Малый бизнес сможет менее формально регулировать отношения с наемными работниками
Сфера действия законопроекта
Под действие законопроекта попадут не все субъекты малого предпринимательства, а только те, численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек).
Напомним, что ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" содержит несколько критериев, по которым юрлицо (индивидуальный предприниматель) относится к субъектам малого предпринимательства: размер годовой выручки, количество наемных работников, а для юрлиц также объемы участия третьих лиц в уставном капитале. В частности, чтобы быть субъектом малого предпринимательства, у юрлица (индивидуального предпринимателя) не должно быть более 100 работников. При этом учитываются не только работники, с которыми заключен трудовой договор, но и сотрудники, работающие по гражданско-правовым договорам.
Следует учитывать, что на работников по трудовому договору полностью распространяются действия нормы Трудового кодекса РФ о режиме рабочего времени и времени отдыха, о гарантиях при увольнении и т.д. Работодатель при наличии таких работников обязан издавать приказы (о зачислении или увольнении сотрудника, об утверждении внутреннего распорядка), проводить коллективные переговоры и совершать иные действия, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.
В отношениях с лицами, выполняющими работу по гражданско-правовым договорам, предпринимателям необходимо руководствоваться только нормами Гражданского кодекса РФ о соответствующем виде договоров и об ответственности за неисполнение договорных обязательств.
Законопроект предлагает смягчить требования трудового законодательства для субъектов малого предпринимательства.
Предлагаемые изменения
Авторы законопроекта предлагают урегулировать значительную часть трудовых отношений между работником и работодателем положениями трудового договора. Работодатели могут быть освобождены от обязанности издавать документы, регулирующие отношения с работниками (например, приказы о приеме на работу и переводе), утверждать графики отпусков, штатное расписание и правила внутреннего трудового распорядка.
Наиболее существенные изменения планируется внести в содержание трудового договора. Согласно законопроекту в такой договор необходимо будет включать дополнительные условия: порядок приема и увольнения работников, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания.
Правила расторжения трудового договора также предлагается закрепить в самом договоре. Это нововведение основано на том, что п. 14 ч. 1 ст. 81 ТК РФ позволяет устанавливать в федеральном законе дополнительные основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Однако практически все такие дополнительные основания прописаны непосредственно в законе (см., например, ст. ст. 71, 278, 288 ТК РФ).
Только для работников религиозных организаций допускается установление дополнительных оснований для расторжения трудового договора в самом договоре (ч. 1 ст. 347 ТК РФ).
Никаких требований к содержанию дополнительных оснований расторжения трудового договора с работниками религиозных организаций закон не устанавливает, и специалисты отмечают, что такие основания могут быть самыми разнообразными:
- отказ от веры или религиозных вероучений;
- переход в другую религию, конфессию, сектантство;
- приобщение к деятельности организации, чья деятельность связана с целями, далекими от религиозных, и т.д. [2].
Каких-либо официальных разъяснений по поводу применения ч. 1 ст. 347 ТК РФ и допустимости включения тех или иных условий в трудовые договора с работниками религиозных организаций в настоящее время не предоставлено.
Законопроектом предлагается включить в Трудовой кодекс РФ аналогичную норму применительно к работникам субъектов малого предпринимательства, фактически предоставив предпринимателю самостоятельно устанавливать дополнительные основания для расторжения трудового договора.
Также законопроект содержит положение, по которому об изменении условий трудового договора по инициативе работодателя в связи с изменением организационных или технологических условий труда необходимо будет сообщить работнику не менее чем за 14 календарных дней. Действующая редакция Трудового кодекса РФ устанавливает двухмесячный срок для сообщения работнику о подобных изменениях (ст. 74).
В отношении гарантий для работников законопроект предусматривает следующее: работодатель не сможет в трудовом договоре установить продолжительность рабочей недели больше, а ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем это предусмотрено Трудовым кодексом РФ.
[1] Проект Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда работников, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек)" (http://www.minzdravsoc.ru/docs/doc_projects/809).
[2] Яворчук Н.Н. Трудовой договор с религиозной организацией // Российский ежегодник трудового права. 2007. N3 / под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Юридическая книга, 2008. С. 353 - 370.
Комментариев пока нет!