Льготы в районе крайнего севера
Работа на Крайнем Севере и льготы
Понедельник, 29 ноября 2010 г.

Просмотров: 25424
Всем работникам, работающим вахтовым методом на Крайнем Севере . а также на приравненных к нему территориям, законодательством Российской Федерации предоставляются государственные гарантии и компенсации. Главными элементами компенсаций вахтовой работы на Крайнем Севере выступают: процентная надбавка за стаж работы и районный коэффициент .
Данные дополнительные выплаты насчитываются на основной оклад вахтовика. Районный коэффициент - это своего рода компенсация за тяжелые условия труда и за большие расходы на жизнь работника.
Собственно, сам размер районных коэффициентов может принимать значение от 1,15 до 2,0. Устанавливается Правительством Российской Федерации. Выплачивается же из бюджетов субъектов РФ и местных муниципальных бюджетов.
Процентная надбавка - это дополнительная выплата вахтовику. Цель ее основана на стимулировании трудовых ресурсов приезжать и оставаться работать на территории северных широт. Выплачивается она за стаж работы на Крайнем Севере . В отличие от коэффициента, размер надбавки и порядок выплаты устанавливаются непосредственно Федеральным Законом местности, где, собственно, и ведутся работы.
Ко всему, вахтовому персоналу, который потерял работу или был уволен по причине ликвидации предприятия или организации, предоставляющих вахтовую работу в районах Крайнего Севера или попал под сокращение штата, согласно Трудовому Кодексу РФ, предоставляется средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия на период до полугода (шесть календарных месяцев).
Если у вахтовых работников имеются дети в возрасте до 16 лет, им ежемесячно предоставляется дополнительный день отдыха, правда без сохранения основной зарплаты, и только по предварительному письменному заявлению. В подобного рода жестких условиях работы вахтовым методом для женщин устанавливается 36-часовая рабочая неделя.
Также, всем сотрудникам предприятия, находящихся на вахте в северных регионах, помимо основного оплачиваемого отпуска, предоставляется еще и дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 24-х календарных дня.
Хотя еще не так давно, ситуация была совсем иная. И если работник заключил официальный вахтовый трудовой договор с работодателем, предприятие которого или производство которого расположено на территории Крайнего Севера, и прибыл к месту работы из иного региона страны, работодатель обязан был:
- компенсировать стоимость проезда сотрудника к месту производства работ и обратно, а также стоимость провоза багажа до 5 тонн
- выплатить единоразовое пособие в размере двухмесячных должностных окладов
- предоставить оплачиваемый отпуск в размере 7 календарных дней для обустройства на новом месте пребывания и адаптации к окружающей среде.
Но, как мы видим и знаем, на сегодняшний день все далеко не так. Все меняется, вот только пока не в лучшую сторону для рабочего класса. А жаль, ведь только благодаря ему появляются новые блага как для общества, владельцев предприятий, так и для государства.
Комментариев: 24
я работаю уже много лет вахтовым методом и везде только одни обищание и лож.
прежде чем писать статьи, надо хотя бы попытаться разобраться в теме. О каких надбавках для вахтовиков Вы пишете? Откуда Вы это взяли? Большинство гарантий, которые еще остались - они для бюджетников. Для работников небюджетной сферы таких гарантий почти не остается. Можно говорить, что такие гарантии могут быть установлены в коллективных договорах, что есть еще и трехсторонние договоры, но это если они действительно есть. В больших организациях (Сургутнефтегаз, Юганскнефтегаз) есть и КД и трехсторонние соглашения они как правило исполняют. А вот как быть с работниками в малом бизнесе, где ни профсоюза ни договора. Гарантий почти никаких. Поэтому не вводите людей в заблюждение и не рассуждайте о гарантиях, которых получают немногие. Ну а стенания по поводу того, что все меняется "не в лучшую сторону для рабочего класса" - это повизгивания побитого пса. Трудовой кодекс - он в любой стране такой, каким ему позволяет быть рабочий класс, он всегда - результат борьбы между трудом и капиталом. Кто побеждает - тот и диктует гарантии.
Легко рассуждать тому, кто сам на вахте не работал, а если и работал, то сидя в кресле! А вы попробуйте побегать по землеотвалам, где не земля, а мачмала, которая засасывает тебя втечении 1-2-х минут как в болото с трясиной а ведь бегать там надо не "на легке", а грузишься инструментом и рабочим материалом, причём не по нормам, а сколько упрёшь на твёрдом грунте, а если утонешь в карьере или убъёт тебя напряжением, - это спишут на тебя же те же, кто тебя туда и посылал. Про технику безопасности там забывают напрочь, а попрёт золото или уголь, тебя же за него и убьют не начальники, так "чёрные копатели или старатели", А НАЧАЛЬНИК _ ОН ЖЕ ОРГАНИЗАТОР ПРЕСТУПЛЕНИЙ!
я не как не могу разобраться с суммированием,вроде при выходе на пенсию учитиваеться выработка часов за год,а при уходе к отпуску 8 дней ,а не 16
Отработал в Сургуте 18 лет по вахте.Там была надбавка Северная 5 полярок,так сказать.Теперь работаю в Салехарде-здесь она составляет 80% т.е. 8полярок,которые отказываются платить.Платят 50%,ссылаясь на прежнее место работы и на то,что работал по вахте.Ответьте пож-та,правомочен ли в данном случае работодатель?
Просто государство на рабочий люд положило большой и толстый.
Все высказывания правильные,я тоже такого мнения.Всё на севере для блатных-родственников.Все сферы поделены между братьями,сватьями,тёщами и их же внуками и правнуками.Бесполезно куда-то устроиться,особенно в нефте-газовую отрасль!
Льготы в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местности.
Крайний Север и приравненные к крайнему северу регионы
Федеральный закон № 122 от 24 августа 2004 года гласит: Предоставить льготы гражданам проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местности.
Льготы делятся на две группы:
- льготы, которыми пользуются все без исключения работники, отнесённые законом к числу лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера
- льготы, которыми пользуются только некоторые категории работников.
К льготам 1 группы относятся:
Льготы 2- группы:
Льготы предоставляются а) с момента заключения трудового договора (например, повышенные компенсации при направлении на работу, бронирование жилплощади), б) со дня прибытия на работу (например, льготы по социальному страхованию), либо по истечении определённого срока работы на Крайнем Севере (например, надбавки к заработной плате, отпуска).
Ссылка на источник: Крайний Север
Льготы, гарантии и компенсации работникам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Действие названного Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно, в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
В случаях, предусмотренных указанным Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ, лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.
Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, – законами субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанным законодательным актом.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ.
К районам Крайнего Севера относятся:
1) все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также Берингова и Охотского морей
2) Мурманская область
3) Архангельская область – Ненецкий автономный округ и город Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении Северодвинского округа районы: Лешуконский, Мезенский, Пинежский
4) Коми АССР – города Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении их городских администраций Печорский, Усинский район, за исключением Усть-Лыжинского сельсовета, Ижемский, Усть-Цилемский районы
5) Тюменская область – Ямало-Ненецкий автономный округ
6) Красноярский край – Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа города Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их городских администраций Северо-Енисейский и Туруханский районы
7) Иркутская область – Катангский район
8) Республика Саха (Якутия)
9) Магаданская область
10) Камчатская область
11) Республика Карелия – районы: Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский город Костомукша
12) Хабаровский край – Аяно-Майский и Охотский районы
13) Сахалинская область – районы: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский город Оха
14) Республика Тыва – Монгун-Тайгинский, Тоджинский районы и территория Шынаанской сельской администрации Кызылского района.
К местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, относятся:
1) Архангельская область – Вельский, Верхнетоемский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Няндомский, Онежский, Плесецкий, Приморский, Устьянский, Холмогорский, Шенкурский районы города: Архангельск, Котлас, Коряжма, Новодвинск, Онега
2) Республика Коми – Вуктыльский, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сосногорский, Сыктывдинский, Сысольский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский районы города: Печора и Ухта с территорией, находящейся в административном подчинении Ухтинской городской администрации, город Сыктывкар Усть-Лыжинский сельсовет Усинского района
3) Коми-Пермяцкий автономный округ – Гайнский, Косинский, Кочевский районы
4) Республика Карелия – Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский районы города: Петрозаводск, Сортавала
5) Тюменская область – Ханты—Мансийский автономный округ, Уватский район
6) Республика Горный Алтай – Кош-Агачский и Улаганский районы
7) Томская область – Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Тегульдетский и Чаинский районы города Колпашево и Стрежевой
8) Красноярский край – Богучанский, Енисейский, Кежемский и Мотыгинский районы города Енисейск и Лесосибирск с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирской городской администрации
9) Иркутская область – Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский районы города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братской городской администрации
10) республика Бурятия – Баргузинский, Баунтовский, Курумканский, Муйский, Окинский и Северо-Байкальский районы
11) Читинская область – Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы
12) Амурская область – Зейский, Селемджинский и Тындинский районы города Зея и Тында с территорией, находящейся в административном подчинении Тындинской городской администрации
13) Приморский край – Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский и Тернейский районы рабочий поселок Восток Красноармейского района с территорией, находящейся в административном подчинении Востокского района Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский и Таежненский поселки Красноармейского района
14) Хабаровский край – Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский и Ульчский города Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань рабочий поселок Эльбан Амурского района с территорией, находящейся в административном подчинении Эльбанского поселкового Совета Ачанский, Вознесенский, Джуенский, Омминский и Падалинский сельсоветы Амурского района
15) Сахалинская область – все местности, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера
16) Республика Тыва – Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский (за исключением территории Шынаанской сельской администрации), Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзинский районы.
Заключение трудового договора с лицами, прибывшими на работу в северные регионы, возможно только при наличии у них соответствующего медицинского заключения. Это обусловлено особыми тяжелыми природно-климатическими условиями Севера. Статьи 69, 226 ТК РФ предусматривают медицинское обследование при приеме на работу некоторых категорий граждан даже из числа тех, кто постоянно проживает на Севере.
Ранее действовавшее трудовое законодательство (ст. 251 КЗоТ РСФСР) предусматривала только срочное заключение трудового договора – о работе на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана – два года. В действующем ТК РФ таких пределов срока трудового договора не предусмотрено. Согласно общим правилам, трудовой договор может заключаться на неопределенный срок и на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), как в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так и на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 59 ТК РФ с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возможно заключение срочного трудового договора (по инициативе работодателя либо работника), если это связано с переездом к месту работы. Эта оговорка в ст. 59 ТК РФ весьма существенна, поскольку ст. 58 ТК РФ ограничивает заключение срочных трудовых договоров только теми случаями, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами).
Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:
1) единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника
2) оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше 5 т на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом
3) оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.
Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.
Работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше 5 т на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 325 ТК РФ, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем.
Выплата работнику суточных в этом случае не предусмотрена.
Законодательством РФ предусмотрены гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования РФ, неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ.
Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливаются законами субъектов РФ.
Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств местных бюджетов, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем.
Гарантии и компенсации, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования РФ, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.
Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.
Порядок установления и исчисления трудового стажа для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ. Он регламентирован в ст. 314 ТК РФ, речь в которой идет о трудовом стаже для получения различных гарантий и компенсаций. Возможно, в будущем северный трудовой стаж определенной продолжительности будет учитываться в большей степени, чем сегодня, но в настоящее время он принимается во внимание по-прежнему при установлении надбавок к заработной плате и при назначении трудовых пенсий на льготных условиях.
С момента вступления в силу постановления Совета Министров – Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
До вступления в законную силу указанного постановления для выплаты процентных надбавок к заработной плате требовалось соблюдение непрерывности специального северного стажа – его продолжительность влияла на размер надбавки.
При переходе работника на работу в другой район или местность (из числа входящих в список районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия в порядке, установленном по новому месту работы с соблюдением ряда правил.
1. В случаях перехода работника с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета одной 10 %-ной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанных в районах Крайнего Севера.
2. В случаях перехода работника с предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, сумма надбавок (в процентном исчислении), начисленных за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная процентная надбавка пропорционально количеству месяцев.
3. В случае перехода работника с предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, ранее перешедшего на работу в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате процентных надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования процентных надбавок, заработанных им на каждом из этих предприятий. При этом общий размер процентных надбавок к заработной плате не должен превышать установленного предела.
В таком же порядке определяется размер процентной надбавки для работника, переходящего с предприятия, расположенного в Чукотском автономном округе, в Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе, Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря), на работу на предприятие, расположенное в других районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и обратно.
4. При переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, с предприятий, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка.
Следующая очередная процентная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через 6 месяцев со дня перехода на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Если на момент перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, процентная надбавка заработана им не полностью, и ее размер составляет менее 30 %, время работы после начисления первой или второй надбавки пересчитывается из расчета год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия за 3 месяца работы в районах Крайнего Севера и за 6 месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При переходе работника, имеющего необходимый для получения надбавки стаж работы, с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местностях, приравненные к районам Крайнего Севера, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, суммируется начиная с 1 июня 1993 г. независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений у работников не только тех предприятий, что расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и находящихся в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края. Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, Республике Тыва, Республике Хакасия.
Трудовой стаж (для процентных надбавок к заработной плате) не суммируется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:
1) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения этой работы
2) неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если он имеет дисциплинарное взыскание
3) однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей
4) прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня
5) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения
6) разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей
7) совершение работником по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий
8) нарушение работников требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий
9) совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя
10) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы
11) принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации
12) однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей
13) представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора
14) в других случаях увольнения за виновные действия (бездействие), предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Молодым специалистам, работающей молодежи, т. е. лицам в возрасте до 30 лет, процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.
При отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Исключение составляют работники, занятые на предприятиях, расположенных в указанных местностях, и имеющие ранее выслуженные надбавки за годы работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В этих случаях с момента отнесения местности к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, этим работникам восстанавливаются ранее выслуженные надбавки.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в целях обеспечения социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, Правительство РФ постановило: с 1 января 1998 г. срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к оплате труда, засчитывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы. Кроме того, учитываются основания, предусмотренные подп. «а», «г» и «д» п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
В случае увольнения указанных граждан с работы и последующего их поступления на работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями срок военной службы засчитывается в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда независимо от срока перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений.
Исчисление суммарного стажа работы для получения процентной надбавки к оплате труда с зачетом срока военной службы, осуществляется на основании выданных воинскими частями по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).
Оплата труда (а значит, и районный коэффициент, и процентные надбавки) для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Однако Федеральные законы, принятие в целях обеспечения защиты и государственной поддержки северян, не называют конкретных размеров районных коэффициентов и северных надбавок. Например, ст. 7 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», гарантируя выплату районных коэффициентов и надбавок, по поводу конкретных правил оплаты труда северян отсылает к законодательству Российской Федерации.
Размер районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В настоящее время районные коэффициенты установлены на территории 44 субъектов РФ.
Начиная с 1956 г. районные коэффициенты вводились постановлениями Совета Министров СССР по мере упорядочения заработной платы в отдельных отраслях народного хозяйства с учетом ранее применяемых в регионах надбавок. Размеры районных коэффициентов в советское время определялись, как правило, постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС. Впоследствии для отдельных регионов они повышались постановлениями Правительства РФ (например, в 1992 г. – для города Мурманска – 140, республик Тыва и Хакасия, в 1994 г. – дифференцированно по отдельным территориям Республики Тывы, в 1997 г. – для некоторых районов и городов Алтайского края).
В непроизводственной сфере самый большой коэффициент (2,0) установлен на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и Диксона) в Нижнеколымском районе Республики Саха (Якутия), в местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях «Ай-Ал», «Удачная», приисках «Депутатский», «Кулар» в Северо-Курильском, Курильском, Южно-Курильском районах Сахалинской области в Амурском районе Камчатской области на территории Чукотского автономного округа.
Самый маленький коэффициент (1,15) – на территории Республики Карелии (за исключением некоторых районов).
В соответствии с нормативными актами исполнительные органы субъектов РФ вправе по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате работников в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на выплату указанных коэффициентов осуществляются за счет средств предприятий, бюджетов республик, входящих в состав Российской Федерации, автономных округов, местных бюджетов.
Если повышенные районные коэффициенты установлены в субъекте РФ, то они не применяются к заработной плате работников бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета.
В состав заработка, на который начисляется районный коэффициент, не включаются: северные процентные надбавки, материальная помощь, единовременные поощрительные выплаты.
Не начисляется районный коэффициент на средний заработок, поскольку при исчислении среднего заработка он уже принимался в расчет.
Районный коэффициент начисляется на заработную плату не только постоянных работников, но и временных, сезонных работников, а также совместителей.
Районный коэффициент к заработной плате тех лиц, которые находятся на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях в командировке, не начисляется. Исключение составляют случаи, когда за работником не сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы, а оплата труда производится за выполненную работу по действующим нормам и расценкам в месте командировки. Тогда к заработной плате командированного работника применяется районный коэффициент в размере, установленном для местности, где выполнены работы.
Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других регионов, коэффициент в соответствии со ст. 302 ТК РФ устанавливается в размере, который принят в этих местностях (организациях) для постоянных работников.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, аналогичном для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
По размерам надбавок северные и приравненные к ним местности делятся на три группы.
В первую группу входят Чукотский автономный округ, Северо-Эвенский район Магаданской области, Корякский автономный округ, Алеутский район Камчатской области, острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря). В них надбавки составляют 10 % заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10 % за каждые последующие шесть месяцев работы до достижения 100 % заработка.
Во вторую группу размеров северных надбавок включены: 10 % заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 % за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении надбавки в 60 % – с увеличением на 10 % уже за каждый последующий год. Предел – 80 % заработка.
Эти северные надбавки применяется в таких районах Крайнего Севера, как:
1) Мурманская область, за исключением города Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении города
2) Архангельская область – Ненецкий автономный округ и город Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении города Лешуконский, Мезенский, Пинежский районы
3) Республика Коми – города Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении этих городов, г. Печорский, Усинский район, за исключением Усть-Лыжинского сельского района, Ижемский, Усть-Цилемский районы
4) Тюменская область – Ямало-Ненецкий автономный округ
5) Красноярский край – Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа города Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении этих городов, Северо-Енисейский и Туруханский районы
6) Иркутская область – Катангский район
7) Республика Саха (Якутия)
8) Магаданская и Камчатская области (за исключением тех районов, где надбавка начисляется по первому варианту)
9) Хабаровский край – Аяно-Майский и Охотский районы
10) Сахалинская область – Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский районы город Оха
11) Республика Тыва – Монгун-Тайгинский, Тоджинский районы Шынаанская сельская администрация Кызылского района.
Третья группа – 10 % заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10 % заработка за каждый последующий год работы, но не более 50 % заработка. Так надбавка подсчитывается для лиц, которые трудятся в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Начисление надбавок происходит на фактический заработок работника за месяц без учета районного коэффициента.
Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, процентные надбавки к заработной плате выплачиваются в общем порядке и тех же размерах, предусмотренных для работников Севера.
На заработную плату, получаемую работником по совместительству, начисляются процентные надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях.
Лицам в возрасте до 30 лет процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях, если в этих районах и местностях они прожили не менее пяти лет. Указанный для молодежи пятилетний период проживания в северных местностях может быть с перерывами: время неоднократного проживания в этих местностях суммируется.
Молодые работники, прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях менее пяти лет, но более одного года, получают надбавку в максимальном размере после двух с половиной лет работы в тех районах Крайнего Севера, где надбавка достигает 80 %, и в приравненных к Крайнему Северу местностях после трех с половиной лет работы – в районах Крайнего Севера, где применяется 100 %-ная надбавка.
По истечении 6 месяце, работник в возрасте до 30 лет получает надбавку в размере 20 % с увеличением на 20 % за каждые следующие шесть месяцев. После того, как надбавка достигла 60 %, добавляются 20 за один год работы на Крайнем Севере, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – в размере 10 % за каждые шесть месяцев работы.
Кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:
1) в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня

2) в приравненных к ним местностях – 16 календарных дней
3) в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, – восемь календарных дней.
Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам по истечении шести месяцев работы у данного работодателя.
Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.
Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. Общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.
Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год, следовательно, не использованный работником отпуск не пропадает.
По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.
Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг.
Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
При использовании своего автотранспорта . работнику могут быть оплачены:
1) фактические расходы, связанные с проездом к отпуску и обратно, если представлены соответствующие оправдательные документы, подтверждающие произведенные расходы (чеки АЗС на бензин сборы за проезд по платным автотрассам и т. п.)
2) наименьшая стоимость проезда до избранного места проведения отпуска и обратно (по железной дороге – общий вагон пассажирского поезда, рейсовым автобусом – маршрутом наименьшей комфортности и т. п.), если оправдательные документы не представлены.
Так как оплата проезда в отпуск членов семьи работника производится вне зависимости от времени проведения ими отпуска, то возможна также раздельная оплата проезда в отпуск на автотранспорте самого работника и отдельных членов семьи, имеющих право на пользование льготой по оплате проезда в отпуск.
Необходимо обратить внимание, что правом на оплату за счет средств организаций стоимости проезда в отпуск и провоза багажа работники могут воспользоваться, начиная со второго года работы, т. е. по истечении первых 12 месяцев работы.
Работодатели (организации, финансируемые из федерального бюджета) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.
Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
Выплаты, предусмотренные ст. 325 ТК РФ, целевые, и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа.
Гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 325 ТК РФ, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем.
Членами семьи, которые имеют право пользоваться указанными льготами, являются муж, жена, несовершеннолетние, т. е. в возрасте до 18 лет дети работника, которые не работают самостоятельно (иждивенцы). Круг членов семьи, имеющих право на соответствующие льготы, может быть расширен коллективным договором. Однако расходы при этом будет нести организация из собственных фондов.
Оплата проезда к месту использования отпуска осуществляется только по территории Российской Федерации. Работник может проводить свой отпуск и за пределами России, но проезд будет оплачиваться только в той части, которая приходится на территорию Российской Федерации, т. е. до приграничного пункта.
Вопрос об оплате стоимости проезда личным транспортом решается следующим образом: оплата, как предусмотрено рудовым законодательством, должна производиться по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Работодатель в каждом отдельном случае решает этот вопрос, учитывая возможные транспортные маршруты к месту отпуска работника. Например, если к месту отдыха можно проехать железнодорожным путем непосредственно от места проживания работника, то производится оплата билета в плацкартном вагоне до места проведения отпуска и обратно (по справке из железнодорожной кассы). Если через населенный пункт не проходит железная дорога, но есть речной порт, то возможна оплата проезда в каютах III категории на судах речного флота (по справке из кассы порта) до населенного пункта, в котором есть железнодорожная станция, далее оплата билета в плацкартном вагоне до места проведения отпуска и обратно (по справке из железнодорожной кассы).
Если работник своевременно не воспользовался своим правом на компенсационные выплаты при использовании отпуска, то он утрачивает это право, так как указанные выплаты являются целевыми и не суммируются, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!