Правительство РФ предлагает внести изменения в законодательство о валютном контроле
Правительство РФ предлагает внести изменения в законодательство о валютном контроле
Правительство РФ летом этого года внесло на рассмотрение Госдумы РФ проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля" (далее – Законопроект). Законопроект затрагивает вопросы предоставления резидентами и нерезидентами информации о совершенных операциях в уполномоченные банки, органам и агентам валютного контроля. Предлагается изменить правила оформления паспорта сделки, уточнить полномочия таможенных органов в сфере валютного регулирования, а также расширить круг физлиц-нерезидентов.Положения Законопроекта, в случае его принятия, избавят резидентов и нерезидентов от повторного предоставления одних и тех же документов. По новым правилам в каждый орган валютного контроля (каждому агенту валютного контроля) документы должны будут предоставляться однократно. Исключение составят случаи, когда такие документы утрачены вследствие непреодолимой силы. Если изменяются сведения, указанные в ранее предоставленных документах, резиденты и нерезиденты обязаны будут предоставить документы, подтверждающие эти изменения.
От резидентов и нерезидентов нельзя будет требовать составления отдельных документов для целей валютного контроля. Все необходимые сведения контрольные органы (и агенты) должны будут получать из документов бухгалтерского учета, а также из документов, используемых субъектами хозяйственной деятельности для учета своих операций в соответствии с обычаями делового оборота. Однако отметим, что может возникнуть затруднение с определением круга документов, которые могут быть отнесены к используемым в рамках обычаев делового оборота. Вероятно, потребуется разъяснение уполномоченных органов или судов по этому вопросу.
В Законопроекте предусматривается изменение требований к содержанию паспорта сделки. Предлагается эти требования закрепить в Федеральном законе от 10.12.2003 N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон). Однако новые правила практически не будут отличаться от тех, что в настоящее время закреплены в Инструкции Банка России от 15.06.2004 N117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее – Инструкция).
На резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности будет возложена обязанность дополнительно предоставлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках получения иностранной валюты от нерезидентов или о максимальных сроках исполнения нерезидентами сделки путем передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг и т.д. По мнению авторов Законопроекта, подобное изменение избавит резидентов от обязанности переоформлять паспорт сделки, если в ходе исполнения внешнеторгового контракта изменились какие-либо из его условий, указанных в паспорте сделки.
Напомним, что в соответствии с международными правовыми нормами срок исполнения договора во внешнеторговых контрактах может определяться как указанием на фиксированную дату, так и наступлением определенного события. Например, "Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров", заключенная в Вене 11 апреля 1980 г. (далее – Конвенция) позволяет участникам внешнеторгового оборота определять срок исполнения договора различными способами. В ст. 33 Конвенции указано, что товары по договору должны быть поставлены либо в срок, указанный в договоре, либо в течение определенного периода времени, либо в разумный срок после заключения договора. Кроме того, согласно ст. ст. 47 и 63 Конвенции как продавец, так и покупатель вправе в одностороннем порядке установить для другой стороны договора дополнительный срок для исполнения обязательств, если обязательства не исполнены в срок.
Отметим, что из текста Законопроекта неясно, в какой форме резиденты обязаны будут предоставлять подобную информацию. В настоящее время информация о времени исполнения контракта включается резидентами в содержание паспорта сделки, который они подают в уполномоченный банк для оформления. Одновременно с паспортом сделки предоставляется договор с иностранным контрагентом, являющийся основанием для осуществления расчетов (п. 3.5 и Приложение 4 к Инструкции). Если все стороны надлежащим образом соблюдают условия договора, срок его исполнения должен одновременно быть максимальным сроком получения иностранной валюты (товаров, работ, услуг) от иностранного контрагента. Если же в договор вносятся изменения, то резиденту необходимо переоформить паспорт сделки (п. 3.15 Инструкции). В случае принятия Законопроекта Центробанк установит в своих актах порядок предоставления резидентами дополнительной информации для обоснования максимальных сроков получения по договорам иностранной валюты (товаров, работ, услуг) от нерезидентов.
Положения Законопроекта расширяют круг физических лиц-нерезидентов. К таким лицам будут отнесены граждане РФ, имеющие законное основание непрерывно пребывать на территории иностранного государства не менее одного года. Авторы законопроекта указывают, что подобное нововведение позволит юридическим лицам-резидентам выплачивать российским гражданам, пребывающим длительное время на территории иностранного государства, заработную плату в валюте иностранного государства. К отношениям юридических лиц с такими гражданами будут применяться нормы ст. 6 Закона, устанавливающие, что расчеты между резидентами и нерезидентами могут осуществляться без ограничений, за исключением случаев, установленных законом.
Напомним, что в настоящее время Закон позволяет работодателю осуществлять выплаты в иностранной валюте гражданину РФ, работающему на него за пределами РФ, если гражданин направлен в служебную командировку за пределы РФ либо если его работа связана со служебными поездками за пределы РФ, постоянно осуществляется в пути или имеет разъездной характер (ч. 9, 14 п. 1 ст. 9 Закона). Отметим, что действующее законодательство не устанавливает максимального срока для служебной командировки работника. Такой срок работодатель устанавливает с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения [1]. Однако следует помнить, что в соответствии со ст. 166 ТК РФ командировка - это лишь выполнение служебного поручения, а не постоянная работа в месте его выполнения, и она должна заканчиваться с наступлением определенного события - выполнения поручения работодателя, которое было дано работнику перед его направлением в командировку.
Рассмотреть законопроект в первом чтении планируется 4 октября.
Документы и примечания:
Законопроект N556478-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля";
Федеральный закон от 10.12.2003 N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";
"Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров" (заключена в Вене 11 апреля 1980 г.);
Инструкции Банка России от 15.06.2004 N117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок";
[1] п. 4 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки").
Комментариев пока нет!