Есв отказ от наследства намеренное ухудшение жилищных условий
Намеренное ухудшение жилищных условий — понятие, признаки и последствия
В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний — желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.
Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.
Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий — это умышленность деяния . при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.
Что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется
Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий. У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:
Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении
Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.
Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.
Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания
Для определения факта умышленного ухудшения условий проживания используются нормативные акты муниципальных органов власти и нормы, существующие в Жилищном Кодексе РФ. Выделен перечень ситуаций, подпадающих под умышленное ухудшение жилищных условий:
Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции
Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:
условия своего проживания
ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.
Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут быть признаны умышленными. Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства. Допустим, если семья из 4 человек меняет квартиру площадью 72 кв м на меньшую с площадью 48 кв м и после этого имеет желание встать на учет и получить жилье от государства, это явно говорит о намеренных действиях.
Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено. Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства. Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.
Какие документы нужны для аренды квартиры - знания необходимые арендатору!
Права и обязанности людей? снимающих помещение? подробно описаны в статье .
По http://zakonometr.ru/nedvizhimost/pokupka/zashhita-ot-moshennichestva.html ссылке находится материал который поможет вам проверять чистоту сделки купли квартиры.
Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания
Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:
Ухудшение жилищных условий военнослужащих
Для категории военнослужащих признаки умышленных деяний, ухудшающих жилищные условия, прописаны в Инструкции Министерства обороны от 30. 09. 2010 г. Согласно этого документа к ним относятся:
представителя семьи военнослужащего.
В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:
Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних
Особое внимание в жилищном праве уделяется соблюдению прав несовершеннолетних детей
Поэтому родители не могут совершить никаких действий, влекущих за собой ухудшение условий проживания несовершеннолетних, без согласия органов опеки и попечительства.
По Семейному кодексу РФ за соблюдение прав ребенка отвечают родители. Эту обязанность они не теряют после развода. Поэтому ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего или вовсе лишение его прав на жилплощадь являются серьезными правонарушениями со стороны родителей.
После развода родителей ребенок обладает полным правом пользования их жилой недвижимостью. Кроме этого, вселение и регистрация детей, не достигших 18 лет, у любого из родителей не считается преднамеренным действием, даже если количество жилых квадратных метров на одного ребенка будет меньше учетной нормы.
Нет похожих статей.
Намеренное ухудшение жилищных условий по Жилищному кодексу РФ
Анализируя положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, В.М. Корякин выделяет следующие признаки намеренного ухудшения жилищных условий:
1) действия совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении
2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении
3) действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении )
4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
В-третьих, ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, т.е. совершая данные действия, лица осознают либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия, так как, к примеру, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи становится менее учетной нормы. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения либо приведения жилого помещения в состояние, непригодное для дальнейшего проживания в нем.
В-четвертых, действия совершаются гражданами с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с этим должностным лицам органов местного самоуправления необходимо достоверно установить не только наличие умысла на ухудшение жилищных условий, но и то, что такое ухудшение обусловлено желанием состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Третий и четвертый признаки составляют субъективную сторону намеренного ухудшения жилищных условий и на практике вызывают наибольшие сложности с точки зрения установления и доказывания. Анализ судебной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев именно наличие умысла и цели приобретения права состоять на учете не находит своего подтверждения в судебном заседании.
В целях исключения фактов намеренного ухудшения жилищных условий законами отдельных субъектов Российской Федерации предусматривается необходимость предоставления заявителями документа органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащего сведения о сделках, совершенных заявителем и членами его семьи с жилыми помещениями за последние пять лет расписки об отсутствии в течение последних пяти лет, предшествующих подаче заявления о принятии на учет, жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, на праве собственности или на основе иного права, подлежащего государственной регистрации, по установленной форме, справок БТИ о неучастии в приватизации за последние пять лет. В то же время справка БТИ о неучастии в приватизации за последние пять лет не исключает возможности совершения гражданами иных сделок с жилыми помещениями и земельными участками в течение последних пяти лет, в том числе отчуждения объектов недвижимости, приобретенных на основании договоров купли-продажи, дарения, уступки прав требования, в порядке наследования. Также следует отметить, что ни Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ни принятые в его развитие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность указанного органа, не предусматривают правовых оснований выдачи документа о сделках, совершенных с жилыми помещениями и земельными участками за последние пять лет. Кроме того, Росреестр не имеет технической возможности выдавать такого рода справки.
В соответствии со ст. 4 Закона Ненецкого автономного округа от 5 июля 2005 г. N 595-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" для установления факта намеренного ухудшения жилищных условий уполномоченный орган местного самоуправления направляет в организации и учреждения соответствующие запросы. Однако, как справедливо указывается в правовой науке, если гражданин обратится в суд, вряд ли органу местного самоуправления удастся доказать, что эти действия совершены с намерением приобретения права состоять на учете.
Таким образом, не разработано правовых механизмов, позволяющих не только однозначно доказать, что имело место намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете, но и выявить сам факт ухудшения жилищных условий. Сегодня отсутствует уполномоченный орган, который мог бы предоставлять органам местного самоуправления исчерпывающую информацию о том, что за последние пять лет заявителями действий, повлекших уменьшение обеспеченностью жилыми помещениями, не совершалось. В связи с этим возможность применения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации существенным образом ограничена.
Следует отметить, что толкование ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не позволяет ответить и на вопрос о том, кто вправе квалифицировать действия лица как намеренное ухудшение жилищных условий и кто должен доказывать наличие (отсутствие) умысла на совершение намеренных действий, в результате которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении: сам гражданин или же орган, полномочный принимать подобного рода решения.
В настоящий момент данный вопрос решается органами местного самоуправления самостоятельно. При этом региональный законодатель исходит из того, что если граждане совершают действия, направленные на ухудшение жилищных условий, то такие действия следует считать намеренными и совершенными с целью приобретения права состоять на учете. Что, как представляется, противоречит требованиям ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку законодательство исходит из презумпции добросовестности участников гражданского оборота, то полагаем, что ее опровержение, а следовательно, и установление факта намеренного ухудшения жилищных условий возможно только в судебном порядке по заявлению соответствующего органа местного самоуправления.
Как и иное злоупотребление правом, намеренное ухудшение жилищных условий порождает для лица, его совершившего, неблагоприятные правовые последствия. На основании ст. 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, во-первых, таким лицам отказывается в принятии на учет, во-вторых, они принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий. Кроме того, если в судебном заседании установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий, то в соответствии с п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации суду следует отказать в защите права лица состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Следует отметить, что неистечение пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, является основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, но не позволяет принять решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях. Лица, принятые на учет до истечения пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, могут быть сняты с него лишь на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, если ими были предоставлены недостоверные сведения либо установлен факт неправомерных действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Лаконичность положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации порождает социальные и юридические проблемы, обусловливает возможность злоупотребления как со стороны органов местного самоуправления, создавая неограниченные возможности для усмотрения должностных лиц и возникновения коррупционных правоотношений, так и со стороны заявителей. Поскольку установить и доказать факт намеренного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях практически невозможно, последние, желая прежде всего реализовать возможность участия в федеральных целевых программах по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, используют дефекты ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и без каких-либо последствий совершают действия по отчуждению принадлежащих им жилых помещений.
На основании изложенного в целях исключения возможных злоупотреблений, определения круга обстоятельств, подлежащих выяснению при решении вопроса принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, считаем целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, определив исчерпывающим образом перечень действий, квалифицируемых как намеренное ухудшение жилищных условий.
Носков Алексей Сергеевич (Россошь) 25.09.2016 Рубрика: Жилье
Как госслужащему доказать свое право на получение ЕСВ, если ухудшение жилищных условий произошло до вступления закона о ЕСВ в силу?
Сотрудник ФСИН в связи с семейными обстоятельствами был вынужден ухудшить свои жилищные условия в 2011 году и продал квартиру. В 2013 году вступил в силу закон, решающий жилищные проблемы данных сотрудников. В п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 сказано, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий. Правомерно ли в 2015 году отказано в постановке на очередь, если ухудшение жилищных условий было до вступление закона в силу?
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника)
2) с обменом жилыми помещениями
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения
4) с выделением доли собственниками жилых помещений
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Однако надо учитывать следующее. Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ обратной силы не имеет. И в заключительных положениях закона нет оговорки о распространении закона на прошлый период. Следовательно, все, что было до вступления закона в силу, не имеет значения. Вы в период действия закона не совершали действий, указанных в ч. 8 ст. 4 акона.
Вы ничего не написали о нуждаемости в жилище на момент вступления закона в силу, но если у вас его нет, то отказ в постановке на очередь в 2015 году незаконно! Следует оспорить отказ в исковом порядке. Ответчиком выступит учреждение, отказавшая в постановке на учет.
Является ли отказ от наследства ухудшением жилищных условий
Форум правовой взаимопомощи военнослужащих
Вопросы: 1. что необходимо сделать нам с женой со своей собственностью для того, чтобы съехать от родителей, снимать квартиру и оформить поднаём жилья? 2. если надо всё переписывать на родственников (родителей), то сколько должно пройти времени с момента этого события (как я понимаю, это называется ухудшение жилищных условий в/сл)? 3. можно ли вообще переписывать собственность на родственников или же её надо отдавать государству (слышал про такое)? 4.
Военный адвокат
В статье в наглядной форме — с помощью таблицы расписаны права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и других категорий, по получению жилищной субсидии. Часть 2: Оспаривание уменьшения жилищной субсидии в связи с исключением из состава членов семьи военнослужащего ( судебная практика военного адвоката). В статье рассказывается об успешном оспаривании Решения РУЖО, связанного с уменьшением субсидии в связи с переездом дочери военнослужащего в другой город, в связи с чем жилищный орган исключил её из состава членов семьи. Часть 3: Оспаривание уменьшения жилищной субсидии в связи с невозможностью военнослужащим сдать жилое помещение( судебная практика военного адвоката). В статье рассказывается об успешном оспаривании Решения РУЖО, связанного с уменьшением субсидии в связи с невозможностью сдачи ранее полученного военнослужащим жилого помещения, и оставленного бывшим членам семьи. В суде первой инстанции, где адвокат не участвовал, суд отказал в удовлетворении заявления военнослужащего.
Ухудшение жилищных прав
Основным мотивом для ухудшения служит необходимость приобретения прав на жилую площадь и определение гражданина, как нуждающегося в квадратных метрах. Речь идет о социальном жилье, которое можно получить посредством обращения в государственные инстанции для участия в общей очереди.
признание имущественных объектов непригодными для эксплуатации и проживания изменение прав собственности, которое произошло в результате смены места военной службы изменение прав собственности в результате оформления брачных отношений с военнослужащими отсутствие квартиры или дома на правах собственности отсутствие жилья по договору социального найма. При выявлении фактов преднамеренных действий граждан, направленных на изменение жилищных условий в худшую сторону им грозит знакомство с нормами жилищного кодекса, которые предусматривают введение запрета на включение нарушителей в число лиц, которым требуется улучшение условий проживания.
Юридические услуги
В необходимых случаях прикладываются справки учреждений здравоохранения. Заявление о постановке на учёт регистрируется в журнале входящих документов в жилотделе, после чего проводится проверка жилищных условий граждан, по результатам которой составляется акт проверки и вопрос о принятии их на учёт выносится на рассмотрение специально созданной общественной жилищной комиссии, которая принимает решение о принятии или непринятии на учёт, носящее рекомендательный характер.
Является ли отказ от наследства ухудшением жилищных условий
В п.1 указанного приказа также сказано, что В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпункте «д» настоящего пункта, не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения. Согласно п.4 указанного приказа Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий.
Что такое - умышленное ухудшение жилищных условий?
» Таким образом, добросовестность действий граждан презюмируется, то есть в любом случае должна предполагаться их законность. У нас же наоборот —
«… мы считаем ваши действия незаконными, идите и доказывайте в суде, что вы правы»
с 22.03.2012 г. в Пермском крае к действиям, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляемым ими с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся: 3) невыполнение условий договоров социального найма о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации 4) вселение в жилое помещение иных лиц, не являющихся членами семьи нанимателя, собственника жилого помещения, в результате чего размер общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека, становится менее учетной нормы 7) расторжение договора социального найма (найма) по инициативе нанимателей, добровольный отказ от права пользования жилым помещением по договору социального найма 10) приобретение жилого помещения, признанного на момент совершения сделки в установленном порядке непригодным для постоянного проживания граждан, за исключением заключения договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан и наследования имущества» P.S.Уже из личной практики по обжалованию исключений молодых семей из очереди в связи с тем, что в их действиях усматривали умышленное ухудшение жилищных условий до постановки на учет в 2007-2008 г.
При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы. 2) вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве а) обладали по предыдущему месту жительства в городе Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим Из содержания вышеуказанной нормы видно, как само понятие “намеренное ухудшение жилищных условий”, так и последствия такого ухудшения жилищных условий.
Консультация юриста по вопросам намеренного ухудшения жилищных условий
Вопрос. Это действительно правомерно и так возможно будет? И еще. Что, если прописать жену к моим родителям, где прописан я? У администрации тогда не будет оснований снять нас с очереди? Мы ведь так и остаемся быть нуждающимися, хотя уже по адресу моих родителей. Или здесь уже речь идет о намеренном ухудшении? Заранее спасибо! Я была прописана у родителей в деревне в доме ,где жилая площадь составляет 63,9 кв.м.Прописаны мы были трое- мама,брат и я.
Понять эту норму Закона можно. Человек может жениться и разводиться бессчетое число раз, но это не значит, что каждый раз после развода и оставления жилья бывшим , у МО РФ вновь возникает обязанность обеспечивать его жильем для постоянного проживания. Кто посоветует, как правильно выписаться через суд, чтобы иметь возможность быть зарегистрированным по месту службы. Квартира приватизирована на тещу, вместе с ней проживает бывшая жена.
Согласно статье 53 ЖК Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Пример: супруги расторгают брак, но ни один из супругов в период брака не был зарегистрирован на площади другого, ни у кого из них не возникло права пользования площадью другого.
Намеренное ухудшение своих жилищных условий
Но — не путать! — могут быть действия, в результате которых граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (статья 32 ЖК РСФСР и ст. 56 ЖК РФ). Эта статья является авторской.
Источники:
Следующие консультации:
Комментариев пока нет!