Следственный комитет РФ подготовил проект федерального закона о мерах уголовно-правового характера в отношении юрлиц
Следственный комитет РФ подготовил проект федерального закона о мерах уголовно-правового характера в отношении юрлиц
По поручению Президента РФ Следственный комитет РФ подготовил проект федерального закона ''О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц'' (далее - Проект). Разработчики Проекта предлагают дополнить Уголовный кодекс РФ институтом уголовно-правового воздействия в отношении организаций. К юрлицам, причастным к преступлениям, планируется применять такие меры, как предупреждение, штраф, лишение лицензий, льгот, права вести определенную деятельность или полный запрет на осуществление деятельности в России, а также принудительную ликвидацию. Соответствующие изменения планируется внести и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В настоящей статье рассмотрены отдельные положения проекта.Проект направлен на противодействие участию юрлиц в преступной деятельности (так называемой корпоративной преступности). Авторы поправок к Уголовному кодексу РФ объясняют необходимость введения мер уголовно-правового воздействия в отношении организации ростом числа преступлений, совершаемых в интересах юрлиц или с их использованием. Помимо этого в пояснительной записке к Проекту указывается, что мировые стандарты борьбы с преступностью корпораций диктуют необходимость реформирования национального уголовного законодательства посредством установления ответственности организаций за причастность к преступлениям [1].
Проект определяет виды мер уголовно-правового характера в отношении юрлиц, основания их применения, круг субъектов, основания освобождения юрлица от уголовно-правового воздействия, сроки судимости, а также уголовно-процессуальную форму реализации указанных мер.
Напомним, что по действующему законодательству организации могут быть субъектами гражданско-правовой, налоговой либо административной ответственности. Согласно Уголовному кодексу РФ, основанному на доктрине личной виновной ответственности (ст. ст. 5, 19 УК РФ), юрлица не могут подвергаться уголовному наказанию. В связи с таким подходом разработчики Проекта предлагают особую правовую конструкцию для привлечения организаций к уголовной ответственности. Так, способы уголовно-правового воздействия, применяемые к организациям, рассматриваются не как один из видов наказания, а как предусмотренные разд. VIУК РФ иные меры уголовно-правового характера. По сути, юрлицо не является субъектом преступления, однако в случае причастности к преступлению, совершенному физлицом, будет подвергнуто уголовно-правовому воздействию.
Отметим, что предложенное решение проблемы не ново и заимствовано из зарубежной практики борьбы с корпоративной преступностью. Так, иностранные государства используют два подхода к вопросу об уголовной ответственности корпораций:
1) принцип квазиуголовной ответственности;
2) принцип идентификации (отождествления).
Согласно первому подходу юридическое лицо формально не признается субъектом преступления, но к нему тем не менее могут применяться уголовные санкции, которые носят скорее уголовно-процессуальный характер (например, специальная конфискация). Такой подход применяется, в частности, в Австрии, Албании, Испании, Латвии, Мексике, Перу.
В соответствии с принципом идентификации (отождествления) субъективная сторона преступления, к которому причастна организация, выражена в виновном поведении ее руководителей или представителей. Иными словами, действие (бездействие) и психическое состояние корпорации отождествляются с действием (бездействием) и психическим состоянием ее руководителей. При этом уголовная ответственность юрлица за виновные действия физлиц наступает лишь в том случае, если указанные действия были совершены в пользу или во исполнение функций данной организации. Указанный принцип лег в основу уголовного законодательства таких стран, как Англия, США и др. [2].
Однако предложенное в Проекте решение о применении к юрлицам мер уголовно-правового характера не снимает проблему, связанную с субъективной стороной преступления, ведь согласно действующему Уголовному кодексу РФ подобные меры применяются к лицу, совершившему преступление. Установление вины такого лица для признания наличия состава преступления в его деянии необходимо. Как отмечают специалисты, сочетать принципы вины и личной ответственности с невиновной и коллективной ответственностью юрлиц невозможно. Таким образом, чтобы привлекать организации к уголовной ответственности, потребуется разделение положений Уголовного кодекса РФ на две системы принципов и оснований уголовной ответственности и наказания [3]. Помимо кардинальных изменений материального права нововведения потребуют внесения соответствующих поправок в уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство.
Основания и условия применения к юрлицам мер уголовно-правового характера
Проектом предусматривается единственное основание для применения к юрлицам мер уголовно-правового характера – их причастность к преступлению. Организация признается причастной к преступлению, если лицо, выполняющее управленческие функции либо осуществляющее фактическое руководство организацией:
- совершает преступление в интересах данной организации. Согласно Проекту совершенным в интересах юрлица преступлением является такое преступление, одним из мотивов которого было приобретение организацией выгод имущественного характера (например, получение или увеличение прибыли, избежание или уменьшение убытков, уклонение от имущественной или иной ответственности, приобретение имущественных прав либо освобождение от обязанностей имущественного характера);
- использует данную организацию в целях совершения, сокрытия преступления (его последствий), в том числе финансирует преступление с использованием денежных средств или расчетных счетов юрлица, заключает сделки от имени юрлица для совершения, сокрытия преступления или для сокрытия имущества, полученного в результате такого преступления.
В соответствии с Проектомлицо, выполняющее управленческие функции в компании, - это единоличный исполнительный орган (руководитель), член коллегиального исполнительного органа, член совета директоров, а также иное физлицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. Лицо, осуществляющее фактическое руководство, - это физлицо, не занимающее должность в органе управления организации и не наделенное правом осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Однако такое лицо фактически принимает все важные решения в организации в силу его преобладающего участия в уставном капитале либо вследствие иных обстоятельств.
Юрлица, в отношении которых могут применяться меры уголовно-правового характера
Согласно Проекту за причастность к преступлениям меры уголовно-правового характера предлагается применять в отношении:
- организаций, обладающих в соответствии с законодательством РФ статусом юрлица, за исключением органов госвласти и местного самоуправления;
- международных организаций, лишенных иммунитета в порядке, предусмотренном законом иностранного государства, международным договором РФ, а также отказавшихся от иммунитета по правилам международной организации;
- правопреемника реорганизованного юрлица, причастного к преступлению, до вступления в силу постановления суда о применении мер уголовно-правового характера.
Из приведенного перечня видно, что мерам уголовно-правового характера могут подвергаться только юрлица, зарегистрированные в надлежащем порядке. Однако существуют организации без образования юридического лица, официально не зарегистрированные коллективные образования (например, преступные сообщества, террористические организации, общественные или религиозные объединения, деятельность которых носит экстремистский характер). Механизм уголовно-правового воздействия в отношении их деятельности Проектом не предусмотрен.
Меры уголовно-правового характера, применяемые в отношении юрлиц
Согласно Проекту организации, причастной к преступлению, суд может назначить одну или несколько следующих мер:
- предупреждение;
- штраф;
- лишение лицензии, квоты, преференций или льгот;
- лишение права заниматься определенной деятельностью;
- запрет на осуществление любой деятельности на территории РФ;
- принудительную ликвидацию.
Предупреждениеназначается организации, если ее причастность к преступлению небольшой или средней тяжести без причинения имущественного ущерба или возникновения такой угрозы выявлена впервые.
Штрафв отношении юрлиц предлагается в зависимости от исчисления разделять на три вида:
- фиксированный (единовременная выплата в размере от 50 тыс. до 5 млн руб.);
- кратный (единовременная выплата в размере, кратном полученному юрлицом в результате преступления доходу (предотвращенному убытку, стоимости приобретенного имущества));
- аннуитетный (систематические ежеквартальные платежи в размере от 5 до 25 процентов дохода организации, подлежащие перечислению в течение срока от одного года до двух лет).
При уклонении организации, причастной к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, от уплаты штрафа данная мера может быть заменена судом на принудительную ликвидацию.
Лишение лицензии, квоты, преференций или льготбудет применяться в случае их использования для совершения преступлений, к которым причастна организация. Однако Проектом не предусмотрено внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 04.05.2011 N99-ФЗ ''О лицензировании отдельных видов деятельности'', который не предусматривает такого основания аннулирования или прекращения лицензии, как причастность организации к преступлению.
Лишение права вести определенную деятельностьпредполагает запрет юрлицу заниматься одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении или в связи с осуществлением которых было совершено преступление, сроком от года до пяти лет.
В отношении организаций, которые созданы за рубежом, но осуществляют в России деятельность, связанную исключительно с совершением или сокрытием преступления (его последствий), будет применяться запрет деятельности на территории РФ. Если такое юрлицо заключало сделки в противоправных целях на территории РФ, то суд вправе признать их недействительными и применить предусмотренные гражданским законодательством последствия недействительности ничтожной сделки.
Однако из Проекта неясно, как соотносится данное право суда с институтом гражданского иска в уголовном процессе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. При отсутствии такого лица вызывает сомнение возможность суда, рассматривающего уголовное дело, по собственной инициативе признавать сделки недействительными и применять последствия таких сделок, поскольку исходя из смысла п. 2 ст. 166 ГК РФ таким правом обладает суд общей юрисдикции или арбитражный суд.
Принудительную ликвидациюкак исключительную меру уголовно-правового характера предполагается назначать следующим категориям юрлиц:
- образованным в России и осуществляющим на ее территории деятельность, сопряженную исключительно с совершением или сокрытием преступления (его последствий);
- уставный (складочный) капитал которых более чем наполовину сформирован из имущества, полученного в результате совершения преступления.
Если такие организации заключали сделки в противоправных целях, то суд вправе признать их недействительными и применить предусмотренные гражданским законодательством последствия недействительности ничтожной сделки.
Имущество ликвидированной компании, оставшееся после удержания обязательных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, а также удовлетворения заявленных исковых требований, передается государству.
Освобождение юрлиц от мер уголовно-правового характера
Суд вправе освободить организацию, причастную к преступлению, от мер уголовно-правового характера при наличии одновременно следующих условий:
- причастность к преступлению небольшой или средней тяжести, выявленная впервые;
- способствование раскрытию и расследованию преступления;
- возмещение причиненного ущерба (вреда), который возник в результате совершенных действий или принятых решений.
Как указывают авторы Проекта, в основном организации бывают причастны к экономическим и экологическим преступлениям. Большинство подобных деяний – преступления небольшой или средней тяжести, поэтому вероятность освобождения юрлиц от мер уголовно-правового характера велика. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности введения института уголовно-правового воздействия в отношении организаций.
Судимость юрлиц
Разработчики Проекта предлагают также ввести в отношении организаций институт судимости. Так, юрлицо, признанное причастным к преступлению, будет считаться судимым до момента погашения или снятия судимости.
Погашать судимость юрлиц предполагается в следующие сроки:
- для организаций, причастных к преступлениям небольшой или средней тяжести, - по истечении года;
- для юрлиц, причастных к тяжким преступлениям, - по истечении двух лет;
- для компаний, причастных к особо тяжким преступлениям, - по истечении трех лет.
Согласно Проекту по ходатайству организации суд вправе снять с нее судимость по истечении половины такого срока, если в это время юрлицо:
- осуществляло активную общественно-полезную деятельность (благотворительность, меценатство, патронаж);
- не было привлечено к административной ответственности;
- не было подвергнуто уголовно-правовому воздействию.
Организация, освобожденная от мер уголовно-правового характера, считается несудимой, и все правовые последствия, связанные с наличием судимости, аннулируются.
Следует отметить, что предложенный авторами Проекта институт судимости юрлиц, причастных к преступлению, не согласуется с положениями данного документа о мерах уголовно-правового воздействия. Согласно действующему уголовному законодательству судимость – это правовое последствие, возникающее в связи с вынесением обвинительного приговора и назначением наказания. При назначении иных мер уголовно-правового характера судимость у лица не возникает. Получается, что если к юрлицам применяются меры уголовно-правового характера, а не наказание, то судимость у них возникнуть не может.
Таким образом, представляется, что отдельные положения Проекта о введении мер уголовно-правового характера в отношении юрлиц не согласуются с действующим Уголовным кодексом РФ. В связи с этим требуется дальнейшая доработка документа и обсуждение целесообразности введения института уголовно-правового воздействия на юрлиц в современной России.
Документ:
Проект федерального закона ''О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц'' (текст документа размещен на официальном сайте Следственного комитета РФ http://www.sledcom.ru/discussions/?SID=1273)
[1] Ст. 18 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999). Ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 N125-ФЗ.
Ст. 26 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 N40-ФЗ.
Ст. 10 Конвенции против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Ратифицирована Федеральным законом от 26.04.2004 N26-ФЗ.
[2] См., например: Додонов В. Ответственность юридических лиц в современном уголовном праве // Законность. 2006. N4.
[3] См., например: Кузнецова Н.Ф. Цели и механизмы реформы Уголовного кодекса // Государство и право. 1992. N 6.
Комментариев пока нет!