Уменьшение льготного кредита при рождении второго ребенка Беларуси
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2004 N 356 Об утверждении Положения об оказании семьям при рождении трех и более детей финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений
Документ утратил силу
1. Утвердить прилагаемое Положение об оказании семьям при рождении трех и более детей финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
2. Министерству финансов ежегодно при составлении республиканского бюджета предусматривать расходы на оказание семьям при рождении третьего и последующих детей финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКАЗАНИИ СЕМЬЯМ ПРИ РОЖДЕНИИ ТРЕХ И БОЛЕЕ ДЕТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА В ПОГАШЕНИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЛЬГОТНЫМ КРЕДИТАМ, ПОЛУЧЕННЫМ НА СТРОИТЕЛЬСТВО (РЕКОНСТРУКЦИЮ) ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
1. Настоящее Положение определяет условия и порядок оказания семьям при рождении третьего и последующих детей финансовой помощи государства (далее - финансовая помощь) в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным в открытом акционерном обществе "Сберегательный банк "Беларусбанк" на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. N 185 "О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г. N 38, 1/1172) (далее - льготный кредит).
2. Расчет финансовой помощи производится открытым акционерным обществом "Сберегательный банк "Беларусбанк" от суммы задолженности по льготным кредитам, образовавшейся на дату рождения ребенка (детей).
3. Финансовая помощь предоставляется в следующих размерах:
при рождении третьего ребенка - 30 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам
при рождении четвертого ребенка - 50 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам
при рождении пятого ребенка и последующих детей - 100 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам.
4. При рождении в семье двойни финансовая помощь устанавливается в следующих размерах:
4.1. если в семье до рождения двойни был один ребенок - 30 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам
4.2. если в семье до рождения двойни было два ребенка:
на одного ребенка из двойни - 30 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам
на другого ребенка из двойни - 50 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам, уменьшенной на размер финансовой помощи, рассчитанной на первого ребенка из двойни
4.3. если в семье до рождения двойни было три и более детей - 100 процентов от суммы задолженности по выданным льготным кредитам.
При рождении в семье тройни и более детей размер финансовой помощи определяется по аналогии.
5. Для получения финансовой помощи кредитополучателю необходимо предоставить в филиал открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк" по месту получения льготного кредита следующие документы:
заявление об оказании финансовой помощи
копии свидетельств о рождении детей
справку о составе семьи с места жительства.
6. Открытое акционерное общество "Сберегательный банк "Беларусбанк" в 5-дневный срок после получения от Министерства финансов бюджетных средств на оказание финансовой помощи направляет кредитополучателю соответствующую информацию о погашении задолженности по льготным кредитам.
Порядок перечисления бюджетных средств на оказание финансовой помощи определяется соглашением, заключенным между Министерством финансов и открытым акционерным обществом "Сберегательный банк "Беларусбанк".
перерасчёт кредита при рождении второго ребёнка
Здравствуйте! меня интересует вопрос,могу ли я расчитывать на перерасчёт льготного кредита на строительство при рождении второго ребёнка? Дело в том,что мы построили квартиру как нуждающиеся в 2010 г. без привлечения каких либо субсидий кроме льготного кредита.( строили по очереди моей матери,я,муж,моя мать и её двое несовершеннолетних дочерей).В январе 2011 у нас появился первый ребёнок,никаких льгот нам не выдавалось,т.к мы лишены статуса молодой семьи(хотя нам нету 31 года,но мы строились вместе с мамой).С июня 2011 проживаем в новой квартире,соответственно выплачиваем кредит.Сейчас в ожидании второго ребёнка,скажите ситуация остаётся такая же?Мы по прежнему не имеем права на какие-либо льготы или перерасчёты? спасибо
Думаю, что возможно имеете:
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БеларуСЬ
6 января 2012 г. N 13
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ (РЕКОНСТРУКЦИИ) ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
1. Установить, что:
1.12. погашение задолженности по льготным кредитам и выплата процентов за пользование ими осуществляются гражданами равными долями в течение всего периода погашения кредитов:
при приобретении жилых помещений - со следующего месяца после выдачи кредита
при строительстве (реконструкции) одноквартирных жилых домов хозяйственным способом - со следующего месяца после сдачи дома в эксплуатацию, но не позднее 2 лет после начала кредитования, а гражданами, постоянно проживающими и работающими в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, и многодетными семьями - со следующего месяца после сдачи дома в эксплуатацию, но не позднее 3 лет после начала кредитования
при строительстве квартир в многоквартирных жилых домах, а также при строительстве одноквартирных жилых домов подрядным способом - со следующего месяца после ввода дома (пускового комплекса) в эксплуатацию, а в случае сдачи дома в эксплуатацию (строительства квартир) без выполнения в полном объеме работ, обеспечивающих полную готовность жилых помещений к эксплуатации, - через шесть месяцев после ввода дома в эксплуатацию.
Семьям, в которых один из родителей после рождения второго и последующих детей является получателем пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на период получения данного пособия предоставляется отсрочка в погашении задолженности по кредиту (включая проценты за пользование кредитом), предоставленному на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения.
#2 znak
Администраторы 297 сообщенийОтправлено 25 Февраль 2012 - 12:56:34
Добрый день
Ваш источник информации оказался достоверным.
Право на получение «кредитных каникул» закреплено в Указе Президента Республики Беларусь № 13 от 6.01.2012 года О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений.
Так, предусмотрено приостановление выплат по кредиту в период нахождения одного из родителей в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет при рождении второго и последующего детей.
Более того, государство погасит 20% стоимости ранее полученного льготного кредита при рождении второго ребенка.
Правда, перерыв в выплатах по долгам положен только тем, кто взял льготный кредит на жилье .
О том, что семьям, в которых один из родителей находится в декретном отпуске, разрешат на время декрета не платить по кредиту на жилье (то есть предоставят кредитные каникулы ), чиновники начали говорить еще в январе. Но соответствующий указ президент подписал только на днях*.
По указу выходит: если семья с одним ребенком живет в квартире, построенной за льготный кредит, и на свет появляется второй малыш, она может обратиться в банк и, пока ребенку не исполнится три годика, не платить по кредиту ни основной долг, ни проценты. Указ этот коснется в основном тех, кто успел получить льготный кредит до кризиса и до вступления в силу 13-го указа. изменившего список тех, кто вообще подпадает под льготное кредитование.
Напомним, сейчас в Минске и в крупных городах семьи могут рассчитывать на льготный кредит, если:
- это семья силовиков
- в семье есть ребенок-инвалид
- семья больше 10 лет прожила в общежитии или на съемных квартирах (и до них дошла очередь на строительство)
- если семья живет в аварийном доме.
Обычная семья с одним ребенком, к перечисленным выше категориям не относящаяся, должна рассчитывать только на свои силы. Семья с двумя несовершеннолетними детьми, если до нее дошла очередь на строительство, тоже получит льготный кредит, но дорогой - под половину ставки рефинансирования (сейчас это 17%). На нее нормы о кредитных каникулах распространяются, если кредит уже нужно выплачивать, а второму ребенку еще нет трех лет и мама еще в декретном отпуске. Если же дети уже старше трех лет, каникул не видать.
Кстати, Беларусбанк уже готов отправлять семьи льготников в кредитные каникулы. Можно связаться с отделом кредитования, и специалисты подробно расскажут, какие документы нужно собрать и предоставить в банк.
На селе одалживать на квартиру будут не на 40 лет, а на 20
В этом же указе прописано, что гражданам, проживающим и работающим в сельской местности, льготные кредиты будут выдаваться уже не на 40 лет под 3%, а на 20 лет под 10% ставки рефинансирования Нацбанка, но не менее 3% годовых. Сейчас, напомним, ставка 34%. Значит - кредиты на селе будут выдаваться под 3,4%.
Для многодетных семей, проживающих в сельской местности, условие предоставления льготных кредитов не изменилось - на 40 лет под 1% годовых.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Коммерческие кредиты для нуждающихся подешевели
Беларусбанк с 11 июня снизил ставки по кредитам для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 30 до 25% годовых.
Главная Ответы на вопросы читалей 3 Порядок действий в случае смерти иностранного гражданина на территории РФ. Пересчет и уменьшение размера пенсии. Порядок начисления пенсии при переезде из Украины в Россию
Выплата пенсии при переводе ее из РоссииЯвляюсь гражданином РФ. Военный. Вся новость
В связи с вступлением в силу Закона Украины «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине», в соответствии с. Вся новость
Временное нахождение в РФ, выезд в ЕгипетЗдравствуйте! Подскажите пожалуйста! Я гр.Украины. Вся новость
Порядок действий в случае смерти иностранного гражданина на территории РФ. Пересчет и уменьшение размера пенсии. Порядок начисления пенсии при переезде из Украины в Россию
Порядок действий в случае смерти иностранного гражданина на территории РФ
Если гражданин (пенсионер) Казахстана приезжает по гостевой визе в Россию и умирает в России (похоронили тоже в России), какие действия предпринять чтобы его выписали из Казахстана и перестали начислять пенсию в Казахстане? Буркун Юлия
Санкт-Петербург Юристы организации консультируют по вопросам подпадающим под урегулирование законодательства РФ, в связи с чем по вопросу снятия с регистрационного учета в Казахстане и прекращении выплаты пенсии, рекомендуем обратиться в компетентные органы данной страны.
Пересчет и уменьшение размера пенсии
Моей маме 83 года. При получении пенсионного дела сотрудники ПФ Реутова пересчитали пенсию в сторону уменьшения на 2000 рублей, объяснив это ошибкой подсчета стажа при оформлении пенсии в Ивановской области. Насколько правомерны их действия? Лазева С. Б.
Реутов Консультирование по заданному вопросу предполагает работу с материалами пенсионного дела, без ознакомления с имеющимися документами, подтверждающими ваш стаж работы, невозможно дать исчерпывающий ответ, в связи с чем рекомендуем обратиться за консультацией к юристу/адвокату по месту жительства. Если Вы считаете, что Ваше право нарушено, следует обратиться в органы прокуратуры. Статьей 26 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-I О прокуратуре Российской Федерации определен предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В качестве такого предмета надзора названы соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон.
Порядок начисления пенсии при переезде из Украины в Россию
Я шахтёр-на пенсии,получаю дополнительно к пенсии деньги по регрессу.Живу в Украине.Хочу переехать на ПМЖ в Россию.Какая у меня будет пенсия и будут ли мне платить по регрессу? Фёдоров В. Н.
Москва В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее Закон № 173-ФЗ) право на трудовую пенсию в РФ имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 62-ФЗ статус постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства определяется наличием у него вида на жительство. Таким образом, право на пенсию в РФ Вы обретете только после получения вида на жительство.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Россию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. В соответствии со статьей 7 Соглашения от 13.03.92 при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Таким образом, применительно к переселенцам из государств - участников Соглашения государство, назначившее пенсию, может продолжать выплату пенсии переселившемуся пенсионеру до приобретения им права на пенсию соответствующего вида в ином государстве - участнике Соглашения.
Законодательством РФ выплаты по регрессу не предусмотрены.
Источник: http://civitas.ru
Урезание реальных пенсий в России - происки ЦРУ или безграмотность Российской власти?
Индексация социальных выплат в следующем году будет ниже инфляции
Впервые за время нахождения президента Владимира Путина у власти правительство решилось на сокращение реальных пенсий. В ближайшие три года индексация пенсий будет значительно ниже инфляции, что неизбежно приведет к уменьшению их покупательной способности. Эту новость передали вчера агентства со ссылкой на заявление главы Минфина Антона Силуанова . Явное ущемление интересов базового электората Кремля может иметь существенные политические последствия. Возможно, поэтому вице-премьер Ольга Голодец сообщила позже, что социальный блок намерен отстаивать индексацию пенсий в полном объеме. А окончательное решение будет приниматься на следующей неделе.
Российское правительство одобрило параметры бюджета РФ на 2016–2018 годы с предложенной Минфином более скромной индексацией пенсий и социальных обязательств, сказал по итогам заседания министр финансов Антон Силуанов, сообщило Reuters и другие агентства.
По его словам, в 2016 году индексация составит 5,5%, в 2017 году – 4,5%, в 2018 году – 4%. Напомним, что действующее законодательство предусматривает обязательную индексацию пенсий по инфляции, в то время как прогноз по инфляции на 2015 год составляет 11,9%.
Порядок индексации требуется изменить, потому что рост доходов Пенсионного фонда России на одного пенсионера в текущем году составит всего 1,7%, пояснил Силуанов. И если индексация будет происходить более высокими темпами, это может привести к разбалансировке Пенсионного фонда и дополнительному увеличению бюджетных трат. Он также напомнил о снижении темпов роста реальных зарплат.
«В текущем году это отрицательная величина, в следующем году ожидается нулевой рост. С учетом этого фактора мы не можем разгонять другие выплаты. Индексация сверх целевых параметров, которые предлагаются, может привести к росту инфляции и инфляционной спирали», – передает слова Силуанова Интерфакс. Министр добавил, что зарплаты государственным гражданским служащим, военнослужащим индексироваться не будут.
Кроме того, по его мнению, необходимо довести до конца планы по сокращению на 10% государственных гражданских служащих и фонда оплаты труда. Напомним, что ранее социальный блок высказывался против недоиндексации пенсий. «Я не вижу, как можно населению объяснить, что нужно индексировать пенсии ниже инфляции, что у нас будет реальная пенсия понижаться», – говорил глава Минтруда Максим Топилин (см. «НГ» от 22.06.15).
Понятно, что пенсионеры это решение не оценят положительно, но других вариантов фактически не остается, считает замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Кремль скорее всего будет вынужден на это пойти – в противном случае бюджет начнет разваливаться. Есть опасность, что Резервный фонд будет в ближайшее время израсходован, а нефтяные цены не вырастут. Зависимость от ценового фактора носит объективный характер, и ни правительство, ни Кремль здесь ничего сделать не могут. Остается – урезание. Правда, есть вероятность, что уровень индексации все-таки еще немного поднимут – может быть, до 7%. Однако до фактической инфляции она вряд ли дотянется», – предполагает Макаркин.
Между тем накопительная часть пенсии все-таки будет разморожена и учтена в бюджете на будущий год, заявил вчера глава Минфина. «Соответственно на эту сумму, а это где-то 330 млрд руб. трансферт в Пенсионный фонд будет увеличен», – сообщил Силуанов.
С бюджетными параметрами, предложенными главой Минфина Антоном Силуановым, согласны не все. Фото РИА Новости
С бюджетными параметрами, предложенными главой Минфина Антоном Силуановым, согласны не все. Фото РИА Новости
В то же время при нехватке средств на первоочередные обязательства мораторий может быть возобновлен. «Если мы столкнемся с внешними вызовами, с новой ситуацией в экономике, если не будет хватать средств на первоочередные обязательства, тогда можно рассмотреть этот вопрос. Но сегодня мы видим, что деньги, которые необходимы для балансировки Пенсионного фонда с учетом новых предложений, есть. Деньги на основные программы и выполнение социальных обязательств предусмотрены, поэтому оснований говорить о каких-то экстраординарных проблемах балансировки бюджета сегодня нет», – сказал министр.
В свою очередь, вице-премьер Ольга Голодец заявила, что источники финансирования накопительной пенсии на настоящий момент не определены. «Больше всего на несбалансированность бюджета Пенсионного фонда влияет тема накопительной пенсии, потому что источника для ее финансирования на сегодняшний день не найдено. Правительством дано дополнительное поручение Минфину и Минэкономразвития определиться с источником финансирования накопительной пенсии», – сказала в четверг Голодец.
Добавим, что Минфин также предложил продолжить политику сокращения расходов на 10%. «Такая работа была проведена в 2015 году, каждая программа прошла через комиссию по повышению эффективности расходов. Эта оптимизация неэффективных расходов была предложена к продолжению на 2016–2018 годы», – сказал Силуанов. По расчетам ведомства, экономия позволит сохранить резервы, используя их только в течение двух следующих лет. «В 2018 году мы не планируем тратить резервы, но и не планируем их увеличивать», – пояснил он, отметив, что их восстановление начнется после 2018 года при цене на нефть 70 долл. за баррель.
Дефицит федерального бюджета в 2016 году составит 2,4% ВВП, в 2017 году – 1,9% ВВП, в 2018 году – 0,7% ВВП. Кроме того, в одобренные проектировки бюджета на 2016 год заложены доходы от приватизации в 2016 году на уровне 99 млрд руб. Какие именно активы предлагается приватизировать в 2016 году, в Минфине не уточнили.
Сокращение пенсий – это важное политическое решение с далеко идущими социальными последствиями.
Алина Терехова
Корреспондент "Независимой газеты"
Планомерное разграбление России на протяжении 25 лет и полное игнорирование законов развития экономики привело нас к тому, что власть судорожно пытается затыкать дыры в метаниях между снижением оборонного бюджета, сокращениями реальных пенсий и финансированием перспективных экономических проектов. Проблемы накладываются одна на другую.
Единственное, чего не демонстрирует чубайсоидная власть - это внятных экономических стратегий.
А откуда им взяться в головах тех, кто от природы не способен мыслить стратегически? Вся их "деятельность" - это хапок, халява. Там, где должен быть мозг, у них ещё один желудок. И беспредельные понты, которым отныне приходит конец.
Самое интересное, что по большому счёту в России никогда не было дефицита стратегически мыслящих людей. И сейчас они есть. Почему их не слышит власть?
Похоже, мы наблюдаем именно тот случай, когда Бог лишил разума как раз тех, кто уже давно заслужил наказание.
Кто-нибудь верит, что чубайсоиды удержат за собой Кремль до 2018 года?
Если пенсионер устроится снова на работу, повлечет ли это уменьшение пенсии или отмену льгот?
Проблема
Анонимно 10 декабря 2014, 20:30
Скажите, если пенсионерке (56 лет) устроиться снова на работу, повлечет ли это уменьшение пенсии или отмену льгот?
Здравствуйте!
Вот интересная информацию на эту тему:
Неработающие пенсионеры могут обучиться новым профессиям и трудоустроиться.
Такая возможность им дана с 1 сентября в рамках федерального закона О занятости населения в Российской Федерации. Дополнительное профессиональное образование незанятые граждане, которые получают трудовую пенсию по старости, могут получить по направлению службы занятости по востребованным на рынке труда специальностям. Спецкурсы запланированы с нового года. Более подробную информацию по данному проекту можно получить на местах в центрах занятости.
Кроме того, каждый год работающему пенсионеру делается перерасчет его пенсии, т.к. работодатель уплачивает за него страховые взносы и подает отчеты по индивидуальным сведениям:
Перерасчет трудовой пенсии - это изменение размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности в связи с наличием у пенсионера дополнительного заработка, с которого уплачены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, а также в связи с другими причинами.
Многие пенсионеры после выход
а на пенсию продолжают работать. В этом случае работодатели уплачивают за них страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, с учетом которых органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) производят перерасчет размера трудовой пенсии.
Напомним, до 2009 года работающие пенсионеры должны были ежегодно обращаться в территориальный орган ПФР по месту жительства с заявлением о перерасчете размера страховой части своей трудовой пенсии. Теперь ежегодно подавать в ПФР такое заявление не обязательно.
Вот еще информация, которая может заинтересовать:
С тех пор как на высшем государственном уровне было принято решение не повышать пенсионный возраст, но стимулировать граждан выходить на заслуженный отдых как можно позже, Минфин начал предлагать одну за другой идеи экономии на работающих пенсионерах. Сначала предлагалось полностью лишить таких работников пенсионных выплат. Дальше было предложение не делать работающим регулярный перерасчет пенсии. Наконец, возникла идея отщипнуть от пенсии работающих базовую часть, а это примерно 35 процентов среднего размера трудовой пенсии по старости.
Так, что пока каких то изменений на уменьшение пенсии работающему пенсионеру в законах нет, хотя, попытки такие есть и думаю будут продолжаться.
Почему пенсии в России ниже, чем на Западе?
ЭТОТ вопрос работникам пенсионных органов приходится слышать часто. И хотя он чаще всего носит просто эмоциональный характер, отвечать на него нужно по существу.
Если говорить о причинах, по которым Российские пенсии ниже зарубежных, то их всего три. Первая наиболее очевидна - зарплаты в России были и все еще остаются существенно ниже тех, которые выплачиваются за рубежом, особенно в экономически развитых странах Запада. И до той поры, пока среднестатистический Россиянин будет получать зарплату около 6 тыс. рублей в месяц, ни о каком равенстве или хотя бы сопоставимости пенсий говорить не придется.
Но это только наиболее очевидная из причин, и население воспримет ее с пониманием и без протеста. А вот вторая причина может вызвать недоумение и даже возражения. И вправду, кто из Россиян согласится с утверждением, что наши соотечественники просто не дорабатывают необходимый стаж до приличной пенсии по сравнению со своими западными коллегами. Но это, увы, так.
Действительно, западники, начиная работать в 20-25 лет, на пенсию выходят в 65-67 (при установленном пенсионном возрасте для женщин в 60, а для мужчин - в 65). Иными словами, стаж в 40-45 лет там не редкость, а, скорее, правило. А у нас до конца 2001 года минимальный стаж, дающий право на пенсию, составлял 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин - почти в два раза меньше, чем за рубежом. Конечно же, работая в два раза дольше, можно заработать много большую пенсию, тем более что платежи идут с более высокой зарплаты.
К тому же в России неуклонно увеличивается число пенсионеров, выходящих на пенсию досрочно, на льготных условиях. Если в Советском Союзе, государстве более богатом и мощном, на пенсию досрочно выходил каждый пятый, то в России в последние годы - каждый третий. А рост массы льготников создает дополнительную нагрузку на бюджет Пенсионного фонда и, как следствие, ведет к уменьшению размеров пенсий.
И, наконец, третья причина (которая тоже не вызовет энтузиазма у населения) - на Западе работник как минимум соучаствует в формировании своего пенсионного капитала. У нас же с 2001 года население по воле законодателей освобождено даже от символического участия в платежах.
Как могут быть решены указанные проблемы и созданы условия для повышения пенсий? Повышение легальных зарплат - это задача макроэкономики, а не пенсионной системы. Но перспектива удвоения валового внутреннего продукта (ВВП) и либерализация налогового климата создают хорошие условия и для роста зарплат, и для их выхода из тени. Причем в достаточно быстрые сроки.
Сложнее обстоит дело с увеличением страхового стажа. Снижение нагрузки, связанной со льготными пенсиями, невозможно без внедрения профессиональных пенсионных систем, а пока эта задача решается медленно. Повышение пенсионного возраста в России в обозримой перспективе не планируется в связи с непопулярностью этого решения. Правда, в новой пенсионной модели предусматривается возможность гибкого выхода на пенсию, продолжения работы и после достижения пенсионного возраста. Этот фактор уже влияет на выбор стратегии планирования жизни Россиян-пенсионеров, но все же не очень сильно. После достижения пенсионного возраста продолжает работать лишь каждый шестой Российский пенсионер. На Западе же этот показатель существенно выше.
И, наконец, соучастие граждан в формировании своего пенсионного капитала. Законодатели сейчас рассматривают предложения, связанные с дополнительным добровольным страхованием, работающим в государственной системе пенсионного обеспечения. Такое соучастие в объеме 4 процента от заработной платы, если данная норма войдет в законодательство, позволит существенно увеличить объем средств, направляемых на формирование пенсионного капитала и, следовательно, на размер последующих пенсионных выплат.
Таким образом, пенсионная система России по своей конструкции все определеннее приближается к пенсионным системам экономически развитых стран. А это означает, что по мере развития экономики и роста ВВП будет повышаться и доля пенсионных выплат в нем. И, следовательно, пенсии Россиян станут наконец сопоставимыми с пенсиями западных пенсионеров.
Владимир ВЬЮНИЦКИЙ, советник председателя правления Пенсионного фонда России, главный редактор журнала "Пенсия"
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!