Льготы по возрасту рб

Как рассчитывают пенсии в Беларуси, Европе и СССР
5 августа 2010 в 11:59
Для примера возьмем пенсионерку Галину Ивановну и посмотрим, какую пенсию она заработает в Беларуси. Затем переселим ее во Францию. И, наконец, вернем ее в прошлое - в СССР.
Пенсия в зайчиках
На величину пенсии белоруса влияют два показателя: стаж и заработок, объяснили АиФ в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Для примера возьмем пенсионерку Галину Ивановну. Ее стаж 35 лет и заработок, индивидуальный коэффициент (ИК) которого 1,3 (условно).
Поясним, что ИК заработка пенсионера используется для приведения прошлого заработка пенсионера к современному уровню (осовремениванию). ИК определяется путем соотнесения ежемесячного фактического заработка пенсионера в установленном периоде и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде. Коэффициент заработка в 2010 году определяется из заработка за 16 лет подряд из последних 26 лет работы (начиная с 1 января 2000 года ежегодно при назначении пенсии 5-летний период, из которого избирается заработок, увеличивается на 1 год).
Пенсия по возрасту для женщин в Беларуси при стаже работы 20 лет составляет 55% среднемесячного заработка. За каждый полный год сверх 20-летнего стажа пенсия увеличивается на 1% заработка. Увеличение производится в пределах 20% заработка.
Механизм определения заработка для исчисления пенсии, оговорен статьей 56 Закона О пенсионном обеспечении.
Для этого средний заработок работников в республике, применяемый для расчета пенсий (в июле 2010 года он составляет 1 034 512 руб.) умножается на 130 %. Затем полученная величина в пределах каждых 10 % заработка ограничивается по регрессивной шкале следующим образом:
Так как Галина Ивановна проработала 35 лет, пенсия по возрасту ей устанавливается в размере 70 %: 55 % за 20 лет стажа работы и по одному проценту за каждый полный год работы свыше 20 лет.
739 679 руб.
АиФ попросил главного специалиста отдела организации пенсионного обеспечения Главного управления пенсионного обеспечения и социального страхования Минтруда и соцзащиты РБ Ирину Дяга . объяснить, почему формулы расчета пенсии в Беларуси такие громоздкие:
- Порядок исчисления пенсий с учетом регрессивной шкалы применяется в республике с 1993 года. Он позволяет дифференцировать размер трудовой пенсии от продолжительности стажа работы и величины заработка пенсионера. Методика определения размера пенсии на самом деле достаточно проста и может показаться сложной только на первый взгляд.
ЕВРОПА 2010
Париж нам только снится&hellip
В других странах сегодня формула пенсии такая же сложная? Поселим нашу героиню во Францию, где примерно такая же пенсионная система (с обязательными базовой и накопительной частями). Для получения гарантированной госпенсии она должна закончить работать в 60 лет со стажем 40,5 лет, в течение которых отчислять взносы в пенсионный фонд.
480 000. 25. 12. 2 = 800
* 480 000 евро - сумма зарплат за 25 лет (для расчёта берутся любые 25 лет с максимальным заработком). Столько заработала бы наша будущая пенсионерка, если бы получала среднюю для страны зарплату 1000-2000 евро с 1986 по 2010 г.
* 25 лет - количество, на которое нужно разделить доход, чтобы получить среднюю зарплату за год.
* Делим на 12 месяцев - получаем среднемесячный заработок.
* 2 - вычисляем половину заработка, поскольку по французским законам при максимальном стаже на пенсии можно получать половину от учитываемой в расчётах зарплаты.
800 евро - гарантированная базовая часть. У нашей пенсионерки - 40 % от последнего заработка, который равнялся 2000 евро в месяц.
К гарантированной части плюсуем обязательную накопительную из профессиональных пенсионных касс. В течение работы и человек, и работодатель отчисляют туда от 3 до 12 % от зарплаты каждый. В итоге человек получает оттуда прибавку к пенсии от 25 до 40 %. Даже если добавка из спецкассы для нашей пенсионерки будет минимальной - 25 %, то её пенсия всё равно будет приличной:
800 + 800 х 25 % = 1000 евро
Итого: героиня получит пенсию, которая составляет 50% от последнего заработка (в среднем по стране - 80 %).
СССР 1986
Чем проще, тем больше
После того как мы с трудом подсчитали пенсию нынешнего пенсионера, решили посмотреть: а в Советском Союзе её высчитывали так же непросто (ведь чиновники уверяют, что усложняет формулу именно то, что учитывают и советские законы)? Итак, как выглядел бы расчет пенсии Галины Ивановны, если бы она работала и вышла на пенсию в СССР.
Гарантированная часть пенсии выглядела бы так:
196 х 50% = 98
* 196 руб .- средняя зарплата (в 1986 г. без допвыплат и льгот, по данным Госстата) за последние 12 месяцев работы либо за любые 5 лет из последних 10 лет перед пенсией.
* 50% - столько процентов от зарплаты по закону составлял размер пенсии при зарплате более 100 руб. (При заработке от 80 до 100 руб . - от 55 % от 60 до 80 руб . - от 65 % от 50 до 60 руб. - от 75 % до 50 руб. - 85 %).
К этой части плюсовались надбавки: 20% - надбавка женщине, имеющей детей, которая 20 лет проработала на одном предприятии. Такую же доплату получали работники с непрерывным стажем в 25 лет. Право на надбавку в 10 % имели мужчины с 35 годами стажа, женщины - с 30 годами общего стажа работы. Плюс пенсионерам, имеющим на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи, к пенсии добавляли 10-15% .
В нашем случае: 98 + 98 х 20% = 117, 6
Полученная пенсия не могла быть ниже 50 руб. и выше 120 руб. (для занятых на работах с неблагоприятными условиями труда в зависимости от срока работы - до 160 руб. в месяц).
Итого: советская пенсия Галины Ивановны без социальных доплат составляла бы минимум 60% от зарплаты (в среднем по стране - 75% ).
Льготы по возрасту
В редакцию Охотника и рыболова Сибири пришло письмо с просьбой выяснить, какие льготы положены охотникам-пенсионерам
И как сообщил специалист по организационной, массовой и методической работе Новосибирского областного общества охотников и рыболовов Владимир Викторович Девяткин, пенсионеры освобождаются от отработки и членских взносов.
Члены охотобщества должны отработать три дня в год, - рассказал Владимир Викторович. - Они заготавливают веники, раскладывают соль, помогают егерям. Но городским охотникам проще заплатить, чем ехать. Поэтому вместо отработок можно заплатить 500 рублей в год. А пенсионеры освобождаются и от выплат, и от отработок. Также пенсионеры не платят членских взносов.

Жилищные льготы для «чернобыльцев»
Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года № 9-3 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» определены льготы за вред, причиненный жизни и здоровью граждан в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий.
Указанный Закон направлен на защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, эвакуированных, отселенных, самостоятельно выехавших на новое место жительства с территории радиоактивного загрязнения, проживающих на указанной территории, и иных категорий граждан, определенных данным Законом.
Важное место в комплексе социально-бытовых льгот (обслуживание в организациях здравоохранения, связи, службы быта, общественного питания, технического обслуживания и ремонта транспортных средств и др.) занимают жилищно-коммунальные льготы.
Так, граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (пункт 1 ст. 18 Закона) имеют право на:
первоочередное обслуживание в организациях жилищно-коммунального хозяйства
передачу безвозмездно с учетом жилищной квоты (суммы квот) в собственность занимаемых ими жилых помещений государственного жилищного фонда в соответствии с законодательством Республики Беларусь
получение, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
В частности, в соответствии с подпунктом 62.8 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565) граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с указанной катастрофой, и приравненные к ним граждане имеют право на получение жилого помещения социального пользования независимо от дохода и имущественного положения.
Другие льготные категории граждан, имеющих право на получение такого жилого помещения, могут воспользоваться данной льготой только если среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет (и на день предоставления жилого помещения социального пользования), и которые располагают заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает размера стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования на одного члена семьи (20 кв. метров).
Справочно: постановлением Совета Министров от 30 октября 2008 г. № 1628 БПМ установлен в размере 223660 рублей на период с 1 ноября 2008 по 31января 2009 г.
Жилые помещения социального пользования государственного жилищного фонда предоставляются гражданину, имеющему право на получение такого жилого помещения, и совместно с ним проживающим супруге (супругу), их несовершеннолетним и совершеннолетним нетрудоспособным детям и нетрудоспособным родителям, не имеющим в собственности жилых помещений в данном населенном пункте.
Согласно пункту 4 ст. 18 Закона дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на: передачу безвозмездно с учетом жилищной квоты (суммы квот) в собственность занимаемых ими жилых помещений государственного жилищного фонда в соответствии с законодательством Республики Беларусь
первоочередное обслуживание в организациях жилищно-коммунального хозяйства.
Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, инвалиды I и II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях (пункт 5 ст. 18 Закона), имеют право на:
50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения
50-процентную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтами) по установленным законодательством Республики Беларусь тарифам (ставкам) в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления - за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь для продажи населению.
Статьей 19 Закона предоставлено также право на передачу безвозмездно с учетом жилищной квоты (суммы квот) в собственность занимаемых жилых помещений государственного жилищного фонда в соответствии с законодательством Республики Беларусь:
участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции, (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы (подпункт 1.1 ст.13 Закона)
участникам ликвидации последствий других радиационных аварий (подпункты 3.1 - 3.4 ст.13 Закона):
гражданам, принимавшим непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере или под водой, боевых радиоактивных веществ, учениях с применением таких оружия, веществ до даты фактического прекращения таких испытаний и учений
гражданам, принимавшим непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия или проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия
гражданам, принимавшим непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий на ядерных энергетических установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также на производственном объединении Маяк в период с 29 сентября 1957 г. по 31 декабря 1958 г. в проведении защитных мероприятий и реабилитации загрязненных радионуклидами территорий вдоль реки Теча в период с 1 января 1949 г. по 31 декабря 1956 г.
специалистам из числа отдельных подразделений по сборке (разборке) ядерных зарядов, выполнявшим эти работы до 31 декабря 1961 г.
В соответствии с пунктом 2 ст.24 Закона граждане, проживавшие до 1 января 1990 г. и выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на протяжении всего периода после их выезда из указанных зон, имеют право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Гражданам, получившим при переселении из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, денежная компенсация за утраченные жилые дома и строения, принадлежавшие им на праве собственности, выплачивается в случае, если стоимость утраченных жилого дома и строений превышает стоимость жилого помещения по новому месту жительства, в размере разницы между этими стоимостями (пункт 3 ст.24 Закона).
Гражданам, самостоятельно выехавшим из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения и утратившим имущество в связи с переселением, а также гражданам, получившим в наследство либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, имущество, находящееся в указанных зонах, выплачивается денежная компенсация только за то имущество, которое не может быть использовано ими ввиду радиационного загрязнения (пункт 4 ст.24 Закона).
Законом установлено, что если гражданин имеет право на одну и ту же льготу по нескольким основаниям, предусмотренным настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь, льгота предоставляется по его выбору по одному из оснований.
В связи с принятием нового Закона признаны утратившими силу Закон Республики Беларусь от 22 февраля 1991г. О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС и ряд других ранее действовавших законодательных актов (их отдельных положений) по вопросам социальной защиты этих граждан.
Новый Закон о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. В связи с этим Совету Министров Республики Беларусь поручено в шестимесячный срок со дня официального опубликования Закона:
подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом
обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Необходимо также отметить, что действующее законодательство в ряде случаев предусматривает возможность выселения граждан из занимаемых жилых помещений. Это может иметь место, например, при проживании граждан в служебных жилых помещениях и общежитиях. Работники, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, подлежат выселению из служебных жилых помещений и общежитий со всеми проживающими с ними гражданами без предоставления другого жилого помещения кроме случаев, предусмотренных законодательством.
В частности, согласно ст.96 Жилищного кодекса Республики Беларусь из служебного жилого помещения и общежития не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную результатами катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Ольга ЗИНКЕВИЧ
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!