Льготы по арендной плате за землю для инвалидов
. Обществу инвалидов по договору с администрацией города выделен земельный участок. Налоговая инспекция представила список задолженности по арендной плате на основании того, что Законом "О плате за землю" не предусмотрены льготы для инвалидов по арендной плате за землю. Правильно ли это? К компетенции каких органов относится установление арендной платы за землю?
В соответствии со ст.21 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон "О плате за землю") размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Согласно ст.71 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) городская администрация предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города, регистрирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды.
Таким образом, при выделении земельных участков в аренду администрация муниципального образования заключает с арендатором договор аренды с условием взимания арендной платы за период использования земли. Базовые ставки арендной платы по категориям арендаторов и видам целевого использования земель устанавливаются городской администрацией и могут пересматриваться ежегодно в сторону их увеличения или уменьшения.
Статьей 12 Закона "О плате за землю" установлено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
Подписано в печать Р.Габбасов
13.09.2000 Советник налоговой службы
I ранга
Н.Голубева
Советник налоговой службы
I ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 37
Плата за землю в свете налогового кодекса
Налоговый кодекс внес много правок в налоговую систему Украины. Не осталась без внимания и плата за землю. В отличие от некоторых других налогов, плата за землю подверглась незначительным изменениям. Проанализируем, что изменится для субъектов земельных отношений с принятием Налогового кодекса 1 .
Налогоплательщики и база налогообложения
По-прежнему субъектами платы за землю предусматривается оставить собственников земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователей (ст. 269 НК и ч. 2 ст. 5 Закона о плате за землю). Вполне логично, что объектный состав обложения этим налогом составляют:
— земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании
— земельные доли (паи), находящиеся в собственности.
Плата за землю исчисляется исходя из базы налогообложения, которая, в свою очередь, определяется двумя факторами:
1) нормативной денежной оценкой земельных участков 2 — это если нормативная денежная оценка земли все же проведена
1 Материал подготовлен согласно тексту Налогового кодекса, опубликованному в газете «Голос Украины» от 04.12.2010 г. №229-230.
2 С учетом коэффициента индексации.
2) площадью земельных участков, по которым нормативная денежная оценка не проведена.
Базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю является календарный год. Он начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (для вновь созданных предприятий и организаций, а также в связи с приобретением права собственности и/или пользования на новые земельные участки может быть меньше 12 месяцев). Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.
Основные алгоритмы представления отчетности
Как и сейчас, плательщики платы за землю (кроме физлиц) самостоятельно будут рассчитывать сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подавать ГНИ по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год. Представление такой декларации освобождает от обязанности подавать ежемесячные декларации. При представлении первой декларации (фактическое начало деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.
Плательщик платы за землю имеет право подавать ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным. Это освобождает его от обязанности подавать налоговую декларацию до 1 февраля текущего года. За вновь отведенные земельные участки или по вновь заключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным.
Для физлиц плату за землю, как и сейчас, будут рассчитывать налоговики. И до 1 июля текущего года плательщику будет выдаваться/направляться налоговое уведомление с расчетом обязательства по плате за землю. В настоящее время уведомление от налоговиков физлица получают до 15 июля текущего года.
В случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника-физлица к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим собственником за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный земельный участок, а новым владельцем — начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности. В таком случае по получении информации о переходе права собственности орган ГНС направляет новому собственнику налоговое уведомление-решение.
Если здание находится в совместной собственности нескольких юридических или физических лиц, налог за землю под этим зданием начисляется с учетом придомовой территории каждого из таких лиц:
1) в равных частях — если здание находится в общей совместной собственности нескольких лиц, но не поделено в натуре, или одному из таких лиц-собственников, определенному по их согласию, если иное не установлено судом
2) пропорционально причитающейся доле каждого лица — если здание находится в общей долевой собственности
3) пропорционально причитающейся доле каждого лица — если здание находится в общей совместной собственности и поделено в натуре.
Обращаем внимание, что сейчас такие платежи исчисляются пропорционально доле в собственности на здание . придомовая территория не учитывается.
Дата возникновения обязательства
Логично, что собственники земли и землепользователи вносят плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком. В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком плата за землю вносится за фактический период пребывания земли в собственности или пользовании в текущем году.
При переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории, уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество . В случае предоставления в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями налог рассчитывается с даты заключения договора аренды земельного участка или с даты заключения договора аренды зданий (их частей) .
Уплата налогового обязательства
НО по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными частями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, который равен календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца . НО по плате за землю по новой отчетной налоговой декларации, в т. ч. за вновь отведенные земельные участки, уплачивается собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, который равен календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца .
Физлица уплачивают этот налог в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.
Обратите внимание!
Обращаем внимание, что в ст. 18 Закона о плате за землю предусмотрен срок давности по земельному налогу — 2 года:
— плательщики, которые своевременно не были привлечены к уплате земельного налога, уплачивают налог не более чем за два предыдущих года
— пересмотр неправильно начисленного налога, взыскание или возврат его плательщику допускаются не более чем за два предыдущих года.
В НК такая норма отсутствует, значит, скорее всего, будут работать общие нормы исковой давности по взысканию налогов согласно Разделу II Налогового кодекса.
Плата за земли сельскохозяйственного назначения
Изменений по размеру платы за землю сельскохозяйственного назначения не ожидается:
— для пашни, сенокосов и пастбищ — 0,1% от нормативной денежной оценки (за 1 гектар)
— для многолетних насаждений — 0,03% от нормативной денежной оценки (за 1 гектар).
Эти ставки будут действовать независимо от местонахождения земельного участка, ключевым фактором тут будет использование участка по целевому назначению. В настоящее время аналогичные ставки действуют на основании ст. 6 Закона о плате за землю.
Плата за землю, когда нормативная денежная оценка проведена
По аналогии со ст. 7 Закона о плате за землю, ч. 1 ст. 274 НК определяет: в случае когда нормативная оценка земли проведена, ставка налога устанавливается на уровне 1% от такой нормативной денежной оценки. Это не относится к землям, определенным статьями 272, 273, 276, 278 НК, а именно: за земельные участки сельскохозяйственных угодий (независимо от местонахождения), земельные участки, предоставленные на землях лесохозяйственного назначения (независимо от местонахождения), за земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, расположенные за пределами населенных пунктов, а также с учетом особенностей установления ставок земельного налога, определенных статьей 276 НК, — для таких земель отдельные алгоритмы расчета.
Плата за земли, нормативная оценка которых не проведена
Предусматривается, что налогообложение земли в пределах населенных пунктов, оценка которых не проведена, с принятием НК будет происходить по следующим ставкам (см. таблицу 1).
Таблица 1
Налогообложение земли в пределах населенных пунктов, оценка которых не проведена
Плата за землю
В сельском хозяйстве земля - основное средство производства. Рост экономической ценности земли сказывается на отношении к ней предприятий несельскохозяйственных отраслей. Огромное значение имеет земля в городах, и ценность ее постоянно повышается. Известно, что за счет платы за землю формируется значительная часть местных бюджетов.
В связи с принятием новой редакции Земельного кодекса новая правовая база практически полностью подведена под земельную реформу. Безотлагательного решения требуют такие вопросы, как оценка земель, ведение государственного земельного кадастра, регистрация недвижимого имущества, в том числе земельных участков, развитие рынка земли, размежевание земель государственной и коммунальной собственности, совершенствование системы земельных платежей, мониторинг земель, их охрана, сохранение и восстановление плодородия земель, осуществление управления земельными ресурсами с применением экономических методов. Вместе с тем создаются системные правовые принципы рынка земли, значительно расширяются возможности ее купли-продажи и аренды.
Земельные ресурсы как неоценимое богатство государства нужно использовать рационально и по целевому назначению. Для обеспечения финансирования мероприятий по рациональному использованию и охране земель, повышения плодородия почв, ведения государственного земельного кадастра, данные которого служат основанием для начисления земельного налога, достоверность которых влияет на полноту наполнения бюджетов, и других мероприятий, направленных на проведение земельной реформы, а также учитывая приостановление на данном этапе действия раздела ХІІІ Плата за землю Налогового кодекса относительно направления средств от платы за землю исключительно в целях финансирования указанных мероприятий, должна быть сформирована четкая система поддержки государственных программ, касающихся их проведения, с указанием источников финансирования.
Вопросы землепользования и налогообложения земли в течение последних лет становятся все более актуальными. Юридические и физические лица заинтересованы в том, чтобы приобрести землю в собственность или получить ее в пользование.
Правильность налогообложения земли зависит от многих факторов и в первую очередь от того, на каких условиях предоставляются земельные участки (в постоянное пользование, собственность, аренду), с какой целью (целевое назначение), в зависимости от чего определяются их категории, а также от наличия денежной оценки земли. Размер земельного налога зависит как от денежной оценки земельного участка, так и от ставки этого налога, которые установлены разделом ХІІІ Плата за землю Налогового кодекса, и от площади предоставленного земельного участка. Размер арендной платы за землю устанавливается в договоре аренды земли.
Учитывая то, что взимание платы за землю тесно связано с наличием документов на землю, учетом земельных участков, полнота поступления этой платы зависит прежде всего от сотрудничества налоговых органов с органами местного самоуправления и исполнительной власти, с землеустро-ительными органами, нотариальными конторами, региональными отделениями Фонда госимущества Украины и Бюро технической инвентаризации.
Плата за землю физическими лицами
Использование собственности на землю не должно причинять ущерб правам и свободам граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные свойства земли.
Земельные отношения - это общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей.
Земельные отношения регулируются Конституцией, Земельным кодексом, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Земельные отношения, возникающие при использовании недр, лесов, вод, а также растительного и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются Земельным кодексом, нормативно-правовыми актами о недрах, лесах, водах, растительном и животном мире, атмосферном воздухе, если они не противоречат Земельному кодексу.
Субъекты земельных отношений - граждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти.
Объекты земельных отношений - земли в пределах территории Украины, земельные участки и права на них, в том числе на земельные доли (паи).
Задачей земельного законодательства является регулирование земельных отношений в целях обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства, рационального использования и охраны земель.
Земельное законодательство основывается на следующих принципах:
К землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории, имеющие особый правовой режим:
Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Земельные участки каждой категории земель, не предоставленные в собственность или пользование гражданам или юридическим лицам, могут находиться в запасе.
По плате за землю на населенные пункты приходится сравнительно небольшая часть территории государства (11,8%), но по денежной оценке - больше половины общей стоимости земли. На этих землях проживает основная часть населения, размещено подавляющее большинство производственных и социальных объектов, они лучше всего обустроены с точки зрения инфраструктуры, а потому их рыночный потенциал очень высокий, что определяет приоритетность и первоочередность включения таких земель в экономический оборот.
Украина за пределами своей территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответствующей страны.
В связи с проведением в государстве реформирования аграрного сектора экономики, а также в результате изменения форм собственности на землю осуществляется значительное перераспределение земель между собственниками и землепользователями.
Учитывая это, а также с принятием новой редакции Земельного кодекса и Закона об аренде земли существенно расширяются права на аренду земли и возможности операций с землей по гражданско-правовым соглашениям. А потому решение проблем взимания платы за землю в настоящее время актуально.
Полнота наполнения местных бюджетов средствами от платы за землю в значительной мере зависит от успешности реформирования земельных отношений и в первую очередь от регистрации прав на землю и недвижимое имущество, введения института частной собственности на землю, повсеместного проведения оценки земель, развития рынка земли.
Плата за землю в полном объеме зачисляется в местные бюджеты по месту расположения земельных участков и является весомым источником наполнения местных бюджетов.
В соответствии со ст. 9 Налогового кодекса плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) относится к общегосударственным налогам и сборам.
Размеры и порядок платы за использование земельных ресурсов определяет раздел ХІІІ Плата за землю Налогового кодекса, согласно которому плата за землю взимается в двух формах - земельного налога и арендной платы за землю.
Контроль за правильностью исчисления и взимания платы за землю осуществляется органами ГНС.
При взимании платы за землю, казалось бы, не должно быть возможности для уклонения от налогообложения, поскольку земельный участок нельзя спрятать, и в качестве объекта налогообложения он сравнительно легко поддается прозрачному и четкому учету.
Полный и достоверный учет земли, данные государственного земельного кадастра, которые ведут землеустроительные органы, подчиняющиеся Госкомзему Украины, - главные факторы и основание для правильного определения суммы земельного налога.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей и исчисляется исходя из площади земельного участка, переданного в собственность или предоставленного в пользование, ставки земельного налога, размера нормативной денежной оценки земельного участка, а также индексации ставок этого налога и денежной оценки.
Отдельный контроль требуется для арендной платы за землю - одной из форм платы за землю, поскольку права на аренду ежегодно расширяются. Основанием для начисления арендной платы за землю служит договор аренды земельного участка, который составляется сторонами - арендодателем и арендатором. Одним из существенных условий договора аренды земли является арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату.
Задача органов ГНС заключается в том, чтобы вся используемая земля облагалась налогом, к тому же правильно, что обеспечит полное и своевременное поступление платы за землю в местные бюджеты.
Овладение всеми тонкостями взимания платы за землю решит многочисленные вопросы, возникающие у плательщиков, позволит правильно применять действующее законодательство, и, как следствие, избежать применения финансовых санкций к плательщикам, обеспечит своевременное и полное поступление в бюджет средств от платы за землю.
Процедура уплаты земельного налога
Использование земли в Украине - платное (ст. 206 Земельного кодекса). Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до ее установления в порядке согласно разделу ХІІІ Плата за землю Налогового кодекса.
Собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов - участников соглашения о распределении продукции, уплачивают земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата.
Взимание земельного налога за земельные участки, предоставленные в пользование в связи с заключением соглашения о распределении продукции, заменяется распределением произведенной продукции между государством и инвестором на условиях такого соглашения.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей.
Плательщики налога
Плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев), а также землепользователи.
Объект налогообложения
Объектом платы за землю являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, а также земельная доля (пай), находящаяся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.
Плата за земли сельскохозяйственных угодий (независимо от местонахождения)
Ставки налога за 1 га сельскохозяйственных угодий устанавливаются в процентах их нормативной денежной оценки в следующих размерах:
За сельскохозяйственные угодья, предоставленные в установленном порядке, которые используются по целевому назначению, в том числе воинскими сельскохозяйственными предприятиями, независимо от того, к какой категории земель они отнесены, налог взимается по ставкам, определенным п. 272.1 ст.272 Налогового кодекса.
Налогообложение земельных участков на землях лесохозяйственного назначения (независимо от местонахождения)
Налог за лесные земли взимается в виде составной части платы за специальное использование лесных ресурсов, которая определяется налоговым законодательством.
Ставки налога за 1 га нелесных земель, предоставленных в установленном порядке и используемых для нужд лесного хозяйства, устанавливаются:
Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения)
Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1% их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 и 278 Налогового кодекса.
Ставки налога за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена
Ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, устанавливаются в следующих размерах (таблица):
Плата за землю — 2007:
Закон Украины от 19.12.2006 г. № 489-V «О Государственном бюджете Украины на 2007 год»
Закон Украины от 03.07.92 г. № 2535-XII «О плате за землю» 1
* Закон об аренде земли
Закон Украины от 06.10.98 г. № 161-ХІV «Об аренде земли»
* Приказ № 434
Приказ ГНАУ от 26.10.2001 г. № 434 «Об утверждении форм Сводного расчета суммы земельного налога, Справки к уточненному Расчету и Порядка их представления в орган государственной налоговой службы», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 19.11.2001 г. под № 963/6154 2
Как известно, использование земли в Украине согласно ст.2 Закона о плате за землю является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы.
Объект налогообложения
Объектом платы за землю является земельный участок, земельная доля (пай), которые находятся в собственности или пользовании. Земельный налог уплачивается со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком (ст.15 Закона о плате за землю ). В соответствии с частью первой ст.126 Земельного кодекса право собственности на земельный участок и право постоянного пользования им удостоверяется государственными актами, а именно:
- государственным актом на право собственности на земельный участок — для собственника земельного участка
- государственным актом на право постоянного пользования земельным участком — для землепользователя.
Формы этих актов утверждены постановлением KМУ от 02.04.2002 г. № 449. Отсутствие документа не освобождает плательщика от уплаты земельного налога. В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности уплачиваются за фактический период нахождения земли в собственности или пользовании в текущем году (ст.15 Закона о плате за землю ).
Плательщики земельного налога
Земельный налог уплачивается собственниками земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователями . кроме арендаторов и инвесторов — участников соглашения о распределении продукции. Плательщики единого налога освобождаются от платы (налога) за землю только за земельные участки, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности, но не освобождаются от арендной платы за землю в соответствии с договором аренды.
Следует отметить, что арендаторы нежилых помещений не являются плательщиками земельного налога, поскольку земельный участок им не выделялся и объект налогообложения отсутствует, но если по договору аренды между субъектами предпринимательской деятельности в составе стоимости услуг предусмотрена компенсация размера земельного налога, плательщиком которого является арендодатель, то такая компенсация является объектом обложения НДС (письмо ГНАУ от 21.04.2006 г. № 148/2/15-0410 3 ) и включается в состав валовых расходов арендатора как составная часть лизингового платежа в соответствии с пп.5.2.1 ст.5 Закона о прибыли 4. При этом помещение должно использоваться в собственной хозяйственной деятельности арендатора.
Относительно компенсации расходов на уплату земельного налога арендодателю ГНАУ выразила свое мнение в письме от 22.09.2006 г. № 10641/6/15-0616. В соответствии с этим письмом плата, взимаемая с арендатора здания или иного капитального сооружения (их отдельной части), состоит из платы за пользование им и платы за пользование земельным участком.
Суммы возмещения арендодатель должен включить в состав валового дохода согласно п.1.31 ст.1 Закона о прибыли .
Отметим, что иностранные юридические лица, имеющие в собственности земельные участки на правах, определенных Земельным кодексом . являются плательщиками земельного налога и через постоянные представительства должны уплачивать земельный налог в бюджет (письмо ГНАУ от 15.09.2006 г. № 17193/7/29-1017).
Арендаторы земельных участков уплачивают арендную плату на основании договора аренды и его государственной регистрации (часть вторая ст.125 Земельного кодекса ). Перечень существенных условий договора аренды предусмотрен ст.15 Закона об аренде земли . А форма Типового договора аренды земли утверждена постановлением KМУ от 03.03.2004 г. № 220. Размер, формы и сроки внесения арендной платы устанавливаются с согласия сторон (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности).
Следует указать, что ст.8 Закона об аренде земли предусматривается субаренда земли. Договор субаренды земельного участка подлежит государственной регистрации и удостоверяется нотариально по желанию сторон. Право субаренды должно быть установлено в договоре аренды. Срок субаренды не может превышать срока аренды. Договор субаренды ограничивается условиями договора аренды и не может противоречить ему. Подчеркнем, что по договору субаренды запрещается изменять целевое назначение и условия использования земли.
Денежная оценка конкретного земельного участка определяется исходя из произведения стоимости квадратного метра земель определенного функционального использования для экономико-планировочной зоны, локальных коэффициентов его площади и установленной индексации денежной оценки земель за соответствующий год, порядок проведения которой определен постановлением KМУ от 12.05.2000 г. № 783 (далее — Постановление № 783). Данные о коэффициенте индексации обнародует Госкомзем Украины. Так, в соответствии с письмом Госкомзема Украины от 10.01.2007 г. № 14-22-6/20 денежная оценка земель по состоянию на 01.01.2007 г. не индексируется.
Справки о денежной оценке земельных участков (их частей, соответствующих площади помещений) предоставляют государственные органы земельных ресурсов на местах, поскольку на землеустроительные органы, подчиненные Госкомзему Украины, возлагаются обязанности проведения денежной оценки земель (ст.23 Закона о плате за землю ).
Закон о плате за землю предусматривает различные подходы к исчислению земельного налога за земли, денежная оценка которых установлена, и за земли, денежная оценка которых не установлена.
Ставки земельного налога
Ставка земельного налога — это законодательно определенный годовой размер платы за единицу площади облагаемого налогом земельного участка. Размер ставки зависит от целей использования участка. Так, порядок налогообложения земельных участков, которые находятся в пределах населенных пунктов, предусматривается ст.7 Закона о плате за землю . Если денежная оценка указанных земельных участков установлена . то применяется ставка в размере 1% их денежной оценки.
Для земель, денежная оценка которых не установлена . частью второй ст.7 этого Закона определены средние ставки земельного налога в копейках за 1 м 2 по группам населенных пунктов в зависимости от численности населения, к которым применяются повышающие коэффициенты, дифференцируемые и утверждаемые соответствующим советом.
Статьей 67 Закона о Госбюджете-2007 определено, что в 2007 году относительно сельскохозяйственных угодий и земель населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена по состоянию на 1 января 2007 года, применяются ставки земельного налога, указанные в ст.6 и части первой ст.7 Закона о плате за землю (см. табл.1).
Таблица 1. Сводная таблица ставок земельного налога по землям, денежная оценка которых установлена
Статьи Закона о плате за землю
Об арендной плате за землю (вместе с Положением о порядке определения размеров арендной платы за земли несельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности)
Об арендной плате за землю" (вместе с "Положением о порядке определения размеров арендной платы за земли несельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности")
(в ред. Постановлений КМ РТ
от 27.10.1999 N 732, от 14.05.2003 N 256,
от 30.04.2004 N 217, от 21.11.2005 N 545,
от 27.04.2006 N 211 (ред. 17.07.2006),
от 15.06.2006 N 303, от 25.07.2008 N 536,
от 30.03.2009 N 192, от 25.05.2009 N 333,
от 24.12.2009 N 879)
В целях государственной поддержки предпринимательства и создания равных условий для развития производственной, строительной, торгово-посреднической и другой деятельности, основанных на различных формах собственности, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена.
(в ред. Постановлений КМ РТ от 27.10.1999 N 732, от 30.03.2009 N 192)
2. Утратил силу. - Постановление КМ РТ от 30.03.2009 N 192.
Новые авторы
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОБ АРЕНДНОЙ ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ
(в ред. Постановлений КМ РТ от 01.01.2001 N 732,
от 01.01.2001 N 256, от 01.01.2001 N 217,
от 01.01.2001 N 545, от 01.01.2001 N 211 (ред. 17.07.2006),
от 01.01.2001 N 303, от 01.01.2001 N 536,
от 01.01.2001 N 192, от 01.01.2001 N 333,
от 01.01.2001 N 879, от 01.01.2001 N 404,
от 01.01.2001 N 1027, от 01.01.2001 N 86,
от 01.01.2001 N 605)
В целях государственной поддержки предпринимательства и создания равных условий для развития производственной, строительной, торгово-посреднической и другой деятельности, основанных на различных формах собственности, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки. находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена.
(в ред. Постановлений КМ РТ от 01.01.2001 N 211, от 01.01.2001 N 192)
2. Утратил силу. - Постановление КМ РТ от 01.01.2001 N 192.
3. Признать утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.01.01 года N 305 Об утверждении Временного порядка определения размера платы за аренду земельных участков, используемых для предпринимательской деятельности в городах, их природных зонах, других населенных пунктах Республики Татарстан.
Земельный налог в Республике Татарстан
Дополнить статью | Правила | Как заполнить
Земельный Республики Татарстан налог определяется как налог на доходы с земельного участка, изымающийся с физических лиц и организаций, являющихся обладателями этих участков на праве собственности, как наследуемые пожизненные владения, или участки пожизненного (постоянного) пользования. Земельный налог не взимается при подтвержденном документально праве на безвозмездное пользование данным земельным участком или при его аренде. Арендаторы уплачивают за земельные участки арендную плату.
Законодательство о земельном налоге Республики Татарстан
Земельный налог (ставка, сроки и порядок уплаты), а также налоговые льготы определяются Налоговым кодексом РФ (главой 31), который вступил в действие с 2005 года и территориальными правовыми нормативными актами Республики Татарстан.
Объектами налогообложения при расчете земельного налога являются земельные участки, которые расположены на территории определенных муниципальных образований (республики, края, области), а его размер зависит не от результатов финансовой деятельности налогоплательщика, а от месторасположения и плодородности земельного участка.
Основным ведомством, которое контролирует выполнение Налогового кодекса РФ, является: Федеральная налоговая служба РФ.
Земельный налог в Республике Татарстан определяется главой 31 Налогового кодекса, Нормативными актами в Республики Татарстан и кадастровой оценкой земель региона .
Ставки земельного налога в Республике Татарстан 2013
Земельный налог относится к местным налогам, а его индивидуальная налоговая ставка устанавливается для определенного муниципального образования и определяется процентной ставкой от кадастровой стоимости земли.
Льготы по начислению земельного налога предоставляется:
Земельный налог ставка в Казани для участков, имеющих сельскохозяйственное назначение, составляет 0,25%, для ведения личного подсобного хозяйства – 0,2%, для объектов недвижимости занятых многоэтажным жилищным фондом – 0, 2%, под индивидуальными жилыми домами - 0, 25%.
Земельный налог ставка для земельных участков, занятых объектами торговли, кинотеатрами, аптеками, административных и офисных зданий или предназначенные для их строительства составляет 0,88% кадастровой стоимости объекта.
Читайте также "Налог на прибыль в Татарстане"
Авторы: Корнаущенко Татьяна. Илья Шмелев. Екатерина Игнатьева
Об арендной плате за землю (с изменениями на 31 мая 2013 года)
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
Положение
о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности
Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена
(утв. постановлением КМ РТ от 9 февраля 1995 г. N 74)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок расчета размеров платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Настоящее Положение распространяется также на случаи предоставления земельных участков в аренду под строительство, за исключением случаев такого предоставления на аукционе.
1.2. При передаче в аренду части зданий, сооружений взимается арендная плата за землю, занятую зданием, сооружением, и участки, необходимые для их содержания, соразмерно арендуемой площади этих строений. Арендная плата за землю включается в арендную палату за пользование зданием или сооружением.
1.3. Льготы по уплате земельного налога, установленные действующим законодательством, дополнительные льготы, установленные нормативными актами органов местного самоуправления, распространяются на юридических лиц и граждан - арендаторов земли.
1.4. В случае передачи арендатором, имеющим льготы по арендной плате за землю, земельного участка в субаренду лицу, не имеющему льготу, субарендатор обязан вносить арендную плату за землю на общих основаниях.
В случае передачи арендатором, не имеющим льготы по арендной плате за землю, земельного участка в субаренду лицу, имеющему льготу, арендатор вносит арендную плату за землю на общих основаниях.
1.5. Арендная плата начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка в аренду, в том числе на период строительства, и вносится арендатором ежемесячно.
2. Определение величины арендной платы за землю
2.1. Размер годовой арендной платы за пользование земельными участками рассчитывается по формуле:
А = Рс x Кф,
где:
А - размер годовой арендной платы за земельный участок
Рс - размер ставки земельного налога
Кф - поправочный коэффициент к ставке земельного налога, учитывающий вид использования земельного участка, указанный в приложении к настоящему Положению.
2.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Закон) размер годовой арендной платы за пользование земельными участками при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования в порядке, предусмотренном Законом, рассчитывается согласно пункту 2.1 Положения в пределах (в случаях превышения - равным):
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
2.3. Размер арендной платы за пользование земельным участком в период осуществления строительства объектов определяется с учетом вида его разрешенного использования и поправочного коэффициента по соответствующему виду использования земельного участка, установленного в приложении к настоящему Положению.
Руководитель Аппарата Кабинета
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!