Гарантии компенсации льготы государственным муниципальным служащим
Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации
Дипломная работа - Социология
Другие дипломы по предмету Социология
Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации
Введение
Необходимость существования государственной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями.
Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат.
Актуальность исследования. Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в Российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач.
Вполне оправдано одной из приоритетных задач кадровой политики считать создание системы социальной защиты государственных служащих. Конечно, трудно говорить о социальной защите государственных служащих в стране, где свыше 30 процентов населения живет за чертой бедности и нуждается в социальной поддержке государства. Но актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в нашей стране.
Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих.
Достижение указанных целей обеспечено постановкой и решением следующих задач:
) изучение законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации
) выявление особенностей социальной защиты населения и социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации
) рассмотрение механизма реализации социальной защиты государственных служащих.
Методологическая основа исследования. При написании работы применялись как общенаучные (логический, структурный и системный анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция и дедукция, моделирование), так и специальные приемы и методы исследования явлений и процессов (конкретно-исторический, диалектический, формально-логический, структурно-функциональный, метод сравнительного правоведения, технико-юридический анализ). Проведен анализ нормативных актов.
Теоретико-правовую базу исследования составляют труды отечественных ученых и специалистов по общей теории права, трудового и гражданско-процессуального права И.Я. Киселева, С.В. Колобовой, А.М. Куренного, В.И. Миронова, А.Ф. Нуртдиновой, Ю.П. Орловского, Ю.Н. Щербакова и др.
1. Социальная защита населения и социальная защита государственных служащих в Российской Федерации. Общие подходы и различия
Прежде чем перейти к вопросу о социальной защите государственных служащих, необходимо понять, что есть социальная защищенность населения вообще.
Понятие социальная защищенность человека отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник только недавно. В период существования командно-административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих.
Социальная защита в целом в обществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты государственной и партийно-хозяйственной номенклатуры вообще не поднималась, так как именно эта категория и была наиболее социально защищена и с точки зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей. Номенклатура имела не только достаточно высокую оплату труда, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию, источникам товаров повседневного спроса, комфортным жилищным условиям и тому подобным.
Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей.
Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации
Файлы: 1 файл
Необходимо отметить, что законы республик контрастируют с актами соответствующего характера краев и областей. Некоторые законы являются, по сути, актами суверенных государств (Татарстан Якутия). В них нет ссылок на Конституцию Российской Федерации и Федеральные Законы, а ряд положений не соответствуют Конституции Российской Федерации и Федеральному Закону «Об основах государственной службы в Российской Федерации». 7
Рассматривая законы областей России и Временное Положение г. Москвы необходимо отметить, что все они принимались в разное время, отсюда их некоторые содержательные отличия. Так, закон Воронежской области и Временное Положение г. Москвы были приняты до Федерального Закона «О государственной службе», поэтому, например, они не содержат в себе определения категорий государственных должностей. Кроме этого закон Воронежа призван регулировать не только государственную службу, но и службу в органах местного самоуправления, хотя Конституция России не относит данные органы к системе органов государственной власти и данная служба должна регулироваться самостоятельным областным законом. Закон Свердловской области принят сразу же после Федерального, поэтому в нем нашли отражение практически полностью положения Федерального Закона, есть и своя специфика. Проект закона Читинской области отличается от всех предыдущих, в том числе республиканских. Данный законопроект пытается более детально регламентировать государственную службу, и это является особенностью этого региона в определении подходов к государственной службе. Таким образом, предпринята попытка объединить воедино правовые нормы, регулирующие государственную службу и создать целостный нормативный правовой акт.
В первых главах всех рассматриваемых актов отражены общие положения государственной службы, даны понятия службы, государственной должности, определены принципы построения государственной службы, законодательное регулирование и тому подобное в рамках Федерального Закона. В отличие от республиканских законов, областные обязательно содержат ссылки на Конституцию России и Федеральное законодательство. В этом их отличие. Областные законы (кроме принятых ранее) содержат и соответствующую классификацию государственных должностей по категориям «А», «Б», «В», чего не содержат республиканские законы.
В рамках Федерального Закона отражены и основные права, обязанности, гарантии для государственных служащих. Все законы признают за государственным служащим право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности, на запрос в установленном порядке информации, право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы и так далее. Также отражены и ограничения, связанные с государственной службой. Это запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, иной творческой, быть депутатом областного, муниципального уровней, заниматься предпринимательством, принимать участие в забастовках и так далее. Более глубоко в областных законах отражены социальные льготы для государственных служащих во многих законах есть глава «Социальная защита государственных служащих» и во всех есть статьи приводящие гарантии государственных служащих.
В соответствии с Федеральным Законом регулируется и прохождение государственной службы. Везде оговаривается прядок поступления и нахождения на государственной службе, как способ замещения вакантных государственных должностей предусматривается конкурс, для вновь поступивших испытательный срок, а также аттестация, основания для увольнения и тому подобное. В отличие от республиканских законов, отставка предусматривается только в связи с достижением пенсионного возраста.
При исследовании законодательной базы социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации становится очевидным, что большинство субъектов федерации пошли по пути механического копирования федерального закона и только декларируют гарантии социальной защищенности своих государственных служащих, поверхностно оговаривая некоторые ее аспекты.
3. Механизм реализации социальной защиты государственных служащих
В настоящее время социальные льготы и гарантии, установленные законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации» совершенно не исполняются в отношении гражданских государственных служащих, многие из них носят декларативный характер и не могут быть реализованы без принятия дополнительных нормативных правовых актов. Реализация некоторых гарантий в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов ставят в неравное положение федеральных служащих.
Формирование социального института государственной службы в России положило начало становлению законодательства о службе с установлением принципов государственной службы, статуса государственного служащего и пр.
Одним из важных принципов государственной службы в специальной литературе называется принцип социально-правовой защищённости служащих либо принцип социальной защищённости. К сожалению, данный принцип не нашёл своего прямого отражения в ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы РФ». поэтому некоторые исследователи относят меры социальной защиты к реализации принципа стабильности кадров государственных служащих. Необходимо отметить, что принцип социальной защищённости был сформулирован в п. 2 Положения о федеральной государственной службе, утвержденный указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. Меры социальной защиты, содержащиеся в нем, нашли отражение и в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ».
К мерам социальной защиты государственного служащего на основании ст. 15 Федерального закона «Об основах государственной службы в РФ» и указанного положения можно отнести, в частности, следующее:
1) медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию
2) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения
3) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей
4) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей
5) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы
6) защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.
Законодательством допускается установление дополнительных гарантий для государственного служащего.
Реализация указанных мер осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в различных сферах деятельности. При этом реальное предоставление социальных льгот, фактически, поставлено в зависимость от рода службы. Исторически сложилось так, что служащие, проходящие службу в «милитаризованных» государственных органах власти, пользовались всем набором льгот и гарантий, предоставляемых им государством, тогда как обычным гражданским государственным служащим такие гарантии практически не предоставлялись. В законодательстве и специальной литературе отмечается, что различные социальные льготы и гарантии призваны компенсировать те ограничения, которые налагаются на государственных служащих, исходя из особенностей самого рода их профессиональной деятельности, которая связана с реализацией публичных функций государства, осуществлением государственно-властных полномочий.
Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» действует уже несколько лет, многие нормы его являются нормами прямого действия, включая положения, содержащие ограничения. В субъектах РФ также на основании указанного закона были приняты нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной службы. При этом вопрос о компенсации ограничений соответствующими социальными льготами для всех государственных служащих решается по-разному. Это можно рассмотреть на примере предоставления государственным служащим указанных выше социальных гарантий.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 41), Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (ст. 1) государство гарантирует своим гражданам охрану здоровья и предоставление медицинской помощи, причём в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - бесплатно за счёт средств бюджетов, страховых взносов и пр. Данная гарантия распространяется и на государственных служащих без каких-либо ограничений. При этом, государственным служащим, проходящим службу в органах, в которых предусмотрена военная служба, либо в правоохранительных органах, медицинская помощь предоставляется бесплатно в медицинских учреждениях, входящих в систему указанных органов или в государственных либо муниципальных учреждениях здравоохранения с возмещением расходов из федерального бюджета, осуществляемым соответствующим органом, в котором предусмотрена военная служба, либо правоохранительным органом.
Инструкцией о порядке проведения финансовых расчетов за медицинскую помощь, оказанную военнослужащим внутренних войск МВД России учреждениями здравоохранения, утв. приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 6 мая 1997 г. установлен порядок оказания медицинской помощи военнослужащим внутренних войск МВД России учреждениями здравоохранения при отсутствии по месту военной службы или по месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, и в иных неотложных случаях, а также порядок компенсации учреждениям здравоохранения затрат, связанных с оказанием военнослужащим медицинской помощи, за счет средств сметы внутренних войск МВД России.
Особого порядка оказания медицинской помощи гражданским служащим действующим законодательством не установлено. На основании Закона РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РФ» указанная категория служащих подлежит обязательному медицинскому страхованию, так же как и остальная часть населения, за счёт средств соответствующих бюджетов, из которых финансируются органы государственной власти, выступающие в данном случае как работодатели. Таким образом, никаких дополнительных гарантий при предоставлении медицинской помощи гражданским государственным служащим не устанавливается.
В законодательстве субъектов РФ также закрепляется право государственных служащих на бесплатное медицинское обслуживание, а в некоторых субъектах РФ служащие имеют право на дополнительные медицинские услуги за счет средств региональных бюджетов.
Обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей является также немаловажной гарантией для государственного служащего. Но её практическая реализация также зависит от сферы деятельности государственного служащего. Так, если речь идет о военнослужащих, сотрудниках правоохранительных органов, то вопросы обязательного государственного страхования на случай причинения вреда жизни или здоровью урегулированы Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», порядок реализации указанного закона установлен в постановлении Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Статья 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» устанавливает порядок обязательного государственного страхования судебных приставов. Некоторые гражданские государственные служащие подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 20 апреля 1995 года «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», но только в том случае, если они осуществляют контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявляют и пресекают правонарушения. 8
В отношении остальных гражданских государственных служащих данные вопросы не урегулированы, хотя обязанность по государственному страхованию помимо Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» установлена и в других нормативных правовых актах, касающихся особенностей прохождения государственной службы.
Безусловно, риск причинения вреда жизни или здоровью государственного служащего при исполнении обязанностей воинской и ей подобных служб выше, чем при исполнении обязанностей гражданской службы, но необходимо учитывать, что гарантии установлены в отношении всех государственных служащих, порядок, нормы обязательного государственного страхования в отношении которых до сих пор не определены.
Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации
Добавить в закладки
Категория Социология Тип дипломная работа Страницы 44 стр. Дата 03.05.2013 Формат файла. html — Html-документ Архив docus.me_lgoty-garantii-kompensacii-gosudarstvennyx-sluzhashhix-mexanizm-realizacii_488233.zip — 24.51 kb
Текст работы
Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации
Введение
Необходимость существования государственной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями.
Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат.
Актуальность исследования. Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в Российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач.
Вполне оправдано одной из приоритетных задач кадровой политики считать создание системы социальной защиты государственных служащих. Конечно, трудно говорить о социальной защите государственных служащих в стране, где свыше 30 процентов населения живет за чертой бедности и нуждается в социальной поддержке государства. Но актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в нашей стране.
Ваше мнение
Льготы, гарантии, компенсации государственных служащих: механизм реализации
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Понятие социальной адаптации. Характеристика государственных и муниципальных служащих как особой профессиональной группы. Специфика социальной адаптации государственных и муниципальных служащих в контексте общественных преобразований в современной России.
контрольная работа [24,5 K], добавлен 31.07.2014
Социальная защита населения в годы войны. Государственные льготы, гарантии и компенсации для членов семей погибших военнослужащих. Работа органов социальной защиты населения по назначению членам семей погибших военнослужащих компенсационных выплат.
дипломная работа [245,5 K], добавлен 04.10.2008
Государственная служба как особый вид организации субъекта управления, определенная система взаимоотношений государственных служащих по поводу исполнения ими своих обязанностей. Морально-нравственные характеристики государственных служащих, их мотивация.
реферат [19,8 K], добавлен 23.06.2011
Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики история социальной политики в сфере помощи малообеспеченным слоям населения. Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи, денежные формы социальной защиты.
курсовая работа [80,9 K], добавлен 05.01.2010
Cущноcть, механизм реализации и основные модели социальной политики. Реализации социальной защиты в современной экономике. Система социальной защиты населения, её элементы и принципы построения. Проблемы и перспективы развития социальной защиты.
курсовая работа [413,7 K], добавлен 02.10.2014
Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".
контрольная работа [41,6 K], добавлен 08.11.2008
Нормативно правовые акты социальной защиты населения. Принцип правового социального обеспечения. Виды социального обеспечения. Социальная ситуация в РФ. Социальная защита населения Нижегородской области. Социальная защита населения Дзержинска.
курсовая работа [62,3 K], добавлен 21.07.2003
Анализ системы социальной защиты населения в Костромской области и пути совершенствования работы по усилению его защищенности. Оценка модели работы департамента защиты населения региона. Разновидности социальных гарантий. Срочное социальное обслуживание.
курсовая работа [39,7 K], добавлен 09.12.2014
Анализ направлений социальной политики, ее целей в разрезе Российской Федерации и инструментов ее осуществления. Социальная безопасность и социальная защита населения. Расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных граждан по обязательствам.
реферат [1,3 M], добавлен 19.05.2015
Социальная защита населения: сущность и принципы осуществления. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов. Список льгот и гарантий для работающих инвалидов. Оценка реализации целевой программы социальной защиты инвалидов "Доступная среда".
дипломная работа [416,7 K], добавлен 14.03.2015
В программе
1. Законодательство о льготах, гарантиях и компенсациях муниципальных служащих.
Раздаточные материалы
Все слушатели обеспечиваются комплектом информационно-справочных материалов по теме семинара.
Тема: Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих
Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих
1. Понятие гарантий и социальных льгот. Понятие муниципального служащего
1.1 Понятие и виды гарантий
Гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.
Гарантии представляют собой объемное социально-политическое и юридическое явление, которое характеризует, по меньшей мере, три момента: 1) познавательный, позволяющий раскрыть предметные теоретические знания об объекте их воздействия, получить практические сведения о социальной и правовой политике государства 2) идеологический, используемый политической властью как средство пропаганды демократических идей внутри страны и за ее пределами. При этом истинное состояние нрав человека и гражданина может существенно отличаться от официально декларируемых властями лозунгов и обслуживать национальные, классовые, партийные, групповые и даже личные интересы 3) практический, признаваемый в качестве инструментария юриспруденции, предпосылки удовлетворения социальных благ личности.
Понятие гарантий базируется на основных принципах, выработанных человечеством: гуманизме, справедливости, законности, целесообразности, равноправии и др. По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности. Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных и неимущественных интересов граждан.
Понятие гарантий тесно соприкасается с такими категориями, как социальная защита , правовая защита , система обеспечения , условия , факторы , в сравнении с которыми оно подчас приобретает более широкое или, наоборот, узкое смысловое значение.
Гарантии прав личности нуждаются в организационных, процедурных формах их реализации. Диалектическая взаимосвязь процедур и гарантий состоит в том, что первые четко дают гражданам ответы на вопросы: к кому обратиться? каков порядок действий? в какие сроки? в какой форме? с кем согласовать? какие результаты будут от судебных процедур? какие результаты возможны от внесудебных процедур? и т.д.
Гарантии служат основанием надежности использования личностью процедур в определенных казусных обстоятельствах. Сказанное не означает, что содержание процедур не создает организационных и иных условий для осуществления того или иного вида гарантий.
Гарантии как социально-правовые меры материального, организационного и иного характера всесторонне показывают уровень экономического и политического развития демократичности общества, общественного и правового сознания населения. Закономерно, что Конституция РФ, учитывая международный опыт, провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1), закрепила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также обусловила систему гарантий. Термин гарантии используется в Основном Законе России не менее чем в 10 статьях.
В юридической литературе много внимания уделяется классификации гарантий прав личности. Это научно оправдано. Гарантии связывают воедино и правовое, и фактическое положения человека в гражданском обществе, служат выражением социальной свободы, ответственности и активности граждан. Справедливо утверждение, что политические, экономические, духовные предпосылки и условия сами по себе не служат основанием для реализации прав и свобод личности. Собственно гарантиями они становятся лишь через юридическую форму и организационные усилия государства и общества.
Отсюда и выделение гарантий прав человека и гражданина с позиции системы, включающей в себя гарантии: общие, юридические, организационные. В свою очередь, названные виды гарантий в качестве подсистемы имеют свое содержание и формы выражения. Так, общие гарантии делятся по социальной направленности па материальные, политические, духовные.
Материальные гарантии - это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.
Политические гарантии - это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.
Духовные гарантии - система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость это общественная сознательность и образованность человека. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.
Среди юридических гарантий прав личности следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первой группе относятся:
пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве
юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование процессуальные формы реализации меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.
Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности процессуальные формы осуществления контроля и надзора средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства.
Главный принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.
По сфере действия гарантии можно классифицировать на внутригосударственные и международные механизмы гарантий прав человека и гражданина.
Внутригосударственные гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных и правовых средств и условий, обеспечивающих непосредственную защиту прав человека и гражданина.
Международные механизмы гарантий прав личности - это коллективные меры мирового сообщества экономического, политического, идеологического, организационного характера, обеспечивающие охрану и защиту прав человека и гражданина. Эти меры включают, например, программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы культурного развития и полной занятости населения, формирование международно-правовых принципов и норм по правам человека. Так, политико-правовую систему международных гарантий прав человека составляют Конституция Российской Федерации, Европейская социальная хартия и другие международные документы.
Соответственно по содержанию организационные гарантии можно классифицировать на контрольные, процедурные, организационно-технические.
Контрольные гарантии обеспечения прав граждан - это система организационных предпосылок и условий, основанная на принципах постоянства, последовательности, объективности, демократичности и действенности. Правильное понимание названных принципов повышает эффективность контроля и помогает использовать его и как средство, позволяющее выявлять нарушения прав личности, и в превентивных целях.
Процедурные гарантии обеспечения прав личности - это порядок, способы, условия повышения эффективности социальных норм в общественных отношениях, которым соответствующая процедура служит.
Организационно-технические гарантии прав человека и гражданина представляют собой комплекс мер, связанных с применением средств техники и связи, в том числе учетных, контрольных и выполняющих некоторые другие организационные функции.
Следовательно, социальное государство и его законодательство призваны целенаправленно улучшать и защищать их материальное благосостояние, служить задачам обеспечения человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости.
Общепризнано, что гарантии, предоставляемые муниципальным служащим в соответствии с федеральным и региональным законодательством, являются неотъемлемым элементом их правового статуса.
Между тем в действующем законодательстве Российской Федерации и отечественной юридической литературе нет единого определения понятия гарантий, предоставляемых муниципальным служащим. В наибольшей степени указанное понятие разработано представителями административно-правовой науки. Именно они, полагая, что и государственная, и муниципальная служба имеют одинаковую правовую природу, склонны трактовать понятие гарантий как идентичное по отношению и к государственным, и к муниципальным служащим.
Сущность гарантий, предоставляемых муниципальным служащим, в наиболее полном виде проявляется в их содержании. При этом необходимо учитывать, что действующим законодательством о муниципальной службе установлено, что все гарантии, предоставляемые муниципальным служащим, состоят из основных, установленных федеральным законодательством, и дополнительных, которые определяются региональным законодательством.
Анализ всей совокупности гарантий, предоставляемых муниципальным служащим в Российской Федерации, дает основания для их классификации на три основные группы:
) содействующие непосредственному исполнению должностных обязанностей муниципального служащего
) подразумевающие предоставление муниципальным служащим социально-экономических благ, необходимых для удовлетворения потребностей данной категории работников, и условий, обеспечивающих исполнение должностных обязанностей
) направленные на создание и укрепление правовой защищенности муниципальных служащих и членов их семей от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением ими должностных обязанностей.
Правовые предписания федеральных и региональных законов о содержании гарантий, предоставляемых муниципальным служащим требуют детализации в целом ряде подзаконных актов различной юридической силы.
Безусловно, это создает определенные неудобства в реализации конкретных гарантий. Кроме того, такое положение может порождать различные подходы к пониманию и нормативному закреплению сущности отдельных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим. В связи с этим представляется, что актуальной задачей исследователей правового статуса муниципальных служащих является сравнительный анализ содержания гарантий и практики их нормативно-правового закрепления на региональном и муниципальном уровнях.
1.2 Понятие и сущность социальных льгот
Понятие социальная защищенность человека отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник только недавно. В период существования командно-административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих. Социальная защита в целом в обществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления.
Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда все более отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. В связи с этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного источника обеспечения средств существования и создание условий для активного включения населения в социально полезную деятельность.
Таким образом, эффективная система социальной защиты населения должна быть рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать. Ведь именно труд дает достаточные средства для действенной социальной защиты.
Социальная защита муниципальных служащих должна включать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсацию ограничений, объективно обусловленных характером деятельности во-вторых, на реализацию социальных ожиданий работника, которые легли в основу его профессионального выбора в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности конкретного лица .
В настоящее время льготы являются одним из инструментов реализации государственной политики в социально-экономической жизни общества, потому что они затрагивают жизнь широких слоев населения.
Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав.
В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин преимущество употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание и др.
При реализации социальной политики через предоставление мер социальной поддержки населению используются понятия гарантия и льгота . Очень часто нечеткое разграничение этих категорий приводит к подмене понятий, что негативно отразится на анализе проблемы. Чтобы этого избежать, нужно определиться с терминами. Гарантия - это обеспечение, активная деятельность по реализации того или иного положения. Льгота подразумевает под собой стремление благоприятствовать отдельным субъектам, предоставление кому-либо преимущества, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или обеспечение условий их выполнения. Льготы являются самостоятельной частью социального обеспечения и решают задачи по защите, как правило, наиболее уязвимых слоев населения. Объективной необходимостью существования льгот является потребность в общественной гарантии наиболее полного удовлетворения социальных, специфических нужд нетрудоспособных граждан, характеризуемых только для них, которые не могут быть сокращены или ограничены.
Также существование льгот обусловлено политическими причинами, в числе которых:
Необходимость реализации принципа социальной справедливости
Наличие групп людей, внесших значительный вклад в оборону и социально-экономическое развитие страны и заслуживших право на особую заботу и внимание со стороны государства
Проблема выживания, жилищная и другие проблемы, решение которых для нетрудоспособных лиц невозможно в современных условиях без наличия такой экономической и правовой категории, как льготы.
Различные виды социальных гарантий, льгот и других выплат, включая косвенные (бесплатные и льготные услуги), получает почти половина населения страны, хотя реально нуждаются в них прежде всего граждане, имеющие доходы ниже прожиточного уровня. Для обеспечения населения эти пособия не имеют экономического смысла, а для нуждающихся семей не гарантируют необходимой социальной защиты. Это приводит к тому, что при значительных расходах на выплату социальных трансфертов реальные средние размеры большинства пособий и социальных выплат остаются очень низкими. В настоящее время социальные гарантии и льготы в Российской Федерации составляют более тысячи, и ими обеспечиваются около 200 категорий получателей, а численность лиц, претендующих на получение различных социальных гарантий, льгот и выплат, достигает почти 100 млн. человек (ветераны, инвалиды, пожилые граждане, дети, многодетные семьи, и другие категории граждан).
Таким образом, значимость льгот и преимуществ в системе социального обеспечения, потребность не только для отдельной личности, но и для общества в целом предопределяет необходимость их дальнейшего развития и совершенствования. При этом следует отметить, что в процессе развития могут возникать новые виды льгот, а отдельные льготы, исчерпавшие свое значение по тем или иным причинам, прекратит свое существование.
Содержание понятия гарантии муниципального служащего наиболее точно определяет И.С. Морозова, хотя и называет их льготами-гарантиями. Указанный автор считает, что в зависимости от их роли правовые льготы можно классифицировать на льготы-компенсации, льготы-гарантии, льготы-стимулы. Гарантирующий характер правовых льгот, по мнению И.С. Морозовой, выражается в том, что с помощью данного юридического средства обеспечивается осуществление других юридических средств, прежде всего прав и обязанностей. Подобные льготы, компенсируя затраты, определенную ущемленность за счет удовлетворения других, гарантируют выполнение субъектами определенных обязанностей .
1.3 Понятие муниципального служащего
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы. Государственное управление: основы теории и организации.
Государственные и муниципальные служащие как специфическая социальная группа выделяются из всего состава населения страны, поскольку они являются носителями особого правового статуса, относящегося только к данной категории работников. Этот статус муниципальный служащий приобретает на основе действия соответствующего законодательства и в связи с замещением муниципальной должности муниципальной службы.
Муниципальные служащие в своем роде представляют муниципальное образование ее местную систему управления (местную власть). От них во многом зависит уровень развития муниципального образования, условия жизни населения их благосостояния. Хотелось бы отметить, что успех в работе зависит от компетентности делового человека, его профессионализма, активности и многих других факторов. Некоторые из них влияют на достижение желаемого результата прямо и непосредственно - знание дела и опыт. Косвенные факторы также влияют на успех, и внешний облик делового человека - именно тот фактор, который тоже определяет эффективность деловых связей, успех в деловых контактах и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы.
На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом ФЗ Об основах муниципальной службы в Российской Федерации от 02.03.2007 г.
Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.
Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы и других видов надбавок и выплат, предусмотренных законодательством, актами местного самоуправления.
Таким образом, муниципальный служащий - гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих закрепляются Федеральным законом О муниципальной службе в Российской Федерации .
Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии и социальные льготы для муниципального служащего.
2. Гарантии и социальные льготы муниципальных служащих
.1 Гарантии и льготы для муниципальных служащих
Социальные гарантии для наемных работников регламентируются разделом VII Трудового кодекса РФ. Специальным законодательством предусматриваются специфические гарантии для муниципальных служащих (ст. 172 ТК РФ).
Помимо регламентации порядка поступления на муниципальную службу и ее прохождения, прав и обязанностей служащего, в законодательстве субъектов РФ и муниципальных нормативных актах значительное место отводится описанию гарантий муниципальных служащих.
Законом О муниципальной службе в Российской Федерации четко определяются функции основных гарантии муниципальным служащим и их и их существенное отличие от мер по социальной защите иных групп населения. Государственные гарантии вводятся в целях: обеспечения правовой и социальной защищенности муниципальных служащих повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей укрепления стабильности профессионального состава кадров муниципальной службы в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством для муниципальных служащих.
Все гарантии, установленные действующим законодательством, по содержанию можно объединить в две группы:
Первая группа гарантий ориентирована на обеспечение муниципальному служащему нормативно-правовых условий для эффективного исполнения должностных полномочий К их числу относят:
) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией
Иными словами, муниципальному служащему должны быть созданы условия для надлежащего исполнения своих служебных обязанностей. К таким условиям могут относиться:
обеспечение оргтехникой и другими необходимыми материалами
предоставление необходимой информации
в соответствующих случаях обеспечение автотранспортом и т.п.
) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!