Льготы беременным проживающим чернобыльской зоне
Спецпенсия назначается в размере 80% от суммы месячной заработной платы, в которую включаются все виды оплаты . >
Очень часто при выходе на пенсию у будущих пенсионеров возникает вопрос - какой у меня страховой стаж . >
P.S. Полный перечень изменений которые произошли с принятием Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» можно посмотреть здесь. >>
Цитирование и использование любых материалов портала Etar на других сайтах разрешается только с гиперссылкой вида: www.etar.com.ua
Наиболее актуальные ответы по теме Чернобыльские пенсии
Имеет ли право на пенсию ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 50 лет. Если он имеет 32 года страхового стажа, будет ли доплата за сверхнормативный стаж?
В статье 55 Закона Украины &ldquoО статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы предусмотрено снижение пенсионного возраста лицам, которые работали или проживали на территориях радиоактивного загрязнения.
Размер таких пенсий исчисляется по нормам Закона Украины &ldquoОб общеобязательном государственном пенсионном страховании&rdquo (далее - Закон).
Согласно статье 28 Закона (в редакции, действующей с 1 октября 2011 года), минимальный размер пенсии по возрасту, при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин - 30 лет страхового стажа, устанавливают в размере определенного в законодательстве прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.
За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1 процент от размера пенсии, исчисленной в соответствии со статьей 27 Закона, но не более чем на 1 процент минимального размера пенсии по возрасту.
Поскольку Вы у Вас только 32 года страхового стажа, оснований для установления доплаты за сверхнормативный стаж в Вашей пенсии нет.
Я родилась 28 августа 1963, имею удостоверение пострадавшей в результате аварии на ЧАЭС категории 3 (проживала в 3-й зоне во время аварии и после аварии - семь лет).
В соответствии со статьей 55 Закона Украины &ldquoО статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, пенсионный возраст, определенный в статье 26 Закона Украины &ldquoОб общеобязательном государственном пенсионном страховании, лицам, постоянно проживали или постоянно проживают или постоянно работали или постоянно работают в зоне гарантированного добровольного отселения, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали в этой зоне не менее трех лет, пенсионный возраст первоначально снижают на три года и дополнительно на один год за каждые два года проживания (работы), но не более чем на шесть лет. Заметим, что начальную величину снижения пенсионного возраста устанавливают только лицам, постоянно проживали или постоянно работали в указанных зонах с момента аварии по 31 июля 1986 независимо от времени проживания или работы в этот период. Женщины, пенсионный возраст которым снижен на шесть лет и родились в период с 1 апреля по 30 сентября 1963, имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения 50 - летнего возраста. Таким образом, Вы будете иметь право на назначение пенсии по достижении 50 лет.
Я родилась 16 ноября 1962, имею статус пострадавшей вследствие Чернобыльской катастрофы категории 4. Имею 31 год страхового стажа, в том числе 14 лет на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2. Во сколько лет я иметь право на назначение пенсии по возрасту со снижением пенсионного возраста по статье 55 Закона Украины &ldquoО статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы?
В статье 55 Закона Украины &ldquoО статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы (далее - Закон) предусмотрено снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 26 Закона Украины &ldquoОб общеобязательном государственном пенсионном страховании. При этом снижение пенсионного возраста, предусмотренное в этой статье, применяют также до завершения периода увеличения возраста выхода на пенсию до 1 января 2022.
Женщинам, которые пострадали от Чернобыльской катастрофы и отработали на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку № 2 десять и более лет, возраст выхода на пенсию уменьшается дополнительно на один год сверх предусмотренного в этой статье.
Таким образом, Вы имеете право на назначение пенсии по возрасту со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 55 Закона по достижении 49 лет 6 месяцев.
________________________________________
В каком возрасте может быть назначена пенсия по возрасту мужчине, который три с половиной года проживал на территории гарантированного добровольного отселения и имеет статус лица, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы, отнесенных к 3-й категории?
Порядок предоставления уменьшения пенсионного возраста лицам, которые работали или проживали на территориях радиоактивного загрязнения, урегулирован статьей 55 Закона Украины &ldquoО статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы .
Его величина зависит от статуса лица и периода проживания или работы на территории радиоактивного загрязнения, а для эвакуированных в 1986 году из зоны отчуждения, - от расположения населенного пункта, в котором они проживали на момент эвакуации.
В частности, лицам, которые постоянно проживали или постоянно проживают (или постоянно работали или работают) в зоне гарантированного добровольного отселения при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали в этой зоне не менее 3-х лет, возраст выхода на пенсию снижается на 3 года и дополнительно на 1 год за 2 года проживания или работы, но не более 6-ти лет.
Начальная величина снижения пенсионного возраста, 3 года, устанавливается лицам, которые постоянно проживали или постоянно работали в указанных зонах с момента аварии по 31 июля 1986 независимо от времени проживания или работы в этот период.
Например, лицу, по состоянию на 1 января 1993 прожила три с половиной года на указанной территории, в том числе: 1 день в период с момента аварии по 31 июля 1986, и имеет соответствующий статус, может быть назначена пенсия по возрасту со снижением пенсионного возраста на 4 года, из них 3 года - начальная величина снижения пенсионного возраста и 1 год дополнительно.
При аналогичных обстоятельствах, лицу, не проживал на этой территории в период с момента аварии по 31 июля 1986, возраст выхода на пенсию может быть уменьшен только на 1 год.
Пенсионный фонд Украины сообщает:
З 1 липня 2013 р. набув чинності Закон України Про внесення змін до деяких законів України щодо призначення та індексації пенсії (№ 231-II), яким внесено зміни до законів Про загальнообов&rsquoязкове державне пенсійне страхування, Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб, Про збір та облік єдиного внеску на загальнообов&rsquoязкове державне соціальне страхування, Про державну соціальну допомогу особам, які не мають права на пенсію, та інвалідам.
Законом врегульовано питання пенсійного забезпечення щодо:
1) зарахування до страхового стажу часу перебування у відпустці у зв&rsquoязку з вагітністю та пологами
2) виплат пенсії у разі втрати годувальника в період перерви у навчанні дітям, які досягли 18-річного віку
3) зміни механізму перерахунку пенсій з 1 березня кожного року
4) оптимізації заробітної плати для обчислення пенсії шляхом першочергового виключення періодів отримання допомоги по безробіттю
5) удосконалення механізму визначення середньомісячного коефіцієнта зарплати особи у разі, коли є неповні місяці страхового стажу.
З липня 2013 року особи, які перебувають у відпустці у зв&rsquoязку з вагітністю та пологами й отримують допомогу у зв&rsquoязку з вагітністю та пологами, є застрахованими особами. Період такої відпустки зараховуватиметься до страхового стажу при призначенні пенсії за даними системи персоніфікованого обліку.
Згідно змін гарантовано право на отримання пенсії у зв&rsquoязку з втратою годувальника дітям, які досягли 18-річного віку та навчаються, якщо є перерва у навчанні між закінченням одного навчального закладу і вступом в інший. Умова проведення для такої виплати - період не повинен перевищувати чотирьох місяців.
Щодо щорічного перерахунку призначених пенсій з 1 березня кожного року, який передбачено частиною 2 статті 42 Закону 1058, то право на перерахунок пенсій не буде залежати від того, на скільки у попередньому році зріс розмір пенсії конкретної особи. Перерахунку фактично підлягатимуть всі пенсії, призначені за законами: Про загальнообов&rsquoязкове державне пенсійне страхування, Про наукову і науково-технічну діяльність, Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб та Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи. Заробітна плата, з якої призначено (попередньо перераховано) пенсію, буде підвищуватися на коефіцієнт, який відповідає не менш як 20 відсоткам показника зростання середньої заробітної плати (доходу) в Україні, з якої сплачено страхові внески, порівняно з попереднім роком.
Раніше враховувався темп зростання заробітної плати штатного працівника в Україні за даними спеціально уповноваженого центрального органу виконавчої влади у галузі статистики.
Крім того, на показник підвищення впливатиме рівень інфляції (індекс споживчих цін).
Удосконалено, визначений ст. 40 Закону України Про загальнообов&rsquoязкове державне пенсійне страхування, порядок обчислення заробітної плати шляхом надання можливості першочергово вилучати з підрахунків місяці отримання допомоги по безробіттю (у період з 01.07.2000 року).
Крім того, середньомісячний коефіцієнт заробітної плати особи у разі, коли заробітна плата обчислюється з урахуванням неповного місяця страхового стажу, буде визначатись в залежності від тривалості набутого в цей період страхового стажу. Це дасть можливість збільшити розмір пенсій, які призначаються після 01.07.2013 р. та перераховуються з урахуванням стажу та заробітної плати після цієї дати.
________________________________________
Я проживала вместе с мужем, который принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988 году и имел удостоверение ликвидатора 3-й категории, но 11.06.2011 он умер. Мой стаж составляет 33 года. Могу ли я выйти раньше на пенсию и получать пенсию покойного мужа.
В соответствии со статьей 54 Закона Украины &ldquoО статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы &ldquoпенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые были на его иждивении, в размере на одного нетрудоспособного члена семьи - 50 процентов пенсии по инвалидности умершего кормильца.
К нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца относятся, в частности, жена, если она является инвалидом или достигла пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 Закона &ldquoОб общеобязательном государственном пенсионном страховании&rdquo (далее - Закон).
Согласно статье 26 Закона женщины, которые родились с 1 октября 1958 по 31 марта 1959 имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения 57 лет 6 месяцев и наличии страхового стажа не менее 15 лет.
Таким образом, Вы приобретете право на назначение пенсии в связи с потерей кормильца при достижении 57 лет 6 месяцев и подтверждении пребывания на полном иждивении умершего мужа.
В то же время пунктом 7-2 Заключительных положений Закона предусмотрено, что до 1 января 2015 года право досрочного выхода на пенсию по возрасту имеют женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы. В этом случае размер пенсии, исчисленный в соответствии со статьей 27 и с учетом статьи 28 Закона, уменьшается на 0,5 процента за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию. Уменьшение размера пенсии по возрасту применяется в течение всего периода получения пенсии независимо от ее вида.
Может ли лицо, которое имеет статус чернобыльца 3-й категории оформить чернобыльскую пенсию в возрасте 56 лет 6 месяцев в связи с сокращением на предприятии?
Порядок снижения пенсионного возраста лицам, которые работали или проживали на территориях радиоактивного загрязнения, урегулирован статьей 55 Закона Украины &ldquoО статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы .
Снижение пенсионного возраста зависит от статуса лица и периода проживания или работы на территории радиоактивного загрязнения, а для эвакуированных в 1986 году из зоны отчуждения, - от расположения населенного пункта, в котором они проживали на момент эвакуации.
Согласно статье 21 Закона Украины &ldquoОб основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине &ldquoлицам предпенсионного возраста, трудовой договор с которыми был разорван по инициативе владельца или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, гарантируется право на досрочный выход на пенсию за полтора года до установленного законодательством срока, если они имеют страховой стаж для мужчин - 35 лет, для женщин - 30 лет.
Таким образом, при изложенных выше обстоятельствах, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшим от Чернобыльской катастрофы может быть предоставлено дополнительное снижение пенсионного возраста на 1 год 6 месяцев.
Вместе с тем обращаем Ваше внимание на то, что для назначения пенсии по возрасту, в том числе со снижением пенсионного возраста в соответствии с пола 55 Закона Украины &ldquoО статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы , лицу необходимо иметь не менее 15 -ти лет страхового стажа, а с предоставлением дополнительного снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 21 Закона Украины &ldquoОб основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине : для мужчин - 35 лет, для женщин - 30 лет.
Какой минимальный размер пенсии инвалида 2-й группы заболевания связанного с аварией на ЧАЭС I категории?
На Ваше обращение по вопросам пенсионного обеспечения сообщаем следующее.
По нормам статьи 49 Закона Украины &ldquoО статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы &ldquoпенсии лицам, отнесенным к категориям 1, устанавливаются в виде государственной пенсии и дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью.
В соответствии с пунктом 4 постановления Кабинета Министров Украины от 28.05.2008 № 530, лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, отнесенным к категории 1, в частности, инвалидам II группы ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, устанавливается в размере 20 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.
Минимальные размеры государственной пенсии для указанной категории лиц, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 16.07.2008 № 654, которые, в частности, у инвалидов II группы составляют:
участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, -1090 грн.
участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987-1990 годах и лиц, эвакуированных в 1986 году из зоны отчуждения, -820 грн.
других инвалидов, относительно которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, - 655 грн.
Законом Украины &ldquoО внесении изменений в Закон Украины &ldquoО государственном бюджете Украины на 2009 год &ldquoот 6 ноября 2009 № 1715- VI с 01.11.2009 установлен размер прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, в сумме 573 грн. Следовательно, с указанной даты для инвалидов II группы, отнесенных к категории 1, размер ежемесячной дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, составляет 114,60 грн. (573 х 20 %).
Для получения более подробной консультации по данному вопросу Вам необходимо обратиться с соответствующими документами в управление Пенсионного фонда Украины по месту жительства.
В августе 1986 года принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Работал водителем, имею удостоверение ликвидатора 2-й категории. В каком возрасте у меня будет право на пенсию, и какие документы необходимо предоставить для назначения пенсии?
Согласно статье 55 Закона Украины &ldquoО статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы &ldquoлица, работавшие в зоне отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 г. имеют право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на 10 лет, при условии отработки не менее 5 календарных дней.
Для подтверждения периода работы необходимо предоставить справку, форма которой утверждена постановлением государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам № 122 от 09.03.1988 года и удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС, которое должно иметь штамп о его перерегистрации.
В случае невозможности предоставления этой справки, подтверждением могут служить другие первичные документы: табели учета рабочего времени за период работы в зоне, путевые листы для водителей, копии сведений (лицевых счетов) на выплату заработной платы.
Я родилась в декабре 1962 года, проживаю в зоне обязательного отселения с 1986 года, трудовой стаж с 1982 года. В каком возрасте я имею право выйти на пенсию?
Согласно нового закона, Вы должны выйти на пенсию в 60 лет (в 60 лет - родившиеся с 01.01.62 г.). Что касается пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы, то эти граждане также имеют пенсионные льготы. Например, лица, эвакуированные из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г. получают снижение пенсионного возраста на 10 лет эвакуированные из других территорий зоны отчуждения в 1986 г. - на 8 лет а лица, постоянно проживающие или работающие в зоне безусловного (обязательного) отселения, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 г. прожили или отработали в этой зоне не менее 2 лет - на 4 года и дополнительно на 1 год за каждый год проживания или работы но, не более, чем на 9 лет. Таким образом, Вы имеете право на пенсию в 2013 году.
В ГД предлагают сохранить льготы после сокращения "чернобыльской зоны"
Депутат Госдумы Игорь Зотов ("Справедливая Россия") предлагает сохранить льготы для граждан, живших или работавших не менее 10 лет на территориях, которые могут быть исключены из числа зон радиоактивного загрязнения после аварии на Чернобыльской АЭС.
Ранее сообщалось, что правительство разработало проект постановления, которое предусматривает сокращение вдвое списка населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, находятся в Брянской, Калужской, Орловской, Тульской и других областях. Сейчас в пределах территорий, признанных пострадавшими от радиации, расположены 4,413 тысячи поселений с числом жителей в 1,582 миллиона человек.
Документом предлагается оставить в этом перечне 2,161 тысячи населенный пункт. Если постановление будет принято, меры социальной поддержки (льготы, материальные выплаты) перестанут предоставляться гражданам, проживающим на территориях, лишенных статуса зоны радиоактивного загрязнения, отмечается в пояснительной записке к документу.
"В случае отмены на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, статуса зоны радиоактивного загрязнения и исключения соответствующей территории из перечня населенных пунктов, находящихся в такой зоне, граждане, постоянно проживавшие и/или работавшие на соответствующей территории не менее десяти лет, сохраняют в полном объеме право на все меры социальной поддержки, предусмотренные для данных населенных пунктов и территорий", - говорится в законопроекте, который имеется в распоряжении РИА Новости.
Председатель "Российской партии пенсионеров за справедливость" Зотов также предлагает, чтобы родившиеся в течение 30 лет после признания территории не загрязненной радиацией также получали соцподдержку.
Кроме того, законопроект предлагает сохранить право на некоторые виды льгот гражданам, проживавшим на этих территориях от трех до пяти лет.
На какие льготы имеет беременная женщина с Чернобыльской зоны?
№ 206242. 20 ноября 2009 в 23:54 Москва
Здравствуйте! Я родом с Чернобыльской зоны (имеется Чернобыльское удостоверение, с правом на отселение), в данный момент я беременная и хотела бы узнать свои права. Сейчас проживаю и работаю в г. Москве в суточном графике, зарегистрирована в Брянской обл. Знаю только, что женщинам предоставляются дополнительные отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней. Подскажите, пожалуйста:
Имею ли я право на увеличение дополнительного отпуска по беременности, в связи с тем что я с Чернобыльской зоны.
1. Ежегодный оплачиваемый отпуск 28 календарных дней, не смотря на то ,что он разбивается по 14 дней два раза в год?
2. Дополнительный оплачиваемый радиационный отпуск 14 дней, и полагается ли он вообще?
Государственно-частное партнерство как основной механизм инновационного развития экономики
Одной из приоритетных задач в рамках реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг. является обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в развитии приоритетных секторов экономики [1]. Роль государства должна заключаться в формировании системы институтов, инструментов и механизмов поддержки приоритетных секторов экономики и эффективного взаимодействия с бизнесом.
Создание инноваций, их проектное воплощение и производство требуют концентрации большого числа ресурсов на предприятии, что часто не под силу небольшим фирмам. Поэтому в настоящее время одним из условий экономического развития выступает эффективная инновационная политика, которая базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий государства и частного бизнеса на развитие инновационной деятельности.
Государственно-частное партнерство выступает одним из основных организационноэкономическом механизмов активизации инновационной активности в стране, привлечения долгосрочных инвестиций. В настоящее время в Казахстане создано АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства».
Под государственно-частным партнерством (ГЧП) обычно понимают совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях [2]. Выбор конкретного варианта партнерства зависит от экономической эффективности реализации того или иного проекта.
Данный инструмент активизации инновационной активности активно используется развитыми странами и на практике доказал свою эффективность. Анализ 48 проектов, реализуемых по схемам ГЧП, проведенный Европейской экономической комиссией ООН, показал, что 80 % таких проектов было реализовано ниже предполагаемого бюджета и 60 % проектов было завершено ранее, чем было запланировано, при улучшении сервиса и уменьшении платы за использование. С другой стороны, 64 % проектов, выполненных государственными органами, было завершено позднее запланированного срока [3].
ГЧП представляет собой достаточно сложный процесс, требующий вовлечения целого ряда участников, каждый из которых играет важную роль в управлении рисками проекта. На рисунке 1 представлены участники, которые, как правило, присутствуют в проекте, финансируемом через механизм ГЧП, и их основные взаимоотношения с проектной компанией. Список участников может меняться в зависимости от специфики проекта.
Покупатель продукции обязуется купить продукцию (услуги), которая будет произведена в рамках проекта с целью исключения рыночных рисков для проектной компании и кредитных организаций. Роль поставщиков заключается в поставках сырья и материалов для осуществления проекта. Таким образом, проектная компания защищена от риска того, что проект не обеспечит запланированные объемы производства в связи с нехваткой сырья, материалов или топлива.
Риски по эксплуатации и техническому обслуживанию проекта несет оператор. Ответственность оператора возникает с момента завершения стадии строительства до конца проектного периода. Оператор управляет поставками сырья и материалов, мониторингом проведения испытаний, эффективной эксплуатацией объекта [4].
Основная идея ГЧП заключается в предоставлении частному бизнесу возможности оказывать услуги на базе созданной государством инфраструктуры. Также частный бизнес может заниматься созданием инфраструктуры самостоятельно, с расчетом предоставления своих услуг государству в будущем. При реализации утвержденных проектов риски, связанные с проектом, распределяются между государством и частным бизнесом. Как правило, экономические и финансовые риски принимает на себя частный бизнес, а политические и правовые риски — государство либо частные страховые компании [5]. На рисунке 2 показано, как повышается (или, напротив, понижается) степень фактического участия частного бизнеса в совместных государственно-частных проектах в зависимости от избранной формы партнерства [6].
Низкая и высокая степень участия представляют собой простые контрактные отношения (контракты на работы и услуги) с полным сохранением каждым партнером всех правомочий собственности, с одной стороны, и полную приватизацию, т.е. передачу навсегда прав собственности от государства частному предпринимателю, — с другой. Между крайними степенями расположено множество возможных вариантов и форм государственно-частных партнерских отношений, базирующихся на различной степени переуступках тех или иных правомочий собственника от государства частному предпринимателю на срок и на условиях, предусмотренных соответствующим партнерским соглашением.
Аннотация
В Дании найден оставленный 5500 лет назад отпечаток пальца
Датские археологи обнаружили керамический сосуд, на котором сохранился отпечаток пальца гончара. Артефакт, вероятно, был создан представителями культуры воронковидных кубков около 5500 лет назад.
Читать полностьюЯдерные поры увидели в рекордном разрешении
Группа ученых из Швейцарии и Израиля получила данные о структуре белкового комплекса нуклеопоры с рекордным разрешением. Авторы использовали крио-электронную томографию, с помощью которой удалось различить детали размером до двух нанометров.
Канадские ученые из Университета Лаваля создали подводный дрон, способный фукнционировать в условиях низких температур и избегать льда. Подробнее с разработкой можно ознакомиться на сайте университета.
Читать полностью
Государственно-частное партнерство как механизм экономического развития Дальневосточного региона
Государственно-частное партнерство как механизм экономического развития Дальневосточного региона
Иголкина Людмила Михайловна
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
г. Хабаровск
кандидат технических наук, доцент
кафедра «Мировая экономика и коммерция»
Аннотация: В условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса существует проблема недостатка потенциальных инвестиций в инфраструктуру Российских регионов и городов. Партнерство государства и бизнеса направлено на достижение экономических и социальных целей по созданию необходимых условий для функционирования хозяйственного комплекса и обслуживания потребностей населения, удовлетворения растущего спроса на товары и услуги, доступности инфраструктуры.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, механизм применения партнерства, инвестиции, развитие Дальнего Востока.
The summary: In the conditions of overcoming of consequences of world financial crisis there is a problem of a lack of potential investments into an infrastructure of the Russian regions and cities. The partnership of the state and business is directed on achievement of the economic and social purposes on creation of necessary conditions for functioning of an economic complex and service of requirements of the population, satisfaction of a growing demand for the goods and services, availability of an infrastructure.
Keywords: state-private partnership, the mechanism of application of partnership, the investment, development of Distant Vostoka.gi, availability of an infrastructure.
Сегодня значительное число проблем, связанных с обновлением социальных и инженерных инфраструктур, модернизацией жилищно-коммунального хозяйства, развитием дорожной сети и т.д. невозможно решить только за счет региональных и местных бюджетов.
В мировой практике для привлечения частных компаний в целях развития общественных инфраструктур и управления ими широко используются механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП).
Известно, что государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий [1].
Механизм применения государственно-частного партнерства способен обеспечить, прежде всего, возможность осуществления общественно-значимых проектов в наиболее короткие сроки, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования, а во-вторых, повысить эффективность проектов за счет участия в них частного бизнеса, как правило, более эффективного на рынке, чем государственные институты. Кроме того, при этом обеспечивается снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей, возможность привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий, повышение качества обслуживания конечных пользователей. Наконец, появляется возможность сконцентрировать внимание государственных органов на наиболее свойственных им административных функциях и сократить государственные риски за счет распределения их между частным партнером и властью. Со своей стороны государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов.
Помимо этого, ГЧП нашло распространение в сфере транспорта, телекоммуникаций, энергетики, сельского и коммунального хозяйства, образования и здравоохранения и некоторых других отраслях инфраструктуры и социальных услуг.
Другими словами, партнерство государства и бизнеса направлено на достижение социальных и экономических целей по созданию необходимых условий для функционирования хозяйственного комплекса и обслуживания потребностей населения, удовлетворения растущего спроса на товары и услуги, доступность инфраструктуры.
В условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса существует проблема недостатка потенциальных инвестиций в инфраструктуру Российских регионов и городов. Это заставляет государство искать альтернативные механизмы финансирования соответствующих расходов. В связи с этим всё более актуальным становится развитие института партнерства государства и бизнеса как эффективного механизма привлечения частных инвестиционных ресурсов в общественно значимые региональные и муниципальные проекты. Такое взаимодействие на основе реализации территориальных стратегий позволит сохранить достигнутые в последние годы темпы экономического роста, повысить эффективность общественного сектора, будет способствовать качественному изменению национальной экономики и усилению конкурентоспособности как отдельных регионов, так и в целом РФ [6: с. 18–30].
В последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. Заметим, что в Российском обществе вопросы организации (или реализации) государственно-частного партнерства стали привлекать внимание представителей различных уровней власти, делового сообщества, науки. Если в европейских странах ГЧП сформировалось как устойчивый элемент экономики, то в России сегодня происходит активная фаза становления и развития инструментов и форм ГЧП. Повышенный интерес к теме взаимодействия власти и частного сектора обусловлен тем, что во многих странах институт ГЧП позволяет решать множество инфраструктурных, инновационных, социальных, экологических задач путем объединения ресурсов частного и государственного секторов. Причем эффективность такого альянса обеспечивается не столько прямым объединением финансовых ресурсов на условиях софинансирования (хотя и такой подход применяется довольно часто), сколько максимально полным использованием уникальных возможностей каждого из двух участников проекта и совокупным сокращением рисков.
Очевидно, что обе стороны партнерства заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом. Проекты ГЧП облегчают выход на мировые рынки капиталов, стимулируют привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Особое значение ГЧП имеет для экономики регионов, где на его основе развиваются местные рынки капитала, товаров и услуг и где каждый партнер вносит свой вклад в общий проект.
Так, бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству. При этом обычно внедряются более эффективные методы работы, совершенствуются техника и технологии, возникают новые формы организации производства, создаются новые предприятия, в том числе с иностранным капиталом, налаживаются эффективные кооперационные связи с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников [ 2: с. 61].
Со своей стороны государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов. В ГЧП государство получает возможность заняться исполнением своих основных функций — контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. По мере развития ГЧП государство в сфере инфраструктуры может постепенно смещать акценты в своей деятельности — с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. Неизбежные предпринимательские риски при этом перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в итоге выигрывает общество как потребитель более качественных услуг.
Государство, вступая в союз с бизнесом, как правило, получает не только снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую и действенную, чем традиционная бюрократия, систему управления проектом, а бизнес – определенный набор гарантий и преференций. Партнерство в этом случае представляет собой некий симбиоз – реализацию возможностей и ресурсов контрагентов – государственного и частного секторов, т.е. каждая из сторон выполняет то, что ей удается лучше всего. Так, ключевым в деятельности правительства является осуществление услуг в соответствии со стратегическими приоритетами. Для частного же сектора определяющим является возможность оказывать услуги по наиболее приемлемой цене.
С организационно-правовой точки зрения выделяют следующие признаки ГЧП [5: с. 17]:
– стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики
– государство и частный бизнес должны быть взаимно заинтересованы в инвестиционном проекте
– взаимоотношения сторон долж ны быть зафиксированы в официаль ных договорах
– взаимоотношения сторон долж ны носить партнерский, т. е. рав ноправный характер
– стороны должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес
– стороны должны объединить свои вклады для достижения общих ц елей
– при создании партнерства должны учитываться режим иностранных инвестиций, административное право, режим обмена валюты, налоговое право, экологические нормы и т.д.
– стороны должны распределять между собой расходы и риски, а н е участвовать в использовании по лученных результатов.
Изложенное выше позволяет выделить следующие четыре экономических аспекта института партнерства государства и бизнеса.
1. Государственно-частное партнерство – как часть системы мер государственного регулирования в целях реализации промышленной политики, стимулирования инновационной активности, привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры и социальную сферу.
2. Государственно-частное партнерство как привлечение частного сектора к деятельности по предоставлению общественных услуг (в таких областях, как ЖКХ, здравоохранение, образование, транспорт, городское хозяйство и др.).
Частный сектор обеспечивает предпринимательскую инициативу, управление коммерческими рисками, экономию затрат в сжатые сроки реализации проекта. Публичный сектор обеспечивает согласование публичных интересов, дает долгосрочные гарантии установления справедливых тарифов в случае если тарифы регулируемые, то обеспечивает управление рисками, связанными с социально-экономическим развитием, а также устанавливает стандарты на качество услуг и осуществляет контроль.
Актуальность использования потенциала механизмов ГЧП для приоритетных проектов в социальной сфере, в первую очередь для приоритетных национальных проектов, очевидна.
3. Государственно-частное партнерство как инструмент привлечения частной инициативы и инвестиций при сохранении государственного контроля над активами (такими, как недра, объекты инфраструктуры, предприятия, имеющие высокое социальное или оборонное значение и т.д.).
Государственно-частное партнерство является альтернативой как государственному предпринимательству (в форме казенных предприятий, унитарных предприятий, акционерных обществ со 100%-м государственным капиталом), так и полной передаче соответствующей хозяйственной деятельности в частный сектор, в том числе через приватизацию соответствующих активов.
При обозначенном нами использовании института ГЧП возможно преодоление таких «узких мест», как недостаточное качество управления государственной собственностью, недостаток инвестиционных ресурсов, отсутствие инновационных технологий, низкие экономическая эффективность и налоговая дисциплина.
Преимущество для государства заключается в том, что частные инвестиции направляются для создания, улучшения и эффективного использования государственного имущества, не включенного в свободный хозяйственный оборот, но важного для экономики страны и повседневной жизни граждан.
4. Этико-экономический аспект. В Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании (принят 05.02.04 на VIII Всемирном русском народном соборе, одобрен 09.09.04 Межрелигиозным советом России) в первом разделе указывается: «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны», т.е. ставится задача «создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества».
И далее там же, в разделе 2 содержатся следующие положения: «Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее распределяются справедливо и ответственно, ”вкладываются” в социальную стабильность. Если человек создает материальные блага исключительно для себя, своей семьи, своей социальной группы, при этом пренебрегая интересами других, — он преступает нравственный закон и многое теряет в экономическом смысле… Использование собственности в хозяйствовании не должно носить узкоэгоистический характер, противоречить общему интересу. Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использования и преумножения ими общественно-полезных благ… И предприниматель, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии экономических решений» (Приводится по: 3,с. 41-42).
Рассматривая ГЧП как экономическую категорию, мы полагаем, что государственно-частное партнерство – это новый формирующейся рынок инвестиций, имеющий свои специфические особенности, который тесно связан с инновационной экономикой. Поскольку без инвестиций нельзя реализовывать инновации, а без инноваций нет смысла развивать государственно-частное партнерство, то в полном соответствии с этим ГЧП в системе рынков имеет свои особенности функционирования, свой механизм взаимодействия, свои формы и принципы.
В России уже сложилась определенная практика государственно-частного партнерства при этом такие проекты реализуются главным образом на региональном уровне. Региональные инвестиционные проекты, в отличие от масштабных (комплексных), характеризуются менее длительными сроками реализации и окупаемости, следовательно, они оказываются более эффективными, что особенно важно для снижения негативных последствий кризиса в субъектах Федерации. Так, сроки реализации инвестиционных (комплексных) проектов варьируют от 4 до 15 лет, а региональных инвестиционных – от 2 до 10 лет.
Однако, несмотря на то, что мировой финансовый кризис негативно повлиял на масштабы реализации проектов ГЧП, в регионах по данным Министерства регионального развития РФ с начала 2010 года поступило 47 новых заявок от 25 субъектов Федерации на финансирование региональных инвестиционных проектов на сумму более 137 млрд.рублей. Эти данные свидетельствуют о заинтересованности субъектов Федерации в осуществлении новых региональных инвестиционных проектов, призванных оказать положительное воздействие на социально-экономическое развитие регионов [4: с. 57–60].
В соответствии со «Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона на период до 2025 г .» целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах РФ, расположенных на этой территории, а также достижения среднеРоссийского уровня социально-экономического развития. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее, по сравнению со среднеРоссийскими темпами, социально-экономическое развитие субъектов РФ, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, и решить ряд неотложных задач, среди которых первоочередными являются [1].
- создание условий для развития перспективной экономической специализации субъектов РФ, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, на основе природно-ресурсного, индустриального, кадрового и научного потенциал в рамках федеральных отраслевых стратегий развития, стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, а также стратегических программ крупных компаний
- формирование устойчивой системы расселения, опирающейся на региональные зоны опережающего экономического роста с комфортной средой обитания человека
- снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории Дальнего Востока и Байкальского региона с остальными регионами России и повышение конкурентоспособности продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией, при обязательном формировании нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и бюджетной политики
- формирование численности населения и трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, повышение качества человеческого капитала
- сохранение и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Дальний Восток России – территория, обладающая серьезным экономическим потенциалом за счет богатейших природных ресурсов и географического положения и имеющая огромное стратегическое значение.
Однако высокий потенциал развития региона недостаточно используется по причине низкого уровня развития транспортной и энергетической инфраструктуры. В этой связи для реализации инвестиционных проектов и масштабного привлечения инвестиций необходимо опережающее развитие инфраструктуры.
При этом необходимо отметить, что на Дальнем Востоке в силу особых климатических и географических условий, существующей системы расселения и размещения производительных сил рыночная логика реализации индустриальных проектов сегодня работает слабо. Ни одна компания, какой бы крупной она ни была, не может себе позволить в рамках одного проекта построить сотни километров дорог, линий электропередач, поскольку такие затраты отразятся на цене, а следовательно, и на конкурентоспособности конечной продукции и снижении эффективности проектов.
В связи с этим здесь необходимы особые формы государственно-частного партнерства, при этом государство должно выступить в роли координатора или инициатора запуска крупных инфраструктурных проектов.
Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" от 19 марта 2002 года (№ 169). С учетом проектов государственно-частного партнерства общий объем инвестиций в объекты, включенные в ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, составит более 566 миллиардов рублей.
В регионе, согласно ФЦП, протяженность новых дорог и линий электропередач составит 8,5 тысяч километров, появятся новые электростанции, которые будут вырабатывать почти 1,5 гигаватт дополнительной электроэнергии. Программа направлена на создание инфраструктуры, при наличии которой сюда придут инвесторы.
Итак, обобщая сказанное, сделаем следующие выводы. В Российской Федерации положено начало диалогу государства и бизнеса крупные отечественные и иностранные компании готовы к реализации на Дальнем Востоке инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли, в тепло- и гидроэнергетике, угольной промышленности.
Однако, несмотря на это, проблема реализации проектов государственно-частного партнерства в социально-значимых сферах экономики России существует и заключается в том, что эти сферы малоинтересны частному бизнесу для целей инвестирования. В связи с этим для успешного привлечения частных инвестиций в социально-значимые сферы необходимо следующее:
- сформировать региональную нормативно-правовую базу, способствующую разрешению спорных вопросов, возникающих в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства
- предоставлять социально ориентированным компаниям льготы и преференции по налогам
- учитывая опыт некоторых регионов России, рассмотреть вопрос о создании региональных центров государственно-частного партнерства, деятельность которых была бы направлена на подготовку, запуск и управление проектами государственно-частного партнерства.
Библиографический список
1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски [Электронный ресурс] / Официальный сайт Института Мировой Экономики и Международных Отношений.
2. Дерябина М.А Государственно-частное партнерство: теория и практика / М.А. Дерябина // Вопросы экономики. – 2008. – №8.
3. Николаев А.И. Бочков С.О. Государственно-частное партнерство в РФ: экономическое содержание и правовое обеспечение / А.И. Николаев, С.О. Бочков // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2007. - Июль. - № 1-2.
4. Понизов П. Государственно-частное партнерство в субъектах РФ / П. Понизов // Человек и труд. – 2010. – № 10.
5. Романова О.А. Теория и практика развития частно-государственного партнерства / О.А.Романова // Вестник УГТУ. – 2000. – № 3.
6. Татаркин А.И. Партнерство власти и бизнеса в реализации стратегий развития территорий / А.И. Татаркин, Д.А. Татаркин, Е.Н. Сидорова // Экономика региона. – 2008. – № 4.
Государственно-частное партнерство при строительстве объектов транспортной инфраструктуры
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Понятие и признаки государственно-частного партнерства. Формы реализации государственно-частного партнерства в РФ. Несовершенство механизмов нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства, предложения по его совершенствованию.
дипломная работа [131,2 K], добавлен 20.06.2012
Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики. Правовое оформление государственно-частного партнерства. Анализ направлений государственной инвестиционной политики. Обзор новых моделей регулирования привлечения инвестиций в модернизацию.
практическая работа [29,4 K], добавлен 30.03.2015
Становление института "государственно-частного партнерства" в законодательстве Республики Беларусь. Взаимоотношения государства и бизнеса с точки зрения приобщения частного потенциала к реализации общегосударственных проектов и целевых программ.
реферат [43,2 K], добавлен 14.05.2015
Исторические, правовые и организационные аспекты развития автодорожной инфраструктуры: критерии, цели и задачи. Стратегические задачи развития дорожно-транспортной системы области. Государственно-частное партнерство в развитии дорожной инфраструктуры.
дипломная работа [345,4 K], добавлен 24.07.2012
Формы, методы, специфика государственно-общественного стратегического управления учреждениями. Инновационные модели организации деятельности службы приставов на региональном и федеральном уровнях, нестандартные методы, государственно-частное партнерство.
дипломная работа [83,1 K], добавлен 26.01.2011
Теоретический анализ понятия и основных особенностей государственного механизма. Органы государственной власти как механизм государства. Исследование возможности использования государственно-частного партнерства как механизма государственного управления.
курсовая работа [592,1 K], добавлен 26.06.2013
Динамика цен на современном Российском рынке продуктов культуры. Совместное участие государства и бизнеса в развитии рынка культурных ценностей. Создание институтов государственно-частного партнерства. Инвестиционная деятельность в сфере культуры.
контрольная работа [28,8 K], добавлен 25.01.2014
Понятие, формы и принципы социального партнерства. Способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются формами социального партнерства. Развитие института социального партнерства в Российской Федерации.
реферат [40,6 K], добавлен 02.01.2009
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!