Льготы женщинам с детьми до 14 лет трудовой кодекс
Трудовой кодекс: Женские секреты
Верховная Рада в ближайшее время рассмотрит проект Трудового кодекса во втором чтении. Один из недостатков документа - работодателям могут разрешить увольнять одиноких матерей
Ольга ПРОКОПОВИЧ, старший юрист
К счастью работающих женщин Украины, проект Трудового кодекса не изменил кардинально систему гарантий, льгот и дополнительных прав, которые получили работающие женщины еще при СССР и пользовались ими во время действия Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины. Беременным женщинам и женщинам с детьми сохранили гарантии по трудоустройству, гарантии сохранения трудоустройства при сокращении и увольнении, дополнительные отпуска, возможность работать неполный день либо перевестись на более легкую работу.
По семейным обстоятельствам
Новым является положение ст. 284 Трудового кодекса, которое вводит термин "работник с семейными обязательствами", под которым подразумеваются мать, отец, опекун, попечитель, а в некоторых случаях, предусмотренных кодексом, - другой член семьи. Данное новшество фактически заменяет термин "женщина", использовавшийся в КЗоТ.
Проект Трудового кодекса фактически разрешает одновременное пользование льготами, предоставленными работникам с семейными обязательствами, как работающим матерям, так и работающим отцам (при условии наличия детей и одновременной работы отца и матери). Непонятно, является данный факт упущением разработчиков проекта или сознательной попыткой достичь таким образом гендерного равенства. Непонятно также, как эти нормы проекта Трудового кодекса будут применяться на практике, особенно если работающие мать и отец (квалифицируемые как работники с семейными обязательствами) будут работать на одного работодателя.
Проект Трудового кодекса Украины все еще требует тщательной доработки. Одним из его недостатков является формулировка ч. 2 ст. 118. В текущей редакции она, с одной стороны, запрещает увольнять одиноких матерей с детьми до 15 лет, за исключением случаев ликвидации работодателя, с другой, увеличивает перечень оснований для увольнения одиноких матерей - на все, которые перечислены в ст. 104 проекта Трудового кодекса (невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих обязанностей).
Детские болезни кодекса
Прослеживается несоответствие установленного граничного возраста детей, по достижении которого родитель (работник с семейными обязательствами) утрачивает право на дополнительные права, поскольку проект использует в некоторых местах возраст 14 лет, а в некоторых - 15. Также, скорее всего, в силу переноса статей КЗоТа в Трудовой кодекс в последнем нет последовательного применения нового термина "работник с семейными обязательствами", а вместо этого употребляется термин "женщины, которые имеют детей". Список "детских болезней" проекта, которыми необходимо переболеть и повзрослеть, может быть длинным, но все же необходимо отметить качественное улучшение в нормативном регулировании по сравнению с текущим законодательством. В целом, можно резюмировать, что в случае системного подхода к документу и устранения недостатков проект Трудового кодекса не ухудшает положение работающих женщин по сравнению с текущим законодательством. Однако, как всегда бывает в нашей жизни, более важным является правоприменение, чем правотворчество.
ПРАВА И ЛЬГОТЫ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН
Трудовые льготы одиноким матерям (трудовой кодекс матери-одиночки)
Рейтинг: / 4
Плохо Отлично
Подробности Категория: Наши права Просмотров: 9616
К сожалению, нормы Трудового кодекса РФ не дают определения понятия «одинокой матери». По Российскому законодательству мать-одиночка записывает рожденного или усыновленного ею ребенка на свою фамилию, а имя и отчество ребенка указывает уже по своему желанию или же в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце - ставится прочерк.
Трудовым кодексом для одиноких матерей предусмотрены некоторые гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством.
Ограничение работы в ночное время
К работе в ночное время могут привлекаться матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (статья 96 ТК РФ ). Отказ от работы в ночное время в данном случае не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. При этом законодатель устанавливает обязательное правило: такие родители должны быть ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время в письменной форме.
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, к работам в выходные и нерабочие праздничные дни
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по медицинским заключениям. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Такие же гарантии предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет (статья 259 ТК РФ ).
Предоставление дополнительных отпусков
Одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается (статья 263 ТК РФ ). Однако, если коллективным договором не предусмотрена возможность такого отпуска, одинокая мама не вправе требовать его предоставления, ссылаясь на Трудовой кодекс РФ.
Установление льготных режимов труда – неполное рабочее время
Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет). Причем работа на условиях неполного рабочего времени может быть установлена как при заключении трудового договора, так и в период действия договора и может быть установлено как на определенный срок, так и без указания срока. Такие работники также имеют право на ежегодный отпуск, время работы засчитывается в их трудовой стаж как полное рабочее время (в трудовых книжках факт работы с неполным рабочим временем не фиксируется), так же как и всем (на общих основаниях) им начисляются премии. При неполном рабочем времени труд оплачивается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ (статья 93 ТК РФ ).
Дополнительные выходные дни, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства
По письменному заявлению одного из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18-летнего возраста предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (статья 262 ТК РФ ). Неиспользованные в том или ином месяце дополнительные выходные дни на другой срок не переносятся и не суммируются.
В каких случаях могут уволить мать-одиночку
Согласно статья 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается . за исключением:
- ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (п.1 ст. 81 ТК РФ )
- неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п.5 ст. 81 ТК РФ )
- однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей (п.6 ст. 81 ТК РФ ):
- прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены)
- появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения
- разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника
- совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
- установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п.7 ст. 81 ТК РФ )
- совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п.8 ст. 81 ТК РФ )
- однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п.10 ст. 81 ТК РФ )
- представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора (п.11 ст. 81 ТК РФ )
- в случае применения педагогическим работником, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (п.2 ст. 336 ТК РФ ).
- А также по окончании срока срочного трудового договора.
Могут ли сократить мать одиночку с ребенком до 14 лет?
Согласно части 3 статьи 261 ТК РФ, расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается за исключением случаев, описанных выше.
Увольнение в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя предусмотрено пунктом 2 ст. 81 ТК РФ. Таким образом, исходя из буквы закона, уволить по сокращению матерей одиночек не могут.
Трудовой кодекс - продолжение антинародной пенсионной реформы
Прослеживается несоответствие установленного граничного возраста детей, по достижении которого родитель (работник с семейными обязательствами) утрачивает право на дополнительные права, поскольку проект использует в некоторых местах возраст 14 лет, а в некоторых — 15. Также, скорее всего, в силу переноса статей КЗоТа в Трудовой кодекс в последнем нет последовательного применения нового термина «работник с семейными обязательствами», а вместо этого употребляется термин «женщины, которые имеют детей». Список «детских болезней» проекта, которыми необходимо переболеть и повзрослеть, может быть длинным, но все же необходимо отметить качественное улучшение в нормативном регулировании по сравнению с текущим законодательством. В целом, можно резюмировать, что в случае системного подхода к документу и устранения недостатков проект Трудового кодекса не ухудшает положение работающих женщин по сравнению с текущим законодательством. Однако, как всегда бывает в нашей жизни, более важным является правоприменение, чем правотворчество.
ПРАВА И ЛЬГОТЫ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН
Верховная Рада в ближайшее время рассмотрит проект Трудового кодекса во втором чтении. Один из недостатков документа — работодателям могут разрешить увольнять одиноких матерей.
К счастью работающих женщин Украины, проект Трудового кодекса не изменил кардинально систему гарантий, льгот и дополнительных прав, которые получили работающие женщины еще при СССР и пользовались ими во время действия Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины. Беременным женщинам и женщинам с детьми сохранили гарантии по трудоустройству, гарантии сохранения трудоустройства при сокращении и увольнении, дополнительные отпуска, возможность работать неполный день либо перевестись на более легкую работу.
По семейным обстоятельствам
Новым является положение ст. 284 Трудового кодекса, которое вводит термин «работник с семейными обязательствами», под которым подразумеваются мать, отец, опекун, попечитель, а в некоторых случаях, предусмотренных кодексом, — другой член семьи. Данное новшество фактически заменяет термин «женщина», использовавшийся в КЗоТ.
Проект Трудового кодекса фактически разрешает одновременное пользование льготами, предоставленными работникам с семейными обязательствами, как работающим матерям, так и работающим отцам (при условии наличия детей и одновременной работы отца и матери). Непонятно, является данный факт упущением разработчиков проекта или сознательной попыткой достичь таким образом гендерного равенства. Непонятно также, как эти нормы проекта Трудового кодекса будут применяться на практике, особенно если работающие мать и отец (квалифицируемые как работники с семейными обязательствами) будут работать на одного работодателя.
Проект Трудового кодекса Украины все еще требует тщательной доработки. Одним из его недостатков является формулировка ч. 2 ст. 118. В текущей редакции она, с одной стороны, запрещает увольнять одиноких матерей с детьми до 15 лет, за исключением случаев ликвидации работодателя, с другой, увеличивает перечень оснований для увольнения одиноких матерей — на все, которые перечислены в ст. 104 проекта Трудового кодекса (невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих обязанностей). При такой трактовке теряется смысл общего запрета на увольнение одиноких матерей, который закреплен в начале статьи и является копированием положений действующего КЗоТа. Из текста проекта непонятно, является ли подобная формулировка целенаправленным действием или ошибкой, но однозначно можно согласиться, что подобная норма ухудшает положение работающих матерей-одиночек.
Детские болезни кодекса
Прослеживается несоответствие установленного граничного возраста детей, по достижении которого родитель (работник с семейными обязательствами) утрачивает право на дополнительные права, поскольку проект использует в некоторых местах возраст 14 лет, а в некоторых — 15. Также, скорее всего, в силу переноса статей КЗоТа в Трудовой кодекс в последнем нет последовательного применения нового термина «работник с семейными обязательствами», а вместо этого употребляется термин «женщины, которые имеют детей». Список «детских болезней» проекта, которыми необходимо переболеть и повзрослеть, может быть длинным, но все же необходимо отметить качественное улучшение в нормативном регулировании по сравнению с текущим законодательством. В целом, можно резюмировать, что в случае системного подхода к документу и устранения недостатков проект Трудового кодекса не ухудшает положение работающих женщин по сравнению с текущим законодательством. Однако, как всегда бывает в нашей жизни, более важным является правоприменение, чем правотворчество.
ПРАВА И ЛЬГОТЫ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН
Женский труд по новому Трудовому кодексу
11 ноября 2002
А. Романова . к.ю.н.
Специфика применения труда женщин отражена в главе 41 Трудового кодекса. Напомним, что и прежний КЗоТ содержал нормы, регулирующие женский труд (гл. XI).
Почему и в том, и в другом случае законодатель особо позаботился о работниках женского пола и предоставил им дополнительные (по сравнению с другими работниками) права?
Как известно, женщины нуждаются в повышенной защите со стороны государства. Причина тому - два фактора: физиологические особенности женского организма и социальная роль женщин в обществе - рождение и воспитание детей. На практике именно эти факторы делают женщин непривлекательным "товаром" на рынке труда. И в первую очередь это касается беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.
Вместе с тем и "женские" права и гарантии нередко работают против самих женщин. Так, в период действия прежнего КЗоТа часто говорилось о том, что женщинам предоставлено слишком много прав и льгот, реализация которых возложена на работодателей. Как следствие, предпочтение при приеме на работу отдавалось работникам-мужчинам. Потому и говорилось, что у безработицы женское лицо.
Очевидно, для искоренения так называемого гендерного неравенства (неравенства полов от анг. gender - пол) и сокращения масштабов женской безработицы законодатель, принимая Трудовой кодекс, пошел по пути урезания "женских" льгот.
В чем это проявилось? Сравним объемы льгот, предоставленных женщинам по старому КЗоТу и новому ТК.
Льготы для всех женщин
Прежний КЗоТ запрещал женский труд на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ст. 130). В отличие от КЗоТ, ТК (ст. 253) не запрещает, а лишь ограничивает труд женщин на упомянутых работах и обязывает правительство утвердить перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин.
В настоящее время вплоть до утверждения упомянутых перечней применяется прежний Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Этот перечень также содержит перечисление должностей руководителей и специалистов, на которых в виде исключения разрешен женский труд.
Новый ТК, как и прежний КЗоТ, запрещает женский труд на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст. 160 КЗоТ, ст. 253 ТК). Напомним, что нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 06.02.93 № 105.
Далее. КЗоТ (ст. 161) запрещал женский труд в ночное время. Исключение составляли те отрасли народного хозяйства, в которых это было вызвано особой необходимостью и разрешалось в качестве временной меры (попутно заметим, что запрет ночного труда беременных женщин регулировался КЗоТом отдельно).
Нормы, аналогичной статье 161 КЗоТ, новый ТК не содержит.
Льготы беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет
В ТК (ч. 1 ст. 259) сохранен запрет на привлечение беременных женщин к ночному труду. Отметим, что в настоящее время беременные - это единственная категория женщин, которых нельзя не только привлекать к ночной работе, но и направлять в командировки, привлекать к сверхурочной работе и к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 259 ТК). Подобный запрет существовал и в прежнем КЗоТе (ст. 162).
Особо следует упомянуть о льготах, предоставленных женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет.
Раньше таких женщин также запрещалось привлекать к выполнению ночных, сверхурочных и т.п. работ. Сейчас этот запрет снят, и мамы малышей в возрасте до 3-х лет могут направляться в командировки, работать ночью, сверхурочно, в выходные и праздничные дни. Однако для этого требуется их согласие, выраженное в письменной форме, кроме того, такая работа не должна быть им запрещена медицинскими рекомендациями. При этом администрация обязана проинформировать такую работницу о ее праве отказаться от направления в командировку, работать ночью и т.д. (ч. 2 ст. 259 ТК).
Возможно, урезая число запретов на применение женского труда в той или иной форме, законодатель и хотел сделать его более привлекательным для работодателя. Однако следует иметь в виду, что на практике это может обернуться против самих же женщин. Ведь администрации не трудно будет надавить на работницу и заручиться ее письменным согласием против ее воли на сверхурочную работу и т.п. Как говорится, "дорога в ад вымощена благими намерениями".
Обратим внимание на то, как скорректирован еще один жесткий запрет в отношении беременной женщины. Как и прежде, расторжение трудового договора с беременной женщиной по инициативе работодателя не допускается, кроме случаев ликвидации организации. Добавлено, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам (ст. 261 ТК). По прежнему КЗоТ также не разрешалось увольнять беременную во всех случаях, кроме ликвидации организации. При ликвидации же работодатель был обязан трудоустроить такую работницу. Причем на период трудоустройства за ней сохранялась средняя заработная плата, но не свыше 3-х месяцев со дня окончания срочного трудового договора (170 КЗоТ). Нормы аналогичного содержания об обязательном трудоустройстве беременной женщины новый ТК не содержит.
Заметим, что изложенное правило КЗоТа об увольнении касалось не только беременных, но и женщин с детьми до 3 лет имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до 18 лет одинокой матери с ребенком до 14 лет. Сейчас в отношении последних трех групп женщин действует иное правило. По общему правилу расторжение трудового договора с женщинами, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет либо ребенка-инвалида до 18 лет, по инициативе работодателя не допускается. Однако из этого правила законодатель сделал массу исключений. В частности, это увольнение вследствие ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем-физическим лицом состояния здоровья женщины (согласно медицинскому заключению) неисполнения ею без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей ей известной в связи с исполнением трудовых обязанностей и др.
Ряд норм КЗоТа и ТК, касающихся рассматриваемой категории женщин, идентичен. Так, как и прежде, беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки (обслуживания) либо они переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она освобождается от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни.
При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.
Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет (с. 164 КЗоТ, ст. 254 ТК).
Льготы прочим женщинам
Прежний КЗоТ устанавливал, что женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет, детей-инвалидов (инвалидов с детства) до достижении ими 18 лет, и работники, осуществляющие уход за больными членами семьи в соответствии с медицинским заключением, не могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в командировки без их согласия. Последняя из упомянутых категорий работников и к работе в ночное время могла быть привлечена только по согласию.
Теперь же изложенная льгота (включая и процедуру привлечения к ночной работе) действует в отношении работников, имеющих детей-инвалидов (инвалидов с детства) до 18 лет, а также работников, осуществляющих уход за больными членами их семей (ч. 3 ст. 259 ТК). Как видно, женщин с детьми от 3-х до 14 лет, в этом списке нет.
У супругов трое детей в возрасте до 18 лет. Как рассчитать налоговую социальную льготу?
ВОПРОС: Муж с женой работают на одном предприятии и имеют троих детей до 18 лет. Какие документы необходимо подать для применения налоговой социальной льготы в 2014 году? Как рассчитать размер соцльготы, если зарплата в феврале 2014 мужчины составляет 4000,00 грн, а его жены - 1600,00 грн.
ОТВЕТ: Налоговая социальная льгота (далее - НСЛ) позволяет налогоплательщику уменьшить начисленный общий месячный налогооблагаемый доход, полученный в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты). Налогоплательщик самостоятельно выбирает место применения налоговой социальной льготы.
В соответствии с пп. 169.2 НКУ налоговая соцльгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления налогоплательщика о применении льготы и документов . подтверждающих такое право.
Форму заявления пока официально не утверждено. Поэтому Миндоходов советует брать за основу заявление, утвержденную приказом ГНАУ N 461 от 30.09.2003 г. но не исключается возможность подачи ее в произвольной форме. Похожие рекомендации содержит разъяснения Миндоходов от 01.07.2013 года Практика применения норм Налогового Кодекса Украины: последние изменения .
Иногда работник имеет право на повышенную НСЛ. Такие случаи перечислены в п. 169.1 НКУ, и среди них как раз наша ситуация - наличие у плательщика двух и более детей в возрасте до 18 лет. В таких случаях вместе с заявлением необходимо предоставить некоторые документы. Правила предоставления документов и их состав утверждены постановлением КМУ N 1227 от 29.12.2010 г. Так, работник, имеющий двух или более детей в возрасте до 18 лет, дополнительно представляет следующие документы:
1) копию свидетельства (дубликата свидетельства) о рождении ребенка (детей) или документ, подтверждающий установление отцовства, или документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо - налогоплательщик постоянно проживал (проживала) до прибытия в Украину
2) копию решения органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства (если с заявлением обращается опекун или попечитель).
Обратите внимание! В случае, если заявление и подтверждающие документы представлено не с начала месяца, НСЛ применяется к всей суммы заработной платы . начисленной налогоплательщику в таком месяце.
Теперь по определению размера НСЛ . Налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму НСЛ в размере, который равен:
- Для любого плательщика налога - 100% размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года (так называемая обычная НСЛ ) - в соответствии с пп. 169.1.1 НКУ
- Для налогоплательщика, который содержит двух или более детей в возрасте до 18 лет . применяется НСЛ, составляет 100% обычной НСЛ в расчете на каждого такого ребенка - в соответствии с пп. 169.1.2 НКУ.
Вместе с тем обращаем внимание, что временно, до 31 декабря 2014 года . обычная НСЛ (пп. 169.1.1 НКУ) предоставляется в размере 50% . то есть в 2014 году ее размер составляет 609 грн (абз. 8 п. 1 г. XIX Заключительные положение НКУ).
Также обращаем внимание на то, что заработная плата плательщика налога не должна превышать предельный размер дохода . который дает право на получение НСЛ (пп. 169.4.1 НКУ). В 2014 г. это 1710 грн . При этом предельный размер дохода, который дает право на получение НСЛ одному из родителей, который содержит двух или более детей в возрасте до 18 лет, определяется как произведение предельной суммы дохода (1710 грн) и соответствующего количества детей .
Теперь перейдем к рассмотрению ситуации, описанной в вопросе. Доход мужа в феврале 2014 равен 4 000,00 грн. Доход жены составляет 1 600,00 грн. Поскольку зарплата жены меньше 1710 грн, она имеет право на обычную НСЛ. А человек такого права не имеет. Однако в семье трое детей до 18 лет. Предельный размер дохода для применения налоговой социальной льготы на троих детей составляет (по состоянию на 2014 год) 1 710,00 * 3 = 5130, 00 грн. Итак, отец имеет право применять льготу на детей. Размер льготы в его случае составляет 609 * 3 = 1 827,00 грн.
Таким образом, размер НСЛ для мужчины составляет 1 827,00 грн. А для жены - 609,00 грн.
Рассчитаем заработную плату.
а) для мужчины:
Удерживаем единый социальный взнос и получаем базу НДФЛ:
4 000,00 - 4 000,00 * 3,6 / 100 = 4000,00 - 144, 00 (размер ЕСВ ) = 3 856,00 грн.
Вычитаем налоговую социальную льготу:
3 856,00 - 1 827,00 = 2 029,00 грн.
Удерживаем налог на доходы физических лиц и рассчитываем заработную плату на руки :
+4 000,00 - (2 029,00 * 15/100) - +144,0 = +4 000,00 - 304,35 (размер НДФЛ ) - +144,0 = 3 551,65 грн.
б) для жены:
Удерживаем единый социальный взнос и получаем базу НДФЛ:
1 600,00 - 1 600,00 * 3,6 / 100 = 1 600,00 - 57,60 (размер ЕСВ ) = 1 542,40 грн.
Вычитаем налоговую социальную льготу:
1 542,00 - 609,00 = 933,40 грн.
Удерживаем налог на доходы физических лиц и рассчитываем заработную плату на руки :
1 600,00 - (933,40 * 15/100) - 57,60 = 1 600,00 - 140,01 (размер НДФЛ ) - 57,60 = 1 402,39 грн.
Наталія Чепіга
Налоговая социальная льгота
Налоговая социальная социальная льгота вам полагается на основании следующих норм:
З урахуванням норм абзацу першого підпункту 169.4.1 пункту 169.4 цієї статті платник податку має право на зменшення суми загального місячного оподатковуваного доходу, отримуваного від одного роботодавця у вигляді заробітної плати, на суму податкової соціальної пільги:
169.1.2. у розмірі, що дорівнює 100 відсоткам суми пільги, визначеної підпунктом 169.1.1 цього пункту, - для платника податку, який утримує двох чи більше дітей віком до 18 років, - у розрахунку на кожну таку дитину
Для определения суммы зарплаты, при которой вы имеете право на налоговую социальную льготу нужно руководствоваться следующим:
169.4.1. Податкова соціальна пільга застосовується до доходу, нарахованого на користь платника податку протягом звітного податкового місяця як заробітна плата (інші прирівняні до неї відповідно до законодавства виплати, компенсації та винагороди), якщо його розмір не перевищує суми, що дорівнює розміру місячного прожиткового мінімуму, діючого для працездатної особи на 1 січня звітного податкового року, помноженого на 1,4 та округленого до найближчих 10 гривень.
При цьому граничний розмір доходу, який дає право на отримання податкової соціальної пільги одному з батьків у випадку та у розмірі, передбачених підпунктом 169.1.2 та підпунктами а і б підпункту 169.1.3 пункту 169.1 цієї статті, визначається як добуток суми, визначеної в абзаці першому цього підпункту, та відповідної кількості дітей.
Граничный размер зарплаты, при которой физ лицо имеет право на социальную льготу в 2014 году составляет 1710 грн. У вас он умножается на 2, так как у вас двое детей. Поулчается 3420 грн.
Налоговая социальная льгота у вас равняется 609,00 * 2 = 1218 грн.
Сообщение от Олексій Абліцов
Могут ли уволить женщину. у которой ребенку нет 18 лет?
ст. 261, 179 ТК побробно описанно
Есть работники, которых уволить нельзя по закону, и работники, имеющие преимущественное право на оставление на работе. Согласно ст. 261 ТК РФ в связи с сокращением численности и штата не могут быть уволены:
- беременные женщины,
- женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет,
- одинокие матери, воспитывающие ребёнка в возрасте до 14 лет (ребёнка-инвалида - до 18 лет),
- другие лица, воспитывающие указанных детей без матери.
Согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Более высокая производительность и квалификация должны подтверждаться документально (данными о выполнении норм выработки, о качестве выполняемой работы, отсутствии брака и т. д. или документами об образовании, об итогах аттестации).
Статья 179 ТК РФ также устанавливает перечень категорий работников, которым должно быть отдано предпочтение в оставлении на работе при равной производительности труда и квалификации:
- семейным работникам при наличии двух и более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию)
- лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком
-работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание
- инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества
- работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Если работник повышает свою квалификацию по собственной инициативе, то преимущественного права в оставлении на работе он не имеет.
Соблюдение права на преимущественное оставление на работе должно быть подтверждено документально. На практике для этого обычно составляется Сличительная таблица.
Льготы одиноким матерям
• Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск работникам длительностью 10 дней без учета праздничных и нерабочих дней. При наличии нескольких оснований для такого отпуска (наличие двоих и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида если ребенок взят под опеку либо усыновлен) – отпуск длительностью 17 дней (ст. 19 Закона «Об отпусках», ст.182-1 КЗоТ).
• Путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях при необходимости работающим женщинам, которые имеют детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов (ст. 185 КЗоТ).
• Запрет п ривлечения к сверхурочным работам или направления в командировки без их согласия работающих женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов (ст. 177 КЗоТ)
• Увольнение одиноких матерей при наличии ребенка возрастом до 14 лет или ребенка-инвалида по инициативе работодателя не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством (ст. 184 КЗоТ). Таким образом, даже в случае ликвидации предприятия его собственник обязан обеспечить трудоустройство для одинокой матери. Более того, собственник обязан трудоустроить такую женщину даже в случае окончания срочного трудового договора. На период трудоустройства за ней сохраняется средняя заработная плата, но не более чем на протяжении 3 месяцев со дня окончания срочного трудового договора.
Право на государственную помощь на детей
Право на государственную помощь на детей, согласно Закону «О государственной помощи семьям с детьми» и Постановлению Кабмина № 1751 от 27.12.2001г. «Об утверждении порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми». Данная помощь полагается одиноким матерям (которые не находятся в браке), если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце произведена в установленном порядке органом государственной регистрации актов гражданского состояния (РАГС) по указке матери ребенка. Также данная помощь полагается матерям детей в случае смерти одного из родителей, которые не получают на них пенсию в связи с потерей кормильца или социальную пенсию.
Если одинокая мать зарегистрировала брак, за ней сохраняется право на получение помощи на детей, которые родились до брака, если такие дети не были усыновлены супругом. Женщина, имеющая детей от лица, с которым она не находилась и не находится в зарегистрированном браке, но с которым она ведет общее хозяйство, вместе проживает и воспитывает детей, права на получение помощи не имеет. При регистрации этой женщиной брака с лицом, являющимся отцом ее детей, помощь на детей, рожденных от него, не назначается.
Помощь на детей одиноким матерям не назначается в случае пребывания ребенка на полном государственном обеспечении. Если ребенок, который пребывает на содержании в интернатном учреждении за счет государства, по время летних каникул находится дома, указанная помощь назначается за полные месяцы нахождения ребенка дома на основании справки учебного заведения о том, что ребенок в это время не находится на содержании интерната.
Для назначения данной помощи в орган труда и социальной защиты населения по месту жительства подаются такие документы:
а) заявление о назначении помощи по форме, утвержденной Минтруда
б) выписка из Государственного реестра актов гражданского состояния (РАГС) о регистрации рождения ребенка с указанием ведомостей об отце ребенка для назначения помощи, выданная отделом РАГС, или справка о рождении с указанием оснований внесения ведомостей об отце ребенка, выданная исполнительным органом сельского, поселкового, городского (кроме городов областного значения) советов для выплаты помощи
в) копия свидетельства о рождении ребенка
г) справка о проживании ребенка с матерью, выданная по месту проживания семьи. Если ребенок обучается за пределами населенного пункта, где проживает мать, и не пребывает на полном гособеспечении, вместо справки о проживании ребенка с матерью подается справка с места проживания матери и справка с места проживания (обучения) ребенка
д) копия решения об усыновлении – для усыновителя
е) копия свидетельства о смерти одного из супругов и справка о том, что они не получают на детей пенсию в случае потери кормильца или социальную пенсию – вдовам и вдовцам. Мать (отец) ребенка в случае смерти одного из родителей, брак между которыми был расторгнут до дня смерти, которые не получают на детей пенсию в случае потери кормильца или социальную пенсию, подают также копию свидетельства о расторжении брака, копию свидетельства о смерти одного из родителей и справку о том, что они не получают на детей указанные пенсии.
Если одинокая мать родила ребенка за пределами Украины и не может подать документ, подтверждающий тот факт, что она является одинокой матерью, решение о назначении помощи принимается органом труда и социальной защиты на основании обследования материально-бытовых условий семьи и документа о рождении ребенка, легализированного в установленном законно порядке.
Выплата помощи на детей, которые обучаются на дневной форме в высших учебных заведениях І-ІV уровней аккредитации и профессионально-технических учебных заведениях, продолжается на основании справки учебного заведения.
Размер помощи равняется разнице между 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не менее 30% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста.
В 2013 году минимальные размеры помощи одиноким матерям составляют:
На ребенка в возрасте до 6 лет:
с января – 291,60 грн.
с декабря – 309,60 грн.
На ребенка в возрасте от 6 до 18 лет:
с декабря – 288,30 грн.
Налоговая социальная льгота (НСЛ) – это часть зарплаты, которая не облагается налогом.
Размер налоговой социальной льготы для одинокой матери составляет 150% общей льготы, которая равняется половине величины прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного на 1 января соответствующего года. Размер НСЛ для одинокой матери в 2013 году составляет 860,25 грн в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет. В этом году льгота применяется к зарплатам не выше 1610 грн (п.169.4.1 Кодекса). Однако сумма ограничения по зарплате для одиноких и многодетных матерей увеличивается кратно количеству детей, например, при наличии троих детей, эта сумма будет составлять уже 4830 грн.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!