному или праздничному.
Хотя здесь можно попробовать применить правило п. 5 ст. 254 ГКУ. если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, определенный таковым в соответствии с законом в месте совершения определенного действия, днем окончания срока является первый за ним рабочий день. Таким образом, на основании данной нормы или даже по аналогии с нормой п. 49.20 НКУ срок подачи Отчета достаточно законно переносится на операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным. Остается только, чтобы налоговики с этим также согласились.
Что будет за неподачу Отчета?
Не секрет, что прежний отчет о льготах (ф. № 1-ПП) большой популярностью среди плательщиков налогов не пользовался и поэтому они нередко игнорировали его составление и подачу. Не в последнюю очередь этому способствовало отсутствие адекватных штрафных санкций за неподачу отчета.
А что в настоящий момент «светит» за неподачу Отчета. Как мы уже отмечали, Отчет не является налоговой декларацией. Поэтому финансовые санкции за его неподачу, установленные ст. 120 НКУ для налоговых деклараций, не применяются.
На сегодняшний день также нет оснований применить административную ответственность. Прежний отчет о льготах (ф. № 1-ПП) был документом статистической отчетности. Поэтому за его неподачу или подачу с нарушениями могла быть применена ответственность, предусмотренная ст. 186 3 КоАП.
Однако сейчас Отчет не является документом статистической отчетности. Таким образом, применить финансовую либо административную ответственность за неподачу Отчета нет оснований.
Хотя, несмотря на отсутствие санкций, мы бы не советовали экспериментировать с неподачей Отчета. Ведь подача Отчета — не право, а обязанность субъекта хозяйствования, пользующегося налоговыми льготами.
Порядок заполнения Отчета
Форму Отчета можно условно разделить на три части:
1) шапка Отчета. где указываются данные о плательщике (наименование, местонахождение, коды, телефоны), периоде, за который составляется Отчет. и т. п. Заполнение этой части никаких проблем не вызывает
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!