Льготы по уплате таможенных платежей в рб
О предоставлении льгот по уплате таможенных платежей
ПИСЬМО ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БеларуСЬ
15 июня 2006 г. N 03-32/1175
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Вопрос: 4 июня 2001 года решением общего собрания участников был утвержден учредительный договор совместного белорусско-германского предприятия ООО "Э". Согласно указанному договору белорусский и иностранный участники вносят в уставный фонд предприятия денежный и имущественный вклады. При этом иностранный участник - "Е-Гмбх" в качестве имущественного вклада внес в уставный фонд технологическое оборудование.
Гродненской региональной таможней 9 октября 2001 года было произведено таможенное оформление в таможенном режиме выпуска для свободного обращения с освобождением от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость указанного технологического оборудования в качестве вклада иностранного участника в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями.
19 декабря 2005 года решением Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь был установлен факт ничтожности сделки - учредительного договора совместного белорусско-германского предприятия ООО "Э" в части внесения в уставный фонд имущественных вкладов его участниками как противоречащий законодательству.
В частности, в ходе судебного разбирательства выяснилось, что у иностранного инвестора фирмы "Е-Гмбх" отсутствует право собственности на технологическое оборудование, которое она внесла в уставный фонд совместного белорусско-германского предприятия ООО "Э". В соответствии со статьей 47-1 Гражданского кодекса Республики Беларусь <*> в уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собственником, законодательством или договором. Статья 169 ГК предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна.
<*> Далее - ГК.
В соответствии со статьей 168 ГК недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
На основании вышеизложенного технологическое оборудование, внесенное иностранным участником - фирмой "Е-Гмбх" в качестве вклада в уставной фонд совместного белорусско-германского предприятия ООО "Э", подлежит возврату его собственнику - немецкой фирме "Б и А Гмбх".
При этом, на наш взгляд, признание ничтожности гражданско-правовой сделки, на основании которой был осуществлен ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд совместного белорусско-германского предприятия ООО "Э", не влечет недействительности таможенного оформления данного имущества. Поскольку на момент его производства данная внешнеэкономическая сделка в полной мере соответствовала законодательству. Вместе с тем таможенное оформление произведено с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, и данные льготы напрямую связаны со статусом товара в качестве вклада иностранного участника в уставный фонд организации с иностранными инвестициями.
Возможно ли, учитывая вышеназванное решение Высшего Хозяйственного Суда, сделать вывод, что ввезенным технологическим оборудованием уставный фонд совместного белорусско-германского предприятия ООО "Э" фактически не сформирован, оно не имеет статуса вклада иностранного участника в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями, а, следовательно, льгота по уплате таможенных платежей предоставлена не правомерно?
Ответ: Согласно статье 168 ГК недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Смысл данной нормы заключается в том, что если с момента совершения сделки были произведены какие-либо действия по ее исполнению, то каждая из сторон обязана возместить другой стороне все полученное по сделке. Иными словами, порожденные недействительной сделкой (ее частью) права и обязанности сторон должны быть устранены, а взаимные гражданско-правовые отношения сторон должны быть приведены в то положение, в котором они находились до сделки. То есть применительно к описываемой в запросе ситуации это означает, что технологическое оборудование, внесенное в качестве вклада в уставный фонд, подлежит возврату.
Возникновение обязанности уплаты таможенных пошлин и налогов не является последствием недействительности сделки.
Документы на AdvokatBy.com
Льготы по уплате таможенных платежей
При ввозе товаров на территорию Таможенного Союза, действуют льготы (преференции) по уплате таможенных платежей для некоторых групп товаров, направленные на поддержание экономики наименее развитых и развивающихся стран, а также, на исполнение международных соглашений об экономическом и других видах сотрудничества.
Разделение стран, для которых установлены льготы по уплате таможенных платежей, производится по следующим группам:
Содружество Независимых Государств
Азербайджанская республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина
Льготы по уплате таможенных платежей
Условия использования льготы по уплате таможенных платежей
Понятие и виды таможенных платежей
Читайте также:
Согласно ст. 242 ТК Республики Беларусь при перемещении через таможенную границу Республики Беларусь и в других случаях, установленных Кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи:
· ввозные таможенные пошлины
· вывозные таможенные пошлины
· специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины
· НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию
· акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию
· таможенные сборы.
Момент возникновения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов определяется в соответствии с ТК Республики Беларусь (статьи 59, 64, 104, 122, 132, 137, 160, 163, 176, 187, 194, 201, 209, 214,217, 220, 224, 230, 244).
Налоговое обязательство по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях :
1) при его исполнении в виде:
· уплаты таможенных пошлин, налогов
· взыскания таможенных пошлин, налогов таможенным органом в соответствии с ТК и налоговым законодательством Республики Беларусь
2)при использовании налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными налоговым законодательством Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот
3)при использовании тарифных преференций по уплате таможенных пошлин
4)при отказе таможенного органа в выдаче разрешения на таможенный транзит
5)при отказе таможенного органа в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим
6)в случае принудительного изъятия товаров в государственную собственность
7)при добровольном отказе в пользу государства от товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами, установленными налоговым законодательством Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот
8)при помещении товаров под таможенный режим отказа в пользу государства, налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которых подлежало исполнению до представления таких товаров к таможенному оформлению в целях помещения под такой таможенный режим
9)в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, - при взыскании за счет этих товаров неуплаченных таможенных платежей, процентов, пеней
10) в отношении товаров, которые утрачены, в том числе
товаров, помещенных под таможенный режим свободного обра-
щения с использованием налоговых льгот по уплате таможенных
пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию
и распоряжению товарами, установленными налоговым законо-
дательством Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот, — при утрате таких товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения
вой величины определяется на день принятия таможенной декла-
рации таможенным органом, а в иных случаях - на день истече-
ния срока уплаты таможенных пошлин, налогов
12) в иных случаях, установленных ТК Республики Беларусь.
7.2. Таможенная пошлина
Таможенная пошлина взимается в соответствии с законом от 03.02.1993 № 2151 XII «О таможенном тарифе». Таможенной пошлиной облагаются как ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (ввозная, или импортная, пошлина), так и вывозимые за ее пределы (вывозная, или экспортная пошлина) товары.
Ставки таможенной пошлины по ввозимым и вывозимым товарам устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Кроме того, на отдельные категории товаров могут устанавливаться временные ставки таможенных пошлин.
Таможенная пошлина может уплачиваться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, курс которой устанавливается Национальным банком Республики Беларусь.
Существует три вида ставок таможенной пошлины:
1)адвалорная ставка - это когда таможенная пошлина исчисляется в процентах от таможенной стоимости товаров
2)специфическая ставка применяется, когда таможенная пошлина исчисляется в определенном размере за единицу измерения товаров (штук, пар, кг. и т.д.)
3)комбинированная ставка складывается из двух предыдущих видов ставок. Они рассчитываются как с таможенной стоимости товаров, так и с их объема в натуральном выражении, затем эти суммы сравниваются и уплачивается большая из них (по некоторым товарам - обе суммы).
Существуют также особые виды таможенных пошлин :
1)специальные - применяются как защитная мера при ввозе товаров в количестве и на условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб экономике ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств
2)антидемпинговые - применяются в случае ввоза товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, с целью защиты отечественных производителей подобных товаров
3)компенсационные - применяются в случаях ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, и такой ввоз угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.
7.3. Льготы по уплате таможенных пошлин
(тарифные преференции)
ОСОБЕННОСТИ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ
Основное назначение определения страны происхождения товара заключается в проведении государством преференциальной либо протекционистской политики. Это означает, что в зависимости от страны, в которой товар производится и из которой он импортируется в Республику Беларусь, Президентом учреждается льготный режим налогообложения либо налагаются определенные ограничения на перемещение, или же устанавливается повышенная ставка таможенной пошлины.
Порядок определения страны происхождения товара основывается на международной практике на основании ТК Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь льготы по налогам и таможенным платежам устанавливаются Президентом и Законами, причем льготы юридическим и физическим лицам индивидуально предоставляются исключительно Президентом на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 27.02.2001 г. № 6 «Об упорядочении предоставления льгот по налогам и таможенным платежам». Таможенными сборами за таможенное оформление, таможенными пошлинами, акцизами и НДС не облагаются ввозимые и вывозимые товары :
· предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями
· освобождаемые в соответствии с Законами Республики Беларусь либо вступившими в силу международными договорами
· иные товары в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Таможенными пошлинами, акцизами и налогом на добавленную стоимость не облагаются товары, предназначенные для производственных целей, ввозимые юридическими лицами на таможенную территорию нашей страны, по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредиторов, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь.
Товары, ввозимые в качестве вклада иностранных участников в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения НДС и таможенными пошлинами при условии, что эти товары:
· относятся к основным производственным фондам
· не являются подакцизными
· ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями, а в случае создания предприятия с иностранными инвестициями в форме акционерного общества- в сроки, определенные договором о совместной деятельности по созданию этого фонда
· имеют суммарную стоимость, не превышающую указанного в учредительных документах размера неденежного вклада иностранного участника, а в случае создания предприятия с иностранными инвестициями в форме акционерного общества- в иных документах, касающихся формирования уставного фонда.
Товары, таможенное оформление которых производилось предоставлением льгот, могут использоваться либо распоряжение такими товарами может производиться только в целях, в связи с которыми предоставлены данные льготы.
7.5. Налог на добавленную стоимость
7.6. Сборы за таможенное оформление
За таможенное оформление транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, товаров не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузах, взимаются таможенные сборы за таможенное оформление. Основой для исчисления таможенных сборов за таможенное оформление является таможенная стоимость ввозимых или вывозимых товаров.
Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в размерах, установленных соответствующим указом Президента.
7.7. Исчисление таможенных платежей
Товары, которые являются объектом обложения таможенными пошлинами, налогами, сборами, перемещаемые через таможенную границу, являются объектами.
В основе таможенно-тарифного регулирования находится определение таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товара -это стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» и используемая для целей обложения товара таможенными пошлинами, налогами, сборами внешнеэкономической статистики и валютного контроля.
Таможенная стоимость товара рассчитывается декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Республики Беларусь, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Система определения таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь. Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется органами, производящими таможенное оформление товаров.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров. ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, производится путем применения следующих методов :
1.Метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Таможенной стоимостью ввозимого товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения таможенной границы Республики Беларусь. Данный метод выступает в качестве основного при исчислении таможенной стоимости товаров. В случае, если метод по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть осуществлен, то применяются последовательно иные методы установления таможенной стоимости ввозимых товаров.
2.Метод по цене с идентичными товарами. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами. При этом под идентичными товарами понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по физическим признакам, качеству и репутации на рынке, стране происхождения и производителю.
3. Метод по цене сделки с однородными товарами.
В качестве основы для определения таможенной стоимости товара применяется цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми. При этом под однородными понимаются товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из сложных компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
4.Метод на основе вычитания стоимости. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории Республики Беларусь.
5.Метод на основе сложения стоимости. В качестве основы принимается цена товара, рассчитывая путем сложения следующих компонентов:
- стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем при производстве товаров
- общих затрат, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы и т.д.
- прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки товаров на таможенную территорию Беларуси.
6. Резервный метод. В качестве основы могут быть исполь-
зованы:
- цена товара на внутреннем рынке Республики Беларусь
- цена товара, поставляемого из страны его ввоза в третьи страны
- цена на внутреннем рынке на товары отечественного происхождения
- произвольно установленная или достоверно неподтвержденная цена товара.
Таможенные налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных платежей, самостоятельно. При этом декларанты выбирают метод расчета таможенной стоимости и несут ответственность за правильность выбора метода и достоверность указываемой информации. При выставлении требования об уплате таможенных платежей исчисления производятся таможенным органом.
Сборник правил интерпретации международных таможенных терминов, разработанных и систематизированных на основе сложившегося опыта мировой торговли и введенных в коммерческий оборот Международной торговой палатой в 1936 г. используется в целях:
· единого толкования условий поставки
· упрощения процесса условий поставки и особенностей транспортировки
· исключения споров между продавцом и покупателем в распределении рисков и расходов, связанных с доставкой товаров.
В «ИНКОТЕРМС» условия поставки товаров разделены на 4 группы:
Группа Е - это условия, по которым покупатель получает товар на складе (заводе) продавца.
Группа F - условия, по которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем.
Группа С - условия, по которым продавец должен заключить договор перевозки, однако он не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, возникающих после отгрузки или отправки товаров.
Группа D - условия, по которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой товаров в пункт назначения.
Группа Е - EXW.
Группа F - FCA, FAS, FOB.
Группа С - CFR, CIF, СРТ, CIP.
Группа D - DAF, DES, DEQ, DDU, DDP.
7.8. Уплата таможенных платежей
В соответствии с ТК Республики Беларусь плательщиком таможенных платежей может быть декларант. При ввозе товаров таможенные платежи должны быть уплачены не позднее 60 календарных дней со дня предъявления груза в таможенный орган в месте его прибытия на таможенную территорию Республики Беларусь или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте прибытия товара. При вывозе товаров таможенные платежи могут быть исполнены не позднее дня подачи декларации. При изменении таможенного режима платежи должны быть уплачены не позднее дня, установленного Таможенным кодексом для завершения действия изменяемого таможенного режима.
Уплата таможенных платежей может осуществляться путем авансовых платежей. Авансовые платежи - это денежные средства, внесенные на счет таможенного органа за предстоящие таможенные платежи и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных видов товаров.
Таможенные платежи уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей. Таможенные платежи вносятся по выбору плательщика в белорусских рублях либо любой валюте, курс которой устанавливается Национальным банком. По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать письменное подтверждение уплаты таможенных платежей. Обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной с момента:
· списания денежных средств со счета плательщика в банке
· внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа
· зачета в счет уплаты таможенных платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей, а если такой зачет производится по заявлению плательщика, - с момента принятия заявления о зачете
· зачета в счет уплаты таможенных платежей денежных средств, внесенных банком иной кредитной либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, или же поручителем в соответствии с договором поручительства
· обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер внесенных сумм ниже надлежащих уплате таможенных платежей.
При наличии оснований, установленных таможенным комитетом, срок уплаты таможенных платежей может быть изменен путем предоставления отсрочки или рассрочки. Отсрочка или рассрочка могут предоставляться по одному или нескольким видам таможенных платежей, а также в отношении части или же всей суммы, подлежащей уплате. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных платежей, исходя из ставки рефинансирования Национального банка.
Отсрочка или рассрочка по уплате таможенных платежей предоставляется при условии обеспечения их уплаты в срок не более двух месяцев со дня принятия таможенным органом декларации, если иной срок не установлен актами Президента Республики Беларусь.
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не предоставляется, если в отношении лица, претендующего на их предоставление, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства, либо возбуждена процедура банкротства.
Все виды отсрочки (рассрочки) предоставляются по решению начальника либо заместителя начальника таможенного органа. Для получения отсрочки (рассрочки) необходимо заблаговременно подать в таможню заявление (заявление-обязательство) установленной формы и пакет документов, подтверждающих выполнение условий предоставления той или иной отсрочки (рассрочки).
Уплата таможенных платежей может обеспечиваться:
· залогом имущества
· гарантией третьего лица (гарантия банка или иного кредитного учреждения, имеющего лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций и включенного в реестр гарантов обеспечения уплаты таможенных платежей, который ведет ГТК Республики Беларусь)
· внесением счет таможенного органа причитающихся сумм
· поручительством.
ТЕМА№ 8: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
8.1. Понятие, цели и организация таможенного контроля.
8.2Операции и порядок проведения таможенного контроля.
8.4Освобождение от определенных операций таможенного контроля.
8.5Средства идентификации товаров, применяемых таможенными органами.
8.6Привлечение эксперта для оказания содействия при проведении таможенного контроля.
8.7Использование результатов таможенного кон-
троля при производстве по делам об административ-
ных правонарушениях, рассмотрении гражданских и
уголовных дел.
8.1. Понятие, цели и организация таможенного контроля
Таможенный контроль - это один из основных институтов таможенного права как комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь.
Таможенный контроль - это совокупность организационно-правовых мер, осуществляемых таможенными органами Республики Беларусь в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Целью таможенного контроля является :
- обеспечение соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности норм таможенного, налогового, административного и уголовного законодательства
- охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов Республики Беларусь, защита общественного порядка
- выявление, предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела
- защита законных интересов, прав и свобод физических юридических лиц.
В соответствии со ст. 275 ТК Республики Беларусь таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем:
1. проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей
2. таможенного досмотра (досмотр товаров и транспортных средств), личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля
3. учета товаров и транспортных средств
4. устного опроса физических и должностных лиц
5. проверки системы учета и отчетности
6. осмотра территорий и помещений, СВХ, таможенных
складов, свободных складов, СТЗ. Магазинов беспошлинной тор-
говли и других мест, где могут находиться товары и транспортные
средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществля-
ется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные
органы Республики Беларусь:
· таможенная проверка
· таможенное исследование
· проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
Местом проведения таможенного контроля являются соответствующие зоны. Зоны таможенного контроля создаются в целях проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным контролем. Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определяемых ГТК Республики Беларусь. Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещения товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц и иных государственных органов, через границы таких юн и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов Республики Беларусь и под их контролем, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов Республики Беларусь.
Как и любая контрольная деятельность, таможенный контроль, осуществляемый таможенными органами, имеет свою направленность (объекты).
Объектами таможенного контроля являются :
1.Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, включая международные почтовые отправления.
2.Соблюдение установленных ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, - как объект таможенного контроля.
3.Документы и сведения о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, в том числе таможенная декларация.
4.Деятельность лиц в качестве таможенных агентов, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, владельцев таможенных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли.
5. Уплата таможенных пошлин.
6. Физические лица (при осуществлении личного досмотра).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)
РАЗДЕЛ 2. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ
ГЛАВА 9. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖАХ
Статья 70. Таможенные платежи
1. К таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина
2) вывозная таможенная пошлина
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза
5) таможенные сборы.
КонсультантПлюс: примечание.
Пункт 2 статьи 70 не применяется (Договор от 29.05.2014).
2. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
(см. текст в предыдущей редакции )
3. В отношении товаров для личного пользования настоящий раздел применяется с учетом особенностей, установленных главой 49 настоящего Кодекса и международным договором государств - членов таможенного союза.
(п. 3 введен Протоколом от 16.04.2010)
Статья 71. Виды ставок таможенных пошлин
Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:
1) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров
2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик)
3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи.
Статья 72. Таможенные сборы
1. Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
2. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.
3. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.
4. Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
Статья 73. Авансовые платежи
1. Авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов таможенного союза.
(п. 1 в ред. Протокола от 16.04.2010)
(см. текст в предыдущей редакции )
2. Авансовые платежи уплачиваются в валюте государства - члена таможенного союза, на территории которого эти платежи предполагается использовать в целях уплаты таможенных платежей.
3. Денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
(см. текст в предыдущей редакции )
4. По требованию плательщика таможенный орган представляет отчет о расходовании денежных средств (денег), уплаченных в качестве авансовых платежей, но не более чем за период, установленный законодательством государств - членов таможенного союза для возврата авансовых платежей.
Отчет представляется в письменной форме в порядке и сроки, которые определены законодательством государств - членов таможенного союза.
5. Возврат авансовых платежей осуществляется в соответствии со статьей 90 настоящего Кодекса.
Распоряжение невостребованными суммами авансовых платежей производится в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
6. Формы уплаты авансовых платежей устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.
(п. 6 введен Протоколом от 16.04.2010)
КонсультантПлюс: примечание.
Статья 74 в части тарифных льгот применяется с учетом положений статьи 43 Договора от 29.05.2014.
Статья 74. Льготы по уплате таможенных платежей
1. В настоящем Кодексе под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1) тарифные преференции
2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин)
3) льготы по уплате налогов
4) льготы по уплате таможенных сборов.
2. Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
(см. текст в предыдущей редакции )
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Уплата таможенной пошлины в рамках Таможенного союза после вступления России в ВТО
В августе 2012 г. Россия вступила в ВТО. Вместе с тем страна является и участницей Таможенного союза. Предлагаем читателям рассмотреть принципы взимания таможенных пошлин в рамках Таможенного союза с учетом изменившейся ситуации.
В рамках Евразийского экономического сообщества с 2007 г. в соответствии с Договором о Создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007 определены основные цели, задачи и направления таможенно-тарифного регулирования на единой таможенной территории трех государств — Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В рамках Таможенного союза предусмотрено создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины, действуют общий таможенный тариф и единая таможенная политика.
Высшим органом управления Таможенного союза является Межгосударственный Совет ЕврАзЭС, созданный на уровне глав государств и правительств, постоянно действующим регулирующим комитетом — Комиссия Таможенного союза.
Формирование общего рынка потребовало корректировки и унификации национальных законодательств о таможенном деле. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 17 (в ред. от 16.04.2010) был принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Создание единого экономического пространства значительно повлияло на действующий порядок таможенного регулирования государств — участников Таможенного союза.
В результате присоединения России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО [1] вступили в действие отдельные законодательные акты Таможенного союза, направленные на дальнейшее совершенствование правовой системы в условиях многосторонней мировой торговли. Наиболее значимым является подписание Российской Федерацией специального Перечня уступок и обязательств по установленным товарам, прилагаемого к Генеральному Соглашению по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994). В среднесрочной перспективе до 2014–2016 гг. порядка 90 % от общего числа тарифных линий сохранены на уровне действующих ставок, на отдельные — ставки ввозной таможенной пошлины снижены (1000 наименований товаров продовольственной группы, готовой одежды, транспортных средств и т. д.).
Поскольку другие государства — участники Таможенного союза не состоят в ВТО, для этих стран на отдельные виды товаров ставки пошлин не изменились и действуют до момента их присоединения.
Таможенные пошлины: виды, плательщики, базовые ставки
Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. При экспорте товаров таможенная пошлина является ввозной, при импорте — вывозной .
Порядок взимания и уплаты ввозных таможенных пошлин установлен:
В свою очередь, к законодательным актам РФ, регулирующим данные вопросы, относятся:
Механизм взимания вывозных таможенных пошлин устанавливается каждым государством — участником Таможенного союза. В РФ взимание вывозных таможенных пошлин осуществляется на основании:
Плательщиками ввозных и вывозных таможенных пошлин являются декларант и иные лица, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с ТК ТС, а также международными договорами государств — участников Таможенного союза. В свою очередь, Федеральным законом № 311-ФЗ определено, что в качестве декларанта вправе выступать :
К сведению. В отдельных случаях декларантом могут быть и другие лица (например, перевозчик и экспедитор при проведении таможенной процедуры в режиме таможенного транзита, а также иностранные лица в случаях, предусмотренных ТК ТС).
Как правило, ответственность за уплату таможенных платежей возлагается именно на декларанта.
Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза. В зависимости от вида применяемых ставок базой для исчисления таможенных пошлин служит таможенная стоимость товаров или их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики).
Базовые ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в Едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС), который применяется к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран. Ставки ЕТТ ТС устанавливаются Решением Совета Евразийской экономической комиссии и ежегодно корректируются.
В свою очередь, каждому виду товара ЕТТ ТС присвоены цифровые коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) с соблюдением принципа однозначного отнесения товаров только к одному коду. Порядок ведения и контроль кодов ТН ВЭД ТС осуществляется ФТС России.
ЕТТ ТС включает порядка 11 170 тарифных позиций, из которых 9208 облагаются адвалорными ставками пошлины, 216 — специфическими, остальные 1746 — комбинированными ставками пошлины.
В исключительных случаях государства — участники Таможенного союза вправе устанавливать более высокие или низкие ставки ввозных таможенных пошлин [2]. На основании решения ЕЭК введение такой меры обусловлено развитием той или иной отрасли экономики. Информация о величине ставки ЕТТ ТС представляется на рассмотрение ЕЭК по конкретным видам товаров, объемам их производства и уровню потребностей (как в натуральном, так и в стоимостном выражении), также прилагаются сведения об объемах импорта и т. д.
Решение о введении более высокой или низкой ставки пошлины принимается на период до 6 месяцев в отдельных случаях срок может продлеваться. Так, Решением Совета ЕЭК ТС от 19.03.2012 № 9 «О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза по вопросам освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельных категорий товаров» утвержден Перечень товаров, освобождаемых от уплаты пошлинами при ввозе для строительства на территории Республики Беларусь атомной электростанции.
Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств — участников Таможенного союза ЕЭК вправе устанавливать сезонные таможенные пошлины . срок действия которых не может превышать шести месяцев. В этом случае сезонные пошлины применяются вместо ввозных таможенных пошлин. Так, например, Решением Комиссии Таможенного союза от 25.01.2012 № 913 (в настоящее время документ утратил силу) были установлены сезонные пошлины на период с 1 мая по 31 июля 2012 г. на отдельные виды сахара.
Тарифные преференции и льготы
Необходимо отметить, что в Таможенном союзе действует единая система тарифных преференций . Одной из основных функций преференций является содействие экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран мировой торговли. В частности, Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18, в ред. Решения Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 17), содержит тарифные преференции, действующие по 70 товарным группам ЕТТ ТС (например, рис, бижутерия, антиквариат, метлы, щетки и т. д.).
Преференциальный режим предоставляется при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товаров, происходящих из третьих стран, и предусмотрен для:
Действие преференциального режима распространено и на отдельные виды наиболее чувствительных к ввозу товаров. Решение о включении в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия Таможенного союза принимает консенсусом, тех или иных товарных позиций принимается коллегиально участниками Таможенного союза (например, в него включены товары, относящиеся к группе мясной и молочной продукции, пищевой и готовой продукции, минеральное топливо, нефть и т. д.).
При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы — освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженные ставки пошлин. Следует отметить, что они не могут носить индивидуального характера. Порядок предоставления льгот установлен Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 (в ред. от 19.12.2011) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Например, освобождены от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельные виды ввозимых товаров:
Важно! Ежегодно ЭКС формирует специальный Перечень ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров, в отношении которых действуют тарифные квоты . Квоты применяются для категории ввозимых товаров в режиме таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления».
Тарифная квота представляет собой меру регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран. При введении тарифных квот для определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) устанавливается более низкая ставка пошлины по сравнению с базовыми. Например, Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 865 (в ред. от 13.11.2012) «О Перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств — членов Таможенного союза» на 2012 г. были введены тарифные квоты по 9 товарным группам, относящимся к мясной продукции.
В целях применения единого таможенно-тарифного регулирования по товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза, происходящим из любых третьих стран, в том числе происхождение которых не установлено, применяются базовые ставки, установленные ЕТТ ТС.
Таможенные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, отменены Приказом ФТС России от 02.08.2012 № 1560 «О применении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза».
ТК ТС установлены следующие ставки ввозных таможенных пошлин :
Адвалорные ставки варьируются от 0 до 30 %, за исключением некоторых позиций (например, таких товарных позиций, как икра, сахар, пиво, этиловый спирт, бывшие в употреблении автобусы, пассажирские автомобили и грузовые автобусы старше пяти лет, а также мебель стоимостью ниже 1,8 евро за 1 кг) [3]. Адвалорная ставка пошлины применяется в зависимости от таможенной стоимости товара. Например, для товарной подгруппы «Турбины гидравлические мощностью не более 1000 кВт» адвалорная ставка пошлины составляет 15 % от таможенной стоимости оборудования и взимается в евро или долларах США за единицу.
Специфические ставки пошлины устанавливаются в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик). Например, специфическая ставка пошлины для товарной подгруппы «Яблоки» составляет 0,2 евро за 1 кг, «Пиво солодовое» — 0,6 евро за 1 л.
Комбинированные ставки пошлины складываются из двух альтернативных ставок — адвалорной составляющей и специфической. Эти ставки пошлины применяются к определенному виду товаров (некоторые сорта мяса, рыбы, молочной продукции, по отдельным видам овощей и фруктов, кормам для животных, табачным изделиям, мылу, пластмассе и изделиям из нее, кожаным и меховым изделиям, искусственным цветам, керамическим изделиям, бижутерии, алюминию и олову, их изделиям, одежде, бытовой электронике, автомобилям, часам и мебели). Например, для товарной подгруппы «Олово и изделия из него» комбинированная ставка пошлины составляет 5 % от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг.
Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые за пределы Таможенного союза, в свою очередь, регулируются законодательными актами государств — участников Таможенного союза отдельно. В связи со вступлением России в ВТО ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, были скорректированы и установлены Постановлением Правительства РФ от 21.07.2012 № 756. Ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2006 № 695 (в ред. от 24.10.2012).
Обратите внимание! На отдельные категории товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин рассчитываются по специальным формулам, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1155 (в ред. от 21.03.2012) «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти».
В рамках Таможенного союза каждый из участников внутреннего рынка вправе на своей территории защищать экономические интересы посредством установления защитных мер [4]. Они предназначены для ограничения ввоза товаров на таможенную территорию одного из государств — участников Таможенного союза для их свободного обращения на внутреннем рынке. Такие меры предусматривают введение количественных ограничений импорта или специальной пошлины . в том числе временной. Помимо введения специальных мер таможенного барьера участники Таможенного союза вправе установить на своей территории компенсационные и антидемпинговые меры.
Компенсационные меры направлены на ограничение импорта товара, субсидируемого одним из государств-участников или третьими странами.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!