Сущность и классификация налоговых льгот

Тема: Понятие, классификация и виды налогов
1.сущность и функции налогов
2. Классификация налогов
. Налоговые льготы
1. сущность и функции налогов
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
Налоги выражают реально существующие отношения, связанные с процессом изъятия части стоимости валового внутреннего продукта. Налоговые отношения это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений.
Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, которые слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:
необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.)
необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде и т.д.
создание общегосударственных резервов на случай непредвиденных обстоятельств.
Сущность налогов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция показывает каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.
Фискальная функция налогов - это одна из основных функций налогов, которая характерна для всех государств, независимо от их общественно политического строя. С ее помощью формируются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для нормального функционирования государства. Именно фискальная функция создает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода между различными классами и социальными группами, предприятиями и организациями и отраслями народного хозяйства.
Абсолютное и относительное увеличение налоговых поступлений может привести к негативным последствиям. В частности, увеличение налоговых платежей отразится на ухудшении условий воспроизводства (недостаток средств у предприятий и организаций), приведет к ухудшению материального положения трудящихся страны, а это порождает обострение социальных конфликтов в обществе, например к забастовкам. Поэтому данное перераспределение должно осуществляться по мере экономической целесообразности, т.е. так, чтобы обеспечить общегосударственные интересы и не нарушать нормальный ход воспроизводственного процесса.
Следовательно, налоги в дополнение к фискальной функции должны выполнять и регулирующую функцию по отношению к производству, обмену, распределительную к потреблению, т.е. фискальная функция обусловливает регулирующую функцию. Регулирующая функция возникла еще в пору первоначального накопления капитала. В современных условиях, наличие регулирующей функции означает, что налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Расширение налогового метода в мобилизации средств для государства вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что предоставляет ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводственного процесса. Вместе с тем необходимо отметить, что на различных этапах развития общества действие регулирующей функции претерпевало значительные изменения. Так, в период первоначального накопления капитала налоги принимали участие в становлении и развитии производственных отношений. С развитием производительных сил, обобществлением производства и капитала в условиях НТР у государства создались объективные предпосылки и потребность вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование.
Таким образом, фискальная функция, возникшая одновременно с налогами, обуславливает действие и развитие регулирующей функции. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает объективные условия для более широкого воздействия на процесс воспроизводства. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность отдельных предприятий и определенных групп населения, может в известной мере расширить базу для фискальной функции. Из этого следует, что обе эти функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Регулирующая налоговая функция проявляется на практике в виде льгот и санкций. Применение налоговой санкции это проявление контрольной функции налога. Однако контрольное свойство системы налогообложения заложено в ней самой благодаря сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами этого процесса. Из этого следует, что любое движение стоимости в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за ним. Следовательно, налоговое регулирование несет на себе нагрузку и контрольного свойства.
Контрольная функция налогов состоит в количественном отображении и соответствии налоговых платежей и поступлений. Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах.
. Классификация налогов
Классификация налогов - группировка законодательно установленных налогов, сборов и других платежей, обусловленная целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основу систематизации могут быть положены методы исчисления и взимания налогов, их распределения по звеньям бюджетной системы, характер применяемых налоговых ставок, налоговых льгот и другие критерии.
Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов: 1) по способу взимания налогов 2) по органу, который устанавливает налоги 3) по целевой направленности введения налога 4) по субъекту-налогоплательщику 5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж 6) по порядку ведения бухучета 7) по срокам уплаты
. По способу взимания налоги классифицируются следующим образом:
а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика
б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги)
в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т.п.).
Классификация по способу взимания налогов в экономической литературе определяется как традиционная. Несмотря на довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам, данная классификация получила широкое распространение. В ее основе лежит деление всех налогов на три класса: 1) прямые налоги 2) косвенные налоги 3) пошлины и сборы. Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными - налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налоги с наследуемого и даруемого имущества.
Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы. Понятие акцизы может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и НДС (универсальный акциз), налог с продаж и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налог с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина акцизы предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. НДС нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы.
. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):
а) федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней
б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта
в) местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).
. По целевой направленности введения налогов:
а) общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС)
б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, ЕСН). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
. По субъекту-налогоплательщику:
а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на ] доходы физических лиц)
б) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на ] прибыль организаций)
в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:
а) закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины)
б) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).
Данная форма классификации налогов, иначе именуемая как статусная классификация налогов, получила широкое распространение. Она основана на критерии многоуровневости бюджетных систем многих стран. Статусная классификация налогов и сборов применяется и в РФ. Согласно ст. 12 НК РФ система налогов и сборов в РФ подразделяется на три группы: 1) федеральные 2) региональные 3) местные.
. По характеру бухгалтерского учета налоги:
а) включаемые в себестоимость или цену продукции
б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли
в) удерживаемые из доходов работника.
. По срокам уплаты:
а) срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина)
б) периодично-календарные налоги, которые подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль уплачивается бюджетными организациями ежеквартально).
налог платеж льгота скидка
3. Налоговые льготы
Налоговая льгота - это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).
Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа.
В последних двух случаях кредит налогоплательщику предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. Налогоплательщик может отказаться от использования льготы, приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на три вида: 1) изъятия 2) скидки 3) налоговые кредиты.
Изъятия - это налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения. Изъятия могут предоставляться:
на постоянной основе и на ограниченный срок
как всем плательщикам налога, так и какой-то отдельной их категории, например, не подлежат обложению налогом с продаж операции по реализации хлеба и хлебобулочных изделий, молока, детской одежды и обуви, лекарств и т.д.
Скидки - это льготы, сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:
лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика) общие скидки (ими пользуются все плательщики, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков налога на доходы физических лиц) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов, например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении того же налога).
Налоговые кредиты - это льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:
снижение ставки налога
вычет из налогового оклада (валового налога)
отсрочка или рассрочка уплаченного налога
возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия)
зачет ранее уплаченного налога
целевой (инвестиционный) налоговый кредит. Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.
Отсрочка уплаты налога - это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок рассрочка уплаты налога - распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков их уплаты.
Возврат сумм ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование - налоговая амнистия.
Другие виды льгот применительно к Российскому законодательству о налогах и сборах - это налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.
Раздел 5ПОДАТКЫ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
51 Сущность, необходимость и виды налогов
Налоги - очень сложная финансовая категория, которая осуществляет влияние на все экономические явления и процессы Это обязательный элемент экономической системы любого государства независимо от модели экономического развития и п политических сил при власти Отсутствие налогов парализует финансовую систему государства в целом, делает ее недееспособной и, в конечном итоге, лишенной всякого смыслсу.
История цивилизации свидетельствует, что в разные периоды развития общества вводились разнообразные налоги - на землю, имущество, доходы, ценные бумаги, наследство и дарение, добавленную стоимость, заработную плату, а акцизы, сборы и отчисления на автомобили, лошадей, собак, продуктивный скот и птицу, пчел, подушные налоги и налоги на холостяков, налоги на бороду, окна, двери да и.
На разных этапах исторического развития налоги соответствовали особенностям самого исторического периода, в частности: способу производства, формам налогообложения, видам источников доходов, направлениям расходов и т.д.
Главными предпосылками возникновения налогов считается переход от натурального хозяйства к денежному и возникновения государства
На древнейших этапах государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое не было основано исключительно на добровольных началах Жертвоприношение было неписаным законом и. таким образом, становилось принудительной выплатой или сборомм.
Древнейшим источником государственных доходов были домены, или государственное имущество, земли, леса, изначально принадлежали к собственности монарха, доходы которого служили одновременно и доходами государства Это были приватнопра авови, а не публично-правовые доходы Другим источником государственных доходов выступали регалии - доходные прерогативы казны, определенные отрасли производства, виды деятельности, которые принимались в исключительное пользование ка ни и исключались из общественной оборота, из сферы деятельности населения Основные виды регалийій:
- \"бесхозная регалия\" - все, что не имело хозяина, объявлялось таким, принадлежащего казне Это природные явления, как, например, ветер, вода, недра, что влекло за собой установление государственной монополии на вит тряни мельницыряні млини
- таможенная регалия, которая реализовывалась путем установления сборов за право проезда по территории и стала прообразом таможенных платежей
- судебная регалия - осуществление правосудия только государством (судебные штрафы, пошлины, доходы от конфискаций)
- монетарная регалия - право чеканить монету Регалии были переходным этапом к налогам
С развитием государства возникла \"светская\" десятина, которая содержалась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной Такая практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Старод древнего Египта до средневековой Европы Так, в Древней Греции в VI-VII века до н.э представители знати ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов Это давало возможность концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство, храмов, водопроводов, дорог, укреплений вокруг городов-государств, устройство празднеств, раздачу продуктов и денег бедным якам и на другие общественные цилі суспільні цілі.
Финансовая система Древней Руси начала формироваться после объединения Древнерусского государства в конце IX в Основным источником доходов княжеской казны была дань, по сути, сначала нерегулярный, а затем все е более систематический прямой налог Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластны племен Дань содержалась двумя способами: \"повозом\", когда она привозилась в Киев, и \"полюдье\", когда князья или княжеские дружины сами ездили за данью самі їздили за даниною.
Относительно косвенного налогообложения, то оно существовало в форме торговых и судебных пошлин Пошлина \"пошлин\" содержалось за провезен товаров через горные заставы, пошлина \"перевозка\" - за переправу через реку, \"гость ьове \"- за право иметь склады,\" торговое \"- за право устраивать рынки Пошлины\" вес \"и\" мера \"устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те времена достаточно сложным Судебное пошлине \"вера\" содержалось за убийство, а \"продажа\" - за другие преступления Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривенtпродаж — за інші злочини. Судові мита становили зазвичай від 5 до 80 гривень.
устойчивой системы управления государственными финансами на русских землях не существовало долго Большинство прямых налогов собирал в России Приказ большого прихода, одновременно с которым обложением населения занимались и и территориальные приказы Итак финансовая система России в XV-XVII вв была слишком сложной и запутанноною.
Несколько Упорядочилась она во время царствования Алексея Михайловича, в 1655 г создал Счетный приказ Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точн но определить бюджет государствви.
протяжении XIX в основным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги, основным прямым налогом была подушная подать, количество плательщиков определялась согласно контрольным переписями
Начиная с 1863 года с мещан вместо подушной подати стал воздерживаться налог с городских зданий Отмена подушной подати началась в 1882 г. Второе место среди прямых налогов занимал оброк - плата Казе енных крестьян за пользование землей Ставка оброка дифференцировалась по классам губерниирній.
Купечество платило гильдейские подать - процентный сбор с объявленного капитала, введен еще Екатериной II в 1775 г. для купцов I, II и III гильдий вместо подушной подати Размер капитала записывался \"по с совести каждого \"Кроме того, действовала патентная система обложения торговли и промышленности, были введены билеты на лавки, т.е. плата за каждый торговый заклаельний заклад.
Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения - на строительство крупных государственных дорог, устройство водных сообщений, временные на ускорение выплаты государств в них долгов и др. Кроме государственных прямых налогов, функционировали земские (местные) сборы Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведенииів.

Среди косвенных налогов в XIX в высокие доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные и нефтяные масла и другие товары Значительными были надхо одження от производства и торговли алкогольными напитками Система акцизов, как и таможенные сборы, имела не только фискальный характер, но и обеспечивала государственную поддержку отечественных предпринимателей, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцамями.
Как свидетельствует история, рост налогов во многих странах в значительной мере обусловлено затратами на милитаризацию экономики Появлялись новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоления экономической отсталости отдельных районов, предоставление субсидий и кредитов развивающимся странамя.
Большие расходы вызвали необходимость увеличения налогов - главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты налогов превратились в важный инструмент перераспределения в ационального доходу.
Однако несмотря на повышение налогов, доходов бюджета не хватало на покрытие всех расходов государства, постоянно росли Бюджеты капиталистических стран в послевоенные годы характеризовались хроническим лением дефицитами, которые покрывались государственными займами, что приводило к росту государственный долгу.
После Второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений Значительное развитие получили местные (региональные) финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий
В 80-е годы в ведущих странах мира прошла переоценка методов и средств государственного регулирования вследствие их недостаточной эффективности Расширилось и получила признание бюджетная концепция, грунтув лась на том, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базыи.
Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира (СЕЛА, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция) и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение ния накопления капитала и стимулирование деловой активности С этой целью использовалось снижение ставки налога на прибыль корпорацийій.
Начало 90-х годов стал также периодом возрождения и формирования налоговых систем новых государств, образовавшихся на территории бывшего СССР Они пошли путем рыночных реформ, взяв курс на приватизаций цию предприятий государственного сектора При этом практически полностью прекратилось управления государственным секторомом.
В условиях развития рыночной экономики налоги становятся объективным элементом финансовых отношений между государством и юридическими и физическими лицами Формируется завершена модель налоговой системы каждой держа Ави Меняются не только виды налогов и формы их взимания, но и само отношение к ним С помощью налогов осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта в территориальном и отраслевом а испечь, а также между различными социальными группами Это перераспределение сглаживает недостатки рыночного саморегулирования, создает дополнительные стимулы для деловой и инвестиционной активности, мотивации к труду, поддер ния уровня занятостиості.
Налог - универсальная исходная категория, выражающая основные существенные признаки и свойства финансов в любой экономической системе рыночного типа
Экономическая теория характеризует налог как специфическую форму экономических отношений государства с субъектами хозяйствования, различными группами населения и фактически с каждым членом общества Специфика этих отн носин заключается в том, что государство является определяющим действующим лицом, а налогоплательщик - исполнителем требований государства Хотя налоги и механизм налогообложения строятся на определенном фундаменте правовых отношений, в Орон не скрепляют эти отношения в форме определенного договора, контракта Взыскание налога выступает односторонним процессом и имеет безвозмездный и обязательный характер для конкретного налогоплательщика в идносины имеют одностороннюю направленность - от плательщика к государству Возвращение переплат нельзя рассматривать как обратное движение, поскольку оно связано не с сущностью этих отношений, а с конкретным ме мом расчетов с бюджетомжетом.
Взыскание государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога Экономическое содержание налогов отражается взаимоотношениями субъектов гос сподарювання и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов Независимо от объекта налогообложения общим источником налоговых поступлений является ВВП, который формирует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной деятельности в национальном масштабебі.
Однако процесс стоимостного распределения валового продукта не ограничивается образованием первичных денежных доходов, а продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства на кор ристь государства: от работников - в форме подоходного налога и взносов в пенсионный фонд, а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов есть по своему им экономическому содержанию налоги - основной инструмент государственного распределения и перераспределения доходов и финансовых ресурсев.
Источником налогов является новая стоимость национального дохода Налоги мобилизуют значительную часть стоимости прибавочного продукта и часть стоимости необходимого продукта, которая предназначена для воспроизведения рабочей силы силы Государственная доля национального дохода превращается в фонд денежных средств государства, который используется не только для достижения общегосударственной цели, но и для поддержки частного сектора Эта мобилизация национального дохода через налоги осуществляется в сфере перераспределения и обмена Присвоение государством доли новой стоимости осуществляется на основе не объективно действующих экономических законов, а юридических законов, путем принуждения Государство становится собственником доли национального дохода не как участник процесса производства, а как орган, обладающий политической властью Общественный содержание налогов дает политического ней властям возможность влияния на сферу экономических отношений обществльства.
Итак, исходя из сущности категорийного понятия, налоги - финансовые отношения между государством и налогоплательщиками по поводу принудительного отчуждения части вновь созданной стоимости с целью формирования централизованных фондов денежных ресурсов, необходимых для выполнения государством его функции.
Основные характерные особенности налога по сравнению с другими обязательными платежами в бюджет:
- взимание на условиях необратимости Возврат налога возможно только в случае его переплаты или если законодательством предусмотрены льготы по этому налогу
- односторонний характер установления Поскольку налог уплачивается с целью покрытия общественных потребностей, которые в основном отделены от индивидуальных потребностей конкретного плательщика, то он индивидуального ьно необратимый Уплата налога не порождает встречного обязательства государства совершать какие-либо действия в пользу конкретного плательщикаа
- оплачивается только в бюджет, а не к другому денежного централизованного или децентрализованного фонда
- не имеет целевого назначения
- является исключительно атрибутом государства и базируется на актах высшей юридической силы
Таким образом, налоги - обязательные платежи, которые законодательно устанавливаются государством, уплачиваются юридическими и физическими лицами в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутрен него продукта и аккумулируются в централизованных денежных фондах для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на нее функции.
Согласно сущности налогов, эта категория рассматривается как не только экономическая, но и общественно-социальная Процесс взимания налогов связан с социальным статусом (уровнем благосостояния) конкретных п налогоплательщиков Через уплату налогов реальные доходы снижаются, но при получении от государства общественных благ и трансфертных платежей реальное благосостояние улучшаетсяся.
Итак, общественная цена налогов определяется потерей части личного дохода конкретными плательщиками, которую через бюджет перераспределяют между всеми членами общества Поэтому, используя налоги как инструмент уравновешивания социального благосостояния, государство должно учитывать общественно-социальный характер налогов и налоговых платежей Этот характер проявляется ггид время обмена налогов на общественные бла га и трансфертные платежжі.
Таким образом, налоги отражают сложные экономические отношения и поэтому должны быть адекватными этим отношениям В противном случае они не смогут в полной мере выполнять возложенные на них функции
Для изучения природы налога важная роль отводится исследованию конкретных функций этой категории, без определения которых невозможно раскрытие общественного назначения налогов
Функции налога - проявление сущности налога в действии, способ выражения его свойств
Исходя из сущности налога как категорийного понятия и учитывая, что налоги выступают необходимым элементом централизации части стоимости национального продукта в бюджете для государственных общественных х благ и средством перераспределения этой стоимости, можно определить две функции этой категории: фискальную и распределительно-регулирующую, которые имеют объективный характер и существуют с момента возникновения налогов Кон конкретные проявления их черт связанные с условиями общественного развитияу.
Первоначально налоги во всех государствах вводились с целью выполнения фискальной функции, т.е. обеспечение государства источниками денежных средств для финансирования государственных расходов Позже государства в большей или менее шей степени начали использовать налоговые ставки и налоговые льготы с целью регулирования социально-экономических процессов, и налоги стали выполнять регулирующую функцию, то есть влиять на восстановление (в имулюваты или сдерживать его темпы, увеличивать или уменьшать накопление капитала и платежеспособный спрос населения) и способствовать решению различных социальных задач (таких как защита низькоопла бдений лиц, перераспределение доходов для обеспечения социально незащищенных слоев населения, осуществление эффективной демографической политики).
Содержание фискальной функции заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства Фискальная функция обеспечивает объективные условия для создания материальной основы функционирования су успильства С ее помощью реализуется большая часть общественного назначения налогов, выявляются конкретные формы образования денежных фондов государства, которые обеспечивают выполнение возложенных на нее фун ций Налоги выступают основным (важным) источником доходов бюджетов различных уровней Объективное существование налогов как основного источника доходов предполагаетчає:
- поступление их равномерно в календарном разрезе (ривнонапруженисть)
- стабильность поступления
- равномерное поступление за всеми территориальными уровнями распределительно-регулирующая функция состоит в том, что с помощью налогов
происходит перераспределение стоимости валового внутреннего продукта между государством и его субъектами и через элементы налога (объект, субъект налогообложения, ставка налога, налоговые льготы и др.) государство а имеет возможность регулировать стоимостные пропорции такого распределения Изменяя пропорции функционирования ресурсов в экономике, налогообложения существенно влияет на процесс производства, накопления капитала, инвестув Ання, платежеспособный спрос и предложение Благодаря налогам государство получает возможность регулировать различные аспекты социально-экономической жизни на макроуровне, влиять на конкретное поведение налогоплательщиков ков на микроуровне Так, манипулируя пропорциями и режимами изъятия у субъектов хозяйствования или домохозяйств доли их доходов, налог может соответственно менять направление их деятельностиості.
Стоит отметить, что специфическое общественное назначение налогов выражается не в существовании каждой функции отдельно, а только в их единстве
Социально-экономический характер налога проявляется в одновременном существовании налога как фискального инструмента формирования доходной части бюджета и как инструмента экономического регулирования стоимостных п пропорций распределения ВВП и национального продукта В этом и проявляется природа налоговому.
Трудности познания природы налога объясняются тем, что налог - одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление Русский экономист ММ Алексеенко XIX в определил эту особенность налога: \"С од ного стороны налог - один из элементов распределения и перераспределения С другой стороны, введение, взимания и использования налогов является одной из функций государствай держави.
Теоретически экономическая природа налога заключается в определении назначения налога, объекта налогообложения и источника уплаты, а также определение того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на субъект объектов налогообложения и на всю экономику как одно целое Поэтому основная задача познания природы налогов - проследить эволюцию представлений о природе налога под влиянием учения о государству.
Для познания природы налога необходимо четко определить основные элементы, характеризующие внутреннее содержание этого категорийного понятия
К основным элементам налога относятся:
1) субъект налога - участник процесса взимания налога (плательщик, государство, государственные органы)
2) объект налогообложения - явление, предмет или процесс, вследствие наличия которых уплачивается налог
3) предмет налогообложения - разновидность предметов материального мира, с которыми законодательство связывает возникновение налогового долга
4) ставка налога - законодательно установленный размер налога или сбора, исходя из объекта или единицы налогообложения
Другими элементами налога, конкретизируют содержание основных элементов или имеют самостоятельное значение, являются:
1) источник уплаты - фонд, явление или предмет, из которого уплачивается налог
2) база налогообложения - законодательно закреплена часть доходов или имущества налогоплательщика (за вычетом льгот), которая учитывается при расчете суммы налога Налоговая база - количественное измерение об Объекта налогообложения
3) единица обложения - часть объекта налогообложения, по которой происходит установление нормативов и ставок обложения, то есть та единица, которая полагается в основу измерения объекта налого ния Она зависит от объекта налогообложения, выражается в денежной или натуральной форме и имеет преимущественно расчетный характер
4) налоговые льготы - законодательно установленные исключения из общих правил налогообложения, которые предоставляют плательщику возможность уменьшить сумму налога (сбора), подлежащая уплате, или освобождают его от исп выполнения отдельных обязанностей и правил, связанных с налогообложением
5) порядок уплаты налога - методы, сроки и средства уплаты налога в государстве, которые зависят от принципов построения налоговой системы
6) налоговый отчет - документ, который подается в налоговую инспекцию с отчетными данными о расчетах с бюджетом
7) налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства
8) отчетный период - срок составления и предоставления органу государственной налоговой службы налоговой отчетности
Таким образом, в элементах налога конкретно выражаются требования, лежащие в основе построения налоговой системы государства Законодательные акты о каждом налог и сбор должны содержать исчерпывающую информацию, которая бы позволила конкретно установить все элементы налога или собранийу.
Для выяснения места и роли каждого налога в общественном производстве важна классификация, способна содействовать совершенном отражению специфических особенностей отдельных групп налогов
Налоги можно классифицировать по определенным признакам (рис 51)
Рис 51 Классификация налогов
Основными из них являются
1 По экономическому содержанию объекта налогообложения:
- налоги на доходы и прибыль - обязательные платежи, взимаемые с чистого дохода с физических и юридических лиц в момент его получения Непосредственными объектами налогообложения являются заработная плата и а прочие доходы, прибыль или валовой доход предприятия
- налоги на потребление - обязательные платежи, взимаемые в процессе потребления товаров, работ и услуг, причем их уплата зависит не от результатов финансово-хозяйственной деятельности, а от р размера потребления Они взимаются в виде косвенных налогов
- имущественные налоги - обязательные платежи, взимаемые вследствие наличия конкретного вида имущества, находящегося в частной, коллективной и государственной форм собственности (налог на недвижимое имущество налог с владельцев транспортных средств)
- ресурсные платежи или платежи рентного характера - сборы, взимаемые в процессе использования ресурсных платежей, которые находятся в государственной форме собственности
2 По форме налогообложения:
- прямые налоги - обязательные платежи, которые напрямую уплачиваются в бюджет государства в зависимости от размера объекта налогообложения Причем уплата такого налога приводит к стоимостного уменьшение в объекта налогообложения (налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на недвижимое имущество, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств)
- косвенные налоги - обязательные платежи, которые уплачиваются опосредованно через ценовые механизмы, причем сумма налога не уменьшает объекта налогообложения, а увеличивает цену товара (НДС, акцизный сбор, пошлину.
3 По уровню государственных структур, внедряющих налоги:
- общегосударственные налоги - обязательные платежи, которые устанавливаются высшими органами власти в государстве и являются обязательными к уплате по единым ставкам на всей территории Украины Эти налоги могут форм живать доходную часть как государственного, так и местных бюджетов
- местные налоги и сборы - обязательные платежи, которые устанавливаются местными органами власти и являются обязательными к уплате по установленным ставкам только на определенной территории Местные налоги и сборы поступают исключительно в местные бюджетев.
4 По способу установления налоговых обязательств:
- раскладные (раскладка) налоги - обязательные платежи, которые определяются как распределение общей суммы на определенное количество плательщиков (подушные налоги) Такие налоги широко использовались на ранней стадии развития налогообложения их размер определяли, исходя из необходимости осуществить конкретные расходы: выкупить короля из плена, построить защитную стену и т. Суммы расходов распределялись между плательщиками - н а каждого плательщика приходилась конкретная сумма налога Сейчас раскладные налоги используются редко, в основном в местном налогообложениинні
- окладные (квотарни, паевые, количественные) налоги - обязательные платежи, взимаемые за определенными ставками от четко определенного объекта налогообложения В отличие от раскладных, исходят не из потребности и покрытия расходов, а по возможности плательщика заплатить налог Такие налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное положение налогоплательщикаку.
5 За полнотой прав использования налоговых поступлений:
- закреплены - обязательные платежи, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходное источник конкретного бюджета (бюджетов)
- регулирующие - обязательные платежи, которые могут поступать в разных бюджетов
Таким образом, эволюция налоговых отношений отражается в существовании разнообразных форм и видов налогов, которые зависят от особенностей построения и функционирования налоговой системы государства
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
Темы рефератов
Примером может служить налог на прибыль.
3) у источника
Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Регулирующая.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения дейтсвующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Стимулирующая
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов - Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Классификация налогов
По способу изъятия налоги подразделяются на два вида:
Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм) на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы) поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги) на наследство на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.
Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.
Льгота на установку счетчиков воды для инвалида ВОВ
Вторник, 23 июня 2009 г.
Просмотров: 9537
Я – инвалид Великой Отечественной войны II группы, живу один, мне 83 года. Проживаю в однокомнатной квартире общей площадью 28 квадратных метров. Прошу через газету ответить мне на вопрос: имею ли я право на бесплатную установку счетчиков воды?
Источники:
Следующие статьи:
- Льготы по коммунальным платежам простым пенсионерам
- Будут ли отменены льготы ветеранам труда великом новгороде
Комментариев пока нет!