Налоговые льготы иностранным инвесторам России
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ В РоссиИ
Опубликовано Январь 7th, 2012. Автор adminn
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ В РоссиИ
Кто такой «иностранный инвестор»? Это выражение может означать разные понятия: от владельца производства в России до простого займодавца. Но как бы то ни было, традиционно привлечение иностранных инвесторов считается одним из важных факторов развития национальной экономики. Заметим, что и Российские резиденты инвестируют в России нередко средства, аккумулированные на своих зарубежных структурах, что придает рассматриваемой теме дополнительную актуальность.
Итак, иностранные инвесторы в России . в этой статье рассмотрим разные формы их присутствия России, а также организационные и налоговые особенности ведения деятельности.
Вообще говоря, при осуществлении каких-либо операций с Российскими резидентами иностранные инвесторы в России попадают под действие Российского законодательства, а потому для Украинцев в России пенсионная реформа в Украине становится не действительной. Деятельность иностранца при этом может регулироваться или общими для нерезидентов и резидентов нормами, или специальными нормами, которые предназначены исключительно для нерезидентов. Данные специальные нормы могут иметь и характер льгот, и, наоборот, характер дискриминационный.
Для деятельности иностранных инвесторов является рамочным Федеральный Закон законом «Об иностранных инвестициях в РФ». Несмотря на многочисленные «гарантии» и «льготы» иностранным инвесторам, которые упоминаются в нем, по сути, все они носят только лишь декларативный характер, отсылая к «законодательству Российской Федерации» за содержательными деталями, а законодательство Российской Федерации на эти самые гарантии и льготы не слишком-то щедро.
Иностранные инвесторы в России при ведении каких-либо операций в РФ попадают под действие гражданского законодательства, включая Гражданский кодекс (ГК РФ) и прочие акты, - на равной основе с резидентами, только с некоторыми изъятиями (к примеру, ограничения на участие в приватизации). Специализированными нормативными актами регулируются некоторые виды деятельности иностранных инвесторов в России (например, так, подзаконные акты и банковское законодательство определяет с иностранными инвестициями особенности регистрации кредитных организаций).
Таможенные и налоговые аспекты деятельности зарубежных инвесторов в России регулируются Налоговым кодексом, соответствующими подзаконными актами и таможенным законодательством (прежде всего, Закон РФ «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс). Некоторые процессуальные особенности в отношениях дел с участием зарубежных лиц предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом (пятый раздел) и Гражданским процессуальным кодексом (пятый раздел).
Российское законодательство иностранным инвесторам предоставляет целый ряд вариантов ведения деятельности, которые связанны с РФ. Сюда входят ведение дел через Российского партнера, получение дохода от Российского контрагента, открытие дочерней компании в РФ, организация отделения в РФ. Для любого из этих вариантов характерны собственные особенности валютного регулирования и налогообложения. Для участников соглашений о разделе продукций предусмотрен особый налоговый режим.
Налогообложение иностранных инвесторов в России
По действующему в России налоговому законодательству (Налоговому кодексу РФ) налоговая система страны включает налоги трех уровней.
1. Федеральные налоги и сборы, к которым относятся:
- налог на добавленную стоимость
- акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды сырья
- налог на доходы от капитала
- таможенная пошлина и таможенные сборы
- налог на пользование недрами
- налог с продаж
- налог на игорный бизнес
- региональные лицензионные сборы.
3. К местным налогам и сборам, устанавливаемым органами местного самоуправления, относятся:
- земельный налог
- налог на имущество физических лиц
- налог на рекламу
- налог на наследование или дарение
- местные лицензионные сборы.
Подробный анализ налоговой системы России выходит за рамки данного курса, поэтому следует остановиться на общей характеристике
налоговой системы РФ и на важнейших налогах, взимаемых с иностранных инвесторов. Классификация налогов представлена в табл. 6.
Критерий Виды налогов
По органу, устанавливающему налог Федеральные налоги. Региональные налоги. Местные налоги
По порядку введения Общеобязательные (все федеральные налоги). Факультативные (региональные и местные, которые м> гут отменяться и вводиться)
По субъекту налогообложения Налоги на физических лиц.
Налоги на юридических лиц.
Смешанные (на физических и юридических лиц), например, госпошлины
По объекту налогообложения Налоги на доходы (на прибыль, на доходы физич. лиц) Налоги на потребление (НДС, акцизы, социальные взносы).
Налоги на капитал или имущество
По способу взимания Прямые налоги, уплачиваемые получателем дохода Косвенные налоги, взимаемые через цену товара или услуг
По периодичности взимания Регулярные налоги, взимаемые постоянно.
Разовые налоги, взимаемые в отдельных случаях (госпошлина, налог на наследство и др.)
По целевому назначению Общие — для формирования госбюджета.
Специальные — для финансирования конкретных расходов (социальные взносы, водный налог, транспортный и ДР)
Таблица 6
Иностранное юридическое лицо, решившее начать свою деятельность в РФ, обязано встать на учет в государственной налоговой инспекции. Если оно осуществляет эту деятельность в нескольких местах на территории РФ, то в каждом из них оно обязано встать на учет в соответствующей налоговой инспекции, независимо от того, будет ли в дальнейшем его деятельность признана подлежащей налогообложению или нет.
Иностранное юридические лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории РФ через постоянное представительство, является плательщиком налога на прибыль. Понятие постоянного
представительства используется для того, чтобы определить налоговый статус иностранного юридического лица в РФ, и не имеет организационноправового значения.
Постоянное представительство — любое место регулярного осуществления деятельности иностранного юридического лица (филиала, отделения, бюро, конторы, агентства, организации и т.д.), которая позволяет извлекать доход на территории РФ.
Иностранные юридические лица обязаны встать на налоговый учет в России, независимо от того, будет ли их дальнейшая деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет. Иными словами, основанием для постановки на учет в налоговом органе служит сам факт начала деятельности иностранной фирмы в РФ, а пе наличие или отсутствие у нее налоговых обязательств. Установлена ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа.
Для целей налогообложения не имеет значения, есть ли у иностранной фирмы разрешение на открытие представительства (аккредитация).
При постановке на учет отделению иностранного юридического лица присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который указывается во всех документах, представляемых в налоговые органы.
Коммерческие банки и иные кредитнофинансовые учреждения открывают рублевые, валютные, депозитные и иные счета налогоплательщикам — иностранным фирмам только при представлении ими подлинника справки о постановке на учет в налоговом органе РФ.
В области налогообложения для коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ) и других форм прямых инвестиций в РФ установлен национальный режим, означающий, что они уплачивают налоги, установленные действующим на территории РФ законодательством для национальных предприятий. Кроме того, на совместные предприятия с иностранным капиталом распространяется общий правовой режим льготного налогообложения, как и для Российских предприятий.
Основополагающими понятиями налогообложения являются налоговая база и налоговая ставка Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики — коммерческие организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистра бухгалтерского учета и (или) на основе других документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.
1. Налог на прибыль (корпорационный налог) относится к числу прямых налогов, т.е. налогов, взимаемых непосредственно с прибыли, получаемой в процессе деятельности налогоплательщика. В настоящее время базовая ставка налога на прибыль в России составляет 24%. Субъекты РФ вправе сами устанавливать ставку налога на прибыль.Налоговая база при расчете налога на прибыль от реализации в самом общем виде определяется следующим образом:
НО = ВрНДССсКРУР,
где НО — налогооблагаемая база,
Вр— выручка от реализации,
НДС — налог на добавленную стоимость,
Сс — себестоимость продукции,
КР и УР — соответственно коммерческие и управленческие расходы (вместе это дополнительные расходы — ДР).
Пример: Выручка КОИИ от реализации продукции в 2005 г. равна 1200 тыс. НДС — 200 тыс. себестоимость продукции — 600 тыс. коммерческие расходы — 100 тыс. и управленческие расходы — 100 тыс.
Налогооблагаемая прибыль 1200200600100100 = 200 тыс.
Налог на прибыль (200 х 24): 100 = 48 тыс.
Иностранные юридические лица, не имеющие постоянных представительств в РФ, также выплачивают налог на дивиденды и проценты, полученные на территории РФ, на доходы от фрахта, морских, воздушных, автомобильных и железнодорожных перевозок, от аренды, использования лицензий и авторских прав и др.
Справку об авансовых взносах налогов в бюджет, рассчитанных на основе предполагаемой суммы прибыли, коммерческие организации должны сдавать в органы Министерства по налогам и сборам не позднее чем за 20 дней до конца квартала, а в течение 5 дней после пред
ставления справки следует внести эти взносы в бюджет. По окончании квартала следует представить в налоговую инспекцию квартальный отчет и расчет возврата из бюджета переплаченных сумм (если таковые будут иметь место).
2. Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом, сумма которого относится на себестоимость продукции, т.е. включается в ее цену и оплачивается потребителем. НДС облагаются:
а) обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и услуг б) стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ в) любые денежные средства, поступающие от контрагентов, кроме взносов в уставный фонд, средств на целевое финансирование и на осуществление совместной деятельности.
Базовая ставка НДС составляет 18%, хотя, по некоторым оценкам, оптимальная ставка НДС должна составлять не более 10—15%. По продовольственным товарам (за исключением подакцизных) ставка НДС снижена до 10%. Суммы собранного НДС поступают в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации.
Пример: Стоимость единицы продукции предприятия равна 100. При определении цены этой продукции в нее включается НДС по ставке 18%. Таким образом, цепа единицы продукции будет равна:
100 +(100 х 18):100= 100+ 18 = 118.
Иностранные юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность на территории РФ, делятся на две категории:
1) иностранные юридические лица, состоящие на учете в налоговом органе РФ, исчисляют и уплачивают НДС самостоятельно в порядке, установленном для Российских предприятий
2) иностранные юридические лица, не состоящие на учете в налоговых органах РФ, уплачивают НДС через Российского партнера.
3. Налог на имущество — прямой налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Федерации. Плательщиками налога на имущество являются постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных компаний, банков и организаций. Этим налогом облагаются:
1) основные средства (включая взятые в аренду с правом последующего выкупа), т.е. здания (в том числе жилые), сооружения, передаточные и транспортные средства, устройства, машины, оборудование и другие виды основных средств
2) нематериальные активы — права пользования земельным участком и природными ресурсами, патенты, лицензии, ноухау, программные продукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определенный вид деятельности, организационные расходы, торговые марки,товарные знаки
3) запасы и затраты, включающие производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, незавершенное производство, готовую продукцию и товары.
Основой для определения стоимости имущества является остаточная стоимость, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью (стоимостью приобретения) и износом, начисленным по законам страны постоянного местопребывания иностранного юридического лица. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества за отчетный период — квартал, полугодие, 9 месяцев, год. КОИИ представляют в налоговые органы только квартальные расчеты среднегодовой стоимости и налога на имущество.
От налога на имущество освобождаются дипломатические представительства и приравненные к ним организации, а также имущество, полученное в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа.
Налог на имущество стал одной из причин реинвестиций американской компанией ИБМ средств, вложенных в производство персональных компьютеров на заводе «Квант» в Зеленограде. ИБМ ввезла в Россию оборудование на 2 млрд долл. и установила его на заводе, надеясь, что это обеспечит ей значительную экономию издержек по сравнению с импортом продукции. Однако необходимость платить налог за владение этим имуществом и отмена Российским парламентом льгот по беспошлинному ввозу компонентов, предоставленных ранее правительством России, лишили компанию преимущества перед импортерами компьютеров, которые пользуются различными льготами, что заставило ИБМ свернуть производство в России.
4. Единый социальный налог, взимаемый с 1 января 2005 г. по ставке 26%. За счет этого налога осуществляются отчисления в Пенсионный фонд, на медицинское страхование и др.
5. Другие налоги и сборы, к которым относятся налоги, включаемые в затраты производства или уменьшающие налогооблагаемую базу, федеральный транспортный налог, подоходный налог с физических лиц, различные местные налоги и т.д.
Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность введения специального налогового режима, который представляет собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в соответствии с федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
- система налогообложения в особых экономических зонах
- система налогообложения в закрытых административнотерриториальных образованиях
- система налогообложения при выполнении договоров концессии
- система налогообложения при заключении соглашений о разделе продукции.
Действующие в России налоговые льготы для предприятий, в том числе для КОИИ, принимают в основном следующие формы:
1) двухлетние налоговые каникулы для отдельных типов капиталовложений
2) льготный режим налогообложения, сходный по структуре с режимом для Российского малого бизнеса
3) инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором КОИИ может в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных на эту сумму процентов. Такой кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Его срок — от одного до пяти лет.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен КОИИ при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание новых рабочих мест или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами
- осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов
- выполнение организацией особо важного заказа по социальноэкономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Определенные налоговые льготы иностранным инвесторам мо1уг предоставлять региональные и местные власти.
По признанию специалистов, действующая в России налоговая система пока слабо способствует стимулированию инвестиционной активности как Российских, так и иностранных инвесторов, поскольку носит преимущественно репрессивный характер. Сдерживают инвестиционную активность и такие факторы, как конфискационный налоговый режим, в том числе высокие налоговые ставки, множественность налогов, авансовый характер платежей, частые изменения в налоговом законодательстве, нередко противоречащие друг другу. Сложная и противоречивая налоговая система фактически стимулирует стремление предпринимателей к уклонению от уплаты налогов. Иностранные компании, которые в целом пытаются пе нарушать налоговое законодательство, часто становятся объектом пристального внимания со стороны налоговых ведомств, поскольку представляют для них легкую цель.
Как отмечалось во французском журнале «Всстник международной торговли» (МОС1), опубликовавшем рекомендации для французских предпринимателей на тему «Как преуспеть в России», хотя уровень ставок корпорационных налогов в России ниже, чем во Франции, методы расчета налогооблагаемой базы и принципы бухгалтерского учета в целом значительно отличаются от принятых па Западе, что создает дополнительные трудности для западных партнеров. Существенный налоговый риск связан также с тем, что структура налоговой системы России очень сложна и к тому же подвержена частым изменениям. «Все это приводит к тому, что даже честным налогоплательщикам трудно уследить за этими изменениями и выплачивать все налоги. Именно поэтому эта область должна быть объектом пристального внимания и тщательного анализа со стороны западных инвесторов».
Хотя в России предпринимаются меры по предоставлению налоговых льгот иностранным инвесторам, их эффект пока в целом пезначителен, что, очевидно, требует системного подхода к созданию благоприятного инвестиционного климата в стране на основе координации законодательной, налоговой, таможенной и др. направлений политики.
В Законе «Об иностранных инвестициях» 1999 г. впервые введено понятие «совокупной налоговой нагрузки», которая представляет собой расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате иностранным инвестором. Совокупная налоговая нагрузка включает:
- ввозные таможенные пошлины (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ)
- федеральные налоги (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ)
- взносы в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ).
Введение совокупной налоговой нагрузки позволит иностранному инвестору:
- вопервых, оценить экономическую эффективность инвестиционного проекта
- вовторых, юридически зафиксировать эту денежную сумму в качестве определенного базового ориентира, чтобы в дальнейшем при реализации инвестиционного проекта можно было бы оценить, насколько изменилась налоговая нагрузка и в какую сторону — увеличения или уменьшения.
В случае неблагоприятного изменения налоговой нагрузки иностранный инвестор вправе апеллировать к гарантиям, доказывая, что совокупная налоговая нагрузка превысила расчетную норму, что, в свою очередь, препятствует нормальной реализации инвестиционного проекта.
Как считают эксперты, для повышения конкурентоспособности Российской налоговой системы на международном уровне концепция ее долгосрочного развития должна предусматривать :
- установление и государственную гарантию сохранения ставок прямых налогов на уровне ниже среднемировых
- дальнейшее расширение налогооблагаемой базы и снижение ставок личного и корпорационного налогообложения доходов
- изменение соотношения между личными и корпорационными подоходными налогами
- устранение искажающего воздействия налогов на сбережения и заимствования — налогов на доходы, на прирост капитала, на доходы в виде процентов и дивидендов
- сближение личного подоходного налога и страховых взносов по социальному страхованию
- освобождение от налогообложения инвестиций в производство и производительных накоплений граждан и предприятий.
Иностранные инвесторы в России: возможны варианты
Введение
Кто такой «иностранный инвестор»? В зависимости от контекста это выражение может означать весьма различные понятия: от простого займодавца до владельца производства в России. Как бы то ни было, привлечение иностранных инвесторов традиционно считается одним из важнейших факторов развития национальной экономики. Отметим, что и Российские резиденты нередко инвестируют в России средства, аккумулированные на собственных зарубежных структурах, что придает дополнительную актуальность рассматриваемой теме.
В настоящей статье мы рассматриваем различные формы присутствия иностранных инвесторов в России и характерные для каждой из форм организационные и налоговые особенности ведения деятельности. Рассмотрены наиболее распространенные варианты: «пассивного» получения иностранным инвестором дохода из РФ деятельности через брокера или комиссионера заключение договора о совместной деятельности или договора доверительного управления с Российским резидентом прямой («активной») деятельности через филиал или представительство организации дочерней компании в РФ. Кратко обсуждаются вопросы, связанные с соглашениями о разделе продукции.
Законодательная база
Вообще говоря, при осуществлении операций в России или с Российскими резидентами иностранное лицо потенциально попадает под действие Российского законодательства. При этом деятельность иностранца может регулироваться либо общими для резидентов и нерезидентов нормами, либо специальными нормами, предназначенными исключительно для нерезидентов. Эти специальные нормы могут иметь как характер льгот, так и, наоборот, дискриминационный характер.
Рамочным законом для деятельности иностранных инвесторов в России является Федеральный Закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Несмотря на многочисленные «льготы» и «гарантии» иностранным инвесторам, упоминаемые в нем, все они носят по сути лишь декларативный характер, отсылая за содержательными деталями к «законодательству Российской Федерации», которое на эти льготы и гарантии не слишком щедро.
При ведении операций в РФ иностранное лицо попадает под действие гражданского законодательства РФ, включая Гражданский кодекс (ГК РФ) и другие акты, - в целом на равной основе с резидентами, но с некоторыми изъятиями (например, ограничения на участие в приватизации). Некоторые виды деятельности иностранных инвесторов регулируются специализированными нормативными актами (так, банковское законодательство и подзаконные акты определяют особенности регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями). Для добывающих предприятий важное значение имеет Федеральный Закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Расчеты между резидентами и нерезидентами подчинены валютному законодательству (Федеральный Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») и соответствующим подзаконным.
Налоговые и таможенные аспекты деятельности иностранных инвесторов регулируются Налоговым кодексом (НК РФ), таможенным законодательством (прежде всего, Таможенный кодекс и Закон РФ ОТ 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе») и соответствующими подзаконными актами. Особенности постановки иностранных организаций на налоговый учет установлены Приказом МНС РФ от 07.04.2000 N АП-3-06/124. Некоторые процессуальные особенности в отношении дел с участием иностранных лиц предусмотрены Гражданским процессуальным кодексом (Раздел V) и Арбитражным процессуальным кодексом (Раздел V).
Получение «пассивного» дохода
Иностранный инвестор может не вести никакой содержательной деятельности в России, ограничившись лишь собственно инвестицией, будь то заем или кредит Российскому резиденту, приобретение Российских акций, предоставление в аренду своего имущества (например, оборудования) или выдача лицензии на пользование своей интеллектуальной собственностью (товарный знак, запатентованное изобретение и т.п.). Говорят, что такой инвестор получает из РФ «пассивный» доход в виде процентов по займу или кредиту, дивидендов по акциям, арендного дохода, роялти и др.
В этом случае от него, как правило, не требуется совершения никаких организационных действий в РФ (формально предписывается постановка иностранного получателя дохода на налоговый учет, но на практике это происходит не всегда). Однако если речь идет, например, об инвестициях в недвижимость, ее иностранный владелец подлежит обязательной постановке на налоговый учет (хотя бы для того, чтобы иметь возможность платить налог на имущество).
Для обслуживания операций по получению дохода иностранная компания может открыть счет в Российском банке (как в валюте, так и в рублях режим таких счетов регулируется актами Центрального банка РФ). Для открытия счета необходимо предоставить банку комплект заверенных (как правило, апостилем ) и переведенных документов компании, оформить договор счета и заверить банковскую карточку. Кроме того, для открытия счета потребуется обязательная постановка на налоговый учет в России (что, впрочем, само по себе не означает возникновения каких-либо дополнительных налоговых обязательств). Для постановки на налоговый учет необходимо представить в налоговый орган заверенные и переведенные документы компании, включая справку из налогового органа страны ее регистрации.
Расчеты между резидентом и нерезидентом, будь то в рублях или в валюте, регулируются валютным законодательством, что означает необходимость прохождения валютного контроля и, в частности, оформления резидентом паспорта сделки в своем банке (при сумме договора свыше 5 тыс. долл.) (Инструкция ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И).
Не стоит полагать, что физическое отсутствие инвестора в России означает, будто он ничего не должен Российскому бюджету. С точки зрения налогового законодательства РФ получаемый таким инвестором доход квалифицируется как доход, полученный от источников в РФ без образования постоянного представительства (ст. 309 НК РФ). Он облагается налогом на доход «у источника выплаты» по ставкам, зависящим от вида дохода (дивиденды – 15% проценты, роялти, арендный доход – 20% и др.). Отметим, что доходы от продажи имущества и оказания услуг налогообложен ию у и сточника не полежат исключение – доходы от реализации недвижимости и акций или долей организаций, активы которых состоят из недвижимости более чем на 50% ( пп.пп. 5-6 п. 1 ст. 309 НК РФ). Налог у источника выплаты удерживается и уплачивается в бюджет Российским контрагентом иностранной компании, который получает статус «налогового агента» (ст. 310 НК РФ). При наличии международного налогового соглашения с данной страной ставка налога у источника может быть уменьшена. Для этого иностранная компания должна предоставить налоговому агенту заверенную и переведенную справку о своем налоговом статусе (статусе налогового резидента) из компетентного органа своей страны.
Если данные операции подлежат обложению НДС (например, реализация товара в РФ), а иностранная компания не состоит на налоговом учете в России, НДС также удерживается и уплачивается Российским налоговым агентом (ст. 161 НК РФ).
Таким образом, пассивный доход из РФ обычно подлежит обложению налогом у источника возможно также обложение НДС.
Деятельность через Российского партнера
Иностранный инвестор может вести деятельность в России через Российского партнера. При этом возможны несколько различных вариантов партнерских отношений.
Возможно ведение деятельности через независимого агента. Согласно налоговому законодательству РФ, деятельность иностранной компании через независимого агента в РФ (брокера, комиссионера) не приводит к образованию постоянного представительства ( абз. 2 п. 9 ст. 306 НК РФ). Как упоминалось выше, реализация иностранной компанией имущества в РФ при отсутствии постоянного представительства не ведет, как правило, к налогообложению дохода. По существу, действуя через независимого посредника, иностранная компания может осуществлять полноценную коммерческую деятельность в России без уплаты налога на прибыль.
Плохая новость состоит в том, что от НДС таким образом уйти нельзя более того, если имущество приобретено в РФ, нельзя принять к вычету и «входящий» НДС, поскольку иностранная компания не состоит на налоговом учете в РФ. Поэтому данный вариант деятельности больше подходит для операций, не облагаемых НДС. Прежде всего это операции купли-продажи с Российскими ценными бумагами, осуществляемые через Российского профессионального участника рынка ценных бумаг. Данные операции осуществляются иностранными компаниями (включая офшорные) без налогообложения в РФ, независимо от каких-либо международных налоговых соглашений. (Исключение, как уже упоминалось, составляют лишь акции компаний, более 50% имущества которых состоит из недвижимости в РФ.) Этим обусловлено широчайшее распространение подобных договоров.
Другой вариант – заключение договора совместной деятельности (он же договор простого товарищества, ст. 1041 ГК РФ) с Российским партнером. При этом ведением общих дел занимается Российский участник. Такой договор сам по себе также не приводит к образованию постоянного представительства (п. 6 ст. 306 НК РФ). В связи с этим доход, вообще говоря, облагается налогом у источника по ставке 20% (пп.2 п. 1 ст. 309). Однако при наличии с данной страной подходящего налогового соглашения эта ставка может быть уменьшена да нуля. Фактически, большинство налоговых соглашений РФ предусматривают нулевую ставку для так называемых «других доходов» (не упомянутых явно в соглашении), к которым данный доход и относится.
Вопрос об обложении НДС деятельности простого товарищества не урегулирован законом однозначно, особенно в случае, когда один из участников иностранец. На практике обычно НДС с ведущихся операций уплачивает Российский участник от собственного имени.
Еще один вариант - договор доверительного управления с Российским резидентом. Однако вопросы налогообложения дохода иностранной компании от такого договора урегулированы законом еще хуже. Обычно речь идет об управлении ценными бумагами, в этом случае с НДС проблем нет. Однако, по сути, остается неясным, как следует квалифицировать для налоговых целей доход иностранной компании от такого договора (обычно представляющий собой некоторую смесь дивидендов, процентов и прибыли от торговли ценными бумагами) и, соответственно, кто и по каким ставкам должен платить налог у источника.
Важнейшее соображение при ведении деятельности через Российского партнера – нельзя предоставлять партнеру слишком больших полномочий. И это даже не вопрос доверия, а вопрос налогообложения. Если Российский партер на постоянной основе заключает сделки от имени иностранной компании («зависимый агент», п. 9 ст. 306 НК РФ), такой партнер приобретает статус постоянного представительства иностранной компании - с налоговыми последствиями, рассматривающимися в следующем разделе.
Остаются в силе соображения предыдущего раздела, связанные с валютным регулированием (расчеты Российского партнера с нерезидентом требуют, вообще говоря, оформления паспорта сделки).
Таким образом, некоторые виды деятельности в РФ (прежде всего, операции с ценными бумагами) иностранному инвестору целесообразно осуществлять через Российского партнера.
Деятельность через отделение в России
Для боле эффективного ведения активной деятельности в России иностранная компания может открыть здесь свое обособленное подразделение: представительство или филиал. Разница между ними состоит в объеме полномочий: согласно ГК РФ (ст. 55) представительство лишь «представляет интересы» юридического лица, а филиал «осуществляет функции» юридического лица. На практике этим различием нередко пренебрегают, предоставляя (в положении о представительстве иностранной компании) права представительства на ведение полноценной коммерческой деятельности это не совсем корректно, но проблем обычно не вызывает. Ни представительство, ни филиал не являются отдельным юридическим лицом.
Представительства и филиалы иностранных юридических лиц подлежат обязательной аккредитации в уполномоченном органе. Основным таким органом является Государственная регистрационная палата (ГРП) при Минюсте РФ (Постановление Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. N 1419 Приказ Минюста РФ от 25 ноября 1999 г. N 341). Только ГРП имеет полномочия на аккредитацию филиалов. Представительства, по историческим причинам, могут быть аккредитованы как при ГРП, так и при некоторых других органах, включая Торгово-промышленную палату РФ (Постановление Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. N 1074).
При аккредитации взимается государственная пошлина (представительство – не установлена, филиал – 60 тыс. руб. пп. 4 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) и оплата за услуги аккредитующего органа (при аккредитации на один год в ГРП: представительство - 1000 долл. филиал – 500 долл.). Для аккредитации необходимо представить заверенные и переведенные документы иностранной компании, положение о представительстве или филиале, рекомендации Российских партнеров и др. Аккредитующий орган, как правило, оказывает и паспортно-визовую поддержку иностранным сотрудникам представительства или филиала. Подробности можно найти на сайте ГРП: www.palata. ru.
Иностранная компания, действующая через «отделение» (именно этот термин предпочитают авторы из налоговых органов для обозначения филиалов и представительств) обязана встать на учет в налоговом органе. Только после этого она имеет право на открытие счетов в Российских банках. При этом налоговый статус отделения определяется не его названием (представительство или филиал), а фактически ведущейся через это отделение деятельностью. Налоговый кодекс предусматривает два возможных варианта налогового статуса иностранной компании: с осуществлением деятельности через «постоянное представительство» в РФ (ст. 307) и без такового (ст. 309).
Понятия представительства и филиала, относящиеся к гражданскому праву, следует отличать от понятия постоянного представительства, относящегося к налоговому праву. Постоянным представительством иностранной компании признается, как правило, фиксированное место ведения коммерческой деятельности в России (п. 2 ст. 306 НК РФ). Таким местом может быть и представительство, и филиал однако если коммерческая деятельность через них фактически не ведется (или носит подготовительный характер), постоянного представительства не возникает. С другой стороны, как уже упоминалось, зависимый агент иностранной компании образует ее постоянное представительство даже при отсутствии у нее отделения в РФ. Налоговые обязательства, а, следовательно, налоговый учет и отчетность, различны в зависимости от отсутствия или наличия постоянного представительства. Пожалуй, наиболее часто встречающийся вариант – отделение компании (будь то представительство или филиал), которое также является ее постоянным представительством в налоговом смысле.
С налоговой точки зрения постоянное представительство иностранной компании во многом подобно Российской организации: оно подлежит обложению теми же налогами, включая налог на прибыль, налог на имущество, НДС, ЕСН и др. Есть лишь некоторые особенности, связанные с исчислением налоговой базы постоянного представительства (ст. 307 НК РФ). Важнейшее отличие представительства состоит в том, что при перечислении прибыли из РФ за границу (на счета головного офиса) не возникает налога у источника на дивиденды, поскольку средства перемещаются в пределах одного юридического лица.
Существует еще довольно загадочная налоговая льгота: согласно Налоговому кодексу, освобождается от НДС предоставление помещений в аренду аккредитованным в РФ иностранным организациям (то есть, по существу, их представительствам и филиалам) (п. 1 ст. 149 НК РФ). Однако льгота относится не ко всем иностранным государствам, а только к входящим в особый «белый список». В список входят США и многие офшорные зоны, но не входит большинство европейских стран (Приказ МИД РФ и МНС РФ от 13 ноября 2000 г. N 13747/БГ-3-06/386).
Согласно Федеральному Закону «О валютном регулировании. » ( пп. «е» п. 7 ч. 1 ст. 1) структурные подразделения иностранных компаний (включая «филиалы и постоянные представительства») являются нерезидентами для целей валютного законодательства. Соответственно, все расчеты резидентов с такими структурными подразделениями подлежат валютному контролю в том же порядке, как и расчеты с головным офисом иностранной компании (паспорт сделки и т.п.). Счета в Российских банках, открытые для обслуживания работы отделения, являются счетами нерезидента и имеют соответствующие режимы в смысле валютного регулирования. Это препятствует ведению отделением интенсивной коммерческой деятельности.
Таким образом, в случае ведения активной, но не очень масштабной, деятельности в РФ иностранная компания может действовать через отделение.
Предприятие с иностранными инвестициями
Наиболее прямым вариантом для ведения активной коммерческой деятельности в РФ является создание Российской коммерческой организации с иностранными инвестициями. Закон «Об иностранных инвестициях. » (п. 5 ст. 3) распространяет свои льготы только на организации, в которых не менее 10% капитала принадлежит иностранным инвесторам. Впрочем, как уже упоминалось, эти льготы во многом иллюзорны, так что при желании никто не мешает вложить и меньшую долю.
Созданная организация является полноценным Российским юридическим лицом, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. К плюсам можно отнести отсутствие валютного контроля при операциях с резидентами, основной минус – налог у источника при распределении дивидендов материнской (иностранной) компании. Ставка налога у источника - 15%, при отсутствии международного налогового соглашения. Международное налоговое соглашение может снизить эту ставку (до 5% или 10%). Так, налоговое соглашение между Россией и Кипром позволяет снизить ставку налога у источника на дивиденды до 5% при вкладе в капитал Российской организации не менее 100 тыс. долларов. Это обстоятельство, наряду с благоприятным налогообложением на самом Кипре, обусловливает широчайшее использование кипрских компаний в качестве холдинговых компаний для Российских организаций. Как уже упоминалось, для получения льгот по соглашению необходимо представить Российскому плательщику дивидендов справку о резидентности материнской компании.
Процедура регистрации общества с иностранными инвестициями та же, что и при регистрации обычного Российского общества, надо лишь предоставить заверенные и переведенные документы иностранной компании (выписка из коммерческого реестра или аналогичные документы). Требования к уставному капиталу обычные. Пошлина также стандартная (2 тыс. руб. пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Подробности процедуры регистрации можно найти, например, на сайте московской налоговой службы: www. mosnalog. ru.
В прошлом совместным предприятиям предоставлялись многочисленные льготы, но теперь их почти не осталось. Предприятия с иностранными инвестициями в настоящее время подлежат налогообложению в том же режиме, что и другие Российские организации. Заслуживают упоминания лишь таможенные льготы, предоставляемые при внесении иностранной компанией оборудования в уставный капитал Российской организации. Товары, ввозимые в РФ в качестве вклада в уставный капитал, освобождаются от таможенных пошлин, если они (1) не являются подакцизными (2) относятся к основным производственным фондам и (3) ввозятся в сроки, установленные формирования уставного капитала (Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883). Товары, ввозимые в качестве вклада в капитал, освобождаются также от уплаты «импортного» НДС, если они являются «технологическим оборудованием», комплектующими и запчастями к нему ( пп. 7 ст. 150 НК РФ).
В целом предприятие с иностранными инвестициями – обычная Российская организация, способная вести любую коммерческую деятельность, не запрещенную законом.
Соглашения о разделе продукции
Для иностранных компаний, специализирующихся на разведке и добыче полезных ископаемых, особый интерес представляет Российское законодательство, посвященное так называемым соглашениям о разделе продукции. Сюда входят Федеральный Закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и Глава 26.4 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции».
Соглашение о разделе продукции – это договор, заключаемый между Российской Федерацией и инвестором (обычно иностранным). Государство предоставляет инвестору права на добычу сырья на определенном участке недр, а произведенная продукция делится между сторонами (п. 1 ст. 2 Федерального Закона «О соглашениях. »). Помимо права на часть продукции, инвестор получает, при выполнении определенных условий, право на специальный налоговый режим, предусмотренный Главой 26.4 НК РФ.
Точнее, речь идет даже о двух альтернативных режимах, но суть обоих состоит в том, что инвестор освобождается от уплаты части Российских налогов и сборов, либо они ему возмещаются (п.п. 7, 8 ст. 346.35 НК РФ). Помимо этого, инвестору предоставляются таможенные льготы в виде освобождения от экспортных и импортных пошлин (п. 9 ст. 346.35 НК РФ абз. 5 ст. 37 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Взамен инвестор уплачивает государству предусмотренные соглашением фиксированные суммы, такие как платежи за пользование недрами, компенсацию коренным народам и т.п. (п. 2 ст. 13 Федерального Закона «О соглашениях. »).
Валютное регулирование в отношении таких иностранных инвесторов действует в полном объеме. Существуют некоторые особенности налогового учета и отчетности.
Соглашения о разделе продукции – особый инструмент, интересный лишь для узкого круга инвесторов.
Заключение
Российское законодательство предоставляет иностранным инвесторам целый ряд вариантов ведения деятельности, связанной с РФ. Сюда входят простое получение дохода от Российского контрагента, ведение дел через Российского партнера, организация отделения в РФ, открытие дочерней компании в РФ. Для каждого варианта характерны свои особенности налогообложения и валютного регулирования. Особый налоговый режим предусмотрен для участников соглашений о разделе продукции.
Общие — для формирования госбюджета.
Специальные — для финансирования конкретных расходов (социальные взносы, водный налог, транспортный и др.)
Иностранное юридическое лицо, решившее начать свою деятельность в РФ, обязано встать на учет в государственной налоговой инспекции. Если оно осуществляет эту деятельность в нескольких местах на территории РФ, то в каждом из них оно обязано встать на учет в соответствующей налоговой инспекции, независимо от того, будет ли в дальнейшем его деятельность признана подлежащей налогообложению или нет.
Иностранное юридические лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на территории РФ через постоянное представительство . является плательщиком налога на прибыль. Понятие постоянного представительства используется для того, чтобы определить налоговый статус иностранного юридического лица в РФ, и не имеет организационно-правового значения.
Постоянное представительство — любое место регулярного осуществления деятельности иностранного юридического лица (филиала, отделения, бюро, конторы, агентства, организации и т.д.), которая позволяет извлекать доход на территории РФ.
Иностранные юридические лица обязаны встать на налоговый учет в России, независимо от того, будет ли их дальнейшая деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет. Иными словами, основанием для постановки на учет в налоговом органе служит сам факт начала деятельности иностранной фирмы в РФ, а не наличие или отсутствие у нее налоговых обязательств. Установлена ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа.
Для целей налогообложения не имеет значения, есть ли у иностранной фирмы разрешение на открытие представительства (аккредитация) .
При постановке на учет отделению иностранного юридического лица присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который указывается во всех документах, представляемых в налоговые органы.
Коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения открывают рублевые, валютные, депозитные и иные счета налогоплательщикам — иностранным фирмам только при представлении ими подлинника справки о постановке на учет в налоговом органе РФ.
В области налогообложения для коммерческих организаций с иностранными инвестициями (КОИИ) и других форм прямых инвестиций в РФ установлен национальный режим . означающий, что они уплачивают налоги, установленные действующим на территории РФ законодательством для национальных предприятий. Кроме того, на совместные предприятия с иностранным капиталом распространяется общий правовой режим льготного налогообложения, как и для Российских предприятий.
Особенности налогообложения иностранных инвесторов в России
Основополагающими понятиями налогообложения являются налоговая база и налоговая ставка. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики — коммерческие организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистра бухгалтерского учета и (или) на основе других документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.
Налог на прибыль (корпорационный налог) относится к числу прямых налогов . т.е. налогов, взимаемых непосредственно с прибыли, получаемой в процессе деятельности налогоплательщика. В настоящее время базовая ставка налога на прибыль в России составляет 20%. Налоговая база при расчете налога на прибыль от реализации в самом общем виде определяется следующим образом :
НО — налогооблагаемая база
Вр — выручка от реализации
НДС — налог на добавленную стоимость
Сс — себестоимость продукции
КР и УР — соответственно коммерческие и управленческие расходы (вместе это дополнительные расходы — ДР).
Пример.
Выручка КОИИ от реализации продукции в 2009 г. равна 1200 тыс. НДС — 200 тыс. себестоимость продукции — 600 тыс. коммерческие расходы — 100 тыс. и управленческие расходы — 100 тыс.
Налогооблагаемая прибыль 1200 — 200 — 600 — 100 — 100 = 200 тыс.
Налог на прибыль (200 × 20). 100 = 40 тыс.
Иностранные юридические лица, не имеющие постоянных представительств в РФ, также выплачивают налог на дивиденды и проценты, полученные на территории РФ, на доходы от фрахта, морских, воздушных, автомобильных и железнодорожных перевозок, от аренды, использования лицензий и авторских прав и др.
Справку об авансовых взносах налогов в бюджет, рассчитанных на основе предполагаемой суммы прибыли, коммерческие организации должны сдавать в органы Министерства по налогам и сборам не позднее чем за 20 дней до конца квартала, а в течение 5 дней после представления справки следует внести эти взносы в бюджет. По окончании квартала следует представить в налоговую инспекцию квартальный отчет и расчет возврата из бюджета переплаченных сумм (если таковые будут иметь место).
Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом . сумма которого относится на себестоимость продукции, т.е. включается в ее цену и оплачивается потребителем. НДС облагаются :
1) обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и услуг
2) стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ
3) любые денежные средства, поступающие от контрагентов, кроме взносов в уставный фонд, средств на целевое финансирование и на осуществление совместной деятельности.
Базовая ставка НДС составляет 18%, хотя, по некоторым оценкам, оптимальная ставка НДС должна составлять не более 10—15%. По продовольственным товарам (за исключением подакцизных) ставка НДС снижена до 10%. Суммы собранного НДС поступают в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации.
Пример.
Стоимость единицы продукции предприятия равна 100. При определении цены этой продукции в нее включается НДС по ставке 18%. Таким образом, цена единицы продукции будет равна:
100 + (100 × 18). 100 = 100 + 18 = 118.
Иностранные юридические лица. осуществляющие коммерческую деятельность на территории РФ, делятся на две категории :
1) иностранные юридические лица, состоящие на учете в налоговом органе РФ, исчисляют и уплачивают НДС самостоятельно в порядке, установленном для Российских предприятий
2) иностранные юридические лица, не состоящие на учете в налоговых органах РФ, уплачивают НДС через Российского партнера.
Налог на имущество — прямой налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Федерации. Плательщиками налога на имущество являются постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных компаний, банков и организаций. Этим налогом облагаются :
основные средства (включая взятые в аренду с правом последующего выкупа), т.е. здания (в том числе жилые), сооружения, передаточные и транспортные средства, устройства, машины, оборудование и другие виды основных средств
нематериальные активы — права пользования земельным участком и природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау . программные продукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определенный вид деятельности, организационные расходы, торговые марки, товарные знаки
запасы и затраты . включающие производственные запасы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, незавершенное производство, готовую продукцию и товары.
Основой для определения стоимости имущества является остаточная стоимость . которая определяется как разница между первоначальной стоимостью (стоимостью приобретения) и износом, начисленным по законам страны постоянного местопребывания иностранного юридического лица. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества за отчетный период — квартал, полугодие, 9 месяцев, год. КОИИ представляют в налоговые органы только квартальные расчеты среднегодовой стоимости и налога на имущество.
Калининградский арбитраж продлил льготы резидентам ОЭЗ
КАЛИНИНГРАД, 19 июня.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!