Региональные налоговые льготы контрольная работа
Темы рефератов
Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
В данной контрольной работе я постараюсь, насколько мне позволяют знания, рассмотреть вопрос налогового регулирования предпринимательской деятельности.
Виды налогов
Виды налогов.
В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды, налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы (Налоги и сборы субъектов РФ) и местные налоги и сборы.
Важно отметить, что отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства.
На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции.
Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся:
? налог на добавленную стоимость
? акцизы на отдельные виды товаров и услуг и отдельные виды минерального сырья
- налог на прибыль (доход) организаций
- налог на доходы от капитала
? подоходный налог с физических лиц
? взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
? государственная пошлина
? таможенная пошлина и таможенные сборы
? налог на пользование недрами
? налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами
? лесной налог
? водный налог
? экологический налог
? федеральные лицензионные сборы.
Региональными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ, которые вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:
? налоговую ставку (но в пределах, устанавливаемых Кодексом)
? порядок и сроки уплаты
? формы отчетности
? налоговые льготы и основания для их использования.
Такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления, устанавливаются только в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
К региональным налогам и сборам относятся:
? налог на имущество организаций
? налог на недвижимость
? дорожный налог
? транспортный налог
? налог с продаж
? налог на игорный бизнес
? региональные лицензионные сборы.
При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Местными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые вводятся в действие в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами данных субъектов РФ.
Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения:
? налоговую ставку (в пределах, устанавливаемых Кодексом)
? порядок и сроки уплаты
? формы отчетности
? налоговые льготы и основания для их использования.
К местным налогам и сборам относятся:
? земельный налог
? налог на имущество физических лиц
? налог на рекламу
? налог на наследование и дарение

? местные лицензионные сборы.
Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами.
Классификация налогов.
Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и в зависимости от других признаков. В зависимости от экономического содержания и особенностей взимания налоги можно разделить на:
? прямые, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика
? косвенные, включаемые в цену товара, работы, услуги. Реальным плательщиком косвенных налогов выступает покупатель-потребитель, а налогоплательщик является, по существу, сборщиком налогов.
Среди прямых налогов выделяются:
? реальные, связанные с владением, распоряжением, пользованием
имущественными объектами
? личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или физическими лицами.
К косвенным налогам относятся:
? налог на добавленную стоимость
? акцизы на отдельные группы и виды товаров
? налог на реализацию горюче-смазочных материалов
? таможенная пошлина
? налог с продаж.
Органы, осуществляющие контроль за
соблюдением налогового законодательства.
В соответствии с п.1 ст.30 Налогового кодекса налоговыми органами в Российской Федерации являются Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения в Российской Федерации.
В связи с тем, что к числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральных налогов и сборов (ст.13 НК), а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ (ст.10 Таможенного кодекса РФ) Налоговым кодексом РФ установлено, что таможенные органы, в случаях предусмотренных Налоговым кодексом, а также в соответствии с таможенным законодательством и иными федеральными законами обладают полномочиями налоговых органов (п.2 ст.30 НК).
Региональные налоги
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком- организацией, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки [6, с. 226].
В случае регистрации транспортного средства или снятия с учета транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода исчисление налога производится с учетом коэффициента – как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство зарегистрировано, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации и месяц снятия с регистрации транспортного средства принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Согласно законодательству налогоплательщики-организации обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в соответствии со сроком, установленным законом субъекта РФ. Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом [5, с. 652].
- Перспективы развития региональных налогов в современных условиях.
В целях децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в 2013 - 2015 годах будет продолжена работа по оптимизации установленных законодательство м Российской Федерации о налогах и сборах льгот по региональным и местным налогам.
По результатам проведенных в 2010 - 2012 годах мероприятий по инвентаризации налоговых льгот и анализу их эффективности в предстоящий период планируется рассмотреть вопрос о возможных сроках отмены льгот по региональным и местным налогам, прежде всего наиболее крупных налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Между тем отмена названных налоговых льгот может привести к незапланированному росту затрат субъектов естественных монополий в газовой сфере, сфере электроэнергетики и на железнодорожном транспорте и, как следствие, к увеличению тарифов на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, тарифов на электрическую энергию и оптовых цен на природный газ.
В связи с этим следует предусмотреть поэтапную отмену льгот по налогу на имущество организаций, которая будет заключаться в установлении в течение 7 лет пониженных предельных налоговых ставок по налогу на имущество организаций.
График повышения налоговых ставок: с 1 января 2013 года - 0,4% с 1 января 2014 года - 0,7% с 1 января 2015 года - 1,0% с 1 января 2016 года - 1,3% с 1 января 2017 года - 1,6% с 1 января 2018 года - 1,9% с 1 января 2019 года - 2,2%
Кроме того, представляется целесообразным включить в перечень объектов налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В настоящее время указанные земельные участки не являются объектом налогообложения по земельному налогу.
При этом предполагается сохранение отдельных социальных льгот по региональным и местным налогам (например, для религиозных организаций, общеРоссийских общественных организаций инвалидов и др.). В связи с этим планируется осуществление компенсации выпадающих доходов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам в рамках распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены три региональных налога. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. НК РФ (ст. 14) относит к региональным следующие налоги: транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес. Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее, доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен частью 3 ст.12 НК РФ.
Нужно отметить, что при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливаться налоговые льготы.
После рассмотрения основных положений региональных налогов, можно сделать заключение о том, что данные налоги представляют огромный интерес при их изучении. И оказывают непосредственное влияние на экономику субъектов РФ. В свою очередь федеральный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития региональной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности. Регулирование и стимулирование региональной экономики осуществляется также посредством финансирования из федерального бюджета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Налоговый кодекс РФ (часть первая, вторая) [Электронный ресурс]/ КонсультантПлюс, 1992–2013 – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=docba se=LAWn=154106, свободный. – (дата обращения: 17.12.2013). Дадашев А.З. Налог и налогообложение: Учеб.пособие / Под. ред. А.З.Дадашева. - М. ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2009.- 464 с. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учеб. пособие для бакалавров/Л.И. Гончаренко, А.В Варнавский, Н.С. Горбова.- М.:ИНФРА-М, 2009. – 318 с. Налоги и сборы в РФ: Учебное пособие/А.А. Ялбулганов, Е.А. Барыкин, А.Н. Козырин Под ред. А.А Ялбулганова Государственный университет – ИНФРА-М, 2011. - 432 с. 5,стр.357]. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика / под ред. В.Г. Панскова. - М. 2013 – 747 с. 6, с. 652 Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / под ред. Г.Б.Поляка. – М. Издательство Юрайт, 2012. – 463 с. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А.Ю. Рыманов. - 3-e изд. перераб. и доп. - М. ИНФРА-М, 2010. - 510 с. Сбитнева Л.П. Налоги и налогообложение: Учебно-практическое пособие / под ред. Л.П. Сбитневой. - Б. 2011. – 138 с. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]/ КонсультантПлюс, 1992-2013 – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129118/? frame=2, свободный. – (дата обращения: 19.12.2013).
Приложение 1.
Ставка транспортного налога в Алтайском крае
Льгота на прибыль: от чего спасла бюджет налоговая скидка
Пять предприятий, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области, заключили с правительством региона инвестиционное соглашение на 2014 год. Договоренность между бизнесом и властью позволяет предпринимателям сократить ставку по налогу на прибыль организаций на четыре процента, а региону - гарантированно иметь налогоплательщика, вкладывающего в развитие промышленности.
Скидка для партнера
Такой порядок действует в Оренбуржье почти восемь лет подряд. В правительстве региона не скрывают, что изначально инвестиционная льгота версталась под нефтяников - добывающие компании, налог на прибыль которых составляет почти треть бюджета Оренбургской области. Изначально скидка гарантировала, что предприятия сохранят местную регистрацию и будут отчислять налоги именно в оренбургскую казну. Позже инвестиционный договор оброс прочими условиями, выгодными для Оренбуржья.
‒ Для получения льготы по налогу на прибыль предприятия обязуются исполнить определенный объем инвестиций. По сути, мы обязуем сэкономленные деньги вложить в развитие предприятия. Это прописывается в инвестиционном договоре. Главное для нас - это гарантированная сумма налоговых платежей. По нефтяникам на 2014 год это 19 миллиардов рублей, ‒ объяснил председатель комитета Законодательного собрания Оренбургской области по бюджетной, налоговой и финансовой политике Владимир Киданов.
Помимо традиционных льготников - компаний Оренбургнефть и Бугурусланнефть - инвестиционное соглашение с правительством подписали Оренбургские минералы, Новотроицкий цементный завод и Орский машиностроительный завод. В этом году для обрабатывающих производств была предложена максимально возможная скидка по налогу на прибыль - 4,5 процента, но в инвестиционный совет не поступило ни одной заявки. Причиной тому - сложность исполнения взятых на себя обязательств по сохранению объема налоговых платежей и инвестициям.
‒ Нам дают налоговые льготы, но есть очень интересное условие, что объем наших налоговых платежей даже с учетом скидки, должен быть больше, чем он был до того, - объяснил генеральный директор Оренбургских минералов Андрей Гольм. - Даже если мы говорим о льготах, то нельзя сказать, что область что-то теряет. Интересное условие: льготы ты получаешь только в том случае, если твое производство будет настолько прибыльным, что ты налогов заплатишь больше, чем раньше. В этом и состоит партнерство: зарабатывает область, стимулируя развитие прибыльных производств, и зарабатывают предприниматели, получая льготы, которые они также направляют на развитие новых технологий.
Платить налоги по месту деятельности
Россия - федеративное государство и при общей канве правил каждый из регионов вправе предоставлять свои условия для ведения бизнеса. В этом состоит конкуренция между субъектами. Никто не запрещает зарегистрировать предприятие, например, в Якутии и там платить налоги, а вести деятельность в Самарской области. Льгота по налогу на прибыль - одна из выгод, которая позволяет удержать бизнес в регионе или даже привлечь предпринимателей со стороны.
Особенно актуальным этот вопрос видится после вступления поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации в отношении консолидированных групп налогоплательщиков. Крупнейшие предприятия страны, имеющие обособленные подразделения в различных регионах страны, в 2013 году получили возможность пересмотреть налоговые потоки. Компании теперь ориентируются на статью 288 Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, которая подразумевает два способа уплаты налогов.
‒ Первая схема: центральный офис выступает в качестве налогоплательщика, он управляет ценами, доходами и расходами, формирует налогооблагаемую базу на уровне центрального офиса и распределяет налоги по доле, которая пришла из филиалов, по уровню фонда оплаты труда и прочим условиям. По этому порядку центральная компания складывает прибыль (в том числе и отрицательную) по каждому подразделению. В итоге прибыль может быть близка к нулю, соответственно налог - на максимально низком уровне. Чтобы этого не происходило, мы предлагаем компаниям, работающим в нашем регионе подписать инвестиционное соглашение, ‒ объяснил Владимир Киданов. ‒ Подписывая инвестиционное соглашение, мы предоставляем льготу и требуем, чтобы у регионального подразделения было право формировать налогообложение на территории Оренбургской области.
Финансисты подсчитали, что наше регион уже понес определенные потери после вступления в силу раздела о консолидированной группе налогоплательщиков. По итогам 2013 года в бюджете области не досчитались более 700 миллионов рублей. Ушли на федеральный уровень или в другие регионы налоги таких компаний как Газпром, Газпром нефть, Перекресток, Татнефть, Мегафон, Лукойл, Транснефть, Мечел. Право формировать налогооблагаемую базу по принципу консолидированной группы есть и у Роснефти, подразделениями которой являются родные для Оренбуржья Оренбургнефть и Бугурусланнефть. Однако благодаря именно инвестиционному соглашению удается сохранить самые доходные для бюджета области предприятия в реестре местных налогоплательщиков.
‒ Компания Роснефть имеет полное право войти в консолидированную группу налогоплательщиков. Она запросто может перевести Оренбургнефть в консолидированную группу, когда налог формируется центральным офисом. Например, другое подразделение является, по сути, венчурной компанией - деньги вкладываются в разведку, при сложении с прибылью оренбургских филиалов прибыль будет равна нулю. В этом случае компания зарабатывает в нашем регионе, а бюджет области ничего не получает. Чтобы этого не было, мы предлагаем вывести компанию за рамки консолидированной группы, формировать налогооблагаемую прибыль здесь, получать льготу в размере 2-4 миллиардов, но платить налоги здесь, ‒ расшифровал схему работы Владимир Николаевич.
Ставка на будущее
В правительстве Оренбургской области готовы представить доказательства полученной выгоды от заключения инвестиционных соглашений. Например, в 2012 году двум крупнейшим нефтедобывающим предприятиям региона была предоставлена налоговая льгота в размере трех миллиардов рублей. Эти доходы по сути выпали из бюджета области, но казна пополнилась на десять миллиардов по налогу на прибыль. В 2013 году скидка составила 2,7 миллиарда рублей - доходы приблизились к 11 миллиардам.
В 2014 году к концу ноября уже получили 11,1 миллиарда рублей по налогу на прибыль по компании Оренбургнефть. Несмотря на сокращение объемов добычи нефти, компания выполняет и даже перевыполняет свои обязательства. Снизить объемы платежей, согласно инвестиционному соглашению, нельзя. Аналогичная ситуация по Бугурусланнефти. В итоге бюджет Оренбургской области от компаний группы Роснефть получает около 20 миллиардов рублей при предоставлении льготы в размере чуть выше четырех миллиардов рублей.
‒ При варианте консолидированной группы 20 миллиардов рублей уйдут в центральный офис, где эту прибыль перекроют убытки по подразделениям, например, в Арктике. Сложно предположить, сколько мы получим обратно, но минимум в пять раз меньше, ‒ считает Владимир Киданов.
Еще один немаловажный эффект инвестиционного соглашения - собственно инвестиции. По компании Оренбургнефть объем добычи нефти в 2012 году составил 18,5 миллиона тонн. При предоставлении инвестиционной льготы они обязались направить инвестиции в размере 43 миллиардов рублей, в том числе на то, чтобы разведывать запасы нефти. По итогам года прирост разведанных запасов составил 36 миллионов тонн. В 2013 году на 18 миллионов тонн добычи пришлось 29 миллиардов рублей инвестиций и прирост запасов в размере 18 миллионов тонн. В 2014 году по итогам девяти месяцев объем добычи составил почти 13 миллионов тонн, а прирост разведанных запасов - свыше 15 миллионов тонн.
‒ Если сложить показатели, то выходит, что объем исследований в Оренбуржье вдвое превышает объемы добычи. Тем самым мы создаем себе будущее: при таких объемах разведки три года может вестись добыча. Этого удалось достичь потому, что мы обязали компании вкладывать в инвестиции. Помимо этого миллиардные вложения полагаются на охрану окружающей среды, ‒ резюмировал Владимир Киданов.
Кому полезна льгота?
Льгота на прибыль стала одним из поводов для острой дискуссии среди депутатов Законодательного собрания области, развернувшейся в ходе обсуждения бюджета на 2015 год.
Парламентская оппозиция попыталась в очередной раз оспорить порядок, который действует в Оренбуржье почти восемь лет подряд. Не секрет, что этой льготой пользовались в основном нефтяники, налог на прибыль которых и тогда, и сейчас составляет почти треть бюджета Оренбургской области.
Логика действий оренбургских властей видится председателю комитета Законодательного собрания Оренбургской области по бюджетной, налоговой и финансовой политике Владимир Киданову, как абсолютно продуманная и в сложившейся ситуации единственно верная. Она основывается на ст. 288 Налогового кодекса РФ «Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения». В ней четко прописано, что в случае если компания-налогоплательшик имеет обособленные подразделения на территории РФ, она вправе самостоятельно определять режим своего налогообложения.
А это означает, что нефтяники вполне могли, да и могут выбрать, как «Газпром» например, вариант консолидированной группы налогоплательщиков и, посчитав прибыль компании оптом за вычетом убытков (а они у нефтяников немалые, учитывая, например, арктические проекты), перечислить налоги в региональный бюджет не по результатам деятельности, а с учетом численности работающих. Ничего антизаконного в этом нет, но своя-то рубашка ближе к телу. А потому предприятия, осуществляющие деятельность на территории Оренбургской области, заключающие с правительством региона инвестиционные соглашения, получают право сократить ставку по налогу на прибыль на четыре процента, при этом регион гарантированно имеет налогоплательщика, вкладывающего в развитие промышленности. Льгота по налогу на прибыль – одна из выгод, которая позволяет удержать бизнес в регионе или даже привлечь предпринимателей со стороны.
Например, в 2012 году двум крупнейшим нефтедобывающим предприятиям региона была предоставлена налоговая льгота в размере трех миллиардов рублей. Эта сумма как бы выпала из бюджета области, но на деле вернулась туда 12 миллиардами налога на прибыль. В 2013 году «скидка» составила 2,7 млрд рублей — доходы превысили 12 миллиардов. По подсчетам Владимира Киданова, консолидированная группа дала бы Оренбуржью минимум в пять раз меньше.
Особенно актуальным этот вопрос становится после вступления поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации в отношении консолидированных групп налогоплательщиков.
Крупнейшие предприятия страны, имеющие обособленные подразделения в различных регионах страны, в 2013 году получили возможность пересмотреть налоговые потоки. Компании теперь ориентируются на статью 288 «Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения», которая подразумевает два способа уплаты налогов.
Первая схема: центральный офис выступает в качестве налогоплательщика, он управляет ценами, доходами и расходами, формирует налогооблагаемую базу на уровне центрального офиса и распределяет налоги по доле, которая пришла из филиалов, по уровню фонда оплаты труда и прочим условиям. По этому порядку центральная компания складывает прибыль (в том числе и отрицательную) по каждому подразделению. В итоге прибыль может быть близка к нулю, соответственно налог – на максимально низком уровне.
Финансисты подсчитали, что наш регион уже понес определенные потери после вступления в силу раздела о консолидированной группе налогоплательщиков. По итогам 2013 года в бюджете области недосчитались более 700 миллионов рублей. «Ушли» на федеральный уровень или в другие регионы налоги таких компаний, как «Газпром», «Перекресток», «Татнефть», «Мегафон», «Лукойл», «Транснефть», «Мечел». Право формировать налогооблагаемую базу по принципу консолидированной группы есть и у «Роснефти», подразделениями которой являются родные для Оренбуржья «Оренбургнефть» и «Бугурусланнефть». Однако благодаря именно инвестиционному соглашению удается сохранить самые доходные для бюджета области предприятия в реестре местных налогоплательщиков.
– Подписывая инвестиционное соглашение, мы предоставляем льготу и закрепляем обязанность регионального подразделения формировать налогообложение на территории Оренбургской области, - пояснил Владимир Киданов. - Для получения льготы по налогу на прибыль предприятия обязуются исполнить определенный объем инвестиций. По сути, мы обязуем сэкономленные деньги вложить в развитие предприятия. Это прописывается в инвестиционном договоре. Главное для нас – это гарантированная сумма налоговых платежей. По нефтяникам на 2014 год это с обязательным приростом к предыдущим годам.
Инвестиционное соглашение с правительством на 2015 год также подписали «Оренбургские минералы». В этом году для обрабатывающих производств была предложена максимально возможная скидка по налогу на прибыль – 4,5 процента, заявка на нее поступила от Орского машиностроительного завода. Ограниченность заявок объясняется сложностью исполнения взятых на себя обязательств по сохранению объема налоговых платежей и инвестициям.
– Нам дают налоговые льготы, но есть очень интересное условие, что объем наших налоговых платежей даже с учетом «скидки» должен быть больше, чем он был до того, – объяснил генеральный директор «Оренбургских минералов» Андрей Гольм. – Даже если мы говорим о льготах, то нельзя сказать, что область что-то теряет. Интересное условие: льготы ты получаешь только в том случае, если твое производство будет настолько прибыльным, что ты налогов заплатишь больше, чем раньше. В этом и состоит партнерство: зарабатывает область, стимулируя развитие прибыльных производств, и зарабатывают предприниматели, получая льготы, которые они также направляют на развитие новых технологий.
Еще один немаловажный эффект инвестиционного соглашения – собственно инвестиции. По компании «Оренбургнефть» объем добычи нефти в 2012 году составил 18,5 миллиона тонн. При предоставлении инвестиционной льготы они обязались направить инвестиции в размере 43 миллиардов рублей в том числе на то, чтобы разведывать запасы нефти. По итогам года прирост разведанных запасов составил 36 миллионов тонн. В 2013 году на 18 миллионов тонн добычи пришлось 29 миллиардов рублей инвестиций и прирост запасов в размере 18 миллионов тонн. В 2014 году по итогам девяти месяцев объемы добычи составили почти 13 миллионов тонн, а прирост разведанных запасов – свыше 15 миллионов тонн.
– Если сложить показатели, то выходит, что объем исследований в Оренбуржье вдвое превышает объемы добычи. Тем самым мы создаем себе будущее: при таких объемах разведки три года может вестись добыча. Этого удалось достичь потому, что мы обязали компании вкладывать в инвестиции. Помимо этого миллиардные вложения полагаются на охрану окружающей среды, – резюмировал Владимир Киданов.
Вот и получается, что область от предоставления налоговых льгот ничего не теряет, а, напротив, приобретает. Да и добрые партнерские отношения дорогого стоят.
Киданов Владимир Николаевич
Депутат Законодательного Собрания Оренбургской области
Председатель комитета Законодательного Собрания Оренбургской области по бюджетной, налоговой и финансовой политике
Льгота на прибыль: от чего спасла бюджет налоговая скидка
28 ноября в Доме Советов состоялся брифинг председателя комитета Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой и финансовой политике Владимира Киданова, посвященный подведению итогов расширенного заседания бюджетного комитета, который состоялся чуть раньше в этот день. Также была озвучена позиция по реализуемым в Оренбургской области инвестиционным проектам в преддверии Евразийского экономического форума, запланированного к проведению 4-5 декабря в Оренбурге. Сегодня на сайте РИА Оренбуржье опубликован большой обзор по одной из тем - предоставление сокращенной ставки по налогу на прибыль в рамках инвестиционных соглашений.
Алёна Гниденко, РИА «Оренбуржье», Экономика
1 декабря 2014, 09.17
Пять предприятий, осуществляющих деятельность на территории Оренбургской области, заключили с правительством региона инвестиционное соглашение на 2014 год. Договоренность между бизнесом и властью позволяет предпринимателям сократить ставку по налогу на прибыль организаций на четыре процента, а региону – гарантированно иметь налогоплательщика, вкладывающего в развитие промышленности.
Скидка для партнера
Такой порядок действует в Оренбуржье почти восемь лет подряд. В правительстве региона не скрывают, что изначально инвестиционная льгота версталась под нефтяников – добывающие компании, налог на прибыль которых составляет почти треть бюджета Оренбургской области. Изначально скидка гарантировала, что предприятия сохранят местную регистрацию и будут отчислять налоги именно в оренбургскую казну. Позже инвестиционный договор «оброс» прочими условиями, выгодными для Оренбуржья.
‒ Для получения льготы по налогу на прибыль предприятия обязуются исполнить определенный объем инвестиций. По сути, мы обязуем сэкономленные деньги вложить в развитие предприятия. Это прописывается в инвестиционном договоре. Главное для нас – это гарантированная сумма налоговых платежей. По нефтяникам на 2014 год это 19 миллиардов рублей, ‒ объяснил председатель комитета Законодательного собрания Оренбургской области по бюджетной, налоговой и финансовой политике Владимир Киданов.
Помимо традиционных льготников – компаний «Оренбургнефть» и «Бугурусланнефть» - инвестиционное соглашение с правительством подписали «Оренбургские минералы», «Новотроицкий цементный завод» и «Орский машиностроительный завод». В этом году для обрабатывающих производств была предложена максимально возможная скидка по налогу на прибыль – 4,5 процента, но в инвестиционный совет не поступило ни одной заявки. Причиной тому – сложность исполнения взятых на себя обязательств по сохранению объема налоговых платежей и инвестициям.
‒ Нам дают налоговые льготы, но есть очень интересное условие, что объем наших налоговых платежей даже с учетом «скидки», должен быть больше, чем он был до того, – объяснил генеральный директор «Оренбургских минералов» Андрей Гольм. – Даже если мы говорим о льготах, то нельзя сказать, что область что-то теряет. Интересное условие: льготы ты получаешь только в том случае, если твое производство будет настолько прибыльным, что ты налогов заплатишь больше, чем раньше. В этом и состоит партнерство: зарабатывает область, стимулируя развитие прибыльных производств, и зарабатывают предприниматели, получая льготы, которые они также направляют на развитие новых технологий.
Платить налоги по месту деятельности
Россия – федеративное государство и при общей канве правил каждый из регионов вправе предоставлять свои условия для ведения бизнеса. В этом состоит конкуренция между субъектами. Никто не запрещает зарегистрировать предприятие, например, в Якутии и там платить налоги, а вести деятельность в Самарской области. Льгота по налогу на прибыль – одна из выгод, которая позволяет удержать бизнес в регионе или даже привлечь предпринимателей со стороны.
Особенно актуальным этот вопрос видится после вступления поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации в отношении консолидированных групп налогоплательщиков. Крупнейшие предприятия страны, имеющие обособленные подразделения в различных регионах страны, в 2013 году получили возможность пересмотреть налоговые потоки. Компании теперь ориентируются на статью 288 «Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения», которая подразумевает два способа уплаты налогов.
‒ Первая схема: центральный офис выступает в качестве налогоплательщика, он управляет ценами, доходами и расходами, формирует налогооблагаемую базу на уровне центрального офиса и распределяет налоги по доле, которая пришла из филиалов, по уровню фонда оплаты труда и прочим условиям. По этому порядку центральная компания складывает прибыль (в том числе и отрицательную) по каждому подразделению. В итоге прибыль может быть близка к нулю, соответственно налог – на максимально низком уровне. Чтобы этого не происходило, мы предлагаем компаниям, работающим в нашем регионе подписать инвестиционное соглашение, ‒ объяснил Владимир Киданов. ‒ Подписывая инвестиционное соглашение, мы предоставляем льготу и требуем, чтобы у регионального подразделения было право формировать налогообложение на территории Оренбургской области.
Финансисты подсчитали, что наше регион уже понес определенные потери после вступления в силу раздела о консолидированной группе налогоплательщиков. По итогам 2013 года в бюджете области не досчитались более 700 миллионов рублей. «Ушли» на федеральный уровень или в другие регионы налоги таких компаний как «Газпром», «Газпром нефть», «Перекресток», «Татнефть», «Мегафон», «Лукойл», «Транснефть», «Мечел». Право формировать налогооблагаемую базу по принципу консолидированной группы есть и у «Роснефти», подразделениями которой являются родные для Оренбуржья «Оренбургнефть» и «Бугурусланнефть». Однако благодаря именно инвестиционному соглашению удается сохранить самые доходные для бюджета области предприятия в реестре местных налогоплательщиков.
‒ Компания «Роснефть» имеет полное право войти в консолидированную группу налогоплательщиков. Она запросто может перевести «Оренбургнефть» в консолидированную группу, когда налог формируется центральным офисом. Например, другое подразделение является, по сути, венчурной компанией – деньги вкладываются в разведку, при сложении с прибылью оренбургских филиалов прибыль будет равна нулю. В этом случае компания зарабатывает в нашем регионе, а бюджет области ничего не получает. Чтобы этого не было, мы предлагаем вывести компанию за рамки консолидированной группы, формировать налогооблагаемую прибыль здесь, получать льготу в размере 2-4 миллиардов, но платить налоги здесь, ‒ «расшифровал» схему работы Владимир Николаевич.
Ставка на будущее
В правительстве Оренбургской области готовы представить «доказательства» полученной выгоды от заключения инвестиционных соглашений. Например, в 2012 году двум крупнейшим нефтедобывающим предприятиям региона была предоставлена налоговая льгота в размере трех миллиардов рублей. Эти доходы по сути выпали из бюджета области, но казна пополнилась на десять миллиардов по налогу на прибыль. В 2013 году «скидка» составила 2,7 миллиарда рублей – доходы приблизились к 11 миллиардам.
В 2014 году к концу ноября уже получили 11,1 миллиарда рублей по налогу на прибыль по компании «Оренбургнефть». Несмотря на сокращение объемов добычи нефти, компания выполняет и даже перевыполняет свои обязательства. Снизить объемы платежей, согласно инвестиционному соглашению, нельзя. Аналогичная ситуация по «Бугурусланнефти». В итоге бюджет Оренбургской области от компаний группы «Роснефть» получает около 20 миллиардов рублей при предоставлении льготы в размере чуть выше четырех миллиардов рублей.
‒ При варианте консолидированной группы 20 миллиардов рублей уйдут в центральный офис, где эту прибыль перекроют убытки по подразделениям, например, в Арктике. Сложно предположить, сколько мы получим обратно, но минимум в пять раз меньше, ‒ считает Владимир Киданов.
Еще один немаловажный эффект инвестиционного соглашения – собственно инвестиции. По компании «Оренбургнефть» объем добычи нефти в 2012 году составил 18,5 миллиона тонн. При предоставлении инвестиционной льготы они обязались направить инвестиции в размере 43 миллиардов рублей, в том числе на то, чтобы разведывать запасы нефти. По итогам года прирост разведанных запасов составил 36 миллионов тонн. В 2013 году на 18 миллионов тонн добычи пришлось 29 миллиардов рублей инвестиций и прирост запасов в размере 18 миллионов тонн. В 2014 году по итогам девяти месяцев объем добычи составил почти 13 миллионов тонн, а прирост разведанных запасов – свыше 15 миллионов тонн.
‒ Если сложить показатели, то выходит, что объем исследований в Оренбуржье вдвое превышает объемы добычи. Тем самым мы создаем себе будущее: при таких объемах разведки три года может вестись добыча. Этого удалось достичь потому, что мы обязали компании вкладывать в инвестиции. Помимо этого миллиардные вложения полагаются на охрану окружающей среды, ‒ резюмировал Владимир Киданов.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!