Льготы на имущество для пенсионеров
15.4. Льготы по налогу на имущество
Освобождаются от налогообложения: 1) организации и учреждения уголовно-исправительной системы Министерства юстиции РФ — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций
344
2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности
3) общеРоссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого для осуществления их уставной деятельности
— организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов указанных выше инвалидов, если среднемесячная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25% — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров и товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг)
— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общеРоссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям
4) организации, производящие фармацевтическую продукцию, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями
5) организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения, в установленном законодательством РФ порядке
6) организации — в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, ЖСК, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Эта льгота сохранится до 1 января 2006 г.
345
7) организации — в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве испытательных полигонов, снаряжательных баз, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к объектам особого назначения эта льгота действует до 1 января 2005 г.
8) организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, в отношении космических объектов
9) организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи
10) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий
11) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций
12) имущество государственных научных центров и до 1 января 2006 г. имущество научных организаций Российской академии наук.
Оптимизация налога на имущество предприятий
Журнал "Финансовый директор"
№ 5, май, 2003 год
www.fd.ru
http://www.fd.ru/article/1481.html
Автор: Николаев Андрей (доцент Государственного университета - Высшей школы экономики, канд. юрид. наук )
Налог на имущество может значительно увеличить налоговую нагрузку предприятия, особенно если существенную часть его имущества составляют дорогостоящие основные средства или нематериальные активы. Компании, которые хотят законным способом оптимизировать свои платежи по налогу на имуще-ство, могут воспользоваться установленными по этому налогу льготами. В статье подробно описаны два способа оптимизации платежей по налогу на имущество, которые целесообразно использовать малым и средним предприятиям.
Большинством льгот по налогу на имущество, установленных законодательством (см. справку), могут воспользоваться лишь фирмы, которые занимаются специфическими видами деятельности. Однако, по мнению автора, существуют два способа оптимизации платежей с применением льгот по налогу на имущество, которые абсолютно универсальны и подходят практически для любого малого или среднего предприятия, - это выбор низконалоговой территории и использование труда инвалидов.
Выбор низконалоговой территории
Если приобретается дорогостоящее оборудование или недвижимость, то их можно купить от имени компании, зарегистрированной в регионе, в котором установлена низкая ставка налога на имущество, или от имени фирмы, имеющей право на льготу в каком-либо регионе.
Напомним, что налог на имущество является региональным. Если компания не ведет свою деятельность по месту нахождения имущества (не создает постоянные рабочие места, то есть обособленные подразделения), то налог с этого имущества уплачивается по ставке того региона (субъекта РФ), в котором зарегистрирована компания 1 .
В большинстве регионов налог на имущество взимается по максимальной ставке 2%. Однако в республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания ставка налога составляет 1%, в Вологодской области - 1,8%. В некоторых регионах установлены пониженные ставки по налогу на имущество для отдельных категорий налогоплательщиков.
Кроме того, в ряде регионов установлены дополнительные льготы по налогу на имущество в части, зачисляемой в региональный бюджет. Например, в Алтайском крае от уплаты налога на имущество в региональный бюджет освобождаются так называемые "социальные инвесторы", то есть предприятия, осуществляющие инвестиции в объекты капитальных вложений в социальную сферу 2 .
Схема, основанная на выборе низконалоговой территории, заключается в следующем. Предположим, что компания "А" планирует приобрести недвижимость. Для того чтобы оптимизировать налоговые платежи по налогу на имущество, покупку необходимо оформить на организацию (фирму "Б"), которая пользуется региональной льготой или уплачивает налог по низкой ставке (рис. 1, действия 1, 2) . При этом фирма "Б" не должна вести деятельность по местонахождению приобретаемой недвижимости: тогда она либо будет уплачивать налог с этой недвижимости только в местный бюджет, либо уплачивать налог по невысокой ставке. Затем фирма "А" арендует приобретенную фирмой "Б" недвижимость (3, 4) и использует ее для своей производственной деятельности.
При выборе низконалоговой территории следует иметь в виду, что региональные льготы могут предоставляться только на ограниченный период. Например, в Республике Алтай социальные инвесторы освобождаются от уплаты налога на имущество только на период их участия в инвестиционной программе, но не более чем на семь лет (ст. 3 Закона Республики Алтай от 05.06.02 № 5-33).
Льготы по налогу на имущество
Согласно Закону РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" от уплаты налога на имущество освобождены предприятия, занимающиеся определенными видами деятельности либо участвующие в социальной реабилитации определенных групп населения, в частности (ст. 4):
Нужно также учитывать возможные неудобства, связанные с управлением фирмой, зарегистрированной в другом регионе (например, необходимость сдачи отчетности в местные налоговые органы и другие проблемы, требующие дополнительных затрат).

Применение льготы предприятиями, использующими труд инвалидов
Для применения льготы, установленной для предприятий, использующих труд инвалидов, необходимо, чтобы инвалиды в общем числе работников составляли не менее 50%. В этом случае фирма освобождается от уплаты налога на имущество (подп. "и" ст. 4 Закона о налоге на имущество).
Если компания собирается купить основные средства или нематериальные активы, то можно использовать схему, аналогичную описанной выше. Применение схемы позволит не платить налог с первого дня приобретения нового имущества. Имущество необходимо приобрести от имени вновь созданной фирмы, в штате которой состоят всего несколько сотрудников, среди которых большинство составляют инвалиды. После этого имущество можно использовать в любом производственном процессе, сдавая его в аренду.
Однако если имущество уже оформлено на фирму, у которой нет права на льготу, установленную для предприятий, использующих труд инвалидов, то целесообразно воспользоваться схемой, приведенной на рис. 1.
Для того чтобы предприятие (условно назовем его фирма "А") могло не платить налог на имущество, необходимо учредить еще одну компанию (фирму "Б"). В фирму "Б" из фирмы "А" переводится основная часть персонала (рис. 2, действие 1) . Затем компания "А" принимает на работу минимально необходимое число инвалидов таким образом, чтобы их численность в оставшемся количестве сотрудников составляла не менее 50% (2). После этого фирма "А" сдает свое имущество в аренду фирме "Б", которая в дальнейшем будет периодически перечислять первой фирме арендные платежи (3) .
Налогообложение участников схемы
Поскольку фирмы "А" и "Б" фактически являются аффилированными лицами, входящими в один холдинг, то для оценки целесообразности применения схемы их налоговые обязательства следует рассчитывать в совокупности.
Фирма "А" получает право на льготу и не уплачивает налог на имущество. Доходами фирмы "А" являются арендные платежи, получаемые от фирмы "Б". Однако эти же суммы являются расходами для фирмы "Б", поэтому никаких дополнительных платежей по налогу на прибыль в целом у обеих компаний не возникает 3. Аналогична ситуация и с НДС: фирма "А" уплачивает НДС с арендных платежей в бюджет, а фирма "Б" принимает указанные суммы налога к вычету.
Необходимо обратить внимание на следующее. Как мы уже отмечали, для получения льготы инвалиды должны составлять не менее 50% от общего числа работников. Однако ни в налоговом, ни в гражданском, ни в трудовом законодательстве понятие "общее число работников" не установлено. Как правило, организации и налоговые органы пользуются определением средней численности работников, приведенным в постановлении Госкомстата России от 07.12.98 № 121 4 .
В законодательстве также ничего не сказано о том, за какой период нужно рассчитывать среднесписочную (среднюю) численность работников-инвалидов для определения права на льготу. Среднесписочная (средняя) численность может быть рассчитана как за определенный квартал, так и за любой период с начала года.
Как известно, налоговая база по налогу на имущество рассчитывается нарастающим итогом за квартал, полугодие, девять месяцев и год, а налог уплачивается в бюджет ежеквартально с учетом ранее начисленных платежей. Поэтому, по мнению МНС России, для установления права на льготу в определенном квартале года среднесписочную (среднюю) численность работников нужно также рассчитывать нарастающим итогом, то есть с начала года и до конца этого квартала 5. Это следует учитывать компаниям с большой численностью сотрудников при принятии решения об использовании описываемой схемы не с начала календарного года.
Предприятие "А" имеет в собственности основные средства (завод с оборудованием) со среднегодовой стоимостью, равной 100 млн руб. Если ставка налога на имущество составляет 2%, то ежегодно компания должна уплачивать налог в сумме 2 млн руб. (100 млн руб. х 2%). Для того чтобы не платить налог на имущество, фирма применяет схему с использованием труда инвалидов.
Владельцы фирмы "А" (или другие аффилированные с предприятием лица) регистрируют фирму "Б". В марте 2003 года в нее переводится основная часть персонала компании "А" (200 человек). В фирме "А" остаются лишь 4 административных работника. Компания "А" набирает еще 6 инвалидов, тогда с апреля в фирме работают 10 человек, более 50% которых - инвалиды. Фирма "Б" арендует у фирмы "А" завод и ведет производственную деятельность, ранее осуществляемую компанией "А".
Средняя численность работников фирмы "А" в I квартале 2003 года составляет 200 чел. [(200 чел. + + 200 чел. + 200 чел.). 3 мес.].
За полугодие средняя численность работников компании "А" равна 105 чел. [(200 чел. х 3 мес. + 10 чел. х х 3 мес.). 6 мес.].
За девять месяцев средняя численность составит 73 чел. [(200 чел. х 3 мес. + 10 чел. х 6 мес.). 9 мес.].
Наконец, за год средняя численность будет равна 58 чел. [(200 чел. х 3 мес. + 10 чел. х 9 мес.). 12 мес.]. Таким образом, в каждом отчетном периоде 2003 года число инвалидов не будет достигать 50% от общего числа сотрудников, поэтому фирма "А" не сможет сразу воспользоваться льготой по налогу на имущество. Применить эту льготу фирма сможет только в следующем году.
Правовые особенности применения схемы
Отметим, что часто фирмы пользуются рассматриваемой льготой, нанимая на работу инвалидов, которые на самом деле не работают и даже не знают, чем занимается их работодатель. Руководство фирмы полагает, что для подтверждения права на льготу достаточно наличия трудовых договоров. Однако налоговые службы нередко придерживаются иного мнения. Известны факты, когда трудовые договоры, заключенные предприятием с инвалидами, налоговые органы пытались признать мнимыми, то есть не с целью нанять работника, а ради получения права на льготу по налогу на имущество.
В ходе налоговой проверки налоговая инспекция выявила, что фирма неправомерно применяла льготу по налогу на имущество, так как семеро из нанятых ею инвалидов фактически никаких работ для компании не выполняли. Суд расценил заключение трудовых договоров и выплату зарплаты этим инвалидам как способ умышленного искажения данных о численности инвалидов на предприятии с целью необоснованного использования льготы (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.99 № А56-15696/99).
В качестве доказательств мнимости таких сделок широко используются любые средства: получение свидетельских показаний (в том числе от самого работника-инвалида), подтверждение факта невыполнения инвалидом трудовых обязанностей, оценка реальной потребности компании в труде указанной категории лиц.
При этом налогоплательщикам следует помнить о том, что свидетельские показания действительны для арбитражного суда только в том случае, если они даны непосредственно свидетелем в суде либо изложены в письменной форме (статьи 56, 88 АПК РФ). Налоговики же зачастую используют данные налоговой полиции, которые были получены в устной беседе с инвалидами и другими работниками. В таких случаях суды принимают сторону налогоплательщиков, поскольку полученные таким образом показания не могут считаться доказательствами их вины (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.04.2000 № А33-7398/99-С3а-ФО2-509/2000-С1).
Проверок не должны опасаться те организации, у которых инвалиды в действительности исполняют необременительные трудовые обязанности, в том числе на дому. К подобным обязанностям чаще всего относятся сбор коммерчески полезной для компании информации из газет и журналов по профилю ее деятельности, курьерские функции, прием-отправка корреспонденции, составление списков и перечней, рассылка рекламных предложений и т. д. Если компании фактически используют труд инвалидов (есть трудовой договор, ежемесячные письменные отчеты инвалидов о выполненных за каждый истекший месяц трудовых обязанностях) и сами инвалиды в случае проверки могут объяснить, чем они занимались, то оснований квалифицировать такие сделки как мнимые у налоговиков не будет. Ведь для получения права на льготу инвалиды не обязаны работать по 8 часов в день, соблюдать трудовую дисциплину и другие обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (постановление Федерального арбитраж- ного суда Московского округа от 22.04.02 № КА-А40/2280-02).
Преимущества и недостатки схемы
Преимуществами схемы являются ее простота и надежность: при надлежащем оформлении документов доказать притворность используемых в ней сделок очень сложно.
К недостаткам схемы можно отнести затраты по найму дополнительных работников-инвалидов (заработная плата с начислениями), а также издержки по созданию и содержанию еще одной фирмы. Из-за необходимости переоформления значительного числа документов схему затруднительно использовать очень крупным производственным предприятиям с большим количеством работников.
Оценка надежности схемы
Вадим Сучков, заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой политики Минфина России
Схемы, описанные в статье, могут применяться в рамках Российского налогового законодательства. Однако при выборе низконалоговой территории следует учитывать, что региональные льготы или пониженные ставки налога на имущество могут действовать в данном регионе очень непродолжительное время. Власти субъектов РФ вправе отменять свои льготы и устанавливать новые ставки по налогу на имущество. Поэтому предприятие может оказаться в ситуации, когда преимуществами уплаты налога в том или ином регионе удастся воспользоваться всего лишь в течение одного года. Кроме того, следует учитывать, что в рамках законодательной деятельности Правительства России готовится проект новой главы Налогового кодекса РФ "Налог на имущество организаций", который предусматривает ограниченный перечень исключений из общего порядка налогообложения. Вопрос о предоставлении льгот предприятиям, использующим труд инвалидов, будет находиться в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
Планируется, что новая глава вступит в силу с 1 января 2004 года. Поэтому вполне возможно, что со следующего года данная льгота будет отменена.
Александр Меньков, советник налоговой службы РФ II ранга
Использование льготы для организаций, использующих труд инвалидов, в целях снижения налоговой нагрузки является довольно распространенной практикой. Как правильно заметил автор, достоинствами этой схемы являются ее простота и надежность: при надлежащем оформлении документов достаточно трудно доказать притворность используемых в ней сделок.
Вместе с тем следует иметь в виду, что данный способ снижения налоговой нагрузки применим в основном для небольших по численности организаций. Кроме того, проверок могут не опасаться только те организации, у которых инвалиды действительно исполняют необременительные трудовые обязанности. Для тех же организаций, у которых инвалиды лишь "разбавляют" численность сотрудников в целях получения налоговой льготы, результатом налоговой проверки может стать как раз лишение их права на налоговую льготу и привлечение к уплате налога на имущество предприятий, а также штрафов и пеней. Самое главное, данное налоговое правонарушение относится к умышленным, уголовно наказуемым.
При проверке организаций, пользующихся названой льготой, как правило, производится оценка реальной потребности компании в труде указанной категории лиц. В случае сомнений проводится опрос работников организации, собираются свидетельские показания (в том числе от самих работников-инвалидов), подтверждающие факт невыполнения инвалидами трудовых обязанностей. При этом налоговые инспекции ориентированы на получение письменных показаний с привлечением к этой работе сотрудников налоговой полиции.
Поэтому если организация не может предложить инвалидам конкретной работы, пусть самой простой и необременительной, я бы не рекомендовал ей пользоваться этим способом оптимизации платежей по налогу на имущество предприятий.
1 Статья 7 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" письмо МНС России от 11.05.01 № 04-4-05/113-М905 "О налоге на имущество предприятий". - Примеч. редакции.
2 Закон Республики Алтай от 05.06.02 № 5-33 "О налоговых льготах, предоставляемых социальным инвесторам в Республике Алтай". - Примеч. редакции.
3 Арендная плата должна покрывать все расходы фирмы "А", учитываемые для целей налогообложения. В противном случае в налоговом учете у фирмы "А" будет убыток, который не уменьшит общую налогооблагаемую прибыль холдинга в текущем году. - Примеч. редакции.
4 Постановление Госкомстата России от 07.12.98 № 121 "Об утверждении Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения". - Примеч. редакции.
5 Пункт 13 Методических рекомендаций для использования в практической работе при осуществелении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот на имущество предприятий, утвержденных письмом МНС России от 11.03.01 № ВТ-6-04/197. - Примеч. редакции.
Библиографический список………………………………..………..71
Введение
На современном этапе развития налоговой системы России, наблюдается тенденция к увеличению видов налогов, более подробной регламентации прав и обязанностей субъектов налогового права при их реализации. Данная тема является очень актуальной в связи с постоянно меняющейся системой налогообложения и её развития.
Особый интерес представляют, так называемые имущественные налоги, то есть налоги, которые непосредственно связаны с имущественными правами граждан и соответственно с их интересами в данной области установленные в Конституции Российской Федерации.
К наиболее важным имущественным налогам, по нашему мнению, относятся: налог на имущество организаций, который в сфере его относительной новизны приобретает ещё большую актуальность, а так же налоги на имущество физических лиц.
На настоящий момент проблема налога на имущество организаций и физических лиц, является малоразработанной темой, в особенности это касается налога на имущество организаций, который находиться в стадии становления.
В условиях постоянного реформирования налогов и налоговой системы в целом, наблюдаются тенденции к сокращению льгот по имущественным налогам, усиление контроля со стороны налоговых органов, на всех уровнях власти.
В данной работе мы постарались подробно осветить следующие вопросы:
1.Введения перечисленных имущественных налогов на различных территориях, и проблемы связанные с их введением на начальном этапе
2.Особенности правового режима плательщиков по данным имущественным налогам
3.Особенности и основные отличия объектов налогообложения по новому законодательству, от объектов налогообложения установленных в предыдущем законодательстве. Виды исключений из объектов налогообложения
4.Особенности определения налоговой базы, порядок расчёта и уплаты данных имущественных налогов
5.Виды имущественных льгот, субъекты имеющие право на льготу имущество, которое в соответствии с законом подпадает под имущество необлагаемое налогом, и условия признания его таковым
6.Противоречия, возникающие при реализации данных имущественных налогов
7.Особенности исчисления и уплаты налога на имущество переходящего в порядке наследования или дарения.
Таким образом, с 2004 года на территории России установлен налог на имущество организаций, который заменил собой налог на имущество предприятий, уплачивавшийся с 1992 года, а также целый ряд нормативных актов, связанных со старым налогом на имущество, утратили силу одновременно с вступлением в силу главы 30 НК РФ.
Налог на имущество организаций значительно отличается от налога на имущество предприятий прежде всего порядком введения, объектом налогообложения, порядком исчисления и уплаты налога.
Имущественные налоги физических лиц регулируется Законом РФ О налогах на имущество физических лиц, и Инструкцией МНС РФ от 02.11.1999г. «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» №54
Перечисленные нормативные акты могут считаться основными, но не единственными при освещении поставленных нами вопросов.
Освещаемые нами вопросы, так или иначе затрагивают обширную сферу общественных отношений, и соответственно систему нормативно-правовых актов их регулирующие. Одним из факторов, оказывающих позитивное влияние на экономику Российской Федерации, является построение эффективной системы норм налогового законодательства, что предполагает установление надлежащего правового регулирования имущественных отношений, при которых в полной мере учитывались бы имущественные интересы граждан и юридических лиц.
Целями данного дипломного сочинения являются:
1.Рассмотреие основных нововведений по указанным имущественным налогам
2.Рассмотрение проблемы существенного реформирования имущественных налогов, на предмет взимания налога с рыночной стоимости недвижимости, а не с оцененной БТИ
3.Рассмотрение современного состояния имущественных налогов в целом, как отдельной группы налогов.
Глава I . Налог на имущество организаций
Потребность в эффективной системе норм налогового законодательства всё более возрастает с повышением роли налогообложения в формировании доходов бюджетов, с усилением влияния налоговых норм на коммерческий и финансовый оборот[1]. В настоящее время, вот уже несколько лет, в Российской Федерации проводится масштабная и планомерная налоговая реформа[2] .
Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем. Принципиальные положения реформы определены и сводятся к следующим приоритетным направлениям:
- реальное снижение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков с помощью отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, проведения процедуры реструктуризации задолженности по налогам и страховым взносам
- выравнивание условий налогообложения, которое может быть обеспечено отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам
- упрощение налоговой системы, осуществляемое в том числе посредством совершенствования контрольной работы налоговых органов.
В качестве способа реализации поставленных целей избрана кодификация законодательства о налогах и сборах. Специфика кодификации Российского налогового законодательства состоит в том, что она носит постепенный характер.
Концепция реформирования имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости. А именно: земли и имущественных объектов, прочно с ней связанных и относящиеся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом[3]. Одним из этапов такого перехода является введение нового налога на имущество организаций, предусмотренного одноимённой Главой 30 в Налоговом кодексе, вступившая в силу с 1 января 2004 года, на основании федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 372 НК РФ[4]. налог на имущество организаций будет вводиться в действие законами субъектов РФ на территории соответствующего субъекта РФ. При введении налога субъекты РФ должны соблюдать норму статьи 5 Налогового кодекса РФ о порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Федеральные законы, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Следовательно, для того, чтобы налог на имущество организаций был введен на территории конкретного субъекта РФ с 2004 года, закон субъекта РФ должен быть официально опубликован не позднее 30 ноября 2003 года.
Если закон субъекта РФ не был опубликован до 30 ноября включительно, то налогоплательщики могли в течение всего 2004 года не уплачивать налог на имущество организаций на территории данного субъекта РФ. Однако скорее всего налоговые органы были против такого решения налогоплательщика, и обоснованность решения скорее всего придется доказывать в судебном порядке. И следует заметить что, суды часто в таких ситуациях поддерживают налогоплательщика. Например, когда в 2000 году органам местного самоуправления дали возможность установить дополнительную ставку налога на прибыль в размере до 5 процентов, некоторые из них не успели сделать это заблаговременно, то есть не позднее 30 ноября 2000 года[5]. Налогоплательщики, не платившие в такой ситуации налог по ставке 5 процентов, обычно выигрывали в судах[6] .
1.1. Плательщики налога на имущество организаций.
Плательщиками налога на имущество организаций, так же как и налога на имущество предприятий, признаются Российские и иностранные организации . Налог должны уплачивать все организации независимо от формы собственности и ведомственной подчинённости (исключение составляют организации применяющие специальные налоговые режимы). Правила, порядок и особенности уплаты налога иностранными организациями, следует рассмотреть более подробно.
Особенности уплаты налога на имущество иностранными организациями
Ранее налог на имущество должны были уплачивать все без исключения иностранные организации, имеющие имущество на территории Российской Федерации[7] .
Но с 2004 года, налог на имущество не должны уплачивать те иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства на территории Российской Федерации. Исключением являются, организации имеющие в собственности объекты недвижимого имущества на территории РФ. Поводом для такого нововведения, по всей видимости, стал слабый налоговый контроль за иностранными организациями, не имеющие постоянных представительств[8].
В отличие от общего порядка, налоговая база по объектам недвижимого имущества, не относящихся к постоянным представительствам иностранных организаций, определяется исходя из инвентаризационной стоимости таких объектов недвижимости в БТИ. Следует учесть тот факт, что инвентаризационная стоимость, время от времени, индексируется по решению местных властей. Следовательно, иностранным организациям, целесообразно уточнять инвентаризационную стоимость в БТИ или отслеживать соответствующие нормативные акты об индексации инвентаризационной стоимости.
1.2. Объект (налогообложения) налога на имущество организаций.
Объект налогообложения, в сравнении с прошлым законодательством, был изменён. И это очень важно, поскольку нововведение призвано снизить налоговое бремя, сделать «прозрачной» налоговою базу и упростить расчёт налога[9] .
Согласно ст. 374 Налогового кодекса[10]. объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве основных средств, признаваемые таковыми в соответствии с правилами бухучёта (включая имущество переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность). Исключения составляют:
· земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и иные природные ресурсы), далее – объекты природопользования
· имущество, принадлежащие на праве хозяйственного веденья или оперативного управления федеральным органом исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемая этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (далее - Имущество федеральных военизированных структур).
Эти виды исключений будут рассмотрены ниже более подробно.
Как видно, с 1 января 2004 года, из-под налогообложения были выведены нематериальные активы, товарно-материальные запасы и затраты, находящиеся на балансе организации[11] .
Несмотря на то, что правила бухгалтерского учёта не классифицирует объекты недвижимости, находящиеся в процессе государственной регистрации, как основные средства, Методические указания допускают, что объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, возможно принять к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
При этом, хотя Методические рекомендации указывают, что данные объекты недвижимости учитываются на отдельном субсчете к счету учета основных средств, вполне возможно, что налоговые органы к объекту налогообложения отнесут и вложения во внеоборотные активы, учитываемые на счете 08 Вложения во внеоборотные активы, как это уже было со старым имущественным налогом.
Кроме того, поскольку правила бухгалтерского учёта применяется также и в отношении доходных вложений в материальные ценности, учитываемых на счете 03 Доходные вложения в материальные ценности, то налоговые органы могут отнести к объекту налогообложения и их.
Таким образом, несмотря на то, что с принятием главы 30 Налогового кодекса РФ порядок налогообложения налогом на имущество организаций существенно упростился, проблемы при определении объекта налогообложения остались[12] .
Исключения из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций
Следует различать льготы, перечень которых установлен в ст. 381 Налогового кодекса РФ[13]. и имущество, которое в принципе не является объектом налогообложения. Перечень исключённого имущества прямо приведён в п. 4 ст. 374 НК РФ[14]. Он небольшой и состоит всего из двух пунктов, которые условно можно объединить в следующие группы:
· Объекты природопользования
· Имущество федеральных военизированных структур.
Объекты природопользования
Не являются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
В ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»[15] (далее — Закон № 7-ФЗ) сказано следующее. К природным ресурсам относятся: компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты. которые используются или могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Под природной средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
Компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенный объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Полный перечень объектов, которые относятся к природно-антроногенным, также приведен в п. 3 ст. 4 вышеуказанного закона[16] .
Не относятся к антропогенным природным объектам здания и искусственные сооружения, возведенные человеком.
Имущество федеральных военизированных структур
Не является объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, и используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
К военной службе также приравнивается фельдъегерская служба[17] .
В соответствии с п. 1 Указа Президента[18] и ст. 1 Федерального закона[19] таможенные органы, в том числе региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, входят в систему правоохранительных органов РФ и относятся к государственным военизированным организациям.
Следует обратить внимание на то что, не подлежат налогообложению основные средства федеральных органов исполнительной власти, используемые ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Если указанное имущество используется не по назначению или сдается в аренду, оно подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
При определении состава основных средств для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка следует руководствоваться Законом РФ от «О безопасности»[20]. Иное имущество указанных федеральных органов исполнительной власти подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Например, учреждения, входящие в систему (в состав) указанных выше федеральных органов, уплачивают налог на имущество организаций в общеустановленном порядке. Речь идет о лабораториях, научно-исследовательских учреждениях, вычислительных центрах и других организациях и унитарных предприятиях.
Федеральные органы исполнительной власти в целях исчисления и уплаты налога на имущество организаций обязаны вести раздельный учет основных средств, не являющихся объектом налогообложения в соответствии с пп. 2 п. 4. ст. 374 НК РФ[21]. и основных средств, облагаемых данным налогом в общеустановленном порядке.
1.3. Налоговая база и порядок её определения.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций не изменился: ею признаётся среднегодовая стоимость имущества, подлежащего налогообложению[22]. В расчёт берётся его остаточная стоимость, определённая по правилам бухучёта. Если по правилам, принятым в бухучёте, по каким-то основным средствам начисление амортизации не предусмотрено, их стоимость для целей налогообложения по прежнему будет определятся за вычетом износа[23] .

Ещё одно нововведение заключается в том, что в отличие от бывшего порядка, налоговая база согласно ст. 376 НК РФ[24]. определяется отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:
- организации (место её государственной регистрации)
- каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.
Данная необходимость объясняется тем, что согласно закону налог должен уплачиваться по месту нахождения имущества. Исключение составляет движимое имущество, – оно включается в налоговою базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ели это имущество находится на балансе данного подразделения).
Следовательно, по месте нахождения обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, в налоговою базу теперь включаются только стоимость основных средств, относящиеся к недвижимости. Другие основные средства, находящиеся в таком обособленном подразделении, включаются в налоговою базу по месту нахождения организации или обособленного подразделения имеющего обособленный баланс (ели это имущество учитывается на балансе данного подразделения)[25] .
Также следует обратить внимание, что в главе 30 НК появилась новая норма в отношении недвижимого имущества, которое находится вне места нахождения организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. Ранее налог по этому имуществу, нужно было уплачивать по месту нахождению самой организации. На данный момент, главой 30 предусмотрено, что налог со стоимости такого имущества, должен уплачиваться по месту нахождения данного имущества.
Таким образом, организациям, имеющим вне места своего нахождения какое-либо налогооблагаемое имущество (в обособленных подразделениях или ином месте), больше не нужно будет исчислять налоговою базу и сумму налога в целом по организации. Однако это не означает, что налоговые органы не будут контролировать правильность исчисления и уплаты в бюджет налога в целом по организации. Вопрос расчёта налога на имущество организации имеющее обособленные подразделения ниже будет рассмотрен более подробно.
Для объектов недвижимого имущества, которые находятся на территории разных субъектов РФ (например, железная дорога), установлен особый порядок определения налоговой базы. По ним налоговая база определяется отдельно, и принимается при исчисления налога в субъекте РФ в части пропорционально доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории данного субъекта РФ.
Кроме того, налоговую базу нужно определять отдельно по имуществу, по которому региональные власти установили дифференцированные налоговые ставки.
При определении налоговой базы в рамках договора простого товарищества, т.е. у участников договора, в основном остался прежним. В соответствии с п. 1 ст. 377 НК РФ[26]. каждый участник договора, должен уплачивать налог за те основные средства, которые он внёс в совместную деятельность.
Стоимость основных средств, которые были приобретены (созданы) в процессе совместной деятельности, делится между участниками простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.
Налоговым кодексом обеспечивается выполнение данного порядка уплаты налога по основным средствам, переданным в совместную деятельность. Товарищ, ведущий учёт общего имущества, должен будет сообщать участникам договора простого товарищества сведенья об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на первое число каждого месяца соответствующего отчётного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.
С введением 30 Главы НК РФ, затраты учтённые на счёте 08 «Вложения во внебюджетные активы», больше не участвуют в расчёте налоговой базы[27] .
Вопрос определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества будет рассмотрен ниже более подробно.
1.3.1. Среднегодовая стоимость и порядок её расчёта.
В то время как порядок определения налоговой базы практически не менялся, расчёт среднегодовой стоимости претерпел значительные изменения. Ранее, в расчёте среднегодовой стоимости учитывалась стоимость имущества на первые числа кварталов[28] .
На данный момент, формула определения среднегодовой стоимости имущества, имеет весьма отличное строение, и с 2004 сумма определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового (отчётного) периода и первое число следующего за налоговым (отчётным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчётном) периоде, увеличенное на единицу. Таким образом, на 2005 год, в расчёте будут участвовать показатели стоимости имущества на первое число каждого месяца.
Новый порядок значительно уточнил расчёт среднегодовой стоимости имущества. Если ранее какое-либо имущество может быть вообще не учтено при расчёте налога (если оно приобреталось или отчуждалось (списывалось) в течении одного квартала, например, товары или материалы), то в настоящее время, вероятность включения в налоговою базу такова имущества значительно увеличивается.
Но возникает вопрос, кто является налогоплательщиком налога на имущество организации в период с момента оформления акта приёмки-передачи объекта недвижимости ( например, при договоре купли-продажи ) и до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в едином государственном реестре: продавец или покупатель? Одни утверждают что данный вопрос не урегулирован на законодательном уровне, другие что – покупатель, а третьи утверждают что, окончательный ответ на данный вопрос может дать только арбитражная практика[29]. Так же, необходимо отметить, что остаточная стоимость, учитываемая при расчёте среднегодовой стоимости имущества в соответствии с п.1 ст. 375 НК РФ[30]. формируется из установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, утверждённого в учётной политике. Следовательно, для целей налогообложения налогом на имущество будет признаваться любой применяемый согласно учётной политике организации способ начисления амортизации.
По объектам жилого фонда, объектам внешнего благоустройства и другим основным средствам, по которым в соответствии с п. 17 ПБУ[31] амортизация не начисляется, их стоимость для целей налогообложения будет определяться как разница между их первоначальной стоимостью и величенной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учёта в конце каждого налогового (отчётного) периода.
Следует заметить, что в бухгалтерском учёте начисление износа на забалансовом счёте осуществляется лишь в конце отчётного года, тогда как для целей налогообложения износ будет начисляться каждый отчётный (налоговый) период. Следовательно, при расчёте среднегодовой стоимости по итогам отчётных периодов, а не только по итогам налогового периода организация сможет уменьшить стоимость не амортизируемых основных средств на сумму начисленного износа.
Определение налоговой базы в рамках договора простого товарищества
Порядок определения налоговой базы у участников договора простого товарищества, как уже было сказано выше, в основном остался прежним[32]. Согласно п.1 ст. 377 НК РФ[33]. каждый участник должен будет уплачивать налог за те основные средства, которые он внес в совместную деятельность.
В качестве вклада в совместную деятельность нередко передаются основные средства, которые также облагаются налогом на имущество[34] .
Стоимость основных средств, которые были приобретены (созданы) в процессе совместной деятельности, будет делиться между участниками простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело. Ранее, налог на имущество по таким основным средствам уплачивается пропорционально доле собственности каждого участника простого товарищества по договору. Поэтому в тех простых товариществах, где доля собственности участников в общем имуществе не равна доле их вклада в совместную деятельность, сумма налога, подлежащая уплате, перераспределится между участниками.
При заключении индивидуальными предпринимателями договора о совместной деятельности должны быть урегулированы и внесены в договор такие важные положения, как денежная оценка вкладов товарищей порядок пользования общим имуществом обязанности товарищей по содержанию общего имущества порядок ведения общих дел порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей ответственность товарищей по общим обязательствам порядок распределения доходов и покрытия расходов, а также другие вопросы, связанные с выполнением условий договора[35] .
Согласно п. 2 ст. 377 НК РФ[36]. обеспечено выполнение описанного выше порядка уплаты налога по основным средствам, переданным в совместную деятельность. Товарищ, ведущий учет общего имущества, должен будет сообщать участникам договора простого товарищества сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на первое число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.
Что касается налоговой декларации участников простого товарищества, то здесь тоже есть свои нюансы[37] :
Нюанс первый. Порядок применения товарищами льгот по налогу в главе 30 кодекса не оговорен. Так вот, если один из участников договора о совместной деятельности имеет право на льготу, применить ее он может только в отношении своей доли совместного имущества. На других товарищей его поблажка не распространяется.
Нюанс второй. В прежней форме отчета была предусмотрена отдельная строка «Имущество в простом товариществе». Из ныне действующего бланка она исключена. Поэтому в декларации по строке 140 раздела 2 бухгалтер должен отразить единый показатель налоговой базы, состоящий из остаточной стоимости активов:
· внесенных в совместную деятельность
· приобретенных в рамках простого товарищества
· используемых в самостоятельной деятельности участника.
Последние два показателя на 1-е число каждого месяца участникам должен сообщать товарищ, ведущий учет общих дел.
1.3.2. Расчёт налога на имущество в организации имеющей обособленные подразделения.
Согласно нормам ст. 373 НК РФ[38]. плательщиками налога на имущество признаются организации (юридические лица) а, в соответствии со ст. 384 и 385 НК РФ[39]. налог на имущество перечисляется по месту нахождения организации, по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, и по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации либо вне места нахождения обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс.
Если обособленное подразделение (далее — филиал) выделено на отдельный баланс и имеет расчетный (текущий) счет, то удобнее всего, чтобы филиал начислял налог на имущество и перечислял его в бюджет самостоятельно, а затем передавал произведенные расходы в головную организацию для формирования сводной отчетности.
Таким образом, при наличии объекта налогообложения налог на имущество уплачивается:
— головной организацией — по месту своего нахождения
— головной организацией — по месту нахождения объектов недвижимости - учитываемых на балансе головной организации и расположенных вне ее места нахождения
— филиалами — по месту своего нахождения
— филиалами — по месту нахождения объектов недвижимости, учитываемых на балансе филиала и расположенных вне места его нахождения.
В соответствии со ст. 374 НК РФ[40]. объектом налогообложения как по организации в целом, так и по филиалу признаются объекты основных средств (в том числе переданные в доверительное управление либо внесенные в совместную деятельность).
Если по каким-либо объектам в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»[41]. амортизация не начисляется - то в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ[42].
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!