Установление налоговых льгот по региональным налогам
Региональные налоги: льготы за свой счет
На фоне наметившегося в 2013 г. и I квартале 2014 г. резкого роста дефицитов бюджета и долга целого ряда субъектов Федерации Министерство финансов обозначило курс на радикальный и принципиальный пересмотр подходов к предоставлению действующих и новых льгот по налогам, поступления от которых зачисляются в бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований.
Вначале на расширенной коллегии Министерства финансов, проходившей 15 апреля 2014 г. при участии председателя правительства, министр финансов предложил провести анализ эффективности предусмотренных федеральным законодательством действующих налоговых льгот, отметив, что более половины таких льгот приходится на бюджеты субъектов Федерации, одновременно высказав мнение о целесообразности введения моратория на установление новых льгот.
Затем в опубликованном на сайте Минфина для обсуждения проекте Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 гг. этот тезис был развернут в предложения: а) об окончательном отказе от установления на федеральном уровне новых льгот по региональным и местным налогам, б) об отмене уже существующих льгот (или наделении полномочиями об их отмене органов государственной власти субъектов и местного самоуправления), а также в) о передаче полномочий по введению и определению параметров льгот по федеральным налогам в части доходов, поступающих в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, на уровень соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.
Данные предложения нельзя не приветствовать как находящиеся в русле общей тенденции децентрализации налоговой системы с наделением субъектов Федерации более широкими полномочиями в области налоговой политики, т. е. развязыванием органам государственной власти субъектов рук для работы с собственной налоговой базой, по создания региональных налоговых режимов, соответствующих нуждам конкретных регионов, стимулирования такого в целом позитивного явления, как налоговая конкуренция субъектов Федерации конкуренция за мобильного налогоплательщика, который может выбирать, где вести бизнес, где жить и работать, исходя в том числе и из соотношения налоговых расходов и получаемых за эти деньги общественных благ.
Однако при расширении налоговых полномочий субъектов Федерации следует иметь в виду, что далеко не все субъекты Федерации к такому расширению готовы, о чем, в частности, свидетельствует недавно обнародованное исследование Центра налоговой политики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (см. таблицу).
Эксперты центра по итогам 2013 г. взяли все субъекты Федерации, не получающие дотации из федерального бюджета на так называемое выравнивание бюджетной обеспеченности (таких оказалось всего 7 из 83 регионов), и восемь субъектов Федерации, являющихся крупнейшими получателями таких дотаций из федерального бюджета (в размере от 10 млрд руб. и более, получающие в совокупности 47% от всего объема таких дотаций), и сопоставили ставки транспортного налога, установленного в этих субъектах на 2013 г. (ставки в 2014 г. в нескольких субъектах из обеих групп были повышены) в отношении наиболее мощных (а значит, дорогих) автомобилей мощностью свыше 250 л. с. Неудивительно, что при равной стоимости таких автомобилей по России и равной же способности их владельцев к уплате транспортного налога средняя ставка (в рублях на 1 л. с.) по группе недотационных субъектов оказалась близкой к максимально разрешенной федеральным законодательством (137 руб. при максимуме в 150 руб.), в то время как в группе субъектов чемпионов по дотациям из федерального бюджета средняя ставка составила всего 60 руб.
На этом частном примере можно сделать вывод о том, что субъекты Федерации, имеющие возможность погашать дефицит бюджета за счет дотаций из федерального бюджета, на текущий момент не имеют достаточных стимулов для работы с собственной налоговой базой, собственными налогоплательщиками, предпочитая поиску сложных решений по нахождению правильного баланса между желанием пополнить бюджет, необходимостью поддерживать экономический рост и обеспечивать социальную стабильность конкуренцию за деньги из федерального кармана. Отметим, что такое поведение никоим образом не оказывает влияния и на оценку деятельности органов власти при анализе опубликованных в 2014 г. рейтингов эффективности губернаторов невозможно найти никакой увязки между позицией губернатора в списке и уровнем дотационности управляемого губернатором субъекта как в статике, так и в динамике. Эти стимулы следует создавать.
Представляется целесообразным дополнить предложения Минфина логически напрашивающейся дифференциацией подхода в отношении наделения дополнительными полномочиями, сохраняя и увеличивая пространство для налогового маневра тех субъектов, которые обходятся без дотаций от Федерации, и одновременно сокращая и без того избыточные властные полномочия в области налоговой политики тех субъектов, которые не вполне ответственно пользуются ими, не испытывая финансовых последствий своих решений. Возвращаясь к примеру с транспортным налогом, который в соответствии с законодательством относится к категории региональных: бездотационные регионы должны сохранить полномочия по определению уровня налоговой нагрузки в рамках установленного федеральным законодателем диапазона, в то время как в отношении дотационных регионов федеральные власти должны иметь возможность устанавливать или корректировать установленную субъектом ставку, обеспечивая полномасштабную реализацию налогового потенциала субъекта до того, как выдавать ему очередные дотации.
Кроме того, актуальным является и постановка вопроса об ограничении налоговой конкуренции субъектов Федерации за налогооблагаемую прибыль действующих на территории нескольких субъектов компаний и корпоративных групп. На настоящий момент власти целого ряда регионов вынужденно участвуют в игре на понижение, перетаскивая друг у друга налогоплательщиков обещаниями пониженной ставки по налогу на прибыль. Во многих случаях речь идет не о фактическом переводе или создании нового производства, а о смене места расположения головного офиса, налоговой регистрации (здесь в первых рядах находится Санкт-Петербург) или о внесении изменений в состав так называемых консолидированных групп налогоплательщиков (исчисляющих совокупную налогооблагаемую прибыль в целом по группе), для того чтобы обеспечить соответствующему субъекту Федерации (первыми такую схему опробовали в Ленинградской области) рост доли прибыли, облагаемой налогом в этом субъекте, за счет снижения доли прибыли других субъектов без какого бы то ни было изменения деятельности предприятий группы в принципе. Подобные льготы нередко лишены стимулирующей (к осуществлению инвестиций, росту занятости, уровня оплаты труда) роли и служат в основном снижению налоговой нагрузки крупнейших корпораций, переговорная позиция которых зачастую куда сильнее позиции региональных властей, с итоговым уменьшением доходов консолидированного бюджета субъектов Федерации. А сама ситуация является очередной практической иллюстрацией к знаменитой «дилемме заключенного» (в ее повторяющемся варианте) из математической теории игр, в которой нескоординированное поведение участников игры (субъектов Федерации) ведет в долгосрочной перспективе к проигрышу каждого из них и всех в совокупности. Несовершенства налогового режима в применении к крупнейшим налогоплательщикам (безусловно, имеющие место, и ответом на них и являются описанные практики) стоит все же решать более системными методами, унифицированно и на федеральном уровне, оставив регионам конкуренцию за реальные инвестиции и проекты регионального уровня, а значит за рабочие места в регионе, за контракты местным подрядчикам и промышленности и только как производная за налоговые доходы.В группе субъектов чемпионов по дотациям из федерального бюджета средняя ставка транспортного налога на мощные автомобили составила всего 60 руб.
Автор Кирилл Никитин // Ведомости, 23 июня 2014
Установление, введения, изменение и отмена налогов
Читайте также:
Налог — одно из основных проявлений государственного суверенитета страны. Именно возможность обложения налогом является выражением суверенитета и независимости
государства наряду с установлением и защитой границ, чеканкой монеты, отправлением правосудия и т. д. Из всего этого следует, что налог устанавливается государством в
одностороннем порядке без согласования с каждым налогоплательщиком по отдельности.
Следует отметить, что в ст. 1 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 г. 1 предусмотрено, что на всеРоссийский референдум не могут выноситься вопросы о налогах и бюджете. Фактически это означает запрет на решение вопросов о налогообложении через механизмы непосредственной демократии. Такое же положение закреплено в Конституциях некоторых европейских стран, например Италии. Фактическому взиманию с налогоплательщика любого налогового платежа обязательно предшествуют две последовательные и взаимосвязанные законодательные процедуры, посредством которых обуславливается сама юридическая возможность обложения лица налогом.
Установление налога — первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства. Это своего рода законодательное провозглашение, юридическое «создание» налога как обязательного платежа. Установление налога непосредственно предусматривает возможность введения налога на соответствующей территории в рамках всей страны или только региона.
Введение налога — вторичное нормотворческое действие, принятие соответствующего нормативного акта, подробно регламентирующего условия, порядок и процедуру фактического взимания того или иного налога в бюджет. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств.
Иными словами, для того чтобы конкретный налоговый платеж мог быть фактически внесен налогоплательщиком или взыскан с него, сначала его нужно установить (т. е. предусмотреть возможность его взимания), а уже затем ввести, т. е. определить как он будет взиматься и определить существенные элементы налогового обязательства.
Впервые о проблеме разграничения процедур установления и введения налогов было сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. «О проверке конституционности положений абзаца второго п. 2 ст. 18 и 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».3
Как указано в этом постановлении, федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы, самостоятельно определяет не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств (устанавливает налог). Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл, а именно — введение налога. Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать — вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок и т. д.
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При установлении региональных налогов законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК. 3. Вступление в силу нормативных актов о налогах и сборах
Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением установленных случаев, рассматриваемых ниже.
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Сроки в налоговых отношениях
Установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.
Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.
В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.
Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
26. Общие условия установления налогов и сборов
Налог считается установленным только в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
1) объект налогообложения
2) налоговая база
3) налоговый период
4) налоговая ставка
5) порядок исчисления налога
6) порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно положениям ст. 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Установление налога означает принятие законодательного акта с целью присвоения наименования налога, отнесение его к числу федеральных, региональных либо местных и определение налогоплательщика и основных элементов налогообложения.
Федеральные налоги устанавливаются исключительно положениями НК РФ, нижестоящие органы представительной власти не могут изменить ни один элемент федерального налога.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ, но законодательство субъектов РФ может изменить налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, в пределах, указанных в НК РФ, а так же предусмотренные дополнительные льготы и основное их применение. Льготы не относятся к числу основных элементов, они вообще могут не устанавливаться.
Местные налоги устанавливаются НК РФ, но актами представительных органов муниципальных образований могут изменяться ставки, порядок и сроки уплаты.
Ввести налог (сбор) – значит принять законодательный акт соответствующего уровня с целью взимания налога.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.
Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ (ст. 53 НК РФ).
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ).
Ольга Матхеева,
старший юрист отдела регионального законодательства
Согласно части первой Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) определение льгот по региональным налогам отнесено к компетенции законодательных органов субъектов РФ. Кроме того, субъекты РФ вправе устанавливать льготы по отдельным федеральным и местным налогам (сборам) в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Предоставляя налоговые льготы, органы государственной власти субъектов РФ стимулируют инвестиционную деятельность в регионе, оказывают поддержку социально незащищенным группам населения, а также решают иные задачи социально-экономического развития территорий. Документы о налоговых льготах представляют интерес для широкого круга пользователей информационных банков по региональному законодательству (РегиональныеВыпуски - Москва Проф. Московский выпуск. Московская область. Санкт-Петербургский выпуск и другие региональные выпуски). В статье мы расскажем:Налоговые льготы
В 2004 г. субъекты РФ устанавливают следующие налоговые льготы:
1. Федеральные налоги
Снижают ставку налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ (с 17 до 13 %). Так, согласно Закону Липецкой области от 25.02.1997 N 59-ОЗ "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области" прибыль, полученная от реализации инвестиционного проекта, облагается налогом по ставке 13 %.
Устанавливают льготы по плате за пользование водными объектами в пределах суммы, поступающей в бюджет субъекта РФ. К примеру, Законом г. Москвы от 27.02.2002 N 9 "О ставках и льготах по плате за пользование водными объектами" от платы освобождены организации, предоставляющие услуги водопровода и канализации.
Определяют дополнительные льготы по государственной пошлине, за исключением пошлины, взимаемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ. Например, Законом Воронежской области от 31.12.2003 N 77-ОЗ "О предоставлении льготы при заключении договоров ипотеки" отдельные категории плательщиков освобождены от уплаты пошлины за нотариальное удостоверение договоров залога недвижимого имущества, предоставляемого в обеспечение кредитов, получаемых для сельскохозяйственного производства, для приобретения транспортных средств и оборудования, а также для возврата денежных средств, взятых для строительства объектов, предназначенных для реабилитации детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, и реабилитации профессиональных заболеваний.
2. Региональные налоги
Предоставляют льготы по региональным налогам. Используются различные виды налоговых льгот, в том числе, освобождение от уплаты налога, снижение налоговых ставок, выведение из-под обложения отдельных элементов объекта налога. Так, согласно Закону Республики Хакасия от 30.06.2004 N 38 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Хакасия" не облагается налогом на имущество организаций имущество, созданное или приобретенное в рамках инвестиционного проекта и не входившее в состав налогооблагаемого имущества до начала реализации проекта не облагаются транспортным налогом транспортные средства, приобретенные для реализации инвестиционного проекта (кроме легковых автомобилей).
3. Местные налоги
Устанавливают льготы по земельному налогу в пределах суммы налога, находящейся в распоряжении субъекта РФ. Например, Законом Амурской области от 28.11.2003 N 262-ОЗ "О ставках налогов (сборов) и льготах в Амурской области на 2004 год" от уплаты земельного налога освобождены организации потребительской кооперации за земли, расположенные в поселках, а также организации, реализующие инвестиционные проекты, за земельные участки, используемые для осуществления нового строительства.
Документы о налоговых льготах
Нормы о налоговых льготах содержатся в следующих региональных законах (в скобках указаны примеры):
Изменения в федеральном законодательстве Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ в часть первую НК РФ внесены изменения, касающиеся налоговых полномочий субъектов РФ. С 1 января 2005 г. субъекты РФ могут предоставлять налоговые льготы исключительно в порядке и в пределах, установленных НК РФ.
Поиск документов
Для поиска в региональных выпусках документов, устанавливающих налоговые льготы, в поле "Вид документа" укажем "Закон". Многообразие региональных законов, содержащих нормы о налоговых льготах, делает поиск по полю "Название документа" не всегда эффективным, поэтому рекомендуем осуществлять поиск с помощью поля "Тематика". В разделе классификатора "Финансы" есть рубрики об отдельных видах налогов (например, "Государственная пошлина", "Транспортный налог"), а также специальные рубрики, предназначенные для поиска документов о налоговых льготах (например, "Льготы по налогу на прибыль", "Льготы по налогу на имущество организаций", "Льготы по земельному налогу"). Для поиска документов о льготах по налоговым платежам за природные ресурсы дополнительно можно использовать рубрику "Льготы по платежам. Освобождение от платежей" из раздела "Окружающая природная среда и природные ресурсы". В целях оптимизации поиска в поле "Поиск по статусу" выберем "Все акты, кроме утративших силу и не вступивших в силу".
Связи документов
Для правильного применения норм о региональных налоговых льготах рекомендуем ознакомиться с документами по аналогичной тематике в других информационных банках семейства КонсультантПлюс.
1. Документы ИБ РегиональныйВыпуск о налоговых льготах тесно связаны с документами информационных банков по федеральному законодательству (ВерсияПроф. РоссийскоеЗаконодательство ), а также с материалами ИБ Финансист. ВопросыОтветы.
Например, в настоящее время субъекты РФ устанавливают льготы по плате за пользование водными объектами на основании Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами". С 1 января 2005 г. этот федеральный закон утрачивает силу и вступает в силу глава 25.2. НК РФ "Водный налог", которая не наделяет субъекты РФ правом определять налоговые льготы.
Пользователи, у которых одновременно установлены ИБ по федеральному законодательству и ИБ РегиональныйВыпуск, могут перейти из текста Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" к документам об этом налоге в ИБ РегиональныйВыпуск с помощью пункта меню "Связи" или значка на полях.
2. Информацию о практике применения законов субъектов РФ о налоговых льготах можно найти в информационных банках по судебной практике.
Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2004 по делу N А79-8876/2003-СК1-8506 (ИБ Волго-ВятскийОкруг) рассматривается вопрос о налоговых льготах, установленных для вновь создающихся организаций Законом Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов РФ". Суд пришел к следующему выводу: акционерное общество, созданное на основе имущества организации, в отношении которой введено внешнее управление, не может пользоваться налоговыми льготами, поскольку они не распространяются на организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) организаций.
3. В информационных банках, входящих в раздел "Финансовые консультации", можно найти документы, разъясняющие применение региональных "налоговых" законов. Например: Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" от налогообложения освобождены объекты жилищного фонда, находящиеся на балансе организации. В ИБ Приложение БухгалтерскиеИздания содержится материал журнала "Российский налоговый курьер" (N 12, 2004г.), в котором разъясняется, что организации, имеющие на балансе гостиницы, не могут применять эту льготу, поскольку согласно Закону РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах жилищной политики" гостиницы не относятся к объектам жилищного фонда.
(По материалам бюллетеня "Консультант Плюс")
Установление налоговых льгот
Читайте также:
q уменьшение налогооблагаемой базы
Законом РОФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (ст.7) определено уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму в размере 30% от фактического объема капитальных вложений в природоохранные мероприятия, осуществленные за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий, а также на суммы в размере добровольных взносов в экологические фонды, но не более 3% от облагаемой налогом прибыли.
Согласно ст.5 п. «б» Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» стоимость имущества хозяйствующего субъекта, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость объектов, используемых для охраны природы.
С 1998г. по Постановлению правительства Свердловской области №371-п введена новая льгота – «частичное освобождение от платы за выбросы в атмосферу от передвижных источников, использующих неэтилированный бензин, осуществляющих переоборудование автомобилей для работы на газовом топливе».
q Полное освобождение от уплаты налогов
В соответствии со ст.4 п. «а» Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» не облагается налогом имущество заповедников, природных национальных и дендрологических парков, ботанических садов.
На основании ст.24 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» предполагается освобождать от налогов внебюджетные экологические фонды, являющиеся одним из основных источников финансирования деятельности по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов (включая освобождение от НДС, налога на прибыль, налога на имущество и др.) Но существующее налоговое законодательство этих освобождений не предусматривает.
По Указу Президента РФ от 22.12.93г. №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» не платят налог на прибыль в первые 2 года работы малые предприятия, осуществляющие строительство объектов природоохранного назначения при условии, если выручка от данного вида деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Эти малые предприятия в третий и четвертый годы работы уплачивают налог на прибыль в размере 25 и 50% соответственно от основной ставки, если выручка от данного вида деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).
На территории Свердловской области бюджетные организации, частично коммунальное, сельское хозяйство освобождены от платежей в экологические фонды.
q Предоставление налогового кредита
По Закону РФ «Об инвестиционном налоговом кредите» (ст.2 п «в») предприятия со среднесписочной численностью до 200 человек получают определенные льготы по отсрочке платежа налога на прибыль. Закон предоставляет право уменьшать сумму налогового платежа на 10% от цен закупленного и введенного в действие оборудования, полностью используемого для защиты окружающей среды от загрязнения отходами.
Согласно Постановлению правительства Свердловской области №371-п от 14.04.98г. «О формировании и расходовании средств областного экофонда на 1998 год» предоставляется льгота по платежам за загрязнение окружающей среды в экологические фонды в виде отсрочки платежа тем природопользователям, которые «направляют средства на финансирование природоохранных мероприятий и проектов, вошедших в федеральные, областные и муниципальные экологические программы, которые должны быть согласованы с Госкомэкологией Свердловской области. Данная льгота предоставляется не более чем на 75% от суммы начисленной платы за загрязнение окружающей среды. Природопользователи, получившие целевую льготу в виде отсрочки взимания платежей, заключают с правительством области договор, предметом которого является перечень мероприятий, осуществляемых за счет полученной за счет полученной льготы, сроки и условия их выполнения… Природопользователи, не выполнившие или частично выполнившие свои обязательства по договору выплачивают платежи с начислением пени».
q Политика ускоренной амортизации природоохранного оборудования
Данная политика способствует более быстрому перенесению стоимости природоохранного оборудования на стоимость продукции (работ, услуг) и накоплению капитала для обновления оборудования. В результате практики ускоренной амортизации значительная стоимость продукции, которая ранее представляла налогооблагаемую прибыль, в настоящее время проходит как стоимость износа основных фондов. Таким образом, процесс ускоренной амортизации можно рассматривать как один из видов налоговых льгот.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
§ 2. Налоговые льготы
В необходимых случаях при установлении налога в акте налогового
законодательства могут предусматриваться налоговые льготы и основания
для их использования налогоплательщиком. Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в
меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным, персонально поименованным налогоплательщикам.
Налоговые льготы являются факультативным элементом налогообложения, поскольку их установление целиком и полностью зависит от усмотрения законодателя. Для отдельных налогов и сборов – например, для
налога на игорный бизнес, водного налога – какие-либо льготы могут и не
устанавливаться.
Налоговые льготы предоставляются либо в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков,
материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, для
стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя,
привлечения в страну иностранных инвестиций (оффшорные зоны) и т.д.
Как верно замечает В.Е. Кузнеченкова, в большинстве случаев налоговые
льготы призваны выполнять стимулирующую функцию и устанавливаются
в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности1.
Налоговые льготы являются законными средствами оптимизации налогообложения, их использование не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Как указал КС РФ, когда законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или
позволяющие снизить их сумму, обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты лишь в той части, на
которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов (Постановление КС РФ от 27.05.2003 № 9-П).
Налоговая льгота – разновидность субъективного права. Поэтому налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приоста1 Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот // Финансовое право. – 2004. – № 2. –
С.53.
162
новить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Однако право налогоплательщика на отказ от соответствующей льготы может
быть ограничено законодателем. Дело в том, что налоговая льгота как элемент налогообложения является частью юридической конструкции налога,
и в некоторых случаях добровольный отказ налогоплательщика от реализации налоговой льготы до истечения периода ее действия может нарушать
механизм исчисления и уплаты налога, чем создавались бы препятствия
для реализации конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, как того требует ст. 57 Конституции РФ, и существенно затруднялся бы налоговый контроль.
В частности, ст. 145 НК РФ, регулирующая освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей
плательщика НДС, не предусматривает добровольный отказ налогоплательщика от данной льготы до истечения соответствующего срока такой
отказ возможен только в отношении будущих налоговых периодов. Налогоплательщик, освобожденный от исполнения обязанностей, связанных с
исчислением и уплатой НДС, не вправе включать сумму данного налога в
цену товара. Налоговое законодательство лишь предоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться от использования налоговой льготы на один или несколько налоговых периодов.
Однако, подчеркнул КС РФ, осуществляя соответствующий выбор,
налогоплательщик вправе требовать реализации только того механизма
предоставления налоговой льготы, который закреплен в законе. При этом
установление в НК РФ особенностей применения налоговых льгот, в том
числе в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться
от использования налоговой льготы, также не направлено на ущемление
конституционных прав и свобод налогоплательщика, поскольку законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее
использования (Постановление КС РФ от 05.02.2004 № 43-О).
Формы налоговых льгот достаточно разнообразны. Рассмотрим отдельные виды налоговых льгот, к которым относятся:
1) Освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога. Так, согласно п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения
обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой
НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца
сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих лиц без учета
НДС не превысила в совокупности один миллион рублей. Законы многих
субъектов РФ освобождают от уплаты некоторых региональных налогов и
сборов пенсионеров, инвалидов, другие категории налогоплательщиков.
Освобождение от уплаты налога может носить бессрочный характер или
же предоставляться на определенный срок (т.н. «налоговые каникулы»).
2) Освобождение отдельных объектов от налогообложения. Например, ст. 217 НК РФ предусматривает более тридцати видов доходов, не
подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, вклю163
чая государственные пособия, пенсии, стипендии, компенсационные выплаты, алименты, гранты и др. От налогообложения акцизами освобождается передача подакцизных товаров одним структурным подразделением
организации для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации реализация денатурированного этилового спирта первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров и др. (ст. 183 НК
РФ). НК РФ устанавливает 14 видов выплат, не облагаемых единым социальным налогом (ст. 238) и почти три десятка доходов, не подлежащих налогообложению налогом на прибыль организаций (ст.251).
В отношении имущественных налогов эта льгота выражается в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества. В частности,
от налогообложения освобождаются памятники истории и культуры федерального значения, объекты социально-культурной сферы, используемые
для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и
спорта, здравоохранения и социального обеспечения, космические объекты и некоторые другие виды имущества (ст. 381 НК РФ).
Иногда налоговые льготы представляют собой определенное сочетание налоговых освобождений и по субъекту, и по объекту одновременно.
Например, согласно ст. 381 НК РФ от уплаты налога на имущество освобождаются организации и учреждения уголовно-исполнительной системы
Минюста РФ – в отношении имущества, используемого для осуществления
возложенных на них функций религиозные организации – в отношении
имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности, и т.п.
3) Понижение налоговой ставки. В настоящее время общая ставка по
НДС составляет 18 %, но в отношении некоторых продовольственных товаров и товаров для детей, периодических печатных изданий, отдельных
медицинских товаров применяется ставка в два раза меньшая. Общая ставка по налогу на доходы физических лиц составляет 13 %, но в отношении
дивидендов размер ставки снижается до 9 %.
4) Налоговые вычеты. Эта льгота состоит в исключении отдельных
сумм из налоговой базы. В некоторых случаях налоговые вычеты производятся непосредственно из исчисленной суммы налога, подлежащей к уплате. В зависимости от влияния на результаты налогообложения налоговые
вычеты подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен
прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть
уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика).
Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» устанавливает четыре
вида налоговых вычетов – стандартные, социальные, имущественные и
профессиональные. Так, каждое физическое лицо имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, который предоставляется
ежемесячно и действует до месяца, в котором доход налогоплательщика,
исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода работодателем, предоставляющим данный налоговый вычет, превысит 20 тыс. руб164
лей (пп. 3 п.1 ст. 218 НК РФ). Данный вычет представляет собой реализацию идеи о необходимости установления в законодательстве некоторого
минимума доходов, свободных от налогообложения, который существует
в налоговых системах большинства государств мирового сообщества. «Величина этого минимума всегда определялась в зависимости от уровня
средних потребностей населения, от уровня инфляции, от фискальных потребностей государства»1. К сожалению, какое-либо обоснование размеров
налогового вычета в 400 рублей, его привязка к прожиточному минимуму,
потребительской корзине, инфляционным процессам либо другим показателям в настоящее время отсутствуют.
Тема налоговых льгот нередко увязывается с проблемой справедливости налогообложения. С одной стороны, справедливость требует, чтобы
все налогоплательщики обладали равным правовым статусом, без учета их
индивидуальных особенностей. Налоговые льготы одним социальным
группам перекладывают налоговое бремя на других налогоплательщиков.
С другой стороны, абсолютное юридическое равенство может обернуться
тяжелыми социальными последствиями для отдельных категорий налогоплательщиков. В частности, для инвалидов, пенсионеров, детей, безработных или лиц, пострадавших от стихийных бедствий, отсутствие привилегий изначально не позволит наравне со всеми конкурировать в условиях
единого правопорядка. Чтобы гарантировать этим лицам минимально достойный уровень жизни, их налогово-правовой статус должен содержать
льготы, преференции, преимущества, различные формы социальной поддержки (например, предоставление льгот для благотворительной деятельности).
Последнее является неизбежным отклонением от формальноюридического равенства, но отклонением обоснованным, соответствующим принципам справедливости и гуманизма. Предоставлением различного рода налоговых льгот в сфере налогообложения реализуется идея социальной солидарности. «Справедливые льготы отдельным гражданам, –
верно отмечает М.В. Баглай, – исправляют этические пороки формального
равенства между всеми гражданами»2.
Функции налогов
В данной главе необходимо рассмотреть основные функции налогов, которые являются основой осуществления налогового регулирования. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.
. Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная или бюджетная функция. С ее помощью формируются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для нормального функционирования государства. Именно фискальная функция создает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода между различными классами и социальными группами, предприятиями и организациями, а также отраслями народного хозяйства.
. Распределительная или социальная функция налогообложения заключается в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
. Регулирующая функция налогообложения направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структур производства, его размещении. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
. Контрольная функция налогообложения дает возможность государству владеть информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.
Иногда в качестве отдельной функции налогов выделяют поощрительную, осуществляемую через установление налоговых льгот. Но, на наш взгляд, ее можно не выделять в качестве самостоятельной функции, поскольку она поглощается социальной и регулирующей функциями налогов.
В настоящий момент необходимо отметить, что регулирующая функция налогов направлена, прежде всего, на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач финансово-экономической политики государства.
Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется целесообразным выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.
Стимулирующая подфункция налогообложения направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она осуществляется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
Дестимулирующая подфункция налогообложения заключается в установлении через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90 %), установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др. Таким образом, дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.
Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства в связи с потерей его эффективности. Так, непомерный налоговый гнет Российского крестьянства в 30-х годах привел к его ликвидации за несколько лет.
Последней из подфункций следует назвать воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для накопления средств, необходимых для восстановления используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
Перечисленные функции налога тесно связаны между собой. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, так как их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.
Налог в современных условиях устанавливается для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие на поведение налогоплательщика с целью добиться какого-либо результата не может быть основной целью налога. Однако если какие-либо налоговые платежи начинает выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.
2. Налоговое регулирование
Общие условия установления налогов и сборов в РФ
Налоговое законодательство РФ определяет, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы (в необходимых случаях). Аналогичный порядок применяется к установлению сборов.
Согласно налоговому законодательству РФ объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 Налогового кодекса РФ). Для установления налоговой базы необходимо знать единицу измерения налоговой базы, под которой понимается условная единица, используемая для количественного выражения налоговой базы.
В Налоговом кодексе РФ (ст. 55) налоговый период определен как календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Срок уплаты налогов и сборов в Российском налоговом законодательстве определяется календарной датой или истечением периода времени, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо действие, которое должно быть совершено.
В соответствии со ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В данной статье Кодекса также определено, что нормы налогового законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер. Установление индивидуальных льгот может быть осуществлено лишь в исключительных случаях в порядке, определенном Налоговым кодексом.
Источники:
Следующие статьи:
- Заявление на льготу по подоходному налогу ребенка
- Коды налоговой льготы по налогу имущество организаций
Комментариев пока нет!