Условия выплаты пенсии по потере кормильца
Как начисляют доплаты к пенсиям и выплаты по потере кормильца
Читатели спрашивают о том, как перейти на другой вид пенсии, получить льготные доплаты вдовам ветеранов и сиротам.
На эти вопросы ответил директор департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной политики Николай Шамбир.
ДОПЛАТЫ ДЛЯ ВДОВ И ПЕНСИИ ПО ПОТЕРЕ КОРМИЛЬЦА
«Почему с мамы сняли льготную доплату к пенсии, если ранее она ее получала как вдова участника ВОВ? Теперь требуют выписку из протокола военно-медицинской комиссии по определению причинной связи между болезнью отца, которую он получил во время службы в армии, и его смертью. Отец на войне не имел ранений, а умер через месяц после того, как был выписан из госпиталя. Нам тогда было не до оформления инвалидности. Скажите, правомерны ли такие требования?».
Да, правомерны. Дело в том, что необходимость оформить инвалидность прописана в Порядке представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Он был утвержден постановлением правления Пенсионного фонда от 25.11.2005 №22-1.
Согласно этому Порядку при назначении повышений к пенсиям по ЗУ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» необходимо предоставить документы о признании лица ветераном войны или лицом, на которое распространяется действие настоящего Закона, и заключение МСЭК о причинной связи смерти лица с ранением, контузией, увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), или заболеванием, связанным с пребыванием на фронте, ликвидацией Чернобыльской катастрофы или выполнением интернационального долга.
Согласно п. 1 ст. 10 ЗУ «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» действие этого закона распространяется, в том числе, на семьи военнослужащих, лиц, относящихся к инвалидам войны и участникам боевых действий, погибших (пропавших без вести) или умерших вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте или в период прохождения военной службы.
«Я студент техникума, мне 19 лет. Получал пенсию по потере кормильца с 11 лет. Слышал, что ее будут платить до 23 лет. Этим летом я поступаю в академию на дневное отделение. В промежутке между окончанием техникума и поступлением в академию (лето 2012-го) мне будут начислять деньги или нет?».
Если вы не сирота, пенсия в связи с потерей кормильца будет выплачиваться вам до 23 лет только в период, когда вы учитесь на дневной форме обучения в высших учебных заведения. Если вы — ребенок-сирота (потеряли обоих родителей), пенсия будет выплачиваться вам до 23 лет, независимо от того, учитесь вы или нет. Этот вопрос регулируется ст. 36 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
ПЕРЕХОД НА ДРУГОЙ ВИД ПЕНСИИ
«Я получаю пенсию по инвалидности с 2000 г. (инвалид детства). В июне 2012 г. хочу перейти на пенсию по возрасту (родилась 20.12.1956 г.). Надо ли мне увольняться с работы, чтобы это сделать? Прокомментируйте, пожалуйста, следующее: «При этом, согласно пенсионной реформе, в случае увеличения размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, размер минимальной пенсии по возрасту не повышается, если пенсионеры осуществляют деятельность, связанную с получением дохода. Таким пенсионерам пенсия пересчитывается после увольнения или прекращения такой деятельности». Как это повлияет на размер моей пенсии по возрасту?»
Законодательством не предусмотрена необходимость увольнения с работы для назначения пенсии по возрасту. Выплата пенсии, назначенной по ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», работающим пенсионерам производится в полном размере, независимо от зарплаты. Относительно второго вопроса. В соответствии со ст. 42 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», при росте прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность, повышается и размер пенсии, исчисленный в соответствии со ст. 28 данного закона.
Но это повышение не касается работающих пенсионеров (т.е. осуществляющих деятельность, связанную с получением дохода, который является базой начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование). Как правило, пересчет пенсии производится со дня установления нового размера прожиточного минимума. Однако работающим пенсионерам пенсия будет пересчитана только после увольнения с работы (или прекращения деятельности, приносящей доход) с учетом прожиточного минимума для лиц, потерявших работоспособность, который установлен на дату увольнения с работы или прекращения такой деятельности (с 1 апреля он составляет 838 грн).
«Мой муж — бывший шахтер. У него 18 лет подземного и 23,5 общего стажа. В мае-2011 ему была назначена 3-я группа инвалидности по общему заболеванию. Так как на это время он еще не достиг пенсионного возраста, ему на основании поданных документов и справки о зарплате за 60 месяцев до 2000 года была назначена пенсия по инвалидности на 1 год. Она составила 50% от пенсии по возрасту. В декабре-2011 наступил срок выхода на пенсию на льготных основаниях (согласно списку 1.2). Он обратился в ПФ района для перевода с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту. Там узнал, что в результате пенсионной реформы сумма пенсии по возрасту будет в 2 раза ниже, чем пенсия по инвалидности в связи с тем, что у него недостаточно трудового стажа, который должен составлять 35 лет. Так ли это?»
Законом «О мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» сохранены условия выхода на пенсию по возрасту на льготных условиях. В приведенной ситуации право на пенсию по списку №1 определяется при наличии стажа, предусмотренного ст. 13 ЗУ «О пенсионном обеспечении». В частности, для людей, занятых на подземных работах, стаж должен составлять не менее 20 лет, из них не менее 10 лет — на этих работах. А размер пенсии определяется по нормам ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Ст. 28 этого закона определяет, что минимальный размер пенсии по возрасту в размере прожиточного минимума для лиц, которые потеряли работоспособность (с 1 апреля — 838 грн), устанавливается при наличии у мужчин 35 лет страхового стажа.
Следует отметить, что, согласно ч. 3 ст. 24 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», за каждый год стажа работы на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабмином Украины, работа на которых давала и дает право на пенсию на льготных условиях, к страховому стажу дополнительно засчитывается по одному году. То есть, если у вашего мужа 18 лет подземного стажа, то ему дополнительно засчиталось 18 лет. Таким образом, в приведенной ситуации страхового стажа достаточно — он превышает 35 лет. В данной ситуации вашему мужу необходимо обратиться в Пенсионный фонд для детального разъяснения по поводу размера пенсии.
Источник: Сегодня
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
Мацевич Мария
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца предусмотрена действующим законодательством РФ, а именно Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 9).
Как видно из текста статьи, основанием для назначения трудовой пенсии данного вида является потеря, то есть смерть кормильца, у которого при жизни на иждивении находились нетрудоспособные члены его семьи. Стоит отметить, что основанием для назначения пенсии является не только факт смерти, но и факт признания человека безвестно отсутствующим или умершим.
Документами, подтверждающими потерю кормильца являются:
Не будем подробно останавливаться на порядке признания человека безвестно отсутствующим или умершим, отметим только что этот порядок содержится в статьях 276-280 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Пожалуй, начать стоит с того, чтобы определить более точно понятие иждивения членов семьи умершего кормильца.
Иждивение – это полное содержание указанных лиц умершим кормильцем и получение ими от него постоянной помощи, которая являлась для них основным источником средств к существованию.
Вопрос об установлении иждивенства представляется достаточно сложным, так как в тексте Закона не раскрыто понятие постоянной помощи и основного источника средств к существованию. По данным вопросам существуют различные точки зрения. Логически следует, что постоянной помощью является помощь, которая оказывалась регулярно на протяжении достаточно длительного периода времени. Основной такая помощь будет являться тогда, когда ее объем значительно превышает иные незначительные источники дохода иждивенца. К примеру, сын - студент, получающий небольшую стипендию, несомненно, является иждивенцем своего отца, имеющего высокий заработок.
Член семьи умершего кормильца может быть признан иждивенцем, даже если он никогда не проживал совместно с кормильцем, в том числе в одном городе, однако постоянно получал от него помощь, являющуюся основным источником средств к существованию. Законом также не предусмотрено, что для признания члена семьи иждивенцем постоянная помощь должна оказываться в период, непосредственно предшествовавший смерти кормильца. К примеру, мать, достигшая пенсионного возраста, на протяжении продолжительного времени получала от сына постоянную материальную помощь, которая при ее небольшой пенсии являлась ее основным источником средств к существованию.
Однако в последние годы лет сын по каким-либо причинам перестал оказывать ей материальную поддержку. После смерти сына его мать будет признана находящейся на его иждивении.
Доказывание факта нахождения на иждивении необходимо и происходит документально, то есть при предоставлении необходимых документов - справок о доходах всех членов семьи, справок о составе семьи и т.д.
Лица, имеющие право на получение трудовой пенсии в случае потери кормильца
Прежде всего, это:
Право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца - отца, может быть реализовано как детьми, родившимися в браке, так и детьми, родившимися у отца и матери, не состоящих в браке между собой, если при рождении ребенка отец объявил о своем отцовстве либо отцовство было установлено по решению суда.
Думаю, что стоит уделить внимание вопросу дееспособности несовершеннолетних иждивенцев умершего кормильца. Дееспособность – это возможность человека осуществлять свои права и приобретать обязанности самостоятельно. В РФ полная дееспособность приобретается с достижением 18-летнего возраста. С этого момента человек может самостоятельно заключать любые сделки, устраиваться на работу, принимать на себя какие-либо обязательства. Семейный кодекс предполагает необходимость родителями обеспечивать детей до 18 лет. Именно поэтому, трудовая пенсия по потери кормильца назначается ребенку до 18 лет (за исключением определенных случаев).
Но в законодательстве есть некоторые основания для признания ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, полностью дееспособным. Оснований два:
Лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, однако получившие в соответствии с законом полную дееспособность на основании вступления в брак либо в результате эмансипации, не вправе обращаться за назначением пенсии по случаю потери кормильца. Однако в том случае, если данная пенсия была назначена до приобретения лицом полной дееспособности, она будет выплачиваться до истечения назначенного первоначально срока.
Кроме детей, братьев, сестер и внуков право на пенсию имеют также супруг умершего кормильца, один из его родителей, дедушка или бабушка, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца в связи с уходом назначается только одному родственнику, независимо от числа детей, братьев, сестер или внуков умершего кормильца, не достигших 14 лет.
Обязательным условием назначения пенсии по случаю потери кормильца в связи с уходом является право ребенка до 14 лет, за которым осуществляется уход, на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Следующим условием является достижение ребенком умершего, братьями, сестрами, осуществляющими уход, восемнадцатилетнего возраста. Если данные лица осуществляют уход, но не достигли указанного возраста, то пенсия будет выплачиваться только с момента достижения ими 18-ти лет.
С момента достижения ребенком, за которым осуществляется уход, возраста 14-ти лет выплата пенсии прекращается. Если уход осуществлялся за несколькими детьми, то данная выплата прекращается с момента исполнения самому младшему из них 14-ти лет.
Требует особого рассмотрения вопрос о наличии права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца у лица, осуществляющего уход за малолетними детьми умершего кормильца, если данное лицо зарегистрировано в службе занятости населения в качестве безработного и получает пособие по безработице и период получения пособия включается в его страховой стаж. Да, такое право у указанных лиц имеется, так как в соответствии с законодательством статус безработного приобретают трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка (источника дохода). Данный гражданин является официально признанным безработным по определению, а пособие по безработице нельзя рассматривать в качестве заработка.
Закон о трудовых пенсиях устанавливает право нетрудоспособных родителей и супруга умершего кормильца, не состоявших на его иждивении, на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.
Под нетрудоспособностью в данном случае понимается достижение лицом установленного законом пенсионного возраста, то есть для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет, либо признание лица инвалидом. Данная норма может применяться независимо от количества прошедшего времени с момента смерти сына, дочери, супруга до утраты родителями или пережившим супругом источника средств существования, а также от продолжительности периода времени от момента смерти сына, дочери, супруга до момента, когда родители или переживший супруг стали нетрудоспособными.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца - супруга сохраняется при вступлении в новый брак.
В данном случае основное значение имеет последовательность происшедших событий - момент назначения пенсии по случаю потери кормильца и время вступления пережившим супругом в новый брак. Если право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца было реализовано до вступления в новый брак, то право на получение данной пенсии сохраняется. В том случае, если обращение за пенсией имело место после вступления в брак, то право на получение пенсии является утраченным, даже в случае последующего расторжения нового брака или смерти нового супруга.
Для установления права на пенсию по указанному основанию должны быть собраны соответствующие документы, подтверждающие нетрудоспособность и утрату источника средств к существованию. Это могут быть справки о доходах всех членов семьи, справки с места жительства, об инвалидности и т.д.
Кроме того, предусматривается право членов семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Основанием в данном случае является тот факт, что при жизни кормилец оказывал указанным членам семьи постоянную помощь, которая являлась для них основным источником средств к существованию, несмотря на получаемую пенсию.
Итак, мы разобрали список лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии по потери кормильца. Обратим внимание на тот факт, что данный список является исчерпывающим, то есть кроме указанных в статье 9 Закона о трудовых пенсиях в РФ лиц, больше никто не вправе претендовать на получение подобной пенсии.
Документы, необходимые при оформлении пенсии по потери кормильца
Перечень необходимых документов, прикладываемых к заявлению на получение пенсии по потери кормильца, утвержден Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г. N 16/19па Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами О трудовых пенсиях в Российской Федерации :
- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству.
- Свидетельство о смерти кормильца.
- Справка о страховом стаже.
- Справка о среднемесячном заработке умершего кормильца за 2000 - 2001 гг. или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.
- Документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
В необходимых случаях в территориальный орган Пенсионного фонда должны быть представлены документы:
Также в качестве документов, подтверждающих факт нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи) предъявляются: справка жилищных органов или органов местного самоуправления, справки о доходах всех членов семьи и иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях - решение суда об установлении данного факта.
На что Вы имеете право
1. Пенсия в связи с потерей кормильца. Начисляется на основании заявления, предоставленного в органы Пенсионного Фонда и приложенных к нему необходимых документов.
Размер пенсии по потери кормильца состоит из базовой части и страховой части. Базовая часть на 1 марта 2009 г. составляет круглым сиротам – 1950 рублей, остальным иждивенцам – 975 рублей. Страховая часть рассчитывается по формуле, учитывающей множество аспектов: накопленная страховая часть на момент смерти кормильца, количество получателей пенсии и т.д.
2. Кроме основной пенсии, Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП, предусмотрена ежемесячная компенсационная выплата.
Размер ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии по случаю потери кормильца определяется как разница между городским гарантированным минимумом и размером трудовой пенсии по случаю потери кормильца на дату установления ежемесячной компенсационной выплаты за вычетом из полученного результата суммы получаемого лицами пособия по безработице.
В условиях современной действительности, стоит отметить отдельную категорию лиц, имеющих право на получение ежемесячных компенсационных выплат к пенсии по потери кормильца.
Это дети, у которых родители (один из родителей) погибли (умерли) в результате террористических актов, техногенных и других катастроф. На основании Постановления Правительства Москвы от 8 апреля 2008 года № 269-ПП им увеличен размер ежемесячной компенсационной выплаты до 13000 руб.
Ежемесячные компенсационные выплаты начисляются управлением социальной защиты населения района, обслуживающим адрес, по которому гражданин получает пенсию.
Оценить:47
Как начисляют доплаты к пенсиям и выплаты по потере кормильца
Мы продолжаем отвечать на вопросы о том, как начисляются и пересчитываются соцвыплаты и пенсии.
В этот раз наши читатели спрашивают о том, как перейти на другой вид пенсии, получить льготные доплаты вдовам ветеранов и сиротам. На эти вопросы ответил директор департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной политики Николай Шамбир.
ДОПЛАТЫ ДЛЯ ВДОВ И ПЕНСИИ ПО ПОТЕРЕ КОРМИЛЬЦА
"Почему с мамы сняли льготную доплату к пенсии, если ранее она ее получала как вдова участника ВОВ? Теперь требуют выписку из протокола военно-медицинской комиссии по определению причинной связи между болезнью отца, которую он получил во время службы в армии, и его смертью. Отец на войне не имел ранений, а умер через месяц после того, как был выписан из госпиталя. Нам тогда было не до оформления инвалидности. Скажите, правомерны ли такие требования?".
Да, правомерны. Дело в том, что необходимость оформить инвалидность прописана в Порядке представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно ЗУ "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Он был утвержден постановлением правления Пенсионного фонда от 25.11.2005 №22-1.
Согласно этому Порядку при назначении повышений к пенсиям по ЗУ "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" необходимо предоставить документы о признании лица ветераном войны или лицом, на которое распространяется действие настоящего Закона, и заключение МСЭК о причинной связи смерти лица с ранением, контузией, увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), или заболеванием, связанным с пребыванием на фронте, ликвидацией Чернобыльской катастрофы или выполнением интернационального долга.
Согласно п. 1 ст. 10 ЗУ "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты" действие этого закона распространяется, в том числе, на семьи военнослужащих, лиц, относящихся к инвалидам войны и участникам боевых действий, погибших (пропавших без вести) или умерших вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте или в период прохождения военной службы. К членам семей умерших ветеранов войны относятся также супруги умерших участников войны и боевых действий, партизан и подпольщиков, признанных при жизни инвалидами от общего заболевания, трудового увечья и других причин, которые не женились повторно. Таким образом, с вашей матери законно сняли льготную доплату к пенсии.
"Я студент техникума, мне 19 лет. Получал пенсию по потере кормильца с 11 лет. Слышал, что ее будут платить до 23 лет. Этим летом я поступаю в академию на дневное отделение. В промежутке между окончанием техникума и поступлением в академию (лето 2012-го) мне будут начислять деньги или нет?".
Если вы не сирота, пенсия в связи с потерей кормильца будет выплачиваться вам до 23 лет только в период, когда вы учитесь на дневной форме обучения в высших учебных заведения. Если вы — ребенок-сирота (потеряли обоих родителей), пенсия будет выплачиваться вам до 23 лет, независимо от того, учитесь вы или нет. Этот вопрос регулируется ст. 36 ЗУ "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".
[Money1]
ПЕРЕХОД НА ДРУГОЙ ВИД ПЕНСИИ
"Я получаю пенсию по инвалидности с 2000 г. (инвалид детства). В июне 2012 г. хочу перейти на пенсию по возрасту (родилась 20.12.1956 г.). Надо ли мне увольняться с работы, чтобы это сделать? Прокомментируйте, пожалуйста, следующее: "При этом, согласно пенсионной реформе, в случае увеличения размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, размер минимальной пенсии по возрасту не повышается, если пенсионеры осуществляют деятельность, связанную с получением дохода. Таким пенсионерам пенсия пересчитывается после увольнения или прекращения такой деятельности". Как это повлияет на размер моей пенсии по возрасту?"
Законодательством не предусмотрена необходимость увольнения с работы для назначения пенсии по возрасту. Выплата пенсии, назначенной по ЗУ "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", работающим пенсионерам производится в полном размере, независимо от зарплаты. Относительно второго вопроса. В соответствии со ст. 42 ЗУ "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", при росте прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность, повышается и размер пенсии, исчисленный в соответствии со ст. 28 данного закона.
Но это повышение не касается работающих пенсионеров (т.е. осуществляющих деятельность, связанную с получением дохода, который является базой начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование ). Как правило, пересчет пенсии производится со дня установления нового размера прожиточного минимума. Однако работающим пенсионерам пенсия будет пересчитана только после увольнения с работы (или прекращения деятельности, приносящей доход ) с учетом прожиточного минимума для лиц, потерявших работоспособность, который установлен на дату увольнения с работы или прекращения такой деятельности (с 1 апреля он составляет 838 грн).
"Мой муж — бывший шахтер. У него 18 лет подземного и 23,5 общего стажа. В мае-2011 ему была назначена 3-я группа инвалидности по общему заболеванию. Так как на это время он еще не достиг пенсионного возраста, ему на основании поданных документов и справки о зарплате за 60 месяцев до 2000 года была назначена пенсия по инвалидности на 1 год. Она составила 50% от пенсии по возрасту. В декабре-2011 наступил срок выхода на пенсию на льготных основаниях (согласно списку 1.2). Он обратился в ПФ района для перевода с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту. Там узнал, что в результате пенсионной реформы сумма пенсии по возрасту будет в 2 раза ниже, чем пенсия по инвалидности в связи с тем, что у него недостаточно трудового стажа, который должен составлять 35 лет. Так ли это?"
Законом "О мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы" сохранены условия выхода на пенсию по возрасту на льготных условиях. В приведенной ситуации право на пенсию по списку №1 определяется при наличии стажа, предусмотренного ст. 13 ЗУ "О пенсионном обеспечении". В частности, для людей, занятых на подземных работах, стаж должен составлять не менее 20 лет, из них не менее 10 лет — на этих работах. А размер пенсии определяется по нормам ЗУ "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Ст. 28 этого закона определяет, что минимальный размер пенсии по возрасту в размере прожиточного минимума для лиц, которые потеряли работоспособность (с 1 апреля — 838 грн), устанавливается при наличии у мужчин 35 лет страхового стажа.
Следует отметить, что, согласно ч. 3 ст. 24 Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", за каждый год стажа работы на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабмином Украины, работа на которых давала и дает право на пенсию на льготных условиях, к страховому стажу дополнительно засчитывается по одному году. То есть, если у вашего мужа 18 лет подземного стажа, то ему дополнительно засчиталось 18 лет. Таким образом, в приведенной ситуации страхового стажа достаточно — он превышает 35 лет. В данной ситуации вашему мужу необходимо обратиться в Пенсионный фонд для детального разъяснения по поводу размера пенсии.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Пенсии по случаю потери кормильца
Читайте также:

Пенсия по случаю потери кормильца – это один из видов трудовых пенсий, представляющий собой ежемесячную денежную выплату алиментарного характера, выплачиваемую из Фонда социальной защиты населения нетрудоспособным членам семьи умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, состоявшим на его иждивении, в качестве частичного возмещения помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования, в размерах, соизмеримых с заработком и стажем работы умершего кормильца, назначаемую на весь период нетрудоспособности членов семьи.
Можно выделить следующие признаки пенсии по случаю потери кормильца:
· это ежемесячные выплаты
· денежные выплаты
· алиментарный характер
· источник выплаты – Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь или средства государственного бюджета
· выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, состоявшим на его иждивении
· выплачивается в размерах, зависящих от прошлого заработка кормильца[1, с. 256-259]
· назначается на весь период нетрудоспособности членов семьи.
Согласно Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь пенсии по случаю потери кормильца должны базироваться на общих с пенсиями по возрасту принципах в части, применимой к этим пенсиям [2].
Все условия назначения пенсии по случаю потери кормильца можно разделить на 2 группы :
1) условия, относящиеся к кормильцу
2) условия, относящиеся к членам семьи.
Условиями назначения пенсии по случаю потери кормильца, которые относятся к кормильцу, являются:
1) смерть кормильца либо признание его судом умершим или безвестно отсутствующим
2) наличие стажа работы кормильца ко дню смерти
3) наличие сведений о заработной плате умершего кормильца [4, с. 131].
Согласно статье 35 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»условиями назначения пенсии по случаю потери кормильца, которые относятся к членам семьи, являются:
1) родство с умершим кормильцем
2) нетрудоспособность
3) нахождение на иждивенииумершего кормильца.
Независимо от нахождения на иждивенииумершего кормильца, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют:
а) родители и супруг (супруга) умершего, не состоявшие на его иждивении, также имеют право на пенсию, если впоследствии утратили источник средств к существованию.
б) дети, а также один из родителей или супруг либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает [5].
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
1) дети (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы), братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет и старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки – при условии, если они не имеют трудоспособных родителей, пасынок и падчерица - если они не получали алиментов от родителей
2) отец, мать (усыновители), супруги, если они достигли пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) либо являются инвалидами
3) дед и бабушка – при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать
4) отчим, мачеха, если они достигли пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) либо являются инвалидами, – при условии, если воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет.
Лица в возрасте от 18 лет и старше, обучающиеся в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в том числе на подготовительных отделениях (кроме учреждений образования, в период учебы в которых обучающиеся состоят на военной службе, на службе в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь), специального образования, переподготовку кадров, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет [1, с. 259].
И.В. Гущин считает, что« члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении. если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Член семьи умершего могут быть признаны находящимися на иждивении и в том случае, если на момент смерти он фактически и не находился на иждивении умершего, но на протяжении определенного периода совместной жизни иждивение имело место» [6, с. 35].
Положением о порядке назначения и выплаты прокурорским работникам пенсий за выслугу лет и по инвалидности, а их семьям – по случаю потери кормильца установлено, что пенсии по случаю потери кормильца семьям прокурорских работников назначаются независимо от выслуги лет в органах прокуратуры и общего трудового стажа кормильца и при условии, что кормилец умер в период службы в органах прокуратуры или не позднее трех месяцев со дня ее окончания либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья, имевших место в период службы в качестве прокурорского работника, а семьям пенсионеров из числа прокурорских работников - если кормилец умер в период получения пенсии, предусмотренной настоящим Положением, или не позднее 5 лет после прекращения выплаты этой пенсии [11].
Членам семьи умершего пенсионера, получавшего трудовую пенсию (за исключением пенсии по случаю потери кормильца), пенсия назначается исходя из стажа работы, из которого назначалась пенсия умершему кормильцу.
Статьей 38 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» установлены размеры пенсий по случаю потери кормильца . Она назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 40 процентов среднемесячного заработка кормильца, но не менее 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту. Пенсия, назначенная по случаю смерти супруга, сохраняется и при вступлении пенсионера в новый брак. Несовершеннолетние, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право также и при их усыновлении.
Пенсия по случаю потери кормильца назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи, имеющего право на пенсию. По желанию членов семьи им может быть назначена одна общая пенсия.
Согласно статье 35 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» пенсии по случаю потери кормильца, умершего вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, назначаются в размере заработка умершего кормильца, определенного за последние 12 месяцев работы, военной службы или службы, предшествовавших его смерти, либо за последние 12 месяцев работы, военной службы или службы, предшествовавших снижению (утрате) трудоспособности или прекращению работы, военной службы или службы, повлекших увечье или заболевание вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, за вычетом доли заработка (денежного довольствия), приходящейся на самого кормильца и лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих права на пенсию по случаю потери кормильца [7].
Декретом Президента Республики Беларусь от 29 апреля 1999 года «О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС» установлено, что пенсия по случаю потери кормильца, умершего вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС, назначается в размере заработка умершего кормильца, за вычетом доли заработка, приходящейся на самого кормильца и лиц, состояих на его иждивении, но не имеющих права на пенсию по случаю потери кормильца [8].
Надбавка к пенсиям гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах в пределах зоны эвакуации, составляет 50 процентов минимальной пенсии по возрасту.
Статьей 41 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» установлен порядок назначения пенсии по случаю потери кормильца при неполном стаже работы. В таком случае назначается пенсия при неполном стаже работы в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу работы кормильца. Семьям умерших пенсионеров, получавших пенсию при неполном стаже работы, пенсия назначается пропорционально стажу работы, исходя из которого, была назначена пенсия умершему кормильцу. Пенсия на каждого нетрудоспособного члена семьи не может быть менее 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту [5].
К пенсии по случаю потери кормильца устанавливается надбавка на уход:
инвалидам I группы – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту
пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет и инвалидам с детства II группы, а также одиноким пенсионерам, нуждающимся в постоянной посторонней помощи – 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Льготы для образовательных учреждений
Льготы для образовательных учреждений
Содержание
Введение 3
Льготы для образовательных учреждений 5
Единый социальный налог 9
Налог на прибыль организаций 12
Налог на имущество организаций 12
Проблемы налогообложения в системе высшего образования 14
Заключение 21
Список источников и литературы 22
Введение
В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации Об образовании[1] образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
При этом согласно ст. 46 Закона Об образовании к непредпринимательской деятельности относятся: оказание населению, предприятиям, учреждениям и организациям платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, и вся платная образовательная деятельность негосударственных образовательных учреждений (включая обучение в пределах государственных образовательных стандартов), если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
В Законе Об образовании дается определение предпринимательской деятельности: это деятельность образовательных учреждений по реализации предусмотренных их уставами производимой продукции, работ и услуг, получаемый доход от которой не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Статья 40 Закона Об образовании предусматривает наличие и иных налоговых льгот. В пп. 4-6 данной статьи говорится о том, что в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления таких льгот определяются законодательством Российской Федерации.
Льготы для образовательных учреждений
Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм освобождены от всех налогов, в том числе и от платы за землю. Особо отметим, что льгота распространяется и на налог на пользователей автомобильных дорог, и на налог с владельцев транспортных средств, и на плату за загрязнение окружающей среды. Но это касается лишь доходов, полученных от непредпринимательской деятельности (ст.40 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 Об образовании[2]).
Учебные заведения высшего и послевузовского образования имеют еще и льготы по налогообложению валюты, полученной в результате внешнеэк
ономической деятельности. На эти деньги нельзя начислять налоги, равно как и изъять их. Кроме того, на валюту в данном случае не распространяется требование об обязательной продаже. Но здесь есть одно условие: руководитель должен тратить такие средства только на выполнение задач, которые определены в уставе вуза (ст.33 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании[3]).
Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим имущество в аренду образовательным учреждениям. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.
Однако многие образовательные учреждения фактически применять налоговые льготы, установленные Законом Об образовании, не могут. Дело в том, что большинство этих льгот не установлены законодательством о налогах и сборах, в частности НК РФ[4]. Соответственно не определены размеры льгот и порядок их применения. Единственной реальной льготой, закрепленной в Законе Об образовании, является льгота, освобождающая все образовательные учреждения от уплаты любых налогов в отношении непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Однако право на применение и этой льготы не раз оспаривалось налоговыми органами (письмо МНС России от 31.07.01 г. N ВГ-6-03/592@ По вопросу предоставления льгот по налогам образовательным учреждениям (с изменениями и дополнениями от 21.10.02 г.). По мнению налоговых органов, в Законе Об образовании речь идет о предоставлении образовательным учреждения налоговых льгот. В то же время согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
При этом ст. 2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах, в том числе федеральные законы о налогах и сборах, регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам и сборам, указанных в Законе Об образовании, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. Таким образом, предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам возможно только после внесения соответствующих изменений в законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок взимания конкретных налогов. Однако арбитражные суды при рассмотрении споров, связанных с применением налоговой льготы, содержащейся в Законе Об образовании, исходят из того, что налоговые льготы применяются независимо от того, в какой закон включена такая норма, а решение вопроса о том месте, куда включена та или иная правовая норма, находится в компетенции законодателя, а не суда.
Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 6.02.04 г. N А19-13814/03-5-Ф02-161/04-С3 указал, что правовая норма Закона Об образовании, освобождающая образовательные учреждения от налогообложения, устанавливает налоговые льготы, регулирует налоговые правоотношения, следовательно, входит в систему налогового законодательства и подлежит применению в отношении конкретных налогов до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ. Налоговые органы пришли тогда к решению впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ руководствоваться правовой нормой, закрепленной в п. 3 ст. 40 Закона Об образовании, предусматривающей освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов, за исключением налогов, введенных частью второй НК РФ, в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Согласно п. 15 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.01 г. N 5 О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам рекомендовано применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Таким образом, если налоговая льгота по конкретному налогу не предусмотрена соответствующей главой НК РФ, которая уже вступила в силу, образовательное учреждение должно уплачивать этот налог на общих основаниях. Проблема заключается в том, что по своей сути Закон Об образовании освобождает образовательные учреждения от уплаты налогов в части их основной (некоммерческой) деятельности. А сейчас все федеральные и некоторые региональные налоги взимаются в соответствии с уже действующими главами части второй НК РФ. В этих главах льготное налогообложение образовательных учреждений если и предусмотрено, то в крайне незначительной степени. Мы рассмотрим вопрос о том, какие налоговые льготы для образовательных учреждений предусмотрены главами части второй НК РФ.
Единый социальный налог
В соответствии со ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого отдельного работника, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Данные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов Российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений. Налог на добавленную стоимость
В п.п. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что не облагаются НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными учреждениями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению независимо от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса. При применении п.п. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ следует иметь в виду, что под некоммерческим образовательным учреждением понимается государственное (или муниципальное), а также негосударственное образовательное учреждение, созданное в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и осуществляющее образовательную деятельность при наличии лицензии на право ее ведения.
Источники:

Следующие статьи:
Комментариев пока нет!