Льготы педагогам по коммунальным услугам
Учителя имеют право на льготы
Сибилева Н. Н. . главный бухгалтер, к. э. н.,
ОГОУ НПО ПУ №41 г. Курска
В соответствии с действующим законодательством педагогу могут компенсировать расходы на оплату топлива. В этом случае он должен подтвердить затраты. Иначе компенсационные выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц. В частности, на этом настаивают финансисты в письме от 23 июля 2008 г. № 03-04-06-01/227. Но это не единственный вид социальной поддержки учителей.
Педагогическим работникам гарантированы льготы
Педагогическим работникам образовательных учреждений предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Данные льготы предусмотрены пунктом 5 статьи 55 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Однако размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки (далее — меры соцподдержки), устанавливают законодательные акты субъектов РФ. Поэтому жилищная социальная гарантия должна быть также предусмотрена законом области (республики, края).
Рассмотрим на примере Курской области те гарантии, которые должны быть предусмотрены на региональном уровне. В этой области бесплатное жилье педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности (рабочих поселках и поселках городского типа), предоставляют на основании закона Курской области от 23 декабря 2005 г. № 100-ЗКО.
Заметьте, если работники не имеют своего жилья, его предоставляют органы местного самоуправления. Оно должно находиться на расстоянии не более трех километров от места работы.
Если же органы власти не смогли предоставить жилое помещение, то работник образовательного учреждения имеет право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в близлежащих городах.
Обратите внимание: если педагог сам отказался от жилья в селе, то он имеет право только на льготу в виде бесплатного отопления и освещения.
Кому предоставляют «коммунально-педагогические» гарантии
В рассматриваемом случае педагоги — это не только учителя сельских школ, но и педагогические работники других образовательных учреждений, расположенных в сельской местности (техникумы, институты, детские сады).
Кроме работающих педагогов правом на такие государственные гарантии пользуются педагогические работники, вышедшие на пенсию. Но только те, которые имеют стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.
Отметим, что так называемым «бесплатным жильем» обеспечиваются наравне с педагогами и живущие с ними члены семьи. К ним причисляют проживающих совместно с собственниками жилья в принадлежащем им жилом помещении супругов, а также детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов своей семьи (п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).
Площадь жилья не имеет значения
Заметим, что размер общей площади жилья законодательством не ограничен. В связи с этим педагоги освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления (письмо Минобрнауки России от 18 января 2007 г. № МОН-П-92).
Однако ограничения могут быть установлены на местном уровне (уровне субъекта РФ). Так, Законом № 100-ЗКО (который действует в рамках региона) уточнено, что бесплатное жилое помещение предоставляется не более размера социальной нормы площади жилья, установленной в данном регионе.
Какие коммунальные услуги оплатить?
Законодательством не приведены конкретные виды услуг, которые вместо учителей коммунальщикам возмещает бюджет соответствующего уровня. Их устанавливают на местном или региональном уровне.
В Курской же области названным региональным актом разъяснено, что бесплатное пользование жилым помещением включает в себя оплату за наем жилого помещения, ремонт и содержание жилья.
При этом бесплатно предоставляют только коммунальные услуги, приведенные в пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ. Их размер ограничен. Предельные нормы потребления таких услуг утверждают уже не региональные органы власти, а органы местного самоуправления. Данные правила справедливы в том числе и при предоставлении бесплатного отопления (центральное отопление, отопление газом, электроэнергией) и освещения.
Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, преду-смотрено обеспечение (бесплатно) твердым топливом и транспортными услугами по его доставке.
Причем количество бесплатного топлива также имеет предельные нормы.
Если же педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально (например, чеками или товарными накладными). Иначе компенсационные выплаты педагогам облагаются налогом на доходы физических лиц (см. письмо № 03-04-06-01/227).
Все указанные меры соцподдержки предоставляют независимо от формы собственности жилищного фонда.
Порядок предоставления социальных гарантий
Конкретные виды учреждений, которые обеспечивают педагогов правом на получение льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, федеральным законодательством не установлены. Такие виды льгот определяются нормативными актами территориального (республиканского, муниципального) уровня.
В Курской области определено, что учет такого льготного права граждан осуществляется на основании заявления учителя по основному месту его работы.
А для пенсионеров (педагогических работников) такой учет производят по последнему месту работы. Именно данные образовательные учреждения и осуществляют расходы по жилищным компенсациям. Но если в семье учителя право на получение мер соцподдержки имеют несколько членов семьи, то они сами должны выбрать то учреждение, которое им обеспечит это право.
Для возмещения расходов заключают договор
Учреждение, осуществляющее оплату за коммунальные услуги педагога, заключает договор с организациями, оказывающими данные услуги. Сумма по договору определяется в пределах выделенных средств на реализацию мер социальной поддержки.
Организации, оказывающие коммунальные услуги, заключив договоры с самими гражданами, ежемесячно представляют учреждениям счета на оплату предоставленных услуг. В них указывают фамилии, имена, отчества, места жительства граждан, которым были предоставлены услуги. На основании таких счетов учреждение и производит оплату.
Льготник сам должен заявить о своих правах
Для получения бесплатного жилья педагогический работник (бывший педагог) должен подать заявление о предоставлении мер соцподдержки руководителю областного государст-венного или муниципального учреждения. В подаваемом документе льготник должен указать, что ни он сам, ни члены его семьи мерами соцподдержки по иному основанию не пользуются. К заявлению прилагаются:
— справка о составе семьи (указываются совместно проживающие члены семьи)
— справка о размере занимаемой площади (общей и жилой пощади)
— копия паспорта с указанием места регистрации лица.
Вышедшие на пенсию преподаватели кроме указанных документов представляют копии пенсионного удостоверения и трудовой книжки. Иные документы учреждения запрашивают лишь в случае необходимости.
Бюджетный учет коммунальных льгот
Учреждения, осуществляющие учет льготников, должны отразить в своем бухгалтерском учете те расходы, которые производят на обеспечение мер соцподдержки педагогов. Такие затраты учитывают по подстатье 212 «Прочие выплаты». Причем независимо от варианта предоставления льгот. То есть от того, выплачивается ли непосредственно работнику соответствующая целевая компенсация или средства на указанные цели учреждения перечисляют предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Заметим, что такие разъяснения были даны чиновниками Минфина России в письме от 14 июня 2007 г. № 02-14-11/1478.
А вот расходы по реализации социальных мер неработающим (бывшим) педагогам (находящимся на заслуженном отдыхе), но проживающим в сельской местности, учитывают по подстатье 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».
Списки льготников могут измениться
Поэтому их должны ежегодно проверять. Сами граждане при изменении условий предоставления льготы должны уведомить учреждения, обеспечивающие их правом на получение мер соцподдержки. Это нужно сделать, например, при изменении состава семьи или жилищных условий.
За учреждением сохраняется право снять граждан такой категории с учета. Основанием для этого служат:
— заявление гражданина
— выезд гражданина в другую местность на постоянное место жительства
— выявление в представленных педагогом документах недостоверных сведений
— увольнение гражданина (за исключением увольнения в связи с выходом на пенсию).
Льготы учителям в 2015 году
В 2015 году из-за экономического кризиса не только в России, но и во всём мире, государственное управление решает сократить льготы для некоторых категорий граждан для сохранения стабильного государственного бюджета. Как правило, льготы будут касаться только вторичных услуг по оплате похорон или скидкам на общественный транспорт, но пока лишь это догадки.
Много вопросов сейчас бытует о том, как изменяться льготы конкретных категорий, и в частности это касается учителей, которые и так получают маленькую заработную плату, и при этом просто не могут обходиться без социальной помощи со стороны государства. Как правило, в первую очередь льготы предусматриваются получение жилья для работников образовательной сферы. Тут самое главное — это получать разрешение не только от государства. Жильё могут выдать только в том случае, если такие же нормативные акты есть у региона, где работает человек.
Жильё должно быть оборудовано отоплением и газом и находиться на удалённости не больше 3 километров. Если же подходящего дома нет для работника школы, тогда подбирается квартира или дом в близлежащих городах. Учитель может и отказаться от предоставления жилья в том случае если уже имеет дом или квартиру, но тогда за ним всё равно остаётся право получить бесплатную установку котла для отопления или проводку газа. На подобную льготу могут иметь права не только учителя, но все работники, которые занимаются с детьми в высших, средних и дошкольных образовательных учреждениях.
Работники даже по выходу на пенсию могут получить бесплатное жильё, но только в том случае если стаж работы превышает или равен 10 годам. Скидки могут распространяться и на коммунальные услуги в том числе, также для всех работников даже тех, кто уже досрочно вышел на пенсию. Как правило, государством только установлены эти льготы, но регионально уже решается вопрос о том, какая сумма может уходить на скидки и частичную оплату коммунальных услуг со стороны местной власти.
Некоторые регионы могут оплачивать до 60% всех коммунальных услуг учителей, в то время как другие не могут оплатить даже 5%. Для этого местные власти должны заключать каждый год договора с инстанциями и налоговой службой и предоставить список, людей у которых от суммы нужно списывать определённую часть по скидкам и льготам. При этом для того, чтобы льготник был включён в список, он должен сам заявить о своих правах. Все эти нормы будут сохранены в 2015 году.
Статья: О льготах по коммунальным услугам педагогическим работникам образовательных учреждений (Соколова В.Д.) ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2006, n 5)
"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2006, N 5
О ЛЬГОТАХ ПО КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Наряду с неснижающейся активностью рассмотрения в суде вопросов о защите пенсионных прав педагогических работников образовательных учреждений стала нарастать волна судебных исков по поводу возмещения затрат на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В Законе РФ "Об образовании" непосредственно закреплено право педагогических работников образовательных учреждений на льготы по коммунальным услугам. Согласно этому Закону (абз. 3 п. 5 ст. 55) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Порядок, установленный законодательством РФ, к которому отсылает Закон "Об образовании", - это совокупность всех нормативных правовых актов, принятых государственными органами, уполномоченными на то Конституцией РФ. В этом смысле федеральное законодательство представляет собой единую систему, внутри которой эти нормативные правовые акты разделяются в зависимости от их юридической силы.
Федеральное законодательство включает Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты, в том числе нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, сохраняющие свое действие в установленном порядке (в соответствии с Законом РСФСР от 24.10.1990 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" и другими актами).
Начиная с 1930-х годов в Российской Федерации и СССР в целом был принят ряд нормативных правовых актов, в основном подзаконных в силу действовавшего в тот период порядка регулирования, которыми определялся механизм реализации права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа). Согласно ему под "бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением" понимается право педагогических работников (с учетом проживающих с ними членов их семей) проживать в жилых помещениях с отоплением и освещением бесплатно, то есть без внесения платы за жилье (в том числе без внесения платы за излишки жилой площади), отопление (если отопление печное, то без оплаты топлива, которое должно доставляться на дом в готовом к употреблению виде) и освещение (не в целом за электроэнергию, а именно за освещение).
Эти льготы были предусмотрены, прежде всего, в целях привлечения специалистов в указанные населенные пункты.
Право учителей и совместно проживающих с ними членов их семей на предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением предусмотрено Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ", действие которого распространено на другие категории педагогических работников Распоряжениями Совета Министров СССР от 24.07.1949 N 11433-р, от 23.05.1984 N 1003-р и другими.
Сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет, предусмотрено Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности". Это право впоследствии было также распространено на педагогических работников других образовательных учреждений как в сельской местности, так и в поселках городского типа (рабочих поселках) (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.01.1985 N 85 "О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах", Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.01.1975 N 82 "О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы", Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 N 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" и др.).
Порядок сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за педагогическими работниками, вышедшими на пенсию, определен в Разъяснении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 N 5/12-22, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 N 154/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)". Было предусмотрено, что право на указанные льготы сохраняется за перешедшими на пенсию педагогическими работниками и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из работников общеобразовательных школ и других образовательных учреждений, на которых это право распространено, в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Таким образом, порядок предоставления педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в виде полного (или частичного в отдельных случаях) освобождения от уплаты и порядок их сохранения при выходе на пенсию регулируется в настоящее время в основном правовыми актами разного уровня бывшего Союза ССР и РСФСР, сохраняющими свое действие и силу в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Указанные нормативные акты не признаны в установленном порядке недействующими, не противоречат в этой части жилищному законодательству РФ, поэтому продолжают действовать.
Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" субъектам РФ предоставлено право установить законодательными актами субъектов РФ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании".
Статьей 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Законодатель имеет в виду недопущение уменьшения совокупного объема финансирования льгот и выплат непосредственно самим гражданам.
Принцип неухудшения положения граждан при принятии федеральных законов, затрагивающих их социальные права, неоднократно подтверждался и решениями Конституционного Суда РФ, в которых содержатся обоснованные правовые позиции по этому вопросу.
При этом для правильного разрешения возникающих в этой сфере проблем необходимо учитывать, что имеются объективные различия в порядке предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на предоставление этих льгот.
В первом случае речь идет о порядке реализации гражданами установленного федеральным законом права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом законодательством федерального уровня установлены специальные положения, касающиеся следующих вопросов предоставления и сохранения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг:
1) перечень категорий педагогических работников и учреждений образования, в отношении которых применяются льготы (путем прямого установления или распространения действия актов об установлении)
2) порядок и условия предоставления льгот на общих основаниях работникам и совместно проживающим с ними членам их семей независимо от размера жилой площади (с освобождением от платы за излишки жилой площади с учетом отопления)
3) порядок предоставления льгот в определенных случаях (при невозможности обеспечения жильем в сельской местности по месту нахождения учреждения при отказе работника от занятия предоставляемой жилплощади в сельской местности при наличии собственного дома (квартиры))
4) порядок сохранения льгот за перешедшими на пенсию работниками (в том числе и при преобразовании сельских населенных пунктов и рабочих поселков (поселков городского типа) в город)
5) порядок предоставления по действующим в данной местности нормам отопления (при печном отоплении и доставки его в натуре до 1 сентября в объеме годового потребления), бесплатного потребления электроэнергии, связанного с освещением
6) иные особенности.
Во втором случае речь идет о том, что на федеральном, региональном и местных уровнях в рамках межбюджетных отношений определяются размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот, установленных федеральным законодательством, то есть речь идет только о механизме финансового обеспечения предоставления льгот за счет средств бюджетов разных уровней.
Следовательно, к компетенции субъектов РФ отнесено право определить порядок возмещения расходов на предоставление льготы в виде права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, то есть порядок финансового обеспечения предоставления указанной льготы в рамках межбюджетных отношений, а не сам порядок предоставления, который установлен федеральным законодательством и является единым и общеобязательным для применения во всех субъектах РФ.
Однако, как показывает практика, региональные и муниципальные органы власти при подготовке своих нормативных правовых актов наряду с установлением размеров, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот, как это и предусмотрено федеральным законодательством, неправомерно, выходя за рамки своей компетенции, в большей мере определяют непосредственно сам порядок предоставления льгот, вводят дополнительные условия при их предоставлении, ограничивающие права работников. Например, вводятся требования к уровню образования педработников, объему выполняемой ими учебной нагрузки, устанавливается социальная норма площади жилья в целях ограничения размеров возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, отменяются льготы пенсионерам, за которыми предусмотрено их сохранение, не учитываются члены семьи педагогического работника при расчете размеров возмещения расходов на предоставление льгот и т.д.
При установлении субъектами РФ нового порядка фактически не обеспечивается право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением, то есть не возмещаются расходы по стопроцентной оплате жилья и отопления без ограничений пределами социальной нормы общей площади жилья. Следовательно, нарушаются права работников, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Доводы субъектов РФ о предоставлении льгот в зависимости от финансовых возможностей субъекта РФ нарушают конституционные принципы обеспечения равенства прав граждан и запрета дискриминации граждан в зависимости от места проживания, а также от финансовых возможностей субъекта РФ.
Таким образом, субъекты РФ, принимая законодательные акты по вопросу о порядке предоставления льгот, зачастую нарушают федеральное законодательство.
С целью исключения нарушения прав работников в указанных вопросах на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 2 ноября 2004 г. было принято решение считать целесообразным поручить Минздравсоцразвития России, Минпромэнерго России с участием других заинтересованных федеральных министерств и ведомств, общеРоссийских объединений профсоюзов в целях сохранения кадрового потенциала и обеспечения условий для развития социальной инфраструктуры на селе подготовить согласованные предложения по определению единого порядка установления и предоставления действующих по состоянию на 31 декабря 2004 г. льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Однако, к сожалению, никаких подвижек в этой части до сих пор не произошло.
Статья 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.
Право работников и специалистов на жилищно-коммунальные льготы является правом, установленным законами федерального уровня по одному из вопросов обеспечения социальной защиты населения, который находится в ведении РФ совместно с субъектами РФ.
В соответствии с пп. "ж" и "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита и жилищное законодательство находятся в ведении РФ совместно с субъектами РФ.
Согласно п. п. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ совместно с субъектами РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам ведения РФ совместно с субъектами РФ.
Следовательно, законодательство субъектов РФ по этому вопросу не должно противоречить федеральному законодательству и призвано обеспечивать единообразное применение федеральных правовых норм о порядке предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Иное означало бы нарушение конституционных норм о равенстве прав граждан (ст. 19 Конституции РФ) и запрете издания законов, отменяющих или умаляющих права гражданина (ст. 55 Конституции РФ).
В.Д.Соколова
Консультант
Управления экономики и финансов
Федерального агентства по образованию,
консультант-эксперт
Издательства "Советник бухгалтера"
Затраты, связанные с предоставлением руководящим и педагогическим работникам льгот по коммунальным услугам
Читайте также:
Данные расходы определяются из оплаты квартир, затрат по их отоплению и освещению.
В сметах учреждения образования расчет расходов на оплату бесплатно предоставляемых услуг составляется по каждому работнику отдельно.
При расчете этого вида расходов основным показателем является размер занимаемой площади, который определяется в соответствии с действующими нормами жилой площади и тарифами платы за нее. При этом в расчет принимаются все члены семьи работника, независимо от того, находятся они на его иждивении или имеют самостоятельные заработки.
Оплата квартир производится в соответствии с их фактической стоимостью и оплата за излишки жилой площади не взимается.
Если работник отказался занимать предоставленную площадь и арендовал другую за ним сохраняется право иметь право на бесплатное отопление и освещение.
Следует отметить, что у учреждений образования оплачивается электроэнергия, используемая для освещения квартир. Электроэнергия используется для работы холодильников, радио, телевизоров.
Учителя и др. работники обеспечиваются топливом для отопления и электроэнергией для освещения квартир исходя из фактического расхода топлива и электроэнергии и тарифов на них. Затраты на отопление и освещение определяются по местным нормам, по которым исчисляются соответствующие затраты на отопление и освещение зданий бюджетных учреждений.
За вышедшими на пенсию работниками сохраняется право на указанные льготы, если он проработал в учреждении образования в сельской местности более 10 лет.
Формирование расходов экономической по статье: «Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений»
В составляемый перечень предметов включаются расходы на оборудование и инвентарь, предусмотренные «Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ», устанавливаемыми Министерством образования РФ.
К расходам по данной статье не могут относиться затраты на приобретение МБП, а также расходы на приобретение оборудования и инвентаря для вновь вводимых школ, строящихся за счет государственных капитальных вложений (эти затраты покрываются за счет средств смет по капитальному строительству).
Формирование расходов по статье «Капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения»
Затраты планируются исходя из адресной программы объема работ с учетом приоритетности, технического состояния зданий и сооружений. На весь объем работ составляется проектно-сметная документация.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
льготы учителям сельской местности
Клерк Регистрация 26.09.2006 Сообщений 30
Уважаемые юристы, прошу помогите сельским педагогам, пожалуйста!
Соловьёва
Социальные выплаты педагогу-пенсионеру
Клерк Регистрация 22.01.2011 Сообщений 12
Ответ: Дорогая Соловьева! Надеюсь, что вы прочитаете ответ! Я сама являюсь сельским педагогом (дополнительно имею юридическое образование), а мой муж инвалид! Поэтому я вас понимаю и расскажу как действовать, потому что сама прошла через суды, отстаивая свое право на льготы.
Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг можно подразделить на несколько уровней: федеральные, региональные и муниципальные. Если льготы из одного уровня, то тогда надо выбрать одну наиболее для вас выгодную, если льготы из разных уровней, то выбирается из каждого уровня по наиболее выгодному для вас основанию с учетом или без учета нормативом потребления и соцнорм (установленных в данном регионе или области) и количества членов семьи прописанных на данной жилой площади.
Поэтому раскажу наиболее выгодный для вас вариант, за который вы должны бороться и не бояться если что идти в суд, так как сельский педагог - это региональный льготник, а инвалид - это федеральный льготник.
Рассчет должен вестись следующим образом: компенсация расходов за жилое помещение (содержание жилого помещения, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, социальный наем - если квартира неприватизирована, вывоз бытовых отходов, лифт), отопление рассчитывается в размере 100% без каких-либо ограничений. (так как вы сельский педагог)
Освещение (а не электроэнергия) в размере 100%. Здесь есть тонкость: если у вас отдельно запитаны фазы на освещение (лампочки) и электроэнергию (розетки) и стоят отдельные счетчики, тогда 100% за освещение, если такого нет, тогда только за 42 кВт вам возмещают полностью затраты (если у вас другие нормативы в области, то согласно этим нормативам за освещение). (так как вы сельский педагог)
Далее, так как вы еще являетесь инвалидом, то вам положена компенсация в размере 50% за следующие коммунальные услуги: газоснабжение, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (другими словами канализация) приходящиеся на льготника, т.е. согласно нормативом потребления на данную услугу установленную в вашем регионе.
Но ситуация в зависимости от региона может быть разная, в местных законах может быть прописано, что получатель льготы по одному основанию, не может получать льготу по другому основанию, т.е. когда один человек является льготником по разным уровня, но тогда в этом случае категорию льготы выбирает сам человек, а не органы социальной защиты. Даже если вы выберите льготу по оплате за квартиру как педагог, с вас все равно не имеют права снять социальные льготы: дополнительная бесплатная медицинская помощь, оплата путевки на санаторно-курортное лечение, оплата бесплатного проезда на пригородном ЖД транспорте, а так же междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
Так что дерзайте и отстаивайте свои права, закон на вашей стороне.
Лучшие комментаторы
В соответствии с примечанием к пункту 5 статьи 55 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 Об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) . на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Выделенная выше курсивом мера социальной поддержки все свое время существования носила натуральный характер. С принятием закона о монетизации льгот и условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на региональном уровне необходимо соблюсти:
1) условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в соответствии с требованиями статьи 14 главы 5 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
2) положения части 1 и части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации:
1. В рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Юрий Игоревич Назаров
Похожие вопросы в области Пенсии и социальная защита
1 ответ. Москва Просмотрен 431 раз. Задан 2012-05-27 08:55:19 +0400 в тематике "Пенсии и социальная защита"1 ответ. Москва Просмотрен 179 раз. Задан 2011-06-01 12:17:59 +0400 в тематике "Другие вопросы" Льготы молодым специалистам после окончания медицинского колледжа, работающим в сельской местности акушеркой - Льготы молодым специалистам после окончания медицинского колледжа, работающим в сельской местности акушеркой. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 1032 раза. Задан 2012-08-06 08:17:14 +0400 в тематике "Трудовое право" На каком расстоянии может находиться аэродром в сельской местности от жилых домов и предприятий? - На каком расстоянии может находиться аэродром в сельской местности от жилых домов и предприятий. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 151 раз. Задан 2011-09-03 12:03:36 +0400 в тематике "Другие вопросы" Льготы молодому специалисту(работаю учителем в сельской местности)покупка жилья и т.п - Льготы молодому специалисту(работаю учителем в сельской местности)покупка жилья и т.п. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 327 раз. Задан 2011-10-14 08:48:08 +0400 в тематике "Пенсии и социальная защита" Есть ли льготы на покупки жилья врачам работающим в сельской местности? - Есть ли льготы на покупки жилья врачам работающим в сельской местности. далее1 ответ. Москва Просмотрен 262 раза. Задан 2012-10-01 08:18:38 +0400 в тематике "Пенсии и социальная защита"
1 ответ. Москва Просмотрен 362 раза. Задан 2012-10-24 12:43:29 +0400 в тематике "Пенсии и социальная защита" Как рассчитываются льготы пенсионерам-педагогам и другим льготникам за электроэнергию? - Как рассчитываются льготы пенсионерам-педагогам и другим льготникам за электроэнергию. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 249 раз. Задан 2012-08-08 14:47:07 +0400 в тематике "Пенсии и социальная защита" Закон о выделении делянки для строительства дома в сельской местности - Закон о выделении делянки для строительства дома в сельской местности. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 1033 раза. Задан 2011-12-17 13:39:47 +0400 в тематике "Другие вопросы" Мы оба педагоги, живём в сельской местности. Какие у нас льготы по коммунальным услугам? У одного или у обоих? - Мы оба педагоги, живём в сельской местности. Какие у нас льготы по коммунальным услугам? У одного или у обоих. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 139 раз. Задан 2012-04-06 11:16:15 +0400 в тематике "Пенсии и социальная защита"
Может ли учитель сельской местности иметь льготы на жильё, проживая в городе. Если да, то какие.
№183327. 3 января 2011 в 18:15
Здравствуйте, Ксения.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 января 2007 г. N МОН-П-92
"О вопросах участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в финансировании мер социальной поддержки педагогических работников"
Минобрнауки России по вопросам участия Российской Федерации и субъектов РФ в финансировании мер социальной поддержки педагогических работников в связи с реализацией права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) сообщает.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" (далее - Закон) педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Данная льгота, гарантированная государством, существующая в Законе с момента его принятия (1992 г.), способствует закреплению молодых специалистов в данной местности.
В соответствии с пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".
Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Таким образом, Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.
В статье 26.3.1 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено участие органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения. "Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами."
Вместе с тем полномочия субъектов РФ по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Органы государственной власти субъекта РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ (п. 7 ст. 26.3).
Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 10.02.48 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" установлена обязанность исполкомов сельских и поселковых советов предоставлять бесплатно педагогическим работникам начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности. Распоряжением Совета Министров СССР от 24.07.49 N 11433р действие постановления Совмина СССР от 10.02.48 N 246 распространено на учителей, директоров и заведующих учебной частью средних школ в сельских местностях.
В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 24.10.90 N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" вышеуказанные постановление и распоряжение являются действующими.
При определении понятия "бесплатная квартира" следует руководствоваться статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой предусмотрена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 02.08.95 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
По пункту 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации существует Определение Конституционного суда РФ от 09.04.2002 N 68-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о признании его не соответствующим Конституции Российской Федерации". Данная норма направлена на упорядочение бюджетного процесса и должна истолковываться как обязывающая органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы при формировании и принятии бюджетов соответствующих уровней.
Право педагогических работников на своевременное получение предоставленных законодательством социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами. Организации, несущие расходы, связанные с предоставлением льгот, не лишаются возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков.
Статс-секретарь-
заместитель министра Д. Ливанов
Надеюсь, что мой ответ был полезен Вам, в случае необходимости — обращайтесь! С уважением А.П. Бикмурзин. Удачи вам.
Источники:
Следующие статьи:
- Предоставление льгот по арендной плате
- Льготы для пенсионеров на проезд электричках свердловской области
Комментариев пока нет!